Программа деятельности педагога-психолога в УДО
рабочая программа по психологии на тему

Дель Елена Федоровна

Материал представляет собой комплексную программу деятельности педагога-психолога в УДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_deyatelnosti_pedagoga-psihologa.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Москаленский Дом детского творчества»

Москаленского муниципального района Омской области

УТВЕРЖДАЮ        

                Директор ДДТ        

_____________        

Л.С.Шишкина        

Программа деятельности

педагога-психолога

Составитель:                

педагог-психолог                

Москаленского ДДТ        

Дель Е.Ф.                        

Программу реализует:        

педагог-психолог                

Дель Е.Ф.                        

р.п. Москаленки

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        В настоящее время психологические службы существуют практически в каждой школе, создаются они и в учреждениях дополнительного образования. Психологическая служба в системе дополнительного образования имеет ряд специфических отличий.

Рассмотрим особенности дополнительного образования:

  • добровольное посещение детьми занятий;
  • разновозрастность детских коллективов;
  • разнопрофильная деятельность;
  • большая вариативность педагогических программ как по целеполаганию (от формирования знаний, умений, навыков), так и по способам достижения цели (от индивидуального сопровождения талантливого ребенка до формирования детского коллектива высокого уровня развития);
  • часть педагогов, являясь мастерами своего дела, имеют недостаточный уровень знаний по педагогике и психологии.

        Основной целью работы системы дополнительного образования сегодня является не только организация содержательного досуга детей, но и формирование общей культуры, адаптация детей к жизни в обществе, становление их самосознания и самоопределения.

        Именно поэтому деятельность педагога-психолога в системе дополнительного образования отличается многофункциональностью.

        Психологическая служба Москаленского Дома детского творчества включает в себя должность педагога-психолога.

        Цель и задачи работы педагога-психолога в Москаленском Доме детского творчества следующие.

        Цель: психологическое сопровождение образовательного процесса, который направлен на создание условий для раскрытия творческого потенциала и личностного развития всех субъектов образовательного пространства ДДТ.

        Задачи:

  • поддержание благоприятной атмосферы в детском и педагогическом коллективе;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) всех субъектов образовательного пространства;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • сопровождение процесса адаптации воспитанников к условиям ДДТ;
  • выявление проблем, препятствующих личностному росту и развитию детей и педагогов;
  • выработка и реализация системы мероприятий для решения выявленных проблем.

        Субъектами образовательного пространства являются:

  • дети
  • родители
  • педагоги

        В своей работе педагог-психолог руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, «Этическим кодексом педагога-психолога службы практической психологии образования России», а также нормативными документами и решениями районного управления образования.
        Педагог-психолог определяет направленность и приоритеты в своей работе, руководствуясь указанными нормативными актами, согласно запросам конкретного образовательного учреждения и собственной стратегии построения профессиональной деятельности.

С целью установления основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности, работа педагога-психолога основывается на этических принципах. Этические принципы служат ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Этические принципы составлены в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Этические принципы призваны обеспечить:

  • решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
  • защиту  законных  прав  людей,  с  которыми  психолог  вступает  в
    профессиональное взаимодействие: воспитанников, педагогов, родителей и других лиц, с которыми работает психолог;
  • сохранение доверия между психологом и клиентом;
  • укрепление   авторитета  психологической   службы образования среди
    обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.

                

                Этические принципы  согласуются   с   профессиональными   стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Этические принципы  деятельности педагога-психолога:

  1. Принцип конфиденциальности: информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит   сознательному   или   случайному   разглашению,   а   в   ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме,
    исключающей ее использование против интересов клиентов.

  1. Принцип компетентности: психолог   четко   определяет   и   учитывает   границы   собственной компетентности и несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

  1. Принцип  ответственности: психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность. Проводя   исследования,   психолог   заботится,   прежде   всего,   о
    благополучии людей и не использует результаты работы им во вред. Психолог несет ответственность за соблюдение данных этических
    принципов независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она
    идет под его руководством.

  1. Принцип благополучия клиента: в  своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать
    дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по
    социальному   статусу,   возрасту,   полу,   национальности,   вероисповеданию,
    интеллекту и любым другим        отличиям. В     профессиональной     деятельности     психолога приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.  Психолог   придерживается   доброжелательного   и   безоценочного отношения к клиенту.

        Психологическое обеспечение образовательного процесса предполагает построение работы педагога-психолога по  следующим направлениям: 

  • психологическая диагностика;
  • психологическое консультирование;
  • психологическое просвещение;
  • психологическая профилактика;
  • психологическая развивающая работа;
  • научно-методическая работа.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ.

10. К основным направлениям деятельности Службы относятся:

  • психологическое просвещение - формирование у обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей образовательных учреждений потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
  •  психологическая профилактика - предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
  •  психологическая диагностика - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся и воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
  •  психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение ее индивидуальности, осуществляемая на основе совместной деятельности педагогов-психологов, дефектологов, логопедов, врачей, социальных педагогов и других специалистов.
  •  консультативная деятельность -  оказание помощи обучающимся, воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством специально организованных способов психологического консультирования.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СЛУЖБЫ

11. Деятельность Службы обеспечивается органами управления образованием, в ведении которых находятся образовательные учреждения.

12. Координация деятельности Службы осуществляется соответствующим структурным подразделением Минобразования России.

13. Служба работает в тесном контакте  с учреждениями и организациями Российской академии образования, здравоохранения, органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, оказывающими образовательным учреждениям помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога

Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности педагога-психолога, социального педагога подготовлена Центром аттестации работников образования Санкт...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога

Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ г. Владикавказа на тему: "Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении".

В данном материале собрана информация для педагогов-психологов по работе с детьми "группы риска".Представлена пошаговая инструкция для работы с детьми группы риска, меры профилактики и ...