Программа внеурочной деятельности по курсу "Мой выбор". Направление: социальное
рабочая программа по психологии (5 класс)
Формирование у школьников мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся сегодня приоритетными в системе общего образования. Не менее значимо и соответствие выбираемой сферы профессиональной деятельности личностным особенностям (способностям) и потребностям (интересам) выпускников. Именно поэтому одним из концептуальных направлений ФГОС стала профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений. И начинать такую деятельность необходимо как можно раньше.
В этой связи программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов способствует достижению указанных выше образовательных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_moy_vybor.docx | 41.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Мценска «Лицей № 5»
Рассмотрено на педагогическом совете Прокол № 1 от 31.08.2022 года | Согласовано: Заместитель директора по ВР Абрашина К.В. _____________ 31» августа 2022 года | Утверждаю:
Директор МБОУ г. Мценска «Лицея № 5» Коин О.Н.___________________ Приказ № 177 от «31» августа 2022 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
По курсу «Мой выбор»
Уровень: базовый
Возраст: 11-13 лет
Срок реализации рабочей программы: 2022-2023 учебный год
Количество часов в год 34, в неделю: 1
Составитель: педагог-психолог
Будаговская Елена Павловна
Мценск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Время требует, чтобы современная школа формировала компетентную личность, способную к саморазвитию и профессиональному самоопределению, готовую к максимальной профессиональной мобильности, а значит, конкурентоспособную на рынке труда.
В этой связи профориентационная работа в лицеи заключается не только в нацеленности на выбор конкретной профессии каждым школьником, но и на выявление и развитие способностей, интересов, склонностей, формирование универсальных качеств у учащихся, помогающих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор.
Предлагаемая примерная рабочая программа рассматривается как важный элемент системы профессиональной ориентации в образовательном учреждении. Она учитывает особенности формирования психологических свойств школьников данного возраста.
Структура и содержание программы отражает позицию Г.В. Резапкиной по особенностям профориентационной работы в основной ступени школы. В частности, её взгляд на то, что акцент в содержании профориентационной деятельности с учащимися 5-х классов необходимо делать на выявление и развитие способностей и интересов школьников, на организацию самопознания и развитие личностных качеств.
В 5-классах к воспитанию и просвещению, которые использовались в начальной школе, добавляется диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации.
В процессе психолого-педагогической диагностики школьники смогут изучить свои личностные особенности: ценностные ориентации, интересы, способности, склонности, мотивы, профессиональные предпочтения.
Это позволит школьникам осмыслить и овладеть набором универсальных учебных действий, жизненно и профессионально важных качеств – интеллектуальных, физических, личностных - и попытаться найти ответы на важные вопросы: кем хочу стать?; чего хочу достичь?; каким хочу быть?
АКТУАЛЬНОСТЬ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования указывает, что профориентационная работа является неотъемлемой частью программы воспитания и социализации школьников.
В соответствии с ФГОС ООО выпускник основной школы должен обладать следующими качествами: «…формирование ответственного отношения к учению, способности к самообразованию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий». Школа должна выпускать ученика «…ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».
Формирование у школьников мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии становятся сегодня приоритетными в системе общего образования. Не менее значимо и соответствие выбираемой сферы профессиональной деятельности личностным особенностям (способностям) и потребностям (интересам) выпускников. Именно поэтому одним из концептуальных направлений ФГОС стала профориентационная работа с учащимися общеобразовательных учреждений. И начинать такую деятельность необходимо как можно раньше.
В этой связи программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов способствует достижению указанных выше образовательных результатов.
Программа внеурочной деятельности «Мой выбор» по социальному направлению развития личности, входит в часть учебного плана, включающую внеурочную деятельность, формируемую участниками образовательного процесса и обеспечивающую реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Программа составлена в соответствии со стандартами третьего поколения, примерной программой Резапкиной Г. В. «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки», пособия Бондарева В. П., Кропивянской С. О. «Успешный выбор профессии. 8-11 классы», пособия Пряжникова Н. С. «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники: 8-11 классы, ПТУ и колледж».
Цель программы – формирование готовности обучающихся к выбору профиля обучения и к профессиональному самоопределению с учетом личностных особенностей и возможностей рынка труда, формирование профориентационных компетенций ученика, необходимых для решения практико-ориентированных задач, возникающих на протяжении всей его жизни, связанных с профессиональной ориентацией и социализацией.
Задачи:
- формирование познавательного интереса учащихся к вопросам выбора профиля обучения и профессии;
- формирование общественной активности личности;
- формирование компетенций, связанных с построением профессиональных образовательных маршрутов;
- применение полученных теоретических знаний на практике;
- освоение новых направлений и форм профориентации;
- получение опыта практической деятельности учащихся для осознанного профессионального самоопределения.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (34 часа в год). Занятия проводятся в форме групповой работы с элементами тренинга. При проведении занятий используются следующие формы и методы работы:
- профориентационные игры;
- игровые профессиональные упражнения;
- самоописание;
- групповая дискуссия;
- использование конструктивной обратной связи.
Планируемые результаты обучения
Результатом обучения по программе должны стать:
- Личностные:
- потребность повышать свой культурный уровень, само реализовываться в разных видах деятельности;
- в качестве личностных результатов освоения обучающимися этой части программы выступают готовность и способность к осознанному выбору профессии и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- принятие моральных норм и правил нравственного поведения с представителями разных поколений (ветераны, инвалиды, дети младшего возраста), носителей разных убеждений и представителей различных социальных групп нашего города;
- способность анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков своих сверстников;
- умение взаимодействовать со сверстниками в коллективе клуба и в школе, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- формирование бережного отношения к традициям своей семьи, школы;
- об этике и эстетике повседневной жизни человека в обществе;
- о принятых в обществе нормах поведения и общения;
- об основах здорового образа жизни;
- развитие ценностного отношения подростков к труду.
- Метапредметные
Регулятивные:
- умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей;
- умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в конкурсах);
- формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач;
- демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта.
Познавательные:
- навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о профессиях
- анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности;
- умение находить в тексте требуемую информацию, ориентироваться в тексте, устанавливать взаимосвязи между описываемыми событиями и явлениями;
- критическое оценивание содержания и форм современных текстов;
- овладение культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Коммуникативные:
- умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в клубе;
- приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи;
- умение находить общее решение и разрешать конфликты;
- о правилах конструктивной групповой работы;
- опыт публичного выступления;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности;
- соблюдение норм публичной речи в процессе выступления.
- Предметные
Обучающиеся научатся:
- владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации;
- использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению социально- значимых мероприятий.
- об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности;
- приобретение опыта исследовательской деятельности; Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в исследовательских работах;
- знать о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
- иметь представление о правилах проведения исследования;
- получение первоначального опыта самореализации.
С целью осуществления более эффективного управления профессиональным развитием учащихся профориентационные задачи ставятся с учетом их условного деления на три уровня:
- Когнитивный (информирование о мире профессий, состоянии рынка труда, содержании той или иной трудовой деятельности, о профессиональных образовательных программах и учреждениях);
- Мотивационно-Ценностный (формирование у школьников всей гаммы смыслообразующих и профессиональных ценностей);
- Деятельностно-практический (составление, уточнение, коррекция и реализация профессиональных планов).
Первый уровень результатов – приобретение обучающимися знаний о труде и профессиях (знание и уважение трудовых традиций своей семьи, знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека и т.п.).
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями и родителями (в урочной, внеурочной деятельности) как значимыми для него носителями профессионального знания и положительного повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к труду, как базовой ценности общества, ценностного отношения к профессиональной и социально значимой деятельности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественно полезного действия, формирование у подростка социально приемлемых моделей поведения.
Только в самостоятельном общественно полезном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных профессиональных и социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают эффекты профориентации:
- на первом уровне профориентация приближена к обучению, при этом предметом профориентирования как учения являются не столько теоретические знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне профориентация осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных профессионально ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в профессионально ориентированной, социально значимой деятельности и приобретения
ими элементов опыта трудового творческого сотрудничества и общественно полезного труда.
Таким образом, знания о труде как о ценности переводятся в реально действующие, осознанные мотивы трудового поведения, его значение присваивается обучающимися и становится их личностным смыслом.
Формы достижения результатов:
познавательные беседы, инструктажи, социальные пробы, экскурсии, трудовые десанты, социально-значимые акции в классе, лицеи. исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ).
Формы контроля:
- Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
- По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу – творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»
- В рамках курса предполагается организовать проектную деятельность учащихся.
Диагностика результативности освоения программы
Для проверки уровня усвоения учащимися содержания программы предусмотрена система мероприятий-соревнований, участие в которых дает возможность оценить уровень достижения образовательных результатов.
Формами диагностики результативности являются: портфолио (подробнее в методическом обеспечении программы), тестирование, работы по анализу интересов и склонностей к предметам различных профилей обучения, индивидуальных личностных особенностей, учебных заведений профессионального образования, построению индивидуальных образовательных маршрутов (выбор профиля обучения) и индивидуальных профессиональных маршрутов (определение возможного набора учреждений профессионального образования)
Техническое оснащение образовательного процесса: наглядные материалы (репродукции картин, фоторепродукции), аудиозаписи музыкальных произведений, видеозаписи (классической литературы, живой природы, социальных явлений), аудио/видео аппаратура (музыкальный центр), мультимедийная техника (компьютер, проектор, колонки, интерактивная доска).
Перечень учебно – методического обеспечения
- Мой выбор. Учебно – методическое пособие для учителей средней школы. Авторы: И. Ф. Ахметова, Т. Ю. Иванова, А. Н. Иоффе, А. С. Прутченков, Г. К. Смирнова, П.Г.Положевец. М.: ИЖИЦА, 2005.
- Мой выбор. Энциклопедия материалов. Авторы: О. В. Кишенкова, А. Н . Иоффе, Е. В. Держицкая, С. Б. Зудов, Г. М. Махина. М. : ИЖИЦА, 2005.
- Мой выбор. Методическое пособие по воспитательной работе. Авторы: О. В. Правдина, О. Е. Просвирнова, С. Е. Мишина, Т. В. Коротеева. М: ИЖИЦА, 2005.
- Базовый набор тематических тренингов для подростков: Сборник научно-методических материалов/Сост. Н.А.Бондаренко, И.Н. Рязанова; Под ред. С.В. Кривцовой. – М.: АСОУ, 2007.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений — М.: Прамбер, 1992.
- Вереникина И.М. Преодоление возможных конфликтных ситуаций между учителем и учениками на уроке // Вопросы психологии. - 1986.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком.Как?/ Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.:АСТ: Астрель, 2008.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010.
- Григорьев Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
- Золотарева А.В. Дополнительное образование детей. Теория и методика социально- педагогической деятельности, Ярославль, «Академия развития», 2004 г.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. Москва — Воронеж, 1999.
- Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н. А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
- Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – Рн/Д, 2002.
- Кулинич Г.Г. Школьный клуб: Сценарии мероприятий и праздников (5-11 классы). – М.:ВАКО, 2007.
- Литвак М.Е. Психологический вампиризм: учебное пособие по конфликтологии / М.Е. Литвак. – Изд. 29-е. – Ростов н/Д: Феникс,2013.
- Мир школьных праздников: 5-11 классы. Планирование воспитательной работы, сценарии мероприятия/ Сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, 2-е изд. – М.:2006.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
«Мой выбор»
Наименование разделов и тем | Цель. Вид деятельности обучающихся | Количество часов | Форма проведения | Примечание | ||
Всего | Теория | Практ ика | ||||
Раздел 1. Введение в курс | ||||||
Вводное занятие «Здравствуйте» | Цель: Знакомство с участниками. Создание доверительной обстановки. Релаксационные упражнения, развивающие упражнения | 1 | 1 | - | Дискуссия | |
Итого по разделу: | 1 | 1 | - | |||
Раздел 2.Мир профессий вокруг нас | ||||||
О широком мире профессий | Цель: Раскрыть понятие мир профессий. Поисковая деятельность, активное обсуждение вопроса | 1 | 1 | - | Беседа. | |
Когда я вырасту… | Цель: Познакомиться с начальными профессиональными предпочтениями учащихся. Упражнения с элементами тренинга | 1 | 1 | - | Дискуссия | |
«В мире профессий» | Цель: Мониторинг знаний учащихся о мире профессий. Соревнование, интеллектуальный марафон. | 1 | - | 1 | Викторина |
Профориентационные игры | Цель: Развлекательно-познавательная. Изготовление карточных профориентационных игр, участие в играх в групповой, микро групповой и индивидуальной форме. Просмотр видеороликов, фильмов, мультфильмов. | 3 | 1 | 2 | Игры | На занятиях используются различные профориентационные игры, соответствующие возрасту учащихся. |
Итого по разделу: | 20 | 9 | 11 | |||
Раздел 3. Самопознание и саморазвитие | ||||||
Профессия «Хочу, могу, надо» | Цель: Сформировать у учащихся понимание основы и зависимости выбора профессии от различных факторов. Активное обсуждение вопроса, развивающие упражнения | 1 | 1 | - | Беседа, занятие с элементами тренинга | Занятие проходит в лекционно- дискуссионной форме. |
Внутренний мир человека | Цель: Раскрыть влияние внутреннего состояния человека на протекание какой- либо деятельности. Активное обсуждение вопроса, развивающие упражнения. | 1 | 1 | - | Беседа, занятие с элементами тренинга | Занятие проходит в лекционно- дискуссионной форме. |
Изучение особенностей личности учащихся | Цель: Исследование особенностей личности обучающихся. Диагностические процедуры | 3 | 1 | 2 | Диагностика | |
Открытие | Цель: Подготовка материалов для участия в конкурсах. Анализ литературы, подбор материала, проведение исследования Проект «Профессии моей семьи» и другие. Участие в конкурсах школьного и муниципального уровней. | 7 | 2 | 5 | Исследовательск ая деятельность | Участие детей в различных конкурсах. Защита проектов |
Итого по разделу: | 12 | 5 | 7 | |||
Раздел 4. Заключение | ||||||
Заключительное занятие | Цель: Подведение итогов. Занятие построено в виде интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и сформированных умений. | 1 | - | 1 | Занятие с элементами тренинга | Рефлексия Занятие построено в виде интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и сформированных умений. |
Итого по разделу: | 1 | - | 1 | |||
Всего | 34 | 15 | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СПОРТИВНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «Аэробика» (для младшего, среднего, старшего школьного возраста)
Данная программа является модифицированной и составлена на основе программы по спортивной аэробике. Как и опорная программа, она содержит нормативные требования по физической, специальной, хореографич...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» 5 КЛАСС
Рабочая программа по курсу «История родного края» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно – эстетическому направлению «И творчеству предела нет» для творческого объединения изостудия «Акварелька» Для детей 7-11 лет. Срок реализации программы 4 года
Программа внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности "Психология и выбор профессии"
Рабочая программа «Психология и выбор профессии» по внеурочной деятельности учащихся МОАУ «Гимназии имени А.Грина» на 2019-2020 учебный год составлена с соответствии с Федераль...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «ШКОЛА YouTube - блогера» (направленность - социальная)
Планируемые результаты изучения курса «ШКОЛА ютуб-блогера»В результате изучения курса «ШКОЛА ютуб-блогера» (при условии регулярного посещения занятий)...
Программа внеурочной деятельности, профориентация "Мой выбор"
Помощь обучающимся в профориентационных вопросах...