ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» (основы психологических знаний)
рабочая программа по психологии (5 класс) по теме
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания.
С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА « ПОЗНАЙ СЕБЯ» (основы психологических знаний) | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
г. Вязьмы Смоленской области
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
« ПОЗНАЙ СЕБЯ»
(основы психологических знаний)
Учитель МОУ СОШ №3
г.Вязьмы Смоленской области
Малышева Ирина Николаевна.
2009г
Пояснительная записка.
Программа призвана приобщить обучающихся к вопросам самопознания. С опорой на психологию и этику изучаются возможности, потребности, способности и интересы человека.
Как известно, важнейшим содержанием психического развития подростков становится развитие самосознания, у подростков возникает интерес к своей собственной личности, к выявлению своих возможностей и их оценке.
В развитии познания подростком окружающей действительности наступает период, когда объектом относительно глубокого изучения становится человек, его внутренний мир. Его волнуют вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Кем я буду?» и т.п.Интерес к себе, собственной психической жизни и к качествам своей личности рождает потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях.
Память, способности, воображение, внушаемость и многое другое для подростка остаются тайной «за семью печатями». Отсюда и возможные ошибки в самооценке, поведении, в выборе жизненного пути.
Цель программы: создание условий для самопознания личности.
Задачи программы:
1.Помочь взрослеющему человеку в стремлении познать себя, понять себя-достаточно полно и правильно.
2.Формировать навыки самосовершенствования, самосознания и самоконтроля. 3.Формирование нравственных личностных качеств.
Настоящая программа рассчитана на два года обучения детей 10 – 14 лет.
С детьми первого года обучения занятия проводятся два раза в неделю по два часа (144 ч. в год).
С детьми второго года обучения занятия проводятся три раза в неделю по два часа (216 ч. в год).
При организации деятельности с обучающимися используются следующие формы работы: групповые и индивидуальные занятия , психолого-педагогические тренинги, тестирование, анализ воспитывающих ситуаций, решение психологических и этических задач. Ведется специальная тетрадь с творческими заданиями, мыслями по поводу…, вырезки из газет и журналов, материалы анкет и тестов, программа по самовоспитанию.
Для достижения целей и задач программы используются в работе различные методы обучения, такие как : методы организации учебно- познавательной деятельности (словесные, наглядные, поисковые, самостоятельная работа), методы проблемной ситуации и др.
Подростковый возраст – самый благоприятный для творческого развития. Разрешение проблемных ситуаций, ролевые игры и гимнастика, участие в дискуссии, отстаивание и доказательство своей правоты призваны обеспечить решение проблемы развития творческих способностей школьников.Для успешного осуществления занятий необходимы следующие условия: репродукции, литература, тесты, опросники, магнитофон и записи для проведения занятий по релаксации.
.
К концу первого года обучения обучающиеся должны знать:
1.Что такое темперамент и его виды.
2. Что такое характер и его основные черты, как устроены черты характера. Что такое потребности и мотивы.
3. Что такое память, внимание и внимательность, мышление.
4. Что такое общение.
5. Что такое дружба.
К концу первого года обучения обучающиеся должны уметь:
1. Определять темперамент (свой и собеседника).
2. Дифференцировать черты характера, использовать различные приемы по совершенствованию своего характера, составлять самохарактеристику.
3. Работать с анкетами, опросниками и тестами.
4. Использовать различные приемы по развитию памяти и внимания.
5. Анализировать психологическую ситуацию и находить способы ее разрешения.
6. Приучать себя к хорошему и отучать от плохого.
Задачи программы первого года обучения.
Обучающие задачи:
1.Познакомить обучающихся с новым предметом психологией.
2.Расширить знания о самом себе, обучить методам самопознания и самосовершенствования.
3.Усвоить психологическую терминологию.
4.Учить работе с тестами, умению интерпретировать результаты.
Развивающие задачи:
1.Развивать познавательную активность обучающихся, самостоятельность мышления, умение отстаивать свои взгляды.
Воспитывающие задачи:
1.Формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
2. Развить устойчивые мотивы познания себя и окружающего, прививать детям истинные человеческие ценности.
Учебно – тематический план первого года обучения.
Тема | Общее к-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть | ||
Вводное занятие. | 2 | 2 | - | ||
Знакомство с наукой психологией | 2 | 2 | - | ||
Темперамент | 26 | 18 | 8 | ||
Характер | 36 | 18 | 18 | ||
Память, внимание, мышление | 28 | 14 | 14 | ||
Искусство общения и взаимопонимания | 36 | 18 | 18 | ||
Дружба | 12 | 4 | 8 | ||
Итоговое занятие | 2 | 2 | - | ||
Итого | 144 | 78 | 66 |
Содержание программы первого года обучения.
Вводное занятие. Цели и задачи клуба. Режим занятий. Инструктаж по технике безопасности. Анкета знакомства.
Знакомство с новой наукой – психологией.
Предмет психологии.
Темперамент.
Теоретическая часть: Что такое темперамент. Типы темперамента и их характеристики. Интроверты и экстраверты. Составляющие темперамента: импульсивность, тревожность, ригидность, пассивность и активность, рефлексивность, эмотивность, сензитивность. Оптимистичность и пессимистичность
Практическая часть: тестирование.
Исследование степени выраженности темперамента.
Кто я – оптимист или пессимист?
Характер.
Теоретическая часть: Что такое характер. О чертах характера и для чего нужно знать черты характера. Как влияет на нас ситуация, в которой мы действуем. Как порождается образ.
Самооценка. О привычках и воле. Слабоволие. О потребностях ,мотивах и действиях.
Практическая часть: тестирование:
Решительны ли вы?
Шершавый ли вы человек?
Капитан? Рулевой? Пассажир?
Волевой ли вы человек?
Добрый ли вы человек?
Написание самохарактеристик. Этические ролевые игры.
Память, внимание, мышление.
Теоретическая часть: Что такое пямять. Виды памяти( наследственная и прижизненная, по типу запоминаемого материала, непроизвольная и произвольная, кратковременная и долговременная).
Что такое внимание. Виды внимания – непроизвольное, произвольное и постпроизвольное. Главные особенности внимания – концентрация и самоконтроль.
Внимательность и невнимательность.Мнемоника.
Практическая часть: диагностика.
Диагностика кратковременной памяти.
Диагностика концентрации внимания.
Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
Коррекция.
Коррекция мнемической деятельности. Обучающая методика «Смысловые единицы».
Коррекция внимания. Обучение приемам развития концентрации внимания.
Искусство общения и взаимопонимания.
Теоретическая часть: Что такое общение. Виды, средства и содержание общения. С чего начинается человеческое общение. Установки и стереотипность. Общение анонимное, формально-ролевое, неформальное. Факторы, дезорганизующие общение. Значение общения в самовоспитании. Как устроена обида. Надежные пути к взаимопониманию.
Практическая часть: тестирование.
Общительны ли вы?( раскрыть понятие коммуникабельности).
Потребность в общении.
Ты хочешь быть Солнцем?
Умеете ли вы слушать?
Приятно ли с вами общаться?
Дружба.
Теоретическая часть: Понятие о дружбе. Книга И.С.Кона «Дружба». Работа с плохими привычками. Выработка хороших привычек.
Практическая часть: анализ литературных примеров и афоризмов о дружбе, тестирование.
Какой я друг?
Надежный ли вы человек?
Стиль решения конфликта.
Итоговое занятие.
Тренинги по пройденным темам. Разработка программы по самовоспитанию Подведение итогов работы за год.
Литература, используемая педагогом:
Дереклеева Н.И. и др. Справочник классного руководителя.- М..: ВАКО,2005.
Казанский О.А. Игры в самих себя .-М.: Роспедагенство, 1995.
Маленкова Л. И. Человековедение. -М..: ТОО «Интел Тех», 1993.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М..: «Просвещение»,1987.
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? -М..: Педагогика,1988.
Разумихина Г.П.Будь, пожалуйста, счастлив.-Моск. рабочий,1990.
Сонин В.А. Час занимательной психологии..- Смоленск, 1991.
Тимин А.П. Тесты по психологии.- Смоленск,1994.
Яковлева Е.Л. Развитие внимания и памяти у школьников.-М.: Межд.пед. академия, 1995.
Литература, рекомендуемая детям:
Казанский О.А. Игры в самих себя .-М.: Роспедагенство, 1995.
Кон И. С. Дружба.-М.: Педагогика,1998.
Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера.-М..: «Просвещение»,1987.
Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? -М..: Педагогика,1988.
Разумихина Г.П .Будь, пожалуйста, счастлив.-Моск. рабочий,1990.
Содержание программы второго года обучения.
Вводное занятие. Беседа «Сто вопросов самому себе.»
Инструктаж по технике безопасности.
Темперамент.
Теоретическая часть: Темперамент, его типы и характеристики. Как влияет на жизнь и развитие человека его темперамент. Управление темпераментом в общении с другими людьми. Функциональные состояния человека. Эмоции и эмоциональное состояние. Характеристика эмоций (интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх, стыд, чувство вины, стресс, дистресс).
Практическая часть: тестирование «Сотри случайные черты»
Тест-опросник Айзенка.
Шкала оценки реактивной и личностной тревожности.
Бланковая методика САН.
Самооценка эмоциональных состояний.
Шкала оценки значимости эмоций.
Характер.
Теоретическая часть: Характер человека, как он формируется. Что такое «индивид», «личность», «индивидуальность». Духовный мир личности. О привычках и воле. «Человек привычки». «Человек воли». «Человек нравственный».Слабоволие как реакция на эмоциональные барьеры. Слабоволие, проявляющееся в упрямстве. Слабоволие как реакция на кризис в жизни.
Практическая часть: тестирование:
Какой у вас характер.
Характер по почерку (письмо – геометрия души).
Нравитесь ли вы людям.
Шкала по оценке степени самоуважения.
Письмо самому себе.
Этические ролевые игры.
О потребностях, мотивах и действиях.
Теоретическая часть: Я и мои потребности. Анатомия желания. От чего зависит удовлетворение потребности? Две стороны потребности. Идея потребности. Мотивационное выражение потребностей. Направляющая сила мотива. Потребность, желание, действие. Техника удовлетворения потребностей. Наши потребности удовлетворяются в поведении других, а не только в собственном поведении.
Практическая часть:
Шкала оценки мотивации одобрения.
Сочинение- рассуждение «Мотив двигатель поступка».
Ролевая игра « Желание - действие».
Память, внимание, мышление.
Теоретическая часть: Память и ее виды. Память человека, секреты ее развития. Я развиваю память. Учусь управлять своим воображением. Черты патогенного мышления. Основные черты саногенного мышления. Внимание его виды. Внимательность и невнимательность. Мнемоника. Связь эмоций и чувств человека с познавательными процессами.
Практическая часть: диагностика.
Практикум «Как развить свое внимание и внимательность».
Практикум «как стать человеком внимательным».
Диагностика способности к смысловой обработке запоминаемого материала.
Обучающая методика «Смысловые единицы».
Обучение приемам развития концентрации внимания.
Искусство общения и взаимопонимания.
Теоретическая часть: Общение в жизни человека. Два основных компонента общения – рассказ и взаимодействие. Управление темпераментом в общении с другими людьми. Факторы, дезорганизующие общение. Слушать и слышать. Роль общения в самовоспитании. Виды потребностей в общении. Техника общения.
Практическая часть: тестирование.
Самоанализ «Умею ли я слушать».
Отработка техники общения.
Упражнения: «Комплимент», «Взаимодействие».
Практикум «Умение сказать «нет» ».
Дискуссия «Чего не следует делать, общаясь с другими».
Дружба.
Теоретическая часть: Понятие о дружбе. Критерии дружбы и качества настоящего друга. Как стать интересным. Чтение и обсуждение : В. Короленко «Дети подземелья»; С. Михалков «Благодарный заяц».Внимание: конфликт! Анатомия конфликта. Стили разрешения конфликта.
Практическая часть:
Подбор и анализ пословиц и поговорок о дружбе.
Музыкальная пауза: Г. Гладков, сл. Ю. Энтин. «Песенка друзей» из м/ф «Бременские музыканты»; В.Высоцкий. «Песня о друге». Комментарии.
Просмотр м/ф «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». Обсуждение.
Упражнение – тест «Я - учусь дружить».
Ситуация – проба : «Подбодрить друга», «Друг моего друга».
Игра «Каждый – часть целого».
Игра «Как быть толерантным».
Практическое занятие по примирению «Особенное мнение».
Итоговое занятие.
Тренинги по пройденным темам. Разработка программы по самовоспитанию Подведение итогов работы за год.
Задачи программы второго года обучения.
Обучающие задачи:
1.Продолжить знакомство обучающихся психологией.
2.Расширить знания о самом себе, обучить методам самопознания и самосовершенствования.
3.Усвоить психологическую терминологию.
4.Учить работе с тестами, умению интерпретировать результаты.
Развивающие задачи:
1.Развивать познавательную активность обучающихся, самостоятельность мышления, умение отстаивать свои взгляды.
Воспитывающие задачи:
1.Формирование у детей нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
2. Развить устойчивые мотивы познания себя и окружающего, прививать детям истинные человеческие ценности.
Учебно – тематический план второго года обучения.
Тема | Общее к-во часов | Теоретическая часть | Практическая часть | ||||
Вводное занятие. | 2 | 2 | - | ||||
Темперамент | 26 | 16 | 10 | ||||
Характер | 42 | 22 | 20 | ||||
О потребностях, мотивах и действиях | 34 | 22 | 12 | ||||
Память, внимание, мышление | 40 | 26 | 14 | ||||
Искусство общения и взаимопонимания | 34 | 18 | 16 | ||||
Дружба | 36 | 18 | 18 | ||||
Итоговое занятие | 2 | 2 | _ | ||||
Итого | 216 | 126 | 90 |
К концу второго года обучения обучающиеся должны знать:
1.Типы темперамента и его характеристики.
2. Что такое эмоции и эмоциональное состояние.
3. Что такое «индивид», «личность», «индивидуальность».
4. Что такое потребности, мотивы и действия.
5. Память, внимание, мышление человека.
6. Что такое общение и дружба.
К концу второго года обучения обучающиеся должны уметь:
1. Владеть навыками управления своими эмоциями.
2. Использовать различные приемы по совершенствованию своего характера, составлять самохарактеристику.
3. Работать с анкетами, опросниками и тестами.
4. Использовать различные приемы по развитию памяти и внимания.
5. Анализировать психологическую ситуацию и находить способы ее разрешения.
6. Приучать себя к хорошему и отучать от плохого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Познаю себя и других".
Мной разработана программа по формированию нравственных качеств у несовершеннолетних как средства улучшения межличностных отношений в групповом коллективе "Познаю себя и других"....
Воспитательная программа "Познай себя"
Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на развитие основ личност...
Дополнительная образовательная программа «Познай себя» (для детей 15-17 лет)
Данная учебно-познавательная программа направлена на создание условий для сохранения и укрепления здоровья, формирование ценностного отношения к нему, развитие умений поддерж...
Методическая разработка. Образовательная программа "Познай себя" для воспитанников 12-17 лет.
Образовательная программа...
Учебно-методическое пособие. Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет.
Научно-методическое обеспечение образовательной программы "Познай себя"для обучающихся 12-17 лет....
Программа элективного курса "Основы психологических знаний" по предмету Психология 9-11 класс.
Курс «Основы психологических знаний» представляет собой теоретическую и практическую формы обучения, состоящий из нескольких блоков. Первый в программе - Личностный блок и последний - Инте...
«Познай себя» (основы психологических знаний) 5,6,7 классы
Цель программы. Психолого-педагогическое сопровождение внеурочной деятельности учащихся с введением ФГОС ООО для создания здоровье сберегающей среды, социально – психологических условий развития...