ОГСЭ 05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования группа ТВК 182
рабочая программа по психологии
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01- 07, ОК 09-11, ПК 1.1.-1.3., ПК 2.1.-2.3. ПК 3.1.-3.5. | применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности | психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | роли и ролевые ожидания в общении | |
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | ||
механизмы взаимопонимания в общении | ||
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | ||
этические принципы общения |
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приложение__
к ОПОП ППССЗ по специальности
15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт
систем вентиляции и кондиционирования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ 05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
2018
СОДЕРЖАНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2.СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ | |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ 05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ
1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ОК 01- 07, ОК 09-11, ПК 1.1.-1.3., ПК 2.1.-2.3. ПК 3.1.-3.5. | применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности | психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | роли и ролевые ожидания в общении | |
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | ||
механизмы взаимопонимания в общении | ||
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | ||
этические принципы общения |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы | 90 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 30 |
практические занятия | 58 |
Самостоятельная работа | - |
Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет | 2 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 05. Психология общения
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций |
Раздел 1. Теоретические и практические основы психологии общения | |||
Тема 1.1. Проблема общения в психологии и профессиональной деятельности | Содержание учебного материала | 2 | ОК 01-11 ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.5 |
Понятие и сущность общения. Общение как основа человеческого бытия. Взаимосвязь общения и деятельности. Психологические, этические и социо-культурные особенности процесса общения. Общение и социальные отношения. Роли и ролевые ожидания в общении. Личность и общение. | 2 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 1.2. Психологические особенности процесса общения | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-11 ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.5 |
Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Структура, цели и функции общения. Классификация видов общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Техники и приёмы общения. | 3 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 5 | ||
Практическая работа 1. Правила ведения беседы, убеждения. Диагностика уровня общительности обучающихся. Выработка умения убеждать собеседника. Практическая работа 2. Решение ситуационных задач: «Формулировка вопросов». Практическая работа 3. Ролевые ситуации: «Техники, убеждающего воздействия». Анализ ролевых ситуаций. | 1 2 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 1.3. Интерактивная сторона общения | Содержание учебного материала | 24 | ОК 01-11 ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.5 |
Понятие интеракции в процессе общения. Место взаимодействия в структуре общения. Виды социальных взаимодействий. Трансактный анализ Э. Берна. Трансакция – единица общения. Виды трансакций. Механизмы процесса взаимодействия. Стратегия «контролёра» и стратегия «понимателя». Открытость и закрытость общения. Этапы общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта. Эффект контраста и эффект ассимиляции. Формы управления: приказ, убеждение, внушение, заражение. Манипулирование сознанием. | 8 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 16 | ||
Практическая работа 4 Типы позиций по теории трансактного анализа Э. Бёрна | 2 | ||
Практическая работа 5 Позиции в общении. Выработка умения у обучающихся общаться со «взрослой» позиции. | 2 | ||
Практическая работа 6 Диагностика позиции в общении при помощи психологического теста: «Три Я». | 2 | ||
Практическая работа 7 Решение ситуационных задач по типам взаимодействия: «Кооперация и конкуренция», «Ориентация на понимание и ориентация на контроль». Выполнение ролевых упражнений: «Позиции в общении» | 2 | ||
Практическая работа 8 Выполнение ролевых упражнений: «Позиции в общении» | 2 | ||
Практическая работа 9 Копинг-механизмы. Выработка у обучающихся адаптивных способов регуляции собственного поведения в процессе межличностного общения. | 2 | ||
Практическая работа 10 Разбор ситуаций с неадаптивными способами поведения в различных ситуациях и перевод их в копинг-механизмы. | 2 | ||
Практическая работа 11 Решение ситуационных задач: «Эффективные способы регуляции своего поведения в процессе межличностного общения» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 1.4. Перцептивная сторона общения | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11 ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.5 |
Понятие социальной перцепции. Механизмы перцепции. Социальный стереотип и предубеждение. Факторы превосходства. Привлекательности и отношения к нам. Исследование эффектов восприятия человеком человека: «эффект ореола», «эффект проекции», «эффект первичности и новизны». Механизмы восприятия: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия. Теория каузальной атрибуции. | 3 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 3 | ||
Практическая работа 12 Механизмы перцепции в общении с клиентом | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 1.5. Общение как коммуникация | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11 ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.5 |
Средства, используемые в процессе передачи информации. Языки общения: вербальный, невербальный. Коммуникативная тактика и стратегия. Коммуникативные барьеры. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Понятие коммуникативной и языковой грамотности. Культура и техника речи в сфере сервиса. Психология речевой коммуникации. Управление впечатлением партнёра по общению. Роль комплимента в общении. Техники ведения беседы. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Невербальное общение. Основные группы невербальных средств общения: кинесика, просодика, такесика и проксемика. Позы, жесты, мимика. Классификация жестов. | 3 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 3 | ||
Практическая работа 13 Речевой тренинг | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 1.6. Проявление индивидуальных особенностей личности в деловом общении | Содержание учебного материала | 11 | ОК 01-11 ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.5 |
Общие сведения о психологии личности. Виды психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Основы психологии личности: психологическая структура личности, темперамент, характер. Типология темперамента. Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении. Психологические основы общения в сфере сервиса. Психологическая культура специалиста. Психологические приёмы общения с клиентами, коллегами и деловыми партнёрами. | 5 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 3 | ||
Практическая работа 14 Психологический практикум | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 1.7. Этика в деловом общении | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11 ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.5 |
Понятие этики общения. Общение и культура поведения. Понимание как ближайшая цель общения. Моральные ценности общения. «Золотое правило» этики как универсальная формула общения. Нравственные ценности общения в сферах строительства, продаж и сервиса. Толерантность как принцип культурного общения. Вежливость и формы её проявления | 3 | ||
В том числе практических занятий и лабораторных работ | 3 | ||
Практическая работа 15 Этика в практике профессионального общения | 3 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Тема 1.8. Конфликты в деловом общении | Содержание учебного материала | 21 | ОК 01-11 ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.3. ПК 3.1.-3.5 |
Понятие конфликта. Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Предпосылка возникновения конфликта в процессе общения. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно – эмоциональной сфере. Правила поведения в условиях конфликта. Предупреждение конфликтов в сфере строительства, продаж и сервиса. | 3 | ||
Втом числе практических занятий и лабораторных работ | 18 | ||
Практическая работа 16 Предупреждение конфликтов в сфере сервиса | 2 | ||
Практическая работа 17 Деловая игра «Приёмы общения с клиентом» | 4 | ||
Практическая работа 18 Диагностика уровня конфликтности у обучающихся с помощью психологической методики. Видение конфликтной ситуации сторонами, мотивация. | 4 | ||
Практическая 19 Решение ситуационных задач: «Конструктивный и деструктивный конфликт». Упражнение для групповой работы «Переправа». | 2 | ||
Практическая работа 20 Психологические приемы в решении конфликтных ситуациях. Анализ конфликтной ситуации «Федорино горе» по алгоритму. | 2 | ||
Практическая работа 21 Отработка психологических приемов в решении конфликтных ситуациях («Игра в туман», «Негативное заявление», «Негативные расспросы») | 2 | ||
Практическая работа 22 Решение проблемных ситуаций, направленных на отработку умений регулировать и разрешать конфликтные ситуации. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | - | ||
Промежуточная аттестация | 2 | ||
Всего | 90 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный
оборудованием:
- посадочные места по количеству обучающихся,
- место преподавателя,
- комплект учебно-наглядных пособий,
- комплект учебно-методической документации, в том числе на электронном носителе (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, методические рекомендации и разработки);
техническими средствами обучения:
- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением с доступом к сети Интернет;
- оргтехника;
- мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе
3.2.1. Печатные издания:
1. Гарькуша О.Н. Профессиональное общение, ООО «Издательский центр РИОР», 2013.
2. Жарова М.Н. Психология общения, ОИЦ Академия, 2014.
3. Тимохин В.В. Психология делового общения. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Юрайт, 2016.
4. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник / Г.М. Шеламова.-М.: Академия, 2016.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):
1. Информационный портал Режим доступа: http://ps-psiholog.ru/obshhenie-v-internete/aktivnyie-polzovateli-interneta-kto-oni.html.
2. Информационный портал Режим доступа: http://psbatishev.narod.ru/library/19938.htm.
3. Информационный портал Режим доступа:http://www.inwent.ru/psikhologiya/190-psikhologiya-delovogo-obshcheniya.
4. Информационный портал Режим доступа: https://psyera.ru/4322/obshchenie.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности | Оперирует основными понятиями психологии общения, правильно и точно описывает методики и техники убеждения, слушания, способы разрешения конфликтных ситуаций | Оценка решений творческих задач Тестирование Анализ ролевых ситуаций |
роли и ролевые ожидания в общении | ||
техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения | ||
механизмы взаимопонимания в общении | ||
источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов | ||
этические принципы общения | ||
Умения: применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности | Демонстрирует владение техниками и приемам эффективного общения, Разрешает смоделированные конфликтные ситуации | Анализ ролевых ситуаций Оценка решений творческих задач |
организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | Демонстрирует владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплекс по дисциплине ОП.01 "Инженерная графика" специальность 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования
Рабочая тетрадь разработана на основании рабочей программы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» ОПОП СПО ППССЗ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»
Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в...
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для специальности 23.02.07 – "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей"
Аннотация 1.1. Область применения программы Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 "Иностранный язык в професси...
ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 182 д
Программа учебной дисциплины Психология общения является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная физическая культура.Д...
ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования группа ТВК 191
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.13 Техническое обслужи...
ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическ...
ОГСЭ 5 специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования группа ТВК 20 2с
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.13 Техническое обслужи...