ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
статья по психологии на тему
В статье освещается проблема изучения личности глухого, особенности эмоциональной сферы, социализации детей и подростков с нарушением слуха
Ключевые слова: личность глухого, социализация детей и подростков с нарушением слуха
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_lichnosti_detey_i_podrostkov_.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
PERSONALITY CHARACTERISTICS CHILDREN WITH HEARING IMPAIRMENT
Demidenko Oksana Petrovna candidate of pedagogical sciences, associate professor, North Caucasian federal university
Casanova Zhanna Radionovna educational psychologist GCS (R) OS "Special (correctional) boarding school No. 36 Stavropol"
In the article the problem of studying of the person deaf, especially the emotional sphere, the socialization of children and adolescents with hearing impairment.
Keywords: deaf person, the socialization of children and adolescents with hearing impairment
ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Демиденко Оксана Петровна кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Кавказский федеральный университет
Казанова Жанна Радионовна педагог-психолог ГКС(К)ОУ "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интернат №36 г. Ставрополя"
В статье освещается проблема изучения личности глухого, особенности эмоциональной сферы, социализации детей и подростков с нарушением слуха
Ключевые слова: личность глухого, социализация детей и подростков с нарушением слуха
Проблема изучения личности глухого как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л. С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность. Нарушение слуховой функции накладывает определенный отпечаток на развитие личности неслышащего, ставит его в специфические условия существования в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей.
В результате недостаточного развития речи, меньшего объема знаний, которыми располагает не слышащий ребенок по сравнению со слышащими сверстниками, а также ограниченностью общения с окружающими, обнаруживается более замедленный темп становления личности неслышащего. Это проявляется в относительной узости познавательных интересов, в недостаточной осведомленности о различных областях жизни общества.
Более длительное время сохраняется неадекватность самооценки. Самооценки и оценки товарищей нередко бывают ситуативными, часто зависят от мнения педагога, наблюдаются случаи не критичности самооценок, преобладает завышенная самооценка даже у старшеклассников.
С возрастом устойчивость оценок и критичность неслышащих детей повышаются. Глухие дети сравнительно поздно узнают о своем дефекте. Известно, что маленькие глухие дети не догадываются о роли слухового анализатора в общении с окружающими. Лишь постепенно они осознают значение слуха для познания окружающей действительности, для общения. Первые признаки осознания своего дефекта и связанные с этим переживания отмечаются в возрасте 6—8 лет. У младших школьников проявляется эмоционально-волевая незрелость, что выражается в склонности к аффективным взрывам, подражательности, внушаемости и др. Эти проявления уменьшаются к подростковому и юношескому возрасту.
Использование словесных обозначений определенных эмоций осуществляется глухими младшими школьниками лишь в хорошо знакомых жизненных ситуациях. Определение причин каких-либо эмоций значительно затрудняет детей, обычно называются отчетливо внешне выраженные обстоятельства. Многие эмоциональные состояния, социально-нравственные чувства остаются совсем незнакомыми глухим школьникам до среднего школьного возраста.
В трудах Л.С. Выготского обосновано положение о том, что глухой ребёнок достигает того же развития, что и нормально слышащий, но это происходит с помощью иных, способов и средств. Важно знать пути, по которым следует развивать ребёнка. Психическое развитие детей, формирование личности в целом тесно связаны с процессом обучения и воспитания.
Дети с нарушением слуха менее адаптированы в обществе, чем их слышащие сверстники. Из-за того, что окружающие иначе относятся к детям с нарушением слуха, чем к слышащим, у них возникают и закрепляются специфические черты личности. Ребенок с нарушением слуха замечает неодинаковое отношение к нему и к слышащим: с одной стороны он чувствует по отношению к себе любовь, жалость, сострадание (в результате чего нередко возникают эгоцентрические черты), с другой – испытывает исключительность своего положения и у него порой начинает складываться мнение, что он является обузой. Представление детей с нарушением слуха о самих себе часто бывают неточными, для них характерны преувеличенные представления о своих способностях и, об оценке их другими людьми. У детей с нарушением слуха со средним уровнем интеллектуального развития отмечаются в основном завышенные самооценки. У детей с нарушением слуха с высоким интеллектуальным уровнем наблюдаются в основном адекватные самооценки, то есть они в целом соответствуют по уровню развития личности нормально развивающимся детям того же возраста.
В процессах социализации определяющее значение имеют опыт ранних этапов онтогенеза, связанный с формированием психических функций и первоначальных форм социального поведения; передача социального опыта через систему обучения и воспитания; и, наконец, взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности. Основная проблема социализации это отклонения от нормального становления личности детей с нарушением слуха. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению "силы личности".
Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во "взрослую жизнь", для чего прежде всего необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей. Следует так же отметить, что развитие личности и познавательной деятельности детей с нарушением слуха отличаются от развития слышащих детей и имеют свои психологические особенности, которые так же необходимо учитывать при социальной интеграции в общество.
Литература
- Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Т.Г. Богданова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
- Исследование личности детей с нарушением слуха / Под ред. Т.В.Розановой, Н.В.Яшковой. М., 1981г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности расстройств у детей с нарушениями слуха
В статье рассматриваются поведенческие особенности детей с нарушениями слуха (глухих и слабослышащих), имеющих эмоционально-волевые нарушения, а также возможности психолого-медико-педагогиче...
Особенности личности детей с нарушением слуха/
Статья о психическом развитии детей с нарушением слуха....
Особенности самооценки детей с нарушением слуха.
Вопрос об эффективной адаптации людей с нарушением слуха в социуме, о создании оптимальных условий для их развития, обучения и воспитания, а в частности, о формировании у них адекватной самооценки, вс...
Психологические особенности тревожности подростков с нарушением слуха.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ…………………………………………………………………….61.1. Характер...
«ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА...
Учебно - проектная работа на тему: «Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха (поведение по типам темперамента и особенности речи)»
Учебно - проектная работа на тему:«Особенности коммуникации подростков с нарушениями слуха(поведение по типам темперамента и особенности речи)»...
Особенности воспитания ребёнка с нарушением слуха в семье.
Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка. Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительным...