Программа индивидуального психологического сопровождения детей (работа с ОВЗ)
рабочая программа по психологии
Программа индивидуального психологического сопровождения детей (прошедших ТПМПК).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 39.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа психолого-педагогического сопровождения детей создана для решения проблемы получения ребёнком образования с коррекцией нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Программа позволяет организовать воспитание и обучение ребенка с учётом его особых воспитательно-образовательных потребностей, заданных характером нарушения его развития и оценить полученные результаты. Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации детей с проблемами воспитания и обучения. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного процесса. Обучение и воспитание являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения образования ребенка с проблемами воспитания и обучения. Индивидуальная программа сопровождения направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного воспитания, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с проблемами расстройства психического развития, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с проблемами расстройства психического развития;
2) помощь (содействие) ребенку с проблемами психического развития , памяти, зрительно-моторной координации, мелкой моторики и наглядно-предметного мышления, фонематического восприятия.
3) развитие психолого-педагогической компетентности всех участников воспитательно-образовательного процесса в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями ребёнка;
4) обеспечение адаптации к социуму;
5) развитие познавательной мотивации;
6) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с проблемами воспитания и обучения, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования ребенком, имеющим проблемы воспитания и обучения.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Направления работы в рамках реализации программы.
Данная Программа включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с проблемами воспитания и обучения, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с проблемами воспитания и обучения в условиях школьного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у воспитанников (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с проблемами воспитания и обучения и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса.
Адресат данной программы: _________________________________
Дата рождения : ________________ г.
Ребенок не имеет статус ребенка-инвалида.
Выписка из заключения ПМПК: № 824 от 07.12.2018 г. – Дизорфография, задержка психического развития
Рекомендации по психологической коррекции: Коррекционную работу вести по направлениям:
- Развитие познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы (индивидуальные занятия 1 раз в неделю);
- Программа АОП ООО для детей с ЗПР
Характеристика данного ребенка (актуальный уровень психического развития): Сформированы навыки опрятности, самообслуживания, ориентировки в окружающем пространстве. Характерно недоразвитие всех нервно-психических процессов, в большей степени страдает интеллектуальная сфера, сенсомоторная. Можно выделить и проследить диагностические критерии задержки - психологической (стойкое нарушение познавательной деятельности), педагогической (низкая обучаемость).
Особенности психического развития: недостаточная познавательная активность.
Особенности ВНД: Значительно медленнее, чем в норме, формируются новые условные связи, которые лежат в основе обучения и воспитания. Плохая ориентировка в окружающей обстановке, неумение применять на практике те или иные правила. Слабость, инертность нервных процессов (слабость процесса возбуждения обусловливает плохое замыкание новых условных связей, слабость торможения приводит к плохому качеству дифференцировок), нарушение равновесия процессов возбуждения и торможения, склонность к частому охранительному торможению, снижение пластичности ЦНС. Особенности ВНД проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Таблица 1.
Основные этапы процесса психолого-педагогического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки | Ответственные |
1этап Диагностический | -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; -установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; -психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; -определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностных характеристик промежуточное заседание ППк МБОУ СОШ №1 г.Охи им. Героя Советского Союза А.Е. Буюклы | сентябрь – октябрь 2019 | Педагог-психолог, классный руководитель, члены ППк |
2 этап Реализации программы | -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения; -оказание необходимой помощи родителям ребенка с проблемами воспитания и обучения (консультирование, беседы, обсуждение и.т.д.); -просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; - коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; -разработка индивидуальных рекомендаций с учетом психофизических особенностей ребёнка; -промежуточное заседание ППк МБОУ СОШ №1 г.Охи им. Героя Советского Союза А.Е. Буюклы | Сентябрь 2019 -май 2020 | Педагог-психолог, классный руководитель, члены ППк |
3 этап Анализа и коррекции | -анализ эффективности процесса и результатов сопровождения; - мониторинг удовлетворенности результатами работы за учебный год (ребенок, родители, кл.рук.). - итоговое заседание ППк МБОУ СОШ №1 г.Охи им. Героя Советского Союза А.Е. Буюклы | апрель -май 2020 | Педагог-психолог, классный руководитель, члены ППк |
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
- Дискуссия, обсуждение, беседа, буклетная и стендовая информация;
- Наблюдение;
- Анкетирование, опрос, диагностирование;
- Консультирование;
- Методы групповой и индивидуальной работы;
- Проективные методы;
-Тренинговые занятия с использованием здоровьесберегающих и инновационных технологий со всеми участниками образовательного процесса;
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Организационно-педагогические условия реализации Программы индивидуального психологического сопровождения:
- Использование здоровьесберегающих технологий: динамических пауз, пальчиковой гимнастики;
- Использование инновационных технологий, методов и средств: игровой терапии, музыкотерапии, арттерапии;
- Использование информационно-коммуникативных технологий, мультимедийных средств;
- Наличие контроля и учета достижений ребенка: входная диагностика (сентябрь), итоговая диагностика (апрель), заседания ППк (установочное, промежуточное, итоговое).
Материально-технические и программно-методические условия реализации Программы: мебель для занятий (стол, стул), ПК, оргтехника, канцелярские принадлежности, психологические методики, дидактические материалы.
Кадровое обеспечение: педагог-психолог
Механизмы реализации Программы психологического сопровождения. Основной механизм реализации Программы - оптимально выстроенное взаимодействие специалистов школьного учреждения и взаимодействие с родителями (законным представителем) ребенка, обеспечивающее системное сопровождение детей с проблемами воспитания и обучения специалистами различного профиля в воспитательно-образовательном процессе.
Режим занятий: Психологическое сопровождение осуществляется во время пребывания ребёнка в школе, с 1 сентября по 31 мая, в течение 34 учебных недель. Периодичность занятий –1раз в неделю, длительностью 40-45 минут.
Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня познавательных процессов, произвольной регуляции эмоций;
- социализация ребенка, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
- коррекция несформированных психических функций;
- развитие самостоятельности и самоорганизации.
Таблица 2
Содержательное планирование курса коррекционно-развивающих занятий
№ | Сроки | Количество занятий | Наименование занятия | Содержание деятельности | Цель | Примеры используемых методик и упражнений |
1 | 04.09.2019 11.09.2019 | 2 | Первичная диагностика | Наблюдение, анкетирование родителей, беседы с педагогами, анализ документации | Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи. Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ | 1.Опросник «Комфортный урок» О.Б. Дарвиш 2.Методика «Социометрия» Дж. Морено 3.Уровень тревожности и сформированности мотивационно-личностной сферы учащихся Филлипс 4. Тест «Карта интересов» А. И. Голомшток |
2 | 18.09.2019 25.09.2019 | 2 | Углубленная диагностика. Разработка индивидуальной коррекционной программы | Диагностирование. Заполнение диагностических документов и т.д. | Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание индивидуальной коррекционной программы | Диагностический комплекс методик на углубленное изучение интеллектуального развития ребенка С. Р. Немов |
3 | 02.10.2019 09.10.2019 | 2 | Социально – педагогическая диагностика | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, диагностика. Составление характеристики, карты развития. | Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, детско-родительских отношений. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.) | 1.Опросник «Определение типа темперамента» Г.Айзенка 2.Тест «Самооценка личности» Дембо-Рубинштейн 3.Тест-опросник «КОС» В.В.Синявский, В.А. Федорошин 4.Опросник «ДДО» Е.А. Климов 5.Проектный тест «Несуществующее животное» М.3. Друкаревич 6.Проектный тест «Моя семья» В.К.Лосева 7.Методика «Дом» Дж.Бук 8.Проектный тест «Я в прошлом, настоящем, будущем» С.М. Меджидова 9.Методика «Подростки о родителях» ADOR» Вассерман Л.И. 10.«Цветовой тест» М.Люшер |
4 | 16.10.2019 | 1 | Коррекционно-развивающие занятия «Научи себя учиться» | Занятие1. Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. | Упражнения на развитие: 1. Внимания, ассоциативной памяти. 2. Мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). 3.Пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза. 4. Вербально - логического мышления. 5.Способности к классификации и абстрагированию. 6. Установление связи между понятиями. 7. Концентрации и избирательности внимания.
| «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам». |
5 | 23.10.2019 | 1 | Занятие2. Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. | «Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание». | ||
6 | 06.11.2019 | 1 | Занятие3. Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления. Концентрация внимания, сообразительности. | «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам». | ||
7 | 13.11.2019 | 1 | Занятие4. Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления. Концентрация внимания, сообразительности. | «Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам». | ||
8 | 20.11.2019 | 1 | Занятие5. Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления. Концентрация внимания, сообразительности. | «Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам». | ||
9 | 27.11.2019 | 1 | Занятие6. Выявление характера логических связей и отношений между понятиями. | «Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память». | ||
10 | 04.12.2019
| 1 | Занятие7. Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом. | «Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии». | ||
11 | 11.12.2019 | 1 | Занятие8. Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом. | «Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам». | ||
12 | 18.12.2019 | 1 | Занятие9. Развитие уровня мышления | «Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание». | ||
13 | 25.12.2019 | 1 | Занятие10. Развитие способностей сравнения и обобщения. | «Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение». | ||
14 | 15.01.2020 | 1 | Занятие11. Активизация самостоятельной познавательной активности детей. | «Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам». | ||
15 | 22.01.2020 29.01.2020 | 2 | Промежуточная диагностика | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, диагностика | Психодиагностическое исследование уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосредованного-непосредственного запоминания. Корректировка индивидуальной коррекционной программы. | Диагностический комплекс методик на углубленное изучение интеллектуального развития ребенка С. Р. Немов |
16 | 05.02.2020 | 1 | Коррекционно-развивающие занятия «Научи себя учиться» | Занятие12. Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. | Упражнения на развитие: 1. логического мышления. 2. Внимания, мышления. 3.Зрительной памяти. 4.Ассоциативного мышления. 5.Логического мышления. 6.Вербально - логического мышления 7.Внимания и ассоциативной памяти 8.Установление связи между понятиями. | «Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам». |
17 | 12.02.2020 | 1 | Занятие13. Развитие способности сравнения. Развитие сосредоточенности и концентрации внимания. | «Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память». | ||
18 | 19.02.2020 | 1 | Занятие14. Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления. Концентрация внимания, сообразительности. | «Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память» | ||
19 | 26.02.2020 | 1 | Занятие15. Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления. Концентрация внимания, сообразительности. | «Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам». | ||
20 | 04.03.2020 | 1 | Занятие16. Развитие логичности мышления. Развитие пространственного и конструктивного мышления. Концентрация внимания, сообразительности. | «Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки». | ||
21 | 11.03.2020 | 1 | Занятие17. Выявление характера логических связей и отношений между понятиями. | «Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам». | ||
22 | 18.03.2020 | 1 | Занятие18. Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом. | «Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова». | ||
23 | 25.03.2020 | 1 | Занятие19. Развитие творческого мышления. Развитие способности оперировать смыслом. | «Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам». | ||
24 | 08.04.2020 | 1 | Занятие20. Развитие логического мышления | «Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам». | ||
25 | 15.04.2020 | 1 | Занятие21. Развитие способностей сравнения и обобщения. | «Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии». | ||
26 | 22.04.2020 | 1 | Занятие22. Активизация самостоятельной познавательной активности детей. | «Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание». | ||
27 | 29.04.2020 06.05.2020 13.05.2020 20.05.2020 | 4 | Заключительная диагностика | Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, диагностика | Психодиагностическое исследование уровня сформированности логического мышления, обобщающей функции мышления, опосредованного-непосредственного запоминания. | Диагностический комплекс методик на углубленное изучение интеллектуального развития ребенка С. Р. Немов |
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.
Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...
«Из опыта работы по реализации программы социально-психологического сопровождения детей с ОВЗ «Мы вместе» в рамках ФГОС»
В связи с ежегодным увеличением численности обучающихся, имеющих трудности в усвоении общеобразовательной программы и в рамках ФГОС возникла необходимость разраб...
Программа «Психологическое сопровождение детей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»
Программа«Психологическое сопровождениедетей с ЗПР в классах предшкольной подготовки»...
Программа Социально-психологического сопровождения и адаптации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль над воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содерж...
Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ
Данна программа создана для ребёнка с ОВЗ (вариант 9.1) учащегося 5 класса....
Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения детей с ОВЗ 1-4 класс
Программа предназначена для психологического сопровождения детей с особыми возможностями здоровья 7-10 лет (1-4 класс)....