Программа "Познаю себя и других".
методическая разработка на тему
Мной разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе "Познаю себя и других".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_poznayu_sebya_i_drugih.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение социального обслуживания
«Социально-реабилитационный Центр для несовершеннолетних «Возвращение»
Утверждена
методическим объединением воспитателей
в 2007 году
Отделение социальной реабилитации
ПРОГРАММА
Воспитатель
высшей квалификационной категории
Ревзина Людмила Михайловна
САРАТОВ 2007
Введение.
Дети, которые поступают в специализированные учреждения социальной реабилитации – «особые дети». Неблагополучные семейно-бытовые отношения, отсутствие контроля за поведением подростков ведут к серьезным проблемам семейного воспитания. В результате у детей, лишенных позитивного влияния со стороны родителей, возникают недостатки поведения, их эмоциональная сфера бедна, они тревожны или агрессивны, их мучают ночные кошмары или они просто не верят в то, что жизнь и общение с людьми могут приносить радость.
Большинство подростков, находившихся в старшем отделении социальной реабилитации за период моей работы, можно характеризовать как крайне неуравновешенных, повышенно возбудимых, эмоционально несдержанных, нередко агрессивных и жестоких. Они все имели негативный жизненный опыт. У таких ребят нарушена система мотивации поведения. Их поступки часто совершаются без определенных побуждений и умений или на основе нездоровых интересов. Условия жизни формируют у этих детей такие потребности, удовлетворение которых толкают их к нарушению общественных правил и норм.
Подростки, попавшие в приют, как правило, уже с раннего возраста были лишены эмпатийного общения, характеризующего проникновением в чувствования другого человека, его переживания, они подолгу оставались в одиночестве, часто терпели побои и издевательства. Все это ведет к утрате чувства психологической защиты и доверия к окружающим людям.
Наблюдения за несовершеннолетними, оставшимися без попечения родителей, имевшими негативный опыт межличностных отношений и семейного воспитания в социально-неблагополучной семье показали, насколько отдалены дети от понятия нормы. Для них в понятие нормальных межличностных отношений входит формальное выполнение жестких требований или противостояние им, лицемерие, лож, изворотливость, оскорбления, нецензурная брань, рукоприкладство.
Одним из средств преодоления пробелов в воспитании подростков является формирование нравственных качеств. Актуальная потребность улучшения межличностных отношений в детском коллективе побудила меня к созданию программы формирования нравственных качеств как средства улучшения межличностных взаимоотношений в детском коллективе «Познай себя и других».
Одна из особенностей подросткового возраста – обострение интереса к самому себе, стремление самому себе ответить на вопрос «Какой я?», то есть, развитие самопознания и самооценки. По мнению психологов, именно в этот период наблюдается кризис рефлексии и сопутствующий ему поиск ответов на вопрос о самом себе, жизненном смысле, перспективах собственного развития. «Кто я такой?», «И для чего я живу?», «Как я живу?», «Что я привношу в окружающей для меня мир?» - вопросы, которые волнуют воспитанников.
На основе этих предпосылок была разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе «Познаю себя и других».
Цель программы: Формирование положительных нравственных качеств несовершеннолетних.
В ходе реализации программы решаются задачи:
- Воспитывать отзывчивость, сочувствие, терпимость, культуру общения, готовность прийти на помощь.
- Формировать у подростков позитивную установку по отношение к окружающим сверстникам, взрослым.
- Сплотить детский коллектив, практиковать несовершеннолетних в умении находить компромиссы при решении конфликтных ситуациях.
Программа «Познаю себя и других» носит комплексный характер, затрагивая интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие подростка, включая 3 блока:
- 1 блок «Диагностический»
- 2 блок «Занятия»,
- 3 блок «Анализ проделанной работы. Сопоставление результатов ожиданиям».
Реализация программы «Познаю себя и других» осуществляется в течении 9 месяцев. Положительные результаты участия в занятиях отмечаются уже в конце реализации 1 цикла.
Формы проведения и методы работы:
|
|
Тематические циклы программы «Познаю себя и других».
Программа «Познаю себя и других» состоит из 3 циклов – с декабря по сентябрь в соответствии с началом формирования групп и до распределения детей.
1 цикл «Умение быть самим собой».
Этот цикл включает в себя первичную диагностику. В работе используются авторские методики первичной диагностики:
- самооценка нравственных качеств (первичная-выявление сформированности нравственных качеств),
- анкета (первичная),
- социометрия (первичная),
В анкету для выявления отношений подростков к проблемам нравственности «Самооценка нравственных качеств» входят такие нравственные качества как: доброта, терпение, сдержанность, щедрость, верность, уважение, скромность, доброжелательность, делекатность, искренность, отзывчивость, справедливость.
Социометрические исследования дают возможность выяснить предпочтения детей во взаимоотношениях в коллективе, определить, подростков, которые пользуются уважением, сверстников и тех, кого детская седа отвергает.
Первый цикл направлен на формирование положительной самооценки. Именно уникальность – важнейшее человеческое достоинство. Вырабатываются положительные нравственные навыки, развивается личность подростка, стремление к анализу своих и чужих поступков, доброжелательное отношение друг к другу.
2 цикл «Азбука нравственного образования».
Этот цикл включает занятия:
- «Коллектив начинается с меня».
- «Будем беречь друг друга».
- «Правило на каждый день».
Этот цикл нацелен на формирование основных норм нравственности, что облегчит несовершеннолетним установление контакта с окружающими, способности к самоанализу. Он дает практические советы о формах поведения, о нравственной основе отношений, цели повседневных контактов с людьми, различных форм общения. Занятия цикла приведут подростков к необходимости следовать обязательным для всех людей правилам, предупреждающим недоразумения между людьми и делающим общение более приятным, что улучшает межличностные отношения в групповом коллективе.
3 цикл «Быть человеком».
Этот цикл включает занятия:
- «Жить вместе с другими».
- «Спешите делать добро».
- «Мой первый друг, мой друг бесценный».
- «Первое впечатление – опасно!»
Этот цикл нацелен на формирование представлений об индивидуальных особенностях личности, самовоспитании, самосовершенствовании. Он знакомит с видами общения, с проблемами взаимоотношений. На реализацию поставленной цели направлены часы общения, использование дискуссий.
Результаты реализации программы:
- Включаем несовершеннолетних в различные элементы деятельности, способствующие сплочению и дружбе между мальчиками и девочками.
- Вырабатываем нравственные требования к поведению мальчиков и девочек в их отношении друг к другу.
- Воспитываем доброжелательное отношение друг к другу, умение проявлять чуткость, внимание, умение сопереживать друг другу.
- Корректируем межличностные отношения.
- Предлагаем варианты решения проблемы застенчивости, конфликтности.
У участников занятий по программе «Познаю себя и других»:
Формируются нравственные качества, жизненные перспективы, осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов.
Появляются установки на сознательную регуляцию своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и ориентироваться на них в своем поведении.
Нравственные принципы приобретают личностно значимый смысл, критически переосмысливаются и переоцениваются когда-то бездумно воспринятое, формируется мировоззрение и жизненная философия, основой основ становится ценностное ориентирование.
Повышается ответственность за самих себя, за свое поведение.
Подростки учатся уважать людей – формируется умение выслушать и понять человека, поставить себя на его место и понять мотивы его действий.
Все это приводит к сплочению коллектива и развитию сотрудничества воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка в 5 классе на тему " " О себе, семье, друге. Профессии"
Урок английского языка в 5 классе на тему " О себе, семье, друге. Профессии" по учебнику М.З. Биболетовой " Enjoy English" для 5-6 класса...
"Моя дорога к себе и другим"
Нравственно - психологический практикум дя старшеклассников. Можно пригласить родителей....
Эмоции - ключ к пониманию себя и других людей.
Занятие расширяет знания воспитанников об эмоциях, способствует развитию умения понимать и управлять выражением эмоциональных реакций, умения приходить к компромиссному решению и пониманию других люде...
Презентация к занятию "Эмоции - ключ к пониманию себя и других людей"
Определение понятия "эмоции", высказывания известных людей, рисунки и фото с изображением различных эмоций, проблемная ситуация, план синквейна....
Разработка занятия «Сквернословить – себе и другим вредить»
Разработка занятия «Сквернословить – себе и другим вредить»...
Занятие по ОБЖ "Как защитить себя и других"
"Как защитить себя и других" (основы безопасности при пожаре)...
"Школьная Олимпиада по физической культуре, как средство испытать себя, проявить волевые качества, показать себе и другим ученикам свои способности и возможности."
Уже более 15 лет я провожу в школе Олимпиаду по физической культуре. Порядок проведения такой же, как на районной Олимпиаде. Теоретическую часть разрабатываю сама, учитывая возраст учеников.В практиче...