Воспитательная программа "Познай себя"
календарно-тематическое планирование (6 класс) по теме
Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я – сам», «Я – другие», воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях.
Программа рассчитана на 40 часов (по 1 часу в неделю в течение 1года) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Предназначена для воспитателей детских домов, медицинских работников, психолога и социального педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lr.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко»
Познай себя
воспитательная программа по развитию основ личностной самооценки
Бельц Ольга Николаевна
воспитатель
Программа «Познай себя» разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знаний. Направлена на развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я – сам», «Я – другие», воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях.
Программа рассчитана на 40 часов (по 1 часу в неделю в течение 1года) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.
Предназначена для воспитателей детских домов, медицинских работников, психолога и социального педагога.
Пояснительная записка
«Каждый наш поступок, который видят или слышат дети, каждое наше слово – интонация, с которой оно произносится, являются капельками, падающими в тот поток, который мы называем жизнь ребенка, формированием его личности».
В. П. Кащенко
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, занять достойное место в жизни, осознавая себя личностью, индивидуальностью. Этот процесс должен иметь такое содержание, благодаря которому человек адаптируется в современном ему мире, реализует свои возможности и в будущем внесет вклад в развитие этого мира. Подростки, попавшие в детский дом, как правило, уже с раннего возраста были лишены эмпатийного общения, характеризующего проникновением в чувствования другого человека, его переживания. Все это ведет к утрате чувства психологической защиты и доверия к окружающим людям. Практически у каждого ребенка, воспитывающегося вне семьи, есть проблемы, связанные со сферой личностных образований, эмоционально-волевой сферой: проявления агрессивности, у многих - неуверенность в себе, неадекватная самооценка, неумение адекватно общаться, пассивность или импульсивность и многое другое.
Воспитанники, оставшиеся без попечения родителей, имевшие негативный опыт межличностных отношений и семейного воспитания в социально-неблагополучной семье отдалены от понятия нормы. Для них в понятие нормальных межличностных отношений входит формальное выполнение жестких требований или противостояние им, лицемерие, ложь, изворотливость, оскорбления, нецензурная брань, рукоприкладство.
Одним из средств преодоления пробелов в воспитании подростков является развитие основ личностной самооценки. Сегодня уже мало просто воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Личностное развитие детей в условиях детского дома - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса. Для адекватного вхождения воспитанника в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей.
В соответствии с этим целью программы «Тропинка к своему Я» является развитие основ личностной самооценки, становление личностной позиции «Я – сам», «Я – другие»; воспитание человека, способного строить собственную жизнь, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
- воспитывать ценностные ориентации, отвечающим интересам человека и общества;
- формировать навыки общения у воспитанниц в коллективной деятельности;
- повышать культурный уровень;
- развивать способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.
Принципы реализации программы
- дифференцированности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;
- адаптированности – воспитанницы должны комфортно себя чувствовать в школе, найти свое место в коллективе;
- развития - ощущения продвижения вперед, достижения поставленной цели;
- успешности - создание атмосферы раскованности, атмосферы успешности.
Алгоритм реализации программы
Первый этап (диагностический) - выявление и анализ особенностей познавательной, личностной и коммуникативной сферы воспитанниц; особенности взаимодействия в коллективе.
Второй этап (деятельностный) - осуществление запланированных мероприятий.
Третий этап (итоговый) – анализ и подведение итогов работы, мониторинг уровня развития познавательной, личностной и коммуникативной сферы воспитанниц.
Методы работы
В работе с детьми по формированию основ личностной самооценки применяются разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т. д.), но наиболее эффективными считаются следующие:
- Метод переубеждения (предоставление воспитанницам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своей деятельности);
- Метод переключения (использование на одном занятии различных форм).
Формы работы
- Беседы; практические занятия; тренинги; групповая работа; тесты и анкетирование; ролевые игры; тренинг поведения; личностный тренинг; просмотр и обсуждение видеороликов; самодиагностика.
Ожидаемые результаты, их социальная эффективность:
- Воспитание у подростков ответственности за свои поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей.
- Самосовершенствование, саморазвитие воспитанниц.
- Умение подростков совершенствовать свои нравственные, волевые, деловые, коммуникативные качества личности.
Программа построена на сотрудничестве воспитателей, психолога и социального педагога.
Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность.
Срок реализации программы: 1 год.
1. Выявление и анализ особенностей познавательной, личностной и коммуникативной сферы воспитанниц
Диагностический этап
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Практика | Кол-во часов |
1.1 | Личностный дифференциал | Анкета | 1 | 1 |
1.2 | Диагностика личностного развития школьников | Анкета | 1 | 1 |
Итого | 2 | 2 |
2. Занятия по личностному развитию
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Теория | Практика | Кол-во часов |
2.1 | Что я знаю о себе? | Беседа | 1 | 1 | |
2.2 | Человек и его манеры | Беседа | 1 | 1 | |
2.3 | «Друг — это тот, кто рядом» | Устный журнал | 1 | 1 | |
2.4 | Семья: как много в этом слове… | Беседа с презентацией | 1 | 1 | |
2.5 | «Кто я?» | Игра | 1 | 1 | |
2.6 | Школа самоуважения | Ролевая игра | 1 | 1 | |
2.7 | Лучшее слово о дружбе | Презентация | 1 | 1 | |
2.8 | Домашнее тепло семейного очага | Круглый стол | 1 | 1 | |
2.9 | Кто как поведет? | Игра | 1 | 1 | |
2.10 | Я горжусь собой | Час общения | 1 | 1 | |
2.11 | «Кому я нужен» | Чтение сказки | 1 | 1 1 | |
2.12 | Счастье в семье – это когда… | Конкурс сочинений | 1 | 1 | |
2.13 | Я – реальный, идеальный, глазами других | Игровое занятие | 1 | 1 | |
2.14 | Твое мнение | Беседа | 1 | 1 | |
2.15 | Сказка о дружбе и ее потере | Чтение сказки | 1 | 1 | |
2.16 | Личность начинается с семьи. Первые воспитатели | Беседа - диалог | 1 | 1 | |
2.17 | От каких недостатков ты хотел бы избавиться? | Диалог | 1 | 1 | |
2.18 | Я не такой как все и все мы разные | Беседа | 1 | 1 | |
2.19 | Как успокоить другого? | Советы | 1 | 1 | |
2.20 | Семья и общество | Презентация | 1 | 1 | |
2.21 | Как найти подход к людям | Игра «Леопольд» | 1 | 1 | |
2.22 | Хорошие речи приятно слушать | Беседа | 1 | 1 | |
2.23 | Что такое сочувствие | Круглый стол | 1 | 1 | |
2.24 | Родные люди. Родственные отношения | Презентация | 1 | 1 | |
2.25 | Смех, шутка, розыгрыш (1 апреля – день смеха) | Конкурс анекдотов «Десяточка» | 1 | 1 | |
2.26 | Как стать честным? Справедливое отношение к себе и другим | Круглый стол | 1 | 1 | |
2.27 | Зачем все время учиться? | Беседа | 1 | 1 | |
2.28 | «Моя будущая семья» | Мини-сочинение | 1 | 1 | |
2.29 | Общение и умение слушать | Беседа с эл. практикума | 1 | 1 | |
2.30 | «Электрическая изгородь» | Игра | 1 | 1 | |
2.31 | Значимость взаимовыручки | Чтение притчи «Понятия не имею» | 1 | 1 | |
2.32 | Правило бесконфликтного общения | Беседа с презентацией | 1 | 1 | |
2.33 | «Про счастливую семью» | Притча | 1 | 1 | |
2.34 | «Мы составляем наш автопортрет» | Составление презентации | 1 | 1 | |
2.35 | «На доверии» «Передавай шапку» | Подвижные игры | 1 | 1 | |
2.36 | Я в будущем | Конкурс рисунков | 1 | 1 | |
Итого | 23 | 13 | 36 |
Результатом реализации программы будет являться:
- Повышение (познавательного) интереса к учебе и другим видам деятельности;
- Приобретение навыков творческого подхода, т.е. воспитанницы научаться искать новые варианты в решении тех или иных проблем, желая найти лучший способ, тем самым, развивая себя;
- Создание фотоальбома «Дела нашей группы»;
- Выпуски стенгазет к знаменательным датам, конкурсы рисунков.
- Оформление памятки «Наша группа. Законы жизни».
3. Сравнительная диагностика уровня развития познавательной, личностной и коммуникативной сферы воспитанниц
Итоговый этап
№ п/п | Темы занятия | Форма проведения | Практика | Кол-во часов |
3.1 | Личностный дифференциал | Анкета | 1 | 1 |
3.2 | Диагностика личностного развития школьников | Анкета | 1 | 1 |
Итого | 2 | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная концепция "Дорога к самому себе"
Непросто вырастить и воспитать ребенка, но еще сложнее помочь ему стать самим собой. Основной целью концепции является воспитание индивидуальности, т.е.помощь ребенку в поиске нравственных ф...
Творческий воспитательный проект "Люби жизнь, людей, самого себя".
Творческий проект "Люби жизнь, людей, самого себя!" ...
Воспитательная система "Сотвори себя"
Воспитательная система рассчитана на 3 года (9 - 11 кл.) При скачивании весь материал оформлен в таблицах, схемах. Яркие иллюстрации....
воспитательный час "счастлив тот, кто счастлив у себя дома"
Воспитательный час "Счастлив тот, кто счастлив у себя дома" разработан с учетом физиологических и психологических особенностей развития воспитанниц и возрастных особенностей восприятия знан...
Воспитательная система "Дорога к себе"
Воспитательная система 7 класса "Дорога к себе" содержит цели и задачи воспитательной деятельности, формы работы с учащимися и родителями, организацию самоуправления в классе, диагностический инструме...
Проект воспитательного мероприятия "Моя дорога к Себе и к Другим"
Проект воспитательного мероприятия.Тема: «Моя дорога к Себе и к Другим». (I полугодие)Форма проведения: ...
Воспитательное мероприятие "Дарим подарки: что, кому и как" в объединении "Сам себе дизайнер" II год обучения возраст детей 12-14 лет. 2013 год.
По-настоящему уютным, красивым и нарядным л...