«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»
статья по теме
В статье идет речь о взаимодействии педагога-психолога с учителем-логопедом и родителями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие в работе педагога психолога , учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ»
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья .В связи с этим значимость психолого-педагогического сопровождения становится важным направлением в работе. Необходимым условием решения данного вопроса является организация взаимодействия в работе учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей с учащимися с ОВЗ и других категорий детей, нуждающихся в помощи специалистов. Кадровое обеспечение ресурсного центра развития и коррекции «Шаг навстречу» позволяет организовать комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и детям- инвалидам. Взаимосвязь и преемственность в работе учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет повысить эффективность коррекционно-развивающего обучения. Для этого мы создали модель взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога с родителями в процессе коррекционно-развивающей деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка. Задачи коррекционно-развивающей работы логопеда и психолога тесно взаимосвязаны и решаются в рамках целостного подхода к формированию психической деятельности ребенка. Основные задачи логопедической деятельности : * Выявление учащихся с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого, познавательного, физического развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. * Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми и их родителями в соответствии с их индивидуальными программами. * Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды . Работа психолога заключается: * Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи. * Активизации познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов. * Совершенствование мелкой моторики. * Развитие слухового –речевого внимания. * Развитие зрительно-моторной координации. * Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств. * Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия. * Повышение психологической культуры родителей и педагогов. В составе ресурсного центра развития и коррекции «Шаг навстречу» работают следующие специалисты: педагог психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. Взаимодействие всех специалистов между собой, а также с родителями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов необходимо для своевременного реагирования по различным вопросам. Анализ деятельности педагога-психолога и учителя-логопеда показывает закономерные различия функциональных обязанностей специалистов, однако в задачах и планируемых результатах прослеживается общая логика построения коррекционно-развивающего процесса. Во взаимодействии учителя-логопеда, педагога-психолога и родителей центральным звеном является ребенок, нуждающийся в помощи. Логопед выступает как организатор и координатор деятельности всех участников коррекционного процесса, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов. Не стоит забывать и том, что первостепенное влияние на развитие оказывает семья (родители ребенка). Структура работы включает в себя три этапа: * Диагностика * Коррекционно-развивающая работа * Подведение итогов В содержании каждого направления перед специалистами стоят общие и частные задачи взаимодополняющие деятельность каждого. Так, например, общие задачами на этапе диагностики направлены на: * Своевременное выявление речевых нарушений, определение уровня речевого и психического развития ребенка; * Выделение факторов риска, на основе полученных результатов; * Составление общей карты развития ребенка, индивидуальной программы устранения имеющихся недостатков. На логопедических занятиях первостепенное значение имеют задания и упражнения, направленные на развитие всех сторон устной речи, а также профилактику и коррекцию нарушений письма и чтения. Коррекционно-развивающие занятия педагога-психолога направлены на совершенствование и развитие познавательных процессов, двигательной, зрительно-пространственной, слухоречевой функций, формирование эмоционально-личностных особенностей поведения. Разработка и проведение интегрированных занятий является одним из компонентов совместной деятельности психолога и логопеда. Такие занятия могут проводиться как итоговые по окончании определенного этапа коррекционной работы. Важное значение в системе работы специалистов имеет просветительская деятельность среди родителей. Вовлечение их в коррекционный процесс позволяет добиваться результатов в более короткие сроки. Разъяснительную работу можно проводить на индивидуальных и групповых консультациях. Нами разрабатываются рекомендации для родителей, памятки, которые они могут использовать во внеурочное время, дома. Организационно-методическая работа служит совершенствованию совместной деятельности, выработке стратегии коррекционного воздействия и включает в себя: * Составление общего годового плана коррекционно-методической работы педагога-психолога и учителя-логопеда * Разработку индивидуальных и групповых коррекционных программ * Посещение методических объединений, обмен опытом |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/28/picture-637766-1432846327.jpg)
Сценарий праздника "23 февраля- День защитника отечества".Взаимодействие педагогов ДОО:учителя-логопеда,педагога-психолога,музыкального руководителя,воспитателей.
Праздничное спортивное мероприятие направлено на социализацию детей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР(ОНР) старшего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-1190063-1574131101.jpg)
Групповое занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в 3 классе, как элемент модели взаимодействия специалистов в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и личностное развитие обучающихся с ОВЗ .
Помочь детям легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться....
Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспит...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/17/picture-1080875-1697573776.jpg)
Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....
Результаты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данном документе составлена справка отчет по работе с детьсми с ОВЗ за перод в 3 года...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/05/picture-482474-1412489812.jpg)
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...