Методическая разработка психологического занятия на тему: «Знакомство с понятием стресс и способами его преодоления».
план-конспект занятия по психологии (7, 8 класс)

Заболотских Наталия Анатольевна

Занятие направлено на  профилактику употребления ПАВ. Формированию навыков самоконтроля и саморегуляции поведения подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика подростковой наркомании.

Навыки противостояния и сопротивлению наркомании.

Конспект занятия

На тему: «Знакомство с понятием стресса и способами его преодоления».

Возраст :  подростки 12-16 лет

Цели занятия:    1. Объяснить учащимся понятие стресса

                            2. Рассказать о стадиях его развития.

                            3. Познакомить с различными способами преодоления стресса.

                            4. Помочь овладеть навыками их применения.  

План занятия:

 1.  Приветствие ведущего и игра-активатор  «Счет до  десяти».

2.  Рассказ ведущего о понятии стресса и его признаках (работа в группах).

3.  Стадии  развития стресса.

4. Дискуссия «Стресс – это хорошо или плохо?»

5. Рассказ ведущего о поведении в стрессовых ситуациях.

6. Мозговой штурм «Какими способами можно помочь  себе преодолеть стресс?»

7. Рассказ ведущего о способах преодоления стресса.

8. Анкетирование «Применимы ли психоактивные вещества в качестве средства справиться со стрессом?»

9. Работа в группах по отработке навыков использования способов преодоления стресса.

10. Рефлексия занятия «Интересное-полезное».

Материалы для занятия:

  1. Интерактивная доска  и заранее подготовленная презентация.
  2. Таблички с указанием школ.
  3. Мяч.
  4. Конверты с признаками стрессовых состояний (по количеству школ).
  5. Лисы определенного цвета  (3 цвета) и магниты для прикрепления на доску (липучка).

                         

Ход занятия

  1. Приветствие ведущего и игра-активатор «Счет до десяти».

Здравствуйте, ребята.  Прежде чем начать наше занятие, я предлагаю вам сыграть в  игру, которая поможет  настроиться на работу. Называется она «Счет до десяти». Условие игры – без предварительной договоренности между участниками сосчитать по-порядку  до десяти. Постарайтесь сделать это с первой  попытки.

(Участникам дается пять попыток). Стоп игра. Спасибо!

2. Рассказ ведущего о понятии стресса и его признаках.

- Думаю, каждый из вас во время  игры испытал определенное волнение. Многим из вас оно не было приятным. А ведь такое напряжение мы испытываем не только во время игры. Мы живем в напряженное время, время чрезвычайно интенсивных политических, экономических и даже геофизических перемен. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы поговорим  с вами о том, что означает понятие «стресс».

-Подумайте,  какие ассоциации вызывает у вас слово «стресс»? Выясним это с помощью мяча. Тот, у кого мяч окажется в руках, называет  свой вариант и перекидывает мяч другому. Для меня стресс – это…  перекидывает мяч участникам игры.    (Выслушивается несколько вариантов).

- Вы назвали большое количество стрессовых ситуаций. Я обращаю ваше внимание на то, что есть среди них такие, которые почти  для всех являются стрессовыми, а есть те, которые только лично для кого-то могут  являться стрессом. Но так или иначе, выполняя это задание вы имели некое представление о том, что такое стресс.

/Слайд/- определение.

- Итак, стресс – это неспецифические физиологические и психологические реакции организма при воздействии на него резких, экстремальных факторов.

    Данное понятие было введено в лексикон канадским врачом Гансом Селье.

- Как видите, эти реакции возникают тогда, когда внешнее воздействие по силе гораздо больше, чем обычное. Причем Селье доказал, что эти раздражители необязательно должны существовать в реальности. Человек может среагировать и на угрозу или напоминание о ней.

 Признаки стресса: (работа в группах 3 мин.)

-А сейчас я предлагаю вам поработать над признаками, по которым можно определить стрессовое состояние человека-

-Каждая школа получит конверт с признаками разных состояний человека. Ваша задача выбрать признаки стресса и зачитать их вслух. На работу вам отводится три минуты.

- Группы закончили работу. Так какие признаки стрессового состояния вы выделили?

(по очереди зачитываются  выбранные варианты ответов)

1группа: тревога, страх, напряжение, неуверенность, растерянность, подавленность (лишнее – радость)

2 группа: беззащитность, паника, бледность или краснота, учащение пульса, дрожь, потливость.( лишнее – уверенность)

 3 группа: сухость во рту, затруднение дыхания, расширение зрачков, мышечная скованность, трудности глотания, желудочный спазм (лишнее –спокойствие)

Слайд /Признаки стресса /

-Обобщим сказанное всеми группами с помощью слайда. Обратите внимание на то, что вовремя распознав стрессовое состояние по данным признакам, вы всегда сможете помочь себе и своим друзьям.

3. Стадии развития стресса./фотоколлаж/

-В своем развитии стресс проходит три стадии. Давайте рассмотрим их на примере  контрольной работы.

/Слайд/-фотографии иллюстрирующие рассказ ведущего.

 Например, вам сообщили о том, что сейчас вы будете писать контрольную работу. Вы испытываете тревогу, напряжение. Некоторые теряются, не могут собраться, иногда даже не понимают суть вопросов контрольной или вовсе не  могут начать писать. Это первая стадия – стадия тревоги. На этой стадии в кровь поступают особые вещества, повышающие устойчивость к травмирующему фактору, и организм готовится действовать.

/Слайд/ -2 стадия

Но вот первая тревога прошла, и вы приступаете к выполнению задания. Ситуация продолжает  оставаться напряженной, сложной, а вы уже способны действовать достаточно эффективно, иногда даже более эффективно, чем в обычной ситуации. Ваш организм мобилизовал внутренние ресурсы и получил возможность сопротивляться стрессу. Это втора стадия, стадия стабилизации. Однако на этой стадии из-за того, что организм работает очень напряженно, на пределе своих возможностей, его ресурсы быстро расходуются.

/Слайд/-3 стадия

   - Если стрессовая ситуация продолжает сохраняться, наступает третья стадия – стадия истощения. Представьте себе ситуацию, что контрольные работы вы должны писать на каждом занятии в течение всего рабочего дня. Уже к концу этого дня вы почувствуете сильную усталость, ваша работоспособность снизится, внимание ми память  начнут изменять вам. Будет больше ошибок, а результат работы может стать безразличным. Организм использовал ресурсы, и теперь может наступить его разрушение. На этой стадии у человека значительно снижается самочувствие, может нарушаться сон и аппетит, возрастает подверженность его различным заболеваниям, и как итог -  наступает болезнь. В крайних случаях за стадией истощения, если ситуация слишком экстремальная, может наступить смерть.

4. Дискуссия «Стресс – это хорошо или плохо?»

-Теперь, когда вы познакомились с закономерностями развития стресса, я хочу задать вам вопрос: как вы думаете, стресс – это хорошо или плохо?

 / пространство класса с помощью веревки делится на две равные части. На одной половине выставляется табличка  «ДА», на другой «НЕТ».

-Всем участникам предлагается определиться с местом и занять ту половину класса, которая наиболее соответствует вашему мнению по этому вопросу.

- Мне бы хотелось узнать, какие доводы вас убедили занять именно эту половину?

/Дается возможность высказаться желающим с каждой половины/

- Спасибо. Пожалуйста, займите свои места.

Вывод: Безусловно, стресс имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным можно отнести:

 высокую работоспособность, всплеск умственной работоспособности и физической энергии, мобилизация всех психических и физических функций организма.

К отрицательным:

тревога, стадия истощения,,и даже смертельный исход.

5. Рассказ о разных способах поведения в стрессовых ситуациях.

/Слайд/ «лев и кролик»

-Стрессовые состояния отрицательно влияют на деятельность человека. Люди с разными особенностями нервной системы по-разному реагируют на одинаковые  психологические нагрузки. У одних людей наблюдается повышение активности, мобилизация сил, повышение эффективности деятельности. Это так называемый « стресс льва». Опасность как бы подстегивает человека, заставляет его действовать смело и решительно.  У других людей стресс может  вызывать дезорганизацию деятельности, резкое падение ее эффективности, пассивность и общее торможение. Это «стресс  кролика»

Закрепление: (просмотр отрывков из кинофильмов).

-А сейчас мы предлагаем вам посмотреть отрывки из кинофильмов, характеризующие разные способы поведения  людей в стрессовых ситуациях. Ваша задача определить название показанного стиля поведения.

/ОТРЫВОК ИЗ КИНОФИЛЬМА «КАВКАЗСКАЯ ПЛЕННИЦА» / - стресс кролика.

Пожалуйста, сделайте свой выбор. Спасибо, правильно.

/ОТРЫВОК ИЗ ФИЛЬМА « ПОЛОСАТЫЙ РЕЙС» - стресс льва.

Пожалуйста, сделайте свой выбор. Спасибо, правильно.

6.Мозговой штурм «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

- Поведение человека в стрессовой ситуации зависит от  многих условий, но прежде всего от психологической подготовки человека, включающей умение быстро оценивать обстановку, навыки мгновенной ориентировки в неожиданных обстоятельствах., волевую собранность и решительность, опыт поведения в аналогичных ситуациях. Я уверена, что такой опыт наверняка есть у каждого из вас.

- Предлагаю сейчас провести  мозговой штурм на тему «Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс?»

/Каждая группа получает листы  определенного цвета, на каждом из которых пишет способ преодоления стресса/

-Вы в группе обсуждаете свой вариант, записываете его на лист и прикрепляете на доску. Каждая из школ получила листы определенного цвета, поэтому мы имеем возможность определить не только качество советов, но и их количество. Время работы 2 минуты. По окончании работы на доске появляется колонка совето. Все варианты зачитываются ведущим вслух. Сомнительные советы обсуждаются и удаляются с доски. Отмечается школа, давшая большее количество   эффективных советов.советов.

7. Способы преодоления стресса (раздать распечатанный вариант на каждый стол)

- Хорошо. Вы назвали свои способы преодоления стресса. Смотрите, сколько их получилось! А теперь я хочу пополнить ваши знания и опыт тем, что расскажу еще о нескольких способах снятия напряжения. Для этого я продемонстрирую слайд, на котором все эти способы зафиксированы.

/Слайд/-способы предоления стресса.

1. Несколько глубоких вдохов.

2. Использование какого-то успокаивающего движения или действия, например наблюдение за текущей водой, выполнение упражнения «Маятник» (стоя на одном месте, покачаться вперед-назад с пятки на мысок)

3. Выполнить какой-либо ритуал, например заварить чай, или разложить свою коллекцию

4. Заняться любым отвлекающим делом

5. Заняться каким-либо видом спорта или физическим трудом.

6.  Попробовать отнестись с юмором к сложившейся ситуации.

7. Сознательно преувеличить негативные последствия ситуации, чтобы реальные последствия оказались менее травмирующими.

8. Включиться в оказание помощи другим, попавшим в сложную ситуацию, тогда неблагоприятные последствия для себя окажутся меньшими.

9. Найти возможность поговорить о сложившейся ситуации с близкими людьми или друзьями.

 8 /Слайд/ Анкетирование: «Применимы ли психоактивные вещества в качестве средства справиться со стрессом?»

-Наверняка вы встречались с такой точкой зрения, что стресс можно снять с помощью психоактивных веществ: выпить, покурить, принять наркотики… Как вы считаете, эффективно ли применение таких способов выхода из стрессовых ситуаций?»

Варианты ответов:

1. Да, безусловно.

2. затрудняюсь ответить.

3. Нет. Это не выход.

/Слайд/

Вывод: Вы абсолютно правы, все эти средства способствуют снижению контроля над ситуацией, потере ясности и логики мышления, изменяют сознание человека, а значит, препятствуют возможности поиска действительно эффективных путей выхода из стресса.

9.Работа в  подгруппах по отработке навыков использования способов преодоления стресса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка психологического занятия "Стратегия жизненного пространства"

Психологическое занятие с элементами тренинга личностного роста по формированию позитивной "Я-концепции" старшеклассников....

Методическая разработка психологического занятия «Психологические основы самозащиты» для 5 класса (ОБЖ + психология)

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ЗАНЯТИЯ «Психологические основы самозащиты»   Автор занятия Фамилия, имя, отчество Гвоздева Оксана Владимировна Город, область Санкт – Петербург, Колп...

Конспект занятия по теме "Знакомство с понятием певческая дикция"

Данный материал поможет при знакомстве с понятием певческая дикция...

Методическая разработка воспитательного занятия на тему "Знакомство с профессией. Профессия врач"

Методическая разработка направленна познакомить детей с профессией врача....

Методическая разработка психологических занятий на тему "Я и мое имя"

Материалы могут использоваться в рамках направления работы по формированию психологического здоровья детей старшего дошкольного возраста...

Методическая разработка теоретического занятия по теме «Природные источники углеводородов. Способы их переработки»

Работу подготовила преподавательестественнонаучных дисциплинМитенова Л.А. Цели занятия:Учебная: учащиеся должны изучить способы переработки углеводородного сырья, усвоить применение продуктов пер...

Методическая разработка психологического занятия на тему "Кто Я? Какой Я?"

Полная версия психологического занятия из цикла "Кто Я? Какой Я?" для детей старшего дошкольного возраста...