Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
рабочая программа на тему

Сафонова Людмила Дмитриевна

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012.

     Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы:

  сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_vneurochnoy_deyatelnosti_5-8_klass.doc291 КБ

Предварительный просмотр:

 Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

  Составитель: Сафонова Л.Д.

                                                                                 

                        

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012.

     Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы: 

  сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основные задачи:

  • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
  • формирование собственного стиля мышления;
  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

     Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

  • развитие интеллектуальных умений
  • учимся работать с информацией

 

   Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в программу внесены изменения так, как программа рассчитана на 34 учебных недели, а у нас 35, то мной по одну часу было добавлено на повторение: «Решение логических задач» в 5 и 6 классе, «Решение творческих задач» в 7 классе, «Компьютерный практикум» в 8 классе.

    В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

     Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

  • учебная игра;
  • развивающая игра;
  • тематические задания по подгруппам;
  • практическое занятие;
  • беседа;
  • викторина;

участие в акциях.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • диагностическое тестирование;
  • диагностический тренинг;
  • итоговое тестирование.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Год обучения

Класс

Всего часов

Часов в неделю

первый

5

35

1

второй

6

35

1

третий

7

35

1

четвертый

8

35

1

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

п/п

Наименование раздела

Из них

5

класс

6 класс

7 класс

8 класс

1

Что такое интеллект

2

2

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид

7

3

Выделение существенных признаков понятий

5

2

4

Функциональные отношения между понятиями

2

5

Сравнение понятий

10

1

6

Классификация понятий

3

1

7

Объяснение значения слов

6

8

Творчество

4

2

9

Воображение

3

10

Конструирование на плоскости и в пространстве

5

11

Оценка явлений и событий с разных точек зрения

2

6

12

Постановка и разрешение проблем

5

13

Метод решения изобретательских задач

12

14

Чтение как способ получения информации

3

15

Приёмы работы с текстами

16

Недостатки традиционного чтения

2

17

Дифференциальный алгоритм чтения

5

18

Способы обработки полученной информации

5

19

Способы представления информации в различных видах

7

20

Работа с устным текстом

6

21

Библиографический поиск

3

22

Справочная литература

4

23

Логические  и творческие задачи

5

4

15

24

Тестирование

1

2

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАСС)

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Человек и его интеллект

1

0,5

0,5

2

Диагностическое тестирование

1

1

3

Обобщение и ограничение понятий

4

1,5

2,5

4

Выделение существенных признаков

2

1

1

5

Обобщение понятий при построении определений

1

1

6

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

1

0,5

0,5

7

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

2

0,5

1,5

8

Сравнение понятий. Отношения противоположности

1

1

9

Установление причинно-следственных связей

2

0,5

1,5

10

Логические задачи

5

0,5

4,5

11

Классификация понятий

3

0,5

2,5

12

Сравнение понятий. Аналогия

2

0,5

1,5

13

Поиск закономерностей

6

0,5

5,5

14

Выделение существенных признаков предметов

1

0,5

0,5

15

Объяснение понятий в зависимости от контекста

2

0,5

1,5

16

Итоговое тестирование

1

1

ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (6 КЛАСС)

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Диагностическое тестирование

1

1

2

Классификация понятий. Обобщение и ограничение понятий

1

0,5

0,5

3

Сравнение понятий

1

1

4

Выделение существенных признаков

2

0,5

1,5

5

Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений

2

0,5

1,5

6

Смысловые словосочетания

2

2

7

Синонимы, антонимы

2

0,5

1,5

8

Творчество. Методы решения творческих задач

2

0,5

1,5

9

Метод контрольных вопросов

2

0,5

1,5

10

Оценка явлений, событий с разных точек зрения

2

0,5

1,5

11

Воображение

2

0,5

1,5

12

Компьютерный практикум

1

1

13

Конструирование на плоскости

2

0,5

1,5

14

Конструирование в пространстве

2

0,5

1,5

15

Постановка и разрешение проблем

2

0,5

1,5

16

Разрешение проблемных ситуаций

1,5

0,5

1

17

Метод разрешения противоречий

1,5

0,5

1

18

Итоговое тестирование

1

1

19

Решение творческих задач

4

4

ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (7 КЛАСС)

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Секреты и методы творчества

2

0,5

1,5

2

Поиск закономерностей

2

0,5

1,5

3

Логические цепочки

2

2

4

Логические цепочки. Причинно–следственные связи

2

0,5

1,5

5

Как решать изобретательские задачи

2

0,5

1,5

6

Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности

2

0,5

1,5

7

Развитие воображения

2

2

8

Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия

1

0,5

0,5

9

Изобретательское творчество

2

0,5

1,5

10

Метод решения изобретательских задач. Метод решения противоречий

2

0,5

1,5

11

Решение задач методом разрешения противоречий

1

1

12

Решение задач методом разрешения противоречий

1

1

13

Творчество и фантастика

2

0,5

1,5

14

Метод решения творческих задач

2

2

15

Методы решения творческих задач:

Преобразование свойств

1

1

16

Методы решения творческих задач: метод фокальных объектов

1

1

17

Методы решения творческих задач: идеальный конечный результат

2

0,5

1,5

18

Методы решения творческих задач: морфологический ящик

2

0,5

1,5

19

Методы решения творческих задач

2

2

ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (8 КЛАСС)

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

Из них

теория

практика

1

Что мы знаем о чтении

2

1

1

2

Чтение как способ получения информации

1

0,5

0,5

3

Выявление навыков традиционного чтения

1

1

4

Компьютерный практикум

1

1

5

Интегральный алгоритм чтения

2

0,5

1,5

6

Дифференциальный алгоритм чтения

1

1

7

Изучающее чтение

2

0,5

1,5

8

Понимание смыслового содержание текста

2

0,5

1,5

9

Приёмы работы с текстом

1

1

10

Учимся задавать и отвечать на вопросы

2

0,5

1,5

11

Поисково-смотровое чтение

2

0,5

1,5

12

Конспектирование при чтении

2

0,5

1,5

13

Учимся готовить сообщение

1

1

14

Учимся вести диалог

2

0,5

1,5

15

Компьютерный практикум

5

0,5

4,5

16

Библиографический поиск. Каталог

2

0,5

1,5

17

 Справочник. Работа со справочной литературой

2

0,5

1,5

18

Компьютерный практикум

3

0,5

2,5

19

Итоговое занятие

1

1

Содержание программы первого года обучения

 5 КЛАСС

Развиваем логическое мышление.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.

 Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями.

Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

6 КЛАСС

Учимся мыслить творчески.

Выделение существенных признаков понятий.

   Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Сравнение понятий.

  Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Развивающие игры.

Классификация понятий.

 Правила классификации. Умение классифицировать понятия по двум и трём признакам. Обобщение понятий. Подбор определений к выделенным понятиям. Развивающие игры.

Объяснение значения слов.

 Устойчивые словосочетания, определяющие смысл предложений. Знакомство с устойчивыми грамматическими сочетаниями. Дополнение текста. Уяснение содержания текста. Смысловые сочетания. Дополнение известных словосочетаний по смыслу. Роль смысловых сочетаний в тексте. Практические задания и развивающие игры.

Творчество.

 Что такое творчество? Методы решения творческих задач. Из жизни великих людей. Практические задания и развивающие игры.

Воображение.

 Что такое воображение? Виды воображения. Воссоздание образов. Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве.

 Танграм. Головоломки на плоскости. Создание фигур по заданным рисункам. Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

 Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

 Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем.

 Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: мозговой штурм, метод разрешения противоречий. Мозговой штурм: из истории возникновения, основные этапы, правила работы. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.

7 КЛАСС

МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ

Творчество.

Секреты и методы творчества. Диагностика творческих способностей. Практические задания и развивающие игры.

Воображение.

Фантастический образ. Ассоциации. Приёмы развития воображения: головоломки на плоскости, незаконченный рассказ, описание картины, задачи со спичками и т. д. Развивающие игры.

Конструирование на плоскости и в пространстве.

Диагностика пространственного воображения. Конструирование в пространстве. Создание моделей пространственных фигур. Практические задания и развивающие игры.

 Оценка явлений и событий с разных точек зрения.

Формирование умений задавать вопросы, видеть положительные и отрицательные стороны явлений. Практические задания и развивающие игры.

Постановка и разрешение проблем.

Анализ проблемной ситуации. Методы разрешения проблемных ситуаций: метод разрешения противоречий. Метод разрешения противоречий: сущность метода, применение к решению проблемных ситуаций.

Метод решения изобретательских задач.

Метод контрольных вопросов: из истории возникновения, алгоритм применения методов. Метод синектики: прямая ,символическая, фантастическая аналогии; алгоритм применения методов. Метод преобразования свойств: сущность метода. Использование данного метода в литературных произведениях. применение его к решению изобретательских задач. Замена функций: условия применения метода, разрешение проблемных ситуаций на основе данного метода. Практические задания и развивающие игры.

8 КЛАСС

УЧИМСЯ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ

Чтение как способ получения информации.

  Цели чтения. Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, аналитико-критическое, творческое. Правила быстрого чтения. Чтение укороченной строкой. Практические задания и развивающие игры.

Приёмы работы с текстами.

  Гипертекстовое представление информации. Чтение с закладкой, методом толстых и тонких вопросов, чтение с пометками, маркировочная таблица, «мудрые совы», чтение с пропусками, метод смысловой догадки.  Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Недостатки традиционного чтения.

 Интегральный алгоритм чтения: наименование читаемого источника, автор, выходные данные, основное содержание, фактографические данные (факты, события, имена, цифры, таблицы), новизна материала, возможности использования на практике. Практические задания и развивающие игры.

Дифференциальный алгоритм чтения. 

  Выделение ключевых слов в абзацах текста, составление из них смысловых предложений, выделение основного смысла отрезков текста. Практические задания и развивающие игры.

Способы обработки полученной информации. 

  План, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные), аннотация, рецензия, отзыв, конспект, схема-конспект, структурно-логическая схема, реферат. Компоненты содержания каждого вида работ: аннотации, конспекта (виды конспектов: плановые, текстуальные, свободные, тематические и их особенности), рецензии, отзыва, тезисов. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Способы представления информации в различных видах. 

  Вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический. Преобразование информации из одного вида в другой. Графические методы: виды графиков, методика и правила использования. Диаграммы и их виды. Опорные сигналы и их роль. Кодирование и декодирование информации. Практические задания и развивающие игры. Компьютерный практикум.

Работа с устными текстами.

  Вопросы открытые и закрытые. Дискуссия. Правила дискуссии. Практические задания и развивающие игры.

Библиографический поиск.

  Каталоги. Виды каталогов: алфавитные, предметные, систематические, каталоги новых поступлений. Правила работы с каталогами. Практические задания.

Справочная литература.

  Словари, справочники, энциклопедии. Роль и назначение. Правила работы со справочной литературой. Практические задания. Компьютерный практикум.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 года обучения

 

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Что такое интеллект

Учащиеся знают:

- понятие интеллекта, творчества;

- значение развития интеллекта;

- различные виды интеллекта.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Понятие. Отношение между понятиями:

род-вид

Учащиеся знают:

- обобщение понятий;

- более общее и более частное понятие;

- составляют логические цепочки: общее – менее общее – частное;

- ограничение понятий.

         Учащиеся умеют: 

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Выделение существенных признаков понятий

Учащиеся знают:

- правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

Учащиеся умеют: 

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- выявлять закономерности;

-- строить умозаключения;

- владеть монологической и диалогической речью.

 Функциональное отношение между понятиями

Учащиеся знают:

- часть – целое;

- последовательности;

- рядоположности;

- причины и следствия.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Сравнение понят

Учащиеся знают:

- сходства и различия;

- понятия одного порядка;

- антонимы, синонимы, омонимы;

 - главные и второстепенные признаки явлений;

 - аналогия.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Требования к уровню подготовки учащихся 2 года обучения

 

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Выделение существенных признаков понятий

Учащиеся знают:

- правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

Учащиеся умеют: 

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- выявлять закономерности;

-- строить умозаключения;

- владеть монологической и диалогической речью.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

 

     Коммуникативные  УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Сравнение понят

Учащиеся знают:

- сходства и различия;

- понятия одного порядка;

- антонимы, синонимы, омонимы;

 - главные и второстепенные признаки явлений;

 - аналогия.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Классификация понятий

Учащиеся знают:

- правила классификации;

- правила обобщения понятий.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Объяснение значения слов

Учащиеся знают:

- устойчивые словосочетания;

- смысловые сочетания;

- роль смысловых сочетаний в тексте.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Творчество.

Воображение.

Учащиеся знают:

- что такое творчество, воображение;

 - методы решения творческих задач;

- виды воображения:

- приёмы развития воображения.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Конструирование на плоскости и пространстве

Учащиеся знают:

-понятия танграм, головоломок;

- методы их решения.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- проводить наблюдения, измерения;

- владеть монологической и диалогической речью.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем.

Учащиеся знают:

- положительные и отрицательные стороны явлений;

 - методы разрешения проблемных ситуаций;

- методы разрешения противоречий.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль, абстогировать;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

-владеть монологической и диалогической речью.

Требования к уровню подготовки учащихся 3 года обучения

 

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Творчество.

Воображение.

Учащиеся знают:

- что такое творчество, воображение;

 - методы решения творческих задач;

- виды воображения:

- приёмы развития воображения.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

 Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

 Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

 Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Конструирование на плоскости и пространстве

Учащиеся знают:

-понятия танграм, головоломок;

- методы их решения.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- проводить наблюдения, измерения;

- владеть монологической и диалогической речью.

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем.

Учащиеся знают:

- положительные и отрицательные стороны явлений;

 - методы разрешения проблемных ситуаций;

- методы разрешения противоречий.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль, абстогировать;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

-владеть монологической и диалогической речью.

Метод решения изобретательских задач

Учащиеся знают:

- метод контрольных вопросов;

- метод синектики;

- метод преобразования свойств.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль, абстогировать;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

-владеть монологической и диалогической речью.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 года обучения

 

Разделы программы

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

Чтение как способ получения информации

Учащиеся знают:

- виды чтения;

- правила быстрого чтения;

- чтение укороченной строки.

Учащиеся умеют: 

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- пересказывать прочитанный текст;

- передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

- строить умозаключения;

- владеть монологической и диалогической речью.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

 

     Коммуникативные  УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение;

Приёмы работы с текстом.

Недостатки традиционного чтения.

Учащиеся знают:

- гипертекстовое представление информации;

- метод толстых и тонких вопросов;

 - чтение с пометками, чтение с пропусками;

 - метод смысловой догадки;

 - интегральный алгоритм чтения;

 - правила выделения ключевых слов;

 - выделение основного смысла отрезков текста.

Учащиеся умеют: 

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- пересказывать прочитанный текст;

- передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

- составлять план текста;

- строить умозаключения;

- владеть монологической и диалогической речью.

Способы обработки полученной информации

Учащиеся знают:

- понятия: план, выписка, цитаты, тезисы, аннотации, конспект, реферат, рецензия.

Учащиеся умеют: 

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- пересказывать прочитанный текст;

- передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде;

- составлять план текста;

- составлять тезисы;

- представлять информацию в различных видах;

- строить умозаключения;

- владеть монологической и диалогической речью.

Способы представления информации в различных видах

Учащиеся знают:

- способы представления информации: вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический;

- графические методы;

- кодирование и декодирование информации.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- составлять план текста;

- представлять информацию в различных видах (вербальный, табличный, графический, схематический, аналитический, знаково-символический);

- выявлять закономерности;

- владеть монологической и диалогической речью.

Работа с устными текстами. Библиографический поиск. Справочная литература

Учащиеся знают:

- правила дискуссии;

- виды каталогов;

- правила работы с каталогами;

 - роль и назначение справочников;

 - правила работы со справочной литературой.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение, библиографический поиск, работа со справочником);

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

  • Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
  • Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
  • Тихомирова Л.Ф.  Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996

Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер
  • МФУ
  • Мультимедиапроектор
  • Средства телекоммуникации
  • Экран навесной

Планируемые результаты

Ожидаемые результаты

Универсальные учебные действия

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать, владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и поводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, составлять план текста, передавать прочитанное и сжатое или развёрнутом виде, составлять конспекты, тезисы, анализировать текст с точки зрения основных признаков и стилей, описывать рисунки, модели, схемы, составлять рассказ по карет, схеме, модели, задавать прямые вопросы и отвечать на них;
  • работать с текстовой информацией на компьютере, осуществлять операции с файлами и каталогами.

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса обучающиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения;
  • методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать ,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и активизация силы мышления....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я - турист» для учащихся 1-2 классов

Программа "Я-турист" разработана для внеурочных зянятий спортивным туризмом в начальной школе. Основной задачей программы является оздоровление и физическое развите детей младшего школьного возраста....

Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии  с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» для учащихся 2-4 классов

Актуальность и педагогическая целесообразность Практическая значимость данного курса заключается в закреплении и совершенствовании умении и навыков, полученных учащимися на уроках английского языка, в...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь»

Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской надпредметной программе «Социальный проект» для учащихся 1-11 классов ЧОУ-СОШ «Новый путь», которая прошла апробацию на Всерос...

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...