Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
рабочая программа на тему
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p_ya-pervoklassnik_1_kl.docx | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Семибугровская ООШ»
«Согласовано» МС МБОУ «Семибугровская ООШ» ______________________ «_____»__________2016 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР МБОУ «Семибугровская ООШ» _______________ /Кравцова Е.Н./ «____»____________2016 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Семибугровская ООШ» ____________ Ибрагимова Р.С. «___»____________2016 г. |
Рабочая программа внеурочной деятельности
(социальное направление)
«Первоклассник»
1 класс
2016-2017 учебный год
Количество часов 33 часа
Срок реализации программы 1 год
Составитель программы внеурочной деятельности: Тлемисова З.И., педагог-психолог.
с.Семибугры -2016 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программ: Крюкова С.В., Слободяник Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.Генезис.2002.-208 с; Цукерман Л.Г. «Первые дни ребёнка в школе.2005.116 с.; Трясорукова Т.П. «Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.; Фопель К. «Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения» - Практическое пособие. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.
Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным.
Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучия его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.
Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Здравствуй, школа!».
Цель программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
- Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;
- Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;
- Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.
- Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;
- Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.
- Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.
- Профилактика школьной дезадаптации.
Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.
Методологическая основа программы опирается на концептуальные основы разработки проблемы адаптации детей в контексте готовности к школе в психологии связаны с трудами А.В. Петровского, Д.Б. Эльконина, Я. Ииерасека, Н.И. Гуткиной, Р.А. Захарова, Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко. В работах названных авторов адаптация рассматривается как особый момент, фаза в становлении человека, от которого в значительной мере зависит характер его дальнейшего личностного развития. В работах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Г.А. Цукерман, К.Н. Поливановой, В.В.Рубцова, А.З. Зака отмечено, что существует связь с требованиями учебной деятельности со сменой форм общения.
В первые учебные недели может закладываться основа для развития в будущем слабой успеваемости, поэтому многие исследователи большое значение придают вопросам школьной готовности, а также адаптации первоклассника к новым условиям систематического обучения в коллективе сверстников (М.М. Безруких, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровина,С.П. Ефимова, И.А. Коробейников, Н.Г. Лусканова, Р.В. Овчарова, Д.Б. Эльконин)
Теоретико-методологическую основу данной программы также составляют положения отечественной педагогической и возрастной психологии об общих условиях, при которых адаптация к школьной жизни протекает наиболее успешно. К ним относятся: создание материально-технического обеспечения учебно-воспитательного пространства (Ш.А. Амонашвили, В.А. Петровский и др.); подбор соответствующих возрастным особенностям учащихся методов и приемов обучения (Н.В. Бабкина, Т.А. Ладыженская, А.А. Леонтьев,, Г.А.Цукерман и др.); учет индивидуально – личностных качеств ученика (А.А.Кирсанов, Е.С.Рабунский, И. Унт и др.).
Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.
Программа включает себя четыре раздела:
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков
Раздел 4. Заключительная часть.
В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)
Структура каждого занятия включает в себя:
1. Вступление. Ритуал приветствия.
2. Разминка.
3. Основная часть.
4. Заключительная часть. Ритуал прощания.
Планируемые результаты обучения
Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:
- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;
- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов
- установление контакта с обучающимися, с учителем;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;
- формирование адекватного поведения;
- овладение навыками учебной деятельности;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.
Показатели неблагоприятной психологической адаптации.
- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).
- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.
- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.
- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.
- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.
Сформированность УУД.
Личностные УУД:
Ученик научится:
- принимать социальную роль ученика;
- формировать внутреннею позицию школьника;
- принимать и соблюдать нормы школьного поведения.
Ученик получит возможность научится:
- осуществлять моральный выбор с адекватной нравственной оценкой действий;
- развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
- овладевать начальными навыками адаптации в социуме.
Регулятивные УУД:
Ученик научится:
- овладевать способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- осуществлять целеполагания как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- овладевать действиями планирования (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий);
- осуществлять действия прогнозирования (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик);
- овладевать действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Ученик получит возможность научится:
- вносить необходимые дополнения и коррективы в планы и способы действий в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения; оценку результатов работы;
- саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий;
- освоению способов решения проблем творческого характера.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
- овладевать логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
- инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
- способности к разрешению конфликтов — выявлению, идентификации проблемы, поиску и оценки альтернативных способов разрешения конфликта;
Ученик получит возможность научится:
- формировать нормы в общении с детьми и взрослыми;
- формировать умение задавать вопросы; излагать свое мнение и оценку событий; знакомиться, присоединяться к группе; благодарить и принимать комплименты; выражать свои теплые чувства к другому; слушать и слышать собеседника; осознавать свои чувства и выражать их; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты программы
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта. | формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить. | получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. |
Содержание программы курса
Описание по разделам содержания занятий
№ п/п | Название раздела | Название тем | Содержание занятий |
1 | Раздел 1: Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни | «Ввод Занятие 1. Вводное занятие. С днем рождения, группа!»
| Создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрытие правила общения в группе. |
Занятие 9.«Мои эмоции» Занятие 10."Мое настроение" Занятие 11.«Конверты "Радости"и "Огорчений"» Занятие 12.«Радость – одна на всех» Занятие 13. «Чудо-дерево» Занятие 14.«Наши страхи» Занятие 15.«Грусть и печаль» Занятие 16.«Я контролирую себя» Занятие 17. «Слушай команду» Занятие 18.«Волшебная клетка» Занятие 19. «Планета эмоций» | |||
2 | Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы | знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей; совершенствование навыков общения, формирование у обучающихся умение понимать друг друга. | |
3 | Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков | Занятие 20. «Что такое общение» Занятие 21. «Путешествие в страну «Понимание»» Занятие 22. «Школьник и дошкольник» Занятие 23. «Я — доброжелательный» Занятие 24. «Волшебные средства взаимопонимания» Занятие 25. «Драки и обида» Занятие 26. «Учимся работать дружно» Занятие 27. «Мы поссорились и помирились» Занятие 28. «Застенчивость и Уверенность» | формирование коммуникативных и познавательных УУД, усвоить нормы общении с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами, вырабатывать в детях доброжелательное отношение друг к другу, сплочение классного коллектива. |
4 | Раздел 4. Заключительная часть. | Занятие 29. «Дерево дружбы» Занятие 30. «Первоклассное путешествие» Занятие 31. Игра «Что я знаю про свою школу» |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название занятия | Кол-во часов | Дата | Используемые ЭОР, формы дистанционного обучения | |
1 класс | по плану | по факту | |||
Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни | ns portal.ru | ||||
1 | «Вводное занятие. С днем рождения, группа!». | 1 | 1.09. | ||
2 | «Я и мое имя» | 1 | 8.09. | ||
3 | «Школьные правила» | 1 | 15.09. | ||
4 | «Для чего ходят в школу?» | 1 | 22.09. | ||
5 | «Собираем портфель» | 1 | 29.09. | ||
6 | «Школьные оценки» | 1 | 06.10. | ||
7 | «Подсказки и списывание» | 1 | 13.10. | ||
8 | «Что такое хорошо?» | 1 | 20.10. | ||
Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы |
ns portal.ru | ||||
9 | «Мои эмоции» | 1 | 27.10. | ||
10 | "Мое настроение" «Конверты "Радости"и "Огорчений"» | 2 | 03.11. 17.11. | ||
11 | «Радость – одна на всех» | 1 | 24.11. | ||
12 | «Чудо-дерево» | 1 | 01.12. | ||
13 | «Наши страхи» | 1 | 08.12. | ||
14 | «Грусть и печаль» | 1 | 15.12. | ||
15 | «Я контролирую себя» | 1 | 22.12. | ||
16 | «Слушай команду» | 1 | 29.12. | ||
17 | «Волшебная клетка» | 1 | 12.01. | ||
18 | «Планета эмоций» | 1 | 19.01. | ||
Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков | ns portal.ru | ||||
19 | «Что такое общение» | 1 | 26.01. | ||
20 | «Путешествие в страну «Понимание»» | 1 | 02.02. | ||
21 | «Школьник и дошкольник» | 1 | 16.02 | ||
22 | «Я - доброжелательный» | 1 | 02.03. | ||
23 | «Волшебные средства взаимопонимания» | 1 | 09.03. | ||
24 | «Драки и обида» | 1 | 16.03. | ||
25 | «Учимся работать дружно» | 1 | 06.04. | ||
26 | «Мы поссорились и помирились» | 1 | 13.04. | ||
27 | «Застенчивость и Уверенность» | 1 | 20.04. | ||
Раздел 4. Заключительная часть. | ns portal.ru | ||||
28 | «Дерево дружбы» | 1 | 27.04. | ||
29 | «Первоклассное путешествие» | 2 | 04.05. 11.05. | ||
30 | Игра «Что я знаю про свою школу» | 2 | 18.05. 25.05 |
Перечень учебно-методических средств обучения
1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011.-144с.
2. Артюхова И. Профилактика дезадаптации первоклассников. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
3. Артюхова И. В первом классе без проблем. - М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.
4. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
5. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. Методическое пособие с электронным приложением. - М.: Планета, 2011.-240с.
6. Кабанова М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога.-М.: Олма-пресс, 2001.- 224 с.
7. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет - СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.
8. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис. 2002. — 208 с.
9.Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль: Академия развития, 1996. – 208 с.
10.Озерова О.Е. Развитие творческого мышления и воображени у детей. Игры и упражнения.- Ростов на Дону: Феникс, 2005. – 192 с.
11.Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. - СПб.: Питер, 2004 - 592 с.
12. ns portal.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...
Программа по внеурочной деятельности педагога-психолога
Программа по внеурочной деятельности "Я в этм огромном мире"...
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)...
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"...
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир» осуществляется по программе «Тропинка к своему Я» разр...
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир» осуществляется по программе «Тропинка к своему Я» разр...