Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»
рабочая программа на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всероссийском конкурсе соцпроектов «Содействие» в 2011 году (сертификат Центра гражданско-правового образования «Восхождение» от 01.12.2011 г.). Опыт представлен:
- на Международной конференции ЦПП МАХШ 22-24.03.2011 г.;
- на Всероссийском Втором конкурсе школьных проектов «Мой класс – моей школе» и опубликован на образовательном портале «Мой университет» - www.grant-project.ru (сертификат № КП-071 Международного Института Развития «ЭкоПро» от 06.05.2012 г.).
Программа включена в федеральное электронное издание «Энциклопедия административной работы в школе»: «Социальный проект. Надпредметная программа». Универсальный федеральный электронный справочник «Энциклопедия административной работы в школе» Издание 17, 1 полугодие 2012 года. Москва: «Сентябрь».
Рабочая программа разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5-9_klass_programma_vneurochka_sots_proekt_fgos.docx | 99.57 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всероссийском конкурсе соцпроектов «Содействие» в 2011 году (сертификат Центра гражданско-правового образования «Восхождение» от 01.12.2011 г.). Опыт представлен:
- на Международной конференции ЦПП МАХШ 22-24.03.2011 г.;
- на Всероссийском Втором конкурсе школьных проектов «Мой класс – моей школе» и опубликован на образовательном портале «Мой университет» - www.grant-project.ru (сертификат № КП-071 Международного Института Развития «ЭкоПро» от 06.05.2012 г.).
Программа включена в федеральное электронное издание «Энциклопедия административной работы в школе»: «Социальный проект. Надпредметная программа». Универсальный федеральный электронный справочник «Энциклопедия административной работы в школе» Издание 17, 1 полугодие 2012 года. Москва: «Сентябрь».
Актуальность изучаемой деятельности
В современном многонациональном мире в условиях развития глобальных взаимосвязей владение социальное проектирование является неотъемлемой частью правильного функционирования социума. Это требует дополнения академических подходов к изучению навыков соцпреоктирования.
Надпредметная программа «Социальный проект» разработана как программа достижения метапредметных результатов, способствует формированию ключевых компетенций и является одним из перспективных направлений инновационной деятельности школы.
Основные цели данной программы:
- повышение уровня социализации учащихся;
- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам города, края, страны и мира;
- вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем;
- выявление и поддержка инициатив и проектов, направленных на укрепление и поддержание семьи и детей, формирование достойных жизненных условий для людей пожилого возраста, участников войн, людей с ограниченными возможностями, вовлечение их в полноценную жизнь;
- формирование активной гражданской позиции школьников;
- разработка новых нестандартных форм решения проблем, ориентированных на активное участие детей;
- привлечение к социальной работе общественности, включая и школьную (родительских комитетов, совета Учащихся, общественных объединений и организаций и т.д.).
Задачи:
- развитие творческого потенциала школьников;
- воспитание эмпатии к окружающим;
- развитие полезных социальных навыков и умений (самостоятельный сбор, обработка и анализ информации, планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов);
- развитие лидерских и коммуникативных умений школьников;
- изучение теории и практики реализации социальной программы: написание и реализация социального проекта, файндрайзинг, взаимодействие и сотрудничество с социальными фондами и организациями;
- привлечение внимания общества к проблемам семьи, детей, а так же людей старшего поколения;
- сохранение и укрепление семьи школьников, развитие взаимопонимания между детьми и родителями, вовлечение их в совместную деятельность по реализации проекта;
- поиск наиболее эффективных путей совершенствования содержания общественно-полезной деятельности школьников, способствующих социально-творческому развитию личности ребенка;
- инициация создания новых, отвечающих запросам и интересам детей форм работы по воспитанию;
- поддержка социально-творческой активности детей и подростков для реализации их интересов, потребностей в самосовершенствовании и саморазвитии;
- помощь в реабилитации людей любого возраста посредством осуществления культурно-досуговой деятельности, средствами физической культуры, спорта и туризма.
Срок реализации программы –5 лет обучения (340 часов): в 5-9 классах по 68 часов (2 часа в неделю). Возраст обучающихся от 11 до 16 лет.
Возрастная характеристика группы Отбор содержания обучения навыкам соцпректирования в 5-9 классах осуществлялся в соответствии с интересами учащихся средней и старшей школы, с учетом их реальных личностных, социальных, коммуникативных потребностей в практической, интеллектуальной, чувственно-эмоциональной, этико-эстетической и других сферах. Ситуация развития подростка (10-15 лет) характеризуется неудовлетворенностью своим положением в системе взаимоотношений со взрослыми, поисками нового социального положения, стремлением к снижению ценности желаемого общения; стремлением к замещающей деятельности; погружением в мир фантастических образов, негативным отношением ко взрослым: реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера); реакция отказа (неподчинение требованиям); реакция изоляции (стремление избежать).
Ход реализации программы
- Водное занятие. Знакомство с программой, постановка целей и задач.
- Определение форм социального проекта.
- Изучение тематики курса.
- Презентация социального проекта.
- Реализация проекта (минимум 4 в год).
- Отчет о реализации проекта.
- Подведение итогов курса и планирование социальных проектов в будущем.
Формы организации детского коллектива
Занятия по программе «Социальный проект» организуются на общешкольных открытиях, классных часах, внеклассных и внешкольных мероприятиях в различных формах:
- Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
- Работа в парах, группах сменного состава.
- Индивидуальные консультации.
- Самостоятельная работа.
- Семинары в форме дебатов и дискуссий.
- Проектная деятельность.
Формы подведения итогов
Участники программы по выполнении каждого социального проекта представляют фото или видеоотчет, или публикации в СМИ и анализ проведенных мероприятий по реализации проектов в виде презентации или буклета\брошюры: чему научились, что умеют, что вызвало затруднения, что исправили бы в будущем. (См. Критерии оценивания).
Основные направления реализации социальных проектов
1. Изменение качества общей жизни города (благоустройство, социальное партнерство);
2.Организация сообществ (клубов по интересам);
3.Здоровый образ жизни (противостояние вредным привычкам, повышение уровня безопасности жизнедеятельности, привлечение средств массовой информации);
4.Поддержка детей с проблемами (дети-сироты, с проблемами развития, находящиеся в трудной жизненной ситуации, жертвы социальных и экологических катастроф, жестокого обращения в семье м т.д.);
5. Социальная помощь ветеранам и пожилым людям, пропаганда традиционных семейных ценностей и связей.
- Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | ||
Основные темы | Всего часов | Аудиторные | Внеаудиторные | ||
1 | Вводное занятие. История о милосердном самарянине. | 1 | 1 | Делать сообщение в связи с прочитанным/ прослушанным текстом и выделять основную мысль. Формулировать собственное мнение и отношение к обсуждаемым темам. Воспринимать видео и аудио информацию. Выборочно понимать необходимую информацию в ситуациях повседневного общения (о ком, о чём идёт речь, где и когда это происходит и т. д.). Уважать различия между людьми. | |
2 | История о милосердном самарянине. Основные принципы социального проектирования. | 3 | 3 | Задавать вопросы по теме, отвечать на вопросы. Просить собеседника и реагировать на просьбу. Формулировать собственное мнение и отношение к обсуждаемым темам. Воспринимать видео и аудио информацию. Выборочно понимать необходимую информацию в ситуациях повседневного общения (о ком, о чём идёт речь, где и когда это происходит и т. д.). Уважать различия между людьми. | |
3 | Социальный проект и социальная программа. | 4 | 2 | 2 | Формулировать собственное мнение и отношение к обсуждаемым темам. Воспринимать видео и аудио информацию. Выборочно понимать необходимую информацию в ситуациях повседневного общения (о ком, о чём идёт речь, где и когда это происходит и т. д.). Уважать различия между людьми. |
4 | Особенности реализации социального проекта/программы. | 4 | 4 | Участвовать в жизни класса, школы, города, края, страны. Знать правила поведения в в обществе, делиться и быть щедрым. | |
5 | Прогнозирование в социальной сфере. | 4 | 3 | 1 | Осуществлять самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Осуществлять планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). Делать сообщение в связи с прочитанным/ прослушанным текстом и выделять основную мысль. |
6 | Задачи и планирование проекта/программы. | 4 | 4 | Формулировать собственное мнение и отношение к обсуждаемым темам. Составлять собственный проект по по аналогии. Участвовать впланировании, соблюдая правила. Контролировать эмоции во время проектирования и планирования. | |
7 | Методы коллективной работы. | 4 | 2 | 2 | Делать сообщение в связи с прочитанным/ прослушанным текстом и выделять основную мысль. Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). |
8 | Особенности файндрайзинга в социальной сфере. | 4 | 2 | 2 | Участвовать в жизни класса, школы, города, края, страны. Знать правила поведения в обществе, делиться и быть щедрым. |
9 | Фандрайзинговые мероприятия. | 10 | 10 | Знать и соблюдать правила поведения в школе и общественных местах. | |
10 | Практическая реализация социального проекта. | 20 | 20 | Понимать, как заботиться о себе, окружающих людях и окружающей среде. Участвовать в жизни класса, школы, города, края, страны. Знать правила поведения в обществе, делиться и быть щедрым. Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). | |
11 | Процесс составления отчетности. | 4 | 4 | Пользоваться основными коммуникативными типами речи: описанием, сообщением, рассказом, характеристикой по изучаемым темам. Выделять основную мысль из прочитанного/ услышанного. Выражать свое отношение к поставленным к обсуждаемым темам. Осуществлять смыслообразование (уметь находить ответ на вопрос «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»). Задавать вопросы и находить ответы (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Демонстрировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью в соответствии с нормами родного языка. | |
12 | Оценка эффективности проекта/программы. | 3 | 3 | Формулировать собственное мнение и отношение к обсуждаемым темам. Воспринимать видео и аудио информацию.Участвовать в жизни класса, школы, города, края, страны. Знать правила поведения в в обществе, делиться и быть щедрым. Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация). | |
13 | Презентация проекта и отчетности. | 3 | 3 | Пользоваться основными коммуникативными типами речи (описание, сообщение, рассказ) — представлять свои достижения. Уважать людей из разных социальных групп. | |
Итого за год | 68 | 31 | 37 |
3. Содержание программы
Отбор содержания обучения исходит из условий реального применения навыков социального проектирования. В этом большую роль играют межпредметные связи, обеспечивающие перенос компетентностей, знаний, навыков и умений из других видов деятельности.
Основные темы | Всего часов | |
1 | Вводное занятие. История о милосердном самарянине. | 1 |
2 | История о милосердном самарянине. Основные принципы социального проектирования. | 3 |
3 | Социальный проект и социальная программа. | 4 |
4 | Особенности реализации социального проекта/программы. | 4 |
5 | Прогнозирование в социальной сфере. | 4 |
6 | Задачи и планирование проекта/программы. | 4 |
7 | Методы коллективной работы. | 4 |
8 | Особенности файндрайзинга в социальной сфере. | 4 |
9 | Фандрайзинговые мероприятия. | 10 |
10 | Практическая реализация социального проекта. | 20 |
11 | Процесс составления отчетности. | 4 |
12 | Оценка эффективности проекта/программы. | 3 |
13 | Презентация проекта и отчетности. | 3 |
Итого за год | 68 |
4. Предполагаемые результаты реализации программы
Динамика формирования ключевых компетенций в ходе работы над программой
Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Ключевые компетенции | Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Личностная: | |||
• уметь ставить цель и организовывать ее достижение; • развивать индивидуальные способности и таланты; • знать свои сильные и слабые стороны; • организовывать планирование, анализ, рефлексию своей деятельности; • задавать вопросы по поводу наблюдаемых фактов, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание изучаемой проблемы; • ставить задачи и выдвигать гипотезы, описывать результаты деятельности, формулировать выводы; • представлять результаты своей работы с использованием информационных средств. | 1. Понимать и принимать цель и задачи деятельности. 2. Уметь планировать свою и совместную деятельность. 3. Иметь общее представление о результате деятельности. 4. Уметь оценивать результат и процесс деятельности самостоятельно и совместно с другими. | 1. Совместно с педагогом ставить цели и задачи деятельности. 2. Уметь проводить текущий контроль реализации плана деятельности. 3. Уметь предполагать последствия достижения результатов. 4. Уметь вести наблюдение, сравнивать объекты, выделять главное, обобщать. 5. Анализировать результаты и процесс деятельности (определять, что и как достигнуто, что осталось нерешенным). | 1. Самостоятельно формулировать цели и задачи деятельности. 2. Определять стратегию решения проблемы (обосновывать себе или другим порядок действий, их взаимосвязь). 3. Проводить объективный анализ результатов деятельности. 4. Уметь анализировать ресурсы и риски (отмечать, что помогает и что препятствует достижению результатов). 5. Обладать способностью к самообразованию; ответственностью за уровень личной самообразовательной деятельности; гибкостью применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений; 6.Проводить постоянный самоанализ, контроль своей деятельности. |
Информационная: | |||
• владеть навыками работы с различными источниками информации; • уметь самостоятельно искать и отбирать информацию для решения задач; • уметь преобразовывать, сохранять и передавать информацию; • осознанно воспринимать и критически относиться к информации; • владеть навыками использования информационных устройств; • применять для решения задач информационные и телекоммуникационные технологии. | 1. Уметь использовать предложенный учителем способ получения информации из нескольких источников. 2. Демонстрировать начальные навыки преобразования и передачи информации. 3. Демонстрировать начальные навыки работы с компьютером. 4.Применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио-видеозапись, электронная почта, Интернет. | 1. Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации. 2. Критически относиться к информации. 3. Уметь планировать информационный поиск. 4. Владеть способами систематизации информации. 5. Уметь анализировать и видоизменять информацию, представлять ее в различных формах и делать выводы. 6.Иметь устойчивые навыки работы с компьютером. 7.Ученик владеет навыками использования информационных устройств: компьютером, телевизор, магнитофон, телефон, мобильный телефон, факсом, принтером, модемом, копиром. | 1. Выбирать информационные источники, адекватные поставленным целям. 2. Уметь разрешать противоречия в найденной информации. 3. Уметь делать выводы и принимать решения в ситуации неопределенности. 4. Иметь разносторонние навыки работы с компьютером и другими IT-средствами. 5.Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать е ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ. |
Коммуникативная: | |||
• уметь представлять себя с помощью разных видов устной и письменной речи; • владеть способами взаимодействия с другими людьми; • выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести диалог и полилог; • владеть различными формами речевой деятельности: монолог, диалог, чтение, письмо; • владеть способами совместной деятельности в группе, умением разрешать конфликтные ситуации; • иметь позитивные навыки общения в поликультурном обществе. | 1. Уметь выстраивать монологическое высказывание. 2. Участвовать в диалоге (постановка вопросов, построение ответов). 3. Уметь слушать говорящего, дополнять его сообщение. 4. Соблюдать нормы речи в простом высказывании. 5. Взаимодействовать с членами группы, выполнять в ней разные роли. | 1. Уметь правильно излагать свои мысли, адекватно выражать свое отношение к явлениям действительности, соблюдать нормы построения текста. 2. Владеть различными видами монолога и диалога, уметь регулировать межличностные отношения. 3. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. 4. Совершенствовать коммуникативные способности, развивать готовность к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству. | 1. Ученик умеет участвовать в полилоге. 2. Ученик умеет справляться с кризисами взаимодействия (совместно с членами группы). 3. Ученик умеет использовать риторические и логические приемы в различных ситуациях общения. 4. Ученик умеет осуществлять речевой самоконтроль, совершенствовать и редактировать собственное выступление. 5.Ученик владеет способами взаимодействия с окружающими. 6. Ученик умеет выступать с устным сообщением, задать вопрос, корректно вести учебный диалог; 7. Ученик умеет представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения. |
Социально-трудовая: | |||
• умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них. • владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. • умение анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. | 1.Ученик пользуется опытом учителя в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. | 1.Совместно с педагогом выбирает действия в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. 2.Учится анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. | 1.Самостоятельно выбирает действия в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. 2.Умеет анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой. 3.Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. |
Нравственная: | |||
•готовность, способность жить по нравственным законам. | 1.Эмоционально-ценностные установки ученика корректируются учителем. 2.Иметь определенные представления о своём месте и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве. | 1.Ученик развивает в себе способность видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем. 2.Он осознаёт свою роль и предназначение, но не всегда умеет выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. | 1.Ученик обладает способностью к самопознанию, умеет определять своё место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, в природе, государстве. 2.Он способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. |
Социальная: | |||
• способность действовать в социуме с учётом позиций других людей. • формирование позитивной Я-концепции и умения ребенка объективно оценивать себя и свои действия; • развитие способностей учащихся в той сфере деятельности, к которой они испытывают склонность; «командного духа» и «чувства локтя»; умений и навыков работы в команде, ответственности за общее дело; • развитие исследовательских умений и навыков учащихся, аналитического и критического мышления; • способствует повышению личной уверенности у каждого участника проекта; • позволяет каждому увидеть себя как человека способного и компетентностного. | 1.Ученик пользуется опытом учителя в сфере связанной с окружением, жизнью общества, социальной деятельностью личности (способность к сотрудничеству, умение решать проблемы в различных жизненных ситуациях, навыки взаимопонимания, социальные и общественные ценности и умения, коммуникационные навыки, мобильность в разных социальных условиях). 2. Учитель развивает навыки сотрудничества и умение работать в команде. | 1.Ученик совместно с педагогом развивает свои гражданские знания и умения. 2.Ученик под руководством педагога участвует в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). | 1.Ученик самостоятельно развивает свои гражданские знания и умения. 2.Ученик пробует свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации (в школе, микрорайоне, городе). 3.Ученик выражает собственную активную позицию в общественной жизни. 4. Ученик способен принимать собственные решения, стремится к осознанию собственных потребностей и целей. 5. Ученик осознаёт свою личностную роль в обществе. |
5.Формы и виды контроля
В процессе оценки достижения планируемых результатов будут использованы разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга.
Планируемые результаты освоения программы представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария.
В основе системы оценки планируемых результатов лежит интеграция следующих образовательных технологий
- технологий, основанных на уровневой дифференциации обучения,
- технологий, основанных на создании учебных ситуаций,
- технологий, основанные на реализации проектной деятельности,
- информационных и коммуникационных технологий обучения.
Система оценивания включает:
1. Внутреннюю оценку (оценка осуществляемая учениками).
2. Внешняя оценка (осуществляемая внешними по отношению к школе службами)
Формы представления результатов:
Контроль осуществляется в форме докладов, мини-исследований, презентаций и защиты. Представление выпускниками портфолио - пакета документов об их достижениях в изучении программы.
Основные требования к проекту
1. Целостность – общий замысел проекта ясен и очевиден. Каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.
2. Последовательность и связность – части проекта представляют собой логическую цепочку. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.
3. Объективность и обоснованность – доказательство того, что идея проекта, подход к решению проблемы являются следствием осмысления социальной ситуации и оценки возможностей ее улучшения.
4. Компетентность исполнителей – обладание достаточным уровнем знаний, умений, навыков для самостоятельного рассуждения, принятия решений, проявления инициативы.
5. Ограниченность – проект ограничен по целям и задачам, результатам, во времени.
Ограниченность проекта означает, что он содержит:
- этапы и конкретные сроки их реализации;
- четкие и измеряемые задачи;
- конкретные результаты;
- планы и графики выполнения работ;
- конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.
6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях.
Требования к оформлению проекта
- Каждый проект должен быть оформлен с соблюдением правил и норм русского языка и презентован в виде портфолио (проектной папки) проекта.
- Проект имеет титульный лист, оглавление, основную часть, список литературы, приложения.
- Титульный лист содержит название проекта, данные об авторах - исполнителях, принадлежность учреждению, год и место составления.
- Оглавление включает название разделов, нумерацию страниц.
- Основная часть включает три раздела: описание подготовки проекта, описание реализации проекта, распределение ролей, описание итогов работы над проектом (см. Приложение 6).
- Результаты проекта включают в себя:
- анализ проекта: чему научились в ходе проекта, каких целей достигли, как проект изменил самих участников проекта;
- краткое описание проблем, с которыми столкнулись участники проекта;
- планы на следующий год.
- В списке литературы указывается автор, название книги, издательство, место и год издания.
- Приложения могут включать поясняющую или дополнительную информацию: результаты социологических опросов, анкет, отзывы, финансовые бланки, материалы презентации, информацию по теме проекта (ксерокопии, материалы сайтов, эскизы, наброски, записи идей и т.д.)
- Проект содержит не более 10 страниц печатного текста“Times New Roman” № 12.
Критерии для оценивания проекта:
- Актуальность и значимость темы.
- Степень вовлеченности всех участников проекта.
- Качество оформления портфолио проекта.
- Полнота и глубина анализа результатов проекта.
- Использование средств наглядности и технических средств.
- Степень освещенности результатов проекта ил работы над ним (благодарственные письма, публикации в СМИ на различных уровнях).
Рекомендуемая шкала для оценивания:
0 баллов – признак отсутствует;
1 балл – признак проявляется частично, слабо;
2 балла – признак проявляется на достаточном уровне;
3 балла – признак проявляется ярко, на высоком уровне.
При оценке проектной работы учитывается самооценка учащихся.
Представление и защита проекта
- Представление проекта – 1 этап
- Защита проекта – 2 этап
- Анализ проекта и планы на будущее – 3 этап
Критерии оценивания презентации проекта
№ | Содержание работы | Да | Скорее да, чем нет | Скорее нет, чем да | Нет |
3 балла | 2 балла | 1 балл | 0 балла | ||
1. | Оценка содержания работы | ||||
1.1. | Соответствие содержания теме проекта | ||||
1.2. | Проиллюстрирована возможность практического применения проекта. | ||||
1.3. | Презентация содержит выражение отношения учащихся к проекту. | ||||
1.4. | Презентация логически выстроена, её части взаимосвязаны. | ||||
2. | Оформление и стиль работы | ||||
2.1. | Работа содержит достаточное количество различных форм представления материала (графики, таблицы, диаграммы, схемы, фото и рисунки), их использование уместно и помогает восприятию презентации. | ||||
2.2. | Используемая лексика соответствует нормам языка, возрастным особенностям учащихся, особенностям темы и аудитории. | ||||
2.3. | В презентации отражены ссылки на использованные источники информации, имена участников проекта и людей, оказавших помощь в осуществлении и поддержке проекта. | ||||
3. | Реализация проекта | ||||
3.1. | Количество привлеченных гостей. | ||||
3.2. | Количество привлеченных партнеров -благотворителей (и/или сумма привлеченных средств на реализацию проекта). | ||||
3.3. | Наличие информационных партнеров (печатные, электронные СМИ, Интернет-порталы) и отражение ими событий проекта. | ||||
Всего баллов |
Перевод результатов в четырёхбальную шкалу оценивания:
- «отлично» — 21-17 баллов;
- «хорошо» — 16-14 баллов;
- «удовлетворительно» — 13- 7 балл;
- «неудовлетворительно» — менее 7 баллов.
Критерии оценивания буклета, бюллетеня
Оценка | Дизайн | Содержание |
«отлично» | Работа выполнена творчески. В ней использованы три или более качественно выполненных графических изображения | • Используется фактическая информация. • Идеи полностью описаны и раскрыты. • Работа включает в себя три или более умозаключения, полученные в результате осуществления проекта. |
«хорошо» | Работа выполнена творчески. В ней использованы два качественно выполненных графических изображения | • Используется фактическая информация. • Идеи описаны достаточно подробно. • Работа включает в себя не менее трех умозаключений, полученных в результате осуществления проекта. |
«удовлетворительно» | Работа включает в себя хотя бы один графический объект | • Информация по большей части фактическая. • Идеи описаны не полностью. • Недостаточно представлен анализ осуществленного проекта . |
«неудовлетворительно» | Графические объекты отсутствуют или выполнены некачественно | • Информация не носит фактического характера. • Идеи описаны фрагментарно. • Умозаключения есть, но они не относятся к тематике проекта. |
Критерии оценивания мультимедийной презентации
Название проекта _________________ Класс__________
Руководитель группы ______________ Дата____________
Критерии оценивания | Максимальное количество баллов | Самооценка группы | Оценка других групп | Оценка учителя |
Титульный слайд с заголовком | 5 | |||
Слайды презентации (минимальное количество — 10 слайдов) | 5 | |||
Библиография | 5 | |||
Цель и задачи проекта | 10 | |||
Использование эффектов анимации | 10 | |||
Вставка диаграмм или таблиц, использование графиков, рисунков или фотографий | 10 | |||
Практическая часть проекта | 20 | |||
Выводы, основанные на данных проекта | 10 | |||
Текст написан грамотно, идеи изложены ясно | 10 | |||
Слайды представлены в логической последовательности | 10 | |||
Красочность в оформлении презентации | 5 | |||
Итоговая оценка | 100 |
Результаты оценивания:
• «отличная работа» — 100-90 баллов;
• «хорошая работа» — 89-65 баллов;
• «удовлетворительная работа» — 64-50 баллов;
• «презентация нуждается в доработке» — 49-30 баллов;
• «слабая работа» — ниже 30 баллов.
6.Методические рекомендации
Советы учителю
1. Вы должны быть уверены, что тема проекта интересна для учащихся.
2. Убедитесь, что тема достаточно гибкая и ее можно рассматривать с разных точек зрения, с тех позиций, которые отражают личный опыт ученика и психологические свойства его личности.
3. Обратите внимание на то, чтобы решение проблемы предполагало различные виды деятельности.
4. Не представляйте учащимся своё видение проекта.
5. Всегда будьте рядом с учащимися, чтобы протянуть им руку помощи, воодушевляйте их.
6. Пытайтесь вовлечь и других людей (сотрудников школы, родителей, представителей общественности) в работу над проектом.
7. Помогите учащимся определить свои роли в ходе осуществления проекта. Не допускайте состязания между членами группы. В процессе осуществления проекта обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте учеников в дифференцированные подгруппы для выполнения различных заданий.
7. Комментируйте и оценивайте работу каждого ученика.
8. Помните, главное - не проект, который вы осуществляете, а личность, которую вы формируете. Не проект формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с осуществлением проекта.
9. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
10. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами деятельности, учите иx учиться.
11. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения и воспитания.
12. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
13. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
14. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
15. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы их проекта.
16. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
17. Учите учеников анализировать свою деятельность, будьте рядом и корректируйте их работу по мере необходимости. Помните, ошибки лучше предотвращать, чем исправлять.
18. Организовывая деятельность учащихся по реализации проекта, сосредотачивайтесь на формировании и оценке ключевых компетенций у учащихся.
19. Изучите технологию социального проектирования.
Шаги по организации социального проекта
1.Выявить актуальную проблему для совместного обсуждения и решения.
2. Придумать название проекта
3. Решаемая проблема
4. Цель проекта
5. Результаты проекта. Что даст участникам работа в проекте?
6. Целевая группа. На кого рассчитан проект?
7. Что нужно уметь и знать, чтобы достичь целей
8. Где это можно узнать
9. Как будут оцениваться, обсуждаться ход проекта и результаты проекта? (Отчеты, статьи на школьном сайте, видео отчет, фото отчет, отзывы участников проекта и т.д.)
10. Бюджет проекта.
11. Каковы пути и средства пополнения бюджета?
12. Сроки реализации проекта.
Для реализации целей и задач курса учащимся предлагается освоить материал, представленный в следующих приложениях:
Приложение 1 «Разбор притчи «Милосердный самарянин»».
Приложение 2 «Основные понятия социального проектирования».
Согласно основным идеям и положениями ФГОС второго поколения, основной подход, используемый при обучении – системно-деятельностный, личностно-ориентированный. Обязательным требованием является формирование у учащихся понимания предметного содержания деятельности, а также формирование навыков самооценки и самоконтроля.
Алгоритм работы с тематическими разделами варьируется в зависимости от этапа работы с программой и уровня подготовки учащихся. В 5-9 классах в начале работы с тематическими разделами ученикам предлагается концентрически углублять содержание тематики, используя различные технологии; актуализировать основные знания, необходимые для освоения изучаемого аспекта; отработать приемы и технологии с помощью моделей, образцов и наглядных примеров, а также самостоятельных заданий. Задания даются поэтапно, «от простого к сложному», циклично, так что изученный материал повторяется в последующем году и дополняется новым.
Занятия подразумевают творческие формы работы: диспуты, дискуссии, обсуждение проблем в группе, подготовку исследовательских проектов по проблемным тематикам.
Данная программа обеспечивает прежде всего повышение уровня социализации учащихся; привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам города, края, страны и мира; вовлечение учащихся в реальную практическую деятельность по разрешению актуальных социальных проблем; выявление и поддержку инициатив и проектов, направленных на укрепление и поддержание семьи и детей, формирование достойных жизненных условий для людей пожилого возраста, участников войн, людей с ограниченными возможностями, вовлечение их в полноценную жизнь; формирование активной гражданской позиции школьников; разработку новых нестандартных форм решения проблем, ориентированных на активное участие детей; привлечение к социальной работе всех участников образовательных отношений и общественности.
Изучение программы способствует развитию творческого потенциала школьников; полезных социальных навыков и умений; лидерских и коммуникативных умений школьников; сохранению и укреплению семьи школьников, развитию взаимопонимания между детьми и родителями, вовлечение их в совместную деятельность по реализации проекта; поддержки социально-творческой активности детей и подростков для реализации их интересов, потребностей в самосовершенствовании и саморазвитии; помощи в реабилитации людей любого возраста посредством осуществления культурно-досуговой деятельности, средствами физической культуры, спорта и туризма.
7.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п\п | Наименование объектов и средств и материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
1. | «Социальный проект. Надпредметная программа». Универсальный федеральный электронный справочник «Энциклопедия административной работы в школе» Издание 17, 1 полугодие 2012 года. Москва: «Сентябрь». | 1 |
2.Печатные пособия | ||
1. | Акуленко Н.В., Ландик Е.Ю., « Положение для проведения “Фестиваля социальных проектов”», http://festival.1september.ru/articles/503167/ | 20 |
3.Технические средства обучения | ||
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Проектор Ноутбук Телевизор DVD-магнитофон Музыкальный Центр WEB – справочник для педагогов и старшеклассников «Как разработать социальный проект», http://zelenogorsk.ru/project/2strukr.html | 1 1 1 1 1 1 |
4.Оборудование класса | ||
1. 2. 3. | Классная доска с магнитной поверхностью (с набором приспособлений для крепления постеров и таблиц) Символика англоязычных стран (таблица) Комплект таблиц для оформления кабинета | 1 1 6 |
8.Приложения
Приложение 1 Притча о Самарянине
Евангелие от Луки 10:25-37. Итак, давайте разберёмся с этой историей.
Во-первых, давайте обратим внимание, к Иисусу подошел учитель закона, тот, кто хорошо знал законы Бога, он знал наизусть Писание, и вдруг он задаёт вопрос: что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус спрашивает его, а что написано в священном Писании: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
[Иисус] сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить».
Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
А кто вам ближний, задали мы вопрос нашим ребятам: школьные друзья, или девочка из другого класса, старик, который живет по соседству.
Из Иерусалима в Иерихон шел человек. Это был очень опасный путь, обычно все шли наоборот из Иерихона в Иерусалим, там был храм, там были все новости, туда съезжались знаменитости, там давали лучшее образование и так далее, а в Иерихон вела очень опасная дорога, на которой исторически всегда грабили бандиты. Итак, наш герой выбрал не самый лучший путь в жизни, но больше мы ничего о нем не знаем.
Знаем только, что он попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
Есть люди вокруг нас подобные этому человеку. Они может, выглядят, как мы, но в душе ограблены и избиты до полусмерти. Ограблены – т.е. лишены родителей, живут в детдомах, избиты – в физическом или в душевном смысле, депрессия, смертельные неизлечимые болезни и т.д.
То есть первое, что мы видим в этой истории: БОЛЬ от неправильного выбора
Итак, наш герой на дороге почти умирает и вдруг. Вдруг по дороге едет на своём коне или верблюде (тогда священники считались высшим классом, т.е. он не мог идти из города в город пешком, священник увидел его. И что он увидел: одежды на избитом нет, может он не из богатого рода, по лицу вижу не мой родственник или друг, а по закону, если я священник коснусь вдруг какого-нибудь мертвеца, я буду нечист 7 дней. Он не стал рисковать своей репутацией, иначе над ним все будут насмехаться, смотреть на него свысока, и поэтому он проскакал мимо.
А вы боитесь, если над вами начнут насмехаться, если ты окажешь добро однокласснику, над которым все потешаются, или поможешь бездомному и так далее.
Итак, что же было дальше в нашей истории? «Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо». Само слово «также» подразумевает, что левит последовал примеру священника, ведь он видел впереди себя священника, дороги в то время строились так, что можно было видеть, все что происходит. Левиты были ниже по своему положению, чем священники, они помогали священникам в храме, они могли прикасаться к мертвым, на них не распространялись правила священников, более того, священник написано увидел и прошел мимо, а левит, написано «подошел и посмотрел». Он, наверняка, подумал, а вдруг это ловушка, один прикинулся мертвым, я подойду, а они и на меня нападут, т.е. он разглядел, понял, что человек умирает, ему нужна помощь, но он подумал, ну если священник проехал, то почему я должен останавливаться и помогать этому несчастному. Даже, если у него не было транспорта отвезти больного, обычаи и традиции предполагали, что он должен был оказать первую помощь и ждать пока кто-то не проедет мимо.
Но давайте не будем осуждать этих людей, сколько раз мы сами видели людей, нуждающихся в помощи, и проходили мимо.
Второе, что мы видим в этой истории: ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ, равнодушие людей вокруг
Итак, кто же был следующий, правильно - самарянин. Вы знаете, для тех, кто слушали историю Иисуса – это было шоком, первый оказался плохим, второй тоже, ну третий будет назван герой, они думали, ну, наверное, обычный простой еврей, а Иисус вдруг называет самарянина. Евреи и самаряне так сильно ненавидели друг друга, что просто нельзя представить, каждый день в синагогах проклинали самарян и желали им смерти. Если бы Иисус мог бы рассказать историю, как благородный еврей помог ненавистному самарянину, даже она была бы шокирующей, но придумать историю, в которой самарянин помогает еврею в беде, это было уже слишком для их понимания.
Итак, самарянин проходил мимо и увидел ту же картину, что и священник с левитом.
Он шел своей дорогой и вдруг написано «сжалился», слово, которое стоит в Библии буквально означает «проявил сострадание». Очень сильное слово, означающее «взять за живое». Он подошел, и если священник и левит посмотрели и ушли, то самарянин посмотрел и начал действовать. Он не сказал себе: «А зачем мне это надо, что я хуже всех, и т.д. сами евреи его оставили, а я самарянин, должен его спасать». Более того, он знал, что если его народ узнает, что он помог еврею, они не станут с ним разговаривать после этого, или ещё хуже побьют камнями.
Несмотря на все эти страхи и сомнения он начал действовать.
Что же он делает?
- «Он, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино»;
Это означало, что он испачкался. Иисус хочет, чтобы мы не боялись грязной работы.
- «и, посадив его на своего осла», то есть сам он пошел пешком, значит, он пожертвовал своим комфортом.
- «привез его в гостиницу» – то есть он отклонился от своего маршрута, оставил свои дела, ведь он наверняка, не планировал приехать в гостиницу, но он беспокоился о ближнем.
- «и позаботился о нем». Библия говорит, что он уехал только на другой день, значит этот день и ночь он остался, чтобы убедиться, что с раненым всё в порядке. То есть он потратил своё время, чтобы помочь другому.
- «а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы». Динарии – это были серебряные монеты, которые на тот момент означали плату за два месяца в гостинице. Он не пожалел своих денег, помогая ближнему.
- «и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». Наш герой не остановился на этом, он решил завершить то, что начал. Он был готов ещё нести расходы, если это необходимо.
Третье, что мы видим в этой истории: СОСТРАДАНИЕ В ДЕЙСТВИИ
ИТАК, ИСТОРИЯ ЗАВЕРШИЛАСЬ ТЕМ, ЧЕМ НАЧАЛАСЬ
Преступники ограбили, бросили умирать и убежали.
Самарянин заплатил за него, остался с ним, позаботился о нем, обещал вернуться.
Но это не конец нашей истории. Вы помните, почему Иисус её рассказал:
Кто же мой ближний?
Иисус спросил: Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
На самом деле вопрос должен быть, не кто мой ближний, а кому я должен стать ближним? Всем тем, кто имеет нужду, даже своим врагам.
Принципы социальных проектов мы берем из Библии из «Притчи и милосердном самарянине»: Увидел нужду Проявил заботу Оказал помощь
Приложение 2 Основные понятия социального проектирования.
Социальное проектирование включает описание цели, задач, мер и действий по их достижению, необходимых ресурсов для реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели. Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Социальная проба – сбор информации учащимися о социальных объектах и явлениях, их осмысление.
Социальная практика – процесс освоения социальных навыков, познание сущностной стороны социальной действительности часто скрытой и неочевидной, формулировка проблемы.
Социальный проект - создание нового социально значимого продукта. Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее улучшению.
В ходе социальной пробы происходит познание социальной действительности,
в ходе социальной практики – проблематизация того, что было познано на этапе пробы,
а в ходе проектной деятельности – преобразование социального объекта.
Технология разработки социального проекта
Практические шаги социального проектирования
Шаг № 1. Изучение общественного мнения
Шаг № 2. Формулировка актуальной социальной проблемы
Шаг № 3. Изучение возможностей класса, группы
Шаг № 4. Определение цели и задач социального проекта
Шаг № 5. Составление плана работы
Шаг № 6. Составление рабочего графика
Шаг № 7. Определение обязанностей и их распределение в команде
Шаг № 8. Определение ресурсов и источников их получения
Шаг № 9. Составление бюджета
Шаг № 10. Разработка системы оценки проекта
Шаг № 11. Обучение членов команды
Шаг № 12. Формирование общественного мнения
Шаг № 13. Составление предложений по проекту
Шаг № 14. Поиск деловых партнеров
Шаг № 15. Проведение официальных переговоров
Шаг № 16. Получение необходимых ресурсов
Шаг № 17. Проведение плановых мероприятий
Шаг № 18. Оценка и контроль выполнения плана
Шаг № 19. Корректировка хода реализации проекта
Шаг № 20. Анализ результатов работы над проектом
Шаг № 21. Информирование общественности о результатах работы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов
Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов
Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Тезисы к рабочей программе внеурочной деятельности (социальное направление) «ЭКОЛОГИЯ ДУШИ» (5-6 КЛАССЫ)
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Индивидуальный проект" для 10 и 11 классов
Индивидуальный проект. Рабочая программа 10-11 кл...