Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-6 классов
рабочая программа (5 класс) на тему
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»
Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО с методическим советом Протокол № от «__» _______2015г. Заместитель директора по УВР ________________Кускова Т.В. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № ___ от «___» ________2015г. Директор МОУ «Седановская СОШ» ________________________ Соколова И.Ю. |
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей
учащихся 5-6 классов
Класс – 5
Учебный год – 2015-2016.
Образовательная область – интеллект.
Тип программы – общеобразовательная
Уровень реализации –дополнительный
Разработчик программы – учитель Романова Н. И.
п. Седаново
Усть-Илимский район
Иркутская область
2015год
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Составитель: Романова Н. И.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), на основе авторской программы Н.А. Криволаповой /Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Программа курса направлена на формирование универсальных (метапредметных) умений, навыков, способов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся, на развитие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа предполагает освоение способов деятельности на понятийном аппарате тех учебных предметов, которые ученик изучает; занятия проводятся в форме предметно-ориентированного тренинга.
Цель данной программы:
сформировать компетентность сфере общеинтеллектуальная деятельности, создавать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и навыки, и, таким образом, сделать детей активными участниками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.
Основные задачи:
- развитие психических познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориентированного тренинга;
- формирование учебно-интеллектуальных умений, приёмов мыследеятельности, освоение рациональных способов её осуществления на основе учёта индивидуальных особенностей учащихся;
- формирование собственного стиля мышления;
- формирование учебно-информационных умений и освоение на практике различных приёмов работы с разнообразными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различных видах;
- освоение приёмов творчества и методов решения творческих задач;
Программа рассчитана на учащихся 5-6 классов, имеет практико-ориентированный характер, так как 80% времени отведено на освоение приёмов и способов деятельности, и состоит из следующих блоков:
- развитие интеллектуальных умений
- учимся работать с информацией
Логика изложения и содержания авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, в программу внесены изменения так, как программа рассчитана на 34 учебных недели, а у нас 35, то мной по одну часу было добавлено на повторение: «Решение логических задач» в 5 и 6 классе. В процессе освоения содержания программы её результативность предполагается проверять с помощью системы диагностик: психологических и педагогических тестов, наблюдения, анкетирования.
Для реализации программы подготовлен учебно-методический комплекс: программа курса / Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012 и сборник заданий для работы с обучающимися /Внеурочная деятельность. Сборник заданий для познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. /Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012.
Формы проведения занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов, индивидуальных возможностей воспитанников:
- учебная игра;
- развивающая игра;
- тематические задания по подгруппам;
- практическое занятие;
- беседа;
- викторина;
- участие в акциях.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
- диагностическое тестирование;
- диагностический тренинг;
- итоговое тестирование.
Год обучения | Класс | Всего часов | Часов в неделю |
первый | 5 | 64 | 2 |
второй | 6 | 64 | 2 |
№ п/п | Наименование раздела |
1 | Что такое интеллект |
2 | Понятие. Отношения между понятиями: род-вид |
3 | Выделение существенных признаков понятий |
4 | Функциональные отношения между понятиями |
5 | Сравнение понятий |
6 | Классификация понятий |
7 | Объяснение значения слов |
8 | Творчество |
9 | Воображение |
10 | Конструирование на плоскости и в пространстве |
11 | Оценка явлений и событий с разных точек зрения |
12 | Постановка и разрешение проблем |
13 | Метод решения изобретательских задач |
14 | Чтение как способ получения информации |
15 | Приёмы работы с текстами |
16 | Недостатки традиционного чтения |
17 | Дифференциальный алгоритм чтения |
18 | Способы обработки полученной информации |
19 | Способы представления информации в различных видах |
20 | Работа с устным текстом |
21 | Библиографический поиск |
22 | Справочная литература |
23 | Логические и творческие задачи |
24 | Тестирование |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ (5 КЛАСС)
№ п/п | Наименование раздела, тема занятия | Всего часов |
1 | Человек и его интеллект | 2 |
2 | Диагностическое тестирование | 2 |
3 | Обобщение и ограничение понятий | 8 |
4 | Выделение существенных признаков | 4 |
5 | Обобщение понятий при построении определений | 2 |
6 | Отношения между понятиями: рядоположности, часть - целое | 2 |
7 | Сравнение понятий. Установление сходства и различий | 4 |
8 | Сравнение понятий. Отношения противоположности | 2 |
9 | Установление причинно-следственных связей | 4 |
10 | Логические задачи | 10 |
11 | Классификация понятий | 6 |
12 | Сравнение понятий. Аналогия | 4 |
13 | Поиск закономерностей | 12 |
14 | Выделение существенных признаков предметов | 4 |
15 | Объяснение понятий в зависимости от контекста | 4 |
16 | Итоговое тестирование | 2 |
Содержание программы первого года обучения
5 КЛАСС
Развиваем логическое мышление.
Что такое интеллект. Понятие интеллекта, творчества. Дар и талант. Труд. Значение развития интеллекта. Различные виды интеллекта.
Диагностика интеллектуального развития.
Понятие. Отношения между понятиями: род-вид.
Обобщение понятий. Более общее и более частное понятие. Составление логической цепочки: общее – менее общее – частное (в прямом и обратном направлении). Выбор более общего понятия к данному. Обобщение пары и группы понятий. Ограничение понятий. Развивающие игры.
Выделение существенных признаков понятий.
Обобщение понятий и формулирование определений. Правила составления определений: понятие: обобщающие слова (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Практические задания и развивающие игры.
Функциональные отношения между понятиями.
Часть – целое, последовательности, рядоположности, причины и следствия. Установление причинно-следственных связей. Практические задания.
Сравнение понятий.
Выявление сходства и различий. Отношение противоположности. Понятия одного порядка, противоположные по смыслу (антонимы). Синонимы. Омонимы. Выявление сходства и различий по существенным признакам. Главные и второстепенные признаки явлений. Узнавание предметов по указанным признакам. Аналогия. Умение проводить аналогии. Развивающие игры.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Ожидаемые результаты | |
Учащиеся знают: - правила составления определений: понятие: обобщение слов (родовое понятие) + существенный признак (видовое отличие). Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - выявлять закономерности; -- строить умозаключения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Учащиеся знают: - сходства и различия; - понятия одного порядка; - антонимы, синонимы, омонимы; - главные и второстепенные признаки явлений; - аналогия. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Учащиеся знают: - правила классификации; - правила обобщения понятий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Учащиеся знают: - устойчивые словосочетания; - смысловые сочетания; - роль смысловых сочетаний в тексте. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Учащиеся знают: - что такое творчество, воображение; - методы решения творческих задач; - виды воображения: - приёмы развития воображения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль; - формулировать выводы; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Учащиеся знают: -понятия головоломок; - методы их решения. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - проводить наблюдения, измерения; - владеть монологической и диалогической речью. | |
Учащиеся знают: - положительные и отрицательные стороны явлений; - методы разрешения проблемных ситуаций; - методы разрешения противоречий. Учащиеся умеют: - анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать и систематизировать; - работать с источником информации (чтение текста); - выделять главную мысль, абстогировать; - формулировать выводы; - устанавливать причинно-следственные связи; - выявлять закономерности; - строить умозаключения; - слушать, владеть приемами рационального запоминания; -владеть монологической и диалогической речью. | |
Выделение существенных признаков понятий | |
Сравнение понятий | |
Классификация понятий | |
Объяснение значения слов | |
Творчество. Воображение. | |
Конструирование на плоскости и пространстве | |
Оценка явлений и событий с разных точек зрения. Постановка и разрешение проблем. | |
Универсальные учебные действия | |
Познавательные общеучебные действия
Коммуникативные УУД 1 года
Регулятивные УУД
Личностные УУД
| |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА
- Н.А. Криволапова. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы. – М.: Просвещение, 2012
- Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. – М.:НИИ школьных технологий, 2004
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1996
Технические средства обучения
- Мультимедийный компьютер
- Мультимедиапроектор
- Средства телекоммуникации
- Экран навесной
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения курса обучающиеся должны:
знать:
- правила конструирования определений, формулирования выводов;
- правила классификации и сравнения;
- методы решения творческих задач: разрешения противоречий, метод от противного, контрольные вопросы, преобразование свойств;
- способы чтения, структурирования, обработки и представления учебной информации;
- правила поиска информации в библиотеке, работы с каталогами;
- способы планирования и проведения наблюдений и исследований;
- правила сохранения информации, приёмы запоминания;
уметь:
- анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, выделять главную мысль, абстрагировать, формулировать выводы, устанавливать причнно-следственные связи, выявлять закономерности, строить умозаключения;
- слушать ,владеть приёмами рационального запоминания, работать с источниками информации (чтение, конспектирование, составление тезисов, библиографический поиск, работа со справочником), представлять информацию в различных видах (вербальном, табличном, графическом, схематическом, аналитическом), преобразовывать из одного вида в другой;
- проводить наблюдения, измерения, планировать и проводить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах;
- владеть монологической и диалогической речью, пересказывать прочитанный текст, составлять план текста, передавать прочитанное в сжатом или развёрнутом виде, описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей»
Принципиальной задачей предлагаемого курса является развитие познавательных способностей и активизация силы мышления....
Рабочая программа внеурочной деятельности развития познавательных способностей учащихся 5-8 классов
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности для 5-8 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего об...
Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р
Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Развитие интеллектуальных умений»
Рабочая программа внеурочной деятельности«Развитиеинтеллектуальных умений»Программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся 5-8 классы. Автор Н.А. Криволапов...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.
Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...