Я познаю себя
методическая разработка по психологии
Тренинг личностного роста направленный на внутреннее развитие личности. Предназначен для подростков с целью формирования стремления к самопознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тренинг самопознаяния | 51.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Социально – психологический тренинг для подростков
«Я познаю себя»
Работа с притчами и метафорами в арт-терапии.
Составила педагог – психолог: Липницкая И.Л.
г. Жуковский, 2020г.
Пояснительная записка
Тренинги личностного роста направлены на внутреннее развитие личности. Их принципиальное отличие от развития навыков в том, что на этих тренингах происходит изменение внутренней сущности человека, расширение его мировоззрения, (точки сборки, модели реальности, карты мира).
Этот тренинг предназначен для подростков (9 – 11 классы). Особенности переходного возраста, а также сложные условия, в которых происходит взросление современной молодежи: нестабильность семейного института, размытость моральных ценностей, которые уже не являются твердой опорой для выстраивания собственной личности, диктуют необходимость специальных мер для развития и усиления «Я» подростка, формирования жизнеспособной личности, обладающей достаточными ресурсами для успешной адаптации в обществе.
Цель тренинга: развитие личности, формирование стремления к самопознанию.
Задачи тренинга:
1. Создать условия для формирования стремления к самопознанию, погружения в свой внутренний мир и ориентации в нем.
- формирование и развитие установки на самопознание и саморазвитие,
- овладение навыками практического самопознания;
- овладение психотехническими приемами, направленными на создание положительного образа "Я".
2. Расширение знания участников о чувствах и эмоциях, создание условий для развития способности безоценочного их принятия, формирования умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей.
4. Способствовать осознанию своей жизненной перспективы, жизненных целей, путей и способов их достижения
Тренинг рассчитан на 6 занятий по 2 академических часа (общая продолжительность 12 часов).
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
Занятие 1.
Упражнение 1: «ЗНАКОМСТВО».
Упражнение 2: «ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППЫ».
Упражнение 3: «КТО Я?»
Упражнение 4: «КЛЮЧИ В МОЙ ВНУТРЕННИЙ ДОМ».
Упражнение завершения: «ПОДАРОК».
Занятие 2.
Упражнение 5: «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ».
Упражнение 6: «ЧЕТЫРЕ КВАДРАТА».
Упражнение 7: Медитативное рисование «РАДУГА» (Фопель).
Упражнение завершения: «ДАРИМ УЛЫБКУ».
Занятие 3.
Упражнение 8: «СЧЕТ».
Упражнение 9: игра «ДОРОГА».
Упражнение завершение: «КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИСУНОК».
Занятие 4.
Упражнение 10: «ТОЛЬКО ВМЕСТЕ».
Упражнение 11: «ОЗЕРО ДУШИ».
Упражнение 12: «БЕЗ МАСКИ».
Упражнение 13: «СЛЕПОЙ И ПОВАДЫРЬ»
Упражнение завершения: « ПАЛЬЦЫ».
Занятие 5.
Упражнение 14: «СБОР РУКОПОЖАТИЙ».
Упражнение 15: «МЕТАФОРА МОЕЙ ЖИЗНИ»
Занятие 6.
Упражнение 16: « ЖЕСТЫ».
Упражнение 17: рисуночная метафора «ЛАДОШКА: ВНУТРЕННИЙ МИР» (Скулкова О.И.).
Упражнение 18: «РАБОТА С ПРИТЧЕЙ»
Упражнение 19: «СОЧИНЯЕМ ИСТОРИЮ».
Упражнение 20: «МОИ ПРИОБРЕТЕНИЯ».
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Занятие 1.
Упражнение 1: «ЗНАКОМСТВО».
Время. 10 - 15 минут.
Каждый рассказывает о себе в кругу.
Упражнение 2: «ПРИНЯТИЕ ПРАВИЛ ГРУППЫ».
Время. 15 - 20 минут.
Обсуждение и принятие правил работы в группе.
Упражнение 3: «КТО Я?»
Время. 15 - 20 минут.
Кто Я? (как минимум 10 ответов)
Презентация ответов.
Упражнение 4: «КЛЮЧИ В МОЙ ВНУТРЕННИЙ ДОМ».
Время. 40 - 50 минут.
У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален — со своими особенностями, странностями и причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сейчас у нас будет такая возможность.
Я попрошу вас закрыть глаза и представить свой внутренний мир в виде дома... У каждого из нас появится свой дом. Какой это дом? Большой или маленький, каменный или деревянный? В нем большие, просторные комнаты или небольшие уютные комнатки? Может быть, в твоем доме много старинной мебели или, наоборот, пусто и много свободного пространства... Какой он, дом твоего внутреннего мира? Какие запахи и звуки в твоем доме? Всегда ли светло в комнатах, или там царит полумрак? А что вокруг него — может быть, лес или поле? Может быть, дом стоит на берегу моря или озера? Твой дом окружает забор или каждый может подойти к нему? Бывают ли в твоем доме люди? И если да, то кто эти люди, или дом всегда пустует? Пройдись по своему дому — какие эмоции ты испытываешь? Какой он — дом твоего внутреннего мира?
А теперь попрощайся со своим домом. Ты сможешь вернуться сюда, когда захочешь. И постепенно возвращайся в нашу комнату, в нашу группу.
Далее ведущий просит каждого участника (по степени готовности) рассказать о доме своего внутреннего мира. Это очень важная часть упражнения. Ведущий должен постараться вывести каждого участника на осознание различных сторон своего внутреннего мира.
Ведущий выкладывает на пол перед участниками ключи разных размеров и формы.
Инструкция. Вы рассказали о своем доме, о своем внутреннем мире. Но в каждом доме есть такая комната, куда мы сами редко заглядываем и о которой тем более не знают другие. Что это за комната? Перед вами лежат ключи от дверей, за которыми скрыты какие-то неизведанные стороны вашего дома. Каждый может выбрать себе ключ, который чем-то привлек вас, показался наиболее интересным, и рассказать, от какой двери этот ключ и что в этой комнате.
Участники по очереди (по мере готовности) берут ключи и рассказывают о своей «тайной комнате».
Упражнение завершения: «ПОДАРОК».
Время: 5 минут.
Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.)
Занятие 2.
Упражнение 5: «ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ».
Время: 5 минут.
Участники разбиваются на пары и по команде ведущего здороваются друг с другом разными частями тела (рукой, коленкой, плечом, ступней, локтем, затылком, ухом…).
Упражнение 6: «ЧЕТЫРЕ КВАДРАТА»
Время. 30 - 40 минут.
Инструкция.
«Возьмите лист бумаги и разделите его на четыре квадрата.
В углу каждого квадрата поставьте цифры 1, 2, 3, 4. (Ведущий показывает своп лист, разделенный на четыре части с пронумерованными квадратами).
1 | 2 |
3 | 4 |
Этап 1. Теперь в квадрате 1 напишите пять ваших качеств, которые вам нравятся и которые вы считаете положительными. Можете назвать качества одним словом, например, «находчивый», «надежный». А можете описать их несколькими словами, например, «умею по настоящему дружить», «всегда довожу начатое дело до конца».
После того как задание выполнено, тренер предлагает:
«Теперь заполните квадрат 3: напишите в нем пять ваших качеств, которые вам не нравятся, то есть вы считаете их негативными, «ы можете писать совершенно искренне, если вы не захотите, никто не узнает о том, что вы написали».
После того как заполнен квадрат 3, тренер предлагает:
«Теперь внимательно посмотрите на качества, которые вы записали в квадрате 3, и переформулируйте их так, чтобы они стали выглядеть как положительные. Для этого вы можете представить, как эти качества назвал бы человек, который вас очень любит и которому в вас нравится все. Запишите переформулированные качества в квадрате 2».
После того как заполнен квадрат 2, тренер предлагает:
«Теперь представьте, что вас кто-то очень не любит, и поэтому даже ваши положительные качества он воспринимает как отрицательные. Посмотрите на качества, записанные в квадрате 1, переформулируйте их в негативные (с точки зрения вашего врага) и запишите в квадрате 4».
После того как все квадраты заполнены, тренер предлагает:
«А теперь прикройте ладонью квадраты 3 и 4, и посмотрите на квадраты 1 и 2. Видите, какой замечательный человек получился!
Теперь, наоборот, закройте ладонью квадраты 1 и 2, и посмотрите на квадраты 3 и 4.
Жуткая картина! С таким человеком никто не захочет общаться.
А теперь посмотрите в целом на свой лист. Ведь на самом деле вы описали одни и те же качества. Это все вы. Только с двух точек зрения: с точки зрения друга и с точки зрения врага.
Нарисуйте на пересечении квадратов круг и напишите в нем крупную букву „Я"».
Этап 2. Рисование своей мандалы (на основе 4 квадратов. Для каждого квадрата выбирается цвет, затем берм лист с готовым кругом и закрашиваем этот круг используя все эти 4 цвета). Упражнение показывает как именно человек позиционирует себя миру, какие именно качества больше всего демонстрируются.
Этап 3. Обсуждение. «Какое впечатление произвело на вас это упражнение? Какие качества было записывать и переформулировать легче, какие труднее?»
Резюме тренера.
«Получается, что это мы сами выбираем, как к себе относиться!
Мы можем относиться к себе, как враги, и тогда мы не будем любить себя, будем презирать себя и невольно будем вести себя в соответствии со своим самоотношением. Мало того, это самоотношение всегда безошибочно чувствуют другие люди и, к сожалению, часто начинают относиться к нам именно так, даже если у них нет для этого объективных оснований.
А можем относиться к себе с уважением и любовью. Человек, который умеет относиться к себе хорошо, становится уверенным в себе и не старается изображать из себя кого-то, на которого вовсе не похож. Такой человек по-настоящему доброжелательно относится к другим, потому что он умеет увидеть в каждом ценные качества.
На самом деле, нет плохих и хороших качеств. Есть ситуации, в которых какое-то качество мешает, а есть ситуации, в которых тоже качество помогает. Если так относиться к своим особенностям, мы сможем сами управлять их проявлениями, вместо того чтобы подчиняться им. И тогда мы сможем сказать: «Я использую свое качество, а не качество использует меня».
Упражнение 7: Медитативное рисование «РАДУГА» (Фопель).
Время. 20 - 30 минут.
У нас есть сейчас прекрасная возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные для нас цепи (осознать свою мечту).
Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит счастье и богатство.
- Представьте себе вашу личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы порадовать вас...
- Пусть те точки, где радуга опирается на горизонт, обозначают ваше настоящее и будущее.
- Вообразите, что в точке будущего вас ждет нечто ценное и очень желательное для вас, идеально подходящее вам.
Нарисуйте, пожалуйста, радугу, а там, где она уходит за горизонт, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования.
- Сосредоточьтесь прежде всего на радуге, на ее цветах, ев изгибе. Пока вы будете рисовать, вам будут приходить в голову различные мысли, в памяти будут, всплывать различные цели.
- Нарисуйте будущую цель на первом плане, осознавая, что она может быть не единственной важной целью.
Вы можете рисовать ее символически или реалистично, или совмещая оба эти способа. (20 минут.)
(Для многих участников медитативное рисование, которым они будут заниматься в ходе этого упражнения, представляет собой идеальный способ осознания важных жизненных целей)
А теперь взгляните на свой рисунок и мысленно представьте себе ответы на следующие вопросы:
(медленно, чтоб была возможность представлять)
— Как мне достичь своей цели?
— Что зависит от меня, а что от других?
— Какие препятствия могут встретиться на пути?
— От чего мне, возможно, придется отказаться?
— Что я выиграю?
— Как я отношусь к этой цепи?
На эти размышления у вас есть 5 минут...
Если кому-то покажется, что чего-то не хватает ему для достижения цели, дается возможность использования подсказок - притч.
Упражнение завершения: «ДАРИМ УЛЫБКУ».
Время: 5 минут.
Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки! Нужно постараться подарить свою улыбку каждому участнику тренинга.
Обсуждение занятия в целом (рефлексия).
Занятие 3.
Упражнение 8: «СЧЕТ».
Время: 10 минут.
Цель: сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.
Упражнение из разряда «ледоколов», применяется в начале занятия для снятия внутреннего напряжения участников. Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.
Упражнение 9: игра «ДОРОГА».
Цель игры: развитие умения управлять своими чувствами и эмоциями.
Время: 1 час 30 минут.
Этап 1. Сказка «Дорога». Послушайте.
Жил-был Человек.
Когда он был еще совсем маленьким и делал первые шаги, он встретил на своем пути Наивность.
— Здравствуй, Малыш, — сказала она ему, — смотри, какое небо голубое и какая зеленая травка у тебя под ногами. И все вокруг такое милое и доброе. Правда?
— Ага, — сказал Малыш и пошел вперед с широко открытыми глазами.
— Стой, — сказала однажды, когда Малыш вырос и превратился в Юношу, преградившая ему дорогу Агрессия. — Что ты ходишь здесь с глупой улыбкой и не замечаешь меня? А я вот есть и запрещаю тебе идти дальше. Нечего так беззаботно ходить по моей дороге. Сворачивай отсюда!
И Агрессия стала у Юноши на пути.
— Сворачивай, сворачивай, парень, — услышал он чей-то шепот.
Человек оглянулся и увидел, как из-за ближайшего куста на него смотрят огромные глаза.
— Ты кто? — спросил Юноша.
— Я — Страх, — ответили глаза. — Не связывайся с Агрессией. Есть другая дорога, по которой тоже можно идти. Хочешь, покажу?
— Ага, — снова сказал Человек, посмотрев Страху в огромные глаза. — А куда ведет другая дорога?
— Подальше от Агрессии, — ответил Страх и показал на еле заметную тропинку, ведущую в лес.
«Тропинка как тропинка», — решил Юноша и, повернувшись к Страху, спросил:
— А хочешь, пойдем вместе?
— Я не могу, — торопливо ответил Страх. — Мне надо быть здесь и показывать дорогу всем, кому Агрессия не дает идти дальше.
— Ну тогда прощай. — Человек помахал Страху рукой и пошел один.
Но чем дальше он шел, тем гуще и непроходимее становился лес, а сама тропинка становилась все уже и уже.
Однажды, когда Человеку показалось, что он зашел в тупик, ему повстречалась Печаль. Грустная девушка сидела на тропинке и горько плакала.
— Что случилось? — спросил Юноша.
— Боль увела меня от Агрессии и привела сюда, — рыдая, ответила Печаль. — Но здесь тупик, я заблудилась и не знаю, что делать дальше.
— Хочешь, мы вместе пойдем обратно и выйдем на дорогу, с которой свернули? — предложил Юноша.
— А что делать с Болью? — спросила Печаль. — Я так устала ходить за ней.
— Отпусти ее, — ответил юноша, — пусть остается в лесу, раз ей здесь нравится.
— Так и сделаю, — сказала Печаль и, повернувшись к Боли, произнесла: — Я отпускаю тебя, прощай.
И, улыбнувшись, девушка пошла за Человеком к началу тропинки.
— Как стало легко, — сказала она.
Ведущий. Итак, уже в начале своего пути человек повстречался с разными чувствами. Напомните, с какими?
Хорошо. А какие чувства вы еще знаете?
А сейчас я попрошу вас выполнить следующее задание.
Этап 2. «Контур человека» (часть 1-я)
Ведущий. Нарисуйте на листе бумаги силуэт человека (изобразите только его контуры, очертания) и «поселите» внутри него различные чувства, эмоции. Для этого подберите каждому чувству соответствующее место внутри контура и подходящий цвет. Раскрасьте весь силуэт. Время на выполнение задания — 10 минут.
Обсуждение
Участники рассаживаются по кругу и обмениваются впечатлениями, рассказывая о том, какие чувства они «поселили» внутри силуэта человека.
Информация для ведущего
Важно, чтобы каждый осознал свои доминирующие эмоции, чувства, переживания.
При выполнении упражнения участники могут не только заполнить свой контур чувствами, но и обозначить свое состояние, увлечения. Например, написать: игра, лень, энергия и др. Все названия принимаются.
Этап 3. Продолжение сказки.
Вскоре Юноша вышел на дорогу, с которой когда-то свернул.
— Наконец я могу продолжить свой путь, — подумал он, но вдруг услышал знакомый голос Страха:
— Зачем ты вернулся? Ты что, забыл про Агрессию?
— Помню, но уже не боюсь ее, — ответил Человек. — И знаешь, Страх, путь, который ты указал мне, скучный и ведет в тупик. Лучше я пойду своей дорогой.
— И куда это мы пойдем? — вдруг спросила внезапно появившаяся перед ним Агрессия:
— Сделай только шаг, и тебе станет ой как больно!
— Я не боюсь тебя, — сказал Человек. — Хочешь сразиться — будем сражаться.
И Юноша решительно подошел к Агрессии.
Ведущий. Многие наши страхи и ограничения удерживают нас, когда мы идем к цели, а некоторые «заслоняют» цель, не позволяя отчетливо представить себе желаемое будущее. Сейчас я предлагаю каждому выбрать себе партнера, который максимально может помочь вам, побывав в роли страха. Один из пары будет играть роль «страха» и при этом стараться удержать своего «хозяина» или заслонить ему путь вперед. Второй будет взаимодействовать со своим «страхом», вырываясь от него или обходя. Во время игры можно вступить со своим страхом в диалог, при необходимости — поменяться ролями и узнать, что хорошего и полезного этот страх может вам сообщить.
После того как «хозяин» разберется со своим страхом, поменяйтесь ролями.
— Легко ли вам было взаимодействовать с собственным страхом?
— Была ли для вас привычной или, наоборот, оказалась неожиданной модель вашего взаимодействия?
— Легко ли было уйти от страха?
— Довольны ли вы результатом?
— Что нового вы узнали о себе?
Информация для ведущего
В процессе обсуждения упражнения может оказаться, что кто-то из участников испытывал противоречивые чувства и не очень-то хотел вырываться от страха, почувствовав себя рядом с ним спокойно и уютно. Ведущий может уточнить, как долго участник мог оставаться в таком состоянии и как он думает, о чем это говорит. В виде эксперимента ведущий может предложить «страху» стать сильнее и посмотреть, как «хозяин» будет вести себя в данном случае.
Этап 4. Продолжение сказки.
Итак, когда Юноша решительно подошел к Агрессии, она вдруг сказала:
— Да пошутила я. Просто проверяла тебя.
— А зачем? — Удивился Человек.
— Чтобы узнать твою силу, Юноша, — неожиданно сказала Агрессия. — Долгий путь труден. Справишься?
— Я не боюсь трудностей, — ответил Человек. — Для меня главное — идти своей дорогой. Но, послушай, Агрессия, значит, ты все это время заботилась обо мне?
— Ну не знаю, не знаю, может быть, — уклончиво сказала та и добавила: — Ладно, Человек, иди уж своей дорогой.
Юноша оглянулся, чтобы посмотреть на Печаль, и увидел незнакомую девушку.
— Ты кто? — спросил он.
— Я — Радость, — сказала незнакомка. — Твой путь — это и мой путь.
— Тогда пошли вместе, — предложил ей Юноша.
И они отправились в увлекательное путешествие под названием Жизнь.
На своем пути он попадал в различные ситуации, где проявлял Отвагу и Доброту, Трудолюбие и Терпение, Милосердие и Решимость.
Конечно, случалось, что обстоятельства ставили его в тупик. Юноша терялся, и его Радость становилась Грустью, но он всегда находил в себе Силу и шел дальше, и Радость снова становилась сама собой.
Однажды Человек проходил мимо журчащего ручья, рядом с которым сидела милая девушка и мелодично пела.
— Кто ты? — спросил у нее Юноша и почувствовал в груди неизвестное ему раньше волнение.
— Я — Любовь, — ответила девушка и посмотрела Человеку в глаза.
Юноша ощутил необычную нежность и, отчего-то смутившись, спросил:
— Где ты живешь, Любовь?
— Я живу везде, — сказала девушка, — в цветке, встреченном тобой у дороги, в кустике и в каждом деревце. Я живу в облаке, проплывающем по небу, и дождинке, падающей на землю, я живу в каждом встреченном тобою человеке. А сейчас, когда ты узнал меня, я буду жить и в твоем сердце.
— Какое счастье, — произнес Человек и продолжил свой путь в Радости и Любви.
Упражнение-визуализация
Ведущий. Сядьте как можно удобнее. Закройте глаза. Глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь. Представьте себе розовый куст с цветами и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую почку.
Сосредоточьтесь на изображении, удерживая его в центре сознания.
Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец перед вашим мысленным взором предстает весь бутон, состоящий из розовых лепестков.
Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны. Это происходит до тех пор, пока перед вами не предстанет свежая, прекрасная роза во всем ее великолепии и полном цветении. Попытайтесь уловить ее характерный запах, который не спутаешь ни с чем.
Теперь представьте себе, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее. В течение некоторого времени удерживайте это изображение.
Теперь попытайтесь отождествить себя с розой. Вообразите, что вы стали розой или вобрали цветок внутрь себя. В символическом смысле вы и есть эта роза. Та же самая сила, которая оживотворяет вселенную и создала розу, способна пробудить в вас ваше внутреннее «я» и проявить все, что оно излучает.
Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, из которой поступают питательные вещества. Ваши листья и цветы растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света, энергией любви и согреваются ею.
Вообразите, что вы — другие розовые кусты, растения и деревья. Вы — всё, что существует за счет этой жизненной энергии, энергии солнца и любви и составляет часть планеты, великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение в течение какого-то времени. Затем откройте глаза и вернитесь к группе.
После выполнения упражнения ведущий предлагает желающим рассказать о своем состоянии и о чувствах, которые они испытали.
Этап 5. Продолжение сказки.
С тех пор Человек на своем пути стал замечать отражение Любви повсюду: в солнце и звездах, ветре и дожде. И люди, которых он встречал, тоже излучали это прекрасное чувство. Правда, некоторые из них скрывали его за масками Злости и Гнева, Страха и Печали. И тогда, разговаривая с ними, Человек говорил с Любовью, живущей в их сердцах, и «рушились крепости», и «срывались маски», а прекрасное чувство все ярче проявлялось в их глазах.
Однажды Человек оказался в таком месте, которое излучало гармонию и красоту.
— Как здесь хорошо, — сказал он и построил дом, вокруг которого посадил цветущий сад.
Однажды вечером к нему постучались. На пороге стояла убеленная сединами старушка.
— Здравствуй, добрый человек, — сказала она. — Разреши погостить у тебя?
— Милости прошу, бабушка, — пригласил странницу в дом Человек. — Согревайтесь.
Он напоил гостью горячим чаем, накормил вкусными пирогами и спросил:
— Кто вы, бабушка, далеко ли идете?
— Я — Мудрость, — ответила старушка. — Странствую по свету и останавливаюсь в добрых домах. А когда ухожу, оставляю хозяевам подарок — вот такое зеркало. Люди смотрят в него и видят чувства окружающего их мира.
— Но зачем смотреть в зеркало, когда проще посмотреть по сторонам? — удивился Человек.
— Добрый человек, все чувства окружающего мира находятся внутри нас, — улыбнулась старушка. — Если внутри тебя живут Любовь и Радость, весь мир улыбнется тебе в ответ и согреет любовью. А если Гнев или Грусть поселятся в твоем сердце, ты почувствуешь их и в окружающем мире. Посмотри в зеркало и скажи, что ты в нем видишь?
— Я вижу себя, — ответил Человек. — А где же весь мир?
— Он смотрит в твои в глаза, — улыбнулась старушка. — И этот мир — ты. Относись к нему бережно, с любовью, и он ответит тебе тем же. Уж я-то знаю.
Странница подошла к двери:
— Спасибо, хозяин, за теплый прием, но мне пора и к другим добрым людям.
Она помахала ему рукой и пошла дальше. А Человек стал жить в Счастье, Любви и Согласии с собой и окружающим миром.
Этап 6. «Контур человека» (часть 2-я)
Я предлагаю вам снова выполнить упражнение «Контур человека». Но сейчас сделайте его по-новому. Нарисуйте на листе бумаги еще один силуэт человека так, чтобы он вам понравился, и «заселите» его новыми чувствами и состояниями — теми, которые вам хотелось бы испытывать в своей жизни и предъявлять миру (10 минут).
После выполнения упражнения участники при желании показывают свои рисунки и называют выбранные чувства.
Этап 7. Анализ сказки.
Ведущий предлагает участникам занятия ответить на следующие вопросы:
1. О чем эта сказка?
2. Какие чувства помогали человеку идти по своему пути, а какие мешали?
3. Почему Страх указал Человеку дорогу, ведущую в тупик?
4. Кого Человек встретил в лесу?
5. Почему, когда Человек вернулся на свой путь, его Печаль стала Радостью?
6. Какое качество нужно было проявить Человеку, чтобы справиться с Агрессией?
7. Какие качества характера необходимы людям в жизни?
8. Что стал замечать Человек в пути, когда узнал Любовь?
9. В чем проявляется «мудрое отношение» к жизни?
10. Верно ли, что все чувства окружающего мира находятся внутри нас? Почему?
11. Есть ли связь между внутренним состоянием человека и его ощущением жизни?
12. Что дают человеку такие чувства, как любовь и радость?
13. Можно ли сказать, что жизненный путь человека находится внутри него?
Этап 8. Обсуждение игры.
Участники занятия обсуждают игру, делятся своими впечатлениями: что особенно понравилось и запомнилось, чего им не хватило. Говорят, какой вывод для себя они сделали.
Упражнение завершение: «КОЛЛЕКТИВНЫЙ РИСУНОК».
Время: 10 минут.
Все рисуют на одном листе рисунок не договариваясь о теме. Должен получиться рисунок с общим сюжетом.
Ведущий благодарит группу за совместно пройденный путь. Все прощаются со сказочной страной.
Занятие 4.
Упражнение 10: «ТОЛЬКО ВМЕСТЕ».
Время: 5 – 10 минут.
В ходе этой игры участники получают возможность почувствовать то же, что и их партнер. Для этого им необходимо настроиться друг на друга.
«Разбейтесь на пары и встаньте спиной к спине. Сможете ли вы медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь — сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужно опираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться. А теперь попробуйте с другими партнерами.
С кем тебе было легче всего вставать и садиться? Что было самым трудным в этом упражнении?»
Упражнение 11: «ОЗЕРО ДУШИ».
Время: 30 минут.
Ведущий. Среди бескрайних просторов лесов и пустынь, гор и равнин есть тайные озера, подобно голубым самоцветам на зеленом платье земли. Эти озера наполнены волшебством детства и мудростью прошлых поколений. Одни озера такие тихие и прозрачные, а их воды так приветливы и теплы, что хочется сразу окунуться в них. Но есть и другие озера — мрачные и холодные, их глубокая темная вода пугает и отталкивает неосторожного путника. Несмотря на кажущуюся простоту и доступность ты никогда не знаешь, что ожидает тебя в глубинах этих озер, где их ключи, кто населяет их, что происходит на самом дне и есть ли подводные течения, омуты и камни (Звучит релаксационная музыка.).
Каждое озеро — это тайна, постоянно меняющая свои очертания. Кто-то увидит только гладь озера, кто-то готов добраться до его глубин. А стоит ли вообще пытаться узнать тайны озер? А может, обойти их стороной или научиться плавать в загадочных водах, узнавая ответы на самые сокровенные вопросы? У тебя всегда есть выбор.
Озера — это как души, как отдельные миры, со своими историями, со своей судьбой...
Сегодня у вас есть шанс окунуться в тайны озера души, посмотреть, услышать, почувствовать, узнать и удивиться. Пусть это невольное вторжение станет путеводной звездой в мир открытий.
У каждого есть где-то свое Озеро Души. Давайте закроем глаза и совершим путешествие через поля, леса, горы, луга… к своему Озеру. ….. И вот вы прибываете в страну этого Волшебного Озера.
Ранее утро. Туман. Хрустальная прохлада. Слышится шелест травы и пение птиц. Над озером стелется туман. Вы приближаетесь к нему и видите — озеро расцвело. Откройте глаза.
Посмотрите внимательно на свое Озеро Души, осмотрите его со всех сторон, запоминая каждый штрих и деталь. Возможно, вам захочется изучить его изнутри, посмотреть кто его населяет и что там вообще есть. Возможно, Озеро откроет вам свои тайны. Послушайте свое Озеро. Послушайте свои ощущения. Может быть даже Озеро подарит вам какую-то часть себя и этот кусочек вы заберете с собой как личный оберег.
У каждого озера есть свои границы. Выберите цвет, который подходит для берегов вашего озера. Подумайте, почему вы выбрали именно этот цвет, что он для вас значит? Что вы сейчас чувствуете? (Ответы участников.)
Перед вами лежат листы с нарисованным кругом (заранее готовим). Обозначьте границы вашего Озера ранее выбранным цветом. Перенесите все свои чувства, связанные с Озером, в этот круг. Какие цвета вы подберете?
Обозначив свои границы, мы понимаем, где заканчивается наша территория, наш внутренний мир и начинается мир других.
Давайте поделимся мыслями, чувствами по поводу выполненной работы. Озеро души подарило каждому свой опыт, кто-то отдал свое тепло, кто-то в своей душе открыл новое. Делитесь — и вам вернется.
При желании участники рассказывают о своем Озере и его обитателях.
Вы находитесь в центре, где соединяются человеческая сила, разум, эмоции. Вы не одни, вы не одиноки. Вы крепко стоите на ногах. Вы знаете, что делать. Вы верите, что все будет хорошо. Впереди открытия и радости, удачи и поражения. Впереди огромная жизнь, и это здорово.
Упражнение 12: «БЕЗ МАСКИ».
Время: 20 – 30 минут.
В основе этого упражнения лежит известная методика «Неоконченные предложения». Консультант должен заготовить листки с незаконченными предложениями. Для этого можно сделать ксерокопию приведенного ниже бланка, разрезать его на полоски, свернуть их и сложить в корзину или коробку, которая ставится в центр круга. Каждый член группы по очереди ловит «рыбу», доставая из корзины бумажку с неоконченным предложением. После этого он возвращается на свое место и вслух читает предложение, завершая его своими собственными словами. После ответа каждого участника следует обсуждение, длительность которого определяет консультант, даюший сигнал о переходе очереди к следующим «рыболовам».
Неоконченные предложения (сделайте ксерокопию, разрежьте по линиям и сверните).
Мой самый большой страх — это...
Когда другие унижают меня, я...
Я не доверяю людям, которые...
Я сержусь, когда кто-то...
Я в самом деле очень не люблю в себе...
Я печалюсь, когда...
Я хотел бы, чтобы мои родители знали...
Я хотел бы, чтобы тот, на ком я женюсь (за кого выйду замуж), была (был)...
Когда мне нравится кто-то, кому я не нравлюсь...
Выбирая между «пассивный» и «агрессивный», я назвал бы себя...
Самое трудное в том, чтобы быть мужчиной (женщиной), — это...
Я ношу такую одежду, потому что...
Главная причина, по которой мне нравится быть в этой группе, — это...
Когда другие люди ведут себя по отношению ко мне как мои родители, я...
Мое самое неприятное детское переживание...
В моей семье все могло бы быть лучше, если бы...
Мое самое страшное воспоминание...
В собственном характере мне больше всего нравится...
В этой группе я чувствую себя наиболее безопасно с ..., потому что он (она)...
Когда кто-то, кто мне нравится, не соглашается со мной, я...
Когда мне не нравится кто-то, кому нравлюсь я, я...
Мне нравится...
Самое счастливое время...
В школе...
Мне не удалось...
Мне нужно...
Я — лучший, когда...
Я ненавижу...
Единственное беспокойство...
Я тайно...
Танцуя...
Я не могу понять, почему...
Я, кажется, понимаю, чего я хочу, когда...
Самое лучшее, что могло бы произойти в моей семье, это...
Самое лучшее, что могло бы произойти со мной, это...
Труднее всего мне...
Когда я настаиваю на своем, люди...
Больше всего от других людей мне необходимы...
Если бы я мог изменить в себе что-то одно, я бы...
В людях мне больше всего нравится _____________________, потому что…
Упражнение 13: «СЛЕПОЙ И ПОВАДЫРЬ»
Время: 20 минут.
Это классическая игра для всех возрастных групп. Она позволяет участнику почувствовать, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя. У участников, играющих в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. Так как это парное упражнение, оно должно проводиться в группе, где агрессивность не слишком высока, иначе участники начинают толкать, обижать «слепых», и упражнение теряет свой смысл.
«Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет поводырем. Когда ты поводырь, ты должен провести «слепого» по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча без слов».
После выполнения упражнения участники меняются ролями.
Обсуждение
«Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»?
Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?
Знал ли ты все время, где ты?
Как ты себя ощущал в роли поводыря?
Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера?
Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели?»
Упражнение завершения: « ПАЛЬЦЫ».
Время: 5 минут.
Участники расселись по кругу. Каждый сжимает пальцы в кулак и, по команде ведущего, “выбрасывает” пальцы. Группа стремиться к тому, чтобы все участники независимо друг от друга выбросили одно и то же число. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и другими “незаконными” способами пытаться согласовать свои действия. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели.
Обсуждение занятия в целом (рефлексия).
Занятие 5.
Упражнение 14: «СБОР РУКОПОЖАТИЙ».
Время: 5 минут.
Собрать как можно больше рукопожатий у всех присутствующих.
Упражнение 15: «МЕТАФОРА МОЕЙ ЖИЗНИ»
Время: 1 час 50 минут.
Этап 1.
«Жизнь - это…»
Мы редко задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеет метафора. А ведь красивые метафоры – это не только атрибут художественного произведения, но и постоянный спутник многих наших высказываний. Сколько выражений мы произносим даже не задумываясь, что это метафора! «Поговорить с глазу на глаз», «начать с чистого листа», «столкнуться с преградой», «витать в облаках», «вилами по воде писано», «искать общий язык» и т.д. Подобные метафоры служат не только украшением, они волшебным образом «расцвечивают» нашу речь, помогая отразить индивидуальные особенности нашего видения мира, себя, других людей.
Давайте сегодня попробуем поискать яркие неординарные метафоры, связанные с нашим мироощущением и пониманием собственной жизни. Может быть, в результате мы сможем узнать о себе что-то новое.
Раздаются листы А4 и ручки
1-е задание
Поставьте на листе цифру 1 и напишите: «Жизнь – это…» закончите это предложение какой-либо метафорой, связанной … с питанием.
Не удивляйтесь! Просто поищите яркий и точный образ, наиболее полно отражающий ваше восприятие жизни через метафору из области питания.
На выполнение этого задания (и на последующие аналогичные) – 3 – 4 минуты.
После написания предлагаем озвучить свои определения.
Примеры метафор, придуманные участниками.
Жизнь - это винегрет эмоций, мыслей и поступков.
Жизнь – это орех с очень прочной скорлупой и неизвестной сердцевиной.
Жизнь – это вино: пока пьешь – приятно, а потом, когда болит голова, жалеешь.
Жизнь – это волшебное блюдо, которым – сколько ни ешь – насытится невозможно.
Жизнь – это большая сладкая калорийная булочка, от которой растет живот и портится здоровье.
2-е задание
На листе бумаги ставим цифру 2 и снова написать: «Жизнь - это…». Но теперь нужно закончить это предложение метафорой какой-либо геометрической фигуры.
Определения снова озвучиваются всеми желающими.
Примеры метафор, придуманные участниками.
Жизнь – это бесформенный кусок глины, из которой каждый лепит свою, ни на что не похожую фигуру.
Жизнь – это ломанная, проведенная нами на полотне реальности.
Жизнь – это многоугольник, углами которого человек затачивает самого себя.
Жизнь – это кристалл, в каждой грани которого человек видит свои разные отражения.
Жизнь – это пирамида: взбираясь к вершине, человек радуется, не думая, что потом сразу придется спускаться.
3-е задание
На листе бумаги ставим цифру 3 и снова написать: «Жизнь - это…». Но теперь нужно завершить это предложение метафорой из области человеческих отношений.
Определения снова озвучиваются всеми желающими.
Примеры метафор, придуманные участниками.
Жизнь – это длинный извилистый путь, на котором происходит множество встреч и даже бывают попутчики, но финиша человек всегда достигает в одиночестве.
Жизнь – это налаживание связи с другими; чем их больше, тем прочнее человек держится.
Жизнь – это множество ниток между человеком и другими; нитки бывают тонкими толстыми и иногда рвутся, но если ниток нет, то нет и жизни.
Жизнь – это черточка между датами, которая служит мостиком огромному количеству людей.
Жизнь – это прокладывание маршрута в человеческом море.
4-е задание
Это задание будет отличаться от предыдущих.
Прочтите еще раз те три определения жизни, которые вы придумали и подчеркните ключевые слова или словосочетания в каждом из них.
Например, во фразе «Жизнь – это ломаная, проведенная нами на полотне реальности», очевидно, что ключевое слово «ломаная».
Таким образом, у вас получится три слова или словосочетания.
А теперь придумайте метафорическое определение жизни, в котором использовались бы все три слова или словосочетания.
После выполнения задания – озвучивание своих метафор.
Пример: у одного из членов тренинговой группы получились такие ключевые слова: «орех», «ломаная», «путь». Итоговым метафорическим определением жизни у него стало следующее: «Жизни – это огромный шар, похожий на грецкий орех, который приходится катить по ломаному пути, а узнать, что у него внутри, удается только в самом конце – и то не всегда».
5-е задание
В последнем, созданном вами определении, подчеркните, пожалуйста, ключевое слово или словосочетание…
Поверните лист бумаги другой стороной.
В верхней части листа в середине строки напишите это слово или словосочетание.
На что это похоже?
Правильно, это заголовок.
Потому что это название сказки или истории, которую я прошу вас придумать и записать.
Время на эту работу – 20 минут.
Этап 2.
«Я понял это так…»
После завершения написания сказки или истории, предлагаем желающим прочесть свои творения.
Просим авторов прочитавших свои сказки встать.
Остальные участники должны сделать выбор и определиться, какая сказка оказалась для вас особенно привлекательной. Выбрать можно только одну сказку. Подойдите, пожалуйста, к автору сказки и встаньте с ним рядом.
Если окажется, что какую-то сказку выбрал только один человек или не выбрал никто, то предлагаем автору и выбравшему его сказку человеку сделать выбор из других сказок.
Дорогие создатели сказок, прошу вас передать листочки с текстами ваших сказок кому-нибудь из стоящих рядом людей. А теперь сами определитесь, какая из сказок (помимо вашей собственной) кажется вам наиболее привлекательной и присоединитесь к той группе.
Теперь, когда вы определились и разбились на группы, послушайте задание: каждой группе необходимо через 30 минут средствами спектакля пантомимы или любого другого жанра искусства отразить важнейшую идею выбранной вами сказки. Важно осознать глубинный смысл авторской метафоры и найти адекватную форму ее выражения.
Через 30 минут каждая группа представляет свой спектакль.
Заметьте уникальность момента – меньше часа назад никакой сказки еще не было и в помине, даже замысла еще не было! И вот теперь, рожденная творческим воображением конкретного человека метафора жизни нашла свое воплощение в сценическом действии, ожила, одухотворенная творчеством многих людей.
Вопросы к авторам:
- что вы чувствуете, видя «ожившей» свою сказку?
- какие мысли пробудило в вас увиденное?
- удалось ли ребятам понять важнейшую идею ваших сказок, «расшифровать» метафору?
- есть ли что-то замеченное ребятами в сказке, чего вы сами не увидели?
Подведение итогов
По завершению двух этапов игры проводится ее обсуждение.
- какой из моментов игры оказался для вас самым трудным? Самым интересным?
- что вас удивило? Огорчило? Обрадовало?
- что нового вы узнали о себе? О других?
- какие метафорические представления о жизни показались вам самыми точными и глубокими?
- удалось ли вам почувствовать другого человека, присоединиться к его метафорическому взгляду на жизнь?
- что этому помогло или помешало?
- какой опыт вы приобрели в результате этой игры?
Занятие 6.
Упражнение 16: « ЖЕСТЫ».
Время: 10 минут.
Все разбиваются на пары. Каждый из пары получает записку с простым заданием, например, “написать письмо”, “переставить стулья в зале” и т.д. Эти задания получивший записку должен передать напарнику жестами и мимикой. Второй должен выполнить понятое им перед всеми. Сравнивают написанное в задании с выполнением.
Упражнение 17: рисуночная метафора «ЛАДОШКА: ВНУТРЕННИЙ МИР» (Скулкова О.И.).
Время: 20 - 30 минут.
«Положите свою ладонь на лист бумаги. Обведите ее. Внутри ладони нарисуйте свой внутренний мир так, как вы его себе представляете.
Ваша семья, работа, друзья, близкие люди, ваши трудности и мечты, вы сами – все это и есть ваш внутренний мир.
Рисуйте, как умеете, главное чтобы это был ваш внутренний мир».
После того как работы будут завершены, проводим интерпретацию рисунков (см. методику Скулковой О.И.).
Упражнение 18: «РАБОТА С ПРИТЧЕЙ»
Время: 20 - 30 минут.
В центр круга ставим коробку с напечатанными притчами. Выбирается притча, зачитывается и обсуждается. Каждый может высказаться как он понял эту притчу. Проводится общее обсуждение. Таким образом можно вытянуть до 3 притч.
Упражнение 19: «СОЧИНЯЕМ ИСТОРИЮ».
Время: 20 - 30 минут.
С помощью ассоциативных карт сочиняем историю с группой. Каждый по очереди берет карту и рассказывает кусочек своей истории. Карты могут пройти по кругу не один раз. В итоге должна получится одна общая история.
Затем проводится обсуждение этой истории со всей группой.
- что вы чувсвовали на разных этапах сочинения рассказа;
- что эта история значит для вас?
- в чем вам помогла эта история?
- и т.д.
Упражнение 20: «МОИ ПРИОБРЕТЕНИЯ».
Это упражнение позволяет ведущему и членам группы получить информацию о текущем состоянии процесса обучения. Переживания участников, связанные с приобретением нового опыта, складываются в единую многоцветную картину.
Инструкция: Повесьте большой лист бумаги со следующими неоконченными предложениями:
— Я научился...
— Я узнал, что...
— Я нашел подтверждение тому, что...
— Я обнаружил, что...
— Я был удивлен тем, что...
— Мне нравится, что...
— Я был разочарован тем, что...
— Самым важным для меня было...
Я предлагаю вам сейчас подумать над тем, что вы приобрели, работая в группе. Пожалуйста, допишите по выбору любое из неоконченных предложений, представленных на плакате. Дайте каждому участнику возможность записать свой вариант продолжения.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Обсуждение в кругу всего цикла занятий. Пожелания группе.
ЛИТЕРАТУРА:
- Федосенко Е.В. Помощь подростку. Полное практическое руководство для психологов, педагогов и родителей;
- Стишенок И.В. Из гусеницы в бабочку: Психологические сказки, притчи, метафоры в индивидуальной и групповой работе;
3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге;
4. К.Ю. Кононович Притчи тренера или Искусство слов попадать прямо в сердце.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Познай себя"
Интегрированный урок-практикум физика и физкультур «Познай себя!» (2 часа)...
Программа "Познаю себя и других".
Мной разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе "Познаю себя и других"....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» (основы психологических знаний)
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания.С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека....
Воспитательная программа "Познай себя"
Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на развитие основ личност...
Внеклассное мероприятие для 8-ых классов игра "Познай себя".
Внеклассное мероприятие игра "Познай самого себя" Цель: обобщить знания по теме пищеварение, обмен веществ и энергии ...
Программа курса "Познай себя" для учащихся 7 классов.
Программу «Познай себя» мы предлагаем как одну из возможностей повышения компетентности учащихся 7 классов в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов тво...
Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя"
Презентация открытого занятия "Развиваем внимание", кружок "Познай себя" ФГОС НОО внеурочная деятельность....