Программа "Познаю себя и других".
методическая разработка на тему

Ревзина Людмила Михайловна

Мной разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе "Познаю себя и других".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_poznayu_sebya_i_drugih.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное учреждение социального обслуживания

«Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Возвращение»

Утверждена

методическим объединением воспитателей

 в 2007 году

Отделение социальной реабилитации

ПРОГРАММА

Воспитатель

высшей квалификационной категории

Ревзина Людмила Михайловна

САРАТОВ 2007

Введение.

Дети, которые поступают в специализированные учреждения социальной реабилитации – «особые дети». Неблагополучные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением подростков ведут к серьезным проблемам семейного воспитания. В результате у детей, лишенных позитивного влияния со стороны родителей, возникают недостатки поведения, их эмоциональная сфера бедна, они тревожны или агрессивны, их мучают ночные кошмары или они просто не верят в то, что жизнь и общение с людьми могут приносить радость.

Большинство подростков, находившихся в старшем отделении социальной реабилитации за период  моей работы,  можно характеризовать как крайне неуравновешенных, повышенно возбудимых, эмоционально несдержанных, нередко  агрессивных и жестоких. Они все имели негативный жизненный опыт. У таких ребят нарушена система мотивации поведения. Их поступки часто совершаются без определенных побуждений и умений или на основе нездоровых интересов. Условия жизни формируют у этих детей такие потребности, удовлетворение которых толкают их к нарушению общественных правил и норм.

Подростки, попавшие в приют, как правило, уже с раннего возраста были лишены эмпатийного общения, характеризующего проникновением в чувствования другого человека, его переживания, они подолгу оставались в одиночестве, часто терпели побои и издевательства. Все это ведет к утрате чувства психологической защиты и доверия к окружающим людям.

Наблюдения за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, имевшими негативный опыт межличностных отношений и семейного воспитания  в социально-неблагополучной  семье показали, насколько отдалены дети от понятия нормы. Для них в понятие нормальных межличностных отношений входит формальное выполнение жестких требований или противостояние им, лицемерие, лож, изворотливость, оскорбления, нецензурная брань, рукоприкладство.

Одним из средств преодоления пробелов в воспитании подростков является формирование нравственных качеств. Актуальная потребность улучшения межличностных отношений в детском коллективе побудила меня к созданию программы формирования нравственных качеств как средства улучшения межличностных взаимоотношений в детском коллективе «Познай себя и других».

Одна из особенностей подросткового возраста – обострение интереса к самому себе, стремление самому себе ответить на вопрос «Какой я?», то есть, развитие самопознания и самооценки. По мнению психологов, именно в этот период наблюдается кризис рефлексии и сопутствующий ему поиск ответов на вопрос о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития. «Кто я такой?», «И для чего я живу?», «Как я живу?», «Что я привношу в окружающей для меня мир?» - вопросы, которые волнуют воспитанников.

На основе этих предпосылок была разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как  средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе  «Познаю себя и других».

Цель программы: Формирование положительных нравственных качеств несовершеннолетних.

В ходе реализации программы решаются задачи:

  1. Воспитывать отзывчивость, сочувствие, терпимость, культуру общения, готовность прийти на помощь.

  1. Формировать у подростков позитивную установку по отношение к окружающим сверстникам, взрослым.

  1. Сплотить детский коллектив, практиковать несовершеннолетних в умении находить компромиссы при решении конфликтных ситуациях.

Программа «Познаю себя и других» носит комплексный характер, затрагивая интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие подростка, включая 3 блока:

  1. 1 блок «Диагностический»
  2. 2 блок «Занятия»,
  3. 3 блок «Анализ проделанной работы. Сопоставление результатов ожиданиям».

Реализация программы «Познаю себя и других» осуществляется в течении 9 месяцев. Положительные результаты участия в занятиях отмечаются уже в конце реализации 1 цикла.

Формы проведения и методы работы:

  1. час чтения,
  2. час обсуждения,
  3. беседа,
  4. обсуждение проблемы,
  5. дискуссия,
  6. радиопередача,
  7. театрализация,

  1. устный журнал,
  2. рисование,
  3. наблюдение,
  4. тестирование,
  5. анкетирование,
  6. развивающие игры,
  7. ролевая игра.

Тематические циклы программы «Познаю себя и других».

Программа «Познаю себя и других» состоит из 3 циклов – с декабря по сентябрь в соответствии с началом формирования групп и до распределения детей.

1 цикл «Умение быть самим собой». 

Этот  цикл включает в себя первичную диагностику. В работе  используются авторские методики первичной диагностики:

  1. самооценка нравственных качеств (первичная-выявление сформированности нравственных качеств),
  2. анкета (первичная),
  3. социометрия (первичная),

В анкету для выявления отношений подростков к проблемам нравственности «Самооценка нравственных качеств» входят такие нравственные качества как: доброта, терпение, сдержанность, щедрость, верность, уважение, скромность, доброжелательность, делекатность, искренность, отзывчивость, справедливость.

Социометрические исследования дают возможность выяснить предпочтения детей во взаимоотношениях в коллективе, определить, подростков, которые пользуются уважением,  сверстников и тех, кого детская  седа отвергает.

Первый цикл направлен на формирование положительной самооценки. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинство. Вырабатываются положительные нравственные навыки, развивается личность подростка, стремление к анализу своих и чужих поступков, доброжелательное отношение друг к другу.

2 цикл «Азбука нравственного образования».

Этот цикл включает  занятия:

  1. «Коллектив начинается с меня».
  2. «Будем беречь друг друга».
  3. «Правило на каждый день».

Этот цикл нацелен на формирование основных норм нравственности, что облегчит несовершеннолетним установление контакта с окружающими, способности к самоанализу. Он дает практические советы о формах поведения, о нравственной основе отношений, цели повседневных контактов  с людьми, различных форм общения. Занятия цикла приведут подростков к необходимости следовать обязательным для всех людей правилам, предупреждающим недоразумения между людьми и делающим общение более приятным, что улучшает межличностные отношения в групповом коллективе.

3 цикл «Быть человеком».

Этот цикл включает  занятия:

  1. «Жить вместе с другими».
  2. «Спешите делать добро».
  3. «Мой первый друг, мой друг бесценный».
  4. «Первое впечатление – опасно!»

Этот цикл нацелен на формирование представлений об индивидуальных особенностях личности, самовоспитании, самосовершенствовании. Он знакомит с видами общения, с проблемами взаимоотношений. На реализацию поставленной  цели направлены часы общения, использование дискуссий.

 

Результаты реализации программы:

  1. Включаем несовершеннолетних в различные элементы деятельности, способствующие сплочению и дружбе между мальчиками и девочками.
  2. Вырабатываем нравственные требования к поведению мальчиков и девочек в их отношении друг к другу.
  3. Воспитываем доброжелательное отношение друг к другу, умение проявлять чуткость, внимание, умение сопереживать друг другу.
  4. Корректируем межличностные отношения.
  5. Предлагаем варианты решения проблемы застенчивости, конфликтности.

У участников занятий по программе «Познаю себя и других»:

Формируются нравственные качества, жизненные перспективы, осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.

Появляются установки на сознательную регуляцию своих  поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.

 Нравственные принципы приобретают личностно значимый смысл, критически переосмысливаются и переоцениваются когда-то бездумно воспринятое, формируется мировоззрение и жизненная философия, основой основ становится  ценностное ориентирование.

Повышается ответственность за самих себя, за свое поведение.

Подростки учатся уважать людей – формируется умение выслушать и понять человека, поставить себя  на его место и понять мотивы его действий.

Все это приводит к сплочению коллектива и развитию сотрудничества воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка в 5 классе на тему " " О себе, семье, друге. Профессии"

Урок английского языка в 5 классе на тему " О себе, семье, друге. Профессии" по учебнику М.З. Биболетовой "  Enjoy English" для 5-6 класса...

"Моя дорога к себе и другим"

Нравственно - психологический практикум дя старшеклассников. Можно пригласить родителей....

Эмоции - ключ к пониманию себя и других людей.

Занятие расширяет знания воспитанников об эмоциях, способствует развитию умения понимать и управлять выражением эмоциональных реакций, умения приходить к компромиссному решению и пониманию других люде...

Презентация к занятию "Эмоции - ключ к пониманию себя и других людей"

Определение понятия "эмоции", высказывания известных людей, рисунки и фото с изображением различных эмоций, проблемная ситуация, план синквейна....

Разработка занятия «Сквернословить – себе и другим вредить»

Разработка занятия «Сквернословить – себе и другим вредить»...

Занятие по ОБЖ "Как защитить себя и других"

"Как защитить себя и других" (основы безопасности при пожаре)...

"Школьная Олимпиада по физической культуре, как средство испытать себя, проявить волевые качества, показать себе и другим ученикам свои способности и возможности."

Уже более 15 лет я провожу в школе Олимпиаду по физической культуре. Порядок проведения такой же, как на районной Олимпиаде. Теоретическую часть разрабатываю сама, учитывая возраст учеников.В практиче...