Программа индивидуального психологического сопровождения ребёнка с ОВЗ
рабочая программа по психологии (5 класс)
Данна программа создана для ребёнка с ОВЗ (вариант 9.1) учащегося 5 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель программы: создание системы комплексной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации.
Задачи определены с учетом этапов коррекционно-развивающей работы с ребенком и включенности участников психолого-педагогического сопровождения:
1) предупреждение возникновения проблем развития ребенка с ОВЗ;
2) помощь (содействие) ребенку с ОВЗ в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями);
3) развитие психолого-педагогической компетентности ребенка с ОВЗ в соответствии с его индивидуальными психофизическими возможностями;
4) психологическое обеспечение образовательных программ;
5) обеспечение адаптации к школе;
6) развитие учебной и познавательной мотивации;
7) развитие самостоятельности и самоорганизации.
Содержание программы психологического сопровождения определяют следующие принципы:
- Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
- Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) ребенка с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения ребенком образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы ребенка, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями).
Основные направления психологического сопровождения:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на изучение уровня психологической адаптации к учебному процессу и особенностей развития обучающегося; диагностика и развитие познавательной сферы, эмоционально-личностной и коммуникативной сферы; формирование продуктивных видов взаимодействия с окружающими.
2. Психолого-педагогическое консультирование педагогов и родителей по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии обучающегося; по выявлению возможных сложностей в формировании УУД и реализации ФГОС.
3. Информационно-просветительская работа педагогов и родителей.
4. Групповые и индивидуальные консультации с педагогами.
5. Коррекционно-развивающая работа, направленная устранение временных трудности трудностей адаптационного периода и преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения обучающегося.
6.Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности по психолого-педагогическому сопровождению ФГОС НОО, планирование работы на следующий год
Адресат данной программы: А.
Выписка из коллегиального заключения ПМПК (протокол №92 от 02.09.2016): является ребёнком с ОВЗ. Рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения Вариант 9.1.
Характеристика данного ребенка
У А. эмоциональный фон положительно окрашен. При обследовании в комфортных условиях и в процессе целенаправленного обучения, идет на сотрудничество с взрослы-ми. Учебно-познавательная мотивация развита слабо Ограничен объём знаний об окру-жающем мире.
Уровень сформированности психических процессов не соответствует возрастной норме: - восприятие недостаточно дифференцировано, замедленное, характерна узость объема восприятия, нарушена избирательность восприятия, оно недостаточно активно. Снижено зрительное восприятие, нарушены пространственно-временные представления; - внимание ниже возрастной нормы, характеризуется малой устойчивостью, трудностями распределения, замедленной переключаемостью, низким объемом внимания.
- память механическая, объём памяти заниженный. Объём слухоречевой памяти в результате неоднократного повторения снижен (методика «10 слов»:1, 4, 3, 5, отсроченное воспроизведение – 3 слова). Слабо развита опосредованная, смысловая память; - моторика недоразвита в целом. Затрудняется выполнять движения по словесной инструкции или в воображаемой ситуации. - мышление. Мыслительные процессы тугоподвижны и инертны. Проявляется слабость регулирующей функции мышления, некритичность мышления. Характеризуется низким уровнем абстрактного мышления. Слабость логического мышления проявляется в низком уровне развития обобщения и сравнения предметов и явлений по существенным признакам, в невозможности понимания переносного смысла пословиц и метафор.
Краткая характеристика семьи и семейно-бытовых условий проживания ребенка. Ребенок воспитывается родителями. А. единственный ребёнок в семье. Для него созданы все необходимые условия для проживания и воспитания ребенка, жилищно-бытовые условия семьи – хорошие.
Таблица 1.
Основные этапы процесса психологического сопровождения
Этап | Содержание | Сроки |
Диагнос-тический | -диагностическое сопровождение ребенка и его семьи; -установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка; -психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития; | сентябрь 2019г. – октябрь 2019 г. |
Реализа-ции програм-мы | -реализация индивидуальной программы психологического сопровождения; -оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждение); -просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком; - коррекционно-развивающие занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы; -проведение совместных мероприятий с родителями и детьми; -разработка рекомендаций, определение оптимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей; | сентябрь 2019 г.-май 2020г. |
Анализа и коррек-ции | -проведение контрольной диагностики с целью оценки эффективности программы | май 2020г. |
Данная программа реализуется посредством следующих методов и методик:
- Дискуссия, обсуждение, беседа;
- Наблюдение;
- Анкетирование, опрос;
- Консультирование;
- Методы групповой и индивидуальной работы;
- Проективные методы;
- Развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы.
Особенности реализации программы: Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью ученика, повышенной утомляемостью и истощаемостью, нарушением функционирования крупной и мелкой моторики, нарушением внимания и восприятия.
Коррекционно-развивающие занятия реализуются через внеурочную деятельность. Периодичность:1 час в неделю, 34 часа в год. Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут.
Критерии оценки эффективности программы:
- повышение уровня теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с учебной программой;
- повышение учебной мотивации (наличие устойчивой мотивации к учению);
- развитие личности учащегося;
- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;
- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции;
Прогнозируемый результат:
- восстановление (компенсация) функций общения, контроля своего поведения;
- коррекция несформированных психических функций;
- успешная адаптация к школьному обучению;
- развитие познавательной и учебной мотивации;
- развитие познавательных процессов;
- развитие самостоятельности и самоорганизации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья - Комплексная программа социально-психологического сопровождения детей и подростков с расстройством аутистического спектра в образовательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида
Коррекционная психолого-педагогическая помощь аутичным детям...
Программа психолого – педагогического сопровождения ребёнка инвалида
Содержание индивидуальной образовательной программы---------------8-15 5.1. Содержание учебных программ, соответствующих индивидуальному учебному плану. 5.2.Учебный...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребёнка-инвалида
Программа Абилитации...
Лист индивидуального психологического сопровождения
В материале представлен "Лист индивидуального психологического сопровождения", отражающий динамику развития обучающегося за учебный год....
Карта индивидуального психологического сопровождения учащегося
Карта индивидуального психологического сопровождения учащегося...
Программа индивидуального психологического сопровождения детей (работа с ОВЗ)
Программа индивидуального психологического сопровождения детей (прошедших ТПМПК)....
Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребёнка
Согласие родителей (опекунов) на психологическое сопровождение ребёнка Я, __________________________________________________________согласен (согласна) ...