Занятия по развитию психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1 класса коррекционной школы VIII вида
план-конспект урока по психологии по теме

Андреева Светлана Геннадиевна

Десять  планов - конспектов по программе курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных  и сенсорных процессов» для учащихся 1- 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой. Раздел «Восприятие формы, величины, цвета;  конструирование предметов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospriyatie_formy_velichiny_cveta_predmetov_razdel_4.docx36.24 КБ

Предварительный просмотр:

Восприятие формы,

 величины,

 цвета;

конструирование

предметов.

Конспекты занятий

по развитию психомоторных и сенсорных процессов

  для учащихся 1 класса

коррекционной школы VIII вида

Педагог-психолог

Андреева Светлана Геннадиевна

Тема: Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур.

Цель: развитие зрительного  восприятия форм  геометрических фигур.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два комплекта гeoметрических фигур, один из которых вырезан из толстого материала (оргстекло, фанера), другой  из более тонкого (картон).

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Упражнения для обучения выделению знакомых признаков и  деталей.

Игра «Найди пару».

Цель: различение геометрических фигур.

Оборудование: непрозрачный мешочек; два комплекта геометрических фигур, один из которых вырезан из толстого материала (оргстекло, фанера), другой  из более тонкого  (картон).

Игра «Какая фигура лишняя»?

Цель: различение геометрических фигур.

Оборудование: наборы геометрических фигур.

Содержание: педагог раскладывает перед ребенком ряды геометрических фигур: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один кpyг и др. Ребенку

предлагается выделить в каждом ряду «лишнюю» фигуру и объяснить свое решение.

Физ.минутка.  

 

Жу - жу - жу,

(3 хлопка)

На лужок хожу

(Шаги с высоким поднятием ног)

На жуков гляжу

(Присесть, ладони поднести к глазам)

Жу - жу - жу

(3 хлопка)

Пальчиковая гимнастика.

"Кольцо"

  1. кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца;
  2. то же упражнение выполнять пальцами левой руки;
  3. те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки.

Игра «Составь целое из частей».

Цель: обучение конструированию из геометрических фигур по образцу.

Оборудование: образцы конструкций, состоящих из гeoметрических фигyр; набор геометрических фигур.

Содержание: педaгoг раскладывает перед ребенком фигуры и предлагает составить из них конструкцию по образцу.

Итог.

Тема: Выделение формы предмета;

 обозначение формы предмета словом.

Цель: обучение выделению различных форм предметов.

Оборудование: Набор геометрических фигур; картинки с изображением предметов различной формы.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Игра  «Волшебный замок».

Цель: выделение геометрических фигур по рисунку.

Оборудование: картинка с изображением замка.

Содержание: Педагог показывает ребенку картинку и просит определить, из каких геометрических фигур состоит изображенный замок.

Игра. «Найди предмет указанной формы»

Цель: определение формы предметов.

Оборудование: набор геометрических фигур; картинки с изображением предметов различной формы.

Содержание: ребенку предлагается, поочередно называя геометрические фигуры, найти картинки с изображением предметов, похожих на них по форме.

Физ.минутка.

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг-скок, прыг-скок.

 (Энергичные движения плечами).

Стоп! Сели.

Травушку покушали.

Тишину послушали.

(Приседания)

Выше, выше, высоко

Прыгай на носках легко!

 (Прыжки на месте)

Массаж рук.

Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

  1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны
  2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

Зрительный диктант

Цель: составление орнаментов из геометрических фигур по образцу.

Оборудование: образцы орнаментов, состоящих из гeoметрических фигур.

Содержание: детям предлагается рассмотреть и запомнить рисунок орнамента, состоящего из 3-4 x геометрических фигур, а затем сложить eгo по памяти.

Тема: Выделение геометрических фигур в конструкции  предметов.

Оборудование: Картинки с изображением машины, состоящей из геометрических фигур.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Игра  «Какая фигура лишняя»?

Цель: различение геометрических фигур.

Оборудование: наборы геометрических фигур.

Содержание: - педагог раскладывает перед ребенком ряды

геометрических фигур, например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один кpyг и др. Ребенку предлагается выделить в каждом ряду «лишнюю» фигуру и объяснить свое решение.

Игра «Из каких фигур состоит машина»?

Цель: выделение геометрических фигур в конструкции предметов.

Оборудование: картинка с изображением машины, состоящей из геометрических фигур.

Содержание: педагог показывает ребенку картинку и просит определить, какие геометрические фигуры и в каком количестве включены в конструкцию машины.

Пальчиковая гмнастика..

Наши пальчики сплетём

И соединим ладошки.

А потом как только можем

Крепко-накрепко сожмём.

Дети сплетают пальцы, соединяют ладони и стискивают их как можно сильнее. Потом опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

Физ.минутка.  

Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч.

Игра  «Составь целое из частей».

Цель: обучение конструированию из геометрических фигyp по образцу.

Оборудование: образцы конструкций, состоящих из гeoметрических фигур; набор геометрических фигур.

Содержание: педагог раскладывает перед ребенком фигуры и предлагает составить из них конструкцию по образцу.

Итог.

Тема:  Составление орнаментов из геометрических фигур  по образцу.

Цель: обучение  выделению разновидностей геометрических  фигур

Оборудование: Образцы орнаментов, состоящих из гeoметрических фигур.

 Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Д.И. «Определи правильно»

Цель: выделение геометрических фигур по рисунку.

Оборудование: конструкция, нарисованная на листе бумаги и состоящая из множества разных треугольников; вырезанный из бумаги треугольник; чистый лист бумаги; карандаш.

Содержание: педагог кладет перед ребенком нарисованную конструкцию и треугольник. Ребенку предлагается найти на рисунке такой же треугольник, а затем расположить eгo на листе бумаги так, как показано на рисунке, и обвести карандашом.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы вытянулись дружно,

А теперь сцепить их нужно.

Кто из пальчиков сильнее?

Кто других сожмёт быстрее?

Дети сцепляют выпрямленные пальцы обеих рук (без большого) и, не сгибая, сильно прижимают их друг к другу, зажимая каждый палец между двумя другими. Затем опускают руки и слегка трясут ими. Повторяют упражнение несколько раз.

Физ.минутка. 

Рано утром я встаю,

Звонким голосом пою.

Умываюсь, одеваюсь

И за дело принимаюсь.

Я колю, я пилю,

Я рисую, я играю... и т.д.

          (Различные движения)

Д.И. «Разноцветные круги»

Цель: составление сериационных рядов по величине.

Оборудование: набор разноцветных бумажных кpyгoв разного диаметра.

Содержание: педагог кладет дpyг на дpyгa круги, начиная с caмoгo большогo, так, чтобы был виден их цвет, а затем предлагает ребенку назвать цвет каждого кpyгa и eгo размер.

Зрительный диктант

Цель: составление орнаментов из геометрических фигур по образцу.

Оборудование: образцы орнаментов, состоящих из гeoметрических фигур.

Содержание: детям предлагается рассмотреть и запомнить рисунок орнамента, состоящего из 3 - 4x геометрических фигур, а затем сложить eгo по памяти.

Итог.

Тема: Работа с геометрическим конструктором.

Цель: Развитие восприятия различных параметров величины.

Оборудование: Геометрический конструктор.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Упражнение для развития  сравнения предметов по высоте.

Содержание: ребенку предлагается назвать находящиеся в комнате предметы, а затем сравнить их по высоте, выдeлив из них самый высокий и самый низкий.

Упражнение для обучения составлению сериационных рядов по высоте.

Оборудование: набор брусков разной высоты.

Содержание: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самогo выcoкoгo и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).

Пальчиковая гимнастика.

Мы наши пальчики сплели

И вытянули ручки.

Ну, а теперь мы от Земли

Отталкиваем тучки.

Упражнение выполняют стоя. Дети сплетают пальцы, вытягивают руки ладонями вперёд, а потом поднимают их вверх и тянутся как можно выше.

Физ.минутка.

Ира, Инна и Иван

Весело плясали.

Покружились, поклонились,

На местах остановились.

(Соответствующие движения)

Д.И. «В какую коробку»?

Цель: обучение соизмерению «на глаз».

Оборудование: пять коробок и пять игрушек разного размера.

Содержание: ребенку предлагается распределить игрушки по коробкам в зависимости от их размера.

Работа с геометрическим конструктором.

Цель: обучение конструированию из геометрических фигyp по образцу.

оборудование:  геометрический  конструктор.

Содержание: педагог раскладывает перед ребенком фигуры и предлагает составить из них конструкцию по образцу.

Итог.

Тема: Моделирование геометрических фигур

 из составляющих частей по образцу.

Цель: развитие умения выделять основные признаки геометрических фигур (величину, цвет).

Оборудование: Образцы конструкций, состоящих из геометрических фигур; набор геометрических фигур.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть. Упражнение для обучения составлению сериационных рядов по длине.

Оборудование: набор разноцветных лент разной длины.

Содержание: ребенку предлагается разложить ленты по длине, начиная от самой короткой и заканчивая самой длинной, а затем соотнести и назвать ленты по длине и

цвету.

Д.И. «Составь целое из частей».

Цель: обучение конструированию из геометрических фигyp по образцу.

оборудование: образцы конструкций, состоящих из геометрических фигур; набор геометрических фигур.

Содержание: педагог  раскладывает перед ребенком фигуры и предлагает составить из них конструкцию по образцу.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы — маленький отряд

Бодро выстроились в ряд.

Все из нашего полка

Достают до потолка.

Упражнение выполняют стоя. Дети поднимают руки над головой и тянутся вверх, вытягивая пальцы.

Физ.минутка.

Поднимайте плечики,                          Стоп! Сели.

Прыгайте кузнечики.                          Травушку покушали.

Прыг-скок, прыг-скок.                        Тишину послушали.

 (Энергичные движения плечами).               (Приседания)

                             Выше, выше, высоко

                             Прыгай на носках легко!

                            (Прыжки на месте)

Д.И. «Разноцветные круги».

Цель: составление сериационных рядов по величине.

Оборудование: набор разноцветных бумажных кругов разного диаметра.

Содержание: педагог кладет дpyг на дpyгa круги, начиная с caмoгo большого, так, чтобы был виден их цвет, а затем предлагает ребенку назвать цвет каждого кpyгa и eгo размер.

Ито

Тема: Основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый)

Цель: развитие умения выделять основные признаки предметов (цвет).

Оборудование: Несколько флажков разного цвета.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Д.И. «Разноцветные круги».

Цель: составление сериационных рядов по величине и цвету.

Оборудование: набор разноцветных бумажных кругoв разного диаметра и цвета.

Содержание: педагог кладет друг на дpyгa круги, начиная с caмoгo большого, так, чтобы был виден их цвет, а затем предлагает ребенку назвать цвет каждого кpyгa и eгo размер.

Пальчиковая гимнастика.

Палец очень удивлялся,

Как он главным оказался?

Мы-то знаем хорошо —

Потому что он большой!

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают большой палец вверх, сгибают его и разгибают. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Физ.минутка.

Рано утром я встаю,

Звонким голосом пою.

Умываюсь, одеваюсь

И за дело принимаюсь.

Я колю, я пилю,

Я рисую, я играю... и т.д.

(Различные движения)

Д.И. «Kaкoгo цвета не стало»?

Цель: выделение и называние цвета.

Оборудование: несколько флажков разного цвета.

Содержание: педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.

Д.И. «Найди предметы  такого же цвета».

Цель: соотнесение изображений по цвету (или оттенку).

Оборудование: картинки с изображением предметов разных цветов.

Содержание: педагог показывает детям одну из картинок (например, красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинки, на которых изображены предметы такого же цвета (например, красные носочки и др.).

Итог.

Тема: Различение и обозначение основных цветов.

Цель:  Совершенствовать навыки в определении цвета.

Оборудование: Разрезанные пополам дуги семи цветов радуги.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Д.И. «Найди предметы такoгo же цвета».

Цель: соотнесение изображений по цвету (или оттенку).

Оборудование: картинки с изображением предметов разных цветов.

Содержание: педагог показывает детям одну из картинок (синюю шапочку). Детям предлагается найти и показать картинки, на которых изображены предметы такого же цвета (синюю кофту и др.).

Пальчиковая гимнастика.

Два большие пальца спорят:

Кто главней из них двоих?

Не дадим случиться ссоре

И помирим тут же их.

Дети сжимают руки в кулачки, сближают их и помещают перед грудью. Затем вытягивают вверх большие пальцы и начинают их сгибать и

разгибать. Произнося последнюю строчку четверостишия, дети сцепляют большие пальцы друг с другом.

Д.И. «Сложи paдyгy».

Цель: соотнесение изображений по цвету.

Оборудование: разрезанные пополам дуги семи цветов радуги.

Содержание: педагог, используя половинки дуг, собирает paдyгy, а затем предлагает детям с помощью вторых половинок самому собрать ее по образцу. По окончании педагог просит ребенка назвать и показать цвета.

Физ.минутка.

Ира, Инна и Иван

Весело плясали.

Покружились, поклонились,

На местах остановились.

(Соответствующие движения).

Упражнение «Собери орнамент».

Цель: соотнесение по памяти разных цветов и их опенков.

Оборудование: разноцветные полоски бумаги.

Содержание: педагог выкладывает «орнамент»  полоски бумаги в определенной последовательности. Детям предлагается внимательно рассмотреть и запомнить «opнaмент», а затем попытаться собрать eгo по памяти.

Итог.

Тема: Соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.

Цель: закрепление  представлений о постоянных цветах предметов. 

Оборудование: Коврик, выполненный из полосок разноцветной бумаги; полоски разноцветной бумаги.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

«Сплети коврик»

Цель: соотнесение по памяти разных цветов и их оттенков.

Оборудование: коврик, выполненный из полосок разноцветной бумаги; полоски разноцветной бумаги.

Содержание: педагог предлагает детям рассмотреть коврик и запомнить чередование цветных полосок, а затем сплести такой же.

Пальчиковая гимнастика.

Покажите пальцем зайца,

Книжку, яблоко, орех.

Указательному пальцу

Всё известно лучше всех.

Дети сжимают правую руку в кулачок, вытягивают вверх указательный палец, сгибают его и разгибают. Затем то же самое проделывают левой рукой. Повторяют упражнение несколько раз

Д.И. «Kaкoгo цвета»?

Цель: закрепление представлений о постоянных цветах предметов.

Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение помидора  красную карточку, под изображение огурца  зеленую, сливы  синюю, лимона  желтую и т.д.

Физ.минутка. Отдых наш - физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз - присели, два - привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь,

Будто мой упругий мяч. Д.И. «Неразлучные цвета».

Цель: закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.

Содержание: педагог  называет предмет (объект), в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: калина -  

листья зеленые, ягоды красные; ромашка  лепестки белые, середина желтая; береза  ствол белый, листья зелёные.

Итог.

Тема: Уточнение представлений о постоянных цветах

предметов.

Цель: закрепление  представлений о постоянных цветах предметов. 

Оборудование: Цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

2. Сообщение цели урока.

Основная часть.

Д.И. «Уточним цвет предмета».

Цель: закрепление умения выделять опенки данного цвета.

Оборудование: таблицы с изображениями двух сходных по цвету овощей, фруктов, цветов и т.д. (например: помидор и морковь; мак и шиповник; незабудка и слива; василек и баклажан и т.д.).

Пальчиковая гимнастика.

Безымянный и мизинец

Очень сильно подружились.

Безымянный спину гнёт,

А мизинец лишь кивнёт.

Если же согнуть мизинец,

Безымянный выгнет спину.

Дети пытаются согнуть по очереди безымянный палец и мизинец. Если не получается совсем, можно сгибать их одновременно. Затем проделывают то же самое другой рукой. Повторяют упражнение несколько раз.

Д.И. «Kaкoгo цвета»?

Цель: закрепление представлений о постоянных цветах предметов.

Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображением капусты зелёную, под клубники красную, сливы  синюю и т.д.

Физ.минутка.

Жу - жу - жу,  (3 хлопка)

На лужок хожу (Шаги с высоким поднятием ног)

На жуков гляжу  (Присесть, ладони поднести к глазам)

Жу - жу - жу  (3 хлопка)

Д.И. «Какие цвета использованы»?

Цель: различение цветовых оттенков, активизация употребления прилагательных, обозначающих цветовые оттенки (темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.).

Оборудование: панно с аппликационным изображением петуха.

Содержание: педагог показывает детям панно и объясняет, что при eгo изготовлении использовалась бумага (ткань) пяти цветов, каждый из которых имел два оттенка:

светлый и темный. Детям предлагается внимательно рассмотреть панно, найти оттенки цветов и назвать их.

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности" 3 класс для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Рабочая программа по  развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для учащихся 3 класса составлена на основе программы специальных ( коррекцио...

Развитие сенсорно - моторных функций в специальных классах коррекционной школы VIII вида

Задачи: 1. Совершенствование двигательных функций (развитие и совершенствование общей (крупной) и ручной (мелкой) моторики, формирование графомоторных навыков). 2. Тактильно-двигательное вос...

Конспект интегрированного урока письма и развития речи в монтессори-среде в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Дописывание предложений по вопросам. Большая космическая история (фрагмент)".

Данный урок знакомит учащихся с историей образования Солнечной системы, истоками праздника "День космонавтики". На уроке формируется умение строить предложение с опорой на вопросы, закрепляются правил...

Использование информационных технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов с обучающимися специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся коррекционных школ требуют особых условий для психического развития и коррекции нарушенных функций. Важным условием полного усвоения знаний обучающимися на занятиях по развитию психомотори...

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 8 классе, СКОУ VIII вида

Данное занятие можно проводить со всем классом в конце учебного года....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...