Повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся
проект
Существует глубокая связь между атмосферой, которая царит в педагогическом коллективе, эмоциональным состоянием учителей и обучающихся. Бесспорно, что эмоциональное благополучие школьника напрямую зависит от эмоциональной устойчивости педагога и его компетентности в общении. Возникает вопрос: «Как повысить эмоциональную и коммуникативную культуру педагога, чтобы ученик на выходе из школы был эмоционально благополучным и психологически здоровым?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhutikova_l.s.doc | 214 КБ |
Предварительный просмотр:
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия,
г. Советский
Педагогический проект
«повышение эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся»
Выполнила:
Жутикова Любовь Сергеевна
педагог-психолог
г. Советский, 2019
Аннотация проекта
В предлагаемом образовательном проекте на основе теоретического осмысления психологических подходов к исследованию поведения педагога как личности в коллективной деятельности обозначена глубокая связь между атмосферой, которая царит в педагогическом коллективе, эмоциональным состоянием учителей и обучающихся. Связь эмоционального благополучия школьника и эмоционального состояния педагога актуализирует проблему выявления и определения комплекса условий, создание и внедрение системы работы, положительно влияющих на эмоциональную и коммуникативную культуру учителя, а следовательно, и психологическое здоровье школьников.
Раздел I. Целесообразность проекта
Актуальность проектирования
Профессия учителя одна из самых стрессогенных и напряженных. Она требует от педагога огромных резервов самообладания и саморегуляции. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А.Сухомлинский). Учителю приходится принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье педагога.
По данным Российских исследований 45-50% школьников имеют различные формы неблагополучия нервной системы к концу 10-11 классов. По результатам исследования эмоционального фона учащихся нашей гимназии - 35% выпускников 9 и 11 классов испытывают повышенный уровень нервно-психической напряженности и утомляемости.
По результатам опроса преподавателей гимназии, 79% из них считают, что они обладают высоким уровнем эмпатии, и это позволяет им быть отзывчивыми, понимающими других людей без слов. Однако именно эта часть преподавателей подвержена профессиональному стрессу, «профессиональному выгоранию» из-за их чрезмерной чувствительности и ранимости. 86 % педагогов гимназии - чрезмерно миролюбивые не склонны к агрессивности, в то же время они недостаточно уверены в себе, в своих силах и возможностях; 43 % педагогов оценивают свой коммуникативный контроль как «низкий».
По оценке нервно-психической устойчивости только 69% опрошенных педагогов находятся в зоне психологического неблагополучия. Это ведет к перевозбуждению, раздражительности, несдержанности, агрессивности учителя, что противоречит педагогической целесообразности. Воздействуя на ученика в таком состоянии, педагог является причиной прогрессирующей невротизации школьников. Поэтому жизнь ребенка также отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами.
II. Содержание педагогического проекта
2.1. Сущность проекта
Недостаточный уровень эмоциональной и коммуникативной культуры педагога повышает эмоциональное неблагополучие школьников.
Противоречие. Проблема
Ввиду того, что эмоциональное благополучие школьников напрямую зависит от эмоциональной устойчивости педагога и его компетентности в общении, возникает вопрос: «Как повысить эмоциональную и коммуникативную культуру педагога, чтобы ученик на выходе из школы был эмоционально благополучным и психологически здоровым?»
В большинстве случаев учителю нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая – по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.
Гипотеза – создание и внедрение системы работы по повышению уровня эмоциональной и коммуникативной культуры педагога позволит сохранить эмоциональное благополучие учащихся и психологическое здоровье в целом.
Предмет проекта – развитие эмоциональной устойчивости и коммуникативных компетенций педагогов.
Объект проекта – эмоциональное благополучие школьников.
Принципы проекта:
Открытость – возможность включения в разработку и реализацию проекта всех заинтересованных субъектов УВП;
Целостность, системность – соединение образовательного процесса с компетентностным воплощением;
Сотрудничество и взаимодействие с заинтересованными партнерами педагогического сообщества.
2.2. Основная цель и стратегическая задача.
Цель проекта: создание условий для эмоционального благополучия школьников гимназии.
Задача: создать и внедрить систему работы по повышению уровня эмоциональной и коммуникативной культуры педагога.
Дополнительные задачи проекта:
- определить стартовый уровень развития компонентов, составляющих эмоциональную и коммуникативную культуры педагога и эмоционального благополучия школьников;
- отредактировать и обновить содержание Программы повышения эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основы эмоционального благополучия школьников с учетом созданной системы;
- создать условия:
- для развития эмоциональной устойчивости педагогов через развитие эмпатии, снижения агрессивности, мимической экспрессивности, эмоциональной выразительности;
- для профилактики возникновения негативных состояний психики педагога через освоение техник саморегуляции и эмоциональных состояний;
- для развития коммуникативной компетентности педагога через расширение арсенала средств общения, отработки навыков компетентного, бесконфликтного общения;
4. в системе повышать общую психологическую грамотность педагогов, их психолого-педагогическую компетентность в целом через семинары-практикумы, тематические выступления на педагогических советах, родительские собрания с участием педагога, индивидуальные и групповые консультации;
5. внедрить Программу;
6. реализовать компетентностный подход в образовательном процессе как основу системы повышения эмоциональной и коммуникативной культуры педагога через внедрение современных технологий;
7. обеспечить методическими, техническими, информационными ресурсами процесс образования и внедрения системы повышения эмоциональной и коммуникативной культуры педагогов;
8. осуществлять мониторинг уровня сформированности коммуникативных компетенций педагогов, психофизического состояния учителей и учащихся, социально-психологического климата в педагогическом и ученических коллективах, используя критериальную систему оценивания;
9. скорректировать Программу с учетом результатов мониторинга;
10. выйти в режим функционирования.
Новизна данной программы состоит в том, что, создавая систему работы по повышению уровня эмоциональной и коммуникативной культуры педагога, мы создаем условия для психологического здоровья педагогов гимназии, и тем самым, сохраняем эмоциональное благополучие учащихся и их психологическое здоровье в целом.
Система работы по повышению уровня эмоциональной и коммуникативной культуры педагога включает следующие компоненты:
- циклы занятий по Программе с элементами тренинга, ролевых игр, дискуссий и проблемного обучения, направленные на развитие навыков управления психическим состоянием, овладение техниками саморегуляции, а также на развитие коммуникативных компетенций педагогов по эффективному взаимодействию с детьми через развитие и корректировку навыков вербального и невербального общения, освоение техник конструктивного решения конфликтов;
- активизация потребности педагога в саморазвитии
- комплекс мер образовательном процессе по повышению общей психологической грамотности и психолого-педагогической компетентности педагогов в целом (имитационные технологии, деловые игры, проблемные лекции, семинары, педагогические советы, родительские собрания, совместные дискуссии учеников и учителей);
- мониторинг благополучия педагогов и учащихся по критериям эмоциональной сферы педагогов, уровня их самоконтроля в общении, способов выхода из конфликтных ситуаций, нервно-психического потенциала (НПП) личности, устойчивости (НПУ) педагогов, социально-психологического климата (СПА) в педагогическом и ученическом коллективах.
2.3. Научно-понятийный аппарат.
Говоря о системе работы с педагогами, необходимо раскрыть само понятие «педагогическая система».
Педагогическая система - совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства). Система (от греч. systema - соединение, целое; англ.- system; нем.- System.) - упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство (экономический словарь).
Под эмоциональной устойчивостью понимается та сторона профессиональной деятельности педагога, которая помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, поддерживать хорошую физиологическую и психологическую форму, избегать эмоциональной напряженности и раннего профессионального «выгорания». Кроме этого, педагогу необходима эмоциональная гибкость, которая определяется как «оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости». Эмоциональная гибкость (динамизм) проявляется в способности педагога легко устанавливать эмоциональный контакт с людьми, быстро и четко улавливать изменения в ситуации и, исходя из этого, изменять стратегию своего педагогического воздействия. С другой стороны, эмоциональная гибкость – это способность учителя правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся, проявлять к ним теплоту и участие, т.е. эмпатийные качества личности.
Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, мимике, речи. Искренняя и открытая улыбка педагога располагает к диалогу, способствует установлению контакта с ребенком, а состояния настороженности, агрессивности, эмоциональной неуравновешенности педагога немедленно передаются детям.
Эмпатия – включает в себя отражение и понимание эмоционального состояния другого человека, сопереживание или сочувствие и активное помогающее поведение. Учителю важно понять ребенка, его потребности, создавать атмосферу комфорта и доброжелательности. Проявление эмпатии способствует снижению синдрома «эмоционального выгорания», конфликтных ситуаций и стрессовых состояний учителя и ребенка в процессе обучения». [21].
Коммуникативная культура педагога включает качества личности педагога, значимые для продуктивного педагогического общения.
Педагогическое общение это взаимодействие учителя с учащимися в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание благоприятного психологического климата, способствующего более полному развитию личности.
В целенаправленной педагогической деятельности общение осуществляется на основе компетентностного подхода, который характеризуется способностью человека успешно действовать в различных проблемных ситуациях. Для этого учитель должен обладать коммуникативными компетенциями.
Компетентность – это системное понимание всех проблем, взаимосвязанных с деятельностью, умение поставить задачи и способность организовать решение конкретных проблем, относящихся к виду деятельности, в которой данный человек компетентен (осведомлен). (Р.В.Овчарова). Понятие компетентность тесным образом связано с дефиницией «компетенция». Так словарь иностранных слов трактует понятие компетентность как «обладание компетенцией, обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо». Компетентность остается характеристикой человека, а компетенция - тем, чем он уже владеет (способность, умение).
Коммуникативные компетенции - это умения:
- вступать в контакт с разными людьми;
- устанавливать профессиональные отношения;
- осуществлять индивидуальный подход к детям;
- сотрудничать, вступать в деловые контакты;
- вызывать доверие у детей, соучаствовать в решении их проблем;
- быть тактичным;
- побуждать ребенка к действию, творчеству;
- влиять на общение, отношения между детьми в микросоциуме;
- правильно воспринимать и реагировать на критику.
Оценить компетентность человека можно лишь по результатам его деятельности относительно тех критериев, которые определяют их успешность или неуспешность.
2.4. Методологические основы проекта.
Ученые давно пытались выделить эмоциональные проблемы педагога, обозначить свои подходы к их решению, определить статус психолога (психолог – консультант, психоаналитик, психотерапевт и др.) и его место в работе с учителем.
Известный швейцарский психиатр, психолог К.Юнг говорил, что «педагогу следует обратить внимание на собственное душевное состояние, таким образом, он сможет увидеть, отчего работа с детьми идет, вкривь и вкось».[19]. Ю.Б.Гиппенрейтер, Н.В.Клюева, С.В.Кривцова, Т.С.Яценко и др., являясь последователями бихевиористов, считали, что педагог должен демонстрировать принятие и уважение детей, быть неформальным в общении с учениками, проявлять искренность, эмпатию, умение эффективного слушания, рефлексирующее отношение к ним. [12], [21]. Л.М.Митина в своих работах выделяет проблему профессиональной дезадаптации работающих учителей (в ярко выраженной форме это «синдром сгорания», «профессиональное выгорание») и рассматривает повышение эмоциональной устойчивости как необходимое психологическое условие перехода на более высокий уровень самосознания личности учителя. Н.В.Самоукина [18] разрабатывает технологичные методики, развивающие интеллектуальную и эмоционально-волевую сферы личности педагога, профессиональное мастерство, навыки быстро «сбрасывать» утомление и напряжение, восстанавливать работоспособность, оптимально строить свое общение со школьниками, коллегами по работе, близкими людьми, а также в собственной семье. Ценно то, что здесь представлена возможность использования любого комплекса упражнений, соответствующего поставленным целям и задачам психолога, независимо от других.
По мнению Семеновой Е.М. эмоциональная культура педагога отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности, важнейшими показателями которой является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости и гибкости педагога, его эмпатии. [21]
В дальнейшем мы будем использовать данные показатели в качестве критериев развития эмоциональной культуры педагога.
Методологические основы проекта также опираются на теорию психологии личности (Давыдов В.В., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.А.) и формирования личности (концептуальных подходах к формированию коммуникативной компетенции (Сафонова В.В., Соловова Е.Н., Пассов Е.А., Тер-Минасова С.Г.).
В своем опыте мы также реализуем идеи:
- использования творческих заданий (Выготский С.),
- личностно-ориентированного подхода (Якиманская И.С.)
- деятельностного подхода (Дьюи Д., Давыдова М.С.)
- критериального оценивания.
Раздел III. Реализация проекта
3.1. Условия реализации проекта
Ресурсное обеспечение процесса реализации проекта является достаточным для его реализации:
- кадры: педагогический коллектив гимназии (участники по желанию), специалисты параллельных служб, заместители директора по ВР и УВР, коллеги районного методического объединения педагогов-психологов;
- нормативно-правовые и научно-методические условия:
- Положение о психологической службе гимназии;
- рецензированная Программа повышения эмоциональной устойчивости педагога, состоящая из 4 модулей: диагностика, эмоциональная культура педагога, культура педагогического общения, саморегуляция эмоциональных состояний;
- научно-методическая литература библиотеки гимназии и медиаресурсы,
- материально-техническая база: компьютерная техника, мультимедийное оборудование и презентации, аудиопроигрыватели для применения CD, DVD, оргтехника для копирования раздаточного материала и пр.;
- комплектов дидактических материалов: составленных сценариев циклов занятий, направленных на решение поставленных проектом задач, комплекса психодиагностических материалов для проведения диагностических исследований педагогов и учащихся;
- информационно-консультативное сопровождение педагогов;
- уровень собственной квалификации считаю достаточным для реализации заявленного проекта: высшее образование по специальности «психология», курсы повышения квалификации, в том числе по теме «Современные образовательные стратегии и технологии реализации стандартов второго поколения. Проектирование и реализация программы развития УУД школьников»; имею опыт по разработке программ, занятий, выступлений перед педагогами, родителями, проведения семинаров-практикумов на школьном, районном уровнях, мною освоены компьютерные программы, которые использую в своей работе.
Данный проект рассчитан на педагогов-психологов, работающих в образовательных учреждениях и заинтересованных в эффективной работе с педагогами по повышению их эмоциональной и коммуникативной культуры с тем, чтобы обеспечить психологическое здоровье учащимся.
3.2. План реализации проекта
- Возможные риски проекта
Возможные риски проекта | Минимизация рисков |
1. Достаточно высокая учебная загруженность педагогов гимназии. 2. Слабый уровень рефлексии возникающих эмоциональных и коммуникативных проблем у педагогов и соотнесенность их с профессиональной деятельностью. 3. Страх самораскрытия педагогов перед коллегами. | 1.Создание заинтересованности и формирование мотивации к обучению в системе занятий. 2.Определение и актуализация проблем педагогов, общность тревог и интересов, организация занятий личностно-ориентированных, деятельностных, рефлексирующих. 3.Создание атмосферы безопасности и доверия на занятиях, эмоционального сплочения, применение принципа «конфиденциальности». |
3.2.2. Этапы и сроки реализации проекта
Проект рассчитан на реализацию в течение 5 лет (2019-2024 гг.) и предполагает постоянную работу по его дополнению, корректированию и совершенствованию (2024-2025 гг.)
I этап. Диагностический. 2019 - 2020 учебный год
- Изучение теоретических основ проблемы, истинной картины эмоционального состояния педагогов и школьников, их «проблемных точек».
- Психодиагностическое исследование, индивидуальные и групповые консультации с педагогами и школьниками по результатам диагностики.
II этап. Проектировочный. 2021-2022 учебный год
- Редактирование Программы повышения эмоциональной устойчивости педагога и обновление ее содержания и соответственно темы: Программа повышения эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся.
- Расширение банка психологических заданий, трудных педагогических ситуаций и включение их в занятия /тренинги с учителями.
- Подбор составляющих компонентов системы работы по повышению уровня эмоциональной и коммуникативной культуры педагога по степени их эффективности и результативности.
III этап. Основной. 2022-2023 учебные годы
- Корректировка Программы с учетом результатов анкеты-рефлексии педагогов «Откровенно говоря» (А.С.Прутченков)
- Промежуточный мониторинг сформированности продуктивных, интерактивных навыков составляющих коммуникативные компетенции.
- Оценка эффективности системы с отслеживанием положительных и возможных отрицательных результатов работы системы.
- Обобщение и распространение опыта – системы.
IV этап. Обобщающий. 2023-2024 учебный год
- Анализ результатов реализации проекта
- Возможная корректировка системы, ее совершенствование.
- Выход в режим функционирования.
- Мониторинг сформированности продуктивных навыков.
3.3. Методы и средства реализации проекта
Для решения поставленных задач и воплощения их в реальной образовательной практике наиболее эффективными являются следующие
технологии:
- деятельностная (особенно эффективна при формировании коммуникативной компетенции);
- личностно-ориентированная (экспрессивные методы самовыражения в движении, рисунке);
- технология сотрудничества (продуктивное взаимодействие, сотворчество);
- информационно-коммуникационные;
- игровые: практика общения через тренинги общения, личностного роста, коммуникативные задания, имитационные и коммуникативные игры;
методы, приемы:
- интерактивные, которые адекватны личностно-деятельностной или личностно-ориентированной парадигме (деловые игры), психодиагностические методы исследования личности;
- информационные: тексты, устные сообщения, тематические выступления перед педагогами, проведение семинаров-практикумов;
- проблемные: проблемные лекции и семинары;
- активные методы-занятия с элементами тренинга, игры, дискуссии, проектного семинара, тренинги.
- релаксационные приемы: «бархатное поглаживание», медитация, визуализация образов, техники саморегуляции;
средства:
- Программа повышения эмоциональной и коммуникативной культуры педагога как основа сохранения психологического здоровья учащихся.
- разнообразные диагностические материалы (тесты, анкеты) для выявления индивидуальных и типологических особенностей личности, уровня социально-психологического развития группы, для отслеживания результатов работы;
- электронные образовательные ресурсы (мультимедиа, презентации);
- аудиовизуальные (слайды, компьютерная техника);
- групповое и индивидуальное психологическое консультирование по результатам диагностики, а также в случаях обострения каких-либо личностных проблем обучающихся.
3.4. Мониторинг результативности внедрения проекта.
Объектами контроля являются следующие критерии:
Критерии результативности / уровень диагностируемой функции/качества | Диагностический инструментарий |
Эмоциональная устойчивость педагога: | |
| Тест. Оценка нервно-психической устойчивости |
| Тест. Самооценка эмпатических способностей. Ю.М.Орлова, Ю.Н. Емельянова |
| Тест. Оценка агрессивности. А.Ассингер |
| Цветовой тест М.Люшера (В.И.Тимофеев, Ю.И.Филимоненко) |
|
|
| наблюдение |
Коммуникативные компетенции: | |
|
|
|
|
|
|
Социально-психологический климат | |
| “Экспресс-методика” изучения социально-психологического климата в коллективе. О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто. |
| анкета-рефлексия «Откровенно говоря» А.С.Прутченков |
Эмоциональное благополучие ученика: | |
| Цветовой тест М.Люшера (В.И.Тимофеев, Ю.И.Филимоненко) |
|
(Филлипс-тест для младших подростков). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Предполагаемые результаты:
- психологическое здоровье педагогов (с высоким уровнем эмоциональной культуры и компетентного общения):
- овладение техниками саморегуляции, которые способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию;
- устойчивость к действию факторов окружающей среды и, в частности, стрессоустойчивость;
- владение технологиями разрешения конфликтов, способами конструктивного решения проблем;
- благополучный психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
- эмоционально-благополучный ученик:
- социально адаптированный;
- удовлетворенный межличностными отношениями в классном коллективе;
- испытывающий эмоциональную комфортность в школе, на уроках.
Раздел IV. Результативность педагогического проекта
4.1. Соотнесение результатов реализации педагогического проекта исходящему замыслу и/или промежуточным результатам
Задачи проекта | Результаты реализации проекта |
1. Определить стартовый уровень эмоциональной культуры педагога и эмоционального благополучия школьников | Проведен комплекс диагностических исследований (данные представлены в части «актуальность проектирования»), анализ результатов которых обозначил наличие проблем, это явилось основанием для создания системы работы по повышению не только эмоциональной устойчивости педагога, но и его коммуникативной культуры. Считаем, что именно система мер позволит решить поставленные задачи. |
|
|
3.Повышать общую психологическую грамотность и психолого-педагогическую компетентность педагогов в целом | выработана система просветительских мероприятий: семинары-практикумы, деловые игры, дебаты, круглые столы тематические выступления педагога-психолога на педагогических советах, родительских собраниях с участием педагога, классного руководителя, индивидуальные и групповые консультации с использованием различных технологий. |
4. Проводить мониторинг результатов работы, включая критериальную систему оценивания сформированных компетенций, психофизического развития обучающихся педагогов | Карта мониторинга (приложение 1). Обеспечение системой критериального оценивания коммуникативных компетенций, отслеживания уровня социально-психологической адаптации, психофизического состояния педагогов и школьников; определения уровня тревожности учащихся на уроках. |
5. Обеспечить методическими, техническими, информационными ресурсами процесс внедрения системы повышения эмоциональной и коммуникативной культуры педагогов. | Создана материально-техническая база, подобраны адекватные целям и задачам дидактические материалы, диагностический инструментарий, созданы условия для реализации системы работы с педагогами. Тематическое оформление стенда для педагогов и родителей: «Если подросток агрессивен. Причины агрессии подростков». С целью сохранения психологического здоровья ребенка и психологической поддержки педагогов и родителей в образовательном процессе, был разработан и внедрен «Механизм сопровождения учащихся «группы риска»», где обозначена и деятельность педагогов в том числе. |
6. Реализовать компетентностный подход в образовательном процессе педагогов как основу системы повышения эмоциональной и коммуникативной культуры через внедрение современных технологий | Выделены инновационные технологии в реализации компетентностного подхода: деятельностный, ИКТ, проектный, метод сотрудничества, личностно-ориентированный. |
Литература и интернет-ресурсы.
- Агеева И.А. Некоторые направления работы психолога с педагогичес-ким коллективом. http://www.krsu.edu.kg/vestnik/2003/v1/a08.html
- Белухин Д.А. Психотерапия педагогической деятельности. – М., 1992
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.,1997
- Битянова М.Р. Ради чего мы посылаем ребенка в школу. – М., Народное образование №2,2002
- Варначева Л.В., Гусева Т.А., Джузенова Р.Б. и др., Школьные проблемы глазами психолога. – М., 1998
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психотерапевтический журнал, 1992№1
- Викепедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/ , свободный.
- Галанов А.С. Как пройти аттестацию. Советы психолога учителю. – М., Институт психотерапии, 2001
- Грехнев В.С. Культура педагогического общения. – М., Просвещение,1990
- Диагностика успешности учителя: Сб. методических материалов для руководителей школ / Сост. Т.В.Мородова – М. Педагогический поиск, 1997
- Дмитриевский Психологическая безопасность в учебных заведениях. – М., 2002
- Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем – М.Сфера, 2000
- Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг: навыки конструктивного взаимодействия с подростками. — М.Генезис, 1997г.
- Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Книга и технологии превращения детей в хороших учеников. М.: Феникс.- 448 с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993
- Митина Л.М. Психологическая диагностика эмоциональной устойчивости учителя (Учебное пособие для практических психологов) – М.,1992
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя – М.,1998
- Морозова Н.В. Методы работы психолога с педагогическим коллективом. http://sovetprosto.ru/uchebnoe/metody-raboty-psihologa-s-pedagogicheskim-kollektivom/
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 1996
- Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом.- Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006. – 187 с
- Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2009. — 448 с.
- Прутченков А.С. Тренинги: личностного роста, коммуникативных умений. – М.1993
- Программа антистрессовой подготовки ИБИС (НПФ «Амалтея», г. Санкт-Петербург).
- Развивающие педагогические технологии http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/ps13.html
- Родионов В. Синдром профессионального выгорания http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702307
- Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.
- Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога – М., Институт психотерапии, 2002
- Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: ИД Первое сентября. — 496 с.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб.:КАРО, 2003.
- Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся? //НПЖ «Завуч», №7,1999
- Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба: работа с педагогами. ГЕНЕЗИС, Москва, 2008г.
- Цукерман Г.В. Виды общения в обучении. – Томск, Пеленг, 1993
- Юнг К.Г. Конфликты детской души. – М.,1994
- Ширина Т. Мастерство и культура педагогического общения.
http://iyazyki.ru/2013/03/culture-pedagogika/
- Школьный психолог. Статья «Организационная культура педколлектива». 2010г.
приложение 1.
Карта мониторинга
Критерии результативности / уровень диагностируемой функции/качества | стартовая диагностика 2013-2014 уч.год | промежуточные результаты 2015-2017 уч.год | конечные результаты 2017-2018 уч.год | ||||||
выс. | сред. | низ. | выс. | сред. | низ. | выс. | сред. | низ. | |
Эмоциональная устойчивость педагогов | |||||||||
| - | 31% | 69% | ||||||
| 79% | 21% стабильны уравновеш. | - | ||||||
| 14% | - | 86% | ||||||
| 10 % перевоз-буждение | 82 % оптим. | 8% истощ. | ||||||
| 30% | 30% | 40% | ||||||
Коммуникативные компетенции: | |||||||||
| 57% | 43% | |||||||
| соревнование – 20 % приспособление – 10 % компромисс - 30 % избегание - 10 % сотрудничество - 30 % | соревнование – приспособление - компромисс - избегание - сотрудничество - | соревнование – приспособление - компромисс - избегание - сотрудничество - | ||||||
| авторитарный – 40% попустительский – 10% демократический – 50% | авторитарный – попустительский – демократический | авторитарный – попустительский – демократический | ||||||
Социально-психологический климат | |||||||||
| 20% дружес- кие отношен. | 65% взаимопо-нимания | 15% коллеги по необход. | ||||||
| 40% | 40% | 20% | ||||||
Выводы: | положительными результатами можно считать: оптимальный НПП-82%, уровень развития эмпатии, благоприятный психологический климат в коллективе, 85% СПА на среднем уровне; в целом педагоги – рефлексирующие, 60% идут на компромисс и сотрудничество при решении проблем, преобладает демократический стиль. негативными (на что следует обратить внимание) - у 69% педагогов НПУ низкий уровень, у 43 % - низкий уровень самоконтроля в общении, 40% педагогов выбирают неконструктивные формы поведения в конфликте, 50% педагогам требуется коррекция социальной и профессиональной позиции. | ||||||||
Эмоциональное благополучие ученика | |||||||||
| 20% перевозб. | 62% оптим. | 18% истощ. | ||||||
| 38% безразлич | 58% комфорт | 4% дискомф | ||||||
| 96% благоприятный | 4% отриц | |||||||
| - | 100% | - | ||||||
| 31% 38% | ||||||||
Выводы: | положительными результатами можно считать: оптимальный НПП-62%, благоприятный психологический климат, 100% СПА на среднем уровне; негативными (на что обратить внимание) - у 38% детей перевозбуждение и истощение, повышенный уровенб тревожности и негативных переживаний на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Сохранение психологического здоровья учащихся и учителей".
Презентация для психологического семинара с учителями....
ИЗ ОПЫТА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ПО СОХРАНЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
В статье обобщен опыт работы психолога по профилактике нарушений психологического здоровья...
Презентация "Педагогическое общение на уроках ИНО, способствующее сохранению психологического здоровья учащихся"
Что может для человека быть ценнее здоровья? «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в У...
«Развитие адекватной самооценки как модель сохранения психологического здоровья учащихся».
Тема: «Развитие адекватной самооценки как модель сохранения психологического здоровья учащихся». Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшние дни состояние медико-физического, ...
Презентация " Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании".
Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании. Что ведет к снижению психологического здоровья учащихся? В этой презентации рассмотрены такие школьные проблемы,...
Программа работы педагога психолога по сохранению психологического здоровья педагогов
Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции – одной...
Роль деятельности педагога-психолога по сохранению психологического здоровья всех участников образовательной деятельности в формировании конкурентноспособности школы.
Конкурентоспособность образовательного учреждения складывается и многих компонентов. Одним из основных условий конкурентоспособности является позитивный имидж, т.е. положительное отношение к образоват...