Программа внеурочной деятельности социальной направленности "Мир психологии" для учащихся 6-7 классов
методическая разработка по психологии (6, 7 класс)

Дополнительная общеобразовательная программа под названием «Мир психологии» отнесена к программам  внеурочной деятельности социальной  направленности. Ее цель и задачи направлены    на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития    коммуникативной,    социально    успешной    личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.

Актуальность предлагаемой  дополнительной общеобразовательной программы  определяется тем, что младший подростковый период – это важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д.  Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно - личностное общение, поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе, овладеть навыками гармоничного межличностного общения .Это является важнейшими условиями нормального психологического развития детей. Эти обстоятельства обуславливают актуальность и педагогическую целесообразность данной программы.

 Программа ориентирована не на получение систематизированных углубленных знаний в области  психологии, для которых у подростков отсутствует необходимая мотивация. Данная программа направлена на формирование компетентностей  в сфере ведущего вида деятельности, свойственного именно данному возрасту. Смысловым ядром программы является проблематика самопознания, которая обеспечивает познание подростком своих индивидуальных психологических особенностей, формирование плодотворных отношений с окружающими людьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовое обеспечение программы

1.Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012  № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» ;

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726-р;

4.Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;

5. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10»  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821- 10).

 6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями) (далее – ФГОС основного общего образования).

     7.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации  от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об   организации внеурочной деятельности при введении Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»

8.Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения  

9.План  внеурочной деятельности МБОУ  

  • Уровень освоения  : стартовый

  • Направленность  

Дополнительная общеобразовательная программа под названием «Мир психологии» отнесена к программам  внеурочной деятельности социальной  направленности. Ее цель и задачи направлены    на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития    коммуникативной,    социально    успешной    личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.

  • Актуальность и педагогическая целесообразность

Актуальность предлагаемой  дополнительной общеобразовательной программы  определяется тем, что младший подростковый период – это важнейший этап жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Несмотря на разницу социально-культурного окружения, почти все подростки с особой остротой переживают свое взросление, заявляя об этом через агрессию, непослушание, алкоголь, школьные трудности и т.д.  Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является интимно - личностное общение, поэтому так важно, чтобы у детей была возможность поговорить о себе, исследовать себя, получить новые знания о себе, овладеть навыками гармоничного межличностного общения .Это является важнейшими условиями нормального психологического развития детей. Эти обстоятельства обуславливают актуальность и педагогическую целесообразность данной программы.

  • Новизна  

Восприятие подростка в первую очередь нацелено  на те явления и процессы, которые непосредственно связаны с его жизнью, поэтому вызывают интерес. Новизна дополнительной общеобразовательной программы  «Мир психологии» заключается в ориентации на потребности подростка, на формирование практически полезных знаний, умений и навыков, необходимым для успешного овладения  ведущим видом деятельности на данном возрастном этапе развития

  • Отличительные особенности

 Программа ориентирована не на получение систематизированных углубленных знаний в области  психологии, для которых у подростков отсутствует необходимая мотивация. Данная программа направлена на формирование компетентностей  в сфере ведущего вида деятельности, свойственного именно данному возрасту. Смысловым ядром программы является проблематика самопознания, которая обеспечивает познание подростком своих индивидуальных психологических особенностей, формирование плодотворных отношений с окружающими людьми. Программа носит практико -ориентированный характер.

Адресат программы

 

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы 11-14 лет,   Условия набора обучающихся: принимаются все желающие. Наполняемость в группе составляет  15 человек

Объём программы

  Программа рассчитана на 2 года обучения. 1 год обучения –35 часов; 2 год обучения 35 часов;

Формы обучения и виды занятий    выбраны исходя из их выраженной практической направленности.   Методика обучения, используемая в реализации данной программы представляет собой единство различных форм и методов: беседы -диалоги, игра деловая, игра сюжетно -ролевая, дискуссия, обсуждение, активные и игровые формы обучения, тренинг и др. Она должна способствовать формированию у подростков собственного мнения, умению его высказывать и обосновывать, приобретению дополнителольных навыков общения.

Режим занятий

На 1-м году обучения занятия проводятся  один час  в неделю (один раз  по 1 часу), на 2-м году обучения – один час  в неделю (один раз  по 1 часу)

 Цель программы «Мир психологии» - помочь подросткам  в плодотворной социальной адаптации через овладение психологическими знаниями и навыками самопознания, культуры общения, формирование компетентностей, предусмотренных требованиями ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения, развитие универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, когнитивных.

Задачи программы:

Обучающие

  • сформировать соответствующие психологические компетентности, необходимые для успешной адаптации и межличностного общения в детском коллективе, 
  • сформировать понимание психологических различий между людьми, причин возникновения межличностных конфликтов и путей их разрешения,
  • сформировать представления о культуре общения через знакомство обучающихся с методиками гармоничного межличностного общения и правилами современного этикета,
  • вызвать интерес к проблемам самопознания,
  • познакомить обучающихся с приемами самопознания и самовоспитания.

Развивающие

  • формировать у обучающих способности к осуществлению когнитивных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий.
  • помочь развитию у обучающихся умений и навыков самопознания, самоанализа, общения,
  • способствовать овладению навыками построения гармоничных межличностных отношений, разрешения и профилактики конфликтов
  • помочь учащимся познать свои индивидуальные психологические особенности, их проявление в процессе обучения и межличностного общения

Воспитательные  

  • формировать у школьников потребность в самопознании, самовоспитании, стремления к сотрудничеству и плодотворному взаимодействию с другими людьми.
  • формировать у учащихся толерантное отношение к окружающим людям
  • способствовать формированию у учащихся личностных компетентностей, обеспечивающих плодотворную социальную адаптацию

  • Планируемые результаты

  Личностные результаты

- обучающийся получит возможность для формирования внутренней позиции школьника;

- формирование ответственного отношения к учению;

- готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании обучения и познания;

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности

Метапредметные результаты - развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах возможностей и потребностей  подростка, развитие коммуникативных способностей,  развитие познавательной, волевой и эмоциональной сферы

Предметные результаты

 Предметными результатами освоения программы  «Мир психологии» являются следующие знания и умения:

- знание индивидуальных и эмоциональных особенностей людей;

- знание правил работы в тренинговой группе;

-  знание способов разрешения конфликтных ситуаций;

- умения вести конструктивный диалог;

- умение определять жизненные цели и задачи.

Учащиеся  получат возможность научиться:  

- понимать себя, свои желания, мечты, ценности;

- вести конструктивную беседу;  

- учитывать мнение других людей при взаимодействии, вставать на сторону собеседника;

- бесконфликтному поведению со сверстниками и взрослыми людьми

 

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

1 года обучения.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Самопознание

2

1

1

2

Самооценка

3

1

2

3

Темперамент

5

2

3

4

Характер

9

4

5

5

Культура общения

16

6

10

Всего

35

14

21

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

2 года обучения.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Личность  и её проявление

7

3

4

2

Эмоциональный мир личности.

8

4

4

3

Психология общения

11

5

6

4

Психология влияния

9

4

5

 

Всего  

35

16

19

СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПЛАНА

 

Первый год обучения

Раздел 1. Самопознание

 Теория:  Введение в курс «Мир психологии».Понятие о психологии общения. Необходимость самопознания. Навыки работы в группе.

Практика: Актуализация и отработка правил работы в группе. Игры на знакомство.

Раздел 2. Самооценка

Теория: Понятие о самооценке, ее формировании и роли в развитии личности человека.

Практика: Заполнение диагностических опросников «Самооценка», игры и упражнения на повышение самооценки

Раздел 3. Темперамент

Теория :Индивидуальные психологические особенности личности. Тип темперамента.

Практика: Беседа – игра «Какой Я»,Определение учащимися своего типа темперамента.

Раздел 4. Характер

Теория :Понятие о характере человека, его формировании и роли в жизни человека.

Практика: Беседа – игра «Какой Я», Определение учащимися своих черт характера 

Раздел 5. Культура общения

Теория :Понятие о взаимоотношениях людей. Взаимоотношения со сверстниками. Взаимоотношения со взрослыми. Дружба. Конфликты и их роль в общении. Психологически трудные ситуации. Правила эффективного общения.

Практика: Отработка полученных знаний по конфликтологии и эффективному общению в ролевых играх и в тренинговых упражнениях.

Второй год обучения

Раздел 1.  Личность и ее проявления

 Теория:   Понятие о личности.   Социальные роли. Интересы, склонности, потребности личности. Речь как отражение личностных проявлений.

Практика: Работа с опросным листом «Кто Я?», выполнение рисуночного теста «12 клеточек» , игры на проработку социальных ролей, анализ высказываний писателей, поэтов, ученых о личности человека.  

Раздел 2.  Эмоциональный мир личности.

 Теория:   Понятие характера, темперамента, эмоциональных состояний; внешние выражения эмоций; индивидуальные различия в эмоциональной жизни

Практика: Тест на определение темперамента. Ролевые игры и упражнения на отработку эмоционального состояния. анализ высказываний писателей, поэтов, ученых о эмоциональных проявлениях человека.  Дискуссия «Можно ли поменять характер»

Раздел 3.  Психология общения

 Теория:   Понятие общения , его функции. Составляющие общения. Вербальное и невербальное общение.

 Влияние общения на отношения между людьми. Понятие о дружбе, симпатии и любви. Конфликты и их роль в общении. Правила успешного общения.  

Практика: Упражнения и игры на правила общения, способов передачи информации. Отработка игровых ситуаций по этикету. Игры и упражнения на отработку конфликтных ситуаций. Анализ высказываний писателей, поэтов, ученых об общении между людьми.

Раздел 4.  Психология влияния

 Теория:   Понятие о восприятии человека человеком. Психология группы, толпы. Авторитет, Манипуляции. Влияние моды и рекламы на поведение человека.

Практика: Отработка игровых ситуаций , игра - интервью «Авторитет», выполнение тестовых заданий.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Первый год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата проведения

Причина изменения даты

По плану

Фактически

1

Вводное занятие.  Введение в курс «Мир психологии».

1

Лекция, беседа

2

Познай себя. Необходимость самопознания

1

Лекция, беседа, практическое занятие

3

Самооценка человека. 

1

Лекция, беседа, практическое занятие

4-5

«Сказка о трех волшебных зеркалах» И. Вачкова. Обсуждение сказки.

2

Лекция, беседа, практическое занятие

 6

Индивидуальные психологические особенности личности.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

тестирование

7

Тип темперамента

1

Лекция, беседа, практическое занятие

8

 «Сказка о типах темперамента» И. Вачкова. Обсуждение сказки.

1

  Беседа, практическое занятие

9

«Какой Я?».

1

  Беседа, практическое занятие

10

Определение учащимися своего типа темперамента.

1

Практическое занятие

тестирование

11

Характер человека.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

12-13

«Сказка о деревьях-характерах» И. Вачкова. Обсуждение сказки.

2

Лекция, беседа, практическое занятие

14

«Какой Я?».

1

  Беседа, практическое занятие

15-17

Определение учащимися своих черт характера  

3

  Беседа, практическое занятие

тестирование

18

«Я не такой, как все, и все мы разные».

1

Лекция, беседа, практическое занятие

19

«Моя Вселенная»

1

  Беседа, практическое занятие

20

Что такое общение

1

Лекция, беседа, практическое занятие

21

Я и мой класс

1

Лекция, беседа,

22

Умение понимать своих сверстников..

1

Лекция, беседа, практическое занятие

23

Дружба.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

24

Умение понимать старших.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

25

Трудности в общении с взрослыми людьми.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

26

Мои отношения с родителями. Как обратиться с просьбой.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

27

Конфликт

1

Лекция, беседа,

28 - 29

 Мое поведение в психологически трудной ситуации

2

Лекция, беседа,

30

Как построить хорошие отношения с другими людьми..

1

Лекция, беседа, практическое занятие

31  

Правила общения с окружающими людьми

1

Лекция, беседа, практическое занятие

32

Мой день рождения: как подготовить праздник, принимать гостей и подарки.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

 

33 - 34

Творческая работа «Мои правила общения между людьми».

2

Практическое занятие

35

Итоговое занятие. Обсуждение «Что мне дает изучение психологии».

1

беседа

Итоговое занятие

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Второй год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Дата проведения

Причина изменения даты

По плану

Фактически

1

Понятие о личности.

1

Лекция, беседа

2

Личность и общество. Социальные роли.

1

Лекция, беседа

3

Интересы, склонности, потребности личности.

Мастерская «В каждом человеке солнце»

1

Лекция, беседа, практическое занятие

4

Достоинство – что это значит?

1

Лекция, беседа, практическое занятие

5

«Цвет моей души»

1

6

Наш дар бесценный - речь

1

Лекция, беседа, практическое занятие

 

7

В человеке должно быть всё прекрасно

1

Лекция, беседа, практическое занятие

Итоговое занятие

8

Характер и темперамент личности.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

 

9

Что такое нравственность?

1

Лекция, беседа, практическое занятие

 

10

Добро.

1

  Беседа, практическое занятие

11

Жизнь.

1

  Беседа, практическое занятие

12

Чувства.

1

  Беседа, практическое занятие

13

Душа.

1

  Беседа, практическое занятие

 

14

Благодарность.

1

  Беседа, практическое занятие

15

Гордость.

1

  Беседа, практическое занятие

Итоговое занятие

16

Зачем нам общение?

Ценность человеческого общения

1

Лекция, беседа,

17

Искусство говорить.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

18

Общение без слов. Аудио визуальное общение.

1

Лекция, беседа,

19

Правила успешного общения.

Д.Карнеги и его советы.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

20

Психология симпатии.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

21

Любовь и взаимность.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

22

Психология конфликта.

Ситуация конфликта и выход из неё.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

23

Психология конфликта.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

24

Имидж.

1

Лекция, беседа,

25

Хорошие манеры.

«Этикетка»

1

Лекция, беседа, практическое занятие

26

Факультет забытых истин.

1

Беседа. Игра

27

Ощущение и восприятие.

1

Лекция, беседа,

28

Восприятие человека человеком.

1

Лекция, беседа,

29

Способы манипуляции.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

30

Авторитет.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

31

Психология группы, толпы.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

 

32

Мои качества.

1

Лекция, беседа, практическое занятие

 

33

Что такое одиночество?

1

Лекция, беседа,

34

Человек и мода. Хороший вкус.

1

беседа

35

  Творческая работа «мир психологии»

1

Практическое занятие

Итоговое занятие

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

-учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: шкаф для хранения учебной литературы, наглядных пособий;

- технические средства обучения:компьютер, мультимедиа-проектор;

- методическое обеспечение: наличие  дидактических материалов   для проведения игр и упражнений

- учебный комплект на каждого обучающегося (тетрадь, ручка, карандаш,   набор цветной бумаги, альбом и т.п.)

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Педагогическое наблюдение; педагогический анализ результатов, тестирования,    активности обучающихся на занятиях, итоговая творческая работа.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

- разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций;

- рекомендации по проведению  практических работ;

Методическое сопровождение учебной работы педагога:

-  мониторинга усвоения обучающимися учебного материала;

методика        диагностики        (стимулирования)        творческой        активности обучающихся;

- авторские методики проведения занятия по конкретной теме;

- методы обновления содержания образовательного процесса;

воспитательной работы педагога:

- методика формирования коллектива;

- методика выявления неформального лидера в коллективе;

- методика организации воспитательной работы;

работы педагога по организации учебного процесса:

- методика комплектования учебной группы;

-методика анализа результатов деятельности;

       массовой работы:

- методика организации и проведения массового мероприятия (выставки, конкурса, соревнования, праздника, игровой программы);

Учебно-методическая литература для учителя

  1. Андерсон Д. Думай, пытайся, развивайся. - СПб., 1996
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - СПб., 1992
  3. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997
  4.  Васильченко К.В. «Путешествие в страну «Я», - Д.: Сталкер, 1998.
  5. Вачков И. В. Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек Издательство: Ось-89, 2001.
  6. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. – Новосибирск, М., 1997
  7. Григорьева М.Ю. «Я и другие Я. Психолого-педагогическое сопровождение и социальная адаптация подростков», М.: Школьная пресса, 2011.
  8. Дольто Ф. На стороне подростка. - СПб., 1997
  9. Игры для интенсивного обучения /под ред. В.В.Петрусинского.- М.: Прометей, 1991
  10. Изард К. Эмоции человека. М., 1980
  11. Классные часы: 5 класс / А.В. Давыдов. – М.: ВАКО, 2010
  12. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками.- М.: Академия, 2001
  13. Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. - М., 1998
  14. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб., 2000
  15. Слободяник Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении.- М.: Айрис пресс, 2003
  16. Фопель К. Энергия паузы. - М., 2004

Рекомендуемая литература для учащихся

  1. Вачков И.В. Психологическая азбука. Сказки о самой душевной науке. Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – М.: Генезис, 2012. – 424с.
  2. А. Грецов «Практическая психология для девочек», Издательский дом «Питер», 2006
  3. А. Грецов «Практическая психология для мальчиков», Издательский дом «Питер», 2006
  4. Токарева В.С. Нам нужно общение. – М.: АСТ, 2008, - 480с.
  5. Энциклопедия для детей. Том 18, часть 2. Архитектура души. Психология личности. Мир взаимоотношений. Психотерапия. – М., 2002.

Электронные ресурсы

  1. Зузенок Ю. Уроки психологии в школе (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.psylesson.ru
  2. Наумова Ж.Л. Упражнения по коррекции общения среди младших школьников (Электронный ресурс), Режим доступа: http://www.menobr.ru/materials/49/30116/

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов

Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Очумелые руки» для учащихся 6-7 классов

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельно...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа внеурочной деятельности Традиции руского воинства учащихся 5-11 классов

Данная программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении. Основная линия программы - формирование активной, патриотиче...