Использование проективной методики «Рисунок класса» в качестве диагностического и коррекционного инструмента в работе педагога-психолога.
статья по психологии
Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия. Этот метод широко применяется психологами в школах для диагностики межличностных и групповых отношений у учеников 2-11 класса. Но существуют и другие методики, с помощью которых можно не только продиагносцировать школьный коллектив, но и использовать их в качестве коррекционной работы. Одна из таких методик – методика «Рисунок класса», подробно описываемая в статье в той ее части, которая имеет отношение к диагностике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_nsportal.docx | 20.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование проективной методики «Рисунок класса»
в качестве диагностического и коррекционного инструмента
в работе педагога-психолога.
Большинству школьных педагогов-психологов хорошо известен один из самых популярных методов определения межличностных отношений в коллективе – социометрия, предложенная учеником Фрейда – Джекобом Морено. Этот метод широко применяется психологами в школах для диагностики межличностных и групповых отношений у учеников 2-11 класса. Метод позволяет сделать моментальный срез динамики групповых отношений, результаты которого можно использовать в дальнейшем как для предложения для переструктурирования групп, так и для повышения сплоченности класса и эффективности работы учеников.
Важно понимать, что существуют и другие методики, с помощью которых можно решать эти задачи. Методиками, которые позволяют не только продиагностировать межличностные отношения в классе, но и быть инструментами корректирующей работы, могут быть проективные методы работы. Одна из таких методик – методика «Рисунок класса», подробно описываемая ниже в той ее части, которая имеет отношение к диагностике.
Цель:
- Исследование межличностных отношений в детском коллективе и нахождение каждого учащегося в коллективе.
- Исследование степени сплоченности-разобщенности в коллективе.
- Выявление авторитетов в группе и обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
- Определение уровня коммуникативных навыков в коллективе.
- Обнаружение источников конфликтов и напряжений.
- Исследовать социально-психологический статус ребенка в коллективе.
Время:
45-60 минут.
- 3-5 минут подготовительная работа и обсуждение задания
- 25-30 минут на выполнение задания
- 10-15 минут на обсуждение
Необходимые материалы/подготовка:
- Бумага формата А1 или А0
- Карандаши или фломастеры.
Для удобства интерпретации можно взять 12 основных цветов. Важно, чтобы количество карандашей/фломастеров было намного больше, чем учеников в диагностируемой группе. Для примера. При диагностике 15 учеников целесообразно подготовить как минимум 5-7 наборов карандашей/фломастеров, состоящих из 12 цветов каждый.
- Удобная поверхность, на которой можно разместить бумагу и обеспечить свободный доступ всех участников группы (стол, флип-чарт, доска и пр.).
Инструкция*:
«Ребята! Задание, которое я попрошу вас выполнить – групповое. Это значит, что его выполняют все ребята, которые находятся сейчас в кабинете. Вы сами решаете кто, что и как будет делать. Перед вами находится лист бумаги и цветные карандаши. Ваша задача – нарисовать за этот урок ваш класс.»
*важно, что в случае отсутствия дополнительных уточняющих вопросов со стороны учеников, никаких развернутых инструкций не дается.
В случае появления уточняющих вопросов, можно дать общие ответы, которые не дают «подсказки» ребятам, а лишь подтверждают и поддерживают их идеи. Например:
«Конечно, вы можете сами решить, в каком именно виде будете изображать ваш класс.»;
«Да, это можете нарисовать ваш класс в виде какого-то символа»;
«Конечно, вы можете нарисовать каждого ученика отдельно»;
«Это , и учителей также можно нарисовать»;
«Да, если вы хотите нарисовать здание школы, и класс в нем – это замечательная идея»;
«Да, нарисовать параллельные классы тоже можно».
После выполнения задания целесообразно попросить ребят рассказать о нарисованном. В случае, если какая-либо сфера общения коллектива интересует психолога – можно выделять эту сферу общения и отношений при рассказе. Можно задавать интересующие вопросы, но не в прямом виде, а в опосредованном. Рекомендуется задавать вопросы в альтернативной форме: «А как выдумаете, что ….?», «Как вам кажется, он …..?» .
Обработка и анализ результатов педагогом-психологом.
При обработке результатов и анализе важно интерпретировать не только сам рисунок, но и тот рассказ, который ребята делают в конце задания. С диагностической точки зрения важно наблюдать за ребятами во время всего времени выполнения задания.
Необходимо обратить внимание и проанализировать следующие моменты:
- Выявление ролей, которые выполняют ребята в коллективе. Как распределены роли, насколько они жестко закреплены.
- Выявление лидеров в коллективе.
- Есть ли, и какая именно существует разбивка на подгруппы в классе.
- Определить, возникали ли конфликтные ситуации, кто был их инициатором, кто и как вел себя при конфликтной ситуации, как конфликты разрешались.
- Как именно был нарисован класс. Выделен ли каждый ученик отдельно или класс нарисован в виде общей фигуры (метафоры).
- Как именно нарисован каждый учащийся. Кто рисовал, в виде какого образа, каким цветом, как расположен на листе и пр.
- Есть ли на рисунке кто-то или что-то, кто/что не входит в коллектив класса? Учителя, классный педагог, родители, домашнее задание, праздники, другие классы и проч. Как именно это изображено на рисунке.
- Есть ли ребята, которых не нарисовали в общем рисунке. Есть ли учащиеся, которые были исключены из работы.
- Какие цвета, кем и как были выбраны для прорисовки разных фигур.
- Кто и как описывает нарисованное после окончания выполнения задания. Кто дополняет и какой именно информацией.
- Уровень сплоченности ребят.
- Насколько коллегиально или авторитарно принимаются решения при выполнении задания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проективная методика «Рисунок семьи» и ее модификации
В этой работе рассматриваются вопросы:Рекомендации к применению проективной методики «Рисунок семьи» , Анализ структурных, графических и процессуальных показателей и их диагностический смысл,...
Коррекционно-развивающая работа педагога – психолога с детьми с ОВЗ
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ строится на определенных принципах. Программа коррекционной работы направлена на разрешение проблем, возникающих при обучении и воспит...
Прозрачный мольберт в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальной недостаточностью)
Из опыта работы педагога-психолога по использованию в коррекционно-развивающей работе прозрачного мольберта....
Методика «Живой дом» как инструмент работы педагога-психолога с родителями обучающихся
Презентация. Представление опыта работы (онлайн-практикум) с родителями обучающихся 6-11-х классов по методике "Живой дом" Н. Кедрова (модификация Е. Тарариной). Данный онлайн-прак...
Результаты коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
В данном документе составлена справка отчет по работе с детьсми с ОВЗ за перод в 3 года...
Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога в системе общего образования
Публикация в журнал о современных арт-технологиях в работе педагога-психолога....
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...