Внеурочная деятельность по психологии
рабочая программа по психологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №14 города Кызыла Республики Тыва»
«Рассмотрено» Заместитель директора по ВР /________________/ Протокол №_______ От «___»________________20____ года | «Рекомендовано» Председатель Научно-методического совета . /________________/ Протокол №______ От «____»__________________20____ года | «Утверждаю» Директор /__________________/ Приказ №_________________ От «_____»__________________20 ____ года | |
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии в 8 -х классах «Тропинка к своему Я» (предмет, класс и т.п.) ___педагог-психолог Полякова И.В_______ (Ф.И.О. учителя)
На 2018 – 2019 учебный год |
Составлено на основе программы
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я.
Уроки психологии в средней школе (7 – 8 классы)». Москва, Генезис, 2012
Кызыл 2018 г.
Пояснительная записка
Подростковый период – важнейший этап в жизни человека, время выборов, которые во многом определяют последующую судьбу. Это время можно сравнить с остановкой Ивана-царевича на развилке дорог около камня: «Налево пойдешь… направо пойдешь…» В одну сторону – путь к реальной взрослости, сопровождающейся принятием на себя ответственности за свою жизнь, пониманием смысла бытия, ощущением жизненного счастья. В другую - к взрослости иллюзорной, инфантильной или в некоторых случаях асоциальной, с эмоциональными и физическими проблемами. Основная линия развития подростков этого возраста – начало осознания ребятами своей новой, взрослой Я – концепции. К этому времени уже большинства подростков уже сформировалось формально-логическое мышление. Новое мышление и возрастающие рефлексивные возможности заставляют их задумываться о себе, своих способностях, способах взаимодействия с окружающими. Поэтому важно, чтобы подростки имели возможность говорить о своих чувствах, анализировать их, анализировать их в безопасной обстановке.
В восьмом классе дети становятся более спокойными, уравновешенными. Однако они еще сильно переживают по поводу своих отношений с окружающими. Внешне это чаще не проявляется. Поэтому подростки чувствуют потребность поговорить о себе с взрослым, которому они доверяют. Если они не имеют такие возможности, то у них могут возникнуть депрессивные настроения, появляться суицидальные мысли или, наоборот, агрессивные вспышки, направленные, в основном, на взрослых. Нередко у подростков обостряются проблема уверенности в себе. Многие начинают задумываться о своей будущей жизни, что может проявляться в повышении учебной мотивации. В то же самое время часть подростков уходит в полную эмоциональную зависимость от компании. У них снижается интерес к учебе и к общению со взрослыми.
Взаимодействие с восьмиклассниками эффективно только через диалог. Необходимость тех или иных действий можно обсудить с подростком, обсудив их последствия. В связи с этим, целью программы является: содействие формированию самостоятельности как предпосылки умения принимать ответственность за свою жизнь на самого себя через представление реальной жизни.
Задачи:
- Содействие формированию эго-идентичности через предоставление подростку возможности выбора образцов для идентификации, с одной стороны, и усиления «Я» на основе самоутверждения в подростковой среде – с другой.
- Расширение самосознания, развитие способности к внутреннему диалогу через самораскрытие в общении с партнером того же пола.
- Рефлексия собственного поведения
- Осознание собственной эмоциональной сферы
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные.
Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы: коммуникативные, личностные, регулятивные, познавательные.
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения необходимо для выявления индивидуальных вариантов развития и оказания своевременной помощи.
Программа рассчитана на 1 год обучения (8 класс) и состоит из 5 блоков. Программа предполагает проведение занятий 1 раз в неделю.
Основное содержание:
- развитие умения называть, обозначать свои чувства, а также, различать их по степени интенсивности переживания;
формировать умения управлять своими эмоциями, осознавая и принимая их;
развитие чувства эмпатии и сопереживания, умения распознавать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей;
коррекция трудностей в эмоционально-волевой сфере.
- развитие коммуникативных умений. В условиях перехода в среднюю школу, к более самостоятельной жизни, к новому этапу
взросления стоит уделить особое внимание проблеме общения с окружающими. В период подросткового возраста общение становится ведущей деятельностью и потеснит учебу и другие виды деятельности. Поэтому работа, организуемая на занятиях третьего блока, поможет сделать переход к новой ведущей деятельности и возникающий кризис менее болезненным.
- формирование навыков позитивного взаимодействия и сотрудничества с другими людьми;
развитие личностных качеств, необходимых для продуктивных взаимоотношений с окружающими;
развитие умений и навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
создание и поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата, сплочение и развитие классного коллектива.
Принципы построения коррекционно-развивающих занятий:
Системность и последовательность.
Индивидуально-дифференцированный подход.
Максимальное использование игровых методов обучения.
Психологическая безопасность.
Методы, используемые на занятии:
- Дискуссия, обсуждение;
- Мозговой штурм;
- Рисунок;
- Игра (детям объясняется, что игра – это не только способ получить удовольствие, но и возможность чему-либо научиться);
- Драматизация (разыгрывание различных ситуаций);
- Работа в малых группах.
Примерная структура занятия:
Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий.
Настроение детей, их психологическое состояние в конкретные моменты могут стать причиной варьирования методов, приемов и структуры занятий.
- Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.
Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения
2 Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия. (Игротерапия, сказкотерапия, проигрывание ситуаций, этюды, групповая дискуссия). Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому.
3 Рефлексия занятия – оценка занятия. арт-терапия, беседы. Две оценки: эмоциональное реагирование (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали).
Правила работы на занятиях: общение и взаимодействие на занятиях обучающихся между собой и с ведущим строится с учетом следующих правил:
1. Поднимай руку (если хочешь спросить или ответить).
2. Слушай (будь внимателен).
3. Не унижай других (не кривляйся и не смейся).
4. Будь на своем месте (не толкай, не прикасайся к другим).
5. Правило правой руки ведущего (все внимание на ведущего).
Календарно – тематическое планирование
Дата проведения | № урока | Тема урока. | Планируемые результаты (УУД) |
1. 2. 3 4 5 6 7 | Тема 1. Я - концепция и ее ключевые моменты. Диагностика личностных УУД. Методики Дембо-Рубенштейн, Басса-Дарки, Айзенк. Я – концепция. Психологическая разминка «Особенности ребенка и подростка», обсуждение. «Найди чувство». Понятие «Я-концепция». Игровые задания «Общая деталь» Самоуважение. Психологическая разминка «Лишнее слово», «Найди чувство». Понятие самоуважение. Работа в тетради: структура самоуважения. Дискуссия «К чему приводит сниженное самоуважение и умственный мусор». Зависимость самоуважения от внешности и самооценки. Самоконтроль. Психологическая разминка «Найди слово». Понятие самоконтроля. Решение психологических задач. Игровые задания. Секрет учителя. Самоэффективность. П.р. «Найди чувство», установление аналогий. Понятие самоэффективности. На что влияет самоэффективность. Приемы повышения самоэффективности. Убеждения, снижающие самоэффективность. Игровые задания. Пол как ключевой аспект Я. П.р. «Найди слово». Определите «умственный мусор». Дискуссия «Чем различается поведение мужчин и женщин». Работа в тетради с неоконченными предложениями (работа в подгруппах). Обсуждение характеристик полов. Игровые задания. Личностные особенности мужчин и женщин. П.р. «Умственный мусор». Женские и мужские качества. Работа в подгруппах. Игровые задания. | Личностные УУД: содействие осознанию учащимися качеств, необходимых для эффективного общения. Познавательные УУД: содействовать осмыслению ценности своего Я. Коммуникативные УУД: используя игровые задания, беседы учить детей сотрудничеству, умению проявлять толерантное отношение к окружающим Регулятивные УУД: развивать способность делать осознанный выбор в сложных ситуациях. | |
8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 | Тема 2. Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель. Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель. П.р. «антонимы». Работа с притчей «Нагрудные родители». Особенности поведения людей в различных ситуациях. Три состояния человека. Записи в тетради. Определение причин непонимания. Игровые задания. «Внутренний ребенок: какой он?» П.р. «Какое слово зашифровано?», «Синонимы». Работа с притчей «Бабочкины крылья» Чтение и обсуждение текста. Найти смысл данного произведения. Рисунок ассоциации. Игровые задания. Внутренний ребенок бывает разным: естественный и приспособившийся. П.р. «Найди ключевое слово» Работа с притчей «Дом в доме в доме». Типы поведения внутреннего ребенка. Причины такого поведения. Игровые задания. Внутренний Родитель бывает разным: заботливым и контролирующим. П.р. «Найди общее», «Придумай предложение». Состояние родителя. Типы внутреннего родителя. Игровые задания. Внутренний Взрослый: истинный и мнимый. П.р. «Найди закономерность». Приведение примеров состояния взрослого. Работа в тетради с понятиями истинный и мнимый взрослый. Психологические задачи. Найди выход с точки зрения уверенного взрослого поведения. Игровые задания. Тема 3. Эмоциональный мир человека Эмоции и чувства. П.р. «Найди антоним». «Найди слово». «Вспомним чувство». Психологический словарь чувств «кто больше». Игровые задания. Психические состояния и их свойства. П.р. «Найди обобщающее слово». Понятие состояния. Опиши состояние. Зависимость поведения от состояния человека. Игровые задания. Напряжение. П.р. «Найди обобщающее слово». Понятие напряжения. Виды напряжения. Влияние напряжения на физическое состояние организма. Игровые задания. Настроение. П.р. «Найди взаимосвязь», «назови чувство». Понятие настроения. Типы настроения. Каким бывает настроение. Игровые задания. Настроение и активность человека. П.р. «Найди обобщающее слово», «Назови слово». Особенности влияния настроения на оценку событий, людей, самого себя, на активность человека. Влияние настроения на поведение. Дискуссия «Нужно ли скрывать свое настроение?». Игровые задания. Как управлять своим состоянием. П.р. «Добавь слова», «найди качества», обоснование выбора. «Как управлять своим состоянием? 1 этап». Игровые задания. Как изменить свое состояние П.р. «Найди качество». Правила для управления своим состоянием. Выработка рекомендаций «Как изменить эмоциональное состояние другого человека». Психологический словарь сочувствия. Игровые задания. Возрастной аспект состояний подростка. П.р. «В чем отличия», «Найди отличия». Типичные состояния подростков. Самые неприятные состояния подростков, пожилых и взрослых. Игровые задания. Стресс. П.р. «Продолжи ряд», «Чем отличаются». Понятие стресса. Виды стресса. Дискуссия «Чем полезен и вреден стресс». Последствия стресса. Игровые задания. Трудные ситуации и развитие. П.р. «Чем отличается», «Сложи слово». Определение трудных ситуаций и стили реагирования на них. Польза или вред от трудных ситуаций. Позитивные качества, помогающие в трудных ситуациях. Игровые задания. | Личностные УУД: Общение детей с родителями. Проблема различия поколений Познавательные УУД: Обучение детей эффективным способам общения Коммуникативные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление и развитие своих коммуникативных потенциалов. Регулятивные УУД: Осознание подростками своей эмоциональной сферы. Специфика проявлений чувств в экстремальной ситуации. Способы "выхода" из деструктивных состояний. Актуализация внутренних ресурсов личности | |
23 24 25 26 27 28 | Тема 4. Я и мои способности. Их роль в профессиональной деятельности. Я и мое внимание. Мотивирующие упражнения. Развитие разных типов памяти. Психологическая разминка на развитие внимания «Счет до 40». Понятие внимания, виды, роль в жизни человека. Диагностика уровня развития внимания «Корректурная проба». Упражнения на развитие различных видов внимания. Я и моя память. Развитие разных типов памяти. Повторение понятия памяти и секретов запоминания. Выполнение упражнений на развитие опосредованного запоминания. Я и мое мышление. Характеристика типов мышления. Роль мышления в выборе профессии. Диагностика преобладающего типа мышления. Я и мое воображение. Упражнения на развитие вербального, творческого воображения. Личностный профиль. Диагностика уровня готовности к выбору профессии. Профессиональные и жизненные планы. Первичная диагностика профессиональных склонностей и интересов. | Личностные УУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной и профессиональной деятельности. Определение профессиональных склонностей. Первичная диагностика. Познавательные УУД: Закрепить знания детей об основных психических функциях. Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Регулятивные УУД: развитие способности к саморегуляции. | |
29 30 31 32 33-34 | Тема 5. Мотивационная сфера человека. Мотив и его функции. «Борьба мотивов». П.р. «Найди лишнее слово», «Убери слог». Понятие мотива. Виды мотивов. Игровые задания. Привычки, интересы, мечты. П.р.«Найди слово». Дискуссия «Что побуждает действовать». Влияние привычек и интересов на действия человека. Игровые задания. Мотивация помощи и альтруистического поведения. П.р. «Найди слово», «Положи в одну корзинку». Понятие альтруизма. Беседа «Почему люди помогают друг другу и кто может стать альтруистом». Игровые задания. Итоговое. Выходная диагностика эмоционального состояния подростков. | Личностные УУД: Осознание подростками своей мотивационной сферы Познавательные УУД: Мотивировать учащихся на осмысление причин своего поведения. Коммуникативные УУД: Формирование коммуникативных умений, развитие личностных особенностей. Регулятивные УУД: овладение приемами регуляции и саморегуляции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии
Отображены основные моменты рабочей программы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»
Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс
Целью программы курса внеурочной деятельности является: развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...
Программа внеурочной деятельности по психологии
Программа внеурочной деятельности по психологии "Тропинка к соему Я"...