Методическая разработка психологических занятий на тему "Я и мое имя"
методическая разработка по психологии

Королева Наталья Александровна

Материалы могут использоваться в рамках направления работы по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка психологических занятий

на тему «Я и мое имя» для детей старшего дошкольного возраста

Занятие №1

Цель:  формирование познавательных интересов, позитивного образа «Я».

Задачи:

-  Активизировать и развивать процесс самопознания.

-  Способствовать принятию собственного имени.

-  Способствовать повышению самоуважения детей, развивать позитивное самоотношение.

-   Развивать творческое самовыражение при помощи рисования.

-   Развивать коммуникативные навыки.

-   Содействовать сплочению группы.

Накануне занятия детям дается задание узнать у своих родителей, близких, почему ребенка назвали именно этим именем?

Разминка

Упражнение «Имя шепчет ветерок»

Ведущий просит детей представить, что с ними хочет подружиться ... ветерок. Он зовет их по имени. Дети все вместе проговаривают имя каждого ребенка так, как это сделал бы ветерок, то есть тихонечко: «Ван-я-я, шур-шур-шур». Потом дети придумывают, как их мог бы позвать дождик, солнышко, камешки на дороге и т.д.

Упражнение может выполняться под музыкальное сопровождение – звуки окружающего мира раздаются на фоне классических музыкальных произведений, способствующих гармонизации эмоционального состояния (используется музыка из цикла «В гармонии с природой», «Симфония природы»).

Основное содержание занятия

Ведущий: Если спросить человека о том, какое слово он слышит чаще всего, то, скорее всего, этим словом окажется имя человека. У каждого человека есть имя. Имя дается человеку другими людьми (родителями, …) и в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним никак невозможно (ведь ребенок совсем еще маленький).

Имя – это первое, что получает человек, что даруется ему, что слышит ребёнок при рождении. Он ещё не понимает, что означает его имя, но чаще других слов слышит именно своё имя.                                                                                                                       Имя – это то, что сопровождает человека на протяжении всей жизни. С именем маленький человек приходит в этот мир (рождается), с именем он проходит по жизни (живет всю свою жизнь).                                                                                                                               Имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми.

Упражнение «Имя»

Проводится индивидуально с каждым ребенком.

Дети (с помощью ведущего) называют все возможные варианты его имени, а ребенок слушает и выбирает, какой вариант ему понравится (если названный вариант понравился ребенку – он хлопает в ладоши), либо придумывает свой вариант.

Ведущий: Каждое имя имеет свое значение. Например, имя Александр означает «защитник, сильный, мужественный». Давайте посмотрим, что означают ваши имена (ведущий заранее готовит сообщение, что означают имена детей в группе).                        Ребята, я просила вас поговорить дома с родителями о том, кто выбрал для вас имя, при каких обстоятельствах, событиях это произошло, какие были варианты выбора имени, может быть, вас назвали в честь кого-то. Ведется обсуждение с детьми.

Ведущий задает детям вопросы: «А как вы думаете, ребята, важно, чтобы свое имя нравилось? А почему?»

Упражнение «Рисунок моего имени»

Детям предлагается нарисовать свое имя (варианты могут быть самыми разными, они обсуждаются с детьми).

Упражнение может выполняться под музыку. Эффективно использовать классические произведения В.А.Моцарта, способствующие гармонизации эмоционального состояния.

Можно предложить нарисовать свое имя дома, в кругу семьи, а затем принести рисунки в детский сад и обсудить их на занятии.

Затем организовать выставку рисунков «Мое имя».

Ведущий: «Посмотрите, какие прекрасные рисунки! Наши имена – все прекрасны по-своему, как и сами люди, как и вы, ребята. Это означает, что не было и нет на земле точно такого же человека, как ты (ведущий обращается к ребенку по имени), ты (ведущий обращается к другому ребенку по имени, и так по очереди ко всем остальным детям).  А все мы вместе – прекрасная и дружная группа!».

Занятие №2

Цель, задачи: см. занятие №1.

Разминка

Упражнение «А еще меня называют…»

Ребята, а теперь вспомните, как еще называют вас в вашей семье (котенок, сыночек, дочурка, солнышко…). Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч ребенку с вопросом: «А как тебя еще называют?». Ребенок бросает мяч обратно ведущему и отвечает «…». Так ведущий опрашивает каждого ребенка.

Упражнение может выполняться под музыку.

Основное содержание занятия

Ведущий: «Как бы жилось человеку, если бы у него не было своего имени?»

Ведется обсуждение с детьми.

Работа со сказкой

                                           Сказка «Про имена в Дружном лесу»

(автор – Алексей Лукшин)

Засветило солнце над Дружным лесом. Наступило радостное доброе утро. Звери вышли из своих домов, чтобы поздороваться с соседями.

Кто-то начал зарядку под пение птиц. А вдалеке, с опушки леса уже раздавались звонкие голоса городских детей, которые приехали отдыхать в деревню.

После завтрака ежик-путешественник отправился гулять по лесу. И вскоре встретил своего друга черепашку.

- Здравствуй, черепашка!

- Здравствуй, ежик!

Тут ежик вспомнил, что у черепашки нет имени, а в Дружном лесу так было не принято.

- Черепашка, - сказал ежик, - мы с тобой давно знакомы, а у тебя все еще нет доброго имени. Черепашка и черепашка. Ведь черепашек много, а тебе нужно такое имя, чтобы мы в лесу знали, что это именно ты. Вот, например, лошадка из деревни приходит, мы знаем, что она Веселушка. Мы над ней смеемся, потому что она смешная, а она от радости смеется над нами. И вместе нам очень весело.

- Не знаю, ежик. Ты вот много где бываешь, много всего видишь и слышишь, взял бы и придумал мне имя.

Тогда ежик поразмыслил и сказал:

- Придумал, черепашка! Ты будешь Тихоход. А когда вырастешь, и тебя станут уважать, как большую взрослую черепаху, то будешь Тихоход Успеваевич. Вы черепахи, хоть и медленно ходите, а всюду, куда вам надо, успеваете.

- Ой, спасибо, ежик. Как же я тебе благодарен! Всем расскажу, какой ты добрый и сообразительный!

И завязался между ними интересный разговор.

Тут мимо шел бобренок Сопеля.

- Привет, бобренок! – воскликнул Тихоход. – Ты слышал новость?

- Какую?

- У меня теперь, как и у вас всех, есть имя. Тихоход! – похвастался от радости черепашка. А когда вырасту, буду Тихоход Успеваевич!

И черепашка от важности даже голову вытянул подальше из-под панциря. –

Скажи, ежик, а почему у бобренка такое имя – Сопеля? Не обидно ему?

- И вовсе нет. А почему ему должно быть обидно? У него нос всегда влажный, и кажется, что у него, как у маленького ребенка, сопельки текут. Только у маленьких детей носы мокрые, когда они болеют, а у бобрят – наоборот: если нос сухой, значит заболел. Но болеют бобры редко – закаляются они, да шубы у них теплые. Вот такие, братец, дела.

- Какой же ты умный, ежик! – удивился черепашка Тихоход.

А в это время к ним лисенок подбежал. Разговорились они все вместе. Долгая это была беседа, потому что давно зверята друг друга не видели. Целый год они ходили каждый в свой детский сад. Лисенок в лисий, ежик в ежовый, а черепашка, само собой, в черепаший. Там они играли и учились, как еду добывать. А еда у всех разная. А еще укрываться от непогоды учили. И строить домики. Ну и, конечно, учили быть вежливыми, добрыми и дружными. Такими они и стали.

Вопросы для обсуждения:

- Зачем ежик придумал черепашке имя?

- Можно ли назвать зверят дружными?

Затем детям предлагается самим придумать имена черепашке и лисенку, ведь в сказке не упоминаются их имена.

Можно предложить детям сделать иллюстрацию к сказке и организовать выставку рисунков.

Детям предлагается сделать подарки друг другу. «Подарок» - раскраска с именем того, кому этот подарок предназначается.

Упражнение «Дружный круг»

В конце занятия под музыку дети встают в круг, протягивают в центр круга правые ладошки, кладут их друг на друга; затем так же соединяют левые ладошки. Не вербально стараются выразить позитивное отношение друг к другу (мимикой, жестами).

Используются классические музыкальные произведения, способствующие гармонизации эмоционального состояния (В.А.Моцарта, П.И.Чайковского из цикла «Времена года»).

В методической разработке использованы упражнения О.В.Хухлаевой:

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2001г.
  2. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия "Стратегия жизненного пространства"

Психологическое занятие с элементами тренинга личностного роста по формированию позитивной "Я-концепции" старшеклассников....

Методическая разработка психологического занятия «Психологические основы самозащиты» для 5 класса (ОБЖ + психология)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЗАНЯТИЯ «Психологические основы самозащиты»   Автор занятия Фамилия, имя, отчество Гвоздева Оксана Владимировна Город, область Санкт – Петербург, Колп...

Методическая разработка психологического занятия "Без Маски"

Развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки....

Методическая разработка психологического занятия "Привет,индивидуальность"

Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира....

Методическая разработка психологического занятия на тему: «Знакомство с понятием стресс и способами его преодоления».

Занятие направлено на  профилактику употребления ПАВ. Формированию навыков самоконтроля и саморегуляции поведения подростков....

методическая разработка психологического занятия "Общение"

Для подростков тема общения всегда стоит особо остро. Как построить общение, на какие моменты обратить внимание, это поможет занятие по теме "общение"...

Методическая разработка психологического занятия на тему "Кто Я? Какой Я?"

Полная версия психологического занятия из цикла "Кто Я? Какой Я?" для детей старшего дошкольного возраста...