Психологический практикум
план-конспект по психологии
Тем Способы выражения чувств.
Цель:
- развитие умения распознавать свои эмоции;
- знакомство с техникой выражения чувств «Я-высказыванием».
Задачи актуализация опыта и знаний подростков, относящихся к эмоциональной сфере; тренировка умения посылать "Я-сообщения", выражая свое эмоциональное состояние.
Тип урока: Урок- тренинг
Скачать:
Предварительный просмотр:
Психологический практикум
Тема: Способы выражения чувств.
Цель:
- развитие умения распознавать свои эмоции;
- знакомство с техникой выражения чувств «Я-высказыванием».
Задачи актуализация опыта и знаний подростков, относящихся к эмоциональной сфере; тренировка умения посылать "Я-сообщения", выражая свое эмоциональное состояние.
Тип урока: Урок- тренинг
Планируемый результат:
- умение выявлять причины, управлять своим настроением
- умение регулировать свое поведение и поступки
Ход занятия
Орг момент
Приветствие и психологический настрой к уроку
Приветствие
– Я рада вас видеть. Сегодня мы снова будем разговаривать, играть, размышлять о том, как мы общаемся друг с другом.
Поприветствуем друг друга, продолжая фразу: Здравствуй, я рад, что ты….Мне нравится, что ты…
Упражнение «Комплимент» с мячом (участники говорят друг другу комплименты, перебрасывая мяч)
- Сделаем еще одно упражнение, которое нам даст подсказку, о чем мы сегодня мы будем говорить.
Упражнение «Повтори по-разному». Участники нужно вытянуть карточку с названием эмоции (состояния) и сказать «Здравствуй!» с обозначенной на карточке интонацией. Остальные участники отгадывают, с какой эмоцией (из какого состояния) это сказано.
Основная часть
Наш разговор посвящен тому, что мы чувствуем себя в разных ситуациях и как мы выражаем свои чувства. Вопросы участникам:
- Как можно выразить свои чувства?
- Что происходит, если мы никак их не выражаем?
- Можно ли, не обижая другого, выразить то, что на душе?
Резюме ведущего: Мы испытываем разные чувства в разных ситуациях: приятные для нас (радость, счастье, воодушевление, интерес) и не самые приятные (ярость, злость). Иногда люди отмалчиваются, подавляют свои чувства. Это приводит к разрушению здоровья и даже серьезным заболеваниям. Некоторые, наоборот, выплескивают свои чувства на других - в таком случае страдают окружающие. Можно выразить чувства так, что другому станет плохо или не выразить – тогда плохо станет самому. Но есть способ рассказать о своих переживаниях, не обидев другого человека и даже повлиять на ситуацию – он называется «Я-высказывание». При этом мы не говорим другому «Ты –плохой». А говорим о себе, о том, что происходит с нами.
Давайте познакомимся со схемой «Я-высказывания».
| ЧУВСТВО |
| ДЕЙСТВИЕ |
| ПРОСЬБА |
Я | Чувствую обиду | Когда ты | Не выполняешь обещания | и я хочу | Чтобы ты держал свое слово |
злюсь | опаздываешь | Чтобы ты приходил вовремя | |||
волнуюсь | Не звонишь | Чтобы ты мне звонил вечером |
- А теперь предлагаю вам потренироваться строить «Я-высказывание», используя таблицу.
Физминутка
Упражнение «Абракадабра». Участники группы разбиваются на пары. Оставшийся без пары (или ведущий при четном количестве) становится водящим. Правила: по команде водящего пары должны быстро принять определенную позу. Например: «Спина к спине!» - партнеры в парах соприкасаются спинами. «Правая ступня к правой ступне!» - надо быстро выполнить эту команду. Если водящий произносит слово «Абракадабра!» - нужно поменять партнера и образовать новую пару. Водящий тоже находит себе пару, а его место занимает свободный участник.
Коррекционное задание: Упражнение «Я-высказывание» (в парах)
Упражнение происходит в два этапа.
- Пара вытаскивает карточку с ситуацией. Один участник пары зачитывает ситуацию, второй дает по ней «Ты-высказывание», происходит обсуждение, что чувствует тот, кому так ответили?
- Затем происходит тренировка с «Я-высказыванием» с обсуждением чувств, как это слышится партнеру? Есть ли разница с предыдущим вариантом?
Ситуации на карточках:
- Твой брат взял твою любимую чашку и разбил ее. Что ты скажешь брату?
- Твоя мама сравнивает твои успехи в школе с одноклассниками, считает, что они учатся лучше. Что ты скажешь маме?
- Ты – капитан команды. Игрок твоей команды не соглашается с твоим предложением. Что ты скажешь ему?
- Ты договорилась встретиться с подругой у школы, чтобы потом пойти гулять. Она не пришла. Что ты скажешь подруге?
- Твоя сестра взяла без спроса твою любимую шапку и ушла в ней на улицу. Что ты ей скажешь?
- Твои друзья ушли в кино без тебя. Что ты им скажешь?
Игра «Угадай чувства»
Каждому участнику тренинга ведущий на спину прикрепляет лист, на котором записано название чувства. Сам ребенок не знает, что написано у него за спиной. Другие участники изображают это чувство невербальными способами. А он должен отгадать, что у него написано на листке.
Во время игры дети свободно передвигаются по комнате, выбирают партнеров.
Итог занятия: Рефлексия
- Что понравилось?
- Что было трудно?
- Что нового узнали, поняли? Что хочется сказать?
Ритуал Прощания Сердцебиение
| ЧУВСТВО |
| ДЕЙСТВИЕ |
| ПРОСЬБА |
Я | Чувствую обиду | Когда ты | Не выполняешь обещания | и я хочу | Чтобы ты держал свое слово |
злюсь | опаздываешь | Чтобы ты приходил вовремя | |||
волнуюсь | Не звонишь | Чтобы ты мне звонил вечером |
Обида Радость Злость Зависть Страх Веселье Раздражение Умиление Безразличие Восхищение Усталость Подозрительность
- Твой брат взял твою любимую чашку и разбил ее. Что ты скажешь брату?
- Твоя мама сравнивает твои успехи в школе с одноклассниками, считает, что они учатся лучше. Что ты скажешь маме?
- Ты – капитан команды. Игрок твоей команды не соглашается с твоим предложением. Что ты скажешь ему?
- Ты договорилась встретиться с подругой у школы, чтобы потом пойти гулять. Она не пришла. Что ты скажешь подруге?
- Твоя сестра взяла без спроса твою любимую шапку и ушла в ней на улицу. Что ты ей скажешь?
- Твои друзья ушли в кино без тебя. Что ты им скажешь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психологический практикум «Социализация детей «группы риска»
В статье представлено описание проекта, целью которого является формирование у подростков «группы риска» адекватной самооценки, снижение потребности в самоутверждении посредством демонстративног...
Рабочая программа по курсу" Психологический практикум"
Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют де...
Общий психологический практикум. Диагностика развития познавательных процессов учащихся
Данный материал составлен для тех, кому нужен пример для составления общего психологического практикума при диагностике развития познавательных процессов учащихся...
Психологический практикум для родителей учащихся по теме "Ох, эти трудные детки"
Педагог-психолог школы Саенко И.А. проводит психологический практикум для родителей, рассматривая вопросы взаимоотношений детей и родителей....
Программа по предмету: "психологический практикум"
Современные психологические исследования свидетельствуют о недостаточном уровне развития самосознания у детей с интеллектуальными нарушениями, неадекватности представлений умственно ...
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ практикум "Я и моя жизнь или сохранение здоровья"
ЦЕЛЬ: Формирование чувства ответственности за свою жизнь и ...
Программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся 5-8 классов "Психологический практикум"
Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоватьс...