Программа коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов»
рабочая программа по психологии (8 класс)

Миронец Оксана Михайловна

Рабочая программа  разработана в соответствии с Примерной программой  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» //Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)  на основании Примерной рабочей программы коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»// Комплект примерных рабочих программ для 7- 8 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).-М:Просвещение,2017.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon progr._8b_kl._20-21_uch.g._var.1.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для 8б класса МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» на 2020-2021 учебный год разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Приказа Минобрнауки России от 19 декабря 2014 года № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»,
  • Положения о программе предмета, курса в условиях реализации ФГОС ОВЗ, ФГОС О УО (ИН), утвержденного приказом от 01.09.2017г. № 28.

Рабочая программа  разработана в соответствии с Примерной программой  коррекционного курса «Психокоррекционные занятия» //Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).-http://fgosreestr.ru/     на основании Примерной рабочей программы коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»// Комплект примерных рабочих программ для 7- 8 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).-М:Просвещение,2017.

       

        Коррекционные занятия «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» имеет свою цель: на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.

Задачи:

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей  

      действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них    

      полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

  • формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептинной деятельности;

— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии

— исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;

— формирование точности и целенаправленности движений и действий;

— оптимизация психофизического состояния, формирование саморегуляции.

         Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с ограниченными интеллектуальными способностями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.  

        Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, — сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра и предусматривает данная программа.

        Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать и т.д.) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности умственно отсталых школьников.

        Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений,  также  для того чтобы ребенок полноценно развивался и чувствовал себя членом  общества,  для  сохранения  здоровья необходимостью стало включить в  программу обучение   учащихся навыкам  саморегуляции.

         Для умственно отсталых детей характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчают восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к ознакомлению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формулированию полученных результатов. Разные направления деятельности предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

        Особое внимание должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по ее окончании, что несомненно трудно для умственно отсталых учащихся начальных классов и без специального обучения, как показывают научные исследования, не формируется.

        Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, дробно, с более постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснить все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития учащихся.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку движение, изобразительную деятельность, творчество и т.д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствует овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

 

 ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа кррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» входит   в   часть, формируемую участниками образовательных отношений, коррекционно – развивающую область Учебного плана МБОУ «Сещинская СОШ им. К.Я. Поварова» для обучающихся по адаптированным основным общеобразовательным программам. Программа рассчитана на 1 год обучения: 8 класс- 35 часов. Продолжительность каждого занятия в среднем 40 минут. Предполагается 1 занятие в неделю.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

В результате освоения предметного содержания коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» у обучающихся предполагается формирование БУД учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных)

БУД изучения курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» является формирование следующих БУД: (под руководством педагога)

Регулятивные БУД

  • Принимать и сохранять учебную задачу.
  • Учиться выделять промежуточные цели-требования с учетом конечного результата;
  • учиться составлять план выполнения задачи и последовательность действий;
  • учиться работать по плану, регламентирующему пооперациональное выполнение действия в соотнесении с определенными условиями;
  • при выполнении действия ориентироваться на правило контроля и успешно использовать его в процессе решения задачи, исправлять допущенные ошибки;
  • вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своих действий и действий других учеников, исходя из имеющихся критериев.

Выпускник начальной ступени обучения в сфере регулятивных УУД получит возможность для овладения (в сотрудничестве с педагогом) всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить (по возможности) соответствующие коррективы в их выполнение

Познавательные БУД

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), при направляющей помощи педагога;

Учиться:

  • анализировать конкретную ситуацию с целью выделения специфических ее особенностей для последующего обобщения;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • овладевать действием простейшего моделирования, то есть выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Школьник в сфере познавательных УУД получит возможность для овладения (на доступном уровне) такими логическими действиями и операциями, как анализ и синтез, классификация, сравнение, обобщение; а также научиться использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные БУД:

Учиться:

  • выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  • понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимать относительность оценок или подходов к выбору;
  •  высказывать и аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;
  • брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  • осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.

Обучающийся в сфере коммуникативных УУД получит возможность научиться:

  • адекватно использовать речь и речевые средства для планирования и регуляции своей деятельности; эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
  • сотрудничать со сверстниками при выполнении заданий в паре, группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы решения).
  • продуктивно взаимодействовать с педагогом и сверстниками: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предполагаемые предметные результаты:

В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:

  • ориентироваться на сенсорные эталоны;
  • узнавать предметы по заданным признакам;
  • сравнивать предметы по внешним признакам;
  • классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
  • составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  •  практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
  • давать полное описание объектов и явлений;
  • различать противоположно направленные действия и явления;
  • видеть временные рамки своей деятельности;
  • определять последовательность событий;
  • ориентироваться в пространстве;
  • целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  • самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  • опосредовать свою деятельность речью.

Своевременная психолого-педагогическая помощь младшим школьникам с интеллектуальной недостаточностью является необходимой предпосылкой их успешного обучения.

Личностными результатами изучения коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» является формирование следующих умений и навыков (при направляющей помощи):

- Определять и выражать положительное отношение к школьной дисциплине

- В предложенных педагогом ситуациях делать выбор как поступить, опираясь на общепринятые нравственные правила

- Оценивать простые ситуации и однозначные поступки как «хорошие» или «плохие»

- Выражать свое эмоциональное состояние, настроение.

Достаточный уровень предметных результатов

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

Минимальный уровень предметных результатов

— группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам;

— смешивать цвета;

— находить нереальные элементы «нелепых» картинок;

— определять противоположные качества и свойства предметов;

— определять на слух звучание различных музыкальных инструментов;

— моделировать расположение предметов в заданном пространстве;

— пользоваться календарем;

— определять возраст людей.

— адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространствен- ные отношения с помощью предлогов;

— опосредовать свою деятельность речью;

Учащиеся должны уметь (при активизирующей и организующей помощи):

  • Различать и сопоставлять основные цвета и геометрические фигуры. Называть при организующей помощи.
  • Сравнивать предметы по 1 признаку (по цвету, по форме, по величине). Сравнивать наложением, приложением.
  • Ориентироваться по схеме тела (составляющие части) при организующей и направляющей помощи).
  • Ориентироваться в представлении (сутки, дни).
  • Под руководством взрослого, по показу выполнять простые упражнения для мелкой моторики, отдельных частей тела, воспроизводить правильное дыхание.
  • Под контролем выполнять действия по инструкции взрослого, пользоваться письменными принадлежностями.

 СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

Обследование детей (2 часа)

 Исследование мелкой и крупной моторики рук. Динамическая, статическая координация. Ловкость и точность движений.    Исследование сенсорных процессов. Исследование восприятия (форма, цвет, размер, материал, пространство и время).   Представления о внешних свойствах предметов. Эмоции.

Формирование навыков саморегуляции и контроля действий.  (7 часов)

Релаксация (произвольное расслабление мышц); отдых, сочетаемый с правильным дыханием; игра, рисование, слушание музыки.

Обучение навыкам общения и взаимодействия в коллективе через специально организованные игры и упражнения.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (6 часов)

Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога. Выполнение целенаправленных действий по трехзвенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности. Соотношение движений с поданым звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения. Графический диктант с усложненным заданием. Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.

Кинестетическое и кинетическое   развитие (4 часов)

Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений. Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров, т.д.). Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (5 часов)

Группировка предметов по самостоятельно выделенным двум признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из

4—5 предметов. Использование простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зеленый огурец, т.д.). Узнавание предмета по одному элементу. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных форм предметов.

Развитие зрительного восприятия     и зрительной памяти (3 часа)

Формирование произвольности зрительного восприятия; дорисовывание незаконченных изображений. Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5—6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности. На хождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2—З предметные или сюжетные картинки). Выделение нереальных элементов «нелепых» картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.

Развитие слухового восприятия    и слуховой памяти (3 часа)

Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона. Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук. Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов. Формирование чувства ритма. Различение по голосу ребенка и взрослого.

Восприятие пространства (4 часа)

Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению друг к другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по-разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение и перемещение на нем предметов, игрушек.

 Тематическое планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ заня

тия

Дата по плану

Дата по факту

Наименование разделов, тем отдельных уроков

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Диагностика

 

4.09

Диагностика сенсорного развития

1

- Отвечают на вопросы,

- выполняют диагностические задания

Формирование   навыков саморегуляции и контроля действий  

10

Знакомятся с понятием «успех», составляющие успеха, с понятием «цель». Учатся определять план предстоящей деятельности.    Учатся составлению планов и алгоритмов деятельности.

Учится активному общению с окружающими, знакомится с принципами слушания,

учится анализировать свои поступки, умению владеть собой.

Выполняют упражнения с красками, направленные на снятие напряжения, преодоление страхов, раздражения.

2

11.09

Коммуникативные игры. Игры на создание успеха.

1

3

18.09

Развитие умения контролировать импульсивные действия.

1

4

25.09

 «Я учусь владеть собой».

1

5

2.10

Развитие внимания и коммуникативных навыков.            

1

6

9.10

Развитие произвольного внимания.

1

7

16.10

Упражнения, направленные на снятие раздражения, страха (кляксы, нарисуй свой страх)

1

8

23.10

Работа с красками – снятие эмоционального напряжения, формирование положительно-эмоционального настроя.

1

9

6.11

Преодоление импульсивности,

1

10-11

13.11 20.11

Тренировка навыков   саморегуляции через игровые приемы

2

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков                                                

6

12

27.11

Психогимнастика – развитие согласованности движений на разные группы мышц.

1

Составляют геометрические рисунки по инструкции;

-сопоставляют, сравнивают 2-3 предмета по величине;

-вычерчивают геметрические фигуры;

Дорисовывают симметричные половины изображений;

Вырезают ножницами предметы «на глаз»; выполняют графический диктант с усложненными заданиями.

-

13

4.12

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.

1

14

11.12

Вычерчивание геометрических фигур.

1

15

18.12

Дорисовывание симметричной половины изображения.

1

16

25.12

Графический диктант с усложненным заданием.

1

17

15.01

Вырезание ножницами «на глаз» изображений предметов.

1

                                                      Кинестетическое и кинетическое развитие                                                                                          

4

18

22.01

Выполнение упражнений по заданию.    Игра «Зеркало»

1

-выполняют упр. на разминку и расслабление рук, кистей;

-упр. «заземление» на двух ногах с различным положением рук,

- имитируют движения и позы животных;

-выполняют кинезиологическик упражнения;

-понимают и выполняют инструкцию

19

29.01

Имитация движений и поз (повадки зверей, природных явлений)

1

20

5.02

  «Отгадай что на картинке» – имитация движений и поз.

1

21

12.02

Психогимнастика, кинезиологические упражнения

1

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов            

4

22

19.02

Группировка предметов и их изображений по форме; сравнение величин больше-меньше, - через аппликацию

1

-Составляют геометрические рисунки по инструкции;

-сопоставляют, сравнивают 2-3 предмета по величине

называют словом изученные названия величин при сравнении;

-выполняют аппликации из геометрических фигур;

-делают игрушки из бумаги в технике «оригами»;

23

26.02

Игрушки из бумаги (оригами) проведение занятий с применение речевого материала.

Дидактическая игра «К каждой   фигуре подбери предметы, похожие по форме»

1

24

5.03

Аппликация «украшение калмыцких поясков» работа с геометрическими формами – выкладывание узора на плоскости

1

25

12.03

Занятие по коррекция когнитивных процессов
"Как научиться учиться».

1

                                      Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти                                                                  

2

26

19.03

Задания на узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

1

- чередуют цветные элементы

- называют словом цвета;

-отвечают на поставленные вопросы;

- узнают предметы по конторному изображению

27

2.04

Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

1

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти                                                                        

3

28

9.04

Звучание различных музыкальных инструментов – ложки – железные, ложки – деревянные.   «Колокольчик»

1

Выполняют игры, упражнения на заданный звук.     Громкий звук – потопаем громко, тихий – тихо)       (Высокий – поднимись  высоко  и т.д.)    

29-30

16.04 23.04

Развитие слуховой памяти. Психогимнастика.

2

Выполняют задания на развитие слуховой памяти «Запомни 10 слов», «Хлопни так же как я»

                                                                       

 Восприятие пространства                                                                                          

4

31

30.04

Составление портрета из частей лица  человека

1

ориентируются в схеме тела с опорой на маркер и на листе бумаги.

-сравнивают глубину, расстояние

-конструируют изображения из фигур по схемам.

32

7.05

Игры на движение в заданном направлении в пространстве.

1

33

14.05

Ориентировка на собственном теле.  Игра «Зеркало» - со сменой ведущего - педагог - ребенок

1

- выполняют задания на восприятие времени и

ориентируются на словесное обозначение пространственного обозначение предметов;

-называют словом изученные пространственные и временные понятия;

-вступают в игру, беседу, отвечают на вопросы

34

21.05

Психогимнастика.  

Развитие произвольности.

1

Диагностика

1

35

28.05

Диагностика сенсорного развития

1

- Отвечают на вопросы,

- выполняют диагностические задания

7) ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • Методическое обеспечение

  1. Программа коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» для учащихся 5-8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э.Я.Удаловой.
  2. Комплексная методика психомоторной практики. А. В. Семенович, Воробьёва Е.А.
  • Учебно - практическое и лабораторное оборудование

Для проведения занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов требуется специально организованная коррекционно-развивающая среда, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия:

  • разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки; «предметы оперирования» – игрушки, имитирующие реальные предметы; игрушки - маркеры» – своеобразные «знаки пространства» – игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой она происходит);
  • иллюстрированный и образно-символический материал: схемы-планы пространственного расположения предметов, специально разработанные «пособия», репрезентирующие мир вещей и событий, расширяющие круг представлений ребенка, способствующие установлению сходства и различия классификационных признаков, определению временных и пространственных отношений (наборы карточек с разнообразными изображениями, серии карточек и т.д.);
  • наглядно-графические модели: поэлементная схема, технологические (инструкционные) карты, нерасчлененные контурные образцы, чертежи, чертежи-карты и др., подводящие ребенка к «скрытым» от реального действия, более абстрактным и обобщенным связям между предметами и явлениями окружающего мира;
  • нормативно-знаковый материал: наборы цифр и букв, алфавитные таблицы и др., т.е. материал, который способствует овладению ребенком универсальными человеческими средствами внутренней мыслительной деятельности;
  • материалы и принадлежности для изобразительной деятельности (для рисования, лепки, аппликации, выполнения графических заданий).

  • ТСО:

компьютер, принтер, экран.

Приложение 1.

Контроль за уровнем сформированности моторных и сенсорных процессов у детей

1. Оценка состояния общей моторики (диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):

Оценка статического равновесия

— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.

Оценка динамического равновесия

— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.

2. Оценка ручной моторики:

— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;

— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.

Тесты зрительно-моторной координации:

— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;

— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.

3. Оценка тактильных ощущений:

— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;

— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.

4. Оценка владения сенсорными эталонами:

Тесты цветоразличения

— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;

— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. 5.Различение формы

— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).

В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).

6. Восприятие величины

— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;

— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.

7. Оценка зрительного восприятия:

— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);

— узнавание контурных изображений (5 изображений);

— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);

— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.

8. Оценка слухового восприятия:

— воспроизведение несложных ритмических рисунков;

— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;

— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).

9. Оценка пространственного восприятия:

— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;

— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);

— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.

10. Оценка восприятия времени:

— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).

                          Критерии оценки выполнения любого задания

0 баллов - ребенок не выполняет задание, не понимает предложенной инструкции, не выделяет внешние признаки предметов, не использует обследовательские действия для их обнаружения, в деятельности преобладают неспецифические манипуляции.

1 балл - ребенка привлекают предметы, предложенные ему в ходе исследования, он обследует их, применяя специфические манипуляции, может подражать действиям взрослого, достаточно успешно справляется с заданием по подражанию («под диктовку»), систематические представления о цвете, форме, величине не сформированы.

2 балла - ребенок проявляет интерес к заданиям, выполняет их по подражанию (отраженно), а в ряде случаев — по образцу, требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов при действиях с дидактическими игрушками, понимает название 1-2 форм, 1-2 цветов, контрастных величин (большой - маленький).

3 балла - ребенок выполняет предложенные задания, используя образец, в ряде случаев может использовать пробы (под руководством педагога), требует помощи, сличает цвет, форму, величину предметов, знает название 3-4 форм, 3-4 цветов, величин (большой, самый большой и пр.) и иногда самостоятельно называет их, используя предэталонные названия, может под руководством педагога использовать результат обследования в продуктивной деятельности.

4 балла - ребенок выполняет предложенные задания по образцу или по словесной инструкции, использует пробы, а в ряде случаев — метод зрительного соотнесения, в основном самостоятельно и правильно, знает название пяти и более геометрических форм, пяти и более величин, основные цвета и их оттенки, выделяет плоскостную фигуру из объемной, самостоятельно называет внешние свойства предметов, использует их под руководством педагога в продуктивной деятельности и повседневной жизни.

   5 баллов - ребёнок старается выполнять предложенные задания самостоятельно и правильно, анализирует окружающие предметы и явления с учётом имеющихся представлений, использует их в продуктивной деятельности и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1 класса коррекционной школы VIII вида

Десять  планов - конспектов по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных  и сенсорных процессов» для учащихся 1- 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учр...

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" раздела "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья коровка".

Конспект открытого урока по программе курса коррекционных занятий "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"  раздела  "Развитие моторики и графомоторных навыков". "Божья кор...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Развитие психомоторных и сенсорных процессов".

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для детей с умеренной умственной отсталостью.Срок освоения 7 лет....

Коррекционное занятие «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для развития восприятия пространственных отношений «Зима» 4 класс школа VIII вида

Коррекционное занятие разработано по теме "Моделирование расположения предметов в пространстве и на листе бумаги "...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППОВЫХ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ «РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 2-4 КЛАССОВ

Рабочая программа групповых коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 2- 4 классов  разработана в соответствии с  положением о структуре, порядке р...