Программа внеурочной деятельности по психологии
методическая разработка по психологии (5 класс) на тему
Программа внеурочной деятельности по психологии "Тропинка к соему Я"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_psihologiya.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Кружок «Тропинка к своему Я»
Срок реализации программы 1 год
Возраст обучающихся 11-12 лет
Содержание
- Пояснительная записка
- Учебно-тематический план
- Содержание программы
- Планируемые результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
- Формы и виды контроля
- Методические рекомендации
- Материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Пояснительная записка
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, вступающего во взаимодействие с окружающим миром.
Учащиеся пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, т.к. они не располагают знаниями о психологических особенностях человека. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях учащихся. В связи с этим возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут ребенку глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.
Приобщение к знаниям о человеке, по мнению Божович Л., имеет “особенно важное значение в подростковом возрасте, т.к. характерным для этого периода новообразованием является “чувство взрослости” и развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям”. Подросток начинает осознавать свой личный идеал, при сравнении с которым часто возникает неудовлетворенность самим собой и стремление изменить себя.
Актуальность и социальная значимость данной внеурочной деятельности состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в поисках жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности, в постижении норм человеческих отношений.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что обучающиеся не только изучают проблемы психологии, но и знакомятся со своими индивидуальными психологическими особенностями, анализируют и вырабатывают собственную стратегию поведения и деятельности в различных группах и коллективах.
Основными темами изучения являются: общение, отношение, восприятие и понимание людьми друг друга. Отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.
Внеурочная программа «Тропинка к своему Я» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса, так как соответствует стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель программы: приобщение школьников к психологической культуре, которая является необходимой частью общей культуры человека. Научить разбираться в своих чувствах и желаниях, на новом уровне строить взаимоотношения с окружающими, справляться с конфликтными ситуациями, принимать на себя ответственность за свои поступки.
Данная образовательная программа была составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, с учетом образовательного процесса и реализуется в рамках раздела учебного плана «Внеурочная деятельность»
Программа адресована учащимся 5-х классов и рассчитана на 34 часа в год.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Программа реализуется педагогом-психологом.
2. Учебно-тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | Форма деятельности | |||||
Аудит. | Внеаудит. | |||||||
Введение в мир психологии | ||||||||
1 | Зачем человеку занятия психологией | 1 | Познавательная беседа. | |||||
Я – это Я | ||||||||
2 | Кто я, какой я? | 1 | Психологические игры, упражнения. | |||||
3 | Я – могу. | 1 | Психологические игры, работа со сказкой. | |||||
4 | Я нужен. | 1 | Психологические игры, работа со сказкой. | |||||
5 | Я мечтаю. | 1 | Психологические игры, упражнения. | |||||
6 | Я – это мои цели. | 1 | Практическая работа. Работа в группах. | |||||
7 | Я – это мое детство. | 1 | Практическая работа. Работа в группах. | |||||
8 | Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее. | 1 | Познавательная беседа. | |||||
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | ||||||||
9 | Чувства бывают разные. | 1 | Психологические игры, упражнения. | |||||
10 | Стыдно ли бояться? | 1 | Психологические игры, работа со сказкой. | |||||
11 | Имею ли я право сердиться и обижаться? | 1 | Психологические игры, упражнения. | |||||
Я и мой внутренний мир | ||||||||
12 | Каждый видит мир и чувствует его по-своему. | 1 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. | |||||
13 | Любой внутренний мир ценен и уникален. | 1 | Сценки-миниатюры | |||||
Кто в ответе за мой внутренний мир? | ||||||||
14 | Трудные ситуации могут научить меня. | 1 | Психологические игры, работа со сказкой. | |||||
15 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. | 1 | Познавательная беседа. Психологические упражнения. | |||||
Я и Ты | ||||||||
16 | Я и мои друзья. | 1 | Практическое занятие на территории школы. | |||||
17 | У меня есть друг. | 1 | Познавательная беседа. Игра | |||||
18 | Я и мои «колючки». | Психологические игры, работа со сказкой. | ||||||
19 | Что такое одиночество? | 1 | Психологические игры, работа со сказкой. | |||||
20 | Я не одинок в этом мире. | 1 | Познавательная беседа. Работа с плакатом. | |||||
Мы начинаем меняться | ||||||||
21 | Нужно ли человеку меняться? | 1 | Познавательная беседа. Игра | |||||
22 | Нужно ли человеку меняться? | 1 | Дискуссия. | |||||
23 | Самое важное – захотеть меняться. | 1 | Познавательная беседа. Психологическая акция. | |||||
Агрессия и ее роль в развитии человека | ||||||||
24 | Я повзрослел. | 1 | Познавательная беседа. Просмотр видеоролика. | |||||
25 | У меня появилась агрессия. | 1 | Психологические игры, работа со сказкой. | |||||
26 | Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? | 1 | Познавательная беседа. Психологические упражнения. | |||||
27 | Конструктивное реагирование на агрессию. | 1 | Познавательная беседа. Игра-эксперимент. | |||||
28 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. | 1 | Просмотр и обсуждение видеоролика. Познавательная беседа. | |||||
29 | Учимся договариваться. | 1 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. | |||||
30 | Учимся договариваться. | 1 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. | |||||
Уверенность в себе и ее роль в развитии человека | ||||||||
31 | Зачем человеку нужна уверенность в себе? | 1 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. | |||||
32 | Источники уверенности в себе. | 1 | Психологические игры, работа со сказкой. | |||||
33 | Какого человека мы называем неуверенным в себе? | 1 | Познавательная беседа. Игра | |||||
34 | Я становлюсь увереннее. | 1 | Игра-тренинг. |
3. Содержание программы «Тропинка к своему Я»
Введение в мир психологии. Зачем человеку занятия психологией. Занятие мотивирует учащихся к занятиям психологией.
Я – это Я. Кто я, какой я? Я – могу. Я нужен. Я мечтаю. Я – это мои цели. Я – это мое детство. Я – это мое настоящее. Я – это мое будущее.Занятия способствуют осознанию своих качеств и повышению самооценки.
Я имею право чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? Занятия, способствующие рефлексии эмоциональных состояний, адекватному самовыражению.
Я и мой внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует его по-своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. Занятия направлены на формирование понимания ценности и уникальности внутреннего мира каждого человека.
Кто в ответе за мой внутренний мир? Трудные ситуации могут научить меня. В трудной ситуации я ищу силу внутри себя, и она обязательно найдется. Занятия направлены на воспитание ответственности человека за свои чувства и мысли.
Я и Ты. Я и мои друзья. У меня есть друг. Я и мои «колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. Раздел посвящен обсуждению вопросов подростковой дружбы.
Мы начинаем меняться. Нужно ли человеку меняться? Нужно ли человеку меняться? Самое важное – захотеть меняться. Занятия направлены на оказание помощи подросткам в осознании своих изменений; повышение мотивации к позитивному самоизменению.
Агрессия и ее роль в развитии человека. Я повзрослел. У меня появилась агрессия. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? Конструктивное реагирование на агрессию. Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Учимся договариваться. Учимся договариваться. Упражнения, игры и т.п.ориентированы на помощь подросткам в осознании различия между агрессией и агрессивностью, учат контролировать собственное агрессивное поведение и правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других.
Уверенность в себе и ее роль в развитии человека. Зачем человеку нужна уверенность в себе? Источники уверенности в себе. Какого человека мы называем неуверенным в себе? Я становлюсь увереннее. Занятия направлены на помощь детям в обретении уверенности в себе и развитии понимания, что вера в себя необходима для развития человека.
4. Планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать основные психологические термины и понятия; возможности саморазвития своей личности; условия для создания позитивного опыта общения.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к изучению основ психологии, используя различные методы активизации учащихся.
Второй уровень результатов – выработка навыков самоанализа и помощи в решении проблем общения.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- Формировать индивидуальные приемы саморегуляции в стрессовых ситуациях, представление о личности, о ценности жизни.
- Вырабатывать умение конструктивно отстаивать свою точку зрения.
- Учащиеся должны получить опыт в оценке различных ситуаций и в решении создающихся проблем.
Третий уровень результатов - получение учащимися опыта применения полученных знаний и умений в жизни.
Для его достижения необходимо:
- сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- уверенность в своих возможностях и высокая самооценка;
- целеустремлённость, умение брать на себя ответственность за свою жизнь;
- дипломатичность, умение решать личные и жизненные проблемы, используя конструктивные способы их решения;
- креативность, способность по-новому смотреть на привычные вещи;
- толерантность, эмоциональную устойчивость, эмпатия и доброжелательное отношение к многообразию жизни.
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов Основной образовательной программы.
В результате изучения данной программы обучающиеся получат возможность формирования
Личностных результатов:
- сформированность на достаточном уровне всех психологических структур, прежде всего самосознания;
- развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность, внутреннее богатство личности, среди которых центральное место занимают нравственные установки, многообразие чувств и переживаний, ценностные ориентации, жизненные смыслы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
- определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
- проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение;
- учиться работать по предложенному педагогом плану;
- учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
- учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
Коммуникативные УДД:
- учиться выражать свои мысли;
- учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении задачи.
5. Формы и виды контроля
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика и самодиагностика
- Анкетирование учащихся и родителей
6. Методические рекомендации
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
- Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень психологических знаний учащихся;
- выявить учащихся, способных к самоанализу, с развитой эмпатией;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
- Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, анализировать свои психологические особенности и особенности товарища.
- Групповая работа
Основные направления групповой работы: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее.
Аксиологическое направление учит ребенка принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление формирует умение осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, то есть помогает личностной рефлексии ребенка. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает прежде всего развития умения сделать выбор, готовность нести за него ответственность, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, представить анализ выбранного решения.
Основные методические средства, используемые при разработке программы групповых занятий:
- Психологическая информация
- Интеллектуальные задания
- Ролевые методы
- Коммуникативные игры
- Игры, направленные на развитие воображения
- Задания с использованием терапевтических метафор
- Задания на формирование «эмоциональной грамотности»
- Когнитивные методы
- Дискуссионные методы
- Материально-техническое обеспечение учебного процесса для проведения занятий
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд | ||
1 | Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (5-: классы). – Генезис, 2008. | 1 |
2 | Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – М.: Академия, 2005. | 1 |
3 | Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. Новосибирск; М.,1997 | 1 |
4 | Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб., 2003. | 1 |
5 | Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. М., 1998 | 1 |
Технические средства обучения | ||
1 | Ноутбук | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
Экранно-звуковые пособия | ||
6. | Мультфильм «Кролень» | 1 |
7. | Мультфильм «Жар-птица» | 1 |
8 | Презентация «Последствия драки» | 1 |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии
Отображены основные моменты рабочей программы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы психологии. Я познаю себя»
Программа отражает вполне самостоятельную, завершенную систему психологических знаний, достаточную для получения элементарного психологического образования, которое после общеобразовательной школы мож...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по психологии «Тропинка к своему Я» 5 класс
Целью программы курса внеурочной деятельности является: развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развити...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Час психолога"
Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Уроки психологии в 5 классе» под редак...