Рабочая программа внеурочной деятельности по психологии
рабочая программа по психологии по теме
Отображены основные моменты рабочей программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеурочной деятельности | 40.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МО «Курумканский район»
МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель руководителя Директор МБОУ «КСОШ №1»
Л.Д Цынгеева______ по УВР МБОУ «КСОШ № 1» Ч.О Цыремпилов________
Протокол №_____ С.Э Эрхитуева_________ Приказ №___от «___»___20__г.
От «__»____20____г. «___»_______20_____ г.
Рабочая программа
«Мой мир»
Класс: 2
ФИО учителя: Тугутурова О.А
Срок реализации рабочей программы: 2012 – 2013 уч.г
2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной работы психологического развития младших школьников – кружок «Мой мир» для 2 класса, составлена на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта НОО второго поколения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009, № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта НОО»;
- Закона РФ «Об образовании»;
-Базисного учебного плана (БУП), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, № 1312.
- Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Бурятия, реализующих программы общего образования (Приказ № 1168 от 03.09.2008 года);
- Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1»
- Положением о рабочей программе муниципального бюджетного образовательного учреждения «Курумканская средняя общеобразовательная школа № 1»;
Программа составлена на основе программы психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова. Данная программа входит в число рекомендуемых, в рамках введения новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов.
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся.
В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.
В последнее время, среди учеников младших классов, возрастает число детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно - личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Особенностью данной программы является направленность не только на формирование когнитивных знаний, но и на анализ и синтез полученного учебного материала. Другой важной стороной психологического развития учащихся является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ и мнения своих одноклассников, положительно-эмоционально относиться к изучаемому материалу и к учению в целом, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения условием формирования направленности личности учащихся.
Многолетние исследования эффективности обучения младших школьников, по развивающим дидактическим системам выявили важный, в плане формирования основ мировоззрения, у младших школьников результат. Он состоит в том, что осуществление общего психологического развития учащихся, и мыслительной деятельности в частности, закономерно приводит к личностному становлению школьников, формированию у них критического отношения к явлениям окружающей действительности, умению выбирать адекватные формы своего поведения в конкретной ситуации.
Данная программа психологического развития приводят к улучшению познавательной (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления) и когнитивно-личностной сферы учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление от стаивать свое мнение, формирование адекватной само оценки, повышение интереса ко всем школьным уро кам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Участники программы: дети младшего школьного возраста (1 класс).
Количество обучающихся в группе 15 человек.
Занятия проходят 1 раз в неделю.
Актуальность программы
Одним из основных препятствий для успешного обучения детей является низкий уровень их общего познавательно-личностного развития.
Именно поэтому во внеурочной деятельности «Я познаю мир и себя» последовательно и планомерно сформируется у учащихся психологическая основа обучения, повысится уровень их общего психологического, и в частности умственного, развития.
В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
Целеполагать (ставить и удерживать цели);
Планировать (составлять план своей деятельности);
Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Универсальные учебные действия.
Личностными результатами кружка «Мой мир» являются следующие умения:
Оценивать поступки людей, уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами,
Знания моральных норм;
Развивать познавательные интересы;
Ознакомить учащихся с внутренним миром личности, с нравственными ценностями
Средством достижения этих результатов служат:
Игры и задания, развивающие психологические процессы; развитие смыслообразования, развитие самопознания.
Метапредметными результатами кружка «Мой мир» является формирование УУД
Регулятивные УУД:
Определить и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя;
Проговаривать последовательность действий на занятиях;
Учиться высказывать свое предположение (версию);
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология психологического саморегулирования.
Познавательные УУД:
Познание внутреннего мира личности через рассказы, игры, энергизаторы;
Умение находить ответы на вопросы;
Делать выводы в результате совместной работы Класса с учителем.
Средством формирования познавательных УУД служат логические, проблемные задания.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Договариваться с одноклассниками о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, в группе (выполнять различные роли: лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем, интегрироваться в группу сверстников.
Занятия в кружках проводятся в следующих формах:
Групповые формы работы
Индивидуальные формы работы
Познавательно – развлекательные
Тематика кружковых занятий разнообразна. Курс кружка начинается введением и заканчивается завершающим занятием, в виде интеллектуального марафона, который носит характер практической реализации полученных в течение года знаний и сформированных умений.
Содержание изучаемого курса
Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность учащихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их.Реализация закона дифференциации осуществляется и по отношению к другим направлениям психологического развития младших школьников - формированию предпосылок овладения учебной деятельностью и психологических новообразований данного возрастного периода. Например, формирование умения анализировать и копировать образец начинается с выполнения просто го задания, требующего оперирования целостными об разами объектов, значительно различающихся между собой
Точно так же, основываясь на законе дифференциации и всесторонне развивая на различном содержании процессы анализа и синтеза, осуществляется формирование и других важных для учебной деятельности психологических качеств (пространственных представлений, умения подчинять свои действия заданной системе требований, произвольности и др.).
Структура занятия
Вводная часть.
Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального.
Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стиму- лирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном уроке.
Основная часть.
Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для коллективной работы в классе. Для достижения развивающего эффекта необходимо неоднократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к од ному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от I класса к IV).
Заключительная часть.
Задача: подведении итогов занятия, обсуждении результатов работы учащихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопрос, чем же они занимались и чему научились.
Оценка эффективности занятий психологического развития
Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учи теля меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков;
результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внима тельности, улучшение мыслительной деятельности и др.).
Кроме того, представляется важным оценивать воз действие уроков психологического развития на эмоциональное состояние учеников. Для этого используются «смайлики»
3.Интеллектуальные задания
Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса учащихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.
Дискуссионные методы
Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
Метод направленной визуализации
Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения.
Метод признания достоинств
Данный метод позволяет стабилизировать самооценку ребёнка, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.
Планируемые результаты
После окончания курса «Мой мир» учащиеся должны уметь:
Самостоятельно выполнять данное учителем задание;
Проявлять собственную активность в получение знаний;
Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания.
Должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия:
Личностные
- внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе, чувство необходимости обучения, адекватное содержательное представление о школе и т.д.);
- самооценка (широта диапазона оценок, обобщение категорий оценок, представление в Я-концепции социальной роли ученика и т.д.);
- смыслообразование (сформированность познавательных, учебных мотивов, стремление к приобретению знаний).
Коммуникативные
- ориентация на позицию других людей, отличную от собственных, уважение иной точки зрения;
- учет разных мнений и умение обосновать собственное;
- умение слушать собеседника;
- Потребность в общение со взрослыми и сверстниками
Регулятивные
- целепологание;
- контроль;
- коррекция;
- оценка;
- саморегуляция
Познавательные
- рефлексия способов и условия действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- поиск и выделение необходимой информации;
- самостоятельный поиск и выделение познавательной цели;
- анализ объектов с целью выделения признаков;
- синтез;
- установление причинно-следственных связей.
Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения учащимися программы):
снижение уровня школьной тревожности;
мотивация на саморазвитие;
повышение коммуникативной компетентности;
активность и продуктивность учеников в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).
Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические опросные методы: методика изучения школьной мотивации учащихся Т. А. Нежновой, методика изучения уровня интеллекта Прогрессивные матрицы Дж.Равена, методика изучения внимания тест Тулуз-Пьерона. Положительная динамика сдвигов показателей участников по какой-либо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы.
Требования к учителю. Учителю, ведущему занятия необходимо обладать знаниями особенностей развития в младшем школьном возрасте, а также определенными личностными характеристиками: собственной креативностью, спонтанностью, высокими рефлексивными навыками, коммуникативными способностями, недирективным стилем управления группы, способностью оценить креативный продукт другого, владение технологиями создания творческих продуктов, а также умением владеть методами психологической работы.
Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование:
магнитофон с устройством для прослушивания CD-дисков;
принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4, А2, А1;
клей, степлер, скотч-лента, ножницы,
бейджи,
кнопки или магниты для крепления продуктов на доске,
мячик;
тетрадь для занятий, ручки для каждого участника;
заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение;
записи инструментальных фоновых мелодий;
необходимое оборудование при проведении психологических игр индивидуально для каждой игры и указано в сценариях.
Приложение № 1
Предмет Психология
ФИО учителя Тугутурова О.А
Срок реализации 2012 – 2013 учебный год
Календарно – тематическое планирование работы кружка «Мой мир»
№ | Тема | Кол-во часов | Дата план | Дата факт | При- мечание |
1 четверть | |||||
1 | Что такое психология? | 1 | 06.09 | ||
2 | Общество людей | 1 | 12.09 | ||
3 | Эмоции | 1 | 19.09 | ||
4 | Что такое настроение!?? | 1 | 26.09 | ||
5 | Как победить тревогу? | 1 | 03.10 | ||
6 | Что такое характер? | 1 | 10.10 | ||
7 | Самопознание | 1 | 17.10 | ||
8 | Диагностика познавательных процессов | 1 | 24.10 | ||
9 | Самооценка и оценивание | 1 | 31.10 | ||
2 четверть | |||||
10 | Зачем нам общение? | 1 | 14.11 | ||
11 | Понимать и договариваться | 1 | 21.11 | ||
12 | Как жить в мире людей? | 1 | 28.11 | ||
13 | Права человека в обществе | 1 | 05.12 | ||
14 | Словесные обозначения. Слуховые ощущения | 1 | 12.12 | ||
15 | Внимание | 1 | 19.12 | ||
16 | Развитие Артикуляции | 1 | 26.12 | ||
3 четверть | |||||
17 | Память | 1 | 17.01 | ||
18 | Фонетико-фонематическое восприятие | 1 | 24.01 | ||
19 | Слуховые ощущения | 1 | 31.01 | ||
20 | Анализ образца | 1 | 07.02 | ||
21 | Сказкотерапия | 1 | 14.02 | ||
22 | Пространственные представления | 1 | 21.02 | ||
23 | Психомоторика | 1 | 28.02 | ||
24 | Развитие памяти | 1 | 07.03 | ||
25 | Развитие наглядно-образного мышления | 1 | 14.03 | ||
26 | Игры на внимание | 1 | 21.03 | ||
4 четверть | |||||
27 | Развитие мышления | 1 | 04.04 | ||
28 | Развитие речи | 1 | 11.04 | ||
29 | Развитие моторики | 1 | 18.04 | ||
30 | Логоритмика | 1 | 25.04 | ||
31 | Фоноритмика | 1 | 02.05 | ||
32 | Сказкотерапия | 1 | 04.05 | ||
33 | Диагностика познавательных процессов | 1 | 16.05 | ||
34 | Интеллектуальный ринг | 1 | 23.05 |
Учебно-методическое обеспечение программы:
Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» книга для учителя – М. , 2011
2. Материалы к урокам для учащихся 1-4 классов ««120 уроков психологического развития младших школьников» Локалова Н.П. - М., 2011
Список источников
1. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Изда тельство «ACT», 2003.
2. Гин СЛ. Мир логики: методическое пособие для учителя начальной школы. М.: «Вита-Пресс», 2003.
3. Кикоин ЕЛ. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания. Методические рекомендации для учителя начальных классов.
М., 1993.
4. Локалова НЛ. 120 уроков психологического раз вития школьников. Книга для учителя начальных классов. М.: «Ось», 2011.
2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Час психолога"
Данная программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе программы «Уроки психологии в 5 классе» под редак...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)...
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Уроки психологии"...