Программа психокоррекционных занятий с психологом для учащихся 1 - 4 классов с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
рабочая программа
В программе представлено теориетическое основание для разработки программы психокоррекционных занятий с психологом учащихся начальной школы с ОВЗ (вариант 7.1). Определены цели и задачи психокоррекционной работы, разработано тематическое планирование занятий по основным направлениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihokorkektsionnyh_zanyatiy_1-4_klass_ovz.docx | 83.31 КБ |
Предварительный просмотр:
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 Г. ЮРЮЗАНЬ
КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
456120, Челябинская область, г. Юрюзань, ул. Советская, 22.
Рабочая программа психокоррекционных занятий психолога с детьми с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
(1-4 классы)
Составитель: Буренкова Ирина Михайловна
Педагог-психолог
Юрюзань
2018-2019
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главный принцип работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это принцип коррекционной направленности обучения и воспитания. Современная практика коррекционно-развивающего образования включает различные его формы: индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, коррекционно-развивающий урок.
Дети с интеллектуальной недостаточностью характеризуются стойкими
нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчетливо
обнаруживается в сфере познавательной деятельности и личностной сфере.
Структура психики ребенка с нарушениями в развитии чрезвычайно сложна. В соответствии с теоретическими положениями Л. С. Выготского о структуре дефекта и возможностях его компенсации следует различать у ребенка первичный дефект и вторичные осложнения. Характерными для детей с интеллектуальным недоразвитием являются слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению и другие.
Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения.
Учитывая степень тяжести дефекта ребёнка, состояние его здоровья, индивидуально-типологические особенности, необходимо создавать педагогические
условия, направленные на преодоление трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что, в свою очередь, будет способствовать успешной адаптации иинтеграции детей в обществе. Такую помощь призваны оказать коррекционно - развивающие занятия по курсу «Коррекционные занятия».
Целью программы является развитие ребёнка, что включает в себя коррекцию сенсорного обучения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер, механизмов волевой регуляции.
Основными задачами программы являются:
создание коррекционных условий для развития сохранных функций и
личностных особенностей;
осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения
содержательных видов деятельности;
развитие психических функций внимания, памяти, воображения, процессов мышления
воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить
начатое дело до конца.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нём.
Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в коррекционной работе можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность. Для младших школьников – это игра. Поэтому учить и воспитывать следует, играя с ними.
В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.
Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает индивидуальные и групповые коррекционные занятия общеразвивающей направленности.
Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания; зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом, психологом и дефектологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Изучение индивидуальных особенностей детей позволяет планировать сроки коррекционной работы.
Принципами построения занятий являются:
1) частая смена видов деятельности;
2) повторяемость программного материала. Повторение одних и тех же заданий
происходит в новых ситуациях на новых предметах.
Это необходимо:
чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям;
для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты
и ситуации.
Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит отдельный учитель. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. При организации коррекционных занятий обеспечивается субъективное переживание успеха учеником на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания увеличивается пропорционально возрастающим возможностям ребенка.
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью используется система условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий используется различного рода игровые ситуации, дидактические игры, игровые упражнения, задания, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей. Важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.
Методы работы скомбинированы так, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся и реализовался охранительный режим обучения.
Коррекционная работа по программе направлена на коррекцию всей личности и включает все формы средового, личностного и коллективного воздействия на ребёнка и представлена следующими принципами:
развитие интеллекта с опорой на «зону ближайшего развития»;
развитие в адекватном темпе;
вовлечение в интересную деятельность;
воздействие через эмоциональную сферу;
объяснение материала в интересной форме;
гибкая система контроля знаний и их оценки.
Программа рассчитана на младших школьников, и, соответственно,
продолжительность обучения занимает 4 года.
Объем программы составляет:
в первом классе –99 часов в год; во 2–4 классах – 102 часа в год (3урока в неделю).
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1 КЛАСС
В соответствии с выделенными особенностями детей с ОВЗ психокоррекционная работа в 1 классе может быть конкретизирована и обозначена следующими разделами:
Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития (3часа).
Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
Раздел 2. Адаптация первоклассников (4 часа).
Принятие социальной роли школьника, ознакомление со школьными правилами.
Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (17 часов)
Крупная моторика (7 часов). Общеразвивающие подвижные игры. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений. Развитие устойчивости. Развитие слуховой и тактильной координации.
Мелкая моторика (10 часов). Развитие координации движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Изучение штриховальных линий. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков). Рисование, штриховка, обводка, по трафарету. Соединение линий по точкам. Контурная аппликация из пластилина и кусочков цветной бумаги. Развитие моторной координации. Упражнения с массажными мячами.
Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов (35 часов):
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие (21 час)
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) в процессе выполнения упражнений. Назначение основных форм. Описание предметов. Живое - неживое. Выделение признака формы; Сопоставление размеров двух предметов, контрастных по высоте, длине, ширине, толщине. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый).Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (3-4 детали).
Восприятие пространства (9 часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур.
Восприятие времени(4 часа)
Изучение временных показателей: времён года, дней недели. Последовательность событий. Раньше - позже.
Тактильно-двигательное восприятие (2 часа)
Определение на ощупь предметов. Определение на ощупь величины предметов из разного материала.
Восприятие эмоций человека (6 часов)
Знакомство с эмоциональным миром человека. Радость. Страх/испуг. Грусть/печаль. Гнев. Спокойствие. Злость. Удивление.
Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (17 часов).
Активизация познавательной деятельности.
Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (8 часов).
Развитие и коррекция произвольной регуляции деятельности и поведения.
Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (8 часов)
Развитие способности к взаимодействию с одноклассниками, семьей и педагогами. Коррекция неэффективных моделей поведения ребенка в социуме.
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (6 часов).
Формирование интереса к себе и позитивного самоотношения, коррекция самооценки.
Раздел 9. Итоговая диагностика (1 час)
Оценка динамики состояния высших психических функций.
Итого: 99 часов (3 занятия в неделю)
2 КЛАСС
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Психодиагностические упражнения, создание положительной мотивации на занятия, знакомство.
Раздел 2. Диагностический блок (3 часа)
Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности, памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы.
Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы (17 часов)
Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение); развитие тактильного восприятия; развитие кинестетических ощущений.
Раздел 4. Развитие двигательной сферы (17 часов)
Развитие мелкой и крупной моторики, общей двигательной координации; динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля простейших двигательных программ).
Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений (10 часов)
Формирование собственно пространственных и квазипространственных представлений (умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве улицы, поселка, формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)
Раздел 6. Развитие когнитивной сферы (40 часов)
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности; формирование приемов умственной деятельности, развитие интеллектуальной сферы.
Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации (5 часов)
Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств (8 часов)
Развитие эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками.
Итоговая диагностика (2 часа). Определение динамики психического развития.
Итого: 102 часа (3 занятия в неделю)
3 КЛАСС
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитии коммуникативных способностей (4 часа)
Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива.
Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения (11 часов)
Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением.
Раздел 4.Развитие мнестических способностей (12 часов)
Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания.
Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации (22 часа)
Развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления.
Раздел 6. Развитие двигательной сферы (8 часов)
Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта.
Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений (6 часов)
Формирование пространственных и квазипространственных отношений.
Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы (12 часов)
Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом.
Раздел 9. Развитие творчески способностей, воображения (10 часов)
Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей.
Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств (10 часов).
Развитие эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.
Раздел 11. Обобщающие занятия, итоговая диагностика (5 часов)
Определение динамики развития детей.
Итого: 102 часа (3 занятия в неделю)
4 КЛАСС
Раздел 1. Вводное занятие (1 час)
Групповые игры, принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта.
Раздел 2. Диагностический блок (2часа)
Тесты интеллекта, интеллектуального и личностного развития, уровень развития мотивации, обучающихся.
Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (10 часов)
Развитие различных видов восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера и зрительной моторной
Раздел 4. Развитие памяти (12 часов)
Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной и проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти.
Раздел 5. Развитие воображения (8 часов)
Развитие видов воображения: активация свойств воображения.
Раздел 6. Развитие внимания (10 часов)
Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания.
Раздел 7. Развитие мыслительных функций (22 часа)
Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально-понятийного аппарата;
Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии.
Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции (14 часов).
Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Активация способностей к преодолению гиперактивности,
расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности.
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы (17 часов)
Развитие эмоциональной сферы. Формирование рефлексии личностных качеств. Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде.
Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы (6 часов)
Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.)
Раздел 11. Итоговая диагностика (2 часа)
Подведение итогов, определение динамики развития детей.
Итого: 102 часа (3 занятия в неделю)
Тематическое планирование психокоррекционных занятий для детей с ОВЗ (ЗПР вариант 7.1)
1 класс
№ занятия | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятий | Дата проведения | |
Раздел 1. Комплексное обследование детей. Определение первичного уровня развития (3часа). | |||||
1 | Индивидуальные и подгрупповые диагностические занятия | 3 | Исследование общей осведомлённости и кругозора учащихся. Исследование мелкой и крупной моторики рук | ||
2 | Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов | ||||
3 | Исследование эмоционально-личностной сферы первоклассника. | ||||
Раздел 2. Адаптация первоклассников (4 часа). | |||||
4 | Наш класс, наша учительница. | 4 | Запоминание имен одноклассников. Оценка мотивационных предпочтений. Любимые игры, игрушки, занятия. Рассказ-презентация об учительнице. | ||
5 | Наша школа | Рассказ-презентация о школе. Отличия школы и детского сада, учительницы и воспитательницы. Экскурсии по школе, в столовую, библиотеку (информация). Обратная связь: рассказы учащихся о посещенных объектах. Диагностика эмоционального отношения к школе и учению (рисунок Я в школе). | |||
6 | Внешний вид | Наша внешность: лицо, волосы, одежда. Загадки-описания. Школьная одежда. Внешний вид школьника. Сезонные изменения в природе и одежде. Одежда и обувь для осени. | |||
7 | Вежливость. | Вежливые слова: игры с включением формул речевого этикета (можно, извините, спасибо, пожалуйста, прошу вас и т.п.). Стихи о вежливости (С.Я. Маршак и др.). Что такое хорошо и что такое плохо (Отрывки стихов российских поэтов). Детские высказывания. | |||
Раздел 3. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (17 часов) | |||||
8 | Коррекция крупной моторики (7 часов) | 7 | Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум "Весёлые забавы гномов". | ||
9 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по "дорожке следов"). Развитие быстроты движений, умения контролировать сменяемость действий. Игротренинг "Гномики на стадионе". | ||||
10, 11 | Развитие точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие ловкости движений, умения контролировать сменяемость действий "Гномики в цирке". | ||||
12 | Развитие ловкости движений. | ||||
13 | Развитие устойчивости Развитие устойчивости. Игротренинг . Морские приключения гномов". | ||||
14 | Развитие слуховой и тактильной координации. Игротренинг "Игры гномов". | ||||
15 | Коррекция мелкой моторики (10 часов) |
10 часов | Учимся делать штриховку. Разукрашиваем и штрихуем. "Путешествие в сказку начинается». 12 месяцев" | ||
16 | Обводим по трафарету, разукрашиваем. "Путешествие продолжается. Осенние месяцы. Приметы осени". | ||||
17 | Соединяем точки и рисуем узоры. Психотренинг "Зимние месяцы. Приметы зимы". | ||||
18 | Контурная аппликация из пластилина. Психотренинг "Весенние месяцы. Приметы весны". | ||||
19 | Нанизываем бусы. Завязываем узелки. Психотренинг "Летние месяцы. Приметы лета". | ||||
20 | Аппликация из полосок бумаги. АРТ-тренинг "Приметы 12 месяцев" | ||||
21 | Волшебные шнуровки. Рисование по номерам. | ||||
22 | Пальчиковая гимнастика. Штриховка. | ||||
23 | Графические упражнения. Рисование пальчиковыми красками. | ||||
24 | Игры и действия с предметами (мозаика из пайеток, стикерная мозаика, аппликация из крупы) | ||||
Раздел 4. Коррекция сенсорных процессов (35 часов) | |||||
25 | Восприятие формы, величины, цвета. Восприятие целостности предмета. Конструирование предметов. Зрительное и слуховое восприятие (21 час) | 21 час | Назначение предметов. Школьные предметы и принадлежности. Психотренинг "Гномики в пришли в школу". | ||
26, 27 | Количество. Столько же. Больше, меньше на… Настольные игры с фишками. Игротренинг "Что возьмём в школу" | ||||
28 | Параметры предмета. Размер. Высота. Большой - маленький. Противоположности. | ||||
29 | Простая форма. Конструирование с опорой на образец. Психотренинг "Мир вокруг нас". | ||||
30, 31 | Составляем целое из частей. Классифицируем по форме. | ||||
32, 33 | Выделение признаков формы. Классификация предметов (круглые, треугольные, квадратные). "Мир вокруг нас". | ||||
34 | Цвета предметов. Различение основных цветов. АРТ-Тренинг "Путешествие в страну цвета". Белый цвет. Тренинг "Снежное королевство". Конструирование снежков из бумаги. | ||||
35 | Синий цвет. АРТ-тренинг "Морское путешествие гномов". Лепка на картоне «Волны» | ||||
36 | Зелёный цвет. АРТ-Тренинг "Лесное царство". Аппликация «Елочка» | ||||
37 | Жёлтый цвет. АРТ-Тренинг "Солнечные зайчики". Рисование ватными палочками. | ||||
38 | Красный цвет. АРТ-Тренинг "Красная шапочка". Лепка клубнички. | ||||
39 | Черный цвет. АРТ-Тренинг "Гномики в стране ночи". Рисунок из кляксы. | ||||
40 | АРТ-тренинг "Цветная сказка". | ||||
44 | Знакомимся с миром звуков. Мульттренинг "Эхо". | ||||
41 | Аудиотренинг "Слушаем звуки леса". | ||||
42,43 | Восприятие пространства (7часов) | 7 часов | Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. | ||
44 | Определение расположения предметов в пространстве (справа - слева, выше - ниже и др.). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад, т.д.). Игротренинг "Гномики ищут клад". | ||||
45 | Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). | ||||
46 | Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая (левая) сторона); расположение геометрических фигур по речевой инструкции, перемещение их на плоскости листа. | ||||
47 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, геометрических фигур | ||||
48 | Восприятие времени(4 часа) | 4 часа | Изучение временных показателей: времён года, | ||
49 | Изучение временных показателей: дней недели. | ||||
50,51 | Последовательность событий. Раньше - позже. Вчера- сегодня- завтра | ||||
52 | Тактильно-двигательное восприятие (2 часа) | 2 часа | Определение на ощупь предметов. Игра «Волшебный мешочек» | ||
53 | Определение на ощупь величины предметов из разного материала | ||||
54 | Восприятие эмоций человека (6 часов) | 6 часов | Знакомство с эмоциональным миром человека. | ||
55 | Радость. Грусть/печаль. Пиктограммы | ||||
56 | Гнев.Страх/испуг.Игротренинг «Три поросенка» | ||||
57 | Спокойствие. Пиктограммы. | ||||
58 | Злость.Сказкотерапия «Заюшкина избушка» | ||||
59 | Удивление. Пиктограммы. | ||||
Раздел 5. Развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (17 часов). | |||||
60 | Восприятие как основа познавательной деятельности: анализ наглядно воспринимаемых предметов и явлений окружающей действительности. | 17 часов | Описание наглядно представленных объектов. Выделение значимых частей объекта. Значимые (функционально необходимые) и украшающие элементы. Анализ объектов по картинке. Угадывание предметов по признакам (мебель-4 ножки и крышка-стол). Загадывание наглядно представленных объектов. | ||
61 | Перцептивные группировки объектов | Перцептивная классификация (цвет форма, величина). Выделение и вербализация принципа классифицирования. Задание на сериацию (построй «команду» –бумажные полоски, 7 шт- по росту) | |||
62 | Сенсорные эталоны. | Соотнесение форм реальных окружающих предметов с сенсорными эталонами. Описание предметов. Какой? Какая? (Помидор: круглый, красный, сочный). | |||
63 | Перцептивное моделирование. | Сложение простых узоров геометрической мозаики (по образцу, из индивидуальных наборов). | |||
64 | Сходства и различия (4 часа) | Выделение частных и общих признаков сходства: ряды картинок с изображениями, относящимися к одному классу (4 картинки в ряду). | |||
65 | Определение различий. 2 картинки для сравнения из каждого ранее проанализированного ряда. | ||||
66 | Сходство в речи: подбор синонимичных наименований для объектов, изображенных на картинках | ||||
67 | Различия в нашей речи (противоположности, обозначаемые антонимами, наглядно представлены на картинках, в т.ч. фотографиях) | ||||
68 | Развитие навыков произвольного сосредоточения внимания | Перепутанные дорожки. Найди отличия (идентичные картинки с незаметными отличиями). Различные (на этом этапе легкие) варианты графических диктантов (образцы заданий в пособии Н.В. Бабкиной). | |||
69 | Развитие зрительной, памяти. | Зрительное запоминание (идентично методике Н.А. Бернштейна). Выбор (вычеркивание) осуществляется на индивидуальных таблицах. Что изменилось (определение 1-2 недостающих, перемещенных предметов). Восстановление по памяти места объекта: 6 объектов. | |||
70 | Зрительное запоминание. Игра «Повтори ряд». С использованием геометрических фигур. | ||||
71 | Развитие слуховой памяти | Работа в парах: повторение цифр (от 3 до 6) в прямом порядке (цифры записаны на индивидуальных карточках). | |||
72 | Повторение слов, фраз партнера по общению «Хомяк-повторюша» с постепенным удлинением ряда повторяемых слов (от 1 до 5 в произнесенной фразе). | ||||
73 | Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск закономерностей. | Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда (в пределах изученного). Учет двух признаков в нахождении места объекта (Цвет и величина, форма и величина, цвет и форма). | |||
74 | Развитие предпосылок абстрактно-логического мышления. Продолжение числового ряда . Продолжение полоски с определенной последовательностью геометрических элементов. | ||||
75 | Развитие основ абстрактно-логического мышления: поиск связей и отношений в вербально представленном материале. | Решение логических задач (аналитические задачи 1 типа с прямым утверждением); аналитический вывод из прослушанного текста (типа «Маленький Саша») - проводится без обучения. Другие детские тексты со скрытым смыслом, угадывание загадок | |||
76 | Развитие основ абстрактно-логического мышления: учет двух оснований вывода на наглядно представленном материале. | Самый непохожий. Найди четвертое. Продолжи ряд. Определи место (5 субтест теста под ред.Л.А. Венгера, В.В. Холмовской). | |||
Раздел 6. Формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (8 часов). | |||||
77 | Произвольное длительное удержание внимания (запутанные линии, корректурная проба - буквенный вариант). | 8 часов | Развитие произвольного внимания (концентрация, переключение): задания на стандартных бланках корректурной пробы с необходимостью переключения (А вычеркиваем, И подчеркиваем). Длительное отслеживание перепутанной линии. | ||
78,79 | Произвольное удержание программы деятельности и осуществление контроля за ней | Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий: конструирование из строительного материала с учетом указанного размера и количества деталей. | |||
80 | Развитие концентрации и устойчивости произвольного внимания | Выполнение упражнений «Срисуй правильно», «Дорисуй вторую половину», «Сделай как у меня» | |||
81 | Развитие произвольности и свойств внимания с помощью психотехнических, нейропсихологических приемов и кинезиологических упражнений | Комплекс упражнений на развитие концентрации внимания («колечко», «кулак-ребро-ладонь», «лезгинка», «ухо-нос», «лягушка») | |||
82 | Развитие помехоусточивости внимания | Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками). | |||
83 | Самостоятельное выполнение задания с учетом заданных условий. | Раскрашивание объектов по заданным правилам. | |||
84 | Зарисовка объекта по заданным правилам (зеркальное отображение). Попытка конструирования по условиям. | ||||
Раздел 7. Развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция (8 часов) | |||||
85 | Мы такие разные. | 8 часов | Игры, привлекающие внимание к сверстнику. Комплименты-похвалы (аккуратный, внимательный, вежливый, находчивый, веселый, честный, дружелюбный, отзывчивый, благодарный и др.). | ||
86 | Играем, чтобы подружиться. | Игры, направленные на взаимовыборы (Каравай, Ручеек и пр.). Игры-соревнования команд. (Литературная викторина: кто с кем дружит, Угадай песню) | |||
87 | Социометрическая игра: выбор в действии. Стихи и песни о дружбе. | ||||
88 | Почему люди ссорятся. | Причины ссор (детские высказывания): жадничает, ябедничает, дерется, отнимает и портит вещи и т.п. Обида и прощение. Притчи. Что помогает не ссориться. | |||
89 | Дети и взрослые. | Дети и взрослые. Отличия детей и взрослых. Чего хотят дети от взрослых. Чего хотят взрослые от детей. | |||
90 | Правила дружбы со взрослым (цветик-семицветик): помогать, предупреждать, спрашивать, просить, а не требовать, соглашаться, заботиться, говорить правду. | ||||
91 | Будь внимателен (нужна помощь). | «Мы на помощь придем». Когда нужно помогать (детские высказывания). Что называется помощью. Кому надо помогать. Признаки потребности в помощи. А.Л. Барто «Помощница». | |||
92 | Что один не сделает-сделаем вместе. | Совместная деятельность. Сказки, повести, мультфильмы: о совместной деятельности. Успешное и неуспешное взаимодействие. Правила распределения обязанностей: человек хочет делать, может делать и умеет или старается научиться делать. | |||
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (6 часов). | |||||
93 | Каким я был маленьким. | 6 часов | Я не умел, но уже умею… | ||
94 | Моя семья | Рассказ обучающегося о семье. Рисунок семьи | |||
95 | Фотозагадки | Угадывание одноклассников по их детским фотографиям. Рисование «Несуществующего животного» | |||
96 | Самопрезентация | В. Драгунский «Денискины рассказы». Самопрезентации. Я люблю и я не люблю. Я хвастаюсь (горжусь) тем, что… | |||
97 | Лесенка самооценки. | Занятие на формирование самооценки | |||
98 | Я и другие. | Как нас видят другие. | |||
Раздел 9. Итоговая диагностика (4 часа) | |||||
99 | Групповое и индивидуальные обследования | 4 часа | Графомоторные методики, координация движений, сенсорные эталоны. | ||
100 | Оценка кругозора и уровня развития основных операций мышления | ||||
101 | Оценка эмоционального фона и социометрического статуса | ||||
102 | Оценка успешности обучения в первом классе (с составлением рекомендаций). |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для учеников 2 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР вариант 7.1)
№ занятия | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | ДДата проведения |
Раздел 1. Вводное занятие | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | Психогимнатические упражнения, создание положительной мотивации на занятия, знакомство. | |
Раздел 2. Занятия диагностического блока | ||||
2 | Диагностика уровня произвольности внимания, трудоспособности, продуктивности памяти, умения работать по инструкции, эмоционально-волевой сферы | 3 | Диагностика уровня развития внимания, устойчивости, объёма, произвольности. Упр.на развитие внимания: «Что изменилось», «Найди 5 отличий», «Найди путь», «Муха», «Нарисуй по памяти», «Подсчитай правильно», «Текст с ошибками», «Перепутанные буквы». Тест «Корректурная проба». | |
3 | Групповые методики диагностики разных видов памяти (запоминание 10 слов, цифр, образов-рисунков; отсроченное воспроизведение). Тренинг памяти: игры «Нарисуй по памяти», «Что изменилось», «Что пропало», «Кто за кем». Упр: заучивание слов и пар слов, отсроченное воспроизведение образов, слов, цифр, имён и фамилии | |||
4 | Проективные тесты рисунки «Несуществующее животное», «Мой класс» | |||
Раздел 3. Развитие и коррекция сенсорной сферы | ||||
5-7 | Развитие осязательного восприятия | 3 | Упражнения, развивающие осязательное восприятие формы объемных предметов: Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь геометрические фигуры», «Что принес Буратино». | |
7-10 | Развитие зрительного восприятия | 4 | Упражнения, развивающие зрительное восприятие: «Копирование точек», «Составь предмет из геометрических фигур», «Кляксы», «Необычные рисунки». | |
11-14 | Развитие слуховое восприятие и слухо-моторной координации | 4 | Упражнения, развивающие слуховое восприятие и слухо-моторную координацию: "Назови слова", "Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова), "Придумай новое слово", "Кружок", "Длиннее-короче". | |
15-16 | Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия. | 6 | Двигательное воспроизведение ритмических структур по образцу и по инструкции («Веселый алфавит»), рисование обеими руками, выполнение графических диктантов. | |
17-18 | Срисовывание узоров, дорисовывание симметричных изображений. Выполнение упражнений «Кулак-ребро-ладонь», « Зеркальное рисование», «Моторчик», «Веселые карандаши». | |||
19-20 | Урок-игра «Рисуем по разному» . Упражнения на синхронность работы обеих рук (работа со шнуром, нанизывание бус). | |||
Раздел 4. Развитие двигательной сферы | ||||
21-26 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации | 6 | Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. | |
27-32 | Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля двигательных программ) | 6 | Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики, Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями. | |
33-37 | Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). | 5 | Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот» | |
Раздел 5. Формирование пространственно-временных отношений | ||||
38-42 | Формирование собственно пространственных представлений (умение ориентироваться в собственном теле, во внешнем пространстве улицы, поселка.) | 5 | Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото» | |
43-47 | Формирование квазипространственных представлений (формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции | 5 | Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи» | |
Раздел 6. Развитие когнитивной сферы | ||||
48-53 | Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности (развитие памяти, формирование различных приемов запоминания) | 6 | Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения.
Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). | |
54-59 | Формирование приемов умственной деятельности | 6 | Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. | |
60-65 | Развитие интеллектуальной сферы | 6 | Изучение особенностей творческого мышления школьников; Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. | |
66-70 | Развитие логического и понятийного мышления. | 5 | Игры и упражнения: «Бывает - не бывает», «Веселые ассоциации», «Чей домик». | |
71-75 | Анализ, сравнение, классификация, обобщение. | 5 | Игры (тренинг разных видов мышления): «Найди лишнее», «Запомни и нарисуй», «Узнай предмет по описанию», «Найди лишнее слово», «Угадай животное». «Найди общие признаки». Игры и упражнения: «Найди отличия», «Назови, что это», «Слова наоборот», «Продолжи ряд» | |
76-81 | Установление причинно-следственных отношений, Обобщение и нахождение противоположностей. | 6 | Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | |
82-87 | Развитие и активизация воображения | 6 | Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа. | |
Раздел 7. Формирование школьной мотивации и профилактика школьной дезадаптации | ||||
88-92 | Формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму | 5 | Метод арт-терапии в формировании позитивного образа школьника и учебы. Игры для понимания противоречия «хорошо-плохо». Формирование навыков построения внутреннего плана действий; Тренировка объема, концентрации внимания, умения действовать по инструкции. Урок-тренинг «Разведчики» | |
Раздел 8. Развитие эмоционально-личностных качеств | ||||
93-97 | Развития эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками | 5 | Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда» Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)». Обучение эффективным способам общения. | |
98-100 | Обобщающие занятие | 3 | Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы | |
101-102 | Итоговая диагностика | 2 | Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для учеников 3 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР вариант 7.1)
№ занятия | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятия | ДДата проведения | |
Раздел 1. Вводное занятие | |||||
1 | Вводное занятие | 1 | Создание положительной мотивации и заинтересованности детей в занятиях; проведение психогимнастические упражнений. | ||
Раздел 2. Профилактика школьной дезадаптации, развитие коммуникативных способностей | |||||
2 | Профилактика школьной дезадаптации, снятие нервно-психического напряжения, сплочение детского коллектива | 4 | Формирование сплоченного детского коллектива, обучение детей эффективным способам общения. «Мы – дружная команда». | ||
3 | Развитие навыков сотрудничества, доверительного отношения друг к другу. Упражнение «Комплименты» | ||||
4 - 5 | Формирование у детей мотивации на совместную работу, развитие навыков коллективного сотрудничества. Формирование положительной учебной мотивации. | ||||
Раздел 3. Развитие произвольного внимания и поведения | |||||
6-8 | Развитие и коррекция функции внимания, обучение навыкам произвольного внимания и контроля над поведением | 11 | Развитие концентрации внимания, саморегуляции и самоконтроля. | ||
9-11 | Развитие переключения внимания и умения действовать по правилу. | ||||
12-14 | Развитие объема внимания, произвольности, умения действовать по инструкции. | ||||
15-16 | Тренировка распределения внимания. Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. | ||||
Раздел 4. Развитие мнестических способностей | |||||
17-19 | Развитие разных видов и модальностей памяти, обучение способам запоминания, формирование произвольности запоминания | 12 |
| ||
20-22 | Развитие механической зрительной и слуховой памяти. Дидактические игры и упражнения (слуховые диктанты; игра «Запомни звуки»; игра «Забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты; запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание букв). | ||||
23-25 | Развитие ассоциативной памяти. | ||||
26-28 | Обучение способам эффективного запоминания. Игры и упражнения на развитие разных видов памяти; игры и упражнения на развитие точности запоминания; игры и упражнения на развитие умения использовать приемы мнемотехники; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. | ||||
Раздел 5. Развитие мыслительных процессов и зрительно-моторной координации | |||||
29-34 | Развитие основных мыслительных операций(анализ, синтез, абстрагирование). Развитие логического и понятийного мышления | 22 | Развитие логического мышления и сообразительности. Упражнения в построении умозаключений по аналогии, установление закономерностей, развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирования. | ||
35-39 | Развитие умения устанавливать причинно-следственные отношения. | ||||
40-44 | Развитие умения обобщать и находить противоположности. Игры-загадки и ребусы; игры и упражнения на развитие операций мышления; игры и упражнения на развитие логического, словесного мышления; психогимнастические упражнения; релаксационные упражнения. | ||||
45-50 | Развитие умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать | ||||
Раздел 6. Развитие двигательной сферы | |||||
51-53 | Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации. Динамическая организация двигательного акта | 8 | Упражнения с использованием пальчиковой гимнастики, а также рисование по шаблону и трафарету, обводка по пунктиру, копирование рисунков, дорисовывание изображений предметов, штриховка, работа со шнуровкой, медиатором. | ||
54-55 | Развитие умения организации и контроля двигательных программ. Подвижные игры и упражнения на развитие общей моторики, Расслабляющие и релаксирующие упражнения, упражнения с речевыми инструкциями. | ||||
56-58 | Развитие произвольности движений (сигнал-реакция). Тренинг-уроки с использованием техник биологической обратной связи, аутогенной тренировки, методов произвольной регуляции и саморегуляции. Урок-игра «Я – робот» | ||||
Раздел 7. Формирование пространственно-временных отношений | |||||
59-60 | Формирование собственно пространственных и квазипротранственных представлений | 6 | Упражнения на формирование пространственных представлений: "Слева, справа, ниже, выше - нарисуешь, как услышишь", «В гости к другу», «Мой путь», «Фигурное лото» | ||
61-64 | Формирование квазипространственных представлений | Формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции Работа с серией сюжетных картинок, часами, календарем, моделью календарного года. Сказкотерапия и коррекция квазипространственных представлений. Упражнения «Бочка и ящик», «Что находится в помещении», « Я – сыщик». Игра «Внутри-снаружи» | |||
Раздел 8. Развитие и коррекция эмоциональной сферы | |||||
65-67 | Знакомство с чувствами и эмоциями. Развитие умения правильно выражать свои чувства и эмоции социально приемлемым способом. | 12 | Знакомство с базовыми эмоциями: радость, удивление, грусть, гордость, страдание и печаль, обида, гнев, страх, вина, стыд | ||
68-70 | Работа с чувством страха и тревожности. | ||||
71-73 | Формирование умения различать и принимать эмоции других людей | ||||
74-76 | Обучение приемам регуляции и саморегуляции эмоций | ||||
Раздел 9. Развитие творческих способностей, воображения | |||||
78-81 | Развитие воображения учащихся. Стимулирование креативных возможностей детей. | 10 | Упорядочение представлений детей о том, что такое воображение и фантазия. | ||
82-84 | Изучение особенностей творческого мышления школьников. Игры и упражнения на развитие особенностей творческого мышления: гибкость, нестандартность, способность генерировать новые идеи и т.п. | ||||
85-87 | Развитие воображения учащихся. Игры на снятие психологической инертности и развитие воображения: «Фантастическое растение», «Фантастическое животное», «Фантастическая планета», «Мои фантастические возможности». Метод дорисовывания неопределенной фигуры до узнаваемого предмета, дорисовывание неопределенной фигуры до заданного образа. | ||||
Раздел 10. Развитие эмоционально-личностных качеств | |||||
88-90 | Развития эмоциональной стабильности. Коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей. | 10 | Развитие мотивации на осмысление причин ссор, обучение навыкам взаимодействия и сотрудничества. Тренинг « Как и почему начинаются ссоры?» Тренинг на развитие толерантности «Свои и чужие» | ||
91-93 | Формирование умения эффективного общения, закрепление правил дружеского общения. «Как мы все похожи!» «Какие мы все разные!» | ||||
94-97 | Сказкотерапия «Качества, важные для общения» Тренинг: Правила дружбы. Формирование сплоченности и профилактики конфликтов « Мы – дружная команда» Проведение игр «Волшебный стул», «Паутинка», «Собираемся в путешествие», Необитаемый остров», «Строим дом». Игры «Мальчики и девочки – два разных мира», «Портрет хорошего мальчика (девочки)». | ||||
Раздел 11. Обобщающие занятия. Итоговая диагностика. | |||||
98-100 | Обобщающие занятия | 3 | Наиболее интересные детям упр. и игры, ответы на вопросы, выводы | ||
101-102 | Итоговая диагностика | 2 | Проведение итоговой диагностики с целью определения динамики |
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с психологом для учеников 4 класса, обучающихся по адаптированной программе (ЗПР вариант 7.1)
№ занятия | Примерные темы занятий | Кол-во часов | Примерное содержание занятий | Дата проведения |
Раздел 1. Вводное занятие (1 час) | ||||
1 | Вводное занятие | 1 | Групповые игры, принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. | |
Раздел 2. Диагностический блок (2 часа) | ||||
2-3 | Входная диагностика | 2 | Тесты интеллекта, определение интеллектуального и личностного развития. | |
Раздел 3. Восприятие. Пространственные представления (10 часов) | ||||
4-13 | Развитие различных видов и форм восприятия (пространственных, осязательных, временных), развитие глазомера и зрительной моторной координации; развитие ориентировки во времени и в пространстве | 10 | Формированиепроизвольностизрительноговосприятия,дорисовываниенезаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое — еще суше, влажное — мокрое), их словесное обозначение. движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (оставление простейших схем- планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман). Определение времени по часам. | |
Раздел 4. Развитие памяти (12 часов) | ||||
14-25 | Развитие различных видов памяти: слуховой, зрительной, моторной, опосредованной и проч. Овладение приемами осмысленного запоминания; развитие смысловой вербальной памяти. | 12 | Тренировка различных видов памяти, упражнения «Опиши картинку», «Инопланетяне», «Эстафета слов», «Повторяй за мной», «Запрещенное движение». Развитие словесно-логической памяти, упражнения «Группировка слов», «Свяжи пару», «Ассоциации», «Ключевые слова». Обучение мнемотехникам | |
Раздел 5. Развитие воображения (8 часов) | ||||
26 -33 | Развитие видов воображения: активация свойств воображения. | 8 | Развитие активного воображения с использованием арт-техник: «Чернильные пятна», «Свободное рисование», «Пальчиковое рисование», «Орнаменты», «Каракули». | |
Раздел 6. Развитие внимания (8 часов) | ||||
34 - 43 | Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания. | 10 | Игры и упражнения на развитие произвольного внимания: «Корректурные пробы», «Назови, что видишь», «Корректировщик», «Шифровка», «Делай и рассказывай», «Таблицы Шульте», «Анаграммы», игра «Зоркий глаз», «Найди отличия». | |
Раздел 7. Развитие мыслительных функций (22 часа) | ||||
44-63 | Развитие наглядно-образного мышления; формирование вербально-понятийного аппарата; |
22 | Упражнения на мышечную релаксацию «Штанги»; «Графический диктант»; Развитие мышления (анализ через синтез). Развитие мышления (абстрагирование). Развитие пространственных представлений. Развитие словесно – логического мышления. Построение умозаключения по аналогии. Развитие сложных форм мышления (логического мышления): абстрагирование, установление закономерностей. | |
Раздел 8. Развитие произвольности и волевой регуляции (14 часов) | ||||
64-77 | Формирование навыков построения внутреннего плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции; Активация способностей к преодолению гиперактивности, расторможенности, неуправляемости; развитие рефлексивной деятельности. | 14 | Тренинговые занятия «Разные настроения», «Учимся менять свое настроение», «Учимся искать выход из сложных ситуаций», «Избавляемся от плохих мыслей», «Живи в согласии с другими», «Как победить злость», «Прогоняем страх», «Учимся говорить «Нет» там, где это необходимо», «Саморегуляция». | |
Раздел 9. Развитие эмоционально-волевой сферы (17 часов) | ||||
78-94 | Развитие эмоциональной сферы. Формирование рефлексии личностных качеств. Развитие самооценки, умений принять себя; развитие умений дифференциации чувств. | 17 | Развитие представлений детей о соотношении внутреннего состояния человека и его внешнего выражения. Вера в себя. Формирование у детей конструктивных способов реагирования в конфликтной ситуации. Отработка приёмов лицевой экспрессии различных эмоциональных состояний. Игровая коррекция агрессивности, формирование и развитие внимания, доброжелательности, взаимоотношений детей в группе. Рефлексия собственных чувств (Я – это Я), развитие умения различать виды поведения и умения работать в команде. | |
Раздел 10. Развитие личностно-мотивационной сферы | ||||
95-100 | Коррекция мотивационной сферы (потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки и т. д.) | 6 | Формирование у детей навыков самоконтроля. Формирование нравственных представлений. Арт-терапия «Остров счастья» | |
Раздел 11. Итоговая диагностика (2 часа) | ||||
101-102 | Итоговая диагностика | 2 | Подведение итогов, определение динамики развития детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа «Уроки психологии» для учащихся 10 класса
На уроках, учащимся даются основные понятия общей психологии в доступной форме, психологические тесты, советы по снятию стресса.Последнее занятие посвящено снятию стресса и релаксации, уча...
Обучающая программа «Введение в психологию» для учащихся 9-х классов.
Цель программы: дать учащимся основы психологических знаний, познакомить с основными разделами п...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога - психолога составлена на основе программы: «Программа по формированию базовых психических функций у учащихся начальной школы «Учись учиться»»
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления....
Рабочая программа по английскому языку для 4класса УМК В.П.Кузовлев
Данная программа предназначена для обучения младших школьников английскому языку в образовательных учреждениях начального общего образования на основе линии УМК «Мир английск...
Рабочая коррекционно-развивающая программа педагога-психолога для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на уровень основного общего образования (вариант 7.1)
Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога...
Районная дистанционная олимпиада по психологии для учащихся 10-11 классов «Психология – это интересно!»
В настоящее время многие люди проявляют большой интерес к психологии. Психологические знания становятся популярными среди школьников. Мы поставили перед собой задачу создать условия для поддержк...
- Мне нравится (1)