Программа индивидуального психологического сопровождения детей (работа с ОВЗ)
рабочая программа по психологии

Программа индивидуального психологического сопровождения детей (прошедших ТПМПК).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx39.05 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей создана для решения  проблемы  получения ребёнком образования с коррекцией нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Программа позволяет организовать воспитание и обучение ребенка с учётом его особых воспитательно-образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с проблемами воспитания и обучения. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Обучение и воспитание являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с проблемами воспитания и обучения. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного воспитания, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.  

Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с проблемами  расстройства психического развития, социальной адаптации.

Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с проблемами  расстройства психического развития;

2) помощь (содействие) ребенку с проблемами   психического развития , памяти, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и наглядно-предметного мышления, фонематического восприятия.

3) развитие психолого-педагогической компетентности всех участников воспитательно-образовательного процесса в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями ребёнка;

4) обеспечение адаптации к социуму;

5) развитие познавательной мотивации;

6) развитие самостоятельности и самоорганизации.

Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:

  • Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
  • Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с проблемами воспитания и обучения, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
  • Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим проблемы воспитания и обучения.
  • Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).

Направления работы в рамках реализации программы.

Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

  • диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами воспитания и обучения, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
  • коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с проблемами воспитания и обучения в условиях  школьного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
  • консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с проблемами воспитания и обучения  и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
  • информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.

Адресат данной программы: _________________________________

Дата рождения : ________________ г.

Ребенок не имеет статус ребенка-инвалида.

Выписка из заключения ПМПК № 824 от 07.12.2018 г. –  Дизорфография, задержка психического развития

Рекомендации по психологической коррекции: Коррекционную работу вести по направлениям:

- Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы (индивидуальные  занятия 1 раз  в неделю);  

- Программа АОП ООО для детей с ЗПР

Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве. Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера, сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии задержки - психологической (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогической (низкая обучаемость).

Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность.

Особенности ВНД: Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.

Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка.  Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.

Таблица 1.

Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения

Этап

Содержание

Сроки

Ответственные

1этап

Диагностический

-диагностическое сопровождение ребенка и его семьи;

-установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка;

-психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития;

-определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик

промежуточное заседание ППк  МБОУ СОШ №1 г.Охи им. Героя Советского Союза А.Е. Буюклы

сентябрь  – октябрь  2019

Педагог-психолог, классный руководитель, члены ППк

2 этап

Реализации программы

-реализация индивидуальной программы психологического сопровождения;

-оказание необходимой помощи родителям ребенка с проблемами воспитания и обучения (консультирование, беседы, обсуждение и.т.д.);

-просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком;

- коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

-проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

-разработка индивидуальных рекомендаций с учетом психофизических особенностей ребёнка;

-промежуточное заседание ППк  МБОУ СОШ №1 г.Охи им. Героя Советского Союза А.Е. Буюклы

Сентябрь  2019

-май  2020

Педагог-психолог, классный руководитель, члены ППк

3 этап

Анализа и коррекции

-анализ эффективности процесса и результатов сопровождения;

- мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, кл.рук.).

- итоговое заседание ППк  МБОУ СОШ №1 г.Охи им. Героя Советского Союза А.Е. Буюклы

апрель  

-май  2020

Педагог-психолог, классный руководитель, члены ППк

Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:

- Дискуссия, обсуждение, беседа, буклетная  и стендовая информация;

- Наблюдение;

- Анкетирование, опрос, диагностирование;

- Консультирование;

- Методы групповой и индивидуальной работы;

- Проективные методы;

-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий со всеми участниками образовательного процесса;

Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.

Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:

- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики;

- Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;

- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;

- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь), итоговая диагностика (апрель), заседания ППк (установочное, промежуточное, итоговое).

Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.

Кадровое обеспечение: педагог-психолог

Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школьного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с проблемами воспитания и обучения специалистами различного профиля в воспитательно-образовательном процессе.

Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во время пребывания ребёнка в школе, с 1 сентября по 31 мая, в течение 34 учебных недель. Периодичность занятий –1раз  в неделю, длительностью 40-45 минут.

Критерии оценки эффективности программы:

- повышение уровня познавательных процессов, произвольной регуляции эмоций;

- социализация ребенка, повышение жизненной компетенции;

Прогнозируемый результат:

- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;

- коррекция несформированных психических функций;

- развитие самостоятельности и самоорганизации.

Таблица 2

Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий

Сроки

Количество

занятий

Наименование занятия

Содержание

деятельности

Цель

Примеры используемых методик и упражнений

1

04.09.2019

11.09.2019

2

Первичная диагностика  

Наблюдение, анкетирование  родителей, беседы с педагогами, анализ документации

Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ

1.Опросник  «Комфортный урок» О.Б. Дарвиш

2.Методика «Социометрия» Дж. Морено

3.Уровень тревожности и сформированности мотивационно-личностной сферы учащихся Филлипс

4. Тест «Карта интересов» А. И. Голомшток

2

18.09.2019

25.09.2019

2

Углубленная  диагностика. Разработка индивидуальной коррекционной программы

Диагностирование.

Заполнение диагностических документов и т.д.

Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание  индивидуальной коррекционной программы

Диагностический комплекс методик на углубленное изучение интеллектуального развития ребенка С. Р. Немов

3

02.10.2019

09.10.2019

2

Социально – педагогическая диагностика

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, диагностика. Составление характеристики, карты развития.

Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, детско-родительских  отношений. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)

1.Опросник   «Определение типа темперамента» Г.Айзенка

2.Тест «Самооценка личности» Дембо-Рубинштейн

3.Тест-опросник «КОС» В.В.Синявский, В.А. Федорошин

4.Опросник «ДДО»        Е.А. Климов

5.Проектный тест «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич

6.Проектный тест «Моя семья» В.К.Лосева

7.Методика «Дом»        Дж.Бук

8.Проектный тест «Я в прошлом, настоящем, будущем» С.М. Меджидова

9.Методика «Подростки о родителях»  ADOR»        Вассерман Л.И.

10.«Цветовой тест»        М.Люшер

4

16.10.2019

1

Коррекционно-развивающие занятия «Научи себя учиться»

Занятие1.

Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Упражнения на развитие:

1. Внимания, ассоциативной памяти.

2. Мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза).

3.Пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

4. Вербально - логического мышления.

 5.Способности к классификации и абстрагированию.

6. Установление связи между понятиями.

7. Концентрации и избирательности внимания.

 

«Проведи аналогию», «Шифровальщик»,

«Развивай внимание»,

«Дорисуй по клеточкам».

5

23.10.2019

1

Занятие2.

Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

«Проведи аналогию»,

 «Найди лишнее слово»,

«Развивай быстроту реакции»,

 «Развивай внимание».

6

06.11.2019

1

Занятие3.

Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления.

Концентрация внимания, сообразительности.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик»,

«Составь анаграмму»,

 «Дорисуй по клеточкам».

7

13.11.2019

1

Занятие4.

Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления.

Концентрация внимания, сообразительности.

«Потренируй логическое мышление»,

«Развивай память»,

«Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».

8

20.11.2019

1

Занятие5.

Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления.

Концентрация внимания, сообразительности.

«Найди общее название»,

 «Развивай внимание»,

«Найди все слова в строчках»,

«Дорисуй по клеточкам».

9

27.11.2019

1

Занятие6.

Выявление характера

логических связей и отношений между понятиями.

 «Проведи аналогию»,

«Найди общее название»,

«Получи новое слово», «Тренируй память».

10

04.12.2019

 

1

Занятие7.

Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом.

«Найди лишнее словосочетание»,

«Тренируй логической мышление»,

«Дорисуй по клеточкам»,

«Вставь по аналогии».

11

11.12.2019

1

Занятие8.

Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом.

«Найди лишнее словосочетание»,

 «Вставь букву»,

 «Найди все слова в строчках»,

«Дорисуй по клеточкам».

12

18.12.2019

1

Занятие9.

Развитие уровня мышления  

«Объедини слова по смыслу»,

 «Найди общее название»,

«Развивай логическое мышление»,

«Развивай внимание».

13

25.12.2019

1

Занятие10.

Развитие способностей сравнения и обобщения.

«Составь слова»,

 «Проведи аналогию»,

«Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».

14

15.01.2020

1

Занятие11.

Активизация самостоятельной познавательной активности детей.

«Найди лишнее слово», «Восстанови слова»,

«Соедини половинки слов»,

 «Нарисуй по клеточкам».

15

22.01.2020

29.01.2020

2

Промежуточная диагностика  

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, диагностика

Психодиагностическое исследование уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосредованного-непосредственного запоминания. Корректировка индивидуальной коррекционной программы.

  Диагностический комплекс методик на углубленное изучение интеллектуального развития ребенка С. Р. Немов

16

05.02.2020

1

Коррекционно-развивающие занятия «Научи себя учиться»

Занятие12.

Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

Упражнения на развитие:

1. логического мышления.

2. Внимания, мышления.

3.Зрительной памяти.

4.Ассоциативного мышления.

5.Логического мышления.

6.Вербально - логического мышления

7.Внимания и ассоциативной памяти

8.Установление связи между понятиями.

«Проведи аналогию», «Шифровальщик»,

«Составь анаграмму»,

«Дорисуй по клеточкам».

17

12.02.2020

1

Занятие13.

Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания.

«Проведи аналогию»,

 «Развивай логическое мышление»,

«Мегаграммы»,

«Развивай зрительную память».

18

19.02.2020

1

Занятие14.

Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления.

Концентрация внимания, сообразительности.

«Вставь недостающее слово»,

«Найди лишнее слово»»,

«Найди слова в слове», «Потренируй память»

19

26.02.2020

1

Занятие15.

Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления.

Концентрация внимания, сообразительности.

«Развивай логическое мышление»,

 «Продолжи числовой ряд»,

«Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».

20

04.03.2020

1

Занятие16.

Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления.

Концентрация внимания, сообразительности.

«Получи новое слово», «Проведи аналогию»,

«Развивай зрительную память»,

«Исправь ошибки».

21

11.03.2020

1

Занятие17.

Выявление характера

логических связей и отношений между понятиями.

 «Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление»,

«Развивай внимание»,

«Нарисуй по клеточкам».

22

18.03.2020

1

Занятие18.

Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом.

«Развивай ассоциативное мышление»,

«Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».

23

25.03.2020

1

Занятие19.

Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом.

«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ»,

 «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».

24

08.04.2020

1

Занятие20.

Развитие логического мышления  

«Развивай логическое мышление»,

«Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».

25

15.04.2020

1

Занятие21.

Развитие способностей сравнения и обобщения.

«Найди лишнее словосочетание»,

«Тренируй логической мышление»,

«Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».

26

22.04.2020

1

Занятие22.

Активизация самостоятельной познавательной активности детей.

«Составь слова»,

«Восстанови слова»,

«Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».

27

29.04.2020

06.05.2020

13.05.2020

20.05.2020

4

Заключительная диагностика  

Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, диагностика

Психодиагностическое исследование уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосредованного-непосредственного запоминания.

Диагностический комплекс методик на углубленное изучение интеллектуального развития ребенка С. Р. Немов

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.

Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому  ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...

«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»

    В  связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках  ФГОС возникла  необходимость разраб...

Программа «Психологическое сопровождение детей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»

Программа«Психологическое сопровождениедетей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»...

Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над  воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...

Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ

Данна программа создана для ребёнка с ОВЗ (вариант 9.1) учащегося 5 класса....

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ 1-4 класс

Программа предназначена для психологического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья 7-10 лет (1-4 класс)....