ОГСЭ 05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования группа ТВК 182
рабочая программа по психологии

Усольцев Игорь Геннадьевич

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

 

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01- 07, 

ОК 09-11,

ПК 1.1.-1.3.,

ПК 2.1.-2.3.

ПК 3.1.-3.5.

применять техники и приемы эффективного общения в

профессиональной деятельности

психологические основы деятельности  коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

организовывать работу коллектива и команды;

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

роли и ролевые ожидания в общении

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,

убеждения

механизмы взаимопонимания в общении

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

этические принципы общения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение__

к ОПОП ППССЗ по специальности

15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт

систем вентиляции и кондиционирования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ 05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

2018


СОДЕРЖАНИЕ

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                           ОГСЭ 05. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: общий гуманитарный и социально-экономический цикл

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01- 07,  

ОК 09-11,

ПК 1.1.-1.3.,

ПК 2.1.-2.3.

ПК 3.1.-3.5.

применять техники и приемы эффективного общения в

профессиональной деятельности

психологические основы деятельности  коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

организовывать работу коллектива и команды;

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

роли и ролевые ожидания в общении

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,

убеждения

механизмы взаимопонимания в общении

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

этические принципы общения

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

90

в том числе:

теоретическое обучение

30

практические занятия

58

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация – дифференцированный зачет

2

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОГСЭ 05. Психология общения

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Осваиваемые элементы компетенций

Раздел 1. Теоретические и практические основы психологии общения

Тема 1.1.

Проблема общения в

психологии и

профессиональной

деятельности

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.3.

ПК 3.1.-3.5

Понятие и сущность общения. Общение как основа человеческого бытия. Взаимосвязь общения и деятельности. Психологические, этические и социо-культурные особенности процесса общения. Общение и социальные отношения. Роли и ролевые ожидания в общении. Личность и общение.

2

В том числе практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.2.

Психологические особенности

процесса общения

Содержание учебного материала

8

ОК 01-11

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.3.

ПК 3.1.-3.5

Процесс общения и его аспекты: коммуникативный, интерактивный, перцептивный. Структура, цели и функции общения. Классификация видов общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Техники и приёмы общения.

3

В том числе практических занятий и лабораторных работ

5

Практическая работа 1. Правила ведения беседы, убеждения. Диагностика уровня общительности обучающихся. Выработка умения убеждать собеседника.

Практическая работа 2. Решение ситуационных задач: «Формулировка вопросов».

Практическая работа 3. Ролевые ситуации: «Техники, убеждающего воздействия». Анализ ролевых ситуаций.

1

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.3.

Интерактивная сторона

общения

Содержание учебного материала

24

ОК 01-11

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.3.

ПК 3.1.-3.5

Понятие интеракции в процессе общения. Место взаимодействия в структуре общения. Виды социальных взаимодействий. Трансактный анализ Э. Берна. Трансакция – единица общения. Виды трансакций. Механизмы процесса взаимодействия. Стратегия «контролёра» и стратегия «понимателя». Открытость и закрытость общения. Этапы общения: установление контакта, ориентация в ситуации, обсуждение проблемы, принятие решения, выход из контакта. Эффект контраста и эффект ассимиляции. Формы управления: приказ, убеждение, внушение, заражение. Манипулирование сознанием.

8

В том числе практических занятий и лабораторных работ

16

Практическая работа 4 Типы позиций по теории трансактного анализа Э. Бёрна

2

Практическая работа 5 Позиции в общении. Выработка умения у обучающихся общаться со «взрослой» позиции.

2

Практическая работа 6 Диагностика позиции в общении при помощи психологического теста: «Три Я».

2

Практическая работа 7 Решение ситуационных задач по типам взаимодействия: «Кооперация и конкуренция», «Ориентация на понимание и ориентация на контроль». Выполнение ролевых упражнений: «Позиции в общении»

2

Практическая работа 8 Выполнение ролевых упражнений: «Позиции в общении»

2

Практическая работа 9 Копинг-механизмы. Выработка у обучающихся адаптивных способов регуляции собственного поведения в процессе межличностного общения.

2

Практическая работа 10 Разбор ситуаций с неадаптивными способами поведения в различных ситуациях и перевод их в копинг-механизмы.

2

Практическая работа 11 Решение ситуационных задач: «Эффективные способы регуляции своего поведения в процессе межличностного общения»

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.4.

Перцептивная сторона

общения

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.3.

ПК 3.1.-3.5

Понятие социальной перцепции. Механизмы перцепции. Социальный стереотип и предубеждение. Факторы превосходства. Привлекательности и отношения к нам. Исследование эффектов восприятия человеком человека: «эффект ореола», «эффект проекции», «эффект первичности и новизны». Механизмы восприятия: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия. Теория каузальной атрибуции.

3

В том числе практических занятий и лабораторных работ

3

Практическая работа 12 Механизмы перцепции в общении с клиентом

3

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.5.

Общение как коммуникация

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.3.

ПК 3.1.-3.5

Средства, используемые в процессе передачи информации. Языки общения:

вербальный, невербальный. Коммуникативная тактика и стратегия. Коммуникативные барьеры. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Понятие коммуникативной и языковой грамотности. Культура и техника речи в сфере сервиса. Психология речевой коммуникации. Управление впечатлением партнёра по общению. Роль комплимента в общении. Техники ведения беседы. Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Невербальное общение. Основные группы невербальных средств общения: кинесика, просодика, такесика и проксемика. Позы, жесты, мимика. Классификация жестов.

3

В том числе практических занятий и лабораторных работ

3

Практическая работа 13 Речевой тренинг

3

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.6.

Проявление индивидуальных

особенностей личности в

деловом общении

Содержание учебного материала

11

ОК 01-11

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.3.

ПК 3.1.-3.5

Общие сведения о психологии личности. Виды психических явлений: психические процессы, психические состояния, психические свойства. Основы психологии личности: психологическая структура личности, темперамент, характер. Типология темперамента. Приемы саморегуляции поведения в межличностном общении. Психологические основы общения в сфере сервиса. Психологическая культура специалиста. Психологические приёмы общения с клиентами, коллегами и деловыми партнёрами.

5

В том числе практических занятий и лабораторных работ

3

Практическая работа 14 Психологический практикум

3

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.7.

Этика в деловом общении

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.3.

ПК 3.1.-3.5

Понятие этики общения. Общение и культура поведения. Понимание как ближайшая цель общения. Моральные ценности общения. «Золотое правило» этики как универсальная формула общения. Нравственные ценности общения в сферах строительства, продаж и сервиса. Толерантность как принцип культурного общения. Вежливость и формы её проявления

3

В том числе практических занятий и лабораторных работ

3

Практическая работа 15 Этика в практике профессионального общения

3

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.8.

Конфликты в деловом

общении

Содержание учебного материала

21

ОК 01-11

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.3.

ПК 3.1.-3.5

Понятие конфликта. Конфликты: виды, структура, стадии протекания. Предпосылка возникновения конфликта в процессе общения. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Конфликты в личностно – эмоциональной сфере. Правила поведения в условиях конфликта. Предупреждение конфликтов в сфере строительства, продаж и сервиса.

3

Втом числе практических занятий и лабораторных работ

18

Практическая работа 16 Предупреждение конфликтов в сфере сервиса

2

Практическая работа 17 Деловая игра «Приёмы общения с клиентом»

4

Практическая работа 18 Диагностика уровня конфликтности у обучающихся с помощью психологической методики. Видение конфликтной ситуации сторонами, мотивация.

4

Практическая 19 Решение ситуационных задач: «Конструктивный и деструктивный конфликт». Упражнение для групповой работы «Переправа».

2

Практическая работа 20 Психологические приемы в решении конфликтных ситуациях. Анализ конфликтной ситуации «Федорино горе» по алгоритму.

2

Практическая работа 21 Отработка психологических приемов в решении конфликтных ситуациях («Игра в туман», «Негативное заявление», «Негативные расспросы»)

2

Практическая работа 22 Решение проблемных ситуаций, направленных на отработку умений регулировать и разрешать конфликтные ситуации.

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Промежуточная аттестация

2

Всего

90

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины  должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Гуманитарных и социально-экономических дисциплин», оснащенный

оборудованием:

- посадочные места по количеству обучающихся,

- место преподавателя,

- комплект учебно-наглядных пособий,

- комплект учебно-методической документации, в том числе на электронном носителе (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, методические рекомендации и разработки);

техническими средствами обучения:

- персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением с доступом к сети Интернет;

- оргтехника;

- мультимедийный проектор.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания:

1. Гарькуша О.Н. Профессиональное общение, ООО «Издательский центр РИОР», 2013.

2. Жарова М.Н. Психология общения, ОИЦ Академия, 2014.

3. Тимохин В.В. Психология делового общения. Учебник и практикум для академического бакалавриата. Юрайт, 2016.

4. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: учебник / Г.М. Шеламова.-М.: Академия, 2016.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):

1. Информационный портал Режим доступа: http://ps-psiholog.ru/obshhenie-v-internete/aktivnyie-polzovateli-interneta-kto-oni.html.

2. Информационный портал Режим доступа: http://psbatishev.narod.ru/library/19938.htm.

3. Информационный портал Режим доступа:http://www.inwent.ru/psikhologiya/190-psikhologiya-delovogo-obshcheniya.

4. Информационный портал Режим доступа: https://psyera.ru/4322/obshchenie.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания:

психологические основы деятельности  коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности

Оперирует основными понятиями психологии общения, правильно и точно описывает методики и техники убеждения, слушания, способы разрешения конфликтных ситуаций

Оценка решений творческих задач

Тестирование

Анализ ролевых ситуаций

роли и ролевые ожидания в общении

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,

убеждения

механизмы взаимопонимания в общении

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов

этические принципы общения

Умения:

применять техники и приемы эффективного общения в

профессиональной деятельности

Демонстрирует владение техниками и приемам эффективного общения,

Разрешает смоделированные конфликтные ситуации

Анализ ролевых ситуаций

Оценка решений творческих  задач

организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности

Демонстрирует владение приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ» ОПОП СПО ППССЗ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 23.02.03 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА»

Рабочая программа учебной дисциплины «История» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03 «Иностранный язык в профессиональной деятельности» для специальности 23.02.07 – "Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей"

  Аннотация     1.1. Область применения программы     Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.03 "Иностранный  язык в професси...

ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 182 д

Программа учебной дисциплины Психология общения является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.02 Адаптивная физическая культура.Д...

ОГСЭ.05 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования группа ТВК 191

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.13 Техническое обслужи...

ОГСЭ.03 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ к ОПОП ППССЗ по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура группа АФК 20 2

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 49.02.02 Адаптивная физическ...

ОГСЭ 5 специальности 15.02.13 Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования группа ТВК 20 2с

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 15.02.13 Техническое обслужи...