Классный час с элементами тренинга "Познайте тайны собственного Я"
методическая разработка по психологии (5, 6, 7 класс)
Предварительный просмотр:
Психологический классный час с элементами тренинга
Тема: «Познайте тайны собственного Я»
Цель: способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка, его
индивидуальных качеств; формировать у учащихся нравственные
нормы жизни.
Оборудование: страницы устного журнала; визитная карточка;
раздаточный материал.
Ход занятия.
Сообщение темы и цели занятия.
– У каждого из нас есть внутренний мир. И этот мир неповторим и уникален: со своими особенностями, странностями, причудами. Но так ли часто мы имеем возможность встретиться со своим внутренним миром? Сегодня у нас будет такая возможность.
Тема нашего занятия «Познайте тайны собственного Я».
Игра «Имя и эпитет»
– Ребята, мы знакомы с вами давно, но для меня вы одна большая загадка. Я уже приоткрыла занавес вашей души, прочитав ваши анкеты «Что я могу сказать о себе». Из них я узнала, что …
Постараюсь разгадывать дальше: какой каждый из вас, и какие вы все вместе.
– Каждый из вас, ребята, подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, и характеризовать человека, например: «Любознательная Людмила, гениальный Геннадий». При затруднении вы можете воспользоваться памяткой «Черты характера» (см. в приложении). Если вам не нравится качество характера, начинающегося с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось бы с той же буквы, что и ваше имя.
Спасибо! Итак, сделан второй шаг, чтобы загадка «Какой Я? И какие мы вместе?» была разгадана.
«Посеешь поступок – получишь привычку, посеешь привычку – получишь характер, посеешь характер – получишь судьбу» – так гласит народная мудрость.
– В процессе роста и развития у каждого человека формируется множество различных привычек – полезных и вредных. Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» сам в себе. Только «выращивание» полезных привычек – дело долгое и кропотливое изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить плоды. Вредные же привычки, как сорняки, очень легко пускают корни, стоит лишь дать им небольшую поблажку. Один раз чуть-чуть обмануть, чуть-чуть опоздать, чуть-чуть пожалеть себя. Человек и сам не замечает, как быстро он становится их покорным рабом. Ведь привычка врать превращает своего подчиненного во вруна, привычка перекладывать все на плечи других – в эгоиста и лентяя, а привычка отступать перед трудностями и опасностями – в труса. И наоборот, полезные привычки награждают своего хозяина замечательными качествами: трудолюбием, смелостью, милосердием. А есть привычки очень опасные. Даже одна единственная встреча с ними грозит большой бедой.
– Приведите примеры полезных, вредных и опасных привычек.
– Как же можно «вырастить» привычку?
– Послушайте отрывок из повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
– Почему человека называют хозяином полезных привычек и рабом вредных?
– Ребята, назовите свою одну вредную привычку, от которой с сегодняшнего дня вы будете стараться избавиться.
– Представьте себе, что у вашего друга есть какие-то особенности, которые вам не нравятся: когда он волнуется, то начинает вертеть пуговицей на одежде; встречаясь со своими друзьями; он обычно опаздывает на встречу; он грызет ногти. Имеете ли вы право настаивать на том, чтобы он изменил какие-то из этих привычек и какие именно?
Работа в парах.
– Постарайтесь определить достоинства и недостатки человека. Вычеркните те качества, которые, на ваш взгляд, мешают человеку жить в обществе и ладить со всеми людьми (задание на листах).
Справедливость, эгоизм, праздность, милосердие, болтливость, простота, правдивость, бестактность, искренность, уважительность, хвастливость, честь, жадность, сдержанность, выдержка, честность, стыдливость, жестокость, мужество, скромность, хитрость, тактичность, застенчивость, малодушие, зависть, трусость, совесть.
– Какие качества человека отнесли к недостаткам?
– Какие качества вы оставили? Запишите их на «лучик солнца» и прикрепите.
– Какие чувства вы испытываете к окружающим вас людям, классу, своим делам. Заполните гамму чувств. (Дети прикрепляют «ладошки»).
Работа в группах.
«10 моих я»
– Дома вам было предложено нарисовать свой портрет и написать на себя характеристику из десяти пунктов, отвечая на поставленный вопрос «Кто Я?»
– Сейчас мы попробуем поделиться своими впечатлениями друг о друге. Вы получите карточку своего одноклассника, где есть вопрос «Кто Я?», ваша задача – написать десять пунктов, отвечая на этот вопрос за человека, чье имя у вас на карточке. И еще одно условие: никто не должен знать, кто о ком пишет. По окончании работы листочки раскладываем рабочей стороной вверх. Затем, когда все будет разложено, каждый подойдет и выберет тот листок, на котором, как ему кажется, написано от его имени. (Этот этап работы вызывает интерес и легкое волнение у членов группы). В процессе поиска своего «портрета» им приходится прочитать не один, а несколько листочков, «поспорить» с кем-то из претендентов за одну и ту же характеристику, суметь отстоять свое право на нее. При обсуждении предлагаются вопросы:
- Удовлетворены ли вы тем, что написано на полученном листочке?
- Что вызвало удивление, произошли ли открытия?
- Что вызвало наибольший интерес в процессе работы?
Если ребенок не сразу находит характеристику на себя, получив же ее, удивляется тому, что его увидели не таким, каким он сам себе казался. В этом случае можно предложить тому, кто писал на него характеристику, поделиться своими впечатлениями.
Итог занятия.
– У каждой группы написано начало фраз, с которых они должны начать свой ответ.
Мне понравилось…
Меня удивило…
Меня поразило…
Меня расстроило…
Я восхищена…
Мне все равно…
Мне интересно…
Мне не удалось…
– Познание собственного «Я» требует борьбы с недостатками, неправильным мнением или поведением, прежде всего в самом себе. Человек должен управлять своими чувствами и эмоциями, уметь сдерживать себя, чтобы быть успешным среди людей. Через отношение к другим людям и проявляется ваше «Я».
Приложение
Фамилия _________________________ Имя ___________________
ЧТО Я МОГУ СКАЗАТЬ О СЕБЕ
Мой любимый предмет в школе ______________________________________
Мой нелюбимый предмет в школе ____________________________________
Что мне нравится в школе: ___________________________________________
Что мне не нравится в школе: ________________________________________
Лучше всего я умею: ________________________________________________
Я не очень хорошо умею: ____________________________________________
Больше всего на свете я хочу научиться ________________________________
__________________________________________________________________
Для этого мне нужно ________________________________________________
ЧТО Я ЛЮБЛЮ БОЛЬШЕ ВСЕГО
Моё любимое время года ____________________________________________
Мой любимый вид спорта ___________________________________________
Моя любимая книга _________________________________________________
Моё любимое занятие _______________________________________________
Моя любимая песенка _______________________________________________
Мой любимый цвет _________________________________________________
Моё любимое блюдо ________________________________________________
КОГО Я ЛЮБЛЮ
Мои любимые герои ________________________________________________
С кем я люблю быть больше всего на свете _____________________________
__________________________________________________________________
Человек, которым я восхищаюсь больше всего на свете __________________
__________________________________________________________________
Я восхищаюсь им (ею), потому что ____________________________________
Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям,
моим родителям
- Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чём прошу. Я просто проверяю вас.
- Не бойтесь проявлять твёрдость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.
- Не применяйте силу в отношениях со мной. Иначе это научит меня думать, что сила – это всё, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.
- Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.
- Не давайте пустых обещаний. Это подорвёт моё доверие к вам.
- Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».
- Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.
- Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я – «центр Вселенной».
- Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдёт, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.
- Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.
- Не делайте мне замечание в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.
- Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я всё равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.
- Не пытайтесь меня всё время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».
- Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это – преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.
- Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придётся притвориться глухим, чтобы как-то защититься.
- Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я действительно не смогу это объяснить. Я попытаюсь сам себе и вам это объяснить, но на это надо время.
- Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.
- Не забудьте, что я развиваюсь, а значит – экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.
- Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.
- Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря ему я буду в центре вашего внимания.
- Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне её предлагают.
- Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.
- Никогда не считайте, что извиниться передо мной – ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно тёплые чувства.
- Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придётся быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.
- Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.
- Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.
- Не забывайте, что мне нужно ваше понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.
- Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.
- Не забывайте, ваши добрые мысли и тёплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернуться вам сторицей.
- Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо
Я – ВАШ РЕБЁНОК!
Памятка «Черты характера»
Азартный | Деловой Ершистый | Ловкий | Порядочный | Уважительный Честный |
Литература
- Бухарева Софья. Давайте познакомимся // Школьный психолог. № 23/2000.
- В помощь организатору профилактической работы (Притчи, байки, разминки, энергизаторы) / Под ред. М. А. Павловой, Е. М. Кобзевой – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2007.
- Вачков Игорь. Сказки и метафоры в программе «Психологическая азбука» // Школьный психолог. № 10/2000.
- Вознесенский А. А. Собрание сочинений. В 3-х т. Т. 2. Стихотворения и поэмы; Структура гармонии: Рифмы прозы. – М.: Худож. лит., 1984.
- Горбунова Н. А. Классные часы, 4 класс. Волгоград, 2004.
- Дереклеева Н. И. Родительские собрания. Начальная школа. 1 – 4 классы. + Новые собрания. – М.: «ВАКО», 2005. (Педагогика. Психология. Управление).
- Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя: 1 – 4 классы: Универсальное методическое руководство для классных руководителей начальной школы. – М.: «ВАКО», 2005. (Педагогика. Психология. Управление).
- Завьялова Ульяна. Я и мы // Школьный психолог. № 15/2001.
- Клюева Татьяна. Дружные ручки // Начальная школа. № 34/2004.
- Кононенко Григорий. Ключи в мой внутренний мир // Школьный психолог. № 3/2004.
- Матвеева Л. Г., Мякушкин Д. Е., Выбойщик И. В. Что я могу узнать о своём ребёнке: Психологические тесты, задания и игры. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. (Серия «Психология детства: Практикум»).
- Пеньевская Ирина. Планета моего класса // Школьный психолог. № 34/2003.
- Сент-Экзюпери А. де. Маленький принц: Сказка. – М.: Дет. лит., 2002. (Школьная б-ка).
- Чутко Н. Я., Родионова Л. Е. Учебник-хрестоматия «Твоя Россия». – М.: ФНМЦ им. Занкова. – Обнинск: Духовное возрождение, 1996.
- Шалаева Г. П., Журавлева О. М., Сазонова О. Г. Правила поведения для воспитанных детей. Филологическое общество «Слово». – М.: ЭКСМО, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час с элементами театрализованных игр на тему "Лесные квартиры"
Классный часа содержит элементы театрализованных игр. Классный час разработан для учащихся начальных классов специальных (коррекционных) школ VIII вида. Цель: уточнить где обитают лесные звери и...
Классный час с элементами дискуссии «Молодежный сленг: что он таит в себе?»
Цель: 1)привлечь внимание к проблеме молодежного сленга, выяснить причины его популярности; 2) вызвать учащихся на разго...
Разработка классного часа с элементами ролевой игры "За здоровый образ жизни".
Классный час расчитан на проведение в среднем звене. Заставляет задуматься какую роль в жизни может сыграть отношение к своему здоровью....
Классный час с элементами игры "Экология большого города"
Экология - одна из важных тем, которая волновала и продолжает волновать ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. И с кем, если не с детьми рассмотреть и обсудить проблемы большого города? Предлагаю Вашему вниманию презентацию д...
Праздник знаний. (Классный час с элементами психогимнастики)
Классный час для учеников 5 классов общеобразовательной школы 5 вида с элементами психогимнастики....
Классный час с элементами тренинга "Я и моя семья"
Цель:· Раскрыть роль семьи в жизни каждого человека;· Формировать понятие «счастливая семья»;·...
«Этикету все верны – и крестьяне, и цари» Классный час с элементами игры для 8 – 11 классов
Каждый из нас является частью общества, в котором живет. Прежде всего это проявляется в ежедневном общении. Мы привыкли к тому, что, общаясь со многими людьми, делаем это , не задумываясь. Считая есте...