Программа деятельности педагога-психолога в УДО
рабочая программа по психологии на тему
Материал представляет собой комплексную программу деятельности педагога-психолога в УДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_deyatelnosti_pedagoga-psihologa.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Москаленский Дом детского творчества»
Москаленского муниципального района Омской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ
_____________
Л.С.Шишкина
Программа деятельности
педагога-психолога
Составитель:
педагог-психолог
Москаленского ДДТ
Дель Е.Ф.
Программу реализует:
педагог-психолог
Дель Е.Ф.
р.п. Москаленки
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время психологические службы существуют практически в каждой школе, создаются они и в учреждениях дополнительного образования. Психологическая служба в системе дополнительного образования имеет ряд специфических отличий.
Рассмотрим особенности дополнительного образования:
- добровольное посещение детьми занятий;
- разновозрастность детских коллективов;
- разнопрофильная деятельность;
- большая вариативность педагогических программ как по целеполаганию (от формирования знаний, умений, навыков), так и по способам достижения цели (от индивидуального сопровождения талантливого ребенка до формирования детского коллектива высокого уровня развития);
- часть педагогов, являясь мастерами своего дела, имеют недостаточный уровень знаний по педагогике и психологии.
Основной целью работы системы дополнительного образования сегодня является не только организация содержательного досуга детей, но и формирование общей культуры, адаптация детей к жизни в обществе, становление их самосознания и самоопределения.
Именно поэтому деятельность педагога-психолога в системе дополнительного образования отличается многофункциональностью.
Психологическая служба Москаленского Дома детского творчества включает в себя должность педагога-психолога.
Цель и задачи работы педагога-психолога в Москаленском Доме детского творчества следующие.
Цель: психологическое сопровождение образовательного процесса, который направлен на создание условий для раскрытия творческого потенциала и личностного развития всех субъектов образовательного пространства ДДТ.
Задачи:
- поддержание благоприятной атмосферы в детском и педагогическом коллективе;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всех субъектов образовательного пространства;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- сопровождение процесса адаптации воспитанников к условиям ДДТ;
- выявление проблем, препятствующих личностному росту и развитию детей и педагогов;
- выработка и реализация системы мероприятий для решения выявленных проблем.
Субъектами образовательного пространства являются:
- дети
- родители
- педагоги
В своей работе педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, «Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России», а также нормативными документами и решениями районного управления образования.
Педагог-психолог определяет направленность и приоритеты в своей работе, руководствуясь указанными нормативными актами, согласно запросам конкретного образовательного учреждения и собственной стратегии построения профессиональной деятельности.
С целью установления основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности, работа педагога-психолога основывается на этических принципах. Этические принципы служат ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Этические принципы составлены в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.
Этические принципы призваны обеспечить:
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- защиту законных прав людей, с которыми психолог вступает в
профессиональное взаимодействие: воспитанников, педагогов, родителей и других лиц, с которыми работает психолог; - сохранение доверия между психологом и клиентом;
- укрепление авторитета психологической службы образования среди
обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
Этические принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.
Этические принципы деятельности педагога-психолога:
- Принцип конфиденциальности: информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме,
исключающей ее использование против интересов клиентов.
- Принцип компетентности: психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности и несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.
- Принцип ответственности: психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о
благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. Психолог несет ответственность за соблюдение данных этических
принципов независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она
идет под его руководством.
- Принцип благополучия клиента: в своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать
дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по
социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию,
интеллекту и любым другим отличиям. В профессиональной деятельности психолога приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса. Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.
Психологическое обеспечение образовательного процесса предполагает построение работы педагога-психолога по следующим направлениям:
- психологическая диагностика;
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение;
- психологическая профилактика;
- психологическая развивающая работа;
- научно-методическая работа.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.
10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:
- психологическое просвещение - формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
- психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
- психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
- психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемая на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
- консультативная деятельность - оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ
11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.
12. Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.
13. Служба работает в тесном контакте с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ г. Владикавказа на тему: "Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении".
В данном материале собрана информация для педагогов-психологов по работе с детьми "группы риска".Представлена пошаговая инструкция для работы с детьми группы риска, меры профилактики и ...