Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие «Будь внимательнее» с ребенком с ОВЗ в начальной школе
план-конспект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnoe_korrektsionno-razvivayushchee_zanyatie.docx | 231.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Турунтаевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
«Будь внимательнее»
с ребенком с ОВЗ в начальной школе
Составитель:
Педагог-психолог
Черных Наталья Владимировна
Турунтаево
2023
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с ОВЗ в начальной школе является частью коррекционно – развивающей психолого-педагогической программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».
Данная программа позволяет решить проблемы когнитивной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и сформировать познавательную активность в учебной деятельности.
У детей с ЗПР наблюдаются характерные отклонения в развитии познавательной сферы и коррекция этой стороны психического развития достаточно актуальна, так как именно познавательная сфера в дальнейшем развитии личности ребенка является необходимым условием формирования умственных качеств и условием успешного обучения в целом.
Программа разработана для обучающихся младшего школьного возраста (8 – 10 лет) с задержкой психического развития.
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие
«Будь внимательнее»
Цель: развитие произвольного внимания: устойчивости, концентрации, объема и распределения внимания у учащегося.
Задачи:
– Разобрать понятие о том, что такое «внимательность», что значит «быть внимательным»;
– научить вырабатывать концентрированное и устойчивое внимание, увеличить объём внимания, усилить способность к распределению и переключению внимания;
– развитие волевой саморегуляции;
– развитие рефлексии.
Категория детей: ребенок, занимающийся по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с УО (ИН) (вариант 1), 2 класс.
Материалы и инструментарий для занятия:
1. Ноутбук.
2. Интерактивная доска.
3. Видеофильм «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршак
4. Ручка.
5. Ксерокопии заданий.
6. Мяч.
Содержание:
Вводная часть.
Приветствие. Создание положительного эмоционального фона.
1. Упражнение – разминка.
П: Сейчас мы будем играть в мяч. Я бросаю тебе мяч и задаю вопрос. Тебе надо ответить на вопрос и вернуть мяч мне.
1. Какое сегодня число?
2. Какой сейчас месяц?
3. Какой сегодня день недели?
4. Какое сейчас время года?
5. Как зовут твоего классного руководителя?
6. Сколько тебе лет?
7. Как называется наша страна? (Россия).
8. Какой праздник отмечаем 9 мая? (День Победы).
2. Упражнения мозговой гимнастики «Ленивые восьмёрки»
(активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
П: Представь перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы. Вытяни вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожми пальцы в кулак, большой палец подними вверх. Веди рукой в воздухе от центра влево - вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжай «рисовать» вправо - вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следи глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
Соедини руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза.
Основная часть.
П: Тема нашего занятия «Будь внимательнее». Внимательность – важное качество человека, необходимое ему в повседневной жизни и в учебе. Примеры: человек переходит дорогу, школьник пишет диктант. Давай представим, что бы произошло, если бы на несколько минут у всех людей пропало внимание? Могли бы произойти как смешные, так и грустные истории.
2. Просмотр видеофильма «Вот какой рассеянный» С.Я. Маршак.
П: Значит, внимание нужно всем людям всегда и везде: и в школе, и на улице, и дома, и т.п. Если ученик невнимательно слушает учителя, значит, он не поймет новую тему и не выполнит задание. Невнимательный пешеход может попасть под машину. Если невнимательно играть с мячом, то можно нечаянно ударить другого человека или разбить окно. Если не обращать внимания на других, то можно и не заметить, что им грустно или у них что-то болит.
Внимание можно развивать, выполняя специальные упражнения, рассматривая предметы, картинки? Давай попробуем.
3. Упражнение «Таблица Шульте»
Цель: развитие концентрации и распределение внимания.
Время проведения: 5-10 минут.
Инструкция: В таблицу вписаны числа от 1 до 25 черного цвета и числа от 1 до 24 красного цвета. Нужно найти и показать все числа от 1 до 25 (черного цвета), затем все числа от 24 до 1 (красного цвета). (Приложение 1)
4. Упражнение «Волшебные квадраты».
Цель: развитие внимания и пространственной ориентации.
Время проведения: 5-10 мин.
Инструкция: Посмотри внимательно на два квадрата, расположенных перед тобой. В первом квадрате буквы, а во втором – числа. Найди числа по порядку и выпиши буквы, находящиеся на тех же местах в другой таблице. Если всё будет сделано правильно, получится предложение. (Приложение 2)
Зарядка для глаз «Бинокль» (помогает отдохнуть, снять напряжение с глаз).
Кисти рук складываются в подобие бинокля. Бинокль подносим к глазам, широко раскрываем глаза, считаем до 10, расслабляем глаза. Повторяем три раза. Далее, считая до 10, повторяем тоже самое с широко раскрытыми глазами, смотрящими вверх, вниз, вправо, влево.
5. Упражнение «Девочки». Корректурная проба.
Цель: развитие способности к распределению и переключению внимания.
Время проведения: 5 мин.
Инструкция: Подчеркни и сосчитай девочек с белыми волосами и белыми бантиками. (Приложение 3)
Заключительная часть. Закончи предложение.
«Сегодня на занятие мне больше всего понравилось..»
«Быть внимательным – значит….» (Быть внимательным учеником значит хорошо слушать объяснение учителя, выполнять задание сосредоточенно, старательно, не торопясь).
Рефлексия занятия. Выбери фразу.
Я молодец.
Я доволен своей работой на уроке.
Я мог бы поработать лучше.
Список литературы
1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа./ Под ред. И.В. Вачкова – М.: Издательств “Ось-89”, 2003.
2. Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.
3. Данилов И.В. Система упражнений: Развитие навыков учебной деятельности младших школьников. – М.: УЦ «Перспектива», 2014.
4. Деннисон Пол И., Деннисон Гейл И. Гимнастика мозга. Руководство для педагогов и родителей. М., 1999.«Образовательная Кинезиология для детей». М., 1984.
5. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция в играх и упражнениях: Научно – методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2007.
6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: “Ось – 89”, 2006.
7. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. 1.: Общие основы психологии: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – 5 изд. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2006.
8. Праведникова И. И. Нейропсихология. Игры и упражнения/ И. И. Праведникова. – М.: АЙРИС – пресс, 2022.
Приложение 1
Приложение 2
Зашифрованная фраза: «Никогда не обижайте слабого».
Приложение 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи согласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...
Конспект Индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».
Урок проводился с учеником 2-го класса, обучающегося по АООП для детей с задержкой психического развития....
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие с ребенком с ОВЗ в начальной школе
Индивидуальное занятие для обучающегося 3 класса, занимающегося по адаптированной образовательной программе НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Цель занятия: Развитие произвольного внимания, пам...
Презентация индивидуального коррекционно-развивающего занятия «Будь внимательнее» с ребенком с ОВЗ в начальной школе
У детей с ЗПР наблюдаются характерные отклонения в развитии познавательной сферы и коррекция этой стороны психического развития достаточно актуальна, так как именно познавательная сфера в дальнейш...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...