Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников.Коррекционно-развивающая работа с обучающими направлена на создание комплексной помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы, социальной адаптации, коррекции физического и психического развития. Целью коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ является создание благоприятных условий для развития личности каждого обучающегося и достижение планируемых результатов основной образовательной программы через индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса. В коррекционно-развивающей работе существует несколько направлений: оздоровительное, коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития. Коррекционно- развивающая работа педагога-психолога включает в себя направления: психодиагностика, консультативная, информационно-просветительская работа и коррекционно-развивающая работа. В реализации коррекционной работы важным является оптимальное взаимодействие специалистов для системного сопровождени детей с ОВЗ в образовательном процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursy_pov.kval_.docx35.92 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога  с детьми с ОВЗ

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Принципы коррекционной работы

3. Направления работы

4. Этапы реализации программы

5. Механизм реализации программы

6. Требования к условиям реализации программы коррекционной работы

7. Планируемые результаты программы

8. Информационные ресурсы

1. Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающей работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы основного общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы коррекционной работы с обучающимися являются:

 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №276-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

 Федеральный закон Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"

 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271).

 СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

 О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. (Письмо МО РФ N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.)

 Письмо Министерства образования и науки РФ от 07 июня 2013г. №ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей»

 Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ)

Коррекционно-развивающая работа с обучающимися направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы направлена также на разрешение ряда проблем, возникающих при обучении и воспитании школьников, таких как:

 несоответствие уровня психического развития ребенка возрастной норме;

 низкая познавательная и учебная мотивация;

 негативные тенденции личностного развития;

 коммуникативные проблемы;

 эмоциональные нарушения поведения;

 неуспеваемость и другие.

Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе и надомная форма обучения по общей образовательной программе. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.

Цель коррекционно-развивающей работы – создание благоприятных условий для развития личности каждого обучающегося и достижения планируемых результатов основной образовательной программы детьми с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Задачи коррекционно-развивающей работы:

- своевременное выявление детей с трудностями адаптации в школе, в том числе обусловленными ОВЗ;

- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, детей-инвалидов;

- определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

- осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

- обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам;

- реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ по медицинским, психологическим, социальным, правовым и другим вопросам.

2. Содержание коррекционно-развивающей работы определяют следующие принципы:

- Учет индивидуальных особенностей. Всем детям свойственно иметь индивидуальные (отличительные) особенности. Индивидуальность ребенка характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт, которые заметно отличают данного ребенка от других детей. Кроме того, к индивидуальным особенностям относятся ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, интересы, склонности, способности, темперамент, характер. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности.

- Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.

- Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

-Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Теоретико-методологической основой программы коррекционно- развивающей работы является взаимосвязь трех подходов:

● нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей;

● комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке;

● междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинского работника, педагогов и психолога, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству).

3. Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.

1. Оздоровительное направление.

Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Воздействие неблагоприятных факторов, наличие хронических и текущих соматических заболеваний ослабляет нервную систему ребенка, приводит к астенизации. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка. К этому же направлению можно отнести задачи упорядочения жизни ребенка: создание нормальных жизненных условий, ведение рационального режима дня, создание оптимального режима дня и т. д.

2. Развитие и коррекция познавательной деятельности.

Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и используемой в практике педагогов и психологов.

3. Развитие и коррекция эмоциональной сферы.

Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений – традиционное направление работы психолога. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей.

4. Содействие личностному росту и коррекция отклонений личностного развития.

Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации субъекта и т.п.

 Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога включает в себя взаимосвязанные направления (модули). Данные направления отражают ее основное содержание:

- психодиагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию у обучающихся познавательных и коммуникативных умений.

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, имеющими недостатки в развитии, их родителями (законными представителями) и педагогическими работниками.

Характеристика содержания модулей.

1.Диагностический модуль.

Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ОВЗ, проведение комплексного обследования и подготовка рекомендаций по оказанию психолого-медико-педагогической помощи.

Медицинская диагностика определяет состояние физического и психического здоровья детей, выявляет состояния физического и психического здоровья детей, изучает истории развития ребенка.

Психолого-педагогическая диагностика.

Первичная диагностика для выявления детей с ОВЗ создает банк данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи.

Углубленная диагностика детей с ОВЗ получает объективные сведения об обучающихся на основании обследования актуального уровня психического и речевого развития, определяет зоны ближайшего развития.

Социально – педагогическая диагностика определяет уровень организованности ребенка, уровень знаний по предметам, о мотивации учебной деятельности, трудностях в овладении новым материалом, особенностях личности, эмоционально-волевой сфере, соблюдении правил поведения в обществе, о взаимоотношениях с коллективом, о нарушениях в поведении, уровне притязаний и самооценке.

2.Коррекционно-развивающий модуль

Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ОВЗ.

Задачи: обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ;

осуществление психолого-педагогического мониторинга достижений школьника;

выбор оптимальных для развития ребенка с ОВЗ коррекционных методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

социальная защита ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;

организация и проведение психологом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ОВЗ;

разработка рекомендаций для педагогов и родителей по работе с детьми с ОВЗ;

внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни.

3.Консультативный модуль

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления): консультирование педагогических работников по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ОВЗ;

консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи;

консультирование родителей по вопросам выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ОВЗ.

4.Информационно – просветительский модуль

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам образования детей с ОВЗ со всеми участниками образовательного процесса.

Задачи (направления) деятельности:

информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам;

организация работы семинаров, родительских собраний, тренингов и др.;

информационные мероприятия (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, информационные материалы на сайте школы по разъяснению индивидуально-типологических особенностей детей с ОВЗ);

педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ.

4. Этапы реализации коррекционно-развивающей работы

1. Этап сбора и анализа информации

Информационно-аналитическая

Оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы школы.

2. Этап планирования, организации, координации

Организационно-исполнительская

Особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды

Контрольно-диагностическая

Констатация соответствия созданных условий особым образовательным потребностям ребенка.

4. Этап регуляции и корректировки

Регулятивно-корректировочная

Внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ОВЗ специалистами различного профиля в образовательном процессе.

Такое взаимодействие включает:

- комплексность в определении и решении проблем ребенка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребенка;

комплексную коррекцию учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка.

Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребенка.

Психолого-педагогическое обеспечение:

- обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями ПМПк;

- обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности и доступности);

- обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

- обеспечение здоровьесберегающих условий (укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

- обеспечение участия всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий;

- развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического или физического развития.

Программно-методическое обеспечение:

В процессе реализации коррекционно-развивающей работы могут быть использованы коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога.

Кадровое обеспечение

Важным моментом реализации программы коррекционной работы является кадровое обеспечение. Коррекционная работа должна осуществляться специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование. С целью обеспечения освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы, коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития должны осуществлять педагоги-психологи, логопеды и социальный педагог, привлечены медицинские работники. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности.

Педагогические работники образовательного учреждения имеют четкое представление об особенностях психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, о методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и (или) психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (технические средства обучения индивидуального и коллективного пользования, организации спортивных и массовых мероприятий, обеспечения медицинского обслуживания).

Информационное обеспечение

Обязательным является создание системы широкого доступа детей с ОВЗ, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио- и видеоматериалов.

7. Планируемые результаты

- уменьшение количества учащихся со стойкими проблемами в обучении и личностном развитии;

- развитие познавательной активности детей;

- повышение учебной мотивации у школьников;

- формирование высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков с ОВЗ;

- предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок у учащихся с ОВЗ;

- повышение профессионального уровня педагогического коллектива по проблеме коррекционной работы с учащимися с ОВЗ.

Используемая литература:

1. Ремезова Л.А. Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательном учреждении. Самара: Изд-во СГПУ, 2007.

2. Ремезова Л.А., Галкина О.В., Логинова Н.Н. Практическое овладение школьниками с нарушением интеллекта мыслительными операциями. Самара: ПГСГА, 2010.

3. Самукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционная программа. М: Новая школа, 1993.

4. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб: издательство РГПУ им. А.И.Герцена; издательство «СОЮЗ», 2001.

5. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М: АРКТИ, 1997.

6. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М: «Гном-Пресс», 1999.

Информационные ресурсы.

1. http://festival.1september.ru (раздел «Коррекционная педагогика»).

2. http://www.school2100.ru Журнал «Начальная школа: плюс-минус», №4/2001г

(О.А. Степанова «Коррекционно-развивающие ресурсы)

3. ikprao.ru (Институт коррекционной педагогики РАО).

4. http://pages.esosedi.ru/samara/univer/show-237391/institut_korrektsionnoy_pedagogi/index (Институт коррекционной педагогики Самарского государственного педагогического университета).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по конструированию с детьми среднего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья "Грузовой транспорт"

Развивать у детей интерес к конструированию.Учить создавать плоскостные модели грузового транспорта по схеме (продолжать учить анализировать схему, выделяя основные части изображения, развивать умение...

Программа коррекционно-развивающих занятий для педагогов "Свеча"

Программа  "Свеча" предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с педагогами, у которых выявлены симптомы психического напряжения и утомления....

Методическая разработка "Эффективность работы педагога с детьми в детском оздоровительном лагере"

Данная разработка предназначена для педагога дополнительного образования, как интересно и эффективно  организоватьтворческую  работу и досуг детей в летнем лагере....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

Конспект коррекционного – развивающего занятия учителя-дефектолога, с детьми младшего школьного возраста с ОВЗ.

Закрепление знаний по формированию временных представлений на основе использования набора схем и символов у детей младшего школьного возраста с ОВЗ...

Коррекционно-развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми 6-7 лет (с ЗПР) по теме «Зимующие птицы» с использованием ИКТ

Коррекционно-развивающее занятие для детей подготовительной группы (6-7лет)  компенсирующей направленности с задержкой психического развития (ЗПР) по ознакомлению с окружающим миром с использован...