Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
рабочая программа на тему

Тлемисова Зульфия Ирусалимовна

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p_ya-pervoklassnik_1_kl.docx23.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Семибугровская ООШ»

«Согласовано»

МС МБОУ

«Семибугровская ООШ»

______________________

«_____»__________2016 г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УМР

МБОУ «Семибугровская ООШ»

_______________ /Кравцова Е.Н./

«____»____________2016 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ «Семибугровская ООШ»

____________ Ибрагимова Р.С.

«___»____________2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

(социальное направление)

«Первоклассник»

1 класс

2016-2017 учебный год

Количество часов 33 часа

Срок реализации программы 1 год

Составитель программы внеурочной деятельности: Тлемисова З.И., педагог-психолог.

с.Семибугры -2016 г.

Пояснительная записка

          Рабочая программа составлена на основе программ: Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.Генезис.2002.-208 с; Цукерман Л.Г. «Первые дни ребёнка в школе.2005.116 с.; Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.; Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» - Практическое пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.

        Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия  его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Здравствуй, школа!».

Цель программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
  2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
  4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
  5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
  6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
  7. Профилактика школьной дезадаптации.

Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют     положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.

Методологическая основа программы опирается на концептуальные основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Ииерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, В.В.Рубцова, А.З. Зака отмечено, что существует связь с требованиями учебной деятельности со сменой форм общения.

В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина,С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин)

Теоретико-методологическую основу данной программы также составляют     положения отечественной педагогической и возрастной психологии об общих условиях, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. К ним относятся: создание материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский и др.); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения (Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев,, Г.А.Цукерман и др.); учет индивидуально – личностных качеств ученика (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, И. Унт и др.).

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Программа включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Раздел 4. Заключительная часть.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Вступление. Ритуал приветствия.

2. Разминка.

3. Основная часть.

4. Заключительная часть. Ритуал прощания.

Планируемые результаты обучения

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- формирование адекватного поведения;

- овладение навыками учебной деятельности;

 - степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Показатели неблагоприятной психологической адаптации.        

-         Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

-        Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

-        Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.

- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

-        Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.

Сформированность УУД.

Личностные УУД:

Ученик научится:

  • принимать социальную роль ученика;
  • формировать внутреннею позицию школьника;
  • принимать и соблюдать нормы школьного поведения.

Ученик получит возможность научится:

  • осуществлять моральный выбор с адекватной нравственной оценкой действий;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
  •  овладевать начальными навыками адаптации в социуме.

 Регулятивные УУД:

          Ученик научится:

  • овладевать способностью принимать и сохранять цели деятельности;
  • осуществлять целеполагания как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
  • овладевать действиями планирования (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
  •  осуществлять действия прогнозирования (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик);
  • овладевать действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

        Ученик получит возможность научится:

  • вносить необходимые дополнения и коррективы в планы и способы действий в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; оценку результатов работы;
  • саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
  • освоению способов решения проблем творческого характера.

     Познавательные УУД: 

           Ученик научится:

  • овладевать логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

        Коммуникативные УУД:

        Ученик научится:

  • планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  •  инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
  • способности к разрешению конфликтов — выявлению, идентификации проблемы, поиску и оценки альтернативных способов разрешения конфликта;

     Ученик получит возможность научится:

  • формировать нормы в общении с детьми и взрослыми;
  • формировать умение задавать вопросы; излагать свое мнение и оценку событий; знакомиться, присоединяться к группе; благодарить и принимать комплименты; выражать свои теплые чувства к другому; слушать и слышать собеседника; осознавать свои чувства и выражать их; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Ожидаемые результаты программы

Первый уровень результатов

Второй уровень результатов

Третий уровень результатов

приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Содержание программы курса

Описание по разделам содержания занятий

п/п

Название раздела

Название тем

Содержание занятий

1

 Раздел 1:  Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

«Ввод Занятие 1. Вводное занятие. С днем рождения, группа!»

  1. . «В  Занятие 2.«Я и мое имя»
  2.         Занятие 3.«Школьные правила»
  3.         Занятие 4.«Для чего ходят в школу?»
  4.         Занятие 5.«Собираем портфель»
  5.         Занятие 6.«Школьные оценки»
  6.         Занятие 7.«Подсказки и списывание»
  7.         Занятие 8.«Что такое хорошо?»

Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрытие правила общения в группе.

Занятие 9.«Мои эмоции»

Занятие 10."Мое настроение"

Занятие 11.«Конверты "Радости"и "Огорчений"»

Занятие 12.«Радость – одна на всех»

Занятие 13. «Чудо-дерево»

Занятие 14.«Наши страхи»

Занятие 15.«Грусть и печаль»

Занятие 16.«Я контролирую себя»

Занятие 17. «Слушай команду»

Занятие 18.«Волшебная клетка»

Занятие 19. «Планета эмоций»

2

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга.

3

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Занятие 20. «Что такое общение»

Занятие 21. «Путешествие в страну «Понимание»»

Занятие 22. «Школьник и дошкольник»

Занятие 23. «Я — доброжелательный»

Занятие 24. «Волшебные средства взаимопонимания»

Занятие 25. «Драки и обида»

Занятие 26. «Учимся работать дружно»

Занятие 27. «Мы поссорились и помирились»

Занятие 28. «Застенчивость и Уверенность»

формирование коммуникативных и познавательных  УУД, усвоить нормы общении с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, сплочение классного коллектива.

4

Раздел 4. Заключительная часть.

Занятие 29. «Дерево дружбы»

Занятие 30. «Первоклассное путешествие»

Занятие 31. Игра «Что я знаю про свою школу»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Название занятия

Кол-во часов

Дата

Используемые ЭОР, формы дистанционного обучения

1  класс

по плану

по факту

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

                                                                                                                                       ns portal.ru

1

«Вводное занятие. С днем рождения, группа!».

1

1.09.

2

«Я и мое имя»

1

8.09.

3

«Школьные правила»

1

15.09.

4

«Для чего ходят в школу?»

1

22.09.

5

«Собираем портфель»

1

29.09.

6

«Школьные оценки»

1

06.10.

7

«Подсказки и списывание»

1

13.10.

8

«Что такое хорошо?»

1

20.10.

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

                                                                                                                                       

                                                                                                                                     ns portal.ru

9

«Мои эмоции»

1

27.10.

10

"Мое настроение"

«Конверты "Радости"и "Огорчений"»

2

03.11.

17.11.

11

«Радость – одна на всех»

1

24.11.

12

«Чудо-дерево»

1

01.12.

13

«Наши страхи»

1

08.12.

14

«Грусть и печаль»

1

15.12.

15

«Я контролирую себя»

1

22.12.

16

«Слушай команду»

1

29.12.

17

«Волшебная клетка»

1

12.01.

18

«Планета эмоций»

1

19.01.

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

                                                                                                                                ns portal.ru

19

«Что такое общение»

1

26.01.

20

«Путешествие в страну «Понимание»»

1

02.02.

21

«Школьник и дошкольник»

1

16.02

22

«Я - доброжелательный»

1

02.03.

23

«Волшебные средства взаимопонимания»

1

09.03.

24

«Драки и обида»

1

16.03.

25

«Учимся работать дружно»

1

06.04.

26

«Мы поссорились и помирились»

1

13.04.

27

«Застенчивость и Уверенность»

1

20.04.

Раздел 4. Заключительная часть.

                                                                                                                                      ns portal.ru

28

«Дерево дружбы»

1

27.04.

29

«Первоклассное путешествие»

2

04.05.

11.05.

30

Игра «Что я знаю про свою школу»

2

18.05.

25.05

        

Перечень учебно-методических средств обучения

       1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х.  Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. –     М.: Генезис, 2011.-144с.

       2. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.

       3. Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.

       4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.

     5. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.

       6. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.

      7. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет -    СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.

    8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.

       9.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.

     10.Озерова О.Е. Развитие творческого  мышления и воображени у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс,   2005. – 192 с.

     11.Практическая психология образования.   Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.

     12. ns portal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...

Программа по внеурочной деятельности педагога-психолога

Программа по внеурочной деятельности "Я в этм огромном мире"...

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)...

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"

Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"...

Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»

Внеурочная  деятельность   педагога-психолога по  модулю  «Мой внутренний мир»  осуществляется по программе  «Тропинка к своему Я»  разр...

Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»

Внеурочная  деятельность   педагога-психолога по  модулю  «Мой внутренний мир»  осуществляется по программе  «Тропинка к своему Я»  разр...