Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с ОВЗ в начальной школе
план-конспект по психологии
Индивидуальное занятие для обучающегося 3 класса, занимающегося по адаптированной образовательной программе НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Цель занятия: Развитие произвольного внимания, памяти, концентрации внимания, устойчивости, сосредоточенности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение – центр
психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи муниципального района Пестравский Самарской области
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
с ребенком с ОВЗ в начальной школе
Составитель:
Педагог-психолог
Максимова Елена Викторовна
2021
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с ОВЗ в начальной школе является частью коррекционно-развивающей психолого-педагогической программы «Развитие познавательной сферы младших школьников с задержкой психического развития».
Данная программа позволяет решить проблемы когнитивной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и сформировать познавательную активность в учебной деятельности.
У детей с ЗПР наблюдаются характерные отклонения в развитии познавательной сферы и коррекция этой стороны психического развития достаточно актуальна, так как именно познавательная сфера в дальнейшем развитии личности ребенка является необходимым условием формирования умственных качеств и условием успешного обучения в целом.
Программа разработана для обучающихся младшего школьного возраста (8-10 лет) с задержкой психического развития.
Занятие «Будь внимательнее»
Цель: развитие произвольного внимания: устойчивости, концентрации, объема, распределения, концентрации внимания у учащихся.
Задачи:
- Разобрать понятие о том, что такое «внимательность», что значит «быть внимательным»;
- Научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания;
- Развитие волевой саморегуляции;
- Развитие рефлексии.
Категория детей: ребенок, занимающийся по адаптированной образовательной программе НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2),
3 класс
Материалы и инструментарий для занятия:
1. Ноутбук.
2. Ручка.
3. Ксерокопии заданий.
4. Цветные карандаши, фломастеры.
5. Мяч.
6. Видеофильм «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршак
Содержание:
Вводная часть.
Приветствие. Создание положительного эмоционального фона.
1. Упражнение – разминка. Сейчас мы будем играть в мяч. Я бросаю тебе мяч и задаю вопрос. Тебе надо ответить на вопрос и вернуть мяч мне.
1. Какой сегодня день недели? (четверг).
2. Какой сейчас месяц? (февраль).
3. Какое сейчас время года? (зима).
4. Как называется наша страна? (Россия).
5. Как зовут твоего классного руководителя?
6. Назови столицу нашей Родины (Москва).
7. Сколько тебе лет?
8. Какой праздник отмечаем 9 мая? (День Победы).
2. Упражнения мозговой гимнастики «Ленивые восьмёрки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Представь перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяни вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожми пальцы в кулак, большой палец подними вверх. Веди рукой в воздухе от центра влево - вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжай «рисовать» вправо - вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следи глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
Соедини руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.
Основная часть.
Тема нашего занятия «Будь внимательнее». Внимательность – важное качество человека, необходимое ему в повседневной жизни и в учебе. Примеры: человек переходит дорогу, школьник пишет диктант. Давай представим, что бы произошло, если бы на несколько минут у всех людей пропало внимание? Могли бы произойти как смешные, так и грустные истории.
2. Просмотр видеофильма «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршак.
Значит, внимание нужно всем людям всегда и везде: и в школе, и на улице, и дома, и т.п. Если ученик невнимательно слушает учителя, значит, он не поймет новую тему и не выполнит задание. Невнимательный пешеход может попасть под машину. Если невнимательно играть с мячом, то можно нечаянно ударить другого человека или разбить окно. Если не обращать внимания на других, то можно и не заметить, что им грустно или у них что-то болит.
Внимание можно развивать, выполняя специальные упражнения, рассматривая предметы, картинки? Давай попробуем.
3. Упражнение «Найди слова»
Цель: развитие концентрации внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполнены любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или «змейкой»). В этой таблице спрятаны десять названий животных. (Приложение 1).
К | Ш | Л | И | С | А | В | Ч | О | Р | В | А | Р | Я | С |
О | Н | Б | У | Ь | К | П | К | А | Н | У | Ж | З | В | Ю |
П | Д | Г | Е | Г | Р | Х | Н | О | Ч | Ы | Б | Р | У | Ф |
Т | О | Л | Е | В | К | Ф | Ь | И | К | Р | С | Л | О | Н |
Ш | З | Ю | К | Щ | Ъ | Н | Г | Р | У | С | Ц | А | Д | Г |
Ж | М | У | П | Б | А | Р | С | У | К | З | В | Р | Е | Д |
Н | С | Ь | Ж | Т | К | А | Р | Ю | Б | Т | Ф | М | Т | В |
Ф | Ж | О | В | А | П | Ь | Б | У | З | Т | М | Ы | Ш | Ь |
Н | Б | Ы | К | С | Д | К | Т | Ю | Р | М | А | У | Д | Ы |
Х | Ч | О | Н | Т | К | И | Т | З | А | Н | П | Р | У | С |
Щ | Ы | Л | К | Ф | Ю | Я | Ъ | М | В | Р | У | О | З | К |
Ф | У | Т | К | А | Р | П | О | С | Т | И | Г | Р | Н | Я |
Упражнение 4. «Прятки».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5 мин.
Инструкция: Найди 15 букв Б, спрятанных на картинке. (Приложение 2.)
Зарядка для глаз «Бинокль» (помогает отдохнуть, снять напряжение с глаз).
Кисти рук складываются в подобие бинокля. Бинокль подносим к глазам, широко раскрываем глаза, считаем до 10, расслабляем глаза. Повторяем три раза. Далее, считая до 10, повторяем тоже самое с широко раскрытыми глазами, смотрящими вверх, вниз, вправо, влево.
Упражнение 5. «Соединить половинки слов».
Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: Соедини половинки из букв между собой так, чтобы получились целые слова, и запиши их. (Приложение 3)
РОД РАСТ
ПРИ ЕЗДКА
ВОЗ ИНА
РАЗ ГОРОК
ПО ОЧКА
СОР БОР
ПАР ВОЗ
ВОДО ФОР
СЕМА ТА
Упражнение 6. Корректурная проба. Задание «Девочки».
Цель: развитие способности к распределению и переключению внимания.
Время проведения: 5 мин.
Инструкция: Подчеркни и сосчитай девочек с белыми волосами и белыми бантиками. (Приложение 4.)
Заключительная часть. Закончи предложение.
«Сегодня на занятие мне больше всего понравилось..»
«Быть внимательным – значит….» (Быть внимательным учеником значит хорошо слушать объяснение учителя, выполнять задание сосредоточенно, старательно, не торопясь).
Рефлексия занятия. Выбери фразу.
Я молодец.
Я доволен своей работой на уроке.
Я мог бы поработать лучше.
Список литературы
- Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа./ Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательств “Ось-89”, 2003.
- Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.
- Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2014. – 64с.: ил.
- Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинезиология для детей». М., 1984.
- Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция в играх и упражнениях: Научно – методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2007.
- Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: “Ось – 89”, 2006.
- Немов Р.С. Психология. В 3 кн. 1.: Общие основы психологии: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – 5 изд. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006. – 687 с.
Приложение 1.
К | Ш | Л | И | С | А | В | Ч | О | Р | В | А | Р | Я | С |
О | Н | Б | У | Ь | К | П | К | А | Н | У | Ж | З | В | Ю |
П | Д | Г | Е | Г | Р | Х | Н | О | Ч | Ы | Б | Р | У | Ф |
Т | О | Л | Е | В | К | Ф | Ь | И | К | Р | С | Л | О | Н |
Ш | З | Ю | К | Щ | Ъ | Н | Г | Р | У | С | Ц | А | Д | Г |
Ж | М | У | П | Б | А | Р | С | У | К | З | В | Р | Е | Д |
Н | С | Ь | Ж | Т | К | А | Р | Ю | Б | Т | Ф | М | Т | В |
Ф | Ж | О | В | А | П | Ь | Б | У | З | Т | М | Ы | Ш | Ь |
Н | Б | Ы | К | С | Д | К | Т | Ю | Р | М | А | У | Д | Ы |
Х | Ч | О | Н | Т | К | И | Т | З | А | Н | П | Р | У | С |
Щ | Ы | Л | К | Ф | Ю | Я | Ъ | М | В | Р | У | О | З | К |
Ф | У | Т | К | А | Р | П | О | С | Т | И | Г | Р | Н | Я |
Животные: лиса, уж, лев, слон, барсук, мышь, бык, кит, утка, тигр
Приложение 2.
РОД | РАСТ |
ПРИ | ЕЗДКА |
ВОЗ | ИНА |
РАЗ | ГОРОК |
ПО | ОЧКА |
СОР | БОР |
ПАР | ЛАЗ |
ВОДО | ФОР |
СВЕТО | ТА |
Слова: Родина, пригорок, возраст, разбор, поездка, сорочка, парта, водолаз, светофор, прибор
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».
Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....
Коррекционно-развивающее логопедическое занятие для ребенка с Синдромом Дауна "Смешарики".
Цель: развитие подражательной речевой деятельности. Коррекционно - развивающие задачи:- создавать предпосылки к вербализации речи через мимику, жесты, телодвижения;- развивать мимическую мускулат...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие «Будь внимательнее» с ребенком с ОВЗ в начальной школе
У детей с ЗПР наблюдаются характерные отклонения в развитии познавательной сферы и коррекция этой стороны психического развития достаточно актуальна, так как именно познавательная сфера в дальнейш...
Презентация индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Будь внимательнее» с ребенком с ОВЗ в начальной школе
У детей с ЗПР наблюдаются характерные отклонения в развитии познавательной сферы и коррекция этой стороны психического развития достаточно актуальна, так как именно познавательная сфера в дальнейш...
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие в старшей группе детского сада с ребенком с ОВЗ «Уроки от зайчонка Феди»
Представленное занятие направлено на развитие познавательной деятельности и формирование высших психических функций....
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...