Программа коррекционно-развивающего курса для 2-4 классов «Путешествие в страну Размышляндию»
рабочая программа по психологии
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложена программа коррекционно-развивающего курса для 2-4 классы «Путешествие в страну Размышляндию».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_programma_2-4_kl_puteshestvie_v_stranu_razmyshlyandiyu.docx | 83.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Оха
«УТВЕРЖДАЮ»
МБОУ СОШ №1 г. Охи
_______________ Е.Б. Бойчук
Приказ №_____________________
От «_____» ______________2018г.
Программа коррекционно-развивающего курса
для 2-4 классы
«Путешествие в страну Размышляндию»
г. Оха
2018
Пояснительная записка
Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной организованной работе, что повлечёт за собой и расширение познавательных возможностей детей. В связи с этим предложена программа коррекционно-развивающего курса для 2-4 классы «Путешествие в страну Размышляндию».
Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является повышение творческо-поисковой активности детей. Важное в равной степени как для учащихся, развитие которых соответствует возрастной норме или же опережает её (для последних рамки стандартной программы просто тесны). Так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.
Занятия, специфически направленные на развитие базовых психических функций детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Причина тому - психофизиологические особенности младших школьников. А именно то обстоятельство, что в 7–10-летнем возрасте наиболее интенсивно протекает и, по существу, завершается физиологическое созревание основных мозговых структур. Таким образом, именно на этом этапе возможно наиболее эффективное воздействие на интеллектуальную и личностную сферы ребенка. Оно способно, в частности, компенсировать в известной степени задержки психического развития, имеющие неорганическую природу (вызванные зачастую недостаточным вниманием к воспитанию и развитию детей со стороны родителей). Еще одна важная причина, побуждающая активнее внедрять развивающие занятия в учебный процесс начальных классов: возможность проведения эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей, являющейся основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы с ними. Возможность такого непрерывного мониторинга обусловлена тем, что развивающие игры и упражнения УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» базируются в большинстве своем на различных психодиагностических методиках, и, таким образом, показатели выполнения учащимися тех или иных заданий предоставляют непосредственную информацию о текущем уровне развития детей.
Введение в школьную программу начальных классов курса развивающих занятий имеет целью расширить учебный процесс и, не отрываясь от проблем обучения и воспитания, развить личностные качества ребенка. Таким образом, программа имеет социально-педагогическую направленность.
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Хорошее внимание, память, - важнейшее условие успешного школьного обучения. Ведь в школе ребёнок должен сосредоточиться на объяснениях учителя и выполнении заданий, удерживать свое внимание в течение длительного времени, запоминать много важной информации. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении младшего школьника. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность. Преобразование познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют важное значение для дальнейшего полноценного развития. Специальные исследования, однако, показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность внимания, памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, можно предположить, что целенаправленное развитие познавательных процессов детей – достаточно важная задача. Осуществлять коррекционно-развивающую работу надо по специальным программам, составляющим единый развивающий курс и прошедшим проверку на эффективность. Программа коррекционно-развивающего курса
для 2-4 классы «Путешествие в страну Размышляндию» является одной из программ, которая может помочь осуществить такую коррекционно-развивающую работу.
Как в условиях модернизации Российского образования помочь ребёнку стать компетентным? Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность. Наиболее удачными являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками. Работая в начальной школе, при решении нестандартных заданий учитель развивает основные ключевые компетенции, такие как: учебно-организационную, интеллектуально-информационную. Нестандартные задания дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке и во внеурочной работе, так как в их решении присутствует крупица открытия. Большая часть упражнений в учебно-методическом комплекте «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» представлена такими нестандартными заданиями. По мере того, как ребёнок начинает систематически упражняться в решении нестандартных заданий, его мышление неизбежно начинает перестраиваться. Это проявляется в качественном развитии практически-действенного, образного и понятийного-теоретического мышления. Нестандартные задания, решаемые на уроках, служат «переходным мостом» от классной работы к внеклассной. Последовательное осуществление органической связи между повседневной учебной работой на уроках и внеклассной работой, позволяет добиться больших успехов. Работать по комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения», который включает в себя нестандартные задания, можно на факультативах, а отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. При решении нестандартных заданий формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно-организационной и интеллектуальной компетенциями. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них. Без способности к самостоятельному мышлению вряд ли возможно интеллектуальное развитие ребенка. Ученик должен уже в младших классах решать задачи, которые бы требовали от него не простого действия по аналогии (копирования действий учителя), а таили бы в себе возможность для "умственного прорыва". Здесь полезен не столько готовый результат, сколько сам процесс решения с его гипотезами, ошибками, сравнениями различных идей, оценками и открытиями, что, в конечном счете, может привести к личным победам в развитии ума.
Главной особенностью развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста является переход познавательных психических процессов ребёнка на более высокий уровень. Это выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребёнка абстрактно-логических форм мышления и обучения его письменной речи. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребёнка и его успехов в школе. Таким образом, одним из важнейших направлений работы с детьми младшего школьного возраста является развитие познавательной сферы.
Актуальность данной темы заключается и в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. С начала обучения мышление выдвигается в центр психического развития (Л.С.Выготский) и становится определяющим в системе других психических функций. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приёмами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качества ума, творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. Однако такие условия обеспечиваются в начальном обучении пока не в полной мере, поскольку всё ещё распространённым приёмом в практике преподавания является организация учителем действий учащихся по образцу: излишне часто учителя предлагают детям упражнения тренировочного типа, основанные на подражании и не требующие проявления выдумки и инициативы. Работа учителя по преодолению трудностей обучения учащихся малоэффективна и по причине использования традиционных способов работы со слабоуспевающими: учитель проводит дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Подобные занятия требуют большой затраты времени, усилий учителя и чаще всего не дают желаемого результата. Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Решение нестандартных задач в начальной школе как раз и представляет собой один из приёмов развития мышления. Состояние умственного развития, его уровень не есть нечто неизменное, его можно улучшить. Поэтому следует сделать специальной целью усвоения в процессе школьного обучения операциональную сторону мыслительной деятельности. Несформированность основных умственных действий и навыков у школьников не только отрицательно влияет на успеваемость и создаёт специфические трудности при выполнении учебной деятельности, но и ведёт к учебным перегрузкам. Научно-психологический анализ проблем школьного обучения приводят к выводу о том, что в современной массовой школе должно существовать коррекционно-развивающее направление целью которого является активное воздействие взрослого на процесс формирования познавательной сферы ребёнка. Задача этого направления – обеспечение соответствия умственного развития ребёнка требованиям учебной деятельности. Систематические занятия по учебно-методическому комплекту «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» могут помочь в решении данных актуальных проблем современной начальной школы.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней выстраивается единая линия занятий по целенаправленному развитию познавательной сферы ребёнка, начиная с 2 класса и заканчивая 4 классом.
В последнее время кардинально изменились приоритеты в обучении. Целенаправленное и интенсивное комплексное развитие способностей ребёнка становится одной из центральных задач образовательного процесса. Под развивающим стали понимать такое обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила, понятия и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике. Но проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «творческие познавательные способности», быстро не решаются. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование лишь так называемых творческих задач (или нестандартных) не принесёт желаемого результата. Новизна учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» состоит в том, что этот комплект является авторской технологией работы по активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной работе. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей, в течение всего периода обучения ребёнка в начальной школе. Систематическое выполнение целенаправленно подобранных нестандартных заданий, задач, упражнений будет оказывать положительное влияние не только на качество знаний по программному материалу, но и на активизацию познавательной деятельности; значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Введение в учебный процесс регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность создают условия для развития у детей познавательных интересов, ребёнок стремится к размышлению и поиску, появляется чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов. Снижаются тревожность и необоснованное беспокойство. Тем самым повышается познавательная и творческо-поисковая активность детей, создаются необходимые личностные и интеллектуальные предпосылки для успешного протекания процесса обучения на всех последующих этапах образования.
Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных занятий, специально направленных на развитие личностно- мотивационной и
аналитико-синтетической сфер ребёнка, памяти, внимания, пространственного воображения, образного мышления и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач образовательного процесса.
Цель и задачи программы
Цель программы – это диагностика, развитие и коррекция познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий учебно-методического комплекта «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения».
Задачи программы
Обучающие:
- формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению.
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы «Учись учиться» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий готовят учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Реализация программы рассчитана не на один год, а на четыре, т.е. познавательные процессы ребёнка развиваются на всём протяжении обучения его в начальной школе.
Все задания условно можно разбить на несколько направлений:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на развитие пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, умения копировать образец;
- задания на развитие мышления;
- задания на развитие речи, обогащение словарного запаса.
Эта классификация является условной, поскольку все познавательные процессы представляют собой единую систему и, следовательно, развиваются в комплексе. Одним заданием развивается и внимание, и память, и мышление.
Основные принципы, на которых построена программа:
* Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
* Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
* Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
* Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 3 года обучения и индивидуальные занятия детей с ОВЗ. Общая продолжительность обучения составляет 136 часов, количество часов в каждом учебном году – 34.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Формы и режим занятий
Как показывает опыт, условия, необходимые для организации систематической работы по целенаправленному интеллектуальному развитию, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом. Этому может служить специальная организация регулярных факультативных занятий, на которых дети решают нестандартные задачи, предлагаемые в определенной логике.
Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Работать по данному комплекту можно на факультативах, в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам русского языка и математики, при подготовке учащихся к олимпиадам и викторинам. Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 30-35 минут (по индивидуальной работе с учащимися ОВЗ) и 40-45 минут в 2-4 классах (групповая работа). Всего 32 часа в год.
Структура занятия
Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.
Задача вводной части – направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.
«Разминка» вводной части занимает 5 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).
Задача основной части – диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов проводится по УМК «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения». Продолжительность основной части – 30-35 минут.
Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения – красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно – прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка – красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. В конце пособия даны ответы к заданиям. Сверяя свои действия или конечный результат своей работы с эталоном, ученик учится оценивать свою деятельность. Продолжительность заключительной части – 5-10 минут.
Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;
- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;
- работать в группе.
Чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся необходимо проводить диагностику этих процессов в начале учебного года и в конце. Такую диагностику может провести учитель и школьный психолог. Данные заносятся в таблицу, чтобы проследить динамику развития познавательных процессов учащихся класса в течение учебного года, и в течение реализации программы - 3 лет. Диагностику можно проводить, используя, разные методики. Данные диагностики заносятся в таблицу.
Формы подведения итогов
Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется:
- сравнительным анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. Также показателем эффективности занятий по данной программе являются данные, которые учитель (школьный психолог) на протяжении 3 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
-– степенью помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения заданий на разных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», интеллектуальных марафонах и т.п., при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно и насколько эффективно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности);
- отзывы учителей, воспитателей ГПД, родителей.
Учебно-тематический план
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса.
Индивидуальные занятия с детьми ОВЗ
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу
Занятие 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 1.2 Вводное занятие.
Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Занятие 2.1 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам».
Занятие 2.2 Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
«Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру».
Занятие 2.3 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам».
Занятие 2.4 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова».
Занятие 2.5 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам».
Занятие 2.6 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам».
Занятие 2.7 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Замени одним словом», «Найди общее название», «Нарисуй по точкам».
Занятие 2.8 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам».
Занятие 2.9 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».
Занятие 2.10 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам».
Занятие 2.11 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.12 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.14 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.15 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.16 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Допиши «наоборот», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.17 Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.
«Выбери правильный ответ», «Найди слово в слове», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.18 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.
«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.19 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).
«Выбери правильный ответ», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.20 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.21 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди лишнее слово», «Раздели на группы», «Раскрась картинку».
Занятие 2.22 Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.
«Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку».
Занятие 2.23 Упражнения на развитие внимания.
«Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку».
Занятие 2.24 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Подчеркни «наоборот», «Найди слова», «Раскрась картинку».
Занятие 2.25 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку».
Занятие 2.26 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.
«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку».
Занятие 2.27 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку».
Занятие 2.28 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Допиши по аналогии», «Соедини выражения», «Раскрась картинку».
Занятие 2.29 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Допиши по аналогии», «Вставь числа», «Раскрась картинку».
Занятие 2.30 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Найди пару», «Найди слова», «Раскрась картинку».
Раздел 3. Подведение итогов.
Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.
Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».
2 класс
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу
Занятие 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 1.2 Вводное занятие.
Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Занятие 2.1 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.
«Восстанови слова», «Найди слова», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.2 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Слова рассыпались», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.3 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди лишнее слово», «Найди слова», «Допиши пословицу», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.4 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Соедини половинки слов», «Слова рассыпались», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.5 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Составь новое слово», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.6 Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.
«Составь новое слово», «Вставь по аналогии», «Крылатые» выражения», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.7 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.8 Упражнения на развитие логического мышления.
«Подбери слово», «Тренируй логическое мышление», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.9 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Составь новые слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.10 Упражнения на развитие быстроты реакции.
«Вставь по аналогии», «Развивай быстроту реакции», «Составь пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.11 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Составь пару», «Превращение слов», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.12 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
«Составь пару», «Найди общее название», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.13 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.
«Найди общее название», «Раздели слова на группы», «Найди пару», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.14 Упражнения на развитие вербально - понятийного мышления.
«Найди пару», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди лишнее слово».
Занятие 2.15 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Составь новые слова», «Найди лишнее слово», «Наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.16 Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза).
«Найди слова», «Слова рассыпались», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.17 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Составь слова», «Продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
«Допиши определения», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру», «Продолжи числовой ряд».
Занятие 2.19 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Шифровальщик», «Найди пару», «Допиши определения», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.20 Упражнения на развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями.
«Найди общее название», «Восстанови слова», «Развивай логику», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.21 Упражнения на развитие внимания.
«Раздели слова на группы», «Найди пару», «Тренируй внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.22 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Найди все слова в строчках», «Вставь по аналогии», «Впиши слова», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.23 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Раздели слова на группы», «Составь слово», «Волшебный квадрат», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.24 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Превращение слов», «Вставь по аналогии», «Шифровальщик», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.25 Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.
«Развивай логику», «Восстанови слова», «Анаграммы», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.26 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Раздели слова на группы», «Шифровальщик», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.27 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Вставь по аналогии», «Найди лишнее слово», «продолжи числовой ряд», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.28 Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа.
«Раздели слова на группы», «Крылатые выражения», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.29 Упражнения на развитие внимания.
«Найди общее название», «Слова рассыпались», «Развивай внимание», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.30 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.
«Слова рассыпались», «Вставь по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру», «Найди общее название».
Раздел 3. Подведение итогов.
Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.
Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».
3 класс
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу
Занятие 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 1.2 Вводное занятие.
Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Занятие 2.1 Упражнения на развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Составь анаграмму», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.2 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово»», «Найди слова в слове», «Потренируй память»,
Занятие 2.3 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.
«Проведи аналогию», «Шифровальщик», «Развивай внимание», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.4 Упражнения на развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.
«Потренируй логическое мышление», «Развивай память», «Найди слова в слове», «Нарисуй фигуру по клеточкам».
Занятие 2.5 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Найди общее название», «Развивай внимание», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.6 Упражнения на развитие внимания.
«Проведи аналогию», «Найди лишнее слово», «Развивай быстроту реакции», «Развивай внимание».
Занятие 2.7 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Тренируй внимание», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание», «Развивай быстроту реакции».
Занятие 2.8 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Проведи аналогию», «Найди общее название», «Получи новое слово», «Тренируй память».
Занятие 2.9 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Объедини слова по смыслу», «Найди общее название», «Развивай логическое мышление», «Развивай внимание».
Занятие 2.10 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Проведи аналогию», «Посмотри и запомни».
Занятие 2.11 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Восстанови рассказ», «Найди все слова в строчках», «Развивай внимание», «Выбери два главных слова».
Занятие 2.12 Упражнения на установление связи между понятиями.
«Найди лишнее словосочетание», «Тренируй логической мышление», «Дорисуй по клеточкам», «Вставь по аналогии».
Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Составь пропорции», «Расшифруй предложения», «Развивай логической мышление», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.14 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.
«Найди лишнее словосочетание», «Вставь букву», «Найди все слова в строчках», «Дорисуй по клеточкам».
Занятие 2.15 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.
«Составь слова», «Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».
Занятие 2.16 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Составь анаграмму», «Нарисуй по клеточкам», «Шифровальщик», «Соедини половинки слов»,
Занятие 2.17 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Составь слова», «Проведи аналогию», «Нарисуй по клеточкам», «Закончи предложение».
Занятие 2.18 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.19 Упражнения на развитие вербально - логического мышления.
«Проведи аналогию», «Восстанови рассказ», «Выбери два главных слова», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.20 Упражнения на установления связи между понятиями.
«Составь пропорции», «Составь слова», «Из двух слов составь одно», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.21 Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай логическое мышление», «Продолжи числовой ряд», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.22 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Развивай зрительную память», «Найди общее название», «Нарисуй по клеточкам», «Восстанови рассказ».
Занятие 2.23 Упражнения на развитие зрительной памяти.
«Получи новое слово», «Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Исправь ошибки».
Занятие 2.24 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Развивай зрительную память», «Развивай логическое мышление», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.25 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Составь пропорции», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по клеточкам», «Вставь недостающее слово».
Занятие 2.26 Упражнения на развитие логического мышления.
«Найди слова в слове», «Тренируй логическое мышление», «Развивай внимание», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.27 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Проведи аналогию», «Развивай логическое мышление», «Мегаграммы», «Развивай зрительную память».
Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Двойные значение», «Найди общее название», «Найди лишнее слово», «Тренируй внимание».
Занятие 2.29 Упражнения на развитие логического мышления.
«Развивай логическое мышление», «Найди лишнее слово», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по клеточкам».
Занятие 2.30 Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
«Развивай ассоциативное мышление», «Развивай быстроту реакции», «Нарисуй по клеточкам», «Составь слова».
Раздел 3. Подведение итогов.
Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.
Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».
4 класс
Содержание программы
Раздел 1. Введение в программу
Занятие 1.1 Вводное занятие.
Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.
Занятие 1.2 Вводное занятие.
Начальная диагностика и тестирование.
Раздел 2. Развивающие занятия.
Занятие 2.1 Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
«Сделай равенство верным», «Вставь по аналогии», «Подбери выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.2 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.
«Вставь недостающий слог», «Составь слова», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.3 Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
«Вставь букву «а», «Вставь недостающий слог», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.4 Упражнения на классификацию различным способом.
«Найди лишнее слово», «Найди названия животных», «Вставь пропущенное слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину».
Занятие 2.5 Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.
«Запиши одним словом», «Восстанови слова», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.6 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Расшифруй», «Запиши одним словом», «Нарисуй такую же картину».
Занятие 2.7 Упражнения на развитие способности к объединению частей в систему.
«Вставь недостающее слово», «Продолжи числовой ряд», «Получи новое слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.8 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.
«Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Найди антонимы», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.9 Упражнения на развитие вербально – логического мышления.
«Найди похожие слова», «Запиши одним словом», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.10 Упражнения на развитие внимания и ассоциативной памяти.
«Восстанови слова», «Расшифруй», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же фигуру».
Занятие 2.11 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.
«Составь третье слово», «Допиши стихотворение», «Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же замок».
Занятие 2.12 Упражнения на развитие способности к анализу, синтезу, классификации.
«Из двух слов составь одно», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Сделай равенство верным», «Нарисуй такую же рыбку, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.13 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.
«Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Из двух слов составь одно», «Проведи аналогию», «Нарисуй такую же лису, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.14 Упражнения на развитие аналитических познавательных способностей.
«Получи новое слово», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.15 Упражнения на развитие вербально–логического мышления.
«Восстанови слова», «Найди лишнее слово», «Анаграммы», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же крокодила, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.16 Упражнения на развитие концентрации и избирательности внимания.
«Найди все слова в строчках», «Восстанови слова», «Продолжи числовой ряд», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же сову».
Занятие 2.17 Упражнения на развитие вербально–логического мышления.
«Восстанови слова», «Какой фигуры не хватает?», «Выбери два главных слова», «Составь анаграмму», «Нарисуй такую же лодку, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.18 Упражнения на развитие распределения и избирательности внимания.
«Расшифруй», «Из двух слов составь одно», «Расставь знаки», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.19 Упражнения на развитие способности к классификации и абстрагированию.
«Вставь недостающее слово», «Найди лишнее слово», «Составь анаграмму», «Нарисуй кабана в зеркальном отражении», «Какой фигуры не хватает?».
Занятие 2.20 Упражнения на развитие вербально–логического мышления.
«Из двух слов составь одно», «Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же картину, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.21 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.
«Вставь по аналогии», «Составь третье слово», «Соедини слоги», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такой же автомобиль, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.22 Упражнения на развитие вербально–логического мышления.
«Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Найди пропущенные числа», «Найди общее название», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.23 Упражнения на развитие вербально–логического мышления.
«Вставь недостающее слово», «Вставь по аналогии», «Найди общее название», «Нарисуй вторую половину замка», «Какой фигуры не хватает?».
Занятие 2.24 Упражнения на развитие ассоциативного мышления.
«Найди общее название», «Найди пропущенные числа», «Какой фигуры не хватает?», «Вставь недостающее слово», «Восстанови рисунок по коду».
Занятие 2.25 Упражнения на развитие межпонятийных связей.
«Найди общее название», «Вставь по аналогии», «Какой фигуры не хватает?», «Восстанови рассказ», «Дорисуй вторую половину робота».
Занятие 2.26 Упражнения на развитие мыслительных операций анализа и синтеза, установление закономерностей, пространственных представлений.
«Анаграммы», «Грамматическая арифметика», «Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же лебедя, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.27 Упражнения на развитие произвольного внимания, установление закономерностей.
«Грамматическая арифметика», «Найди слова в слове», «Найди лишнее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такай же вертолёт, но в зеркальном отражении».
Занятие 2.28 Упражнения на развитие памяти, внимания, мышления.
«Найди животное», «Расставь знаки», «Проведи аналогию», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такую же змею».
Занятие 2.29 Упражнения на развитие вербально–логического мышления.
«Проведи аналогию», «Расставь знаки», «Закончи выражения», «Какой фигуры не хватает?», «Нарисуй такого же жирафа, только в зеркальном отражении».
Занятие 2.30 Упражнения на развитие произвольной сферы, пространственных представлений, установление связей.
«Вставь недостающее слово», «Какой фигуры не хватает?», «Проведи аналогию», «Составь цепочку слов», «Нарисуй такую же голову лошади, но в зеркальном отражении».
Раздел 3. Подведение итогов.
Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.
Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».
Методическое обеспечение
Содержание занятий психологического развития « Путешествие в страну Размышляндию» основывается на:
- анализе психологических причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала;
- необходимости целенаправленного формирования психологических новообразований младшего школьного возраста;
- необходимости формирования психологической готовности учащихся к переходу в среднюю школу.
Анализ этих и других факторов позволил определить содержание таких занятий. Они включают:
* развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, пространственного восприятия);
* создание психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких психологических качеств и умений, без которых учебная деятельность не может осуществляться успешно (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т. е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную
систему требований);
* формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т. е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами, т.е. школьник должен научиться произвольно управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче, рефлексии, т.е. умению осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки);
* не менее важной является и задача подготовки младшего школьника к переходу в среднюю школу. Хорошо известно, что школьники испытывают порой значительные трудности, начиная учиться в средних классах, требования в которых к степени развития различных сторон психической деятельности учащихся достаточно высокие. Поэтому у учащихся должны быть сформированы такие индивидуальные качества и умения, которые позволили бы им наиболее легко адаптироваться к требованиям средней школы. Это значит, что психологические процессы учащихся должны быть сформированы на новом, более высоком уровне: должны функционировать более сложные, опосредованные формы памяти, быть развиты предпосылки к переходу на уровень абстрактного, словесно-логического (понятийного) мышления, иметь место достаточно высокий уровень произвольности в управлении как двигательными, так и интеллектуальными процессами.
Приведенные ниже задания, составляющие основу программы «Учись учиться» для младших школьников, классифицированы по основным направлениям программы. Все познавательные процессы (внимание, мышление, память и т.д.) не существуют в «чистом» виде, а представляют собой единую систему и развиваются, следовательно, в комплексе. Например, упражнение «Дорисуй по клеточкам», отнесенное в силу своей специфики к заданиям на развитие пространственной ориентировки, эффективно способствует также развитию внимания, памяти, самоконтроля, функций мелкой моторики руки, а задание «Анаграмма» при своей выраженной логической направленности требует от учащихся также концентрации внимания и стимулирует развитие памяти.
1.Задания на развитие мышления.
Развитие математического аспекта логического мышления.
* «Продолжи числовой ряд» - ученикам предлагается продолжить некоторый ряд чисел, используя для этого выявленную закономерность.
* «Продолжи закономерность» - выявить закономерность в графическом изображении на основе наблюдения, анализа, сравнения с последующим использованием подмеченной закономерности для выполнения задания.
* «Тренируй логическое мышление» - между числами надо вставить пропущенные знаки математических действий, так, чтобы получился данный ответ. (Например, 3 4 5 6 7 8 = 17, 3 4 5 6 7 8 = 21).
* «Развивай быстроту реакции» - найти за 2 минуты по три числа в ряду, сумма которых равна числу, данному отдельно (Например, «8 11 7 10 3 4 25»).
* Текстовые аналитические задачи.
* «Развивай логическое мышление» - вписать в клеточки квадратов такие числа, чтобы сумма их по вертикали, горизонтали и диагонали была одна и та же.
* «Вставь пропущенное число» - определить, как получено число в скобках в первой строке, и по аналогии вставить пропущенное число во вторую строку. (Например, «42 (44) 38
23 (….) 28»).
Развитие невербального мышления.
«Дорисуй девятое» - детям предлагается дорисовать недостающую фигуру, используя выявленные логические закономерности.
Развитие вербального мышления.
* «Найди лишнее слово» - детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию.
* «Вставь недостающее слово» - задание направлено на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. Надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу обоим предложенным словам, и вписать его в скобки. (Например, разговор (затяжной) дождь, друг (старый) шкаф.)
* «Подбери пару» или «Проведи аналогию» - эти задания способствуют развитию межпонятийных связей. Предлагается пара слов, находящихся в определённой логической связи (например, причина-следствие, род-вид и т.п.) К указанному третьему слову необходимо подобрать из ряда имеющихся (или придумать самостоятельно) слово, которое находится с ним в той же логической связи. (Например, «Юрий-Москва, ……… - Петербург»). Дописать следующее слово, не нарушая закономерности (Например, «А, Б, В, ……», «сентябрь, октябрь, ноябрь, ……»).
* «Выбери два главных слова» - ученикам предлагается выбрать из скобок и подчеркнуть два слова, которые являются главными (существенными) для слова перед скобками. (Например, «война (аэроплан, пушки, сражения, солдаты, ружьё»)
* «Из двух слов составь одно» - слово в скобках в верхнем ряду образовано из двух рядом стоящих. Надо понять закономерность словообразования и по аналогии записать слово в скобках нижнего ряда.
(Например, слава (сапог) порог
плешь (……) надел)
Развитие способности к анализу, синтезу, классификации.
* «Какой фигуры не хватает?» - написать на месте пропуска номер фигуры, которой не хватает.
* «Анаграмма» - переставляя буквы в словах, надо получить новое слово (Например, «валик – вилка», «тёрка – актёр»).
* «Составь новое слово» - из каждого слова надо выбрать определённые слог и составить новое слово. (Например, «каша, река, тарелка – карета»).
* «Найди общее название» - написать общее название каждой группе слов. (Например, «малина, клубника, черника - ……………»).
* «Раздели слова на группы» - дан набор слов, которые надо разделить на группы – по три слова в каждой (по семь слов). Объяснить принцип группировки и дать название каждой группе.
* «Восстанови слова» - переставить буквы, не пропуская и не добавляя ни одной буквы. Слова могут быть только существительными. (Например, «наул - …….», «фражи - …….»).
* «Сделай равенство верным» - заменить слова в скобках так, чтобы равенство было верным. (Например, «с + (шерсть) = (эмоция) – смех).
* «Вставь недостающий слог» - вставить в скобки слог из двух букв, чтобы получилось по два слова в каждой строке: первое будет заканчиваться на угаданный слог, второе – начинаться с него. (Например, «мет(…)са – метро, роса).
* «Составь третье слово» - путём перестановки букв в каждой паре слов составить третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы. (Например, «охра + под = пароход»).
2. Задания на развитие различных аспектов внимания.
Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
* В таблицах в произвольном порядке расставлены числа от 1 до 20. Но чисел – 20, а клеточек – 16. Надо найти и записать по четыре отсутствующие цифры в каждой таблице.
* В каждой строчке надо найти пропущенные числа.
* Поставить буквы из правого кроссворда в порядке, который указан в левом кроссворде. Должны получиться четыре слова.
Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.
* Не водя карандашом по линиям, а лишь отслеживая их глазами, определить буквы, соответствующие цифрам. Выписать их по порядку и прочитать рассыпанные слова.
* Соединить буквы по линиям и записать загадку.
* Изменить одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово.
* Найти в каждом слове спрятанное слово.
* «Шифровальщик» - каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр должны записать соответствующие буквы и получить слово.
* В таблице записаны буквы и цифры. Дети должны гласные буквы обвести в кружок, согласные буквы – в треугольник, цифры – зачеркнуть.
Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания.
* Среди буквенного сплошного текста имеются слова. Надо найти и подчеркнуть эти слова.
* Расставить цифры в кружочках так, чтобы стрелка всегда была направлена от кружка с большей цифрой к кружку с меньшей цифрой.
* В таблице, заполненной буквами надо найти названия 10 животных (птиц, рыб и т.п.). Названия располагаются по горизонтали и по вертикали.
* Дан набор слов, надо выписать вторую букву каждого слова – должна получиться строка из хорошо известного стихотворения.
3. Задания на развитие различных аспектов памяти.
* В 4 квадратах определённым образом расставлены точки (фигуры). Ребёнок должен внимательно посмотреть на эти квадраты и постараться запомнить расположение точек (фигур) в течение 30 с. Затем закрыть и попробовать точно так же расставить эти точки (фигуры) в пустых квадратах.
* Прочитать слова, постараться их запомнить. Закрыть их листом бумаги и письменно ответить на вопросы («Сколько букв в предпоследнем слове?», «Сколько слов заканчивалось на согласную?» и т.д.).
* Рассмотреть в течение 10 с. рисунки, запомнить их расположение, форму, детали. Затем закрыть рисунки и только после этого прочитать вопросы и ответить на них («На какой странице открыта книга?», «В какую сторону смотрит собака?»).
* Прочитать внимательно один раз 10 пар слов, попытаться их запомнить. Затем закрыть и попробовать по памяти написать второе слово из каждой пары.
* Перед учащимися 9 фигур, которые они должны запомнить. Затем надо закрыть таблицу с фигурами и попробовать их узнать среди 25 фигур на другой таблице.
4. Пространственно – ориентационные задания, развитие зрительно – моторной координации, развитие умения копировать образец.
«Нарисуй по точкам» -
«Повтори фигуру», «Нарисуй такую же фигуру, но в зеркальном отражении» -
«Дорисуй по клеточкам» -
«Восстанови рисунок по коду» - построить указанные точки по их координатам и последовательно соединить ломаной линией, чтобы получился рисунок.
5. Развитие речи, обогащение словарного запаса.
* «Подбери выражения» - подобрать с помощью стрелочек выражения, противоположные по значению. (Например, «Светло, хоть иголки собирай» - «Ни зги не видно»).
* «Составь пару» - соединить с помощью стрелочек предложения с совпадающими по значению словами и выражениями. (Например,«Глаза на лоб лезут» - «Сильно удивляться»).
* «Найди антонимы» - два слова в каждом ряду являются противоположными по своему значению в большей степени, чем остальные. Надо найти эти антонимы и выписать их.
* «Запиши одним словом» - заменить выражения одним глаголом. (Например, «путаться под ногами - ……», «водить за нос - ………).
* «Восстанови рассказ» - в текст надо вставить пропущенные слова так, чтобы получился рассказ на определённую тему.
* «Расшифруй предложения» - в предложениях перепутались слова, следует восстановить их порядок и прочитать предложения.
* «Допиши стихотворение» - вставить в стихотворение подходящие по смыслу предлоги.
* «Найди слова в слове» - составить их букв данного слова новые слова (буквы в слове не повторять, составлять только имена существительные).
* «Закончи выражения», «Допиши пословицу» - дано начало «крылатой фразы», ученик должен дописать вторую часть фразы и объяснить её значение. (Например, «набрать в рот…..», «не успел глазом …….»).
* «Наоборот» - написать слова, которые имеют противоположный смысл данным.
* «Крылатые выражения» - объяснить одним словом, что обозначают данные выражения. (Например, «Бить баклуши», «Намылить шею», «Витать в облаках»).
* «Подбери слово» - подобрать слово, которое подходит к каждому выражению. Объяснить смысл данных выражений. (Например, «Сбыть с …….», «Как в ….. канул», «Мастер на все …..», «Много ….. утекло).
* «Составь пару» - подобрать имя существительное к имени прилагательному. (Например, «апельсиновый……..», «пчелиный …….», «чайная ……»).
* «Допиши определения» - дописать определения, вставляя подходящие по смыслу слова. (Например, «Берлога-это дом для ……………». «Москвич-это ………. Москвы»).
* «Получи новое слово» - вставить любые буквы так, чтобы получились новые слова. (Например, «…. ….. бра, …. …… …… очки).
Общие рекомендации по проведению занятий
* Занятия по развитию познавательных процессов могут быть эффективными только при условии их систематического проведения (как минимум 1 раз в неделю).
* При проведении занятий очень важно, чтобы все ученики правильно понимали инструкцию.
* Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, учитель только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей.
* Необходимо четко соблюдать время предъявления тестового материала, где это обусловлено инструкцией.
Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Многие задания из класса в класс повторяются, на всё более усложняющемся материале. Сильные дети могут работать с книгой индивидуально. Перед каждым заданием даётся краткая инструкция, а учитель контролирует, правильно ли ребёнок его выполнил. В учебно-методическом комплекте используются задания разной сложности, поэтому удаётся включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес, так для них можно подобрать задания, которые они могут решить успешно. В конце года рекомендуется провести конкурс-смотр на лучшую книгу, сделать выставку. Объявить об этом следует на первом же занятии, чтобы каждый ребёнок был заинтересован в лучшем результате. По усмотрению учителя некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть каждый ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее. Все задания, представленные в пособии, допускают творческое отношение к ним учителя: изменение хода заданий в плане обогащения, усложнения процедуры выполнения; внесение дополнительных игровых моментов в ход работы.
Многие задания могут вызвать затруднения, так как не встречаются в учебной деятельности, поэтому каждое досконально разбирается. Только когда будет сформировано устойчивое и последовательное умение устанавливать логические ассоциации, можно будет переходить к заданиям для самостоятельной работы.
Техническое обеспечение программы
Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребёнку необходимо иметь: пособие «Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» (2,3,4 класс), простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчёркивать, рисовать, писать.
Список литературы
Литература, использованная для составления книги
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» детей ОВЗ
1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн, 2002.
2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
3. Волшебные картинки. – ИП Бурдина С.В. г. Киров, 2005
4. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2001
5. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007
6. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2. ИП Бурдина С.В. г. Киров
7. Тетрадь для рисования. Развитие творческих= способностей. Часть 1, 2. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В –КОГУП «Кировская областная типография», 2005
8. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007
9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2007
10. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. ГРАФЕМИКА. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2006
Литература, использованная для составления книги
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» 2 класс
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
2. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 2 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2002.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
4. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006
5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2003
6. Игра – занятие «Умные клеточки – 2». ОАО «Радуга», 2004, г. Киров
7. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
8. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007
9. Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
10. Леонова Н.В. Лучшие развивающие игры для детей от 7 до 11 лет. – М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ. XXI век», 2007
11. Соколова Т.Н. Школа развития речи: Курс «Речь»: Методическое пособие. 2 класс. – М.: Росткнига, 2007
12. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004.
13. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2. ИП Бурдина С.В. г. Киров
14. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998
15. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (7 – 8 лет) / Методическое пособие, 2 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007
16. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2007
Литература, использованная для составления книги
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» 3 класс
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. 2-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2002
3. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Развитие творческих способностей. 1, 2 части. Киров, 2004.
5. Зак А.З. Как развивать логическое мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет. 2-е изд., испр. И доп. М.: АРКТИ, 2003
6. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007
7. Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
8. Ратанова Т.А. Общая психология. Диагностика умственных способностей детей. М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998
Литература, использованная для составления книги
«Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения» 4 класс
1. Анисимова Н.П., Винакова Е.Д. Обучающие и развивающие игры: 1-4 классы. М.: Первое сентября, 2004
2. Бабкина Н.В. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. 2-е изд., доп. М.: АРКТИ, 2002
3. Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д. Рисуем на клеточках. Транспорт. – М.: Айрис – пресс, 2007.
4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей. М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.
5. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Развивающие задачи. Упражнения. Задания. Книга 3. – М.: РОСТ, Скрин, 1998
6. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Книга 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998
7. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Книга 5. – М.: Росткнига, 1999
8. Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Книга 6. – М.: Росткнига, 2002.
9. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 3 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн – Пресс, 2004.
10. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 4 класс: Рабочая тетрадь. М.: ООО «Издательство «Росмэн – Пресс», 2003.
11. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
12. Волшебная клеточка, прописи. – М.: Издательство «Адонис», 2006.
13. Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО, 2006
14. Голубкова Г. 365 задач для эрудитов. - М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2006.
15. Дьячкова Г.Т. Математика. 2-4 классы: олимпиадные задания. - Волгоград: Учитель, 2006
16. Зак А.З. Совершенствование познавательных умений у детей 5 – 12 лет. – М.: Московский психолого – социальный институт: Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999.
17. Козлова М.А. Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
18. Королёва Е.В. Предметные олимпиады в начальной школе. Математика. Русский язык. Литература. Природоведение: Методические рекомендации для руководителей образовательных учрежедний. – М.: АРКТИ, 2005.
19. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007
20. Крупенчук О.И. Рисуем по клеточкам. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
21. Ратанова Т.А. Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998
22. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2004.
23. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2007
24. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для младших школьников: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1998
25. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 2006
26. Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис – пресс, 2007.
27. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (9 – 10 лет) / Методическое пособие, 4 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007
28. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (8 – 9 лет) / Методическое пособие, 3 класс. - 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2007
29. Шведова Л.М. Развитие логического мышления, сообразительности, воображения и интеллекта. – Ростов - на – Дону: ООО «Удача», Москва: ЗАО «БАО – ПРЕСС», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подрос...
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
Коррекционно-развивающее занятие по психологии "Сказочное путешествие в волшебную Страну"
Данное занятие было выбрано с учётом индивидуальных возможностей и способностей учащихся.Была поставлена цель: Создание дружеской атмосферы между участниками, установление положительных эмоциона...
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий по русскому языку для 8 класса (для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по специальным коррекционным программам VII вида)
В учебной деятельности предусмотрено использование учебного комплекса:В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Теория. 5 – 9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендован...
Программа коррекционно-развивающего обучения по методике «Путешествие по стране сказок»
Программа рассчитана на развитие эмоционально-личностной и коммуникационной сфер, психических процессов, мотивационной сферы, нравственной сферы....
Коррекционно – развивающее занятие в 1 -4 группе: «Путешествие в страну здорового питания».
закреплять представления детей о значении для здоровья санитарно–гигиенических мероприятий, формировать представления о причине некоторых заболеваний–микробах....