Методическая разработка психологического занятия на тему "Кто Я? Какой Я?"
план-конспект по психологии

Королева Наталья Александровна

Полная версия психологического занятия из цикла "Кто Я? Какой Я?" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_iz_tsikla_kto_ya_kakoy_ya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие из цикла «Кто Я? Какой Я?»

Целевая группа: старшая

Форма организации: подгрупповая

Оборудование и материалы: личные альбомы, цветные карандаши, картинки-пиктограммы с изображением эмоций и личных качеств, цветные (в соответствии с цветами радуги) квадраты (расположены на мольберте), мяч.

Планируемый результат: дети заинтересованы в познании своего «Я»; дети умеют распознавать различные качества; осознают уникальность себя и другого.

Задачи:

-    Мотивировать детей к самопознанию, пробудить интерес к собственному «Я».

-   Обучать детей умению распознавать различные части «Я» и интегрировать в       целостный образ «Я».

-    Способствовать самовыражению детей.

-    Помогать осознавать каждому ребенку свою уникальность и неповторимость.

-    Содействовать повышению самооценки детей и установлению атмосферы доверия в       группе.

-    Оказать нуждающимся детям психологическую поддержку.

Ход занятия

Приветствие

Ребята, встанем в наш дружный круг и поздороваемся друг с другом!

 (Дети встают в круг и произносят стих с движениями)

Здравствуй друг,

Как ты тут?

Где ты был?

Я скучал,

Ты пришёл!

Хорошо!

Берут друг друга за руки

Похлопывают друг друга по плечу

Разводят руки в стороны

Ладонь кладут на свою грудь

Поднимают руки перед собой

Берут друг друга за руки

Разминка. Игровое упражнение «Какой Я?»

Похлопайте, если у вас светлые волосы

Поднимите правую руку вверх, у кого волосы темные

Подержитесь за нос те, кому нравится красный цвет, как яркие маки

Постойте на правой ноге те, кому нравится синий цвет, как глубокое море

Потопайте те, кому нравится зеленый цвет, как летняя трава

Поднимите левую руку те, кому нравится желтый цвет, как цыпленок

Похлопайте те, кто любит сладкое

Наклонитесь те, у кого есть домашнее животное

Потопайте те, кто любит играть

Улыбнитесь те, кто любит веселиться

Подпрыгните те, кто любит рисовать

Похлопайте те, кто иногда капризничает

Погладьте по голове себя те, кто любит делать добро

Ребята, посмотрите, какие мы все очень разные и, в то же время, чем-то друг на друга похожи.

Дети садятся на стульчики

Беседа

Ребята, на прошлом занятии мы с вами говорили о своих именах, о том, что у каждого человека есть имя, что все имена красивые, интересные, разные, и о том, что свое имя надо любить!

Имена у нас разные, но ведь и мы с вами все разные, чем-то, конечно, похожи друг на друга, но, в основном, отличаемся, не похожи друг на друга…

Как вы думаете, какие вы, только хорошие, или бываете не очень хорошими? (ответы детей)

Перечислите, пожалуйста, какие хорошие качества у вас есть? (ответы детей)

А теперь, скажите, пожалуйста, какие не очень хорошие качества у вас есть, какими еще вы бываете? (ответы детей)

То есть вы бываете разными…

Вот и героиня из сказки – Маша была такой разной…                                                                        Ребята, давайте послушаем эту сказку. Она называется «Сказка о Маше и ее человечках».

Работа со сказкой

«Сказка о Маше и ее человечках»

(по О.Хухлаевой)

           Жила-была девочка Маша… Ночью она, как и все дети, спала в своей уютной кроватке…

Как-то раз проснулась утром Маша и почувствовала, что в горле что-то щекочет. Открыла рот – оттуда начали один за другим выпрыгивать маленькие человечки. Прыг-скок!

- А ну-ка, уйдите от меня! - закричала Маша.

- Так мы твои, - запищали человечки.

- Как это мои? – возмутилась Маша, - я вас не знаю.

- А вот посмотри на меня внимательно, - сказал один человечек, - я - твоя Злючка. Когда ты злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за язычок дергаю.

- А я – твоя Пуглинка! Когда ты одна засыпать не хочешь, к маме в кровать залезаешь, или чего-нибудь боишься, это я тобой командую.

- А мы подружки, мы друг без друга никуда, - пропели два человечка с хмурыми мордочками.

- Что-то вы мне не очень нравитесь, - прошептала Маша.

- Ну, это ты неправду говоришь… Ты нас часто зовешь, когда капризничаешь и обижаешься! А зовут нас Капризулька и Обижулька.  Вспомни, как ты покапризничать любишь, маму заставляешь делать то, что именно ты хочешь. И лицо у тебя такое же, как у нас, бывает всегда, когда надо в детский сад собираться, спать укладываться…

А если что не по-твоему, то потом еще обижаешься!

-  А ты кто? – спросила Маша, когда увидела грустного человечка.

-  А я твоя Грустинка, бываю с тобой, когда тебе грустно.

Вдруг еще появились какие-то человечки… Веселые. Пляшут. Поют. Радуются.

- Мы - частички Маши, хозяюшки нашей! Мы – сестренки Веселинка и Добринка (приходим к тебе часто, когда ты радуешься, когда ты добрая и ласковая), а я – Помогалка (всегда с тобой, когда ты маме помогаешь).

Открыла Маша рот от удивления: - Как же вас много! - а из него выскочила ее Удивлинка.

Улыбнулась тут Маша и сказала:

- Да, я вижу, все вы - мои человечки. Я бываю разной…

Я – Маша. Я – человек. Такой, как Я больше на свете нет!

Вопросы для обсуждения:

- С какими «своими частичками» встретилась Маша?

- Как вы думаете, они все нужны Маше?

- Ребята, а у вас есть такие же «частички», как у Маши из сказки?

Дети садятся за столы.

Задания в личных альбомах после прослушивания сказки:

Ребята, на мольберте находятся картинки с изображением нам уже известных сестренок-настроений и чувств: Злючка, Пуглинка, Капризулька и Обижулька, Грустинка, Веселинка и Добринка, Удивлинка. К ним еще присоединилась хорошее качество – Помогалка. Каждому изображению соответствует свой цвет (по цветам радуги соответственно: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Ребята, перед вами в альбоме ромашка. У нее 7 лепестков. Раскрасьте лепестки теми цветами, которые соответствуют качествам, которые у вас есть. Если вы считаете, что какого-то качества у вас нет, то этот лепесток остается белым.

Дети встают в круг.

Упражнение «Я могу!»                                                                                                                 Дети передают по кругу своему соседу слева мяч и перечисляют то, что они умеют хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т. п.

Упражнение «Что я люблю?»                                                                                                  Дети передают по кругу своему соседу справа мяч и перечисляют то, что они любят. Например: «Я люблю делать...».

Рефлексия

Мы еще раз показали, какие мы разные, интересные люди!

У нас много хороших качеств. Но в человеке не все качества хорошие, могут проявляться и не очень хорошие качества, которые человек может исправить, работать над ними, извиниться за них перед другими людьми.

Прощание

Ребята, давайте встанем в наш дружный круг!

Я вам желаю, чтобы у вас было радостное, веселое, доброе настроение! Чтобы вы были дружными, любили и ценили себя и своих друзей!

Давайте возьмемся дружно за руки и с улыбкой скажем:

«До встречи! До свидания!

Скажу всем на прощание.

Завтра будем мы опять

Вместе новый день встречать!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия "Стратегия жизненного пространства"

Психологическое занятие с элементами тренинга личностного роста по формированию позитивной "Я-концепции" старшеклассников....

Методическая разработка психологического занятия «Психологические основы самозащиты» для 5 класса (ОБЖ + психология)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЗАНЯТИЯ «Психологические основы самозащиты»   Автор занятия Фамилия, имя, отчество Гвоздева Оксана Владимировна Город, область Санкт – Петербург, Колп...

Методическая разработка психологического занятия "Без Маски"

Развитие самоинтереса, осознание многогранности своего «Я» в системе отношений с окружающими, принятие различных сторон своего «Я», развитие рефлексии, повышение самооценки....

Методическая разработка психологического занятия "Привет,индивидуальность"

Повышение самооценки, познание своего внутреннего мира....

Методическая разработка психологического занятия на тему: «Знакомство с понятием стресс и способами его преодоления».

Занятие направлено на  профилактику употребления ПАВ. Формированию навыков самоконтроля и саморегуляции поведения подростков....

методическая разработка психологического занятия "Общение"

Для подростков тема общения всегда стоит особо остро. Как построить общение, на какие моменты обратить внимание, это поможет занятие по теме "общение"...

Методическая разработка психологического занятия «Двойные послания СМИ»

Данная методическая разработка представляет собой подробное описание подготовки и проведения психологического занятия для учащихся на тему «Двойные послания СМИ». Проблема методической раз...