Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов
рабочая программа (физкультура и спорт) по теме
Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
спортивный туризм | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кемеровская область, Ижморский муниципальный район, пгт. Ижморский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ижморская основная общеобразовательная школа №2»
Утверждено
решением педсовета
протокол № ______
от _______ 20___года
Председатель педсовета
____________________
____________________
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я - турист»
Программа рассчитана на 1 год обучения для обучающихся 1-2 классов
Панарин Виталий Юрьевич
учитель физической культуры
2012 год
Содержание:
Пояснительная записка | 3 |
Учебно-тематический план | 5 |
Базовое содержание программы | 6 |
Календарно-тематическое планирование | 7 |
Список литературы | 8 |
Пояснительная записка.
Занятия туризмом в системе физического воспитания выделены в особую группу, так как позволяют в наибольшей степени, по сравнению с другими видами, овладевать знаниями, умениями и навыками, нужными в жизни каждому человеку.
Таким образом, туризм как средство физического воспитания характеризуется естественной прикладностью. Он включает разнообразные по форме и содержанию двигательные действия по рациональному преодолению значительных расстояний в малонаселенной местности, выполняемые в естественных условиях коллективными усилиями. Их цель – формирование у человека умений и навыков, необходимых ему в производственной и бытовой деятельности, с одновременным решением воспитательных, образовательных, оздоровительных и спортивных задач.
Воспитательные, образовательные, оздоровительные и спортивные задачи в туризме относятся к категории общих задач, т. е. их решение осуществляется в тесном единстве и не зависит от возраста и степени специальной физической подготовленности занимающихся. Например, во время похода воспитательная задача решается непосредственно воздействием на каждого участника со стороны коллектива, т. е. происходит формирование чувства коллективизма, подчинение личностных интересов общественным; кроме того, длительность передвижения в походных условиях, постепенное повышение физических нагрузок воспитывают выносливость и волевые качества человека.
В целом, что касается спортивных задач в туризме, следует отметить три момента. Во – первых, занятия туризмом способствуют созданию базы общей физической подготовки, необходимой в любом виде спорта. Во – вторых, они предусматривают специальную подготовку для участия в соревнованиях по туристской технике. В – третьих, туристские походы требуют соответствующей спортивной подготовки их участников, т. е. спортивная классификация способствует реализации принципа максимальных нагрузок в туризме.
Как показывает практика, только средствами туризма в системе физического воспитания человека нельзя добиться должного физического совершенства. Определенную пользу знания туризмом приносят лишь в совокупности с другими средствами этой системы: играми, гимнастикой.
Целью данной программы является создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), использование полученных знаний в практике, обучение, воспитание, развитие и оздоровление детей в процессе занятий, формирование всесторонней гармонично развитой личности. Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи программы:
- укрепления здоровья, содействия правильному физическому развитию воспитанников;
- создание условий для формирования устойчивого интереса к систематическим занятиям туризмом;
- социального самоопределения, творческой самореализации личности;
- обучение жизненно важным умениям и навыкам, необходимым для выживания в экстремальных условиях;
- воспитание волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и инициативы, ответственности, товарищества и взаимовыручки;
- развитие разнообразных практических навыков: самоорганизации и самоуправления;
- обеспечение безопасности туристских походов и соревнований.
- формирование бережного отношения к природе.
Особое внимание необходимо уделять вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, при проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
Программа рассчитана на детей 7-9 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Формы занятий: теоретические, практические, участие в соревнованиях.
Режим занятий: 1 раза в неделю – по 1 академическому часу.
Ожидаемые результаты
К концу прохождения программы дети должны:
- ценить и сохранять свое здоровье, здоровье близких и окружающих людей;
- иметь первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знать основы доврачебной помощи при ушибах;
- уметь устанавливать палатку с помощью учителя;
- уметь проходить полосу препятствий.
«Я - турист»
Учебно – тематический план.
№ п/п | Темы | Количество часов |
Всего | Теория | Практика |
1 | Техника безопасности при занятиях туризмом. | 2 | 1 | 1 |
2 | История развития туризма. | 1 | 1 |
3 | Психологическая, морально – нравственная и физическая подготовка юных туристов. | 19 | 1 | 18 |
4 | Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях. | 5 | 1 | 4 |
5 | Подготовка и проведение соревнований. | 2 | 2 |
6 | Топография и ориентирование | 2 | 1 | 1 |
7 | Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях. | 3 | 1 | 2 |
Итого: | 34 | 6 | 28 |
Базовое содержание программы.
История развития туризма.
Возникновение туризма. Развитие туризма в России и за рубежом.
Психологическая, морально нравственная и физическая подготовка юных туристов.
Воспитание волевых качеств: смелость и решительность, терпеливость, настойчивость, инициативность, дисциплинированность. Общая и специальная физическая подготовка.
Средствами общей физической подготовки достигаются: 1) разностороннее развитие физических способностей и укрепление здоровья; 2) развитие функциональных возможностей организма как основы специальной работоспособности и улучшения протекания восстановительных процессов.
Специальная физическая подготовка – это разновидность физического воспитания, специализированного применительно к особенностям избранного вида туризма. Средствами специальной подготовки осуществляется воспитание необходимых туристу навыков.
Организация технологии и экологии туристского быта в полевых условиях.
Туризм и охрана окружающей среды. Туристский бивак. Благоустройство бивака.
Техника безопасности при занятиях туризмом.
Техника безопасности при занятиях в спортивном зале. Техника безопасности при занятиях на местности. Техника безопасности при организации прогулок. Требования безопасности при использовании различных спортивных снарядов, туристского снаряжения.
Подготовка и проведение соревнований.
Подготовка и проведение соревнований с элементами туризма.
Топография и ориентирование.
Для чего необходимо знать топографию и ориентирование. Определение понятия «ориентирование на местности». Карта и схема, их виды.
Первая доврачебная медицинская помощь. Обеспечение безопасности в походах и на экскурсиях.
Предупреждение (профилактика) ожогов, ушибов, потертостей, вывихов, растяжений, переломов, простудных заболеваний, тепловых и солнечных ударов, отравлений и желудочно – кишечных заболеваний, укусов насекомых.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
1 | Техника безопасности при занятиях физическими упражнениями | 1 |
2 | История развития туризма | 1 |
3 | Разновидности ходьбы. | 1 |
4 | Лазания по шведской стенке. | 1 |
5 | Развитие координации движения. | 1 |
6 | Висы и упоры. | 1 |
7 | Организация туристского бивака. | 1 |
8 | Сбор рюкзака. | 1 |
9 | Выбор места для бивака, установка палатки. | 1 |
10 | Первая доврачебная помощь. | 1 |
11 | Упражнения на равновесие. | 1 |
12 | Перелезание через предметы. | 1 |
13 | Подлезание под различными предметами. | 1 |
14 | Эстафеты с переноской предметов. | 1 |
15 | Висы и упоры. | 1 |
16 | Техника безопасности при занятиях на местности. | 1 |
17 | Понятие карта и схема. Ориентирование на местности. | 1 |
18 | Упражнения на развитие координации движений. | 1 |
19 | Упражнения на равновесие. | 1 |
20 | Первая доврачебная помощь. | 1 |
21 | Упражнения на прыгучесть. | 1 |
22 | Установка палатки. | 1 |
23 | Соревнования (установка палатки, полоса препятствий с элементами туризма.) | 1 |
24 | Висы и упоры. | 1 |
25 | Упражнения на развитие скорости. | 1 |
26 | Эстафеты с переноской предметов. | 1 |
27 | Первая доврачебная медицинская помощь. | 1 |
28 | Упражнения на развитие силы. | 1 |
29 | Перелезание через различные предметы. | 1 |
30 | Упражнения на развитие зрительной памяти. | 1 |
31 | Топография и ориентирование на местности. | 1 |
32 | Соревнования по ориентированию. | 1 |
33 | Упражнения на равновесие. | 1 |
34 | Выбор места для бивака, установка палатки. | 1 |
Список литературы:
- Лях В.И. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.И. Лях – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012.
- Селуянов В.Н., Федякин А.А. Биологические основы оздоровительного туризма. – М.: СпортАкадем Пресс, 2000.
- Спортивный туризм: Учебное пособие / Под ред. Евсеева С.П., Федотова Ю.Н. – СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
- Федотов Ю.Н. Спортивно – оздоровительный туризм. – СПб.: ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2001.
- Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм. – М., 2004.
- Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. – М., 1995.
- Шабанов А.Н. Карманная энциклопедия туриста. – М.: «Вече», 2000.
- Энциклопедия туриста. – М., 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов
Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности Традиции руского воинства учащихся 5-11 классов
Данная программа представляет собой модифицированный вариант планирования образовательно-воспитательной деятельности в детском объединении. Основная линия программы - формирование активной, патриотиче...
Рабочая программа внеурочной деятельности “ Юный химик “ для учащихся в 8 классе
Освоение курса внеурочной деятельности «Юный химик» Занятия дают возможность достичь личностных результатов:воспитание российской гражданской ...