Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
рабочая программа (5 класс) на тему

Романовы

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012.

     Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»

Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом

Протокол №      от «__»  _______2015г.

Заместитель директора по УВР

________________Кускова Т.В.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ № ___ от «___»  ________2015г.

Директор МОУ «Седановская СОШ»

________________________

Соколова И.Ю.

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей

учащихся 5-6 классов

Класс – 5

Учебный год – 2015-2016.

Образовательная область – интеллект.

Тип программы – общеобразовательная

Уровень реализации –дополнительный

Разработчик программы – учитель Романова Н. И.

п. Седаново

Усть-Илимский район

Иркутская область

2015год

 Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

  Составитель: Романова Н. И.                                                                            

                        

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-6 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012.

     Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.

Цель данной программы: 

  сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Основные задачи:

  • развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
  • формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
  • формирование собственного стиля мышления;
  • формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
  • освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;

     Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:

  • развитие интеллектуальных умений
  • учимся работать с информацией

   Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в программу внесены изменения так, как программа рассчитана на 34 учебных недели, а у нас 35, то мной по одну часу было добавлено на повторение: «Решение логических задач» в 5 и 6 классе.    В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.

     Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. –  М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.

Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:

  • учебная игра;
  • развивающая игра;
  • тематические задания по подгруппам;
  • практическое занятие;
  • беседа;
  • викторина;
  • участие в акциях.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

  • диагностическое тестирование;
  • диагностический тренинг;
  • итоговое тестирование.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ

Год обучения

Класс

Всего часов

Часов в неделю

первый

5

64

2

второй

6

64

2

УЧЕБНЫЙ ПЛАН


п/п

   Наименование раздела

1

Что такое интеллект

2

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид

3

Выделение существенных признаков понятий

4

Функциональные отношения между понятиями

5

Сравнение понятий

6

Классификация понятий

7

Объяснение значения слов

8

Творчество

9

Воображение

10

Конструирование на плоскости и в пространстве

11

Оценка явлений и событий с разных точек зрения

12

Постановка и разрешение проблем

13

Метод решения изобретательских задач

14

Чтение как способ получения информации

15

Приёмы работы с текстами

16

Недостатки традиционного чтения

17

Дифференциальный алгоритм чтения

18

Способы обработки полученной информации

19

Способы представления информации в различных видах

20

Работа с устным текстом

21

Библиографический поиск

22

Справочная литература

23

Логические  и творческие задачи

24

Тестирование

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАСС)

№ п/п

Наименование раздела, тема занятия

Всего

часов

1

Человек и его интеллект

2

2

Диагностическое тестирование

2

3

Обобщение и ограничение понятий

8

4

Выделение существенных признаков

4

5

Обобщение понятий при построении определений

2

6

Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое

2

7

Сравнение понятий. Установление сходства и различий

4

8

Сравнение понятий. Отношения противоположности

2

9

Установление причинно-следственных связей

4

10

Логические задачи

10

11

Классификация понятий

6

12

Сравнение понятий. Аналогия

4

13

Поиск закономерностей

12

14

Выделение существенных признаков предметов

4

15

Объяснение понятий в зависимости от контекста

4

16

Итоговое тестирование

2

Содержание программы первого года обучения

 5 КЛАСС

Развиваем логическое мышление.

Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.

Диагностика интеллектуального развития.

Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.

 Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.

Выделение существенных признаков понятий.

Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.

Функциональные отношения между понятиями.

Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.

Сравнение понятий.

Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Ожидаемые результаты

Учащиеся знают:

- правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие).

Учащиеся умеют: 

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- выявлять закономерности;

-- строить умозаключения;

- владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают:

- сходства и различия;

- понятия одного порядка;

- антонимы, синонимы, омонимы;

 - главные и второстепенные признаки явлений;

 - аналогия.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают:

- правила классификации;

- правила обобщения понятий.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают:

- устойчивые словосочетания;

- смысловые сочетания;

- роль смысловых сочетаний в тексте.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают:

- что такое творчество, воображение;

 - методы решения творческих задач;

- виды воображения:

- приёмы развития воображения.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль;

- формулировать выводы;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

- владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают:

-понятия головоломок;

- методы их решения.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- проводить наблюдения, измерения;

- владеть монологической и диалогической речью.

Учащиеся знают:

- положительные и отрицательные стороны явлений;

 - методы разрешения проблемных ситуаций;

- методы разрешения противоречий.

Учащиеся умеют:

- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать;

- работать с источником информации (чтение текста);

- выделять главную мысль, абстогировать;

- формулировать выводы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- выявлять закономерности;

- строить умозаключения;

- слушать, владеть приемами рационального запоминания;

-владеть монологической и диалогической речью.

Выделение существенных признаков понятий

Сравнение понятий

Классификация понятий

Объяснение значения слов

Творчество.

Воображение.

Конструирование на плоскости и пространстве

Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем.

Универсальные учебные действия

Познавательные общеучебные действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • выделение познавательной цели;
  • выбор наиболее эффективного способа решения   поставленной задачи;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • устанавливать аналогии, проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

     Коммуникативные  УУД  1 года

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли  полно и точно;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • прогнозирование уровня усвоения;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные УУД

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация на понимание причин успеха в деятельности;
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • самооценка;
  • самоопределение;

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА

  • Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
  • Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
  • Тихомирова Л.Ф.  Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996

Технические средства обучения

  • Мультимедийный компьютер
  • Мультимедиапроектор
  • Средства телекоммуникации
  • Экран навесной

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения курса обучающиеся должны:

знать:

  • правила конструирования определений, формулирования выводов;
  • правила классификации и сравнения;
  • методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
  • способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
  • правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
  • способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
  • правила сохранения информации, приёмы запоминания;

уметь:

  • анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
  • слушать ,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
  • проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
  • владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»

Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и активизация силы мышления....

Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности  для 5-8 классов составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...

Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии  с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»

Рабочая программа внеурочной деятельности«Развитиеинтеллектуальных умений»Программа составлена на основе  программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Автор Н.А. Криволапов...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие логического мышления»

   Одной из особенностей современной технологической эпохи, имеющей существенное значение для школы, является значительный рост объема информации, обязательной для восприятия и усвоен...