Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации "Я выбираю жизнь".
рабочая программа на тему
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_programma.docx | 37.85 КБ |
Предварительный просмотр:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
- Теоретическое обоснование проблемы.
Актуальность.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди детей и подростков. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов к их проблемам и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, могут помочь избежать трагедий.
Основной контингент учащихся учебно-образовательного учреждения VIII вида - дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из «группы риска», дети-сироты и социально-незащищенной сферы населения с различными нервными и психическими заболеваниями, которые нуждаются в своевременной специализированной помощи.
Дети и подростки с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) характеризуются состояниями повышенной тревожности, неуверенным поведением, с депрессивными состояниями, суицидальными мыслями, моральной незрелостью, неспособностью тормозить свои желания, повышенной внушаемостью, импульсивностью и неправильными формами поведения.
Эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на развитие личности, укрепление и совершенствование психологического здоровья, нормализацию межличностных отношений, на развитие чувства собственного достоинства и преодоление неуверенности в себе, на мышечную релаксацию и на включение механизмов саморегуляции, на помощь детям оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это обусловило разработку данной коррекционной программы.
Новизна данной программы заключается в том, что программа составлена на основе проведённого психодиагностического обследования подростков с ОВЗ (98 чел.) в коррекционных классах МБОУ СОШ №17 (VII вида), за период с декабря 2010г. - по май 2012г. В результате психодиагностики были выявлены имеющиеся у детей проблемы, их индивидуальные особенности и склонности личности: неумение устанавливать контакт со сверстниками, нарушение межличностного общения, зависимость от настроений, неумение контролировать свои эмоции и поведение, неумение противостоять стрессу, низкая самооценка, неуверенность в себе.
Психологическая диагностика проводилась как индивидуально, так и с группами обучающихся. Составленная база данных по имеющимся проблемам определила направление психологической помощи с данным контингентом учащихся и легла в основу разработки тем коррекционной программы. Содержание данной программы базируется на комбинаторной основе в соответствии с методическими рекомендациями следующих авторов: Анн. Л [2], Вачков И.[4], Дубровина И.В[9], Фопель К.[27] и другие.
Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.
Условия реализации программы:
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 14-16 лет. Состав групп формируется по выявленным типичным проблемам и не меняется на протяжении всего цикла программы.
Занятия проводятся не позднее 14.00, так как для детей с ОВЗ характерна высокая степень истощаемости, которая может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. В любом случае происходит быстрая потеря интереса к работе и снижение работоспособности.
Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую помощь подростку в его саморазвитии.
Психокоррекционный процесс рассчитан на его реализацию в течение учебного года и представляет цикл занятий 17 часов. Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 40 минут. Частота занятий – 1-2 раза в неделю. Занятия проводится в изолированном, просторном кабинете психолога, помещение площадью не менее 25–30 м2, чтобы одновременно в нём могли находиться до 12 человек и работа проходила в комфортных условиях.
Реализация данной программы обязательно сопровождается консультативной и просветительской работой с педагогами и родителями.
Программа практических занятий состоит из трёх блоков:
1. Развитие коммуникативных навыков «Среди людей» – создание благоприятных условий для работы группы, снятие напряжения, раскрепощение и объединение подростков, формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию. Участники учатся отстаивать свои интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс.
2. Эмоциональная поддержка «Мои эмоции» – расширение знаний о чувствах и эмоциях, развитие способности и безоценочного принятия, умения отреагировать эмоции, формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций.
3. Отработка навыка уверенного поведения «Я смогу, я сделаю» – обучение подростков навыкам уверенного поведения, повышение самооценки, формирование свойств и качеств личности, уверенных в себе людей.
Основные цели и задачи программы.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
- создание устойчивой оптимистической установки на преодоление стресса;
- выработка механизмов саморегуляции на основе сознательного волевого усилия;
- формирование устойчивой положительной самооценки и уверенного поведения;
- создание психологического настроя на дальнейшую деятельность.
Приёмы формы и методы работы по реализации программы:
Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:
- ритуал приветствия,
- разминку,
- основное содержание,
- рефлексию по поводу данного занятия,
- ритуал прощания.
В ходе работы используются:
- игровые методы,
- метод группового обсуждения,
- ролевые игры,
- работа в парах и тройках,
- арт-терапия в различных её видах: рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание,
- сказкотерапия,
- метод аутогенной тренировки,
- психогимнастика.
После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.
Все занятия имеют цели:
- познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;
- регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;
- коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.
Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.
Перечень средств, необходимых для реализации программы.
Аппаратные средства
- Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
- Мультимедиа-проектор.
Неаппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)
- Функционально-ориентированные игрушки и пособия.
- Арсенал для техники АРТ-терапии ( сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, баночки для воды, восковые карандаши, пластиллин).
- Таблицы и рисунки, раздаточный материал на каждого ученика – наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. д.;
- Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами).
- Тетради для творческих работ учащихся.
- Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
Ожидаемые результаты:
Организованная психологическая работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
- ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Психологическая помощь подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. «Я выбираю жизнь».
РАЗДЕЛ I. Развитие коммуникативных навыков
«Среди людей» (6 часов).
- Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались.
- Мы команда.
- Сплочение и доверие.
- Тренинг как форма повышения толерантности.
- Общение в моей жизни.
- Взаимоотношение с друзьями.
РАЗДЕЛ II. Эмоциональная поддержка «Мои эмоции» (6 часов).
- Как избавиться от стресса.
- Я ушёл в свою обиду.
- Пути решения конфликтов.
- Работа с собственным эмоциональным состоянием.
- Круг помощи.
- Мысли, чувства, поведение.
РАЗДЕЛ III. Отработка навыка уверенного поведения «Я смогу, я сделаю» (5 часов).
- Можно ли научиться управлять собой.
- Проблемы можно решать.
- Просто поверь в себя.
- Как добиться успеха.
- Я могу собой гордиться.
ИТОГО: 17 часов
III. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Нормативные документы
- Закон об образовании РФ.
- Конвенция о правах ребёнка
- Федеральная программа развития образования. 2000г.
- Учебные стандарты школ России. М.: Прометей, 1998г.
- Государственный образовательный стандарт (НРК), 1999г
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МО № 373, от 6.10.2009г.).
Список литературы, использованной при разработке программы:
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушением умственного развития: Автореф. дисс. д-ра психол. наук. М., 1989.
- Анн. Л. Психологический тренинг с подростками /- СПб.: Питер, 2001.
- Борщевицкая Л. Психологический час «Как научиться жить без драки» // Школьный психолог, 2006, №10.
- Вачков И. Как работать с агрессией. – М., 2001 г.
- Вроно Е.М. Предотвращение самоубийства подростков. Руководство для подростков.
- Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
- Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. 1986.
- Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
- Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми – М., 1999 г.
- Ефремов В. С. Е92 Основы суицидологии. - СПб.: «Издательство «Диалект», 2004. - 480 с:
- Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М.: Медицина, 1982.
- Меннингер К. Война с самим собой. Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - М., 1996 г.
- Дубровина И.В. Руководство практического психолога. - М., 1999г.
- Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. — 2-е изд., стер. — М.: Смысл, 2005. - 182 с.
- Малкина-Пых, И.Г. Возрастные кризисы. Справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - Москва, «Эксмо», 2004.
- Мамайчук И.А. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. .
- Практическая психология в тестах - М., 2005 г.
- Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. Агрессивное поведение. Коррекция поведения. – М., 2006 г.
- Прихожан А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы работы школьного психолога. М., 1990.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога (1-2 часть), - М., 2004 г.
- Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей диагностика, коррекция, психопрофилактика М. 2001.
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «Феникс». 2004.
- Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006.
- Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1997 г.
- Фопель Клаус: Как научить детей сотрудничать? Издательство: Генезис, 2010 г.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – М., 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»
Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...
ПРОГРАММА профилактических занятий по преодолению кризисных состояний у учащихся вечерней школы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации «Мир начинается с тебя!»
Данная программа предполагает оказание психологической помощи подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в преодолении кризисов.Программа составлена на основе материалов курса Шнейдер Л.Б. «Кр...
Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации
Психологическая поддержка подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации 1. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.2. Помоги...
Работа в группе: формирование у подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, навыков взаимодействия со сверстниками.
Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит подростка к стремлению осознать и развить св...
Рабочая программа психолого-педагогической направленности "Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, посредством применения арт-терапии (с использованием игротерапии и метафорических ассоциативных карт)".
Аннотация к программе. Пояснительная записка. Список использованной литературы....