РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
рабочая программа по русскому языку на тему

Юсупова Руминя Загитовна

       Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением правительства РФ от 12.03. 1997г., №288), Устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII  видов», Программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой –М.; Просвещение, 2001г., Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов  с углублённой трудовой подготовкой  в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях VIII  вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г., которое  написано по заказу Министерства  образования  и науки РФ в рамках  президентской программы  «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности  учащихся, содержание программы  отвечает принципам

психолого- педагогического процесса и коррекционной направленности  обучения и воспитания.

Уровень программы - коррекционно- развивающий.

      Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляют широкие возможности для реализации различных подходов  к построению учебного курса  с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word.doc337.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Согласовано:

кафедра коррекционной педагогики

ОГБОУ ДПО УИПКПРО

______________________

«___» _____________ 2012 год

Утверждаю:

Директор ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида

_______________________И. Н. Дешевых


«___» _________________ 2011год

Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета

ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида:

Протокол № ____ от __________201..год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ   10-12 КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Срок реализации программы: 3 года

Объём программы: 102 часа

Разработчик: Юсупова Руминя Загитовна, учитель высшей квалификационной категории.

 

Пояснительная записка

Актуальность программы:

      Последние десятилетия  внесли  в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения.  Обучение детей с умственной отсталостью в 10-12 классах  стало возможным  на основании Типового Положения  о специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённом  постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г №288, и Учебным планам, утвержденным Приказом от 10.04. 02г №29/2065-п.

    Статус документа:

       Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением правительства РФ от 12.03. 1997г., №288), Устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII  видов», Программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой –М.; Просвещение, 2001г., Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов  с углублённой трудовой подготовкой  в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях VIII  вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г., которое  написано по заказу Министерства  образования  и науки РФ в рамках  президентской программы  «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности  учащихся, содержание программы  отвечает принципам психолого- педагогического процесса и коррекционной направленности  обучения и воспитания.

Уровень программы - коррекционно- развивающий.

      Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляют широкие возможности для реализации различных подходов  к построению учебного курса  с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.

Базисным учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки предмета «Родной язык»:

В 10 классе-1 час в неделю ( 34 часа в год)

В 11 классе- 1 час  в неделю ( 34 часа в год)

В 12 классе-1 час в неделю ( 34 часа в год)

Структура документа:

Данная программа имеет следующие разделы:

пояснительная записка;

учебно- тематический план образовательной области « Родной язык»;

содержание программы «Родной язык»;

мониторинг образовательной области « Родной язык»;

учебно- методический комплекс к программе;

Общая характеристика программы:

     Программа по родному языку предназначена для обучения  учащихся 10-12 классов, имеющих лёгкую степень умственной отсталости. ( F- 70) первоочередная задача  обучения родному языку в 10-11 классах -  формирование речемыслительной деятельности через полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи, пользоваться им  в жизни  как основным средством общения.

      Занятия по родному языку  в 10-12 классах направлены на   обеспечение языкового развития  умственно отсталых учащихся: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие  и понимание устной и письменной речи, пользоваться им в речи как основным средством общения, а также сформировать  умения и навыки грамотного письма.

Учебный материал по родному  языку (в плане усвоения грамматики и синтаксиса) остается в объеме  ранее изученного в 5-9 классах. В 10-12 классах он дается в определенной  последовательности в виде  повторения тех разделов, которые будут актуальными для решения задач развития и формирования  деловой и творческой письменной речи умственно отсталых учащихся.

      Предлагаемая  программа представляет собой курс  родного  языка и  делового, и творческого письма. Курс родного  языка включает в себя  набор необходимых жизненно значимых теоретических сведений  по грамматике, орфографии, синтаксису. При этом повторение материала родного языка основывается  на тематике  социально- бытовой ориентировки.

       Большое значение имеет речевая направленность программы, т.е. работа, связанная с обогащением  словарного запаса учащихся. В процессе обучения идёт постепенное накопление словаря существительных, прилагательных, глаголов, наречий, т.е.всех основных частей речи. При этом предусматривается не только его количественное развитие, пополнение активного словаря новыми словами, речевыми оборотами, но и качественное:

уточнение значения слова, знакомство с многозначностью слова, синонимическим  и автономическим радом. Большое внимание уделяется и развитию словаря  признаков.( При повторении темы «Имя прилагательное » акцентируется внимание на  характеристиках людей, их взаимоотношений и поступков)

     Программа по родному языку  включает в себя формирование  у учащихся навыков  творческого письма  и оформления деловых бумаг. Деловое письмо представляет собой письменный диалог, решающий важнейшие вопросы экономико- правовой деятельности гражданина. Поэтому, несмотря на широкое использование  в деловом общении телефона, деловое письмо продолжает выполнять важнейшие функции  вне зависимости от способа передачи: почтовые отправления (письмо, открытка, телеграмма), служебные или докладные записки. Навыки владения популярными жанрами письменной речи входят в число необходимых жизненно важных умений. Внешние связи человеческого общения, определяемые социальными ролями, такими как: продавец - покупатель, заявитель – исполнитель, заказчик- исполнитель, работодатель - работник и т.д., реализуются как в жанре устных переговоров, так и в жанре делового письма.

      Для формирования у умственно отсталых учащихся необходимых умений  по составлению деловых бумаг следует  исходить  из актуализации основных признаков  базовой модели речевой ситуации, делать опору  на речевые штампы и клише, наполняя их в процессе упражнений различным содержанием. Образцы деловых бумаг: заявление о приеме на работу, заявление о приеме ребенка в дошкольное учреждение, служебная записка, образец  трудового договора, автобиография( резюме) и др. составляет некий  справочник выпускника, которым он будет пользоваться в совей дальнейшей  жизни.

        Результативность занятий обеспечивается  только при условии тесной связи учителя с родителями, практического выхода  учащихся на предприятия города.

Проблема обеспечения речемыслительной деятельности, учащихся старших классов с интеллектуальными нарушениями – одна из актуальных для школьного обучения, поскольку социализация невозможна без грамотной устной и письменной речи.

Цель программы:

На основе анализа и обобщения приемов и методов,  имеющихся в  программно- методических обеспечениях для обучения учащихся специальной(коррекционной) школы VIII  вида отбор наиболее адекватных эффективных приемов, методов для обеспечения  языкового развития  умственно отсталых учащихся старших классов: помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через  полноценное восприятие и понимание  письменной и устной речи, пользоваться им  в жизни как основным средством общения, а также сформировать умения и навыки грамотного письма.

Задачи программы:

-выявление склонностей и потребностей к совершенствованию речемыслительной деятельности, к употреблению в пассивном и активном словаре фразовых клише для  формирования  деловой устной и письменной речи

-развитие у учащихся старших классов  правильных речевых   потребностей, необходимых для пользования  им  в жизни как основным средством общения

-стимулирование размышления детей о собственных  перспективах личностного и  профессионального самоопределения

Принципы построения программы:

        На первом этапе задачей программы  является: формирование у учащихся с лёгкой умственной отсталостью пассивного словаря  деловой  устной и письменной деловой речи на уровне понимания  и узнавания в тексте. Создание пассивного композиционного образа делового письма, знакомство с речевыми фрагментами, однотипными речевыми действиями- просьбы, сообщения, предложения. С этой целью в программе предлагаются темы делового письма и деловой речи, заготовленные клише деловых бумаг.

 На втором этапе задачей является перевод пассивного словаря  учащихся в активный, а именно, выработка навыков пользования устной деловой речью  в деловых переговорах. Выработка навыков составления  делового письма   в соответствие  с общепринятыми правилами.

Желаемый положительный эффект в воспитании и обучении может быть достигнут при проведении уроков родного языка с использованием следующих принципов обучения:

-воспитывающей и развивающей направленности обучения

-систематичности и последовательности

-связи обучения с жизнью

-коррекции в обучении

-наглядности

-сознательности   и активности учащихся

-индивидуального и дифференцированного подхода

-прочности ЗУН

Методы обучения на уроках родного языка:

-объяснительно- иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы)

-репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, работа с книгой

-проблемно- сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения  подобий предметов)

-частично-поисковые (комментирование практических действий с выводом, выбор примеров  подтверждений  с опорой на наглядность, перенос общих признаков  известного на новое

Требования к усвоению программы:

Учащиеся должны знать:

-основные формы речи;

-виды речевой деятельности по цели высказывания;

-вежливые слова;

-слово и его значение: синонимы, антонимы;

-состав слова;

-правописание звонких - глухих согласных  в корне и в конце слова;

-правописание приставок;

-правописание ударных и безударных гласных в корне;

-части речи;

-стили русского литературного языка;

-реквизиты делового письма;

-синтаксические нормы языка.

 Учащиеся должны уметь:

-пользоваться  основными формами речи;

-составлять предложения разные по цели высказывания;

-использовать в речи вежливые слова;

-использовать в речи синонимы, антонимы;

-уметь образовывать новые слова;

-уметь правильно писать слова со звонкими и глухими согласными в корне и в конце слова;

-уметь правильно использовать в речи предлоги;

-уметь правильно писать безударные гласные в корне слова;

-уметь правильно использовать  различные части  речи;

-уметь правильно использовать стили речи родного языка;

-уметь заполнять реквизиты делового письма;

-правильно использовать грамматические  нормы языка.

Учащиеся должны овладеть навыками:

-практическое применение усвоенных форм речи;

-практическое применение предложений, разных по цели высказывания;

-практическое применение форм   вежливых слов, антонимов, синонимов;

-практическое овладение формами образования новых слов: при помощи приставок, суффиксов, окончаний;

-самостоятельного составления словосочетаний и предложений, наиболее встречающихся в деловом письме;

-практическое освоение признаков частей речи при составлении письма, заявления, текста телеграммы и др.;

-практическое использование знаний, умений при составлении различного рода деловых бумаг;

-соблюдение грамматических норм  при заполнении бланков.

Уровень освоения знаний оценивается по степеням обученности:

Критериями оценки являются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность  речемыслительных  операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учёбе.

При выставлении оценки учитывается:

-овладение речевой деятельностью

-полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи

-умения и навыки грамотного письма

Оценка устных ответов:

При выставлении оценки учитывается:

-правильность ответа по содержанию

-полнота ответа

-умение практически  применять свои знания

-последовательность изложения и речевое оформление  ответа

Оценка «5» ставится, если:

-ученик обнаруживает понимание материла, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ

Оценка «4» ставится, если:

-ученик дает правильный ответ, но допускает неточности, делает некоторые ошибки в речи, при работе с текстом и разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет с помощью учителя

Оценка «3» ставится, если:

-ученик обнаруживает знание по данной теме, но излагает материал недостаточно точно и полно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно  подтвердить правила примерами, нуждается в помощи со стороны учителя

Оценка «2» ставится, если:

-ученик обнаруживает незнание  большей  или наиболее существенной части  изученного материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл

Оценка письменных работ:

При выставлении оценки учитывается:

-повторение ошибок в одном и том же слове. Если же  подобная ошибка  на это правило встречается в другом месте, она учитывается

-две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы, недописывание слов, пропуск одной части слова или переносе, повторное написание  одного и того же слова в предложении

Оценка «5» ставится, если:

-ученик обнаруживает  осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или  допускает исправления

Оценка «4» ставится, если:

-ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применять свои знания, хотя и допускает  2-3 ошибки

Оценка «3» ставится, если:

-ученик обнаруживает недостаточное понимание  изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибки

Оценка «2» ставится, если:

-ученик обнаруживает плохое знание программного материала, не справляется с большинством грамматических заданий

Оценка изложений и сочинений:

При выставлении оценки учитывается:

-правильность, полнота и последовательность  передачи содержания

Оценка «5» ставится ученику за:

-правильное, полное, последовательное изложение авторского текста без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки

Оценка «4» ставится за:

-написание без искажений авторского текста( темы), в пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на смысл, допускаются 3-4 орфографические ошибки

Оценка «3» ставится:

-написанное  с отступлениями от авторского текста( темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание  смысла, с 5-6 орфографическими ошибками

Оценка «2»ставится:

-если имеются значительные отступления от авторского текста( тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении  предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок

     

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНОЙ ЯЗЫК» ( 10класс)

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1.

Значение речи в жизни человека

1.1.Основные формы речи: монолог, диалог

1.2.Речевые роли: читатель – чтец, рассказчик-слушатель, собеседники, говорящий- слушающий, пишущий- читающий

1.3.Деловая игра «Давайте, познакомимся»

1.4. Составление автобиографии












2.

Подготовленная речь и неподготовленная речь

2.1.Приёмы подготовки речи

2.2. Заполнение анкеты




3.

Виды речевой деятельности по цели высказывания

3.1.Краткая и распространённая речь

3.2. Подбор из готового текста  предложений по целям высказывания

3.3.Составление сообщения  по плану

3.4.Р/р Сочинение «Мой друг» используя : его зовут, понимание с полуслова, поможет, выручит, весёлый, всегда вместе










4.

Использование вежливых слов

4.1.Правописание обращений, вводных слов

4.2.Проведение теста «Вежлив ли ты?»

4.3.Запись вежливых слов

4.4.Составление предложений, записок с вежливыми словами

4.5. Составление поздравлений по схеме: кого?(знакомых, родных, учителя и др) с чем? ( с днем рождения, с новосельем, с Днем учителя,  с Новым годом)

как? ( от всего сердца,  от всей души, от имени, по поручению…)

желаю ( желаю, чтобы; желаю и … хочу) подпись









5.

Слово и его значение .

5.1.Значение толкового словаря

5.2.Правила работы с толковым словарём

5.3.Дифференциация синонимов  по степени нарастания признака, действия

5.4.Работа с деформированным текстом (поздравительная открытка, объявление, записка) с использованием  на выбор слов  для справок








6.

Состав слова. Словообразование

6.1.Разбор слова по составу

6.2.Образование новых слов при помощи приставок

6.3.Образование новых слов при помощи  суффиксов

6.4.Образование имен прилагательных  от имен существительных

6.5. Образование имен  существительных от имен прилагательных

6.6 Составление предложений

6.7. Самостоятельная работа












7.

Правописание  ударных и безударных гласных в слове.

7.1. Назначение словаря (правильное написание слова, правильное ударение  в слове)

7.2. Принципы работы  со словарем - порядок расположения слов в словаре

7.3.Р/Р Сочинение«Я иду в гости»

по плану









8.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную: без (бес), воз(вос),из (ис), раз(рас)

8.1.Составление словосочетаний и предложений, употребляемых в деловой речи ( прошу рассмотреть мою просьбу, безвозмездная помощь, восстановить стаж работы, известить меня и др.

8.2.Составление заявления в судебные органы









Всего: 34 ч

16ч

18ч

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНОЙ ЯЗЫК» (11класс)

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1.

Имя существительное. Основные категории имени существительного.

1.1.Закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний: составление письма родителям

1.2.Письмо текста с пропущенными буквами

1.3.Творческий диктант «Рецепт приготовления омлета»

1.4 Контрольный диктант












2.

Имя прилагательное. 2.1.Согласование имен прилагательных с именами существительными  в тексте

2.2.Объяснение значения словосочетаний: сырая земля, сырое мясо, золотые руки, золотое сердце и т.п.

2.3.Р/Р Изложение «Требования к качеству молочных продуктов»

2.4.Упражнения  на образование сравнительных степеней качества, образование словосочетаний с существительными, указывающих на качество, стоимость товаров

2.5. Контрольный диктант
















3.

Глагол.

3.1. Составление по опорным словам  правил личной гигиены, правил ухода за больным дома

3.2.Диктант «Правила пожарной безопасности при пользовании  газовой плитой»

3.3.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

3.4 Правописание частицы  не с глаголами.

3.5.Составление памятки собирающемуся в путь.

3.6.Правила безопасного поведения  на улице с употреблением частицы не.

3.7 Контрольный диктант


















4.

Имя числительное.

4.1.Числительные количественные и порядковые

4.2.Различия в значении основных разрядов имен числительных

4.3.Употребление числительных оба и обе.

4.4.Обозначение возраста человека: составление словосочетаний, предложений

4.5.Обозначение календарных дат

4.6.Обозначение трудового стажа и других автобиографических данных

4.7.Составление текста с употреблением слов ….лет, ….год

4.8.Контрольный диктант


















5

Наречие.

5.1. Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

5.2. Правописание наречий  с о и а на конце.

5.3.Работа с деформированным текстом

5.4.Р/Р Творческий диктант

5.5.Практические повторение

5.6. Самостоятельная работа

5.7. Р/Р Изложение  по плану«Весна в лесу»

5.8. Контрольный диктант













6

Предлоги.

6.1.Работа с деформированы текстом

6.2. Контрольный диктант

6.3 Повторение





Всего: 34ч.

16ч

18ч

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНОЙ ЯЗЫК» (12класс)

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1.

Повторение. Сложное предложение

1.1.Составление записке маме: «Я отправлю письмо»

1.2.Обращение.Знаки препинания

1.3.Составление объяснительной записки





2

Деловые переговоры.

2.1.Составление резюме о человеке

2.2.Составление поздравительных открыток

2.3.Работа с деформированы текстом( на правописание  ча,ща,чу,щу, жи,ши)

2.4. Р/р  сочинение  «Что хорошего в моем характере?»








3

Разбор слов по составу.

3.1. Использование сокращенных слов: г-ну, г-же, д-ру, глав. врачу, нач.(начальнику), т.д.

3.2.Планирование делового разговора- составление плана

3.3.Составление памятки  с использованием речевых штампов

3.4.Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в середине и в конце слова

3.5.Составление диалога: «Разговор со службами экстренной помощи»













4.

Значение слов.

4.1.Образование синонимов  при помощи других частей слова

4.2.Работа со словарем синонимов

4.3.Работа со словарем антонимов

4.4.Слова- синонимы, употребляемые  в деловом письме: довожу до вашего сведения- сообщаю, услуга- работа, адресовать- направить









5.

Сложносокращенные слова(аббревиатуры)

5.1.Правописание сложносокращенных  слов( аббревиатур)

5.2.Письменные упражнения на расшифровку аббревиатур








6.

Реквизиты делового письма.

6.1.Несклоняемые имена существительные

6.2.Составление текста заявления




7.

Работа с орфографическим словарем

7.1.Письменное заполнение текстов-стандартов, трафаретных писем с использованием орфографического словаря

7.2. Р/Р Сочинение «Мой друг»( с использованием- « имею честь представить вам», «Всегда к вашим услугам»







8.

Согласование имен прилагательных с существительными

8.1.Фактор адресата. Его влияние на выбор этикетных фраз, на лексический состав текста и его объем.

8.2.Составление письма- обращения






9.

Глагол.

9.1.Роль глагола в речи

9.2.Спряжение глаголов

9.3. Проверочный диктант

9.4.Роль глагола при составлении этикетного ритуала.






10

Предложения с однородными членами

10.1.Составление расписки  о получении в долговременное  или кратковременное  пользование каких- либо предметов.

10.2.Самостоятельная работа с использованием словаря синонимов







11

Предложения с обращениями

11.1.Обращение и знаки препинания при нём

11.2 . Свободный диктант




12

Соблюдение грамматических норм  при заполнении бланков

12.1.Составление объяснительной записки



13

Контрольный диктант

Всего: 34ч.

16ч

18ч

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РОДНОЙ ЯЗЫК»

(10 класс- 34 часа,1ч в неделю)

Значение речи в жизни человека

Основные формы речи: монолог, диалог

Речевые роли: читатель – чтец, рассказчик-слушатель, собеседники, говорящий- слушающий, пишущий- читающий

Деловая игра «Давайте, познакомимся»

Составление автобиографии

Подготовленная речь и неподготовленная речь

Приёмы подготовки речи

 Заполнение анкеты

Виды речевой деятельности по цели высказывания

Краткая и распространённая речь

 Подбор из готового текста  предложений по целям высказывания

 Составление сообщения  по плану

 Р/р Сочинение «Мой друг» используя : его зовут, понимание с полуслова, поможет, выручит, весёлый, всегда вместе

Использование вежливых слов

Правописание обращений, вводных слов

Проведение теста «Вежлив ли ты?»

Запись вежливых слов

Составление предложений, записок с вежливыми словами

Составление поздравлений по схеме: кого?(знакомых, родных, учителя и др) с чем? ( с днем рождения, с новосельем, с Днем учителя,  с Новым годом)

как? (от всего сердца,  от всей души, от имени, по поручению…)

желаю (желаю, чтобы; желаю и … хочу) подпись

Слово и его значение.

Значение толкового словаря

Правила работы с толковым словарём

Дифференциация синонимов  по степени нарастания признака, действия

Работа с деформированным текстом (поздравительная открытка, объявление, записка) с использованием  на выбор слов  для справок

Состав слова. Словообразование

Разбор слова по составу

Образование новых слов при помощи приставок

Образование новых слов при помощи  суффиксов

Образование имен прилагательных  от имен существительных

Образование имен  существительных от имен прилагательных

Составление предложений

 Самостоятельная работа

Правописание  ударных и безударных гласных в слове.

Назначение словаря (правильное написание слова, правильное ударение  в слове)

Принципы работы  со словарем- порядок расположения слов в словаре

Р/Р Сочинение«Я иду в гости»

по плану

Правописание приставок, меняющих конечную согласную: без (бес), воз(вос),из (ис), раз(рас)

Составление словосочетаний и предложений, употребляемых в деловой речи ( прошу рассмотреть мою просьбу, безвозмездная помощь, восстановить стаж работы, известить меня и др.

Составление заявления в судебные органы

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РОДНОЙ ЯЗЫК»

(11 класс- 34 часа,1ч в неделю)

Имя существительное. Основные категории имени существительного.

Закрепление навыка правописания безударных падежных окончаний: составление письма родителям

Письмо текста с пропущенными буквами

Творческий диктант «Рецепт приготовления омлета»

Контрольный диктант

Имя прилагательное. 2.1.Согласование имен прилагательных с именами существительными  в тексте

Объяснение значения словосочетаний: сырая земля, сырое мясо, золотые руки, золотое сердце и т.п.

Р/Р Изложение «Требования к качеству молочных продуктов»

Упражнения  на образование сравнительных степеней качества, образование словосочетаний с существительными, указывающих на качество , стоимость товаров

 Контрольный диктант

Глагол.

Составление по опорным словам  правил личной гигиены, правил ухода за больным дома

Диктант «Правила пожарной безопасности при пользовании  газовой плитой»

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

 Правописание частицы  не с глаголами.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Правописание частицы  не с глаголами.

Составление памятки собирающемуся в путь.

Правила безопасного поведения  на улице с употреблением частицы не.

Контрольный диктант

Имя числительное.

Числительные количественные и порядковые

Различия в значении основных разрядов имен числительных

Употребление числительных оба и обе.

Обозначение возраста человека: составление словосочетаний, предложений

Обозначение календарных дат

Обозначение трудового стажа и других автобиографических данных

Составление текста с употреблением слов ….лет, ….год

Контрольный диктант

Наречие.

Наречия, обозначающие время, место, способ действия.

Правописание наречий  с о и а на конце.

Работа с деформированным текстом

Р/Р Творческий диктант

Практические повторение

Самостоятельная работа

 Р/Р Изложение  по плану«Весна в лесу»

 Контрольный диктант

Предлоги.

Работа с деформированы текстом

 Контрольный диктант

 Повторение.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РОДНОЙ ЯЗЫК»

(12класс- 34 часа,1ч в неделю)

Повторение. Сложное предложение

Составление записке маме: «Я отправлю письмо»

Обращение.Знаки препинания

Составление объяснительной записки

Деловые переговоры.

Составление резюме о человеке

Составление поздравительных открыток

Работа с деформированы текстом( на правописание  ча,ща,чу,щу, жи,ши)

 Р/р  сочинение  «Что хорошего в моем характере?»

Разбор слов по составу.

 Использование сокращенных слов: г-ну, г-же, д-ру, глав. врачу, нач.(начальнику), т.д.

Планирование делового разговора- составление плана

Составление памятки  с использованием речевых штампов

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в середине и в конце слова

Составление диалога: «Разговор со службами экстренной помощи»

Значение слов.

Образование синонимов  при помощи других частей слова

Работа со словарем синонимов

Работа со словарем антонимов

Слова- синонимы, употребляемые  в деловом письме: довожу до вашего сведения- сообщаю, услуга- работа, адресовать- направить

Слова- антонимы

Адресат- адресант

Сложносокращенные слова(аббревиатуры)

Правописание сложносокращенных  слов( аббревиатур)

Письменные упражнения на расшифровку аббревиатур

Реквизиты делового письма.

Несклоняемые имена существительные

Составление текста заявления

Работа с орфографическим словарем

Письменное заполнение текстов-стандартов, трафаретных писем с использованием орфографического словаря

 Р/Р Сочинение «Мой друг»( с использованием- « имею честь представить вам», «Всегда к вашим услугам»

Согласование имен прилагательных с существительными

Фактор адресата. Его влияние на выбор этикетных фраз, на лексический состав текста и его объем.

Составление письма- обращения

Глагол.

Роль глагола в речи

Спряжение глаголов

 Проверочный диктант

Роль глагола при составлении этикетного ритуала.

Предложения с однородными членами

Составление расписки  о получении в долговременное  или кратковременное  пользование каких- либо предметов.

Самостоятельная работа с использованием словаря синонимов

Предложения с обращениями

Обращение и знаки препинания при нём

 Свободный диктант

Соблюдение грамматических норм  при заполнении бланков

Составление объяснительной записки

Контрольный диктант

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РОДНОЙ ЯЗЫК» (10 класс)

Ф.И.

учащегося

критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

Условные обозначения:

1-знают и употребляют формы речи: монолог, диалог

2- знают речевые роли и умеют быть в роли читателя- чтеца, рассказчика- слушателя, собеседника, говорящего - слушающего, пишущего - читающего

3- умеют заполнять анкеты

4-умеют составлять сообщения по плану

5-умеют излагать свои мысли, авторский  текст (тему) без ошибок в построении предложений, употреблении слов

6- умеют работать с деформированным текстом

7- умеют работать с  орфографическим словарем

8- умеют составлять заявление в  судебные органы

Н.г.- начало года

К.г.- конец года

Уровни оценивания:

Высокий- 40-35 баллов;

Средний- 34-24  балла;

Низкий-   23-13 баллов;

Несформированный- 12 и ниже.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РОДНОЙ ЯЗЫК» (11 класс)

Ф.И.учащегося

                         критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Н

г

К

г

Условные обозначения:

1-знают и применяют навыки правописания безударных падежных окончаний

2- умеют писать творческие диктанты

3- обнаруживают осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе контрольных диктантов

4- умеют согласовывать имена прилагательные с именами существительными

5-умеют  письменно излагать свои мысли, авторский  текст (тему) без ошибок в построении предложений, употреблении слов

6-умеют составлять текст по опорным словам

7-умеют практически применять формы глагола прошедшего времени

8- различают количественные и порядковые числительные, правильно употребляют в письменной речи

9- умеют применять правила   правописания  в письменной речи

10- умеют работать с деформированным текстом, составляют правильный текст

11- умеют самостоятельно составлять ситуативные объяснительные записки

Н.г.- начало года

К.г.- конец года

Уровни оценивания:

Высокий- 55-45 баллов;

Средний- 44-34  балла;

Низкий-   33-23 баллов;

Несформированный- 22 и ниже.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНОЙ ЯЗЫК»

(12класс)

Ф.И.учащегося

                                               критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Условные обозначения:

1-умеют разбирать предложения с обращениями, безошибочно ставят знаки препинания после обращений

2-умеют по правилам делового письма оформлять резюме для предоставления на вакантное место

3-умеют   письменно излагать свои мысли, авторский  текст (тему) без ошибок в построении предложений, употреблении слов

4- умеют планировать деловой разговор

5- умеют составлять памятки с использованием речевых штампов

6- умеют работать со словарем синонимов, антонимов

7- умеют практически применять  несклоняемые существительные в письменной речи

8- умеют использовать  нужные глаголы при составлении этикетного ритуала

9- умеют составлять  расписки  о получении в долговременное  или кратковременное  пользование каких- либо предметов

10- умеют писать свободный диктант

11- проводят синтаксический разбор предложения

12- умеют  работать с аббревиатурами, их расшифровать

Уровни оценивания:

Высокий- 60-50 баллов;

Средний- 49-39  балла;

Низкий-   38-28баллов;

Несформированный- 27 и ниже.

     

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ

1.Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксёнова. – М.: Издат. Центр. ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

2. Аксенова ,А.К. Дидактические игры на уроках русского языка/ Э.В. Якубовская - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991. – 176 с.

3.Барская, Н.М. Учет индивидуальных особенностей умственно отсталых учащихся при объяснении нового материала на уроках русского языка. – В кн. Коррекционная работы в процессе обучения и воспитания / Н.М.Барская – Ленинград 1974. – 180 с.

4.Белобрыкина, О.А. Речь и общение./О.А.Белобрыкина– Ярославль. Академия развития, 1998. – 240 с.

5. Дейкина, А.Д., Тексты – миниатюры на уроках русского языка: Пособие для учителя. – 2-е издание./А.Д.Дейника  - М: НАУКА, 2000. – 144 с.

6. Зикеев ,А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений./ А.Г.Зикеев– М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000. –200с

7.Ивченко,П.Ф. Контрольно-тренировочные работы на уроках русского языка./П.Ф,Ивченко – УЦ «ПЕРСПЕКТИВА»: - М. 1998. – 155 с.

8. Ивченко, П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений/ П.Ф.Ивченко // Русский язык в школе. 1990. - №5.

9.Канакина, В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря. / В.П.Канакина //Начальная школа. 1990. - №3.

10.Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи./Т.А.Ладыженская М., 1975. – 198 с.

 11.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / под ред. доктора пед. наук В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2001.

12. Программно- методическое обеспечение для 10-12 классов  с углублённой трудовой подготовкой  в специальных( коррекционных) образовательных учреждениях VIII  вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.;ВЛАДОС, 2006г- 331с.

12.Соловьева,З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку./З.И.Соловьева – М.: ВЕРБУМ, 2001. – 150 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Природоведение" для 5 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, содержание программы, календарно-тематическое планирование, дополнительная литература...

Рабочая программа по курсу "Биология" для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа включает следующиеразделы: пояснительная записка; содержание; количество часов по семестрам; дополнительная литература; календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по курсу "Биология" для 7 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; количество часов по семестрам; содержание; календарно-тематическое планирование; дополнительная литература....

Рабочая программа факультативного курса "Оригами" для 5-6 классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Программа содержит следующие разделы: пояснительная записка; содержание; учебно- тематитеский план; информационные источники; методическое обеспечение программы....

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по истории в 7 классе специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида разработана в соответствии  с Законом Российской Федерации «Об образовании», Тип...

Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида....

Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 1 – 9 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Областное государственное образовательное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихс...