Рабочая психокоррекционная программа "Путь к себе " для учащихся 8-х классов 7 вида
рабочая программа по психологии (8 класс)
Рабочая программа психокоррекционных занятий для учащихся средней школы с ОВЗ "Путь к себе". Учащиеся 8-х классов VII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_psihokorrektsii_8_klassy.docx | 43.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №131
Красносельского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа №131 Красносельского района Санкт-Петербурга _____________ Л.Н. Ненашева « »_____________2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
«ПУТЬ К СЕБЕ»
Учащиеся 8 классов VII вида
Составитель
педагог-психолог
Ткаченко С.В.
Санкт-Петербург
2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ п/п | Содержание | Страницы |
Пояснительная записка | 2 | |
Календарно – тематическое планирование | 7 | |
Планируемые результаты освоения рабочей программы. | 9 | |
Условия реализации рабочей программы. | 11 | |
Лист корректировки программы | 12 | |
Литературно-методическое и информационное обеспечение рабочей программы. | 13 |
- Пояснительная записка
Рабочая программа психокоррекционных занятий разработана на основе программы коррекционной работы, составленной психолого-педагогическим коллективом ГБОУ школы №131.
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 30.04.2021) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2021) ;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 года №123-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Конвенция ООН о правах ребенка;
- Этический кодекс педагога-психолога;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020);
- Федеральный закон от 24 июня 1999 года№ 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (редакция в соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", статьи 22 и 66 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РСФСР и Российской Федерации" от 27 июня 2018 года № 170-ФЗ);
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018–2025 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 №1642 (ред. от 11.06.2019) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»;
- Закон Санкт-Петербурга от 17 июля 2013 года №461-83 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 № 453 «О государственной программе Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 23.07.2019);
- Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;
- Положение об организации работы по оказанию психолого-педагогической помощи и психолого-педагогического сопровождения, утвержденное Распоряжением Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 15 июля 2019 года № 2081-р;
- Концепция развития психологической службы в системе образования на период 2018-2025 гг. от 19 декабря 2017 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
- Профессиональный стандарт педагога-психолога, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.07.2015 №514н;
- Правоустанавливающие документы и локальные нормативные акты ГБОУ школы №131.
Актуальность программы
Личность – это конкретный человек, как носитель сознания. Личностью не рождаются, а становятся в процессе становления человека, в общении и жизнедеятельности. Каждая личность индивидуальна и оригинальна совокупностью своих свойств. На раннем этапе формирования личности уровень субъективно-личностных отношений диктуется главным образом взрослыми, а в подростковом возрасте они определяются расширяющимися общественными обязанностями, учением и ростом индивидуального самосознания. В этот период значительно изменяется социальный состав подростка. Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания.
Подростковый возраст – благоприятный период для развития многих сторон личности, например таких, как познавательная активность, любознательность. Подростковый возраст является важным периодом для развития самосознания ребенка, его рефлексии, Я-концепции. Обычно в этом возрасте знакомятся с литературой по самовоспитанию, научно-популярной литературой по психологии. Однако за интересом к проблемам самовоспитания, желанием понять и изменить себя в этом возрасте, как правило, еще не стоят какие-либо конкретные действия или же они выполняются крайне непоследовательно и недолго. Поэтому подростки нуждаются в специальной помощи в организации и осуществлении процесса саморазвития.
Современные исследования отечественных и зарубежных авторов показывают, что у детей с задержкой психического развития (ЗПР) высок риск нарушений поведения, что становится наиболее очевидным в подростковом возрасте и обусловливает необходимость целенаправленной коррекционной работы с детьми данной категории.
Предлагаемая программа занятий предназначена для психокоррекционной работы с учащимися средней школы с ограниченными возможностями здоровья.
Адресность программы: учащиеся средней школы с ограниченными возможностями здоровья (8 класс).
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
Задержка психического развития (ЗПР) не является грубым нарушением в развитии ребенка, оно выражается в замедленном темпе созревания различных психических функций. Для психической сферы таких детей наиболее характерным является сочетание дефицитарности функций с сохранными. Эта дефицитарность высших психических функций может сопровождаться инфантильными чертами личности и поведения детей. В отдельных случаях при этом, у одних детей снижается работоспособность, у других - произвольность в организации деятельности, а у третьих - мотивация к различны видам познавательной деятельности. Часто дети с ЗПР показывают более низкий уровень интеллектуального развития, который не соответствует их возрасту об этом можно судить, наблюдая, как они выражают свои эмоции и взаимодействуют с окружающими. Интересы, потребности, уровень развития познавательных процессов таких детей соответствуют уровню развития детей более младшего возраста.
Дети с ЗПР обладают ограниченным опытом активного и разнообразного контакта с окружающим миром. Складывающаяся у них картина окружающего недостаточно полная и подробная, либо слишком общая и преимущественно вербальная. Представления о мире фрагментарные и стереотипные, ограниченные конкретными, привычными ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и понимании происходящего. Картина мира недостаточно упорядочена во времени и пространстве, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целым и изменчивым миром.
Еще одной немаловажной особенностью детей с ЗПР является снижение потребности в общении как со сверстниками, так и со взрослыми, что выражается в повышенной тревожности по отношению к людям, от которых они зависят. В случае затруднении в деятельности такой ребенок скорее склонен прекратить работу, чем обратиться к взрослому за помощью. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развернутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений типа «хороший мальчик», «молодец». Среди личных контактов детей с ЗПР преобладают более простые. Также наблюдается низкая эффективность общения таких детей друг с другом во всех видах деятельности.
При разработке рабочей программы учитывались особенности развития эмоционально-волевой, коммуникативной и поведенческой сфер, а также учитывалась специфика развития психики на данном возрастном этапе.
Цель: Развитие самоисследования и самосознания учащихся для предупреждения эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений, развитие представлений об окружающей действительности, собственной личности и взаимоотношениях с другими людьми.
Задачи:
- Коррекция недостатков осознанной саморегуляции познавательной деятельности, эмоций и поведения, формирование навыков самоконтроля.
- Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, формирование адекватной самооценки.
- Развитие личностного и профессионального самоопределения, формирование целостного «образа Я».
- Развитие различных коммуникативных умений, приемов конструктивного общения и навыков сотрудничества.
- Стимулирование интереса к себе и социальному окружению.
- Развитие продуктивных видов взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми.
- Научить ребенка контролировать свои негативные эмоциональные проявления, посредством повышения стрессоустойчивости.
- Выявить отношение подростка к собственному здоровью и повысит мотивацию к выбору здорового образа жизни.
- Предупреждение школьной и социальной дезадаптации.
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Технология психологического тренинга как вид образовательной практики, в которой ведущей деятельностью является тренировка, т.е. закрепление определенной реакции, действия, умения посредством повторения упражнений. Основное содержание групповой работы составляют игры, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность и элементы просветительской деятельности.
Структура занятий
Этапы занятий | Содержание этапа | Цели этапа |
Приветствие | Создание положительного эмоционального фона | |
Разминка | Подготовка к продуктивному взаимодействию | |
Повторение прошлого занятия | Актуализация полученных знаний и настрой на занятие | |
Динамическая пауза | Предупреждение и снятие утомление психических процессов, подготовка к основной части занятия | |
Основное содержание занятия | Формирование представлений об объекте окружающего мира, его свойствах | |
Подведение итога занятия | Закрепление нового полученного представления | |
Завершение. Рефлексия. | Окончание занятия, поощрение |
При необходимости структура может быть изменена, ее отдельные составляющие могут быть более или менее насыщены и длительны. В соответствии с задачами каждого конкретного занятия используются разнообразные методы и приемы.
- Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Задачи | Кол-во часов | Сроки проведения |
I четверть (8 ч.) | ||||
Жизненный путь | Формирование представлений о себе и своём будущем | 1 | ||
Вносим поправки | Формирование положительного отношения к себе | 1 | ||
«Я идущий» | Формирование положительного отношения к жизни | 1 | ||
У себя есть Я | Формирование представлений о себе | 1 | ||
Я 2.0 | Формирование положительного отношения к себе. Чек-листы самопомощи | 1 | ||
Успешность | Формирование положительной самооценки | 1 | ||
Делу время | Формирование основ тайм-менеджмента | 1 | ||
Отдых. Поиск альтернатив | Формирование бережного отношения к себе. Профилактика интернет-зависимости | 1 | ||
II четверть (7 ч.) | ||||
Паутина | Профилактика интернет-зависимости | 1 | ||
Маски | Формирование стремления адекватно оценивать себя, свои возможности | 1 | ||
«Один Шаг во времени» | Формирование активной жизненной позиции, повышение общего уровня активности в формировании смысла жизни | 1 | ||
В мире эмоций | Развитие способности понимания эмоционального состояния другого человека и умения адекватно выразить свое | 1 | ||
Социальная роль | Формирование позитивного образа будущего | 1 | ||
Чувство времени | Развитие мотивации к достижению жизненных целей | 1 | ||
Достать звезду | Развитие уверенности в достижении жизненных целей | 1 | ||
Выбор за мной | Прогнозирование и преодоление жизненных преград | 1 | ||
III четверть (11 ч.) | ||||
Я и мое тело | Расширение опыта взаимодействия с телесным образом «Я» | 1 | ||
Психология счастливого человека | Формирование мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию | 1 | ||
Спутники жизни | Осознание критериев выбора спутников жизни (друзья), рефлексия сильных и слабых качеств собственной личности | 1 | ||
Восемь «горячих» стульев | Осознание личностного смысла жизненных событий | 1 | ||
Первое воспоминание | Развитие временной перспективы, повышение общей осмысленности жизни | 1 | ||
«Память сердца» | Саморефлексия и осмысление собственных экзистенциальных переживаний и жизненного опыта | 1 | ||
Я и мой мир | Развитие способности к осознанию своего «Я» | 1 | ||
Эксперимент | Осознание собственного влияния на людей и их влияния на себя | 1 | ||
Дело-то житейское! | Коррекция отношения к жизненным трудностям, обмен жизненным опытом, взаимная психологическая помощь | 1 | ||
Смысложизненные ориентации | Построение иерархии ценностей; осознание значимости ценностей. Ресурсы | 1 | ||
Моя лучшая жизнь | Формирование регуляторных функций целеполагания и моделирования жизненного пути | 1 | ||
IV четверть (8 ч.) | ||||
Конфликтам НЕТ | Развитие навыка бесконфликтного общения | 1 | ||
Я тебя слушаю. Я тебя слышу. | Формирование навыков активного слушания | 1 | ||
Невербальная коммуникация | Развитие коммуникативных навыков | 1 | ||
Поддержать – значит помощь | Развитие навыка взаимовыручки | 1 | ||
Я в ответе за самого себя | Развитие ответственности за свои слова и поступки | 1 | ||
Я через 10 лет | Формирование положительного взгляда на будущее. Выработка конструктивных целей на будущее | 1 | ||
Пожелание другу | Закрепление приобретенного опыта, стабилизация внутригрупповых отношений | 1 | ||
Итого 34 занятия |
Объем часов по программе – 34 ч. Количество часов на изучение каждой темы может корректироваться в зависимости от индивидуальных психологических особенностей обучающихся.
- Планируемые результаты
Повышение уровня познавательных, коммуникативных способностей; учащиеся получат возможность приблизиться к пониманию уникальности внутреннего мира человека и неразрывной связи его с внешним миром, другими людьми, смогут видеть проблемы в межличностных отношениях и способы их решения. расширить свои представления о собственном внутреннем мире, научиться адекватно оценивать свои чувства и свое поведение; понимать и описывать свои эмоциональные состояния и состояния других людей, освоить навыки снятия эмоционального напряжения в стрессовой ситуации; приобрести определённые коммуникативные навыки для выстраивания бесконфликтных отношений с окружающими.
3.1 Планируемые результаты психокоррекционной работы по программе:
- Устойчивость эмоционально-волевой сферы школьника, коммуникативных навыков;
- Развитие способности к самоанализу и контролю за собственные поступки;
- Формирование адекватной самооценки;
- Формирование позитивных жизненных целей и чувства ответственности за свое здоровье и состояние собственного тела;
- Развитие творческого потенциала подростков;
- Повышение стрессоустойчивости подростка.
- Развитие чувства сплоченности, ответственности, формирование опыта нравственного поведения
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей.
3.2 Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС):
- Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.
2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.
3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
- Условия реализации программы
Срок реализации программы – 9 месяцев. В программу могут быть зачислены все учащиеся 8 классов с задержкой психического развития.
- посещение учащимися занятий один раз в неделю;
- продолжительность занятий – 40 минут;
- комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся;
- организация специальной предметно-развивающей среды в кабинете педагога-психолога;
- использование современных педагогических технологий;
- взаимодействие педагога-психолога с педагогами, специалистами школы и родителями (законными представителями) учащихся.
- Лист корректировки программы
Дата проведения по плану | Тема | Дата проведения по факту |
По программе _________ Дано фактически: __________Программа выполнена________________ (подпись специалиста) |
- Литературно-методическое и информационное обеспечение программы
6.1 Литературные источники:
- Андрющенко Т.Ю., Карабекова Н.В.: Коррекционные и развивающие игры для школьников. Волгоград, «Перемена», 1993.
- Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием – М., 2007.
- Вачков В. И. Основы технологии группового тренинга. — М., 1999.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков.СПб.:Речь, 2005.
- Грошенко И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. М., Просвещение. 1993.
- Зинкевич Т. Д., Михайлов А. М. Волшебный источник. Теория и практика сказкотерапии. — СПб., 1996.
- Иванова Л. С. Проблемно-ориентированое сопровождение школьников с проявлениями дезадаптации. Автореферат дис.... канд. психол.наук. — М., 2003.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.:Речь, 2000.
- Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб., 2008.
- Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. — М., 1988.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1997.
- Локалова Н.П.: Как помочь слабоуспевающему ученику. Москва, «Ось - 89», 2001.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл. А.Я. Варга. – М., 1998.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2000 г.
- Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М.: Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей / Под ред. Н.П. Майоровой. – СПб.: Издательство «Образование - Культура», 2002.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., 2001.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М., 2008.
- Микляева А.В. Я – подросток. Программа уроков психологии. – СПб.: «Речь», 2006.
- Понаморенко Л.П., Белоусова Р.В. психология для старшеклассников.М., 2001.
- Практическая психология в образовании / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., 2000.
- Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 11-18.
- Психологическая коррекция умственного развития учащихся. Москва, «Олимпийск» 1990.
- Рогов Е.И.: Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
- Руководство практического психолога: психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Ред. И. В. Дубровина. — М., 2000.
- Самоукина Н.В.: Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. Москва, «Новая школа», 1993.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности. СПб.: Речь, 2004.
- Слободяник Н.П. "Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы: Практическое пособие"/М.: Айрис-пресс, 2004.
- Смирнов В.Ф., Чирва А.Н.: Путешествие в страну тайн (Познавательные игры в семье), Москва, «Новая школа», 1993.
- Степанов В.Г. Психология трудных школьников. М.: Издательский Центр «Академия», 2001.
- Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. – М., 2008
- Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – М.: «Генезис», 2007.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.
- Шипицына Л.М. Специальная психология. Речь. СПб., 2013.
6.2 Интернет источники:
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
- Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
- Социальная сеть работников образования (http://nsportal.ru/);
- Электронная библиотека (http://www.koob.ru);
- http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
- http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
- http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
- http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
- www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
- http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
- http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
- http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....
Рабочая программа по физической культуре для учащихся 6-9 классов " Школа коррекции и развития VIII вида "
Физическое воспитание - неотъемлемая часть комплексной системы учебно-воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида (для детей с нарушениями интеллекта). Оно направле...
Рабочая программа по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов (VIII вида)
Рабочая программа по физическому воспитанию для учащихся 5-9 классов (VIII вида) разработана на основе программы специальных коррекционных образовательных учрежденийVII вида 5-9 классы. Москва . Издат...
Программа психокоррекционных занятий с психологом для учащихся 1 - 4 классов с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
В программе представлено теориетическое основание для разработки программы психокоррекционных занятий с психологом учащихся начальной школы с ОВЗ (вариант 7.1). Определен...
Психокоррекционное занятие «Навстречу будущему» для учащихся 5-ых классов
Психокоррекционное занятие «Навстречу будущему» для учащихся 5-ых классовЦель - создать условия, для активизации серьезного отношения у подростков к жизненному выбору и к взрослой жи...