Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
рабочая программа (10 класс) на тему

Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr.voloskova.doc213.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Согласовано:

кафедра коррекционной педагогики

ОГБОУ ДПО УИПКПРО

______________________

«___» _____________ ….. год

Утверждаю:

Директор ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида

_______________________И. Н. Дешевых

«___» _________________ 20…год

Рассмотрено:

на заседании Педагогического Совета

ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида:

Протокол № ____ от __________201..год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ   10-12 КЛАССОВ

СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Срок реализации программы: 3 года

Объём программы: 102 часа

Разработчик: Волоскова Лариса Борисовна, учитель высшей квалификационной категории.

 

Пояснительная записка

Актуальность программы:

      Последние десятилетия  внесли  в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения.  Обучение детей с умственной отсталостью в 10-12 классах  стало возможным  на основании Типового Положения  о специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённом  постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г №288, и Учебным планам, утвержденным Приказом от 10.04. 02г №29/2065-п.

    Статус документа:

       Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением правительства РФ от 12.03. 1997г., №288), Устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII  видов», Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой–М.; Просвещение, 2001г., Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов  с углублённой трудовой подготовкой  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII  вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г., которое  написано по заказу Министерства  образования  и науки РФ в рамках  президентской программы  «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности  учащихся, содержание программы  отвечает принципам психолого- педагогического процесса и коррекционной направленности  обучения и воспитания.

Уровень программы - коррекционно-развивающий.

      Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляет широкие возможности для реализации различных подходов  к построению учебного курса  с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.

Базисным учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки предмета «Родная литература»:

В 10 классе-2 час в неделю (68 часов в год)

В 11 классе- 1 час  в неделю (34 часа в год)

В 12 классе-1 час в неделю (34 часа в год)

Структура документа:

Данная программа имеет следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • учебно- тематический план образовательной области «Родная литература»;
  • содержание программы «Родная литература»;
  • мониторинг образовательной области « Родная литература»;
  • учебно-методический комплекс к программе;

Общая характеристика программы:

     Программа по родной литературе  предназначена для обучения  учащихся 10-12 классов, имеющих лёгкую степень умственной отсталости ( F- 70), даёт более полную подготовку учащихся с отклонениями в умственном развитии к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов.

Цель программы:

Цель программы по родной литературе в 10-12 классах состоит в дальнейшей работе по совершенствованию навыка чтения и умений полноценно воспринимать литературное произведение во всей его многогранности и полноте (в единстве содержательной и языковой сторон произведения). Подчиняясь общей цели обучения, такой предмет имеет и свою цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально- бытовой ориентированности, затем более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах , полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.

         Задачи программы:

  •  совершенствование техники чтения ;
  • повышение способности понимать прочитанное ;
  • формирование интереса к чтению;
  • понимание значения навыка чтения ;
  • развитие как устной, так и письменной речи ;

Принципы построения программы:     

Структура программы по литературному чтению в 10—12 классах сохраняет основные подходы, заложенные в программе по чтению в 5—9 классах: работа над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения.

Основными принципами построения программы являются: монографический, художественно-эстетический и литературоведческий.

       Монографический принцип основан на изучении произведений в хронологической последовательности. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, писателей, ранее не изучавшихся в школе, а также читают произведения уже известных авторов. Для предотвращения повторов в изучении биографий писателей и поэтов, с которыми учащиеся познакомились в 7—9 классах, уделяется большое внимание изучению тех эпизодов жизни и творчества писателей, которые имеют непосредственное отношение к истории создания изучаемого произведения. С этой целью рекомендуется знакомить учащихся с отрывками из мемуарной художественной литературы.

       Художественно-эстетический принцип связан с изучением художественных произведений, являющихся произведениями словесного искусства, которые раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, формируют у учеников эстетические вкусы, развивают у них собственное отношение к действительности. Круг чтения художественных произведений расширен за счет включения произведений зарубежной литературы, что позволит учащимся воспринимать отечественную литературу в контексте мирового литературного процесса. Изучение художественной литературы должно сопровождаться обращением к другим видам искусства: живописи, графике, скульптуре, музыке, что будет способствовать более целостному восприятию художественного образа, который рассматривается как комплекс слухового и зрительного образов.

       Литературоведческий принцип основан на анализе словесно-художественного образа произведения, через который автор выражает свои мысли, чувства, настроения. В связи с этим необходимо познакомить учащихся с изобразительными и выразительными возможностями словесного искусства (гиперболой, метафорой, сравнением и т. д.). Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа знакомит детей с основными жанровыми признаками художественных произведений. Жанровое разнообразие читаемых произведений обеспечивается изучением не только прозы и поэзии, как это было в 5—9 классах, но и ознакомлением с драматическими произведениями.

       Наряду с основной организационной формой изучения литературных произведений программа рекомендует использовать и такие формы, как литературные викторины (по творчеству одного или нескольких писателей, объединенных общей темой); вечера русской (классической и современной) поэзии; вечера русского романса (на стихи русских поэтов XIX века) и т. п. Такие формы занятий по литературе не только направлены на обобщение и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но и способствуют формированию интереса к литературе вообще и к творчеству отдельных писателей в частности.

       Учитель самостоятельно определяет количество часов, отводимое на изучение творчества того или иного писателя, поскольку это зависит от индивидуальных возможностей учащихся, от литературных интересов учителей и состояния библиотечного фонда школы. В связи с этим возможно дополнение и изменение рекомендательного списка авторов с учетом региональной или национальной специфики при сохранении основных принципов построения программы и коррекционных задач обучения.

 Содержание программы также учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, содержание описание жизненных ситуаций , интересных для 16-19 летних юношей и девушек. С этой целью используются как фрагменты классических произведений  отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов, газет.

Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес  соотносятся с их личными опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности - самостоятельному чтению.

Помогая организовать обсуждение содержания прочитанного текста, характеристик образов, привлекается личный опыт учащихся, используются средства наглядности.

Большое внимание на уроках уделяется развитию устной речи.

Этому процессу должно способствовать:

  • обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением;
  • умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового и фразеологического словаря;
  • участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;
  • участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником);
  • заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков;
  • использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.

Методы обучения на уроках родной литературы:

-объяснительно- иллюстративные (рассказ, описание, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы);

-репродуктивные (пересказ прочитанного, работа с книгой);

-проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения  подобий предметов);

-частично-поисковые (комментирование практических действий с выводом, выбор примеров  подтверждений  с опорой на наглядность, перенос общих признаков  известного на новое).

Требования к усвоению программы:

Учащиеся должны  уметь владеть знаниями, умениями и навыками :

теория литературы

      Гипербола, эпитет, метафора, олицетворение, фразеологический (устойчивый) оборот в художественном произведении - без называния термина.

       Рифма, ритм в стихотворении.

Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и интерьера в рассказе.

       Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).

       Прием образного сравнения и определения, использование переносного значения слов и выражений в описании явлений, событий, характеристики героя.

       Пьеса как вид драматического искусства. Отличительные признаки пьес: герои (действующие лица), диалоги, структурные части (действия).

Проза как вид художественных произведений. Признаки прозаических произведений: сюжет, герои.

         Поэзия как вид художественных произведений. Признаки поэтических произведений: рифма, ритм.

Драма как вид художественных произведений. Основные признаки пьесы: диалоги героев, пояснения автора, структурные части.

Навыки чтения

       Выразительное чтение прозаического или поэтического произведения после предварительного разбора текста.      Беглое, осмысленное и выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения.

              Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.

        Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него.

 Умение правильно пользоваться средствами устной выразительности речи: тон, темп речи, сила голоса, логические ударения, интонация.

Работа с текстом

      Самостоятельное определение темы произведения. Выявление (с помощью учителя) основной мысли произведения. Соотнесение заглавия с темой и основной мыслью произведения (случаи соответствия и несоответствия).

Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в пределах одной части) и между частями произведения.

Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью учителя). Формулирование идеи произведения.

    Работа над образом героя литературного произведения, составление характеристики действующих лиц на основе выявления и осмысления поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей. Нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор при характеристике героев; выявление отношения автора к персонажу (самостоятельно и с  помощью учителя); выражение собственного отношения к герою и его поступкам. Подбор отрывков из произведения для аргументации и подтверждения определенных черт героев.

       Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме (вопросительные, повествовательные, назывные предложения). Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения). Составление с помощью учителя цитатного плана.

Составление разных видов пересказов (сжатого, творческого, с элементами рассуждения) с опорой на план. Формирование умения отбирать в произведении материал, необходимый для составления рассказа на заданную тему. Составление рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений.

       Формирование умения аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, используя текст, а также умения задавать вопросы по содержанию текста.

       Нахождение в тексте незнакомых слов, объяснение их значения. Объяснение значения фразеологических оборотов (с помощью учителя). Различение прямого и переносного значения слов и выражений.

       Выделение в тексте описаний и рассуждений.

Нахождение в стихотворных текстах с помощью учителя повторяющихся элементов (на доступном материале).

       Внеклассное чтение. Чтение доступных произведений художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, статей из периодической печати и журналов.

       Формирование умения определять эмоциональный характер текстов (с помощью учителя).

       Формирование умения (самостоятельно или с помощью учителя) определять, к какому виду произведений (проза, поэзия, драма) относится изучаемое произведение.

Основные требования к умениям учащихся 10 класса.

Читать вслух правильно, бегло, выразительно;

Осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты Самостоятельно выявлять тему произведения;

 Выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);

Составлять элементарную характеристику героя с использованием слов и выражений автора;

Самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки;

Пересказывать текст по плану;

Находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;

Заучить наизусть 5 стихотворений,1 прозаический отрывок;

Читать произведения отечественных и зарубежных авторов, отрывки из которых изучались на уроках классного чтения.

Читать статьи из журналов и газет.

Основные требования к умениям учащихся 11 класс

      правильно, бегло и осознанно читать вслух и про себя;

      определять основную мысль (идею) произведения (с помощью учителя);

       самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;

       формулировать заголовки пунктов плана в различной речевой форме (с помощью учителя);

        составлять различные виды пересказа по плану с использованием образных выражений;

        выразительно читать прозаические и поэтические произведения после предварительной подготовки;

        знать наизусть 3 прозаических отрывка и 12 стихотворений;

        самостоятельно читать произведения художественной литературы, статьи из периодической печати с последующим их обсуждением.

Основные требования к умениям учащихся 12 класс

        совершенствовать все качества полноценного чтения вслух;

        осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;

        самостоятельно определять тему произведения;

        отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и используя слова автора;

        высказывать отношение к герою произведения;

        делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их по плану;

        находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;

        заучивать стихотворения (или отрывки из них) наизусть;

        самостоятельно читать небольшие по объему и несложные по содержанию произведения внеклассного чтения, выполнять посильные задания.

Уровень освоения знаний оценивается по степеням обученности:

Критериями оценки являются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность  речемыслительных  операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учёбе.

При выставлении оценки учитывается:

-овладение речевой деятельностью

-полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи

-умения и навыки грамотного чтения

- умения и навыки владения самостоятельным пересказом

- умения и навыки составления плана пересказа

Оценка устных ответов:

При выставлении оценки учитывается:

-успешность овладения техникой чтения

-правильность работы с текстом

-умение практически  применять свои знания

-последовательность изложения и речевое оформление  ответа

Оценка «5» ставится, если:

-ученик правильно, бегло и осознанно читает вслух и про себя; может  самостоятельно работать с текстом, пересказывать изучаемые тексты, составлять элементарную характеристику героев; сформулировать правильный ответ; заучивать стихотворные тексты.

Оценка «4» ставится, если:

-ученик читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении; допускает неточности при работе с текстом, при пересказе текста; характеризует героев текста с помощью учителя; не всегда чётко формулирует свои ответы; читает наизусть недостаточно выразительно.

Оценка «3» ставится, если:

-ученик читает недостаточно бегло; работа с текстом выполняет только с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть усвоение текста; нуждается в помощи со стороны учителя.

Оценка «2» ставится, если:

-ученик затрудняется в правильном, беглом чтении; не может формулировать ответы; работа с текстом не удаётся даже при помощи учителя; не называет главных действующих лиц произведения; не пересказывает тексты; не заучивает наизусть стихотворные тексты.

Оценка изложений и сочинений:

При выставлении оценки учитывается:

-правильность, полнота и последовательность  передачи содержания

Оценка «5» ставится ученику за:

-правильное, полное, последовательное изложение авторского текста без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки

Оценка «4» ставится за:

-написание без искажений авторского текста( темы), в пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на смысл, допускаются 3-4 орфографические ошибки

Оценка «3» ставится:

-написанное  с отступлениями от авторского текста( темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание  смысла, с 5-6 орфографическими ошибками

Оценка «2»ставится:

-если имеются значительные отступления от авторского текста( тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении  предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ( 10класс)

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1.

Устное народное творчество.

1.1.Старинные русские пословицы и поговорки.

1.2. Р/р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Три богатыря».

1.3.Народные исторические песни.

2.

Русская литература XIX века.

2.1.И.А.Крылов. «Обоз»; сатирическая основа басни.

2.2. «Мартышка и очки». Мораль басни. 2.3.А. С. Пушкин. Любовная лирика: «Желание», «К Наталье».

2.4. Анализ стихотворения «Я вас любил…».

2.5.Р/р. Сравнительный анализ художественно- изобразительных средств.

2.6.Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова. «Благодарю». «Мы случайно сведены любовью».

2.7. Р/р. Отражение личной судьбы в стихотворениях А.С.Пушкина и М. Ю Лермонтова.

2.8.Сатира в рассказе А.П.Чехова «Первая любовь».

2.9. Отражение русского быта в рассказе А. П.Чехова «Затишье».

2.10.Л.Н.Толстой. «Прыжок», «Филиппок».

2.11.Р/р.Сочинение. Дети в изображении Л.Н.Толстого.

2.12.Тема любви в повести А. Куприна «Олеся».

2.13.Р/р. Сочинение «Мои размышления над повестью А. Куприна «Олеся».»

3.

Русская литература XX века.

3.1. С. Есенин. Тема Родины в стихотворениях «О Родина», «Русь».

3.2. Р/р.Описательные средства в лирике С. Есенина.

3.3.К.М. Симонов. Военная лирика. «Жди меня», «Ты помнишь…»

3.4. Р/р. Описание картины Ю.М.  Непринцева «Отдых после боя».

3.5. Сказки К.Г.Паустовского «Дремучий медведь», «Золотая роза».

3.6. Сочинение «Моё впечатление о сказках К.Г. Паустовского».

3.7. Юмор в рассказах М.М. Зощенко «Нервные люди», «Аристократка».

3.8. Трагизм в поэзии А.Ахматовой. «Реквием», «Ты выдумал меня…».

3.9. Тема дружбы в повести Р.И.Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

3.10. Чтение и обсуждение газетных статей на актуальные темы.

4.

Современные писатели.

4.1.Биографическая справка и творчество Р.И. Рождественского.

 4.2. Прослушивание музыки на стихи Р.И.Рождественского.

4.3.Знакомство с воспоминаниями известных людей о жизни и  творчестве Р.Рождественского( Муслим Магомаев, Эдита Пьеха).

 4.4.Знакомство с главным героем повести «Уроки французского». В.Г. Распутин.

 4.5. Тема учительской доброты, человечности в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».

4.6.Р/р. Сочинение.  Бескорыстное добро учителя в повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

4.7. Поэзия Н.А.Заболоцкого. «Гроза идёт», «Лесное озеро».

5.

Зарубежная литература.

5.1.Жанр литературной сказки и его связь с народным истоком.

5.2.Г.-Х.Андерсена. «Дикие лебеди».

5.3.Внеклассное чтение. Г.-Х.Андерсн. «Русалочка».

5.4. Краткая летопись жизни и творчества Жюля Верна.

5.5. Чтение романа Жюля Верна «Таинственный остров».

5.6.Р/р. Сочинение. Основная идея романа «Таинственный остров» Жюля Верна.

5.7. Детская тема в творчестве Марка Твена. «Приключения Тома Сойера ».

5.8. Марк Твен. «Приключения Гекльбера Финна».

5.9. Р/р. М.Твен. Сочинение "Том Сойер и Гекльберри Финн - характеристика литературного героя".

5.10. Повторение по разделу.

1ч.

4ч.

Всего: 68ч

33ч

35ч

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (11класс)

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1.

Введение.

1.1.Образное отражение жизни в литературе

1.2.Жанры литературы. О книге и чтении.

2.

Устное народное творчество.

2.1.Юмор частушек, пестушек и потешек в литературе

2.2. Внеклассное чтение

3.

Русская литература XIXвека.

3.1.Басня как жанр русской литературы. Мастерство диалога в басне.

3.2.Мораль басни И.А.Крылова «Белка».

3.3. С. Михалков и его басни. «Петух в гостях», «Кабан и хомут».

3.4 Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель», «Выстрел».

3.5. Р/р. Описание характеров главных героев произведения одного из изученных произведений.

3.6.Осмысление разных сторон частной жизни в произведении М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери».

3.7. Поэтическое открытие природы в творчестве Ф.И.Тютчева. «Весенняя гроза».

3.8.Р/р.Сочинение на тему :«Красота природы».

3.9. Тематика и художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова Щедрина. «Верный Трезор».

   

4.

Русская литература XX века.

4.1.Автобиографическая повесть А.К.Толстого «Детство Никиты».

4.2.Р/р.Сочинение «Тема воспитания в повести А.Толстого».

 4.3.Автобиографичность М.Булгакова в «Записках юного врача».

4.4.Чтение актуальных статей из газет и журналов.

5

Современная литература.

5.1.Русская деревня в творчестве Ф.А.Абрамова. Повесть «Алька».

 5.2.Женщина на войне. По повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие». 5.3.Р/р.Отзыв о повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие».  

6

Зарубежная литература.

6.1. Драматургия- жанр литературы.

5.10.Комедия Жан- Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве».

Всего: 34ч.

17ч

17ч

УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (12класс)

раздел и тема

I полугодие

II полугодие

1.

Введение

1.1.Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

2

Русская литература XIX века.

2.1.И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Ворона и курица», их историческая основа. Мораль басен. Сатира.

2.2.А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачёва» (отрывки). История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

 2.3.Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. 2.4. Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина.

2.5. Гуманизм и историзм в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

2.6. Р/р. Сочинение. Как мне видится Емельян Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2.7. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве  писателя.

2.8.Выборочное чтение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

2.9. Р/р. Сочинение. Сюжет и композиция в романе М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени».

2.10. Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Тема « маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

2.11. Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия « со злостью и солью». История создания комедии.

2.12. Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

2.13.Р/р. Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии.

3

Русская литература XX века.

3.1. Творчество И. А. Бунина. Лиризм прозы И.А. Бунина в рассказе «Солнечный удар».

3.2.А.И.Блок и его время. Знакомство с творчеством поэта.

 3.3.Любовная лирика А.А. Блока. «Утро в Москве», «Ты- как отзвук забытого гимна ».

3.4.Внеклассное чтение по лирике А.А.Блока.

 3.5. Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

4.

Современные писатели.

4.1.Знакомство с творчеством В.В Высоцкого. Военные мотивы в стихах и песнях поэта.

 4.2.Р\р. Просмотр видеоролика о творчестве писателя, коллективное обсуждение.

5.

Зарубежная литература.

5.1.Внеклассное чтение. В. Скотт «Айвенго».

 5.2.Р/р. Исторический герой- Айвенго. Составление описания героя произведения.

5.3.Обобщающий урок по разделу.

Всего: 34ч.

17ч

17ч

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РОДНОЙ ЯЗЫК»

(10 класс- 34 часа,1ч в неделю)

Устное народное творчество.

Старинные русские пословицы и поговорки .

Р/р.Сочинение по картине В. М. Васнецова «Три богатыря».

Народные исторические песни. 

Русская литература XIX века.

И.А.Крылов. «Обоз»; сатирическая основа басни.

 «Мартышка и очки». Мораль басни. 2.3.А. С. Пушкин. Любовная лирика: «Желание», «К Наталье».

 Анализ стихотворения «Я вас любил…».

Р/р. Сравнительный анализ художественно- изобразительных средств.

Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова. «Благодарю». «Мы случайно сведены любовью».

 Р/р. Отражение личной судьбы в стихотворениях А.С.Пушкина и М. Ю Лермонтова.

Сатира в рассказе А.П.Чехова «Первая любовь».

 Отражение русского быта в рассказе А. П.Чехова «Затишье».

Л.Н.Толстой. «Прыжок», «Филиппок».

Р/р.Сочинение. Дети в изображении Л.Н.Толстого.

Тема любви в повести А. Куприна «Олеся».

Р/р. Сочинение «Мои размышления над повестью А. Куприна «Олеся».»

Русская литература XX века.

 С. Есенин. Тема Родины в стихотворениях «О Родина», «Русь».

Р/р.Описательные средства в лирике С. Есенина.

К.М. Симонов. Военная лирика. «Жди меня», «Ты помнишь…»

Р/р. Описание картины Ю.М.  Непринцева «Отдых после боя».

Сказки К.Г.Паустовского «Дремучий медведь», «Заботливый цветок».

Сочинение «Моё впечатление о сказках К.Г. Паустовского».

Юмор в рассказах М.М. Зощенко «Нервные люди», «Аристократка».

Трагизм в поэзии А.Ахматовой. «Реквием», «Ты выдумал меня…».

Тема дружбы в повести Р.И.Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».

Чтение и обсуждение газетных статей на актуальные темы.

Современные писатели.

Биографическая справка и творчество Р.И. Рождественского.

Прослушивание музыки на стихи Р.И.Рождественского.

Знакомство с воспоминаниями известных людей о жизни и  творчестве Р.Рождественского (Муслим Магомаев, Эдита Пьеха).

Тема учительской доброты, человечности в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».

Р/р. Сочинение.  Бескорыстное добро учителя в повести В.Г.Распутина «Уроки французского».

 Поэзия Н.А.Заболоцкого. «Гроза идёт», «Лесное озеро».

Зарубежная литература.

Жанр литературной сказки и его связь с народным истоком.

Г.-Х.Андерсена. «Дикие лебеди».

Внеклассное чтение.Г.-Х.Андерсн. «Русалочка».

Краткая летопись жизни и творчества Жюля Верна.

Основная идея романа «Таинственный остров» Жюля Верна.

Детская тема в творчестве Марка Твена. «Приключения Тома Сойера ».

Марк Твен. «Приключения Гекльбера Финна».

Р/р. М.Твен. Сочинение «Том Сойер и Гекльберри Финн - характеристика литературного героя».

Повторение по разделу.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РОДНОЙ ЯЗЫК»

(11 класс- 34 часа,1ч в неделю)

Образное отражение жизни в литературе

Жанры литературы. О книге и чтении.

Устное народное творчество.

Юмор частушек, пестушек и потешек в литературе.

Внеклассное чтение.

Русская литература XIXвека.

Басня как жанр русской литературы. Мастерство диалога в басне.

Мораль басни И.А.Крылова «Белка».

С. Михалков и его басни. «Петух в гостях», «Кабан и хомут».

Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель», «Выстрел».

 Р/р. Описание характеров главных героев одного из изученных произведений.

Осмысление разных сторон частной жизни в произведении М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери».

Поэтическое открытие природы в творчестве Ф.И.Тютчева. «Весенняя гроза».

Р/р.Сочинение на тему :«Красота природы» по произведениям Ф.И Тютчева.

Тематика и художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова Щедрина. «Верный Трезор». 

Русская литература XX века.

Автобиографическая повесть А.К.Толстого «Детство Никиты».

Р/р.Сочинение «Тема воспитания в повести А.Толстого».

Автобиографичность М.Булгакова в «Записках юного врача».

Чтение актуальных статей из газет и журналов.

Русская литература XX века.

Россия в творчестве А.Блока. «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Автобиографическая повесть А.К.Толстого «Детство Никиты».

Р/р. Сочинение «Тема воспитания в повести А.Толстого».

Автобиографичность М.Булгакова в «Записках юного врача».

Чтение актуальных статей из газет и журналов. 

Современная литература.

Русская деревня в творчестве Ф.А.Абрамова. Повесть «Алька».

Женщина на войне. По повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие». Р/р.Отзыв о повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие».  

Зарубежная литература.

Драматургия- жанр литературы.

Комедия Жан-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве».

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

«РОДНОЙ ЯЗЫК»

(12класс- 34 часа,1ч в неделю)

Введение

Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.

Русская литература XIX века.

И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и

«Ворона и курица», их историческая основа. Мораль басен. Сатира.

А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачёва» (отрывки). История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.

Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. 2.4. Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.

Гуманизм и историзм в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.

Р/р. Сочинение.Как мне видится Емельян Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве  писателя.

Выборочное чтение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Р/р. Сочинение. Сюжет и композиция в романе М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени».

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Тема « маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».

Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия « со злостью и солью». История создания комедии.

Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.

Р/р. Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии. 

Русская литература XX века.

Творчество И. А. Бунина. Лиризм прозы И.А. Бунина в рассказе «Солнечный удар».

А.И.Блок и его время. Знакомство с творчеством поэта.

Любовная лирика А.А. Блока. «Утро в Москве», «Ты- как отзвук забытого гимна ».

Внеклассное чтение по лирике А.А.Блока.

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

Русская литература XX века.

Творчество И. А. Бунина. Лиризм прозы И.А. Бунина в рассказе «Солнечный удар».

А.И.Блок и его время. Знакомство с творчеством поэта.

Любовная лирика А.А. Блока. «Утро в Москве», «Ты- как отзвук забытого гимна ».

Внеклассное чтение по лирике А.А.Блока.

Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. Современные писатели.

Знакомство с творчеством В.В Высоцкого. Военные мотивы в стихах и песнях поэта.

 Р\р. Просмотр видеоролика о творчестве писателя, коллективное обсуждение. 

Зарубежная литература.

Внеклассное чтение. В. Скотт «Айвенго».

 Р/р. Исторический герой - Айвенго. Составление описания героя произведения.

Обобщающий урок по разделу.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (10 класс)

Ф.И.учащегося

                                               критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

     Условные обозначения:

Н-начало года;

К- конец года.

КРИТЕРИИ:

 1.Читать вслух правильно, бегло, выразительно;

 2. Осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;

 3. Самостоятельно выявлять тему произведения;

 4. Выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);

 5. Составлять элементарную характеристику героя с использованием слов и выражений автора;

  6. Самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки;

  7. Пересказывать текст по плану;

  8. Находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;

   9. Заучить наизусть 5 стихотворений.

  10. 1 прозаический отрывок;

  11. Читать произведения отечественных и зарубежных авторов, отрывки из которых изучались на уроках классного чтения.

  12. Читать статьи из журналов и газет.

 Уровни оценивания:

Высокий- 60-50 баллов;

Средний- 49-39  балла;

Низкий-   38-28баллов;

Несформированный- 27 и ниже.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» 11 класс

Ф.И.учащегося

                                               критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

     Условные обозначения:

Н-начало года;

К- конец года.

КРИТЕРИИ:

  1.Правильно, бегло и осознанно читать вслух и про себя;

       2.Оппределять основную мысль (идею) произведения;

       3.Самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;

       4.Формулировать заголовки пунктов плана в различной речевой форме (с помощью учителя);

       5.Составлять различные виды пересказа по плану с использованием образных выражений;

       6.Выразительно читать прозаические и поэтические произведения после предварительной подготовки;

       7.Знать наизусть 6 стихотворений (или отрывки из них);

       8. Знать наизусть 2 прозаических отрывка (или близко к тексту);

       9.Самостоятельно читать произведения художественной литературы,

     10. Самостоятельно определять жанр прозаического произведения;

     11..Читать статьи из периодической печати с последующим их обсуждением.

     12.Активно участвовать во внеклассной работе по предмету.

Уровни оценивания:

Высокий- 60-50 баллов;

Средний- 49-39  балла;

Низкий-   38-28баллов;

Несформированный- 27 и ниже.

МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»  12 класс

Ф.И.учащегося

                                               критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Условные обозначения: 

Н-начало года;

К- конец года.

КРИТЕРИИ:

       1. Совершенствовать все качества полноценного чтения вслух;

       2.Осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;

       3.Самостоятельно определять тему произведения;

       4.Отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и используя слова автора;

       5. Высказывать отношение к герою произведения;

       6. Делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их по плану;

       7. Находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;

       8. Заучить 7 стихотворений (или отрывки из них) наизусть;

       9. Заучить 3 прозаических отрывка( возможно, близко к тексту);

       10. Определять  жанр произведения (возможно, с помощью учителя);

       11.. Самостоятельно читать небольшие по объему и несложные по содержанию произведения внеклассного чтения;

       12.Активно участвовать во внеклассной работе по предмету.

Уровни оценивания:

Высокий- 60-50 баллов;

Средний- 49-39  балла;

Низкий-   38-28баллов;

Несформированный- 27 и ниже.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»

1.Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксёнова. – М.: Издат. Центр. ВЛАДОС, 2000. – 320 с.

2Ананиев, А.К. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания/ А.К.Ананиев- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1960.

3.Бгжанокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника/

 И.М.Бгжанокова – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1987.

4.Бегак, Б.И.Воспитание искусством/Б.И. Бегак- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1981.

5.Белобрыкина, О.А. Речь и общение./О.А.Белобрыкина– Ярославль. Академия развития, 1998. – 240 с.

6. Василевская, В.Я.Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми./В.Я. Василевская-Изд. АПН РСФСР. М.,1961.

7.Голубков, В.В. Методика преподавания литературы/В.В. Голубков- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1962.

8.Дьяченко, В.К.Организационная структура учебного процесса в развитии/В.К.Дьяченко- М.,1999.

9. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений./ А.Г.Зикеев– М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000. –200с

10. Ивченко, П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений/ П.Ф.Ивченко // Русский язык в школе. 1990. - №5.

11.Ипполитова, Н.А.Развитие речи школьников в процессе обучения чтению/Н.А.Ипполитова//Русский язык в школе.1997.-№1.

12.Канакина, В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря. / В.П.Канакина //Начальная школа. 1990. - №3.

13.Колесникова, Н.А. К проблеме формирования эстетического вкуса у школьников/Н.А.Колесникова//Литература в школе.1999.-№2.

14.Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи./Т.А.Ладыженская М., 1975. – 198 с.

15.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / под ред. доктора пед. наук В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2001.

16. Программно- методическое обеспечение для 10-12 классов  с углублённой трудовой подготовкой  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII  вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.;ВЛАДОС, 2006г- 331с.

17.Светловская, Н.Н.Нравственное воспитание школьников в процессе обучения чтению//Начальная школа.1983.-№10.

Список  литературы

  1. Аксенова,  А.К. Методика  обучения  русскому  языку  в  специальной (коррекционной) школе: Учеб. для  студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
  2. Аксенова, А.К. Книга для чтения 8,9 класс.- М: Просвещение 1990.
  3. Ананиев, Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания.- М: Просвещение , 1960.
  4. Бгажнокова,  И.М. Психология  умственно  отсталого  школьника. Учебно-методическое  пособие. М.: «Просвещение», 1987.
  5. Бгажнокова, И.М. Психология умственно о юталого школьника.- М:
  6. Бегак, Б.И. Воспитание искусством.- М: Просвещение 1981
  7. Бугрименко, Е.А, Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.- М: Просвещение, 1993.
  8. Былевская, Т.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках чтения // Начальная школа, № 5, 1990.
  9. Василевская, В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. - Изд. АПН РСФСР.- М.. 1961
  10. Васильев, И.А., Поплужный В.Л., Тихомирова О.К. Эмоции и мышление. – М., 2001.
  11. Вилюс, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2000.
  12. Волкова, Л.С. Логопедия.- М: Просвещение, РЛАДОС 2002
  13. Вопросы психологии школьника /Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951
  14. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.- Вопросы психологии: №6, 1996.
  15. Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития – Вопросы психологии, 1972 №2
  16. Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Челябинск, 1979.
  17. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1999.
  18. Гаврилов, Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984
  19. Голубков, В.В. Методика преподавания литературы. - М: Просвещение, 1962.
  20. Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1997.
  21. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., «Педагогика» 1999.
  22. Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М., 1999
  23. Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М: Педагогика, 1990.
  24. Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2 ч. — Ч. 2: Синтаксис: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В. Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 224 с.
  25. Изучение  и  образование  детей  с  нарушениями  развития. Екатеринбург, 2004.
  26. Ипполитова,  Н.А. Развитие  речи  школьников  в  процессе  обучения  чтению // Русский  язык  в  школе. 1997, № 1.
  27. Колесникова, Н.А. К проблеме формирования эстетического вкуса учащихся//Литература в школе.-№2, 1999.
  28. Кудасов, А.Л. Проблема обучения и воспитания учащихся старших классов коррекционной школы.- М: Наука, 1992.
  29. Кустарова, В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // Начальная школа.- №5,1993.
  30. Лалаева, Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М:
  31. Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы.- М: Наука, 1990.
  32. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2001.
  33. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения Т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др., М., 2000.
  34. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения т.2. /под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 2000.
  35. Материалы  научно-практической  конференции  студентов  и  аспирантов  г. Екатеринбург «Уральский  государственный  педагогический  университет», 29 апреля  2004.
  36. Межпредметные связи при изучении литературы в школе Под ред. Колокольцева.- М: Просвещение, 1990.
  37. Методы  обследования  речи  детей: Пособие  по  диагностике  речевых  нарушений / Под  общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
  38. Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1997.
  39. Педагогическая диагностика в школе /под ред. Кочеткова А.И. – Минск, 1987.
  40. Просвещение, 1987.
  41. Просвещение, ВЛАД ОС, 2001.
  42.  Светловская Н.Н. Нравственное воспитание школьников в процессе обучения чтению // Начальная школа.- №10, 1983.
  43. Система  обучения  сочинениям  в  6 – 8 классах / Под  ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978.
  44.  Тепшикина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа.-№2,2003.
  45. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
  46. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".

Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА

Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...

ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)

Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...

"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...

Игра "Умники и умницы" по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания и умения в области русского языка,  литературы, и в игровой форме найти применение простейшим логическом умениям....

программа по технологии (кулинария) для учащихся 8-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида

программа по технологии (кулинария) для учащихся 8-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида ...

Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...