Рабочая программа по родной литературе для учащихся 10-12 классов специальных ( коррекционных) школ VIII вида
рабочая программа (10 класс) на тему
Данная программа может быть использована учителями специальных ( коррекционных) школ VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.voloskova.doc | 213.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано: кафедра коррекционной педагогики ОГБОУ ДПО УИПКПРО ______________________ «___» _____________ ….. год | Утверждаю: Директор ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида _______________________И. Н. Дешевых «___» _________________ 20…год |
Рассмотрено: на заседании Педагогического Совета ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида: Протокол № ____ от __________201..год |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ
СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Срок реализации программы: 3 года
Объём программы: 102 часа
Разработчик: Волоскова Лариса Борисовна, учитель высшей квалификационной категории.
Пояснительная записка
Актуальность программы:
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения. Обучение детей с умственной отсталостью в 10-12 классах стало возможным на основании Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03. 1997г №288, и Учебным планам, утвержденным Приказом от 10.04. 02г №29/2065-п.
Статус документа:
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением правительства РФ от 12.03. 1997г., №288), Устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII видов», Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой–М.; Просвещение, 2001г., Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г., которое написано по заказу Министерства образования и науки РФ в рамках президентской программы «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся, содержание программы отвечает принципам психолого- педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
Уровень программы - коррекционно-развивающий.
Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.
Базисным учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки предмета «Родная литература»:
В 10 классе-2 час в неделю (68 часов в год)
В 11 классе- 1 час в неделю (34 часа в год)
В 12 классе-1 час в неделю (34 часа в год)
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
- пояснительная записка;
- учебно- тематический план образовательной области «Родная литература»;
- содержание программы «Родная литература»;
- мониторинг образовательной области « Родная литература»;
- учебно-методический комплекс к программе;
Общая характеристика программы:
Программа по родной литературе предназначена для обучения учащихся 10-12 классов, имеющих лёгкую степень умственной отсталости ( F- 70), даёт более полную подготовку учащихся с отклонениями в умственном развитии к самостоятельной жизни на основе усвоения социально ориентированных общеобразовательных предметов.
Цель программы:
Цель программы по родной литературе в 10-12 классах состоит в дальнейшей работе по совершенствованию навыка чтения и умений полноценно воспринимать литературное произведение во всей его многогранности и полноте (в единстве содержательной и языковой сторон произведения). Подчиняясь общей цели обучения, такой предмет имеет и свою цель: развитие умения осмысленного чтения литературных, публицистических и технических текстов доступного им содержания и уровня сложности. Ознакомление учащихся с программными литературными произведениями является одним из факторов социально- бытовой ориентированности, затем более успешной интеграции в общество. Представления о литературных произведениях и их авторах , полученные учащимися на уроках, помогут им в дальнейшем при воспитании собственных детей.
Задачи программы:
- совершенствование техники чтения ;
- повышение способности понимать прочитанное ;
- формирование интереса к чтению;
- понимание значения навыка чтения ;
- развитие как устной, так и письменной речи ;
Принципы построения программы:
Структура программы по литературному чтению в 10—12 классах сохраняет основные подходы, заложенные в программе по чтению в 5—9 классах: работа над техникой чтения и пониманием прочитанного произведения.
Основными принципами построения программы являются: монографический, художественно-эстетический и литературоведческий.
Монографический принцип основан на изучении произведений в хронологической последовательности. Учащиеся знакомятся с творчеством поэтов, писателей, ранее не изучавшихся в школе, а также читают произведения уже известных авторов. Для предотвращения повторов в изучении биографий писателей и поэтов, с которыми учащиеся познакомились в 7—9 классах, уделяется большое внимание изучению тех эпизодов жизни и творчества писателей, которые имеют непосредственное отношение к истории создания изучаемого произведения. С этой целью рекомендуется знакомить учащихся с отрывками из мемуарной художественной литературы.
Художественно-эстетический принцип связан с изучением художественных произведений, являющихся произведениями словесного искусства, которые раскрывают перед читателями богатство окружающего мира и человеческих отношений, формируют у учеников эстетические вкусы, развивают у них собственное отношение к действительности. Круг чтения художественных произведений расширен за счет включения произведений зарубежной литературы, что позволит учащимся воспринимать отечественную литературу в контексте мирового литературного процесса. Изучение художественной литературы должно сопровождаться обращением к другим видам искусства: живописи, графике, скульптуре, музыке, что будет способствовать более целостному восприятию художественного образа, который рассматривается как комплекс слухового и зрительного образов.
Литературоведческий принцип основан на анализе словесно-художественного образа произведения, через который автор выражает свои мысли, чувства, настроения. В связи с этим необходимо познакомить учащихся с изобразительными и выразительными возможностями словесного искусства (гиперболой, метафорой, сравнением и т. д.). Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа знакомит детей с основными жанровыми признаками художественных произведений. Жанровое разнообразие читаемых произведений обеспечивается изучением не только прозы и поэзии, как это было в 5—9 классах, но и ознакомлением с драматическими произведениями.
Наряду с основной организационной формой изучения литературных произведений программа рекомендует использовать и такие формы, как литературные викторины (по творчеству одного или нескольких писателей, объединенных общей темой); вечера русской (классической и современной) поэзии; вечера русского романса (на стихи русских поэтов XIX века) и т. п. Такие формы занятий по литературе не только направлены на обобщение и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но и способствуют формированию интереса к литературе вообще и к творчеству отдельных писателей в частности.
Учитель самостоятельно определяет количество часов, отводимое на изучение творчества того или иного писателя, поскольку это зависит от индивидуальных возможностей учащихся, от литературных интересов учителей и состояния библиотечного фонда школы. В связи с этим возможно дополнение и изменение рекомендательного списка авторов с учетом региональной или национальной специфики при сохранении основных принципов построения программы и коррекционных задач обучения.
Содержание программы также учитывает необходимость следования принципу практической направленности обучения, что побуждает использовать в обучении произведения, содержание описание жизненных ситуаций , интересных для 16-19 летних юношей и девушек. С этой целью используются как фрагменты классических произведений отечественной и зарубежной литературы, так и статьи из журналов, газет.
Юноши и девушки, знакомясь с доступными их осмыслению литературными текстами, которые вызывают у них непосредственный эмоциональный интерес соотносятся с их личными опытом, получают основу для перехода к важнейшему этапу читательской деятельности - самостоятельному чтению.
Помогая организовать обсуждение содержания прочитанного текста, характеристик образов, привлекается личный опыт учащихся, используются средства наглядности.
Большое внимание на уроках уделяется развитию устной речи.
Этому процессу должно способствовать:
- обогащение пассивного и активного словаря учащихся в процессе работы над литературным произведением;
- умение объяснить значение некоторых слов и выражений с помощью толкового и фразеологического словаря;
- участие в чтении драматических произведений по ролям, вырабатывающие у учащихся правильные эмоциональные интонации в устной речи;
- участие в обсуждении произведения, которое совершенствует умение ведения диалога учащимися (не перебивать собеседника, продумывать свой ответ и строить его в зависимости от сказанного собеседником);
- заучивание стихотворных произведений, прозаических отрывков;
- использование приема «обмен информацией» на уроках внеклассного чтения в виде пересказа самостоятельно прочитанных газетных заметок, журнальных статей и др.
Методы обучения на уроках родной литературы:
-объяснительно- иллюстративные (рассказ, описание, беседа, практическая работа, анализ таблицы, схемы);
-репродуктивные (пересказ прочитанного, работа с книгой);
-проблемно-сообщающие (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов);
-частично-поисковые (комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое).
Требования к усвоению программы:
Учащиеся должны уметь владеть знаниями, умениями и навыками :
теория литературы
Гипербола, эпитет, метафора, олицетворение, фразеологический (устойчивый) оборот в художественном произведении - без называния термина.
Рифма, ритм в стихотворении.
Сюжет произведения. Герой (персонаж) произведения. Роль пейзажа и интерьера в рассказе.
Автобиографические произведения. Воспоминания (мемуары).
Прием образного сравнения и определения, использование переносного значения слов и выражений в описании явлений, событий, характеристики героя.
Пьеса как вид драматического искусства. Отличительные признаки пьес: герои (действующие лица), диалоги, структурные части (действия).
Проза как вид художественных произведений. Признаки прозаических произведений: сюжет, герои.
Поэзия как вид художественных произведений. Признаки поэтических произведений: рифма, ритм.
Драма как вид художественных произведений. Основные признаки пьесы: диалоги героев, пояснения автора, структурные части.
Навыки чтения
Выразительное чтение прозаического или поэтического произведения после предварительного разбора текста. Беглое, осмысленное и выразительное чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения.
Осознанное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению предварительно проанализированного текста или отрывка из него.
Умение правильно пользоваться средствами устной выразительности речи: тон, темп речи, сила голоса, логические ударения, интонация.
Работа с текстом
Самостоятельное определение темы произведения. Выявление (с помощью учителя) основной мысли произведения. Соотнесение заглавия с темой и основной мыслью произведения (случаи соответствия и несоответствия).
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи между событиями (в пределах одной части) и между частями произведения.
Выявление авторского замысла (самостоятельно или с помощью учителя). Формулирование идеи произведения.
Работа над образом героя литературного произведения, составление характеристики действующих лиц на основе выявления и осмысления поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей. Нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор при характеристике героев; выявление отношения автора к персонажу (самостоятельно и с помощью учителя); выражение собственного отношения к герою и его поступкам. Подбор отрывков из произведения для аргументации и подтверждения определенных черт героев.
Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и озаглавливание частей в разной речевой форме (вопросительные, повествовательные, назывные предложения). Различение оттенков значений слов, использование оценочных слов в самостоятельной речи. Нахождение в произведении и осмысление значения слов, ярко изображающих события, героев, окружающую природу (фразеологизмы, эпитеты, сравнения, олицетворения). Составление с помощью учителя цитатного плана.
Составление разных видов пересказов (сжатого, творческого, с элементами рассуждения) с опорой на план. Формирование умения отбирать в произведении материал, необходимый для составления рассказа на заданную тему. Составление рассказов по предложенной теме на материале нескольких произведений.
Формирование умения аргументировать свой ответ на поставленный вопрос, используя текст, а также умения задавать вопросы по содержанию текста.
Нахождение в тексте незнакомых слов, объяснение их значения. Объяснение значения фразеологических оборотов (с помощью учителя). Различение прямого и переносного значения слов и выражений.
Выделение в тексте описаний и рассуждений.
Нахождение в стихотворных текстах с помощью учителя повторяющихся элементов (на доступном материале).
Внеклассное чтение. Чтение доступных произведений художественной литературы отечественных и зарубежных авторов, статей из периодической печати и журналов.
Формирование умения определять эмоциональный характер текстов (с помощью учителя).
Формирование умения (самостоятельно или с помощью учителя) определять, к какому виду произведений (проза, поэзия, драма) относится изучаемое произведение.
Основные требования к умениям учащихся 10 класса.
Читать вслух правильно, бегло, выразительно;
Осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты Самостоятельно выявлять тему произведения;
Выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);
Составлять элементарную характеристику героя с использованием слов и выражений автора;
Самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки;
Пересказывать текст по плану;
Находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;
Заучить наизусть 5 стихотворений,1 прозаический отрывок;
Читать произведения отечественных и зарубежных авторов, отрывки из которых изучались на уроках классного чтения.
Читать статьи из журналов и газет.
Основные требования к умениям учащихся 11 класс
правильно, бегло и осознанно читать вслух и про себя;
определять основную мысль (идею) произведения (с помощью учителя);
самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;
формулировать заголовки пунктов плана в различной речевой форме (с помощью учителя);
составлять различные виды пересказа по плану с использованием образных выражений;
выразительно читать прозаические и поэтические произведения после предварительной подготовки;
знать наизусть 3 прозаических отрывка и 12 стихотворений;
самостоятельно читать произведения художественной литературы, статьи из периодической печати с последующим их обсуждением.
Основные требования к умениям учащихся 12 класс
совершенствовать все качества полноценного чтения вслух;
осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;
самостоятельно определять тему произведения;
отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и используя слова автора;
высказывать отношение к герою произведения;
делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их по плану;
находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;
заучивать стихотворения (или отрывки из них) наизусть;
самостоятельно читать небольшие по объему и несложные по содержанию произведения внеклассного чтения, выполнять посильные задания.
Уровень освоения знаний оценивается по степеням обученности:
Критериями оценки являются: полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учёбе.
При выставлении оценки учитывается:
-овладение речевой деятельностью
-полноценное восприятие и понимание устной и письменной речи
-умения и навыки грамотного чтения
- умения и навыки владения самостоятельным пересказом
- умения и навыки составления плана пересказа
Оценка устных ответов:
При выставлении оценки учитывается:
-успешность овладения техникой чтения
-правильность работы с текстом
-умение практически применять свои знания
-последовательность изложения и речевое оформление ответа
Оценка «5» ставится, если:
-ученик правильно, бегло и осознанно читает вслух и про себя; может самостоятельно работать с текстом, пересказывать изучаемые тексты, составлять элементарную характеристику героев; сформулировать правильный ответ; заучивать стихотворные тексты.
Оценка «4» ставится, если:
-ученик читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении; допускает неточности при работе с текстом, при пересказе текста; характеризует героев текста с помощью учителя; не всегда чётко формулирует свои ответы; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится, если:
-ученик читает недостаточно бегло; работа с текстом выполняет только с помощью учителя; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть усвоение текста; нуждается в помощи со стороны учителя.
Оценка «2» ставится, если:
-ученик затрудняется в правильном, беглом чтении; не может формулировать ответы; работа с текстом не удаётся даже при помощи учителя; не называет главных действующих лиц произведения; не пересказывает тексты; не заучивает наизусть стихотворные тексты.
Оценка изложений и сочинений:
При выставлении оценки учитывается:
-правильность, полнота и последовательность передачи содержания
Оценка «5» ставится ученику за:
-правильное, полное, последовательное изложение авторского текста без ошибок в построении предложений, употреблении слов, допускается 1-2 орфографические ошибки
Оценка «4» ставится за:
-написание без искажений авторского текста( темы), в пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на смысл, допускаются 3-4 орфографические ошибки
Оценка «3» ставится:
-написанное с отступлениями от авторского текста( темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками
Оценка «2»ставится:
-если имеются значительные отступления от авторского текста( тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» ( 10класс)
№ | раздел и тема | I полугодие | II полугодие |
1. | Устное народное творчество. 1.1.Старинные русские пословицы и поговорки. 1.2. Р/р. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Три богатыря». 1.3.Народные исторические песни. | 1ч 1ч 1ч | |
2. | Русская литература XIX века. 2.1.И.А.Крылов. «Обоз»; сатирическая основа басни. 2.2. «Мартышка и очки». Мораль басни. 2.3.А. С. Пушкин. Любовная лирика: «Желание», «К Наталье». 2.4. Анализ стихотворения «Я вас любил…». 2.5.Р/р. Сравнительный анализ художественно- изобразительных средств. 2.6.Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова. «Благодарю». «Мы случайно сведены любовью». 2.7. Р/р. Отражение личной судьбы в стихотворениях А.С.Пушкина и М. Ю Лермонтова. 2.8.Сатира в рассказе А.П.Чехова «Первая любовь». 2.9. Отражение русского быта в рассказе А. П.Чехова «Затишье». 2.10.Л.Н.Толстой. «Прыжок», «Филиппок». 2.11.Р/р.Сочинение. Дети в изображении Л.Н.Толстого. 2.12.Тема любви в повести А. Куприна «Олеся». 2.13.Р/р. Сочинение «Мои размышления над повестью А. Куприна «Олеся».» | 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 2ч 1ч 1ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч | |
3. | Русская литература XX века. 3.1. С. Есенин. Тема Родины в стихотворениях «О Родина», «Русь». 3.2. Р/р.Описательные средства в лирике С. Есенина. 3.3.К.М. Симонов. Военная лирика. «Жди меня», «Ты помнишь…» 3.4. Р/р. Описание картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». 3.5. Сказки К.Г.Паустовского «Дремучий медведь», «Золотая роза». 3.6. Сочинение «Моё впечатление о сказках К.Г. Паустовского». 3.7. Юмор в рассказах М.М. Зощенко «Нервные люди», «Аристократка». 3.8. Трагизм в поэзии А.Ахматовой. «Реквием», «Ты выдумал меня…». 3.9. Тема дружбы в повести Р.И.Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви». 3.10. Чтение и обсуждение газетных статей на актуальные темы. | 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 1ч 2ч 2ч | 3ч 1ч |
4. | Современные писатели. 4.1.Биографическая справка и творчество Р.И. Рождественского. 4.2. Прослушивание музыки на стихи Р.И.Рождественского. 4.3.Знакомство с воспоминаниями известных людей о жизни и творчестве Р.Рождественского( Муслим Магомаев, Эдита Пьеха). 4.4.Знакомство с главным героем повести «Уроки французского». В.Г. Распутин. 4.5. Тема учительской доброты, человечности в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского». 4.6.Р/р. Сочинение. Бескорыстное добро учителя в повести В.Г.Распутина «Уроки французского». 4.7. Поэзия Н.А.Заболоцкого. «Гроза идёт», «Лесное озеро». | 1ч 1ч 1ч 3ч 2ч 1ч 2ч | |
5. | Зарубежная литература. 5.1.Жанр литературной сказки и его связь с народным истоком. 5.2.Г.-Х.Андерсена. «Дикие лебеди». 5.3.Внеклассное чтение. Г.-Х.Андерсн. «Русалочка». 5.4. Краткая летопись жизни и творчества Жюля Верна. 5.5. Чтение романа Жюля Верна «Таинственный остров». 5.6.Р/р. Сочинение. Основная идея романа «Таинственный остров» Жюля Верна. 5.7. Детская тема в творчестве Марка Твена. «Приключения Тома Сойера ». 5.8. Марк Твен. «Приключения Гекльбера Финна». 5.9. Р/р. М.Твен. Сочинение "Том Сойер и Гекльберри Финн - характеристика литературного героя". 5.10. Повторение по разделу. | 2ч 2ч 1ч 1ч 4ч 1ч. 4ч. 5ч 1ч 1ч | |
Всего: 68ч | 33ч | 35ч |
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (11класс)
№ | раздел и тема | I полугодие | II полугодие |
1. | Введение. 1.1.Образное отражение жизни в литературе 1.2.Жанры литературы. О книге и чтении. | 1ч 1ч | |
2. | Устное народное творчество. 2.1.Юмор частушек, пестушек и потешек в литературе 2.2. Внеклассное чтение | 1ч 1ч | |
3. | Русская литература XIXвека. 3.1.Басня как жанр русской литературы. Мастерство диалога в басне. 3.2.Мораль басни И.А.Крылова «Белка». 3.3. С. Михалков и его басни. «Петух в гостях», «Кабан и хомут». 3.4 Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель», «Выстрел». 3.5. Р/р. Описание характеров главных героев произведения одного из изученных произведений. 3.6.Осмысление разных сторон частной жизни в произведении М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери». 3.7. Поэтическое открытие природы в творчестве Ф.И.Тютчева. «Весенняя гроза». 3.8.Р/р.Сочинение на тему :«Красота природы». 3.9. Тематика и художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова Щедрина. «Верный Трезор». | 1ч 1ч 2ч 3ч 1ч 3ч 1ч 1ч
| 1ч |
4. | Русская литература XX века. 4.1.Автобиографическая повесть А.К.Толстого «Детство Никиты». 4.2.Р/р.Сочинение «Тема воспитания в повести А.Толстого». 4.3.Автобиографичность М.Булгакова в «Записках юного врача». 4.4.Чтение актуальных статей из газет и журналов. | 2ч 1ч 1ч 1ч | |
5 | Современная литература. 5.1.Русская деревня в творчестве Ф.А.Абрамова. Повесть «Алька». 5.2.Женщина на войне. По повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие». 5.3.Р/р.Отзыв о повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие». | 2ч 3ч 1ч | |
6 | Зарубежная литература. 6.1. Драматургия- жанр литературы. 5.10.Комедия Жан- Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве». | 1ч 4ч | |
Всего: 34ч. | 17ч | 17ч |
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (12класс)
№ | раздел и тема | I полугодие | II полугодие |
1. | Введение 1.1.Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | 1ч | |
2 | Русская литература XIX века. 2.1.И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Ворона и курица», их историческая основа. Мораль басен. Сатира. 2.2.А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачёва» (отрывки). История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. 2.3.Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. 2.4. Семья капитана Миронова. Маша Миронова- нравственный идеал Пушкина. 2.5. Гуманизм и историзм в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению. 2.6. Р/р. Сочинение. Как мне видится Емельян Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 2.7. М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве писателя. 2.8.Выборочное чтение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». 2.9. Р/р. Сочинение. Сюжет и композиция в романе М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени». 2.10. Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Тема « маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель». 2.11. Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия « со злостью и солью». История создания комедии. 2.12. Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. 2.13.Р/р. Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии. | 2ч 2ч 1ч 1ч 1ч 1ч 1ч 3ч 1ч 2ч 1ч | 1ч 1ч |
3 | Русская литература XX века. 3.1. Творчество И. А. Бунина. Лиризм прозы И.А. Бунина в рассказе «Солнечный удар». 3.2.А.И.Блок и его время. Знакомство с творчеством поэта. 3.3.Любовная лирика А.А. Блока. «Утро в Москве», «Ты- как отзвук забытого гимна ». 3.4.Внеклассное чтение по лирике А.А.Блока. 3.5. Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. | 2ч 1ч 2ч 1ч 3ч | |
4. | Современные писатели. 4.1.Знакомство с творчеством В.В Высоцкого. Военные мотивы в стихах и песнях поэта. 4.2.Р\р. Просмотр видеоролика о творчестве писателя, коллективное обсуждение. | 2ч 1ч | |
5. | Зарубежная литература. 5.1.Внеклассное чтение. В. Скотт «Айвенго». 5.2.Р/р. Исторический герой- Айвенго. Составление описания героя произведения. 5.3.Обобщающий урок по разделу. | 1ч 1ч 1ч | |
Всего: 34ч. | 17ч | 17ч |
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
(10 класс- 34 часа,1ч в неделю)
Устное народное творчество.
Старинные русские пословицы и поговорки .
Р/р.Сочинение по картине В. М. Васнецова «Три богатыря».
Народные исторические песни.
Русская литература XIX века.
И.А.Крылов. «Обоз»; сатирическая основа басни.
«Мартышка и очки». Мораль басни. 2.3.А. С. Пушкин. Любовная лирика: «Желание», «К Наталье».
Анализ стихотворения «Я вас любил…».
Р/р. Сравнительный анализ художественно- изобразительных средств.
Основные мотивы любовной лирики М.Ю. Лермонтова. «Благодарю». «Мы случайно сведены любовью».
Р/р. Отражение личной судьбы в стихотворениях А.С.Пушкина и М. Ю Лермонтова.
Сатира в рассказе А.П.Чехова «Первая любовь».
Отражение русского быта в рассказе А. П.Чехова «Затишье».
Л.Н.Толстой. «Прыжок», «Филиппок».
Р/р.Сочинение. Дети в изображении Л.Н.Толстого.
Тема любви в повести А. Куприна «Олеся».
Р/р. Сочинение «Мои размышления над повестью А. Куприна «Олеся».»
Русская литература XX века.
С. Есенин. Тема Родины в стихотворениях «О Родина», «Русь».
Р/р.Описательные средства в лирике С. Есенина.
К.М. Симонов. Военная лирика. «Жди меня», «Ты помнишь…»
Р/р. Описание картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя».
Сказки К.Г.Паустовского «Дремучий медведь», «Заботливый цветок».
Сочинение «Моё впечатление о сказках К.Г. Паустовского».
Юмор в рассказах М.М. Зощенко «Нервные люди», «Аристократка».
Трагизм в поэзии А.Ахматовой. «Реквием», «Ты выдумал меня…».
Тема дружбы в повести Р.И.Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
Чтение и обсуждение газетных статей на актуальные темы.
Современные писатели.
Биографическая справка и творчество Р.И. Рождественского.
Прослушивание музыки на стихи Р.И.Рождественского.
Знакомство с воспоминаниями известных людей о жизни и творчестве Р.Рождественского (Муслим Магомаев, Эдита Пьеха).
Тема учительской доброты, человечности в произведении В.Г.Распутина «Уроки французского».
Р/р. Сочинение. Бескорыстное добро учителя в повести В.Г.Распутина «Уроки французского».
Поэзия Н.А.Заболоцкого. «Гроза идёт», «Лесное озеро».
Зарубежная литература.
Жанр литературной сказки и его связь с народным истоком.
Г.-Х.Андерсена. «Дикие лебеди».
Внеклассное чтение.Г.-Х.Андерсн. «Русалочка».
Краткая летопись жизни и творчества Жюля Верна.
Основная идея романа «Таинственный остров» Жюля Верна.
Детская тема в творчестве Марка Твена. «Приключения Тома Сойера ».
Марк Твен. «Приключения Гекльбера Финна».
Р/р. М.Твен. Сочинение «Том Сойер и Гекльберри Финн - характеристика литературного героя».
Повторение по разделу.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
(11 класс- 34 часа,1ч в неделю)
Образное отражение жизни в литературе
Жанры литературы. О книге и чтении.
Устное народное творчество.
Юмор частушек, пестушек и потешек в литературе.
Внеклассное чтение.
Русская литература XIXвека.
Басня как жанр русской литературы. Мастерство диалога в басне.
Мораль басни И.А.Крылова «Белка».
С. Михалков и его басни. «Петух в гостях», «Кабан и хомут».
Проза А.С.Пушкина. «Станционный смотритель», «Выстрел».
Р/р. Описание характеров главных героев одного из изученных произведений.
Осмысление разных сторон частной жизни в произведении М. Ю. Лермонтова «Княжна Мери».
Поэтическое открытие природы в творчестве Ф.И.Тютчева. «Весенняя гроза».
Р/р.Сочинение на тему :«Красота природы» по произведениям Ф.И Тютчева.
Тематика и художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова Щедрина. «Верный Трезор».
Русская литература XX века.
Автобиографическая повесть А.К.Толстого «Детство Никиты».
Р/р.Сочинение «Тема воспитания в повести А.Толстого».
Автобиографичность М.Булгакова в «Записках юного врача».
Чтение актуальных статей из газет и журналов.
Русская литература XX века.
Россия в творчестве А.Блока. «О доблестях, о подвигах, о славе…».
Автобиографическая повесть А.К.Толстого «Детство Никиты».
Р/р. Сочинение «Тема воспитания в повести А.Толстого».
Автобиографичность М.Булгакова в «Записках юного врача».
Чтение актуальных статей из газет и журналов.
Современная литература.
Русская деревня в творчестве Ф.А.Абрамова. Повесть «Алька».
Женщина на войне. По повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие». Р/р.Отзыв о повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие».
Зарубежная литература.
Драматургия- жанр литературы.
Комедия Жан-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве».
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«РОДНОЙ ЯЗЫК»
(12класс- 34 часа,1ч в неделю)
Введение
Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
Русская литература XIX века.
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и
«Ворона и курица», их историческая основа. Мораль басен. Сатира.
А.С.Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина. «История Пугачёва» (отрывки). История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя.
Гринёв: жизненный путь героя. Нравственная оценка его личности. Гринёв и Швабрин. Гринёв и Савельич. 2.4. Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал Пушкина.
Гуманизм и историзм в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Подготовка к сочинению.
Р/р. Сочинение.Как мне видится Емельян Пугачёв в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».
М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве писателя.
Выборочное чтение романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Р/р. Сочинение. Сюжет и композиция в романе М. Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени».
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Тема « маленького человека» в повести Н. В. Гоголя «Шинель».
Н.В.Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия « со злостью и солью». История создания комедии.
Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление.
Р/р. Особенности композиционной структуры комедии. Подготовка к домашнему сочинению по комедии.
Русская литература XX века.
Творчество И. А. Бунина. Лиризм прозы И.А. Бунина в рассказе «Солнечный удар».
А.И.Блок и его время. Знакомство с творчеством поэта.
Любовная лирика А.А. Блока. «Утро в Москве», «Ты- как отзвук забытого гимна ».
Внеклассное чтение по лирике А.А.Блока.
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.
Русская литература XX века.
Творчество И. А. Бунина. Лиризм прозы И.А. Бунина в рассказе «Солнечный удар».
А.И.Блок и его время. Знакомство с творчеством поэта.
Любовная лирика А.А. Блока. «Утро в Москве», «Ты- как отзвук забытого гимна ».
Внеклассное чтение по лирике А.А.Блока.
Л.Н.Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения. Современные писатели.
Знакомство с творчеством В.В Высоцкого. Военные мотивы в стихах и песнях поэта.
Р\р. Просмотр видеоролика о творчестве писателя, коллективное обсуждение.
Зарубежная литература.
Внеклассное чтение. В. Скотт «Айвенго».
Р/р. Исторический герой - Айвенго. Составление описания героя произведения.
Обобщающий урок по разделу.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (10 класс)
Ф.И.учащегося | критерии оценивания | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Условные обозначения:
Н-начало года;
К- конец года.
КРИТЕРИИ:
1.Читать вслух правильно, бегло, выразительно;
2. Осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;
3. Самостоятельно выявлять тему произведения;
4. Выявлять идею (основную мысль) произведения (самостоятельно или с помощью учителя);
5. Составлять элементарную характеристику героя с использованием слов и выражений автора;
6. Самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст, формулировать заголовки;
7. Пересказывать текст по плану;
8. Находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;
9. Заучить наизусть 5 стихотворений.
10. 1 прозаический отрывок;
11. Читать произведения отечественных и зарубежных авторов, отрывки из которых изучались на уроках классного чтения.
12. Читать статьи из журналов и газет.
Уровни оценивания:
Высокий- 60-50 баллов;
Средний- 49-39 балла;
Низкий- 38-28баллов;
Несформированный- 27 и ниже.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» 11 класс
Ф.И.учащегося | критерии оценивания | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Условные обозначения:
Н-начало года;
К- конец года.
КРИТЕРИИ:
1.Правильно, бегло и осознанно читать вслух и про себя;
2.Оппределять основную мысль (идею) произведения;
3.Самостоятельно делить на части несложный по структуре и содержанию текст;
4.Формулировать заголовки пунктов плана в различной речевой форме (с помощью учителя);
5.Составлять различные виды пересказа по плану с использованием образных выражений;
6.Выразительно читать прозаические и поэтические произведения после предварительной подготовки;
7.Знать наизусть 6 стихотворений (или отрывки из них);
8. Знать наизусть 2 прозаических отрывка (или близко к тексту);
9.Самостоятельно читать произведения художественной литературы,
10. Самостоятельно определять жанр прозаического произведения;
11..Читать статьи из периодической печати с последующим их обсуждением.
12.Активно участвовать во внеклассной работе по предмету.
Уровни оценивания:
Высокий- 60-50 баллов;
Средний- 49-39 балла;
Низкий- 38-28баллов;
Несформированный- 27 и ниже.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА» 12 класс
Ф.И.учащегося | критерии оценивания | |||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | |||||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
Условные обозначения:
Н-начало года;
К- конец года.
КРИТЕРИИ:
1. Совершенствовать все качества полноценного чтения вслух;
2.Осознанно читать про себя доступные по содержанию тексты;
3.Самостоятельно определять тему произведения;
4.Отвечать на вопросы по содержанию произведения своими словами и используя слова автора;
5. Высказывать отношение к герою произведения;
6. Делить на части несложные тексты (с помощью учителя) и пересказывать их по плану;
7. Находить в тексте незнакомые слова и выражения, объяснять их значение с помощью учителя;
8. Заучить 7 стихотворений (или отрывки из них) наизусть;
9. Заучить 3 прозаических отрывка( возможно, близко к тексту);
10. Определять жанр произведения (возможно, с помощью учителя);
11.. Самостоятельно читать небольшие по объему и несложные по содержанию произведения внеклассного чтения;
12.Активно участвовать во внеклассной работе по предмету.
Уровни оценивания:
Высокий- 60-50 баллов;
Средний- 49-39 балла;
Низкий- 38-28баллов;
Несформированный- 27 и ниже.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
1.Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе / А. К. Аксёнова. – М.: Издат. Центр. ВЛАДОС, 2000. – 320 с.
2Ананиев, А.К. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания/ А.К.Ананиев- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1960.
3.Бгжанокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника/
И.М.Бгжанокова – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1987.
4.Бегак, Б.И.Воспитание искусством/Б.И. Бегак- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1981.
5.Белобрыкина, О.А. Речь и общение./О.А.Белобрыкина– Ярославль. Академия развития, 1998. – 240 с.
6. Василевская, В.Я.Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми./В.Я. Василевская-Изд. АПН РСФСР. М.,1961.
7.Голубков, В.В. Методика преподавания литературы/В.В. Голубков- М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1962.
8.Дьяченко, В.К.Организационная структура учебного процесса в развитии/В.К.Дьяченко- М.,1999.
9. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений./ А.Г.Зикеев– М.: Издательский центр «АКАДЕМИЯ», 2000. –200с
10. Ивченко, П.Ф. О подготовке и проведении обучающих изложений/ П.Ф.Ивченко // Русский язык в школе. 1990. - №5.
11.Ипполитова, Н.А.Развитие речи школьников в процессе обучения чтению/Н.А.Ипполитова//Русский язык в школе.1997.-№1.
12.Канакина, В.П. Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из словаря. / В.П.Канакина //Начальная школа. 1990. - №3.
13.Колесникова, Н.А. К проблеме формирования эстетического вкуса у школьников/Н.А.Колесникова//Литература в школе.1999.-№2.
14.Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи./Т.А.Ладыженская М., 1975. – 198 с.
15.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / под ред. доктора пед. наук В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 2001.
16. Программно- методическое обеспечение для 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.;ВЛАДОС, 2006г- 331с.
17.Светловская, Н.Н.Нравственное воспитание школьников в процессе обучения чтению//Начальная школа.1983.-№10.
Список литературы
- Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 320 с.
- Аксенова, А.К. Книга для чтения 8,9 класс.- М: Просвещение 1990.
- Ананиев, Б.Г. Развитие речи детей в процессе начального обучения и воспитания.- М: Просвещение , 1960.
- Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого школьника. Учебно-методическое пособие. М.: «Просвещение», 1987.
- Бгажнокова, И.М. Психология умственно о юталого школьника.- М:
- Бегак, Б.И. Воспитание искусством.- М: Просвещение 1981
- Бугрименко, Е.А, Цукерман Г.А. Чтение без принуждения.- М: Просвещение, 1993.
- Былевская, Т.Н. Развитие творческих возможностей младших школьников на уроках чтения // Начальная школа, № 5, 1990.
- Василевская, В.Я. Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми. - Изд. АПН РСФСР.- М.. 1961
- Васильев, И.А., Поплужный В.Л., Тихомирова О.К. Эмоции и мышление. – М., 2001.
- Вилюс, В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2000.
- Волкова, Л.С. Логопедия.- М: Просвещение, РЛАДОС 2002
- Вопросы психологии школьника /Ред. Божович Л.И. Известия АПН РСФСР, вып.36, 1951
- Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка.- Вопросы психологии: №6, 1996.
- Выготский, Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития – Вопросы психологии, 1972 №2
- Высоцкий, А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Челябинск, 1979.
- Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства. – М., 1999.
- Гаврилов, Т.П. О воспитании нравственных чувств. – М., 1984
- Голубков, В.В. Методика преподавания литературы. - М: Просвещение, 1962.
- Диагностика и коррекционная работа школьного психолога /Под ред. Дубровиной И.В. – М., 1997.
- Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М., «Педагогика» 1999.
- Дьяченко, В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. – М., 1999
- Забрамная, С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе.- М: Педагогика, 1990.
- Земский, А.М. и др. Русский язык: В 2 ч. — Ч. 2: Синтаксис: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / А. М. Земский, С. Е. Крючков, М. В. Светлаев; Под ред. В. В. Виноградова. — 13-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 224 с.
- Изучение и образование детей с нарушениями развития. Екатеринбург, 2004.
- Ипполитова, Н.А. Развитие речи школьников в процессе обучения чтению // Русский язык в школе. 1997, № 1.
- Колесникова, Н.А. К проблеме формирования эстетического вкуса учащихся//Литература в школе.-№2, 1999.
- Кудасов, А.Л. Проблема обучения и воспитания учащихся старших классов коррекционной школы.- М: Наука, 1992.
- Кустарова, В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // Начальная школа.- №5,1993.
- Лалаева, Л.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М:
- Леонов, С.А. Речевая деятельность на уроках литературы.- М: Наука, 1990.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2001.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения Т.1 /под ред. В.В. Давыдова и др., М., 2000.
- Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения т.2. /под ред. В.В. Давыдова и др. – М., 2000.
- Материалы научно-практической конференции студентов и аспирантов г. Екатеринбург «Уральский государственный педагогический университет», 29 апреля 2004.
- Межпредметные связи при изучении литературы в школе Под ред. Колокольцева.- М: Просвещение, 1990.
- Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.
- Общая психодиагностика /Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1997.
- Педагогическая диагностика в школе /под ред. Кочеткова А.И. – Минск, 1987.
- Просвещение, 1987.
- Просвещение, ВЛАД ОС, 2001.
- Светловская Н.Н. Нравственное воспитание школьников в процессе обучения чтению // Начальная школа.- №10, 1983.
- Система обучения сочинениям в 6 – 8 классах / Под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1978.
- Тепшикина Е.Ю. Диалогизация образовательного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа.-№2,2003.
- Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Просвещение,1971.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".
Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-12 КЛАССОВ СПЕЦИАЛЬНЫХ (КОРРЕКЦИОННЫХ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ VIII ВИДА
Данная программа разработана на основании нормативно- правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательно...
ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)
Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...
"Увлекательная геометрия" Сборник геометрических заданий для учащихся 5-6 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Здесь дана часть геометрических заданий, представляющих собой практические упражнения, направленные на формирование мотивации введения понятия, выявления его существенных признаков и свойств, системат...
Игра "Умники и умницы" по русскому языку и литературе для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Помочь ребятам вспомнить и закрепить полученные знания и умения в области русского языка, литературы, и в игровой форме найти применение простейшим логическом умениям....
программа по технологии (кулинария) для учащихся 8-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида
программа по технологии (кулинария) для учащихся 8-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида ...
Программа курса «Психологический практикум» для учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Программа может быть интересна педагогам - психологам,обеспечивающим сопровождение детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предназначена для учащихся 5-9 классов. Программ...