Система работы педагога – психолога по сохранению психического здоровья педагогических работников детского дома
статья по психологии на тему
В данной публикации раскрывается опыт работы по сохранению психического здоровья педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohranenie_psihicheskogo_zdorovya_pedagogov.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы педагога – психолога
по сохранению психического здоровья педагогических работников детского дома
Фёдорова Ольга Владимировна,
педагог – психолог ГОБОУ детского дома – школы №1
г. Боровичи Новгородской области
Описание материала: предлагаю Вам материал, обобщающий опыт психологического сопровождения педагогического коллектива в детском доме – школе №1 г. Боровичи Новгородской области. Данная публикация будет полезна педагогам - психологам, работающим в учреждениях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В работе раскрывается организация работы по сохранению психического здоровья педагогов.
Цель работы: создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психического здоровья педагогов.
Задачи работы:
- актуализация восприятия педагогами своего психического здоровья как важнейшей личностной ценности, изменение (при необходимости) отношения к проблеме сохранения и укрепления психического здоровья;
- профилактика (коррекция) профессионального эмоционального выгорания в педагогической деятельности;
- формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами и воспитанниками, обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности, прежде всего, коммуникативной;
- психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни педагога: формирование навыков регуляции психоэмоциональных состояний, снижение тревожности;
- создание условий для развития профессионального самосознания и самосовершенствования педагогов: повышение уровня самооценки, самопринятия, воспитание и поддержание мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком;
- поддержка начинающих специалистов.
Этапы работы
Цели этапа | Содержание этапа | Ожидаемые результаты | |
1 этап – установочно-мотивационный | |||
Цели для педагога - психолога: актуализация восприятия педагогами своего психического здоровья как важнейшей личностной ценности; информирование о том, что существует проблема нарушений психического и профессионального здоровья в социальных профессиях; формирование у педагогов мотивации для продолжения совместной деятельности. Цели для педагогов: осознание существования проблемы нарушений психического здоровья, вызванной работой в социальной сфере, изменение (при необходимости) отношения к проблеме сохранения и укрепления собственного психического здоровья, повышение собственной мотивации на участие в работе. | Мероприятия: 1) выступления на педагогических часах в отделениях детского дома - школы по теме «Нарушения психического и профессионального здоровья в социальных профессиях»; 2) индивидуальные беседы с педагогами, администрацией. Формы работы: групповая и индивидуальная. На данном этапе сообщаются общие сведения о существовании проблемы нарушений психического и профессионального здоровья, в том числе и в педагогической деятельности, создаются условия для проведения последующих этапов, повышается заинтересованность педагогов состоянием собственного психического здоровья. | Осознание существования проблемы нарушений психического здоровья, повышение мотивации на сохранение собственного психического здоровья и на участие в работе. | |
2 этап - просветительский | |||
Цели для педагога - психолога: расширение и обобщение психологических знаний педагогов по проблеме профессиональной деформации и эмоционального выгорания в педагогической деятельности, осознание важности своего психоэмоционального состояния для эффективности педагогической деятельности. Цели для педагогов: уточнение и обобщение знаний по проблеме профессиональной деформации, повышение собственной мотивации на участие в работе. | Мероприятия: 1) семинар «Профессиональная деформация в педагогической деятельности»; 2) разработка методических рекомендаций (стендовых) с характерной для этого направления тематикой. Форма работы: групповая. Семинар представляет собой более активную форму участия педагогов в обсуждении проблемы профессиональной деформации в педагогической деятельности и предполагает обсуждение сообщений, выполненных самими педагогами под руководством педагога – психолога по результатам изучения темы. Стендовая информация является дополнительным средством активизации педагогов на совместную деятельность, на обобщение их знаний по проблеме. | Расширение и обобщение психологических знаний педагогов по теме, осознание важности изучения состояния собственного психического здоровья. | |
3 этап – аналитико-диагностический | |||
Цели для педагога - психолога: определение круга личностных и межличностных проблем в педагогическом коллективе для подбора методов и форм при разработке 4 этапа (проведение диагностики и последующий анализ). Цели для педагогов: изучение состояния собственного психического здоровья, ознакомление с результатами обследования. | Мероприятия: 1) наблюдение за деятельностью педагогов через посещение уроков, внешкольных мероприятий; 2) психодиагностика, направленная на изучение психического здоровья педагога; 3) индивидуальные консультации по итогам психодиагностики. Формы работы: индивидуальная и групповая. | Активное участие педагогов в изучении состояния собственного психического здоровья, повышение мотивации на участие в 4 этапе. | |
4 этап – коррекционно-профилактический и консультативный | |||
Цели для педагога - психолога: профилактика (коррекция) профессионального эмоционального выгорания в педагогической деятельности; формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами и воспитанниками, обеспечение социально-психологических условий повышения уровня психолого-педагогической компетентности; психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни педагога; создание условий для развития профессионального самосознания и самосовершенствования педагогов; поддержка начинающих специалистов. Цели для педагогов: решение проблем, выявленных на диагностико – аналитическом этапе. | Тематика мероприятий 4 этапа (по направлениям) является примерной, в нее могут быть внесены коррективы, так как содержание 4 этапа ориентируется на результаты предыдущего этапа: 1 направление «Формирование навыков эффективного взаимодействия с коллегами и воспитанниками»: занятия по темам «Знание особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, как основа позитивного взаимодействия педагогов с воспитанниками», «Особенности подросткового возраста и общения с подростками», «Мотивы трудного поведения детей», «Организация сотрудничества педагогов», «Способы решения конфликтных ситуаций». На занятиях используются элементы тренингов общения, игры – коммуникации: игровые упражнения, направленные на оптимизацию общения педагога с детьми, на улучшение взаимоотношений с коллегами в педагогическом коллективе, адаптационные игры для начинающих специалистов. 2 направление «Психологическое обеспечение повышения культуры эмоциональной жизни педагога»: занятия на развитие эмоциональной устойчивости «Психологически здоровая личность. Главная особенность уравновешенного человека», «Учительский стресс», «Управление эмоциональным состоянием». В данном направлении используются элементы тренингов саморегуляции, игры – релаксации. 3 направление «Развитие профессионального самосознания и самосовершенствования педагогов»: занятия по темам «Профессиональное самосовершенствование», «Психологическая типология личности и здоровье. Взаимоотношения психологических типов», «Влияние самооценки на эффективность педагогической деятельности», «Саморазвитие педагогической интуиции». На занятиях используются элементы тренингов личностного роста, игры для развития педагогической интуиции. Дополнительно используются индивидуальные и групповые консультации и письменные рекомендации для педагогов. | Осознание педагогами важности сохранения психического здоровья; улучшение психологического климата в коллективе; уменьшение количества педагогов, имеющих эмоциональное выгорание, сохранность педагогического коллектива в учреждении; формирование навыков регуляции негативных психоэмоциональных состояний, снижение личностной тревожности педагогов; формирование позитивного самовосприятия. | |
5 этап - заключительный (оценка эффективности работы) | |||
Цели для педагога - психолога: оценка эффективности (результативности) работы, планирование дальнейшей деятельности. Цели для педагогов: осознание значимости проведенных мероприятий, мотивация на поддержание и сохранение психического здоровья в дальнейшей профессиональной деятельности. | Мероприятия: индивидуальные беседы с педагогами и администрацией о степени удовлетворенности мероприятиями; посещение уроков и занятий, проводимых педагогами, с целью наблюдения за их деятельностью; проведение диагностических исследований по методикам, проводимым на 3 этапе (для проверки ожидаемых результатов). | Удовлетворенность педагогов проводимыми мероприятиями, соответствие данных итоговой диагностики уровню удовлетворенности педагогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагога- психолога общеобразовательной школы с одаренными детьми
Опыт работы педагога- психолога с одаренными детьми может быть полезным как школьным психологам, так и классным руководителям. Кроме этого, данная работа может быть использована в работе заместителей ...
Система работы педагога-психолога по психологическому сопровождению образовательного процесса
Основными направлениями деятельности, входящими в психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, являются:I....
Система работы педагога - психолога
Формирование позитивного мышления учащихся как технология сохранения психического здоровья ....
Презентация системы работы педагога-психолога по профильной подготовке обучающихся
Представлена система работы педагога-психоога по профильной подготовке. Основные особенности: достижение основной цели - профопределения - достигается через поэтапное выявление личностных особенностей...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования»
Доклад – выступление на педсовет по реализации Программы развития школы.Тема: «Система работы педагога-психолога по формированию учебной мотивации обучающихся начального общего образования...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...