Классный час с элементами дискуссии «Молодежный сленг: что он таит в себе?»
классный час (9 класс) по теме

Мамонова Евгения Геннадьевна
Цель:  1)привлечь внимание к проблеме молодежного сленга, выяснить причины его 
          популярности;
          2) вызвать учащихся на разговор;
          3) развитие речи учащихся, умений доказывать 
               свою точку зрения;
          4) воспитание бережного отношения к русскому языку.
 
Оборудование: На доске пословицы о языке, выдержки из статьи Евгения Сергеева (газета «Республика Татарстан»).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_v_forme_diskussii.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                    Классный час с элементами  дискуссии

             «Молодежный сленг: что он таит в себе?»

Цель:  1)привлечь внимание к проблеме молодежного сленга, выяснить причины его

          популярности;

          2) вызвать учащихся на разговор;

          3) развитие речи учащихся, умений доказывать

               свою точку зрения;

          4) воспитание бережного отношения к русскому языку.

Оборудование: На доске пословицы о языке, выдержки из статьи Евгения Сергеева (газета «Республика Татарстан»).

     

                                               Ход мероприятия.

Слово учителя.

      - В одной из казанских коммерческих фирм молодой человек проходил собеседование по поводу устройства на престижную работу. Работодатели, проверяя уровень интеллекта и грамотность речи парня, поняли из того, что он сказал, только несколько фраз, зато отметили обилие совершенно им незнакомых выражений. Разочарованный отрицательным отзывом, свежеиспеченный выпускник вуза никак не мог понять, почему его не приняли. Оценки в дипломе нормальные, внешние данные - что надо…

      Этот случай невольно обозначил серьезную проблему, которая напрямую затрагивает сегодняшнюю молодежь. Это проблема сленговых слов.

    Сленг проник во все сферы жизни. Модные журналы изобилуют сленгами, речь ведущих на телевидении тоже. Включаешь телевизор и оказываешься в состоянии вербальной невесомости. То Александр Масляков скажет: «Дорогие друзья, через несколько времени мы узнаем, кто победил», то другая телеведущая поведает, что на сцене МХАТа сегодня первая премьера пьесы Шекспира «Сон в летнюю ночь». Да и речь большинства россиян в последние годы стала более вульгарной. Уместен вопрос: почему? Раньше сленгом пользовалась определенная группа лиц. Сейчас же сленговые выражения на устах у всех - политика, профессора, школьника, депутата, уголовника.

        Так что же представляет собой сленг, каково его происхождение?

  Выступление 1 с сообщением ученицы об истории слова сленг.

       В незапамятные времена бродили по Древней Руси коробейники (офени, как их тогда называли). Торговали в городах и селах разными вещами . А на пути к этим городам и селам на них зачастую нападали разбойники . Чтобы уберечь товар и выручку и сохранить в тайне свой маршрут, офени придумали собственный язык. (Вспомните, какой вопрос задают при знакомстве друг с другом представители криминального мира: «По фене ботаешь?».) Именно от  него, считают современные лингвисты, и берут свое начало всевозможные жаргоны и сленги. Причем отголоски языка офеней слышны и до сих пор - например, слово «клевый», широко использующееся не одним поколением россиян, родом из того самого языка торговцев. Обозначало оно тогда, кстати, примерно то же, что и сегодня, - «отлично», «здорово».

  Выступление 2 . Знакомство с мнением филологов.

      Молодежный сленг - явление во времени не столь устойчивое, и «говор» современных девятиклассников все же отличается от «словарного запаса» их родителей в том же возрасте.

      По мнению филологов, молодежный сленг - средство общения людей, условно объединенных возрастом от 11 до 30 лет. Это смешение многих жаргонов: криминального - «шмонать», «базарить», «шмотки», «стрелка»; компьютерного - «винды», «драйв»; нормативной и ненормативной лексики - «хилять», «бакланить», а также других слов, образованных присоединением нецензурных частей к установившимся жаргонным. Лексика жаргона ограничена интересами тех, кто его использует. В данном случае это школа или институт, представители противоположного пола, музыка, досуг. Свой язык есть у рокеров, Панков, хиппи, футбольных фанатов.

      Выделить ту или иную разновидность сленга сложно, а подчас и просто невозможно - слова одной социальной группы легко заимствуется другой. Слово «тусовка», например, употребляется в печати как типично молодежное, в то время как на самом деле своим происхождением оно обязано уголовной среде и обозначает «собрание воров».

   

  Выступление 3. Источники сленга.

     Источниками пополнения молодежного сленга являются иностранные языки («сайз» - размер, «хаер» - волосы, «мани» - деньги, «литловский» - маленький), заимствования из языка музыкантов, спортсменов и компьютерная терминология. Впрочем, как и раньше, так и теперь источником сленга служит обычный литературный язык. Просто смысл отдельных слов нормальной речи переиначивается. Например, «белая», «беляк» - компьютерная мышь, «клон» - от клонировать, то же самое «скан» -скопированное, списанное, «мобила» - телефон, связь, «симка» или «самса» - способ мобильной связи, «глюк» - ошибка, незавершенность в компьютерной программе.

      Переделывание имен знаменитостей делается для более легкого произношения и восприятия. Например, Паша Макаров - Пол Маккартни, Ленин - Джон Леннон, Макар - Андрей Макаревич.

  Учитель: Итак, мы познакомились с разными фактами и мнениями о сленге. Давайте сами решим, как нам к нему относится.

          Вопросы для обсуждения:

  1. Как вы думаете, почему существует сленг? (Учащиеся высказывают свое мнение.)
  2. Как вы относитесь к сленгу представителей СМИ, депутатов, политиков, учеников?
  3. Допустимы ли сленговые выражения в бытовом общении? Как вы думаете? Докажите свою точку зрения?
  4. Как вы считаете, к чему может привести излишнее увлечение сленгом?

   Учитель приводит справку. Во Франции, например, принят закон  о чистоте французского языка. И это дает результаты. Там говорить на правильном французском не просто должно, но и модно.  

« Вэйлу ликулли хумаззатил - люмаза» (Горе всякому хулителю). Это фраза из Корана. Мусульмане считают, что хула, сквернословие - порождение Сатаны. У Сатаны место поклонения - рынок. Если господь научил человека молиться, то Сатана учит человека оскорблениям и унижениям. Шариат категорически запрещает хулу, особенно в присутствии женщин и детей. Ибо это не входит в понятие прекрасного.

   Вопрос к классу:

   - Что же нужно сделать, чтобы и в нашей стране говорить на правильном русском стало бы модно?

  Заключительное слово учителя.

     Конечно, язык живет соей жизнью и видоизменяется. И то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой. Но хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то незыблемая языковая база, не подверженная веяниям времени. Чтобы школьники знали, скажем, что разговорная и литературная речь - вещи разные.

Необходимы не только законы в области языка, но и необходимо неуклонно и настойчиво повышать престиж грамотного употребления языка.

     Великие поэты и писатели восторгались красотой русского языка, называя его одним из самых красивых и многогранных в мире.

 Вопрос к классу:

   - Какие высказывания, пословицы о языке вы можете назвать. Какие поэты и писатели писали и восторгались русским языком?

     Учитель: И наш разговор мне хочется закончить словами А.А.Ахматовой: «…И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

история создания легендарного танка Т-34

В работе описывается история создания Т-34-легендарного танка времен Великой Отечественной Войны. В приложениях даны схемы сборки танка, рисунки с модификациями и  характеристиками. практическая ...

Классный час "Молодёжный сленг, жаргон"

Разработка тематического классного часа по направлению: культура речи. Подборка материалов о молодёжном сленге, жаргоне.....

Классный час для учащихся 7-11 классов на тему: «Слова – паразиты. Молодежный сленг. Бранные слова. Сквернословие». Классный час для учащихся 7-11 классов на тему:

Профилактика проблемы в речи слов-паразитов, хулы, мата; бранных слов; информирование о влиянии таких слов на человека, животных, растения, а также об истоках сквернословия....

Сценарий постановки сказки «Старушка Таал-Таал» в кукольном театре.

Сценарий якутской народной сказки «Таал-Таал эмээхсин» («Старушка Таал»)  Тема: постановка кукольного театра сказки «Старушка Таал»Цель: научит детей...

Ученический исследовательский проект "Английский сленг в разговорной речи и молодежной среде и английские заимствования в сленге русской молодежи"

Целью данного проекта является изучение интереса учащихся к использованию молодежного «сленга» в разговорной речи, а так же выявление наиболее встречаемых «английских замствован...

Классный час "Молодежный сленг".

Классный час "Молодежный сленг"....

Проект на тему: «Сленг как явление современного немецкого языка. Немецкий молодёжный сленг»

Проект по немецкому языкуна тему:«Сленг как явление современного немецкого языка.Немецкий молодёжный сленг»...