Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
рабочая программа на тему
В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа вн.деятельности в 3 классе "Я - сам" | 21.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Семибугровская ООШ»
«Согласовано» МС МБОУ «Семибугровская ООШ» _______________ «____»__________2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ «Семибугровская ООШ» ____________/Кравцова Е.Н./ «_____»_________2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Семибугровская ООШ» __________/Ибрагимова Р.С./ «_____»_________2016 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Я - сам»
3 класс
2016-2017 учебный год
Количество часов 34 часа
Срок реализации программы 1 год
Составитель программы внеурочной деятельности: Тлемисова З.И., педагог-психолог.
с.Семибугры — 2016 г.
«Пояснительная записка»
В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошел переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи.
Действительно, ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. При игнорировании этой стороны жизни ребенка могут возникнуть как школьные трудности, так и проблемы вне школы (трудности обучения, страхи, обида, чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться и т.д.).Помочь ребенку справиться с этими трудностями позволяют специальные групповые психологические занятия «Я - сам».Данный курс знакомит детей младшего школьного возраста с общечеловеческими нормами поведения.
Практическое значение данного курса в образовании большое: ученики приобретают ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублённое самопознание, самопринятие, гармонизация личности, личностный рост, развивается рефлексия и анализ своего поведения, мыслей и чувств. Улучшается общая атмосфера в классе, расширяются связи с другими детьми, через переживание сильных эмоций, благодаря преодолению трудностей ребёнок очищается и становится терпимее и мудрее по отношению к другим.
В результате работы по программе «Я - сам» учитель получает положительный эмоциональный настрой класса. Облегчает невербальный выброс негативных эмоций, их проработка позволяет снять тревогу, отыгрывать агрессию и злость, искать ресурсы для дальнейшего развития, через коллективную деятельность. Помогает прояснить ученикам свои эффективные и неэффективные способы коммуникации, позволяет развивать рефлексию своих мыслей, чувств, поступков. Даёт возможность на символическом уровне экспериментировать с самыми разными чувствами, исследовать и выражать их в социально-приемлемой форме. Способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, снижает утомляемость, развивает потенциал личности и повышает групповую сплочённость.
Цель программы: оказание помощи обучающимся младших классов в активизации ресурсов потенциала личности, развитие духовного мира детей, создание гармонично-развитой личности обучающихся.
Задачи программы:
- Создать условия для формирования у обучающихся стремления к самопознанию, погружению в свой внутренний мир и ориентацию в нем;
- Расширить знания учащихся о чувствах и эмоциях, создать условия для развития способности безоценочного их принятия, сформировать умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
- Способствовать формированию навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению и пониманию других людей;
- Способствовать осознанию своей жизненной перспективы,жизненных целей, путей и способов их достижения.
- Способствовать формированию мотивации учения в ее эмоциональном аспекте.
- Развивать умения управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, осваивать способы создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.
Отличительные особенности программы
Особенностью данной программы является проработка каждого урока, куда были включены сценарии тренинговых упражнений по развитию коммуникативных способностей, общечеловеческих качеств; формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.
Для обоснования логики содержания программы нам необходимо определить понятие психологического здоровья. Согласно И.В. Дубровиной, психологическое здоровье — это психологические аспекты психического здоровья, то есть совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации. В психолого-педагогической литературе выделяются следующие основные характеристики психологически здоровой личности:
— принятие себя, своих достоинств и недостатков, осознание собственной ценности и уникальности, своих способностей и возможностей;
— принятие других людей, осознание ценности и уникальности каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности;
— хорошо развитая рефлексия, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков;
— стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.
Данные характеристики учитывались при составлении программы занятий «Я - сам».
Так же программа построена с учетом качественных возрастных изменений в личности младшего школьника, которые выражаются в его новых, требующих своего удовлетворения потребностях. Рассмотрим некоторые из этих изменений, существенных для работы психолога с младшими школьниками.
Особенности третьеклассников:
К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют «внутренним ребенком».
Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это – явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей. Поэтому важнейшей темой психологических занятий в третьем классе становится тема «Я – фантазер».
Другая важная особенность этого возраста – качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми – учителями и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению. Внутренне отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду. Поэтому усилия психолога должны быть направлены на то, чтобы поддержать в ребенке реальный образ учителя, не снижая при этом его ценности.
Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.
Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели в первые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». Занятия на тему дружбы неизменно вызывают у третьеклассников живой интерес и воодушевление.
Формы организации учебного процесса
Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года, общее количество часов составляет 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю в течение всего года.
Продолжительность занятия – 45 минут. В конце каждого цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с учителем (психологом).На родительских собраниях следует познакомить родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказать о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.
Планируемые результаты обучения
В результате изучения данного курса у обучающихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы первичные навыки самоанализа, адекватной самооценки, уверенность в себе; развитие мира человеческих эмоций, эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им; мотивация успеха, достижения и готовности к преодолению трудностей;
В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники научатся формировать произвольность, саморегуляцию, необходимые для успешного обучения в школе;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию другого, осуществлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми людьми, работать в коллективе, воспитать доброжелательное отношение к окружающим.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- ориентироваться в тексте: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного текста; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)
Ученик получит возможность научиться:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий;
- самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания во внеурочной деятельности;
- самостоятельно определять цель внеурочной деятельности;
- определять план выполнения заданий внеурочной деятельности;
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.
Ученик получит возможность научится:
- оценивать свои задания по параметрам, заранее представленным;
- преодолевать импульсивность, непроизвольность;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстникам;
- адекватно воспринимать оценки и отметки;
- выполнять задания самостоятельно или в сотрудничестве.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;
- выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
- критично относиться к своему мнению.
Ученик получит возможность научится:
- понимать точку зрения другого;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
- аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;
- взаимоконтролю и взаимопомощи по ходу выполнения задания.
Ожидаемые результаты программы
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
(приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания. | (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности. | (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе. |
Межпредметные связи на занятиях:
- с уроками русского языка и литературы: устные и письменные рассказы о персонажах прочитанных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые пробы пера (сочинение сказок, забавных историй и т. д.);
- с уроками музыки: иметь представление о содружестве и взаимообогащении музыки, литературы; музыкальные образы героев, составление музыкального интонационного рисунка;
- с уроками изобразительного искусства: использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам программы;
- с уроками окружающего мира: наблюдение за красками и звуками природы .
Содержание программы курса
Описание по разделам содержания занятий
№ п/п | Название раздела | Название тем | Содержание занятий |
1 | Раздел 1: «Я - фантазер». | З Занятие 1.Я — третьеклассник.
Занятие 3.Я умею фантазировать. Занятие 4.Я умею сочинять. Занятие 5.Мои сны. | Формирование умения четко формулировать свои высказывания, желания поделиться своими мыслями, впечатлениями; развитие наблюдательности, коммуникативных способностей; развитие доверительных отношений в коллективе. |
Занятие 6. Мы такие разные (коррекция страха темноты). Занятие 7.Мой класс. Какие ребята в моем классе? Занятие 8.Кто я? Занятие 9.Какой я в глазах ребят моего класса? Занятие 10.Мои друзья в классе. Занятие 11. Трудно ли быть доброжелательным? | |||
2 | Раздел 2. «Взаимоотношения в моем классе». | Анализ взаимоотношений между детьми в классе; развитие доверительных отношений; снятие эмоционального напряжения. Актуализация у детей знания об эмоциональной сфере человека; развитие способности к сопереживанию; воспитание доброжелательного отношения к окружающим. | |
3 | Раздел 3 «Я и мои друзья». | Занятие 12.Может ли добрый человек причинить зло другим людям? Занятие 13.Всегда ли я добр с друзьями, родителями и одноклассниками? Занятие 14.Трудности в отношениях с друзьями. Занятие 15.Как научиться разговаривать с людьми? Занятие 16.Умеешь ли ты дружить? Занятие 17.Умею ли я дружить? Занятие 18. Какой твой друг? Занятие 19. Как научиться жить дружно? Занятие 20.Настоящий друг. Занятие 21. Ссора и драка. Занятие 22.Ссора и драка. Занятие 23. Как помириться после ссоры? Занятие 24. Как научиться преодолевать трудности вместе. Занятие 25. Что такое сотрудничество?Занятие 26. Я и мои родители. Занятие 27.Как воспитать характер. Занятие 28. Как отстоять свое мнение. Занятие 29.Для чего нужна улыбка? Занятие 30. Фантастическое путешествие. | Помочь детям осознать качества настоящего друга; подвести учащихся к осознанию собственного умения дружить. Дать детям представление о понятии сотрудничество; способствовать приобретению детьми навыков сотрудничества в малых группах или в составе всего класса. Показать, что трудности в отношениях с друзьями можно разрешить; воспитывать уверенность в себе, внимание к окружающим. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование тем | Кол-во часов | Дата | Используемые ЭОР, формы дистанционного обучения | |
По плану | По факту | ||||
3 класс | |||||
Раздел 1 «». «Я - фантазер». | |||||
1 | Я - третьеклассник | 1 | 06.09. | Infourok.ru | |
2 | Кого можно назвать фантазером? | 1 | 13.09. | ||
3 | Я умею фантазировать. | 1 | 20.09. | ||
4 | Я умею сочинять. | 1 | 27.09. | ||
5 | Мои сны. | 1 | 04.10. | ||
Раздел 2«Взаимоотношения в моем классе». | |||||
6 | Занятие 6. Мы такие разные (коррекция страха темноты). | 2 | 11.10. 18.10. | nsportal.ru | |
7 | Мой класс. Какие ребята в моем классе? | 1 | 25.10. | ||
8 | Кто я? | 1 | 01.11. | ||
9 | Какой я в глазах ребят моего класса? | 1 | 15.11. | ||
10 | Мои друзья в классе. | 1 | 22.11. | ||
11 | Трудно ли быть доброжелательным? | 2 | 29.11 06.12. | ||
Раздел 3 «Я и мои друзья». | |||||
12 | Может ли добрый человек причинить зло другим людям? | 1 | 13.12 | ||
13 | Всегда ли я добр с друзьями, родителями и одноклассниками? | 1 | 20.12. | ||
14 | Трудности в отношениях с друзьями. | 1 | 27.12. | ||
15 | Как научиться разговаривать с людьми? | 1 | 10.01 | ||
16 | Умеешь ли ты дружить? | 1 | 17.01. | ||
17 | Умею ли я дружить? | 1 | 24.01. | ||
18 | Какой твой друг? | 1 | 31.01. | ||
19 | Как научиться жить дружно? | 1 | 07.02. | ||
20 | Настоящий друг. | 1 | 14.02. | ||
21 | Ссора и драка. | 1 | 21.02. | ||
22 | Ссора и драка | 1 | 28.02. | ||
23 | Как помириться после ссоры? | 1 | 07.03. | ||
24 | Как научиться преодолевать трудности вместе. | 1 | 14.03. | ||
25 | Что такое сотрудничество? | 1 | 21.03. | ||
26 | Я и мои родители | 1 | 04.04. | ||
27 | Как воспитать характер. | 2 | 11.04. 18.04. | ||
28 | Как отстоять свое мнение. | 2 | 25.04. 16.05. | ||
29 | Для чего нужна улыбка? | 1 | 23.05. | ||
30 | Фантастическое путешествие | 1 | 30.05. |
Перечень учебно-методических средств обучения
Список литературы для учителя
1.Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей», Саратов, 2005
2. Анн Л. «Психологический тренинг с подростками», Питер, 2007
3. Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников», Питер, 2007
4. Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникационной мотивации учащихся», Москва, 2004
5. Ефимова Н. «Психология взаимопонимания», Питер, 2004
6. Зайцев Г. «Регуляция психики», Санкт-Петербург, 2003
7. Потёмкина О. «Тесты для подростков», Москва, 2005
8. Рязанова Д. «Тренинг с подростками», Москва, 2003
9. Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения», Санкт-Петербург, 2003
10.Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?», Москва, 1998
11. Хухлаева О. «Тропинка к своему Я», Москва, 2005
Электронные ресурсы:
1. Infourok.ru
2. nsportal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...
Программа по внеурочной деятельности педагога-психолога
Программа по внеурочной деятельности "Я в этм огромном мире"...
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)...
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"...
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир» осуществляется по программе «Тропинка к своему Я» разр...
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир» осуществляется по программе «Тропинка к своему Я» разр...