Программа коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
рабочая программа по психологии (8 класс)
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» //Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) на основании Примерной рабочей программы коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»// Комплект примерных рабочих программ для 7- 8 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).-М:Просвещение,2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr._8b_kl._20-21_uch.g._var.1.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для 8б класса МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» на 2020-2021 учебный год разработана на основании следующих нормативных документов:
- Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
- Положения о программе предмета, курса в условиях реализации ФГОС ОВЗ, ФГОС О УО (ИН), утвержденного приказом от 01.09.2017г. № 28.
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» //Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).-http://fgosreestr.ru/ на основании Примерной рабочей программы коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»// Комплект примерных рабочих программ для 7- 8 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).-М:Просвещение,2017.
Коррекционные занятия «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» имеет свою цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи:
— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
— коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них
полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
— формирование пространственно-временных ориентировок;
— развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
— совершенствование сенсорно-перцептинной деятельности;
— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии
— исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
— формирование точности и целенаправленности движений и действий;
— оптимизация психофизического состояния, формирование саморегуляции.
Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с ограниченными интеллектуальными способностями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.
Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников.
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений, также для того чтобы ребенок полноценно развивался и чувствовал себя членом общества, для сохранения здоровья необходимостью стало включить в программу обучение учащихся навыкам саморегуляции.
Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчают восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к ознакомлению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов. Разные направления деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Особое внимание должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что несомненно трудно для умственно отсталых учащихся начальных классов и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется.
Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку движение, изобразительную деятельность, творчество и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа кррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, коррекционно – развивающую область Учебного плана МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Программа рассчитана на 1 год обучения: 8 класс- 35 часов. Продолжительность каждого занятия в среднем 40 минут. Предполагается 1 занятие в неделю.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
В результате освоения предметного содержания коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование БУД учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных)
БУД изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих БУД: (под руководством педагога)
Регулятивные БУД
- Принимать и сохранять учебную задачу.
- Учиться выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
- учиться составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
- учиться работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
- при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.
Выпускник начальной ступени обучения в сфере регулятивных УУД получит возможность для овладения (в сотрудничестве с педагогом) всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить (по возможности) соответствующие коррективы в их выполнение
Познавательные БУД
- Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;
Учиться:
- анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.
Школьник в сфере познавательных УУД получит возможность для овладения (на доступном уровне) такими логическими действиями и операциями, как анализ и синтез, классификация, сравнение, обобщение; а также научиться использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные БУД:
Учиться:
- выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;
- высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия;
- осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Обучающийся в сфере коммуникативных УУД получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы решения).
- продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предполагаемые предметные результаты:
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.
Личностными результатами изучения коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):
- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине
- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила
- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»
- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.
Достаточный уровень предметных результатов
Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):
Минимальный уровень предметных результатов
— группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;
— смешивать цвета;
— находить нереальные элементы «нелепых» картинок;
— определять противоположные качества и свойства предметов;
— определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;
— моделировать расположение предметов в заданном пространстве;
— пользоваться календарем;
— определять возраст людей.
— адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространствен- ные отношения с помощью предлогов;
— опосредовать свою деятельность речью;
Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):
- Различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.
- Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением.
- Ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).
- Ориентироваться в представлении (сутки, дни).
- Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.
- Под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
Обследование детей (2 часа)
Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений. Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время). Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.
Формирование навыков саморегуляции и контроля действий. (7 часов)
Релаксация (произвольное расслабление мышц); отдых, сочетаемый с правильным дыханием; игра, рисование, слушание музыки.
Обучение навыкам общения и взаимодействия в коллективе через специально организованные игры и упражнения.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 часов)
Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданым звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4 часов)
Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, т.д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (5 часов)
Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из
4—5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец, т.д.). Узнавание предмета по одному элементу. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (3 часа)
Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. На хождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—З предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (3 часа)
Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.
Восприятие пространства (4 часа)
Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ заня тия | Дата по плану | Дата по факту | Наименование разделов, тем отдельных уроков | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Диагностика | 1ч |
| |||
4.09 | Диагностика сенсорного развития | 1 | - Отвечают на вопросы, - выполняют диагностические задания | ||
Формирование навыков саморегуляции и контроля действий | 10 | Знакомятся с понятием «успех», составляющие успеха, с понятием «цель». Учатся определять план предстоящей деятельности. Учатся составлению планов и алгоритмов деятельности. Учится активному общению с окружающими, знакомится с принципами слушания, учится анализировать свои поступки, умению владеть собой. Выполняют упражнения с красками, направленные на снятие напряжения, преодоление страхов, раздражения. | |||
2 | 11.09 | Коммуникативные игры. Игры на создание успеха. | 1 | ||
3 | 18.09 | Развитие умения контролировать импульсивные действия. | 1 | ||
4 | 25.09 | «Я учусь владеть собой». | 1 | ||
5 | 2.10 | Развитие внимания и коммуникативных навыков. | 1 | ||
6 | 9.10 | Развитие произвольного внимания. | 1 | ||
7 | 16.10 | Упражнения, направленные на снятие раздражения, страха (кляксы, нарисуй свой страх) | 1 | ||
8 | 23.10 | Работа с красками – снятие эмоционального напряжения, формирование положительно-эмоционального настроя. | 1 | ||
9 | 6.11 | Преодоление импульсивности, | 1 | ||
10-11 | 13.11 20.11 | Тренировка навыков саморегуляции через игровые приемы | 2 | ||
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков | 6 | ||||
12 | 27.11 | Психогимнастика – развитие согласованности движений на разные группы мышц. | 1 | Составляют геометрические рисунки по инструкции; -сопоставляют, сравнивают 2-3 предмета по величине; -вычерчивают геметрические фигуры; Дорисовывают симметричные половины изображений; Вырезают ножницами предметы «на глаз»; выполняют графический диктант с усложненными заданиями. - | |
13 | 4.12 | Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. | 1 | ||
14 | 11.12 | Вычерчивание геометрических фигур. | 1 | ||
15 | 18.12 | Дорисовывание симметричной половины изображения. | 1 | ||
16 | 25.12 | Графический диктант с усложненным заданием. | 1 | ||
17 | 15.01 | Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов. | 1 | ||
Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 | ||||
18 | 22.01 | Выполнение упражнений по заданию. Игра «Зеркало» | 1 | -выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей; -упр. «заземление» на двух ногах с различным положением рук, - имитируют движения и позы животных; -выполняют кинезиологическик упражнения; -понимают и выполняют инструкцию | |
19 | 29.01 | Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений) | 1 | ||
20 | 5.02 | «Отгадай что на картинке» – имитация движений и поз. | 1 | ||
21 | 12.02 | Психогимнастика, кинезиологические упражнения | 1 | ||
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов | 4 | ||||
22 | 19.02 | Группировка предметов и их изображений по форме; сравнение величин больше-меньше, - через аппликацию | 1 | -Составляют геометрические рисунки по инструкции; -сопоставляют, сравнивают 2-3 предмета по величине называют словом изученные названия величин при сравнении; -выполняют аппликации из геометрических фигур; -делают игрушки из бумаги в технике «оригами»; | |
23 | 26.02 | Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с применение речевого материала. Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» | 1 | ||
24 | 5.03 | Аппликация «украшение калмыцких поясков» работа с геометрическими формами – выкладывание узора на плоскости | 1 | ||
25 | 12.03 | Занятие по коррекция когнитивных процессов | 1 | ||
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 2 | ||||
26 | 19.03 | Задания на узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | 1 | - чередуют цветные элементы - называют словом цвета; -отвечают на поставленные вопросы; - узнают предметы по конторному изображению | |
27 | 2.04 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 | ||
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 3 | ||||
28 | 9.04 | Звучание различных музыкальных инструментов – ложки – железные, ложки – деревянные. «Колокольчик» | 1 | Выполняют игры, упражнения на заданный звук. Громкий звук – потопаем громко, тихий – тихо) (Высокий – поднимись высоко и т.д.) | |
29-30 | 16.04 23.04 | Развитие слуховой памяти. Психогимнастика. | 2 | Выполняют задания на развитие слуховой памяти «Запомни 10 слов», «Хлопни так же как я» | |
Восприятие пространства | 4 | ||||
31 | 30.04 | Составление портрета из частей лица человека | 1 | ориентируются в схеме тела с опорой на маркер и на листе бумаги. -сравнивают глубину, расстояние -конструируют изображения из фигур по схемам. | |
32 | 7.05 | Игры на движение в заданном направлении в пространстве. | 1 | ||
33 | 14.05 | Ориентировка на собственном теле. Игра «Зеркало» - со сменой ведущего - педагог - ребенок | 1 | - выполняют задания на восприятие времени и ориентируются на словесное обозначение пространственного обозначение предметов; -называют словом изученные пространственные и временные понятия; -вступают в игру, беседу, отвечают на вопросы | |
34 | 21.05 | Психогимнастика. Развитие произвольности. | 1 | ||
Диагностика | 1 | ||||
35 | 28.05 | Диагностика сенсорного развития | 1 | - Отвечают на вопросы, - выполняют диагностические задания |
7) ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
- Методическое обеспечение
- Программа коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 5-8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.
- Комплексная методика психомоторной практики. А. В. Семенович, Воробьёва Е.А.
- Учебно - практическое и лабораторное оборудование
Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:
- разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки - маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);
- иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
- наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
- нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
- материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).
- ТСО:
компьютер, принтер, экран.
Приложение 1.
Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов у детей
1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
2. Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
3. Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
4. Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. 5.Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
6. Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
7. Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
8. Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
9. Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
10. Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Критерии оценки выполнения любого задания
0 баллов - ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, не использует обследовательские действия для их обнаружения, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции.
1 балл - ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, достаточно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку»), систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.
2 балла - ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию (отраженно), а в ряде случаев — по образцу, требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).
3 балла - ребенок выполняет предложенные задания, используя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога), требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (большой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руководством педагога использовать результат обследования в продуктивной деятельности.
4 балла - ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, в основном самостоятельно и правильно, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, основные цвета и их оттенки, выделяет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно называет внешние свойства предметов, использует их под руководством педагога в продуктивной деятельности и повседневной жизни.
5 баллов - ребёнок старается выполнять предложенные задания самостоятельно и правильно, анализирует окружающие предметы и явления с учётом имеющихся представлений, использует их в продуктивной деятельности и повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1 класса коррекционной школы VIII вида
Десять планов - конспектов по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 1- 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учр...
Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья коровка".
Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья кор...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторных и сенсорных процессов".
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для детей с умеренной умственной отсталостью.Срок освоения 7 лет....
Коррекционное занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для развития восприятия пространственных отношений «Зима» 4 класс школа VIII вида
Коррекционное занятие разработано по теме "Моделирование расположения предметов в пространстве и на листе бумаги "...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе
Данная рабочая программа является коррекционной для обучения обучающихся с умственной отсталостью, составлена с учетом осо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ
Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов разработана в соответствии с положением о структуре, порядке р...