Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников.Коррекционно-развивающая работа с обучающими направлена на создание комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, социальной адаптации, коррекции физического и психического развития. Целью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является создание благоприятных условий для развития личности каждого обучающегося и достижение планируемых результатов основной образовательной программы через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса. В коррекционно-развивающей работе существует несколько направлений: оздоровительное, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития. Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога включает в себя направления: психодиагностика, консультативная, информационно-просветительская работа и коррекционно-развивающая работа. В реализации коррекционной работы важным является оптимальное взаимодействие специалистов для системного сопровождени детей с ОВЗ в образовательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursy_pov.kval_.docx | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Принципы коррекционной работы
3. Направления работы
4. Этапы реализации программы
5. Механизм реализации программы
6. Требования к условиям реализации программы коррекционной работы
7. Планируемые результаты программы
8. Информационные ресурсы
1. Пояснительная записка
Программа коррекционно-развивающей работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы основного общего образования.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися являются:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №276-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271).
СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июня 2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)
Коррекционно-развивающая работа с обучающимися направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы направлена также на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников, таких как:
несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;
низкая познавательная и учебная мотивация;
негативные тенденции личностного развития;
коммуникативные проблемы;
эмоциональные нарушения поведения;
неуспеваемость и другие.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе и надомная форма обучения по общей образовательной программе. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Цель коррекционно-развивающей работы – создание благоприятных условий для развития личности каждого обучающегося и достижения планируемых результатов основной образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Задачи коррекционно-развивающей работы:
- своевременное выявление детей с трудностями адаптации в школе, в том числе обусловленными ОВЗ;
- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;
- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;
- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;
- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.
2. Содержание коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:
- Учет индивидуальных особенностей. Всем детям свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.
- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).
Теоретико-методологической основой программы коррекционно- развивающей работы является взаимосвязь трех подходов:
● нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;
● комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;
● междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинского работника, педагогов и психолога, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).
3. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.
1. Оздоровительное направление.
Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий, ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т. д.
2. Развитие и коррекция познавательной деятельности.
Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике педагогов и психологов.
3. Развитие и коррекция эмоциональной сферы.
Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений – традиционное направление работы психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.
4. Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития.
Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т.п.
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога включает в себя взаимосвязанные направления (модули). Данные направления отражают ее основное содержание:
- психодиагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию у обучающихся познавательных и коммуникативных умений.
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, имеющими недостатки в развитии, их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками.
Характеристика содержания модулей.
1.Диагностический модуль.
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ОВЗ, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Медицинская диагностика определяет состояние физического и психического здоровья детей, выявляет состояния физического и психического здоровья детей, изучает истории развития ребенка.
Психолого-педагогическая диагностика.
Первичная диагностика для выявления детей с ОВЗ создает банк данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи.
Углубленная диагностика детей с ОВЗ получает объективные сведения об обучающихся на основании обследования актуального уровня психического и речевого развития, определяет зоны ближайшего развития.
Социально – педагогическая диагностика определяет уровень организованности ребенка, уровень знаний по предметам, о мотивации учебной деятельности, трудностях в овладении новым материалом, особенностях личности, эмоционально-волевой сфере, соблюдении правил поведения в обществе, о взаимоотношениях с коллективом, о нарушениях в поведении, уровне притязаний и самооценке.
2.Коррекционно-развивающий модуль
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ.
Задачи: обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;
осуществление психолого-педагогического мониторинга достижений школьника;
выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
организация и проведение психологом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;
разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми с ОВЗ;
внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.
3.Консультативный модуль
Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся
Задачи (направления): консультирование педагогических работников по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ОВЗ;
консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи;
консультирование родителей по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.
4.Информационно – просветительский модуль
Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования детей с ОВЗ со всеми участниками образовательного процесса.
Задачи (направления) деятельности:
информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;
организация работы семинаров, родительских собраний, тренингов и др.;
информационные мероприятия (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, информационные материалы на сайте школы по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ);
педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.
4. Этапы реализации коррекционно-развивающей работы
1. Этап сбора и анализа информации
Информационно-аналитическая
Оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.
2. Этап планирования, организации, координации
Организационно-исполнительская
Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды
Контрольно-диагностическая
Констатация соответствия созданных условий особым образовательным потребностям ребенка.
4. Этап регуляции и корректировки
Регулятивно-корректировочная
Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;
комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка.
Психолого-педагогическое обеспечение:
- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПк;
- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности и доступности);
- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);
- обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);
- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;
- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического или физического развития.
Программно-методическое обеспечение:
В процессе реализации коррекционно-развивающей работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.
Кадровое обеспечение
Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование. С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы, коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития должны осуществлять педагоги-психологи, логопеды и социальный педагог, привлечены медицинские работники. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.
Педагогические работники образовательного учреждения имеют четкое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.
Материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования, организации спортивных и массовых мероприятий, обеспечения медицинского обслуживания).
Информационное обеспечение
Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.
7. Планируемые результаты
- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;
- развитие познавательной активности детей;
- повышение учебной мотивации у школьников;
- формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;
- предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у учащихся с ОВЗ;
- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблеме коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.
Используемая литература:
1. Ремезова Л.А. Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательном учреждении. Самара: Изд-во СГПУ, 2007.
2. Ремезова Л.А., Галкина О.В., Логинова Н.Н. Практическое овладение школьниками с нарушением интеллекта мыслительными операциями. Самара: ПГСГА, 2010.
3. Самукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционная программа. М: Новая школа, 1993.
4. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб: издательство РГПУ им. А.И.Герцена; издательство «СОЮЗ», 2001.
5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М: АРКТИ, 1997.
6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М: «Гном-Пресс», 1999.
Информационные ресурсы.
1. http://festival.1september.ru (раздел «Коррекционная педагогика»).
2. http://www.school2100.ru Журнал «Начальная школа: плюс-минус», №4/2001г
(О.А. Степанова «Коррекционно-развивающие ресурсы)
3. ikprao.ru (Институт коррекционной педагогики РАО).
4. http://pages.esosedi.ru/samara/univer/show-237391/institut_korrektsionnoy_pedagogi/index (Институт коррекционной педагогики Самарского государственного педагогического университета).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Грузовой транспорт"
Развивать у детей интерес к конструированию.Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение...
Программа коррекционно-развивающих занятий для педагогов "Свеча"
Программа "Свеча" предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с педагогами, у которых выявлены симптомы психического напряжения и утомления....
Методическая разработка "Эффективность работы педагога с детьми в детском оздоровительном лагере"
Данная разработка предназначена для педагога дополнительного образования, как интересно и эффективно организоватьтворческую работу и досуг детей в летнем лагере....
Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики
Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...
Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.
Закрепление знаний по формированию временных представлений на основе использования набора схем и символов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ...
Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет (с ЗПР) по теме «Зимующие птицы» с использованием ИКТ
Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы (6-7лет) компенсирующей направленности с задержкой психического развития (ЗПР) по ознакомлению с окружающим миром с использован...