Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
план-конспект

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися 1 класса (второго        года обучения)  по формированию звуковой стороны речи

Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

Цель: Закрепить умение обозначения мягкости согласных в письменной речи с помощью мягкого знака.

Задачи:

Коррекционно-обучающие: закреплять умение различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие согласные; закреплять знание способа смягчения согласных буквой Ь на письме; формировать навык ориентироваться при чтении на последующую букву; формировать навык правописания слов с мягким знаком.

Коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, развивать фонематический слух, формировать фонематическое восприятие.

Коррекционно-воспитательные: формирование навыка учебного поведения, воспитывать интерес к звуковой стороне речи и родному языку, воспитание трудолюбия.

Оборудование: игрушка-буква «Мягкий знак», предметные картинки: «гусь», «лось», «кот», «зонт», «цепь», «пыль»; карточки со словами «февраль», «апрель», «март», подготовленный текст с картинками, рабочая тетрадь, фишки зеленого цвета, ручка, карандаш, компьютер, проектор, схемы для обозначения мягкости согласных при помощи Ь, мяч с шипами.

Лексический материал:

Слова: февраль, март, апрель; угол – уголь; гусь, лось, цепь, пыль; день, огонь, пень, окунь; Апельсин, долька, Ольга.

Текст: Лето. Коля гостит у дедушки и бабушки. Коле восемь лет. Он пишет письмо маме: Мама, тут хорошо! Мы с дедом ловили рыбу. Я помогаю ему сушить сеть. Бабушке помогаю поливать зелень и морковь. Вечером с ребятами играем у старой мельницы. Приезжай скорее к нам!

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (1 мин)

- Добрый день! Садись. Всё ли готово у нас к занятию?

  1. Подготовка к восприятию материала и определение темы и цели занятия. (4 мин)

Л.:  Открой тетрадь и запиши сегодняшнее число. Какое сегодня число? (пишет)

Л.:  Сейчас у нас март. Какой месяц был перед мартом? Какой месяц последует за мартом? (помещаю на доску 3 карточки: «февраль», «март», «апрель»).

Л.: Сравним, чем отличаются слова февраль, апрель от слова март по слоговому составу? (в слове март один слог, а в словах февраль, апрель – два слога).

Л.: Сравним слова по звуковому составу (в это время карточки убираю с доски).  Есть ли в слове март мягкие согласные? А в словах февраль, апрель есть такие? Назови в слове февраль последний звук. Назови последний звук в слове апрель.

Л.: Как мы обозначим мягкость этих согласных звуков Ль на письме? (С помощью Ь)

Л.: Правильно. И сегодня тема нашего занятия: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы Ь.  Посмотри, какая мягкая буква «Мягкий знак» сегодня у нас в гостях. (Буква-игрушка). Знакомы мы с этой буквой? (Да). Умеем писать слова с Ь? (Умеем).

Л.: Давай уточним, что обозначает Ь на письме? (Мягкость согласных звуков).   Где пишется Ь? (После согласных).  (На доске табличка, и я дописываю)

Обозначает     мягкость согласных звуков

Пишется     после согласных

Л.: Для чего это нужно знать? (Чтобы без ошибок читать и писать слова с Ь). Это цель нашего занятия: мы будем учиться правильно читать и писать такие слова.

  III.   Работа над новым материалом. (9 мин)

  1. Работа на уровне слова.

Упражнение 1. «Пара слов»

Л.: Чётко повтори пару слов: Угол – уголь. По смыслу эти слова одинаковы или различаются? (Различаются).  Продолжи: Угол – это ….  фигура, а уголь – …  полезное ископаемое, его добывают в шахтах.  А при написании чем различаются? (Тем, что в слове уголь мы напишем Ь). А как мы произносим согласный в конце слова, если после согласной буквы стоит Ь? (Мягко). Мы сравнили слова по звучанию, смыслу и написанию. Что можно сказать об этой паре слов? (Эти слова по звучанию, написанию и смыслу различаются).

             Упражнение 2. «Найди и назови картинки»

Л.: Перед тобой картинки. Чётко назови все картинки и накрой фишками только те картинки, в которых есть мягкий согласный в конце слова. Картинки: гусь, лось, кот, цепь, зонт, пыль. (Выполняет). В каких словах есть мягкий согласный в конце слова?  Как на письме ты обозначишь мягкость этих согласных? (С помощью буквы Ь).

                   Упражнение 3. «Измени слова»

Л.: Чётко прочитай слова, которые записаны на доске: День, огонь, пень, окунь.

Л.: Измени эти слова так, чтобы они стали обозначать маленькие предметы во множественном числе. Например: Пузырь – пузырьки, зверь – зверьки. А теперь ты … (выполняет). Посмотри, в этих словах где находится Ь? А в образованных словах где он находится?

Прочитай еще раз пары слов, выделяя голосом мягкие согласные в конце и в середине слов, при назывании сжимай мячик в руках.

Л.: Запишем графически только вновь образованные слова, обозначим Ь на схемах. На какой слог в словах падает ударение? Обозначь ударение.

(Работа в тетради).

Вернемся к нашей записи на доске: Мы говорили, что Ь обозначает мягкость согласных звуков, пишется после согласных, а где он может встречаться? В середине и конце слова (дописываю)

Обозначает мягкость согласных звуков

Пишется после согласных в середине и конце слова.

 В это время на доску вывешиваются две схемы для обозначения мягкости согласных при помощи Ь:

C:\Users\PB\Pictures\мазанова ь\мазанова ь 001.jpg

ФИЗМИНУТКА. (1-2 мин)

IV.  Закрепление нового материала. (7 мин)

  1. Работа на уровне предложения.

Упражнение 4. Игра «Путаница»

Л.: Я назову слова, а ты из этих слов составь предложение.

1) Мама, апельсины, купить.

Л.: Запишем предложение в тетрадь. В каком слове мы напишем мягкий знак? Где находится Ь в этом слове?

Работа в тетради: Мама купила апельсины.

2) Мама, Ольга, дать, апельсин, долька. (Второе предложение составляем устно, не записываем). В каких словах на письме мы обозначим мягкость согласных с помощью Ь?

(Гимнастика для глаз. 1 мин)

  1. Работа на уровне текста.

Упражнение 5.  «Замени картинки словами»

Л.: Прочитай текст про себя, заменяя картинки соответствующими словами. Запиши их рядом с картинками.

Лето. Коля гостит у дедушки и бабушки. Коле восемь лет. Он пишет письмо маме: Мама, тут хорошо! Мы с дедом ловили рыбу. Я помогал ему сушить сеть. Бабушке помогаю поливать зелень и морковь. Вечером с ребятами играем у старой мельницы. Приезжай скорее к нам!

Л.: Прочитай чётко текст. Назови, какие слова ты записал. Есть ли что-то общее у них?

Что можно сказать про Колю – какие качества ему присущи? Чему учится мальчик в деревне?

V. Подведение итогов занятия. (2-3 мин)

Л.: Наше занятие заканчивается, давай подведем итоги. О какой букве мы сегодня говорили? Что обозначает буква Ь на письме? После каких букв мы пишем Ь? Где в словах пишется Ь?

Послушай и повтори пословицу: Мало хотеть – надо уметь. В каких словах на конце слышится мягкий согласный? Как мы обозначим мягкие согласные на письме? Послушай еще раз пословицу, и скажи, о чем говорится в этой пословице? (В ней говорится, что одного желания что-то сделать недостаточно, делу нужно научиться. Чтобы что-то получилось, нужно и желание, и умение.)

Поощрение обучающегося.

Спасибо! Занятие окончено.

 

Обозначает

Пишется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели:  закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,  отрабатывать умение ориентироваться на после...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи:       Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"

Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по  учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку  соз...

Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»

Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...