Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
план-конспект
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися 1 класса (второго года обучения) по формированию звуковой стороны речи
Тема: Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.
Цель: Закрепить умение обозначения мягкости согласных в письменной речи с помощью мягкого знака.
Задачи:
Коррекционно-обучающие: закреплять умение различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие согласные; закреплять знание способа смягчения согласных буквой Ь на письме; формировать навык ориентироваться при чтении на последующую букву; формировать навык правописания слов с мягким знаком.
Коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание и восприятие, развивать фонематический слух, формировать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные: формирование навыка учебного поведения, воспитывать интерес к звуковой стороне речи и родному языку, воспитание трудолюбия.
Оборудование: игрушка-буква «Мягкий знак», предметные картинки: «гусь», «лось», «кот», «зонт», «цепь», «пыль»; карточки со словами «февраль», «апрель», «март», подготовленный текст с картинками, рабочая тетрадь, фишки зеленого цвета, ручка, карандаш, компьютер, проектор, схемы для обозначения мягкости согласных при помощи Ь, мяч с шипами.
Лексический материал:
Слова: февраль, март, апрель; угол – уголь; гусь, лось, цепь, пыль; день, огонь, пень, окунь; Апельсин, долька, Ольга.
Текст: Лето. Коля гостит у дедушки и бабушки. Коле восемь лет. Он пишет письмо маме: Мама, тут хорошо! Мы с дедом ловили рыбу. Я помогаю ему сушить сеть. Бабушке помогаю поливать зелень и морковь. Вечером с ребятами играем у старой мельницы. Приезжай скорее к нам!
Ход занятия:
- Организационный момент. (1 мин)
- Добрый день! Садись. Всё ли готово у нас к занятию?
- Подготовка к восприятию материала и определение темы и цели занятия. (4 мин)
Л.: Открой тетрадь и запиши сегодняшнее число. Какое сегодня число? (пишет)
Л.: Сейчас у нас март. Какой месяц был перед мартом? Какой месяц последует за мартом? (помещаю на доску 3 карточки: «февраль», «март», «апрель»).
Л.: Сравним, чем отличаются слова февраль, апрель от слова март по слоговому составу? (в слове март один слог, а в словах февраль, апрель – два слога).
Л.: Сравним слова по звуковому составу (в это время карточки убираю с доски). Есть ли в слове март мягкие согласные? А в словах февраль, апрель есть такие? Назови в слове февраль последний звук. Назови последний звук в слове апрель.
Л.: Как мы обозначим мягкость этих согласных звуков Ль на письме? (С помощью Ь)
Л.: Правильно. И сегодня тема нашего занятия: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью буквы Ь. Посмотри, какая мягкая буква «Мягкий знак» сегодня у нас в гостях. (Буква-игрушка). Знакомы мы с этой буквой? (Да). Умеем писать слова с Ь? (Умеем).
Л.: Давай уточним, что обозначает Ь на письме? (Мягкость согласных звуков). Где пишется Ь? (После согласных). (На доске табличка, и я дописываю)
Обозначает мягкость согласных звуков |
Пишется после согласных |
Л.: Для чего это нужно знать? (Чтобы без ошибок читать и писать слова с Ь). Это цель нашего занятия: мы будем учиться правильно читать и писать такие слова.
III. Работа над новым материалом. (9 мин)
- Работа на уровне слова.
Упражнение 1. «Пара слов»
Л.: Чётко повтори пару слов: Угол – уголь. По смыслу эти слова одинаковы или различаются? (Различаются). Продолжи: Угол – это …. фигура, а уголь – … полезное ископаемое, его добывают в шахтах. А при написании чем различаются? (Тем, что в слове уголь мы напишем Ь). А как мы произносим согласный в конце слова, если после согласной буквы стоит Ь? (Мягко). Мы сравнили слова по звучанию, смыслу и написанию. Что можно сказать об этой паре слов? (Эти слова по звучанию, написанию и смыслу различаются).
Упражнение 2. «Найди и назови картинки»
Л.: Перед тобой картинки. Чётко назови все картинки и накрой фишками только те картинки, в которых есть мягкий согласный в конце слова. Картинки: гусь, лось, кот, цепь, зонт, пыль. (Выполняет). В каких словах есть мягкий согласный в конце слова? Как на письме ты обозначишь мягкость этих согласных? (С помощью буквы Ь).
Упражнение 3. «Измени слова»
Л.: Чётко прочитай слова, которые записаны на доске: День, огонь, пень, окунь.
Л.: Измени эти слова так, чтобы они стали обозначать маленькие предметы во множественном числе. Например: Пузырь – пузырьки, зверь – зверьки. А теперь ты … (выполняет). Посмотри, в этих словах где находится Ь? А в образованных словах где он находится?
Прочитай еще раз пары слов, выделяя голосом мягкие согласные в конце и в середине слов, при назывании сжимай мячик в руках.
Л.: Запишем графически только вновь образованные слова, обозначим Ь на схемах. На какой слог в словах падает ударение? Обозначь ударение.
(Работа в тетради).
Вернемся к нашей записи на доске: Мы говорили, что Ь обозначает мягкость согласных звуков, пишется после согласных, а где он может встречаться? В середине и конце слова (дописываю)
Обозначает мягкость согласных звуков |
Пишется после согласных в середине и конце слова. |
В это время на доску вывешиваются две схемы для обозначения мягкости согласных при помощи Ь:
ФИЗМИНУТКА. (1-2 мин)
IV. Закрепление нового материала. (7 мин)
- Работа на уровне предложения.
Упражнение 4. Игра «Путаница»
Л.: Я назову слова, а ты из этих слов составь предложение.
1) Мама, апельсины, купить.
Л.: Запишем предложение в тетрадь. В каком слове мы напишем мягкий знак? Где находится Ь в этом слове?
Работа в тетради: Мама купила апельсины.
2) Мама, Ольга, дать, апельсин, долька. (Второе предложение составляем устно, не записываем). В каких словах на письме мы обозначим мягкость согласных с помощью Ь?
(Гимнастика для глаз. 1 мин)
- Работа на уровне текста.
Упражнение 5. «Замени картинки словами»
Л.: Прочитай текст про себя, заменяя картинки соответствующими словами. Запиши их рядом с картинками.
Лето. Коля гостит у дедушки и бабушки. Коле восемь лет. Он пишет письмо маме: Мама, тут хорошо! Мы с дедом ловили рыбу. Я помогал ему сушить сеть. Бабушке помогаю поливать зелень и морковь. Вечером с ребятами играем у старой мельницы. Приезжай скорее к нам!
Л.: Прочитай чётко текст. Назови, какие слова ты записал. Есть ли что-то общее у них?
Что можно сказать про Колю – какие качества ему присущи? Чему учится мальчик в деревне?
V. Подведение итогов занятия. (2-3 мин)
Л.: Наше занятие заканчивается, давай подведем итоги. О какой букве мы сегодня говорили? Что обозначает буква Ь на письме? После каких букв мы пишем Ь? Где в словах пишется Ь?
Послушай и повтори пословицу: Мало хотеть – надо уметь. В каких словах на конце слышится мягкий согласный? Как мы обозначим мягкие согласные на письме? Послушай еще раз пословицу, и скажи, о чем говорится в этой пословице? (В ней говорится, что одного желания что-то сделать недостаточно, делу нужно научиться. Чтобы что-то получилось, нужно и желание, и умение.)
Поощрение обучающегося.
Спасибо! Занятие окончено.
Обозначает |
Пишется |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...
Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели: закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные, отрабатывать умение ориентироваться на после...
Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...
Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи: Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Обозначение мягкости согласного с помощью мягкого знака"
Данный урок ориентирован на учащихся 5-го общеобразовательного класса, работающих по учебнику «Русский язык, 5». Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцова и др. К уроку соз...
Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...