Программа внеурочной деятельности социальной направленности "Мир психологии" для учащихся 6-7 классов
методическая разработка по психологии (6, 7 класс)
Дополнительная общеобразовательная программа под названием «Мир психологии» отнесена к программам внеурочной деятельности социальной направленности. Ее цель и задачи направлены на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.
Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется тем, что младший подростковый период – это важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно - личностное общение, поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе, овладеть навыками гармоничного межличностного общения .Это является важнейшими условиями нормального психологического развития детей. Эти обстоятельства обуславливают актуальность и педагогическую целесообразность данной программы.
Программа ориентирована не на получение систематизированных углубленных знаний в области психологии, для которых у подростков отсутствует необходимая мотивация. Данная программа направлена на формирование компетентностей в сфере ведущего вида деятельности, свойственного именно данному возрасту. Смысловым ядром программы является проблематика самопознания, которая обеспечивает познание подростком своих индивидуальных психологических особенностей, формирование плодотворных отношений с окружающими людьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneurochnoy_deyatelnosti_mir_psihologii_6-7_kl_.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовое обеспечение программы
1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р;
4.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821- 10).
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями) (далее – ФГОС основного общего образования).
7.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»
8.Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
9.План внеурочной деятельности МБОУ
- Уровень освоения : стартовый
- Направленность
Дополнительная общеобразовательная программа под названием «Мир психологии» отнесена к программам внеурочной деятельности социальной направленности. Ее цель и задачи направлены на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.
- Актуальность и педагогическая целесообразность
Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательной программы определяется тем, что младший подростковый период – это важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно - личностное общение, поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе, овладеть навыками гармоничного межличностного общения .Это является важнейшими условиями нормального психологического развития детей. Эти обстоятельства обуславливают актуальность и педагогическую целесообразность данной программы.
- Новизна
Восприятие подростка в первую очередь нацелено на те явления и процессы, которые непосредственно связаны с его жизнью, поэтому вызывают интерес. Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Мир психологии» заключается в ориентации на потребности подростка, на формирование практически полезных знаний, умений и навыков, необходимым для успешного овладения ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе развития
- Отличительные особенности
Программа ориентирована не на получение систематизированных углубленных знаний в области психологии, для которых у подростков отсутствует необходимая мотивация. Данная программа направлена на формирование компетентностей в сфере ведущего вида деятельности, свойственного именно данному возрасту. Смысловым ядром программы является проблематика самопознания, которая обеспечивает познание подростком своих индивидуальных психологических особенностей, формирование плодотворных отношений с окружающими людьми. Программа носит практико -ориентированный характер.
Адресат программы
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 11-14 лет, Условия набора обучающихся: принимаются все желающие. Наполняемость в группе составляет 15 человек
Объём программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения –35 часов; 2 год обучения 35 часов;
Формы обучения и виды занятий выбраны исходя из их выраженной практической направленности. Методика обучения, используемая в реализации данной программы представляет собой единство различных форм и методов: беседы -диалоги, игра деловая, игра сюжетно -ролевая, дискуссия, обсуждение, активные и игровые формы обучения, тренинг и др. Она должна способствовать формированию у подростков собственного мнения, умению его высказывать и обосновывать, приобретению дополнителольных навыков общения.
Режим занятий
На 1-м году обучения занятия проводятся один час в неделю (один раз по 1 часу), на 2-м году обучения – один час в неделю (один раз по 1 часу)
Цель программы «Мир психологии» - помочь подросткам в плодотворной социальной адаптации через овладение психологическими знаниями и навыками самопознания, культуры общения, формирование компетентностей, предусмотренных требованиями ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, развитие универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, когнитивных.
Задачи программы:
Обучающие
- сформировать соответствующие психологические компетентности, необходимые для успешной адаптации и межличностного общения в детском коллективе,
- сформировать понимание психологических различий между людьми, причин возникновения межличностных конфликтов и путей их разрешения,
- сформировать представления о культуре общения через знакомство обучающихся с методиками гармоничного межличностного общения и правилами современного этикета,
- вызвать интерес к проблемам самопознания,
- познакомить обучающихся с приемами самопознания и самовоспитания.
Развивающие
- формировать у обучающих способности к осуществлению когнитивных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
- помочь развитию у обучающихся умений и навыков самопознания, самоанализа, общения,
- способствовать овладению навыками построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов
- помочь учащимся познать свои индивидуальные психологические особенности, их проявление в процессе обучения и межличностного общения
Воспитательные
- формировать у школьников потребность в самопознании, самовоспитании, стремления к сотрудничеству и плодотворному взаимодействию с другими людьми.
- формировать у учащихся толерантное отношение к окружающим людям
- способствовать формированию у учащихся личностных компетентностей, обеспечивающих плодотворную социальную адаптацию
- Планируемые результаты
Личностные результаты
- обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;
- формирование ответственного отношения к учению;
- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
Метапредметные результаты - развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах возможностей и потребностей подростка, развитие коммуникативных способностей, развитие познавательной, волевой и эмоциональной сферы
Предметные результаты
Предметными результатами освоения программы «Мир психологии» являются следующие знания и умения:
- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;
- знание правил работы в тренинговой группе;
- знание способов разрешения конфликтных ситуаций;
- умения вести конструктивный диалог;
- умение определять жизненные цели и задачи.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;
- вести конструктивную беседу;
- учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;
- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Самопознание | 2 | 1 | 1 | |
2 | Самооценка | 3 | 1 | 2 | |
3 | Темперамент | 5 | 2 | 3 | |
4 | Характер | 9 | 4 | 5 | |
5 | Культура общения | 16 | 6 | 10 | |
Всего | 35 | 14 | 21 |
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 года обучения.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Личность и её проявление | 7 | 3 | 4 | |
2 | Эмоциональный мир личности. | 8 | 4 | 4 | |
3 | Психология общения | 11 | 5 | 6 | |
4 | Психология влияния | 9 | 4 | 5 | |
| Всего | 35 | 16 | 19 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Первый год обучения
Раздел 1. Самопознание
Теория: Введение в курс «Мир психологии».Понятие о психологии общения. Необходимость самопознания. Навыки работы в группе.
Практика: Актуализация и отработка правил работы в группе. Игры на знакомство.
Раздел 2. Самооценка
Теория: Понятие о самооценке, ее формировании и роли в развитии личности человека.
Практика: Заполнение диагностических опросников «Самооценка», игры и упражнения на повышение самооценки
Раздел 3. Темперамент
Теория :Индивидуальные психологические особенности личности. Тип темперамента.
Практика: Беседа – игра «Какой Я»,Определение учащимися своего типа темперамента.
Раздел 4. Характер
Теория :Понятие о характере человека, его формировании и роли в жизни человека.
Практика: Беседа – игра «Какой Я», Определение учащимися своих черт характера
Раздел 5. Культура общения
Теория :Понятие о взаимоотношениях людей. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимоотношения со взрослыми. Дружба. Конфликты и их роль в общении. Психологически трудные ситуации. Правила эффективного общения.
Практика: Отработка полученных знаний по конфликтологии и эффективному общению в ролевых играх и в тренинговых упражнениях.
Второй год обучения
Раздел 1. Личность и ее проявления
Теория: Понятие о личности. Социальные роли. Интересы, склонности, потребности личности. Речь как отражение личностных проявлений.
Практика: Работа с опросным листом «Кто Я?», выполнение рисуночного теста «12 клеточек» , игры на проработку социальных ролей, анализ высказываний писателей, поэтов, ученых о личности человека.
Раздел 2. Эмоциональный мир личности.
Теория: Понятие характера, темперамента, эмоциональных состояний; внешние выражения эмоций; индивидуальные различия в эмоциональной жизни
Практика: Тест на определение темперамента. Ролевые игры и упражнения на отработку эмоционального состояния. анализ высказываний писателей, поэтов, ученых о эмоциональных проявлениях человека. Дискуссия «Можно ли поменять характер»
Раздел 3. Психология общения
Теория: Понятие общения , его функции. Составляющие общения. Вербальное и невербальное общение.
Влияние общения на отношения между людьми. Понятие о дружбе, симпатии и любви. Конфликты и их роль в общении. Правила успешного общения.
Практика: Упражнения и игры на правила общения, способов передачи информации. Отработка игровых ситуаций по этикету. Игры и упражнения на отработку конфликтных ситуаций. Анализ высказываний писателей, поэтов, ученых об общении между людьми.
Раздел 4. Психология влияния
Теория: Понятие о восприятии человека человеком. Психология группы, толпы. Авторитет, Манипуляции. Влияние моды и рекламы на поведение человека.
Практика: Отработка игровых ситуаций , игра - интервью «Авторитет», выполнение тестовых заданий.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата проведения | Причина изменения даты | |
По плану | Фактически | ||||||
1 | Вводное занятие. Введение в курс «Мир психологии». | 1 | Лекция, беседа | ||||
2 | Познай себя. Необходимость самопознания | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
3 | Самооценка человека. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
4-5 | «Сказка о трех волшебных зеркалах» И. Вачкова. Обсуждение сказки. | 2 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
6 | Индивидуальные психологические особенности личности. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | тестирование | |||
7 | Тип темперамента | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
8 | «Сказка о типах темперамента» И. Вачкова. Обсуждение сказки. | 1 | Беседа, практическое занятие | ||||
9 | «Какой Я?». | 1 | Беседа, практическое занятие | ||||
10 | Определение учащимися своего типа темперамента. | 1 | Практическое занятие | тестирование | |||
11 | Характер человека. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
12-13 | «Сказка о деревьях-характерах» И. Вачкова. Обсуждение сказки. | 2 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
14 | «Какой Я?». | 1 | Беседа, практическое занятие | ||||
15-17 | Определение учащимися своих черт характера | 3 | Беседа, практическое занятие | тестирование | |||
18 | «Я не такой, как все, и все мы разные». | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
19 | «Моя Вселенная» | 1 | Беседа, практическое занятие | ||||
20 | Что такое общение | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
21 | Я и мой класс | 1 | Лекция, беседа, | ||||
22 | Умение понимать своих сверстников.. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
23 | Дружба. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
24 | Умение понимать старших. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
25 | Трудности в общении с взрослыми людьми. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
26 | Мои отношения с родителями. Как обратиться с просьбой. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
27 | Конфликт | 1 | Лекция, беседа, | ||||
28 - 29 | Мое поведение в психологически трудной ситуации | 2 | Лекция, беседа, | ||||
30 | Как построить хорошие отношения с другими людьми.. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
31 | Правила общения с окружающими людьми | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
32 | Мой день рождения: как подготовить праздник, принимать гостей и подарки. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие |
| |||
33 - 34 | Творческая работа «Мои правила общения между людьми». | 2 | Практическое занятие | ||||
35 | Итоговое занятие. Обсуждение «Что мне дает изучение психологии». | 1 | беседа | Итоговое занятие |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Второй год обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | Дата проведения | Причина изменения даты | |
По плану | Фактически | ||||||
1 | Понятие о личности. | 1 | Лекция, беседа | ||||
2 | Личность и общество. Социальные роли. | 1 | Лекция, беседа | ||||
3 | Интересы, склонности, потребности личности. Мастерская «В каждом человеке солнце» | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
4 | Достоинство – что это значит? | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
5 | «Цвет моей души» | 1 | |||||
6 | Наш дар бесценный - речь | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие |
| |||
7 | В человеке должно быть всё прекрасно | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | Итоговое занятие | |||
8 | Характер и темперамент личности. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие |
| |||
9 | Что такое нравственность? | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие |
| |||
10 | Добро. | 1 | Беседа, практическое занятие | ||||
11 | Жизнь. | 1 | Беседа, практическое занятие | ||||
12 | Чувства. | 1 | Беседа, практическое занятие | ||||
13 | Душа. | 1 | Беседа, практическое занятие |
| |||
14 | Благодарность. | 1 | Беседа, практическое занятие | ||||
15 | Гордость. | 1 | Беседа, практическое занятие | Итоговое занятие | |||
16 | Зачем нам общение? Ценность человеческого общения | 1 | Лекция, беседа, | ||||
17 | Искусство говорить. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
18 | Общение без слов. Аудио визуальное общение. | 1 | Лекция, беседа, | ||||
19 | Правила успешного общения. Д.Карнеги и его советы. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
20 | Психология симпатии. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
21 | Любовь и взаимность. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
22 | Психология конфликта. Ситуация конфликта и выход из неё. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
23 | Психология конфликта. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
24 | Имидж. | 1 | Лекция, беседа, | ||||
25 | Хорошие манеры. «Этикетка» | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
26 | Факультет забытых истин. | 1 | Беседа. Игра | ||||
27 | Ощущение и восприятие. | 1 | Лекция, беседа, | ||||
28 | Восприятие человека человеком. | 1 | Лекция, беседа, | ||||
29 | Способы манипуляции. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
30 | Авторитет. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие | ||||
31 | Психология группы, толпы. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие |
| |||
32 | Мои качества. | 1 | Лекция, беседа, практическое занятие |
| |||
33 | Что такое одиночество? | 1 | Лекция, беседа, | ||||
34 | Человек и мода. Хороший вкус. | 1 | беседа | ||||
35 | Творческая работа «мир психологии» | 1 | Практическое занятие | Итоговое занятие |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
-учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: шкаф для хранения учебной литературы, наглядных пособий;
- технические средства обучения:компьютер, мультимедиа-проектор;
- методическое обеспечение: наличие дидактических материалов для проведения игр и упражнений
- учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш, набор цветной бумаги, альбом и т.п.)
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов, тестирования, активности обучающихся на занятиях, итоговая творческая работа.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
- разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций;
- рекомендации по проведению практических работ;
Методическое сопровождение учебной работы педагога:
- мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;
методика диагностики (стимулирования) творческой активности обучающихся;
- авторские методики проведения занятия по конкретной теме;
- методы обновления содержания образовательного процесса;
воспитательной работы педагога:
- методика формирования коллектива;
- методика выявления неформального лидера в коллективе;
- методика организации воспитательной работы;
работы педагога по организации учебного процесса:
- методика комплектования учебной группы;
-методика анализа результатов деятельности;
массовой работы:
- методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);
Учебно-методическая литература для учителя
- Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. - СПб., 1996
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992
- Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997
- Васильченко К.В. «Путешествие в страну «Я», - Д.: Сталкер, 1998.
- Вачков И. В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек Издательство: Ось-89, 2001.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск, М., 1997
- Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.
- Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб., 1997
- Игры для интенсивного обучения /под ред. В.В.Петрусинского.- М.: Прометей, 1991
- Изард К. Эмоции человека. М., 1980
- Классные часы: 5 класс / А.В. Давыдов. – М.: ВАКО, 2010
- Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Академия, 2001
- Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 1998
- Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000
- Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.- М.: Айрис пресс, 2003
- Фопель К. Энергия паузы. - М., 2004
Рекомендуемая литература для учащихся
- Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис, 2012. – 424с.
- А. Грецов «Практическая психология для девочек», Издательский дом «Питер», 2006
- А. Грецов «Практическая психология для мальчиков», Издательский дом «Питер», 2006
- Токарева В.С. Нам нужно общение. – М.: АСТ, 2008, - 480с.
- Энциклопедия для детей. Том 18, часть 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. – М., 2002.
Электронные ресурсы
- Зузенок Ю. Уроки психологии в школе (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.psylesson.ru
- Наумова Ж.Л. Упражнения по коррекции общения среди младших школьников (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/49/30116/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов
Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....
Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Очумелые руки» для учащихся 6-7 классов
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельно...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов
Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности Традиции руского воинства учащихся 5-11 классов
Данная программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении. Основная линия программы - формирование активной, патриотиче...