Устранение нежелательного поведения у подростка с нарушением слуха
рабочая программа по психологии (7 класс)

Малкова Наталья Валерьевна

Часто подростки с нарушением слуха не способны самостоятельно осознавать свое эмоциональное состояние, регулировать его, корректно вести себя в окружающем мире при наличии раздражителя. Все приемы регуляции эмоций можно свести к трем основным способам. Первый способ саморегуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции. Второй способ связан с использованием внимания. Третий способ предполагает физическую активность для разрядки эмоционального напряжения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на устранение нежелательного поведения

Педагог-психолог:

Малкова Н. В.

2020-2021 г.

Пояснительная записка.

С поступлением ребенка в школу в его жизни происходят существенные изменения: коренным образом меняется социальная ситуация его развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности  развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

Л. С. Выготский отмечал интенсивное развитие интеллекта в младшем школьном возрасте. Развитие мышления приводит, в свою очередь, к качественной перестройке восприятия и памяти, превращению их в регулируемые, произвольные процессы. Ребенок 7-8 лет обычно мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определенным уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию. К моменту перехода в среднее звено школьники должны научиться самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, находить частное и общее, устанавливать простые закономерности. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, отдельного явления к анализу связей и отношений между предметами и  явлениями.

Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.

Часто подростки с нарушением слуха не способны самостоятельно осознавать свое эмоциональное состояние, регулировать его, корректно вести себя в окружающем мире при наличии раздражителя. Все приемы регуляции эмоций можно свести к трем основным способам. Первый способ саморегуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции. Второй способ связан с использованием внимания. Третий способ предполагает физическую активность для разрядки эмоционального напряжения.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, реактивная релаксация, медитация и др. Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом:

  • Посредством другой эмоции. Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить.
  • Когнитивная регуляция. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания.
  • Моторная регуляция. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

И в том, и в другом случае наиболее распространенным является способ, разработанный в 1932 году немецким психиатром И. Шультцем (1966) и названный «аутогенной тренировкой». В настоящее время появилось много ее модификаций (Алексеев, 1978; Вяткин, 1981; Горбунов, 1976; Марищук, Хвойнов, 1969; Черникова, Дашкевич, 1968, 1971, и др.)

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции — «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление). При разработке этого способа Э. Джекобсон исходил из того факта, что при многих эмоциях наблюдается напряжение скелетных мышц. Отсюда он в соответствии с теорией Джемса—Ланге для снятия эмоциональной напряженности (тревоги, страха) предлагает расслаблять мышцы. Этому способу соответствуют и рекомендации изображать на лице улыбку в случае негативных переживаний и активизировать чувство юмора. Переоценка значимости события, расслабление мышц, после того как человек отсмеялся, и нормализация работы сердца — вот слагаемые положительного воздействия смеха на эмоциональное состояние человека.

А. В. Алексеевым создана новая методика, названная «психорегулирующей тренировкой», которая от аутогенной отличается тем, что в ней не используется внушение «ощущения тяжести» в различных частях тела, а также тем, что в ней есть не только успокаивающая, но и возбуждающая часть. В нее включены некоторые элементы из методик Э. Джекобсона и Л. Персиваля. Психологической основой этого метода является бесстрастная концентрация внимания на образах и ощущениях, связанных с расслаблением скелетных мышц.

Физиологической основой психорегулирующей тренировки является факт, что мышечная система за счет проприорецептивной импульсации является одним из главных стимуляторов головного мозга (из общего потока, по некоторым данным, на долю скелетных мышц приходится 60%). Поэтому, расслабляя мышцы, можно ослабить это тонизирующее влияние (о чем свидетельствует уменьшение ощущения электрического раздражения и ответной реакции на него, а также коленного рефлекса), а напрягая мышцы, можно эту тонизацию увеличить.

Правда, следует отметить, что если произвольно напрягать мышцы умеют уже и маленькие дети, то с произвольным расслаблением мышц (имеется в виду их расслабление по сравнению с состоянием покоя) дело обстоит хуже. Эта способность с трудом проявляется детьми в возрасте до 12-13 лет. Подростков с нарушением слуха необходимо обучать всем вышеперечисленным способам, поскольку у них часто происходит обратное: при попытке расслабить мышцы, происходит их напряжение.

Содержание занятий включает упражнения на развитие познавательных процессов  (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т. е. таких качеств и умений, без которых учебная деятельность осуществляться не может  (умение копировать образец, умение подчиняться словесным указаниям учителя, умение учитывать в своей работе заданную систему требований); формирование психологических новообразований (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами, произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами, рефлексии, т. е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки). При помощи упражнений не только закрепляются, но и уточняются знания, формируются навыки самостоятельной работы, укрепляются навыки мыслительной деятельности. При этом обеспечивается одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств: внимания, памяти, различных видов мышления, речи, наблюдательности и т.д.

Общая атмосфера на занятиях создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей, повышению самооценки, уверенности в себе.

Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования процесса развития эмоционально-волевой сферы, а также к осознанию своего эмоционального состояния. Разработанные развивающие занятия отражают структуру познавательных способностей: активный словарь, культурная осведомленность, осмысленность и структурность восприятия, произвольность внимания, осознанность процессов запоминания и воспроизведения, освоение необходимых для мыслительной обработки приемов и средств установления логических отношений между понятиями и их признаками.

 Цель программы.

Развитие эмоционально-волевой, устранение нежелательного поведения в формальной и неформальной обстановке.

Основные задачи программы.

- создание условий для осознания позиции внутреннего «Я»;

- развитие интеллектуальных способностей;

- развитие памяти, внимания, воображения;

- развитие познавательной активности;

- развитие мелкой и крупной моторики;

- формирование внутренней позиции;

- развитие эмоциональной и коммуникативной сфер;

-формирование ценностного отношения ребенка к себе и к окружающим его людям;

- развитие способности к эмоциональному переживанию.

Предполагаемый положительный результат.

По окончании курса предполагается:

 - активизация мыслительной деятельности на уроке;

- формирование позитивного отношения к учебной деятельности;

- развитие навыков самоконтроля;

- осознание эмоционального состояния;

- самостоятельная коррекция фона настроения;

- корректное поведение в состоянии эмоционального напряжения;

- развитие произвольного  внимания;

- развитие мышления;

- развитие коммуникативных навыков.

 Критерии оценки эффективности.

- повышение интереса и активности на уроках;

-уменьшение помощи, которую учитель оказывает при выполнении  

заданий;

- улучшение успеваемости по школьным дисциплинам (косвенный показатель);

- снижение уровня тревожности;

- эмоциональное благополучие ребенка в классе;

- корректное поведение в школе и вне школы.

Структура программы:          

Участники программы: обучающийся 7 «Б» класса.

Формы работы: индивидуальная.

Основные методы:  игры и упражнения.

Продолжительность занятия: 35-40 мин.

Проведение занятий: 1 раз в 2 недели.

Программа состоит из нескольких блоков. Материал  рассчитан на 18 занятий в год. Каждое занятие включает в себя задания из нескольких разделов.

Блок №1

Формирование положительной мотивации к учебной деятельности.                                                            

Задачи:

-содействовать осознанию позиции школьника;

-способствовать формированию дружеских отношений в классе;

-развивать уверенность в себе и своих учебных возможностях.

Блок №2

Развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельности.    

Задачи:

- развивать умение воспроизводить образец и подчиняться словесным указаниям учителя;  

- формировать способность к оценке и контролю своей деятельности.     

Блок № 3

Развитие познавательных процессов.                                      

Задачи:

-способствовать развитию  восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.

Блок № 4

Формирование внутренней позиции.            

Задачи:

- способствовать формированию  внутреннего плана действий;

-развивать произвольность в управлении двигательными и интеллектуальными процессами;

- содействовать формированию рефлексии своей деятельности.  

Блок №5

Развитие эмоциональной и коммуникативной сфер.                              

Задачи:

-способствовать формированию ценностного отношения ребенка к себе и окружающим его людям;

- развивать способность к эмоциональному сопереживанию;

-содействовать формированию навыков совместных действий.

                                   

Календарно-тематический план

                     

№ занятий 

   

Развиваемые навыки и психологические

процессы

Методики, задания

Занятие №1

-настрой на занятие

------------------------------------------------------

-коммуникативные навыки

------------------------------------------------------

-внутренний план действий

-----------------------------------------------------

-мышление вербально-понятийное

-«Я соскучился по…»

-------------------------------

-«Летние сценки»

-------------------------------

-«Этажи»

-------------------------------

-«Расположи слова»

Занятие №2

-рефлексия

------------------------------------------------------

-дружеские отношения

------------------------------------------------------

-внутренний план действия

-----------------------------------------------------

-устойчивость внимания

-----------------------------------------------------

-самоконтроль

------------------------------------------------------

-уверенность в себе

-------------------------------------------------------

-мышление вербально-понятийное

-------------------------------------------------------

-логическая память

-«Закончи предложение»

-------------------------------

-«Сказка про дружбу»

-------------------------------

-«Муха»

-------------------------------

-«Стенографы»

------------------------------

-«Холодно-горячо»

-------------------------------

-«Топните те, кто…»

------------------------------

-«Расположи слова

(от частного к общему)»

-------------------------------

-«Найди правило и запомни»

Занятие №3

-рефлексия

-------------------------------------------------------

-уверенность в себе

-------------------------------------------------------

-опосредованная память

-------------------------------------------------------

-понятийное мышление

-«Неоконченные предложения»

-------------------------------

-«Хрюкните те, кто…»

-------------------------------

-«Запомни слова»

-------------------------------

-«Вордобол»

Занятие №4

-творческое самовыражение

-------------------------------------------------------

-уверенность в своих учебных возможностях

-------------------------------------------------------

-воображение

--------------------------------------------------------

-мышление вербально-понятийное

-------------------------------------------------------

- школьные страхи

-уверенность в своих учебных возможностях

--------------------------------------------------------

-произвольность движений

--------------------------------------------------------

-мышление вербально-понятийное

-«Загадай игрушку»

-------------------------------

-«Копилка трудностей»

-------------------------------

-«Составь изображение»

-------------------------------

-«Расположи слова»

-------------------------------

-«Театр» (трудные ситуации в школе)

-------------------------------

-Рис. «Трудные ситуации в школе»

-------------------------------

-«Замри»

-------------------------------

-«Расположи слова»

Занятие №5

-творческое самовыражение

--------------------------------------------------------

-уверенность в себе

--------------------------------------------------------

-мышление вербально-понятийное

--------------------------------------------------------

-мышление (абстрагирование)

-------------------------------------------------------

-творческие способности

--------------------------------------------------------

-навыки поведения в трудных ситуациях

--------------------------------------------------------

-воображение

--------------------------------------------------------

-мышление вербально-понятийное

-«Изобрази предмет»

-------------------------------

-«Школа зверей»

-------------------------------

-«Назови слово»

-------------------------------

-«Форма-цвет»

------------------------------

-«Разные ладошки»

------------------------------

-«Помоги Сереже»

-------------------------------

-«Закончи рисунок»

-------------------------------

-«Подбери общее понятие»

Занятие №6

-уверенность в себе

----------------------------------------------------------- - произвольность в поведении

-----------------------------------------------------------

-память непосредственная

-----------------------------------------------------------

-пространственные представления

-«Если я улитка…»

------------------------------

-Сказка «Про львенка Пашу»

-------------------------------

-«Запомни и нарисуй»

-------------------------------

-«Лишний кубик»

Занятие №7

-творческие способности

-----------------------------------------------------------

-позитивное отношение к другим

-----------------------------------------------------------

-мышление вербально-понятийное

-----------------------------------------------------------

-мышление (сравнение)

----------------------------------------------------------

-воображение

------------------------------------------------------------уверенность в себе

------------------------------------------------------------память (непосредственная)

------------------------------------------------------------пространственные представления

-«Если я улитка»

-------------------------------

-Сказка «Про львенка Пашу»

-------------------------------

-«Подбери общее понятие»

-------------------------------

-«Одинаковое, разное»

-------------------------------

- «Мысленные картинки»

-------------------------------

- Сказка «О муравьишке»

-------------------------------

-«Запомни и нарисуй»

-------------------------------

-«Лишний кубик»

Занятие №8

-творческие способности

-----------------------------------------------------------

-позитивное отношение к себе

------------------------------------------------------------мышление вербально-понятийное

------------------------------------------------------------мышление вербально-смысловое

-«Разные ладошки»

--------------------------------Сказка «Верить и стараться»

-------------------------------

-«Найди рядоположенное слово»

-------------------------------

-«Подбери пословицу»

Занятие №9

 

-школьная мотивация

-----------------------------------------------------------

-позитивное отношение к школе

-----------------------------------------------------------

-воображение

------------------------------------------------------------мышление вербально-понятийное

---------------------------------------------------------

-ассоциативное мышление

-----------------------------------------------------------

-фантазия

------------------------------------------------------------мышление вербально-понятийное

------------------------------------------------------------произвольное движение

-«Если б не было школ»

--------------------------------Рисунок идеальной школы.

--------------------------------«Тропинка»

--------------------------------«Часть-целое»

-------------------------------

-«Ассоциации»

--------------------------------«Небылицы»

--------------------------------«Найди рядоположенное слово»

--------------------------------«Невидящие» и «неслышащие»

Занятие №10

-воображение

-----------------------------------------------------------

-позитивное отношение к другим

------------------------------------------------------------мышление вербально-смысловое

------------------------------------------------------------мышление вербально-понятийное

«Кто это?»

--------------------------------Сказка «Цветик-семицветик»

--------------------------------«Подбери пословицу»

--------------------------------«Часть-целое»

Занятие №11

-воображение

-----------------------------------------------------------

-ассоциативное мышление

------------------------------------------------------------мышление вербально-смысловое

------------------------------------------------------------мышление вербально-причинное

«Мысленные картинки»

--------------------------------«Ассоциации»

--------------------------------«Найди значения слов»

--------------------------------«Причина и следствие»

Занятие №12

-творческие способности

------------------------------------------------------------эмпатия

-----------------------------------------------------------

-мышление вербально-причинное

------------------------------------------------------------память опосредованная

-----------------------------------------------------------

-воображение

------------------------------------------------------------коммуникативные навыки

------------------------------------------------------------мышление вербально-причинное

------------------------------------------------------------мышление вербально-понятийное

-«Домашние задания»

--------------------------------«Какие чувства ты испытываешь?»

--------------------------------«Причина и следствия»

--------------------------------«Письмо инопланетянина»

------------------------------

-«Волшебный компот»

-------------------------------

-«Царевна Несмеяна»

-------------------------------

-«Назови причину»

--------------------------------«Отрицание»

Занятие №13

-воображение

------------------------------------------------------------доверие, дружеские отношения

------------------------------------------------------------творческое самовыражение

------------------------------------------------------------произвольное внимание

«Мысленные картинки»

--------------------------------«Самый интересный сон»

--------------------------------Рисунок сна

--------------------------------«Пишущая машинка»

Занятие №14

-настрой на занятие

------------------------------------------------------------доверие, дружеские отношения

------------------------------------------------------------творческое самовыражение

------------------------------------------------------------мышление (сравнение)

«Неоконченное предложение (мечта)»

--------------------------------«Сказка о голубой мечте»

--------------------------------Рисунок «Моя мечта»

--------------------------------«Найди одинаковые»

Занятие №15

-осознание особенностей позиции ученика

------------------------------------------------------------позитивный настрой

------------------------------------------------------------мышление вербально-смысловое

------------------------------------------------------------мышление (абстрагирование

------------------------------------------------------------положительное отношение к школе

------------------------------------------------------------мышление (анализ через синтез)

------------------------------------------------------------внутренний план действий

-«Родители, учителя и ученики»

--------------------------------«Мешок хороших качеств»

--------------------------------«Противоположное по смыслу»

-------------------------------

-«Только одно свойство»

-------------------------------

-«Неоконченное предложение (школа)»

--------------------------------«Школа на планете «Наоборот»

--------------------------------«Разгадай ребусы»

--------------------------------«Муха»

Занятие №16

-способность к рефлексии

-------------------------------------------------------------развитие мотивации к учебе

------------------------------------------------------------устойчивость внимания

------------------------------------------------------------произвольность движений

-«Родитель, учитель, ученик»

--------------------------------«Существо по имени Лень»

--------------------------------«Отыщи числа»

--------------------------------«Невидящие» и «неслышащие»

Занятие №17

-позитивное отношение к себе и другим

------------------------------------------------------------развитие мотивации к учебе

------------------------------------------------------------мышление вербально-понятийное

------------------------------------------------------------мышление вербально-понятийное

-«Мешок хороших качеств»

--------------------------------«Сказка о ленивой звездочке»

--------------------------------«Подбери общее понятие»

--------------------------------«Отрицание»

Занятие №18

-ролевая игра

-----------------------------------------------------------

-«Родительское собрание»

--------------------------------Сказка «О мальчике Вале»

--------------------------------«Подбери общее понятие»

--------------------------------«Объедини по смыслу и запомни»

Список использованной литературы

1. Ананьева Т.  Комната друзей. Психологическая коррекция общения детей с       повышенным уровнем школьной тревожности.// Школьный психолог.2009, №10.

2.        Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи для развития логического мышления, СПб.: Издательский дом «Литера»,2002.

2.Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО «ЦГЛ «РОН», 2000.

3.        Винокурова Н.К. Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Серия «Магия интеллекта». М., 1995.                    

4.        Зак А.З. Занимательные игры для развития интеллекта у детей 5-12 лет. М., 1994.

5.        Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Изд. 2-е. М.: «Ось-89», 1997.

6.        Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся1-4 классов) Часть 1, 2. Книга для учителя.- 4-е изд.,стер.- М.: «Ось-89», 2008.

7. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4).- М.: «Генезис», 2006.

8.Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.: Генезис, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование адекватного поведения у младших подростков с нарушением слуха

Педагогические классификации направлены на обоснование различных подходов к обучению детей с нарушениями слуха......

Психологические особенности тревожности подростков с нарушением слуха.

СОДЕРЖАНИЕ  ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ…………………………………………………………………….61.1.         Характер...

Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»

Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В статье освещается проблема изучения личности глухого, особенности эмоциональной сферы, социализации детей и подростков с нарушением слухаКлючевые слова: личность глухого, социализация детей и подрос...

Произвольная регуляция поведения для ребенка с нарушением слуха

Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на формирование произвольной регуляции поведения...

Особенности коммуникативной деятельности подростков с нарушением слуха

Коммуникативная компетенция может по праву считаться ведущей и стержневой, поскольку именно она лежит в основе всех других компетенций. Коммуникативную компетенцию сегодня необходимо последовательно ф...