Методическая разработка психологического занятия «Психологические основы самозащиты» для 5 класса (ОБЖ + психология)
план-конспект урока (5 класс) по теме
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЗАНЯТИЯ
«Психологические основы самозащиты»
Автор занятия | |||
Фамилия, имя, отчество |
Гвоздева Оксана Владимировна | ||
Город, область |
Санкт – Петербург, Колпино | ||
Номер, название школы |
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга. | ||
Описание занятия |
Знание основ самозащиты это возможность спасти свою жизнь и здоровье в опасной ситуации, а также помочь ближнему. | ||
Название темы вашего занятия | |||
«Психологические основы самозащиты» | |||
Краткое содержание занятия | |||
Понятие психологическая самозащита знакомый, но не всегда понятный термин. Знакомимся с особенностями восприятия человека (зрение, телесные ощущения, восприятие предметов, ситуаций). Учимся различать особенности поведения человека; знакомимся с положительными способами выражения эмоций; наглядные представления об уверенном и неуверенном поведении; учимся говорить «нет»; развиваем уверенность в себе, предупреждение, коррекция страхов.
| |||
Предмет: психология + ОБЖ | |||
Класс: 5 класс | |||
Приблизительная продолжительность занятия - 45 минут | |||
Образовательные стандарты | |||
Создание условий для развития личностных качеств, овладение навыками саморегуляции. | |||
Планируемые результаты обучения | |||
1. Личностные УУД
2. Метапредметные УУД
3. Предметные УУД
Формы и методы диагностики предметных результатов учащихся на уроке:
Формы и методы диагностики метапредметных результатов учащихся на уроке:
| |||
Вопросы, направляющие урок | |||
Основополагающий вопрос |
Использование положительных способов выражения эмоций, демонстрация уверенного поведения, умение говорить «нет» даёт человеку возможность выжить в опасной для него ситуации и сохранить своё физическое и психологическое здоровье. | ||
Проблемные вопросы учебной темы |
Как влияет на поведение человека его восприятие окружающего мира? Какое поведение наиболее эффективно в опасных ситуациях? Умение говорить «нет» это важный навык для сохранения физического и психологического здоровья? Как навыки саморегуляции могут помочь регулировать состояние человека? | ||
Учебные вопросы |
Чтобы человек смог защитить себя в опасной ситуации следует знать и отрабатывать навыки уверенного поведения, умения говорить «нет» и применять способы саморегуляции. | ||
Описание методов оценивания | |||
Оценивая достижения учащихся, стараюсь ориентироваться на индивидуальные темпы развития подростка. Личностно – ориентированный подход, применяемый при контроле и оценке учащихся, направлен на стимулирование способностей учащихся и повышению интереса , как на уроках, так и во внеурочной деятельности. | |||
Сведения об уроке | |||
Необходимые начальные знания, умения, навыки | |||
На уроке учитель и ученик работают совместно: выявляют проблему, выясняют причину и предлагают способы решения этих проблем. | |||
Учебные мероприятия | |||
На уроках используются игровые задания на развитие ВПФ, проигрывание различных ситуаций, поведенческие тренинги, упражнения на использование методов саморегуляции. | |||
Материалы для дифференцированного обучения | |||
Ученик ОБЖ ( с ситуативными задачами) |
В работе участвуют все учащиеся класса. Материалы к уроку готовятся на несколько уровней способностей учащихся (высокий, средний, ниже среднего, низкий). | ||
Используемые технологии | |||
Здоровьесберегающие образовательные технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью. | |||
Материалы и ресурсы, необходимые для урока | |||
Оборудование (отметьте нужные пункты) | |||
Фотоаппарат, видеомагнитофон, компьютер, принтер, цифровая камера, проекционная система, видео-, сканер, фотокамера | |||
Материалы на печатной основе |
Учебники, методические пособия, справочный материал, наглядные пособия |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок-тренинг 5 класс (ОБЖ + психология) | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Ход учебного занятия
I этап учебного занятия: организационный момент, определение темы и мотивация на ее изучение | |||
Цель | Задачи | Длительность | |
Мотивировать на изучение темы занятия | Настроить на восприятие нового материала | 5 минуты 10 минут | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
|
|
II этап учебного занятия: работа с материалом | |||
Цель | Задачи | Длительность | |
Познакомить с понятием уверенное и неуверенное поведение. | Научить сравнивать различные виды поведения и уметь определять эффективный стиль поведения для самозащиты. | 5-7 минут | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
Показ мультимедийной презентации: 1 слайд: Дети, которые демонстрируют уверенное и неуверенное поведение; 2 слайд: Взрослые, которые демонстрируют уверенное и неуверенное поведение; | Дают сравнительную характеристику: Как поза, жесты, мимика, речь могут помочь или навредить во время демонстрации различных стилей поведения? Какой стиль поведения более эффективен для самозащиты? |
III этап учебного занятия: тренинг уверенного поведения | |||
Цель | Задачи | Длительность | |
Тренинг уверенного стиля поведения.
| Научить использовать эффективные способы демонстрации уверенного поведения | 10 минут | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
|
|
IV этап учебного занятия: рефлексия | |||
Цель | Задачи | Длительность | |
Дать самоанализ участия на уроке Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения, своей тайны и секрета познания и др. | 1. В самоанализе выразить своё отношение к происходящему: что было сложно, что легко? 2. Что нового узнали на уроке, какие черты открыли в себе, в своих друзьях, одноклассниках? | 2 минуты | |
| Деятельность учащихся. | ||
Работа в кругу. 1. Что нового для себя вы узнали на уроке? 2. Что нового вы узнали о себе, о друзьях? 3. Сможете ли вы применять эффективные способы поведения для самозащиты? | Учащиеся отвечают на вопросы. |
Использованная литература:
1. С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков. «Основы безопасности жизнедеятельности» (учебник для общеобразовательных школ) – 5 класс. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, ДРОФА, 2009 год.
Упражнения | Действия учителя-тренера | время | Действия участников | Цель упражнения | Здоровьесберегающие технологии |
Упражнение 1. Организационный момент | Сейчас сядет тот, -у кого голубые, зелёные глаза; - у кого самые длинные волосы; - чей рост выше 170 см; - кто весит более 45 кг; - у кого тёмные, русые волосы; - у кого карие глаза; - кто носит 39-40 размер обуви; - блондины; - чей рост ниже 170 см; | 2 мин. | Ученики стоят в кругу и выполняют задание. | Раскрепощение, создание непринужденной атмосферы. Концентрация. | Создание позитивного настроения. Формирование осознанной рефлексии. Двигательная активность. Игровая форма. |
Упражнение 2. «Моё восприятие». | Учитель рисует на тыльной стороне кисти учеников задуманный предмет (молния, буква П…..) предмет должен иметь несколько значений. Тонкий предмет (ручка, карандаш) | 1 мин. | Учащиеся, по ходу выполнения упражнения комментируют свои тактильные ощущения и называют предмет, который как им кажется, нарисовали на руке. | Осознать разницу в телесных восприятиях разными людьми, понять необходимость пояснений, уточнений при общении, совместной деятельности, выявить факторы, затрудняющие эффективную коммуникацию, обеспечить рефлексию, которая достигается в обсуждении. Упражнение даёт понять, что все люди разные и нет одинакового тактильного ощущения и восприятия одних и тех же предметов или ситуаций. | Рефлексия. Саморефлексия. Взаимодействие. Игровая форма. Обучение через непосредственный опыт. |
Упражнение 3. «Моё зрительное восприятие» | Учитель демонстрирует два изображения: Лица - чаша; Пожилая – молодая женщина. | 3 мин. | Ученики должны сказать, что они увидели в начале? | Осознать разницу зрительного восприятия разными людьми, понять необходимость пояснений, уточнений при общении, совместной деятельности, выявить факторы, затрудняющие эффективную коммуникацию, обеспечить рефлексию, которая достигается в обсуждении. Упражнение даёт понять, что все люди разные и нет одинакового зрительного ощущения и восприятия одних и тех же предметов или ситуаций. | Игровая форма. Рефлексия. Возможность переноса игровой деятельности в реальный опыт. Мыслительная активность. |
Упражнение 4. «Проигрывание ситуаций» | Упражнение выполняется попарно перед всеми участниками, которые наблюдают за выступающей парой. Обсуждение: в обсуждении выявляется, что было сложно для того или иного участника, что удалось, почему (что мешало, что помогало). Учитель обсуждает с классом какое поведение может помочь, а какое навредить в опасной ситуации. | 10 мин. | Участники по желанию выбирают пару. Один участник демонстрирует уверенное поведение, второй участник демонстрирует неуверенное поведение. 2 ситуации – действующие лица мальчик+ девочка; 2 ситуации – действующие лица мальчик + мальчик. | Научиться распознавать элементы уверенного и неуверенного поведения, осознать значение языка тела и жестов в общении. | Двигательная активность. Задействование моторики. Возможность переноса игровой деятельности в реальный опыт. Эмпатия. Рефлексия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия по основе безопасности и жизнедеятельности. Тема: "Безопасное колесо"
Методическая разработка внеурочного занятия по ОБЖ...
Методическая разработка учебного занятия для учащихся 10-11 классов
Учебное занятие с использованием краеведческого материала на тему "Тыл в годы войны". Данная разработка получила 2-е место в областном конкурсе методических разработок уроков, посвященных 70-летию Поб...
Методическая разработка открытого занятия по баскетболу для 8го класса
Методическая разработка открытого занятия по баскетболу для 8го класса...
Методическая разработка внеклассного занятия по математике в 3 классе по теме "Радиус и диаметр окружности"
Методическая разработка внеклассного занятия по математике в 3 классе по теме "Радиус и диаметр окружности"...
Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс)
Методическая разработка внеурочного занятия тема: «Чудо весны» (4 класс) Номинация: «Островок природы»...
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня».
Методическая разработка. Программа групповых психологических занятий для подростков, учащихся 1 курса и П-групп «Я и мир вокруг меня». ...
Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"
Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...