Программа по внеурочной деятельности педагога-психолога
материал (6 класс)
Программа по внеурочной деятельности "Я в этм огромном мире"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_6_klass_vneurochnaya_deyatelnost.docx | 49.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа»
Программа педагога-психолога
по внеурочной деятельности
с обучающимися 6 класса
«Я в этом огромном мире»
педагог-психолог: Корнеева Д.К.
2021 г.
Пояснительная записка
Переход в из одной школы в другую очень важный и сложный этап в жизни любого школьника. Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной, а для ребенка особенно. Дети переживают эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях новых учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и т.д. Возникает состояние внутренней напряженности, настороженности. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Наиболее подверженными дезадаптации становятся ослабленные дети ( а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше).Собственная тревожность мешает ребенку адекватно воспринимать школьную жизнь, строить отношения с одноклассниками и учителями. Все это осложняет сам учебный процесс, ведь продуктивная работа на уроке становится проблематичной. И потенциальный отличный может превратиться в отстающего и прогульщика. Поэтому необходимо сделать естественный процесс адаптации пятиклассников к обучению в среднем звене менее болезненным и более интенсивным. В связи с этим возникла необходимость разработки программы занятий по адаптации.
Цель :Оказание психолого-педагогической поддержки обучающимся 6-го класса в период их адаптации к условиям обучения в новой школе.
Методы работы: беседа, рисование, рассказ, ролевые и подвижные игры, групповая дискуссия, развивающие упражнения или игры и их обсуждение, психодиагностические задания.
Ожидаемый результат: предотвращение школьной дезадаптации у обучающихся, снижение тревожности; развитие творческого потенциала детей, приобретение ими навыков анализа своих чувств, проблем, отношений, событий; формирование умения приобретать знания.
Организация занятий:
В данной программе представлены 7 тем, по одному занятию в неделю. Организационные моменты:
форма занятий соответствует основным этапам урока: вводная часть; основная тема урока; заключительная часть (обратная связь; домашнее задание).
На занятиях не ограничивается самостоятельность и активное участие детей в решении задач, занятия проводятся с элементами тренинга. Использование детской гипотезы позволяет раскрыть возможности и способности ребенка через творческую деятельность в учебном процессе.
Тематическое планирование:
Дата | Т е м а: | Кол-во часов: | УУД | Формы работы |
«Знакомство» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Давайте познакомимся!» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Что такое школа?» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Я в этом огромном мире…» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Какой я и чем я отличаюсь от других?» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Мир информации» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Я могу» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Мир эмоций» | 2 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Мы – единое целое!» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Наши классные уголки» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Понимаем ли мы друг друга?» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
«Без друзей меня чуть-чуть» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Сказкотерапия: «Когда ребенка дразнят» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Игровая психотерапия: техника“Ноги топают” Кэти Вандерлих(Cathy Wunderlich) | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Развитие воображения (Упражнения «Домовой», «Фигуры», игра « Узнай на ощупь») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Беседа на тему: «Вредные привычки» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Развитие произвольной сферы (Упражнение «Узоры», игра «Кто точнее?») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Развитие слуховой памяти (Упражнение «Звуки», игра «Стой»). Сказкотерапия: «Фиолетовый котенок» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Беседа: «Колокольчики добра». Тренинг “Домовой” | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Коррекция произвольной сферы (Упражнения «Каждой руке – свое дело», «И мы»). Тренинг на тему: «Острова счастья» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Развитие логического мышления (Упражнения «Часы», «Найди пару») Тренинг: «Зажги звезду» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Развитие мышления (Упражнение «Раздели на части», игра «Не ошибись!») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Коррекция интеллектуального развития (Упражнения «Четвертый лишний», «Хлопки») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Развитие концентрации внимания (Упражнения «Поезд», «»Цифры», «Сгруппируй узор») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Коррекция агрессивности (Упражнения «Распускающийся бутон», «Письмо Бяке и Буке») . Галерея негативных портретов | 2 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Коррекция памяти (Упражнения «Окончание слов», «Назови слово») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Развитие внимания и наблюдательности (Упражнение «Перепутанные линии», игра «Художник»). | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Коррекция интеллектуального развития (Упражнение «Твердый - мягкий», игра «Кубик») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Развитие мелкой моторики пальцев рук (Упражнение «Золотая рыбка», игра «Звездное небо») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Развитие способности к переключению внимания (Упражнения «Перепутанные буквы», «Угадай предмет») | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Коррекция памяти (Упражнение «Найди кольцо», игра «Учимся запоминать»). Тренинг «Созвездие» | 1 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Коррекция межличностных отношений класса (Упражнение «Живые цепочки», игра «Рукопожатие», «Подарок другу») | 2 | Коммуникативные Личностные Познавательные регулятивные | Занятия с элементами тренинга | |
Подведение итогов | 1 | |||
Итого | 36 ч. |
Список литературы:
- Андрияхина Н. Как помочь пятикласснику?// Школьный психолог, 2003.-№.3
- Битиянова М.Р. Адаптация ребенка к школе:диагностика, коррекция, педагогическая поддержка.-М.: Генезис,1998
- Владимирова Ю. Новичок в средней школе.//Школьный психолог,2004.-№9
- Панфилова М.А. Игротерапия общения.-М.: Генезис,2001
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы.-М.: Новая школа,1993
- Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". – 2001. - №33.
- Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября», - 2004. - №9.
- Журавлев Д. Адаптация учащихся при переходе из начальной в среднюю школу / Д. Журавлев // Народное образование. - 2002. - №8.
- Иванова Н. Адаптационный период в школе: смысл, значение, опыт / Н. Иванова // Новые ценности образования. - М., 1997 г.
- Коблик Е. Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2003. – 122 с.
- Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 238 с.
- Крылова М. На новой ступени: трудности адаптации пятиклассников к школе / М. Крылова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - №16.
- Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2003. - №41.
- Прихожан А. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2002. -№12.
Приложение № 1
Занятие 1. «Давайте познакомимся!»
Цель: познакомить детей с целями занятий, формой работы; принять правила поведения на занятиях.
Ритуал приветствия: Здрав – ствуй – те (дети начинают приветствие, держась за руки, на последнем слоге хлопают в ладоши).
Работа по теме.
Психолог сообщает учащимся о начале занятий психологией, спрашивает, известно ли им это слово, и, получив утвердительный ответ, предлагает подумать над тем, зачем ее нужно изучать. Как правило, ребята говорят о том, что психология нужна, чтобы быть спокойными, успешными, уметь общаться. Психолог подводит их к выводу, что знание психологии необходимо человеку, чтобы быть счастливым и рассказывает притчу о счастье.
Притча «Если хочешь быть счастливым, будь им» (Приложение 1).
Вопросы и задания по прочитанному:
• Почему счастье улетело прочь от человека?
• Как вы думаете, счастье приходит к каждому человеку?
• Почему одни люди всю жизнь чувствуют себя несчастными, а другие, наоборот, считают себя счастливыми?
Что такое счастье?
Психолог подводит детей к выводу, что счастье каждый понимает по-своему, но есть и общие моменты в понимании счастья: получение радости от того, что ты живешь на Земле; твоя необходимость, полезность окружающим; хорошее здоровье.
«Чтобы работа в нашей группе была плодотворной и принесла пользу, необходимо соблюдать правила. Я буду называть правило, а вы, если согласны, то говорите «Да-да-да» и хлопайте в ладоши, если не согласны, то говорите «Нет-нет-нет» и топайте ногами.
- Внимательно слушать, когда говорят другие – «Да»
- Драться – «Нет»
- Уважать чужое мнение – «Да»
- Шуметь – «Нет»
- Шутить и улыбаться – «Да»
- Дуться и быть «букой» - «Нет»
- Говорить по одному – «Да»
- Перебивать говорящего – «Нет»
- Смотреть на того, к кому ты обращаешься – «Да»
- Смеяться над говорящим – «Нет»
Проективная методика «Несуществующее животное».
II раздел: «Я в этом огромном мире…» (4 часа)
Занятие 3. «Какой я и чем я отличаюсь от других?»
Цель: осознание ценности и уникальности личности каждого.
Ритуал приветствия.
Работа по теме.
Упражнение «Ласковое имя».
Дети стоят в кругу. Психолог просит вспомнить, как их ласково называют дома. Затем дети, передавая мяч, называют свое ласковое имя. После того как все назовут свои имена, мяч передается в обратном направлении. При этом нужно вспомнить и назвать ласковое имя того, кому передаешь мяч.
Анкета «Вот я какой!» (Приложение 2).
Упражнение «Поменяйтесь местами те …»
Дети сидят на стульях в кругу. Начинает игру психолог. Он ведущий стоит в центре круга, стула у него нет. Ведущий по желанию выбирает какой – либо признак, имеющийся у некоторых детей, и просит их поменяться местами. Например: «Поменяйтесь местами те, у кого светлые волосы». Те, у кого светлые волосы меняются местами друг с другом. Задача ведущего – занять освободившееся место. Тот, кому не хватило стула, становится ведущим.
«Кактус». Графическая методика М.А. Панфиловой.
Рефлексия.
Занятие 4. «Мир информации».
Цель: развитие навыков уверенного поведения; формирование основных способов самопознания.
Ритуал приветствия.
Работа по теме.
Упражнение «Мое приветствие».
Каждый участник придумывает свой способ приветствия группы.
Упражнение «Память на лица».
Один игрок закрывает глаза и перечисляет всех участников круга, начиная с того, которого выберет психолог. Далее игроки пересаживаются в произвольном порядке, и процедура повторяется уже с новым участником круга.
Упражнение «Испорченный телефон».
Выбирается команда из 6 человек. Психолог зачитывает небольшую притчу одному участнику, остальные дожидаются за дверью. Первый передает услышанное второму, тот третьему и т. д. Последний участник рассказывает первому, а психолог зачитывает первоначальный текст.
Притча «Два волка» (Приложение 1).
Рефлексия.
Занятие 5. «Я могу».
Цель: формирование учебных умений, повышение самооценки.
Ритуал приветствия.
Работа по теме.
Упражнение «Догадайся».
Водящий садится на стул лицом к классу, держа раскрытыми ладони; закрывает глаза. Один из членов группы тихонько подходит к нему и на несколько секунд кладет свои руки на руки водящего. Водящему необходимо догадаться, чьи ладони прикасались к нему.
Упражнение «Ладонь».
Учащимся предлагается обвести свою ладошку на листе бумаги, посередине рисунка написать «Я», а на каждом пальчике рисунка что – либо хорошее о себе. Затем психолог собирает детские работы, по очереди зачитывает их, а ребята определяют, кому какая ладошка принадлежит.
Упражнение «Я могу, я умею».
Ребята в быстром темпе перебрасываются мячом. Тот, кому в руки попадает мяч, быстро называет какое – либо свое умение («я умею петь», «я умею бегать» и т. п.)
Слушание сказки О. Горьковой «Фламинго» (Приложение 3).
Обсуждение сказки и выполнение иллюстраций к ней.
Рефлексия.
Занятие 6. «Мир эмоций».
Цель: познакомить учащихся с понятием «эмоции»; научить определять эмоциональное состояние других людей; тренировать умение владеть своими эмоциями.
Ритуал приветствия.
Работа по теме.
Упражнение «Угадай эмоцию».
Вывешивается плакат со схематичным изображением эмоций, без указаний состояний человечков. Участники угадывают, какие эмоции изображены на плакате.
Упражнение «Фигуры эмоций».
Ребята рисуют пять больших фигур на листе А4. Потом, подписав имена четырех из них (гнев, радость, страх, ярость), раскрашивают цветными карандашами. Придумывают имя 5-й фигуре, раскрашивают, используя такие цвета, которые соответствуют ее эмоциональному состоянию.
Упражнение «Изобрази эмоцию».
Необходимо подготовить карточки, на которых будет написана та или иная эмоция (радость, грусть, насмешка, обида, страх, удивление и т.д.). Каждый из ребят по очереди достает из конверта карточку и пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, что это за эмоция.
Упражнение «Поставь балл эмоции».
На бланках с различными эмоциями предлагается поставить балл (от 1 до 10) каждой эмоции в зависимости от того, как часто ее испытывает отвечающий.
Притча «Обида на песке» (Приложение 1).
Рефлексия.
Занятие 7. «Наши классные уголки».
Цель: формирование необходимых психологических средств адаптации; развитие навыков уверенного поведения.
Ритуал приветствия.
Работа по теме.
Упражнение «Гусеничка».
Участники соединяются в «гусеничку», положив руки на плечи стоящего впереди, и совершают перемещения в произвольном порядке по классной комнате.
Работа в группах.
Деление класса на четыре группы.
1. «Карта школы». (Данная группа составляет плакат с основными школьными объектами: столовая, актовый зал, спортзал, медицинский кабинет, расписание и т. д.)
2. «Знаки ПРОдвижения». (Разработать основные знаки-помощники, для «карты» школы).
3. «Кладовая знаний». (Данная группа оформляет стенд учителей-предметников, работающих в их классе. Основное требование – фотография и краткая характеристика каждого учителя).
4. «Классная команда». (Данная группа готовит стенд с фотографиями учеников, подписывая под ними интересы, обязанности в школе и классе).
Рефлексия.
Занятие 8. «Понимаем ли мы друг друга».
Цель: показать значимость собственного «Я»; подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими; показать важность взаимопонимания.
Ритуал приветствия.
Работа по теме.
Упражнение «Мне в тебе нравится».
Психолог задумывает какое – то качество, которое ему нравится в подростке, прикасается к нему, пытаясь передать, таким образом, задуманное качество. Подросток пытается угадать, какое качество задумано (можно привлечь к угадыванию всю группу). Затем водящими становятся сами подростки. При последующих выполнениях задуманные качества можно передавать взглядом.
Упражнение «Рисунок по инструкции».
Сначала все рисуют свой дом. Потом, убрав рисунок, достают чистый лист и работают в парах – один рисует с закрытыми глазами дом под диктовку соседа-автора. В конце сравнивают, похож ли рисунок на авторский. Затем ребята меняются местами. После упражнения обмениваются впечатлениями.
Упражнение «Кораблик успехов».
Участникам предлагается нарисовать корабль (один на всех) с тем условием, чтобы каждая проведенная ребенком линия означала какое – то его положительное качество. Каждый по очереди рисует одну линию, называя вслух свою хорошую черточку.
Упражнение «Пойми меня».
Одновременно все участники громко произносят свое слово, а водящий повторяет все слова, которые удалось услышать.
Игра-шутка «Пойми меня».
Участники объединяются в группы по три человека, изображая «глухого и немого», «глухого и неподвижного», «слепого и немого». Им дается задание договориться о подарке другу.
Игра «Гомеостат».
Участники выстраиваются в шеренгу. По сигналу психолога можно прыгнуть, повернувшись в любую из четырех сторон. Задача – добиться того, чтобы вся группа смотрела в одну сторону.
Рефлексия.
Занятие 9. «Без друзей меня чуть-чуть».
Цель: совершенствовать навыки общения.
Ритуал приветствия.
Работа по теме.
Упражнение «Дерево и ветер».
Дети делятся на пары. Один в паре «дерево», другой «ветер». Ветер дует на дерево – «дерево» наклоняется в зависимости от силы «ветра».
«Дерево» и «ветер» меняются местами.
Упражнение «Кораблекрушение».
Дети делятся на две команды, согласно номеру при пересчете на «первый-второй». Команды работают за столом. Участники получают карточки, изображающие части корабля. Каждая команда выбирает несколько карточек с надписью предмета. Задача команды: придумать назначение этих предметов на корабле. Ответ должен быть оригинальным. Командам дается несколько минут на выполнение этого задания. Затем команды представляют свое решение.
Упражнение «Рисунок дружбы».
Детям предлагается нарисовать образ дружбы.
Обсуждение.
Упражнение «Групповая дискуссия».
Пословицы и поговорки о дружбе (Приложение 4)
Рефлексия.
Занятие 10. «Мы и наш класс».
Цель: снижение тревожности, достижение внутригруппового сплочения, осмысление своего персонального «Я» как части общего «Мы».
Ритуал приветствия.
Работа по теме.
Упражнение «Коллаж класса».
Школьникам предлагается создать свою эмблему - визитку, на которой должно быть написано имя участника и какое-либо его положительное качество, форму каждый выбирает свою. Пока дети работают, на доске перед ними висит плакат с надписью в центре «Мы и наш класс». Выполнив задание, каждый подходит к плакату и приклеивает свою эмблему на общий шаблон. Психологу необходимо подвести участников к идее, что каждый из них - частичка целого класса, что все отдельные «Я» составляют общее «Мы».
Упражнение «Какие мы».
Все хором произносят «Мы все», а отдельные участники по очереди читают качества, записанные на индивидуальных гербах, но только во множественном числе. Например: «Мы все сильные, умные, красивые, добрые...»
Делается общая фотография группы.
Проективная методика «Дерево».
Оценка эффективности занятий.
Каждый участник заполняет анкету для оценки эффективности цикла занятий.
Приложение № 2
Притчи
«Если хочешь быть счастливым, будь им»
- Горе мне, горе, - вздыхал человек, сидя на лавке, и слезы ручьем катились по его лицу.
- Что ты все ноешь? - рассердилась жена. - Если хочешь быть счастливым, будь им.
- Как же мне быть счастливым, если счастье не приходит ко мне. Зато несчастья одним за другим сыплются на мою бедную голову. Урожай не созрел, крыша прохудилась, забор сломался, ноги болят. Ох, горе мне, горе, - плакал человек.
Услышало Счастье эти стенания и пожалело беднягу. Решило оно заглянуть к нему в дом.
Постучало Счастье в окошко и проговорило: «Если хочешь быть счастливым, будь им».
- Подожди плакать, посмотри, что-то сияет в нашем окошке, - остановила человека жена.
- Закрой шторы. Этот свет слепит меня и мешает горевать, - велел человек жене и снова зарыдал. Жена закрыла шторы, села рядом на скамейку и тоже заплакала.
Удивилось Счастье и улетело прочь.
«Одноклассники»
Повстречал однажды богатый человек нищего, и узнал в нем своего бывшего одноклассника.
- Повезло тебе, - сказал ему нищий, - Все у тебя есть, а я голодаю и ночую под открытым небом. А ведь наш учитель любил меня гораздо больше, чем тебя. Он задавал тебе невероятно сложные задания, а меня освободил от всех занятий.
- Да, ты прав, - сказал второй, с жалостью и состраданием глядя на товарища, - учитель любил тебя, и поэтому сделал так, как ты его просил. Но именно его самые сложные задания и научили меня тому, как обеспечить всю свою будущую жизнь.
«Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
«Обида на песке»
Жили два друга. В один момент они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину". Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь". Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: "Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему"? Друг ответил: "Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что- либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это".
Приложение № 3
Анкета для пятиклассников
Анкета используется для изучения трудностей адаптационного периода (учебные затруднения, межличностные отношения, мотивация). Внимание! Вторая часть анкеты – анонимна.
Продолжи, пожалуйста, предложения:
- Когда я прихожу в школу_____________________________________
- Самое интересное в школе это_________________________________
- Самый трудный предмет для меня_____________________________
- Мне мешает учиться_________________________________________
- Мне помогает учиться_______________________________________
- Мой класс__________________________________________________
- Я бы хотел сидеть за одной партой с (напиши 2-3 фамилии)___________________________________________________________
- Я бы не хотел сидеть за одной партой с (напиши 2-3 фамилии)___________________________________________________________
- К себе на день рождения я бы пригласил (напиши 2-3 фамилии)___________________________________________________________
- К себе на день рождения я бы не пригласил (напиши 2-3 фамилии)___________________________________________________________
- Я учусь в школе для того, чтобы______________________________
- Я___________________________
Я___________________________
Я___________________________
Я___________________________
Я___________________________
Спасибо!
……………………………………………………………………………………….
Линия отреза
- Мне нужна помощь учителя по (укажи предмет) ________________
- Я не понимаю объяснения учителя на (укажи предмет) __________
- Я часто боюсь, что могу получить не только тройку, но и двойку на (укажи предмет)___________________________________________
- Особенно много заданий задают по (укажи предмет) ____________
- На выполнение домашнего задания обычно я трачу (укажи время)___________________________________________________________
- Учитель больше спрашивает, чем объясняет на (укажи предмет)___________________________________________________________
- Я боюсь отвечать на уроке ___________________________________
Спасибо!
Анкета «Вот я какой!»
- Меня зовут___________________________________________________
- Мне _____лет
- У меня_______________глаза
- У меня_______________волосы
- Я проживаю по адресу_________________________________________
- Моя любимая еда _____________________________________________
- Мой любимый цвет ___________________________________________
- Мое любимое животное _______________________________________
- Моя любимая книга ___________________________________________
- Моя любимая телевизионная передача ___________________________
- Самый прекрасный фильм, который я видел (а) ___________________
- В себе я люблю ______________________________________________
- Моя любимая игра ____________________________________________
- Моего лучшего друга зовут ____________________________________
- Лучше всего я умею ___________________________________________
- Больше всего я боюсь _________________________________________
- Самая заветная мечта _________________________________________
Приложение № 4
Сказка О. Горьковой «Фламинго»
В далеких жарких странах живут прекрасные птицы, которые называются фламинго. Днем они гуляют, гордо вышагивая по берегу реки, а вечером, когда солнце катится к горизонту, они взлетают к нему и парят под облаками. Закат окрашивает их розовые крылья в багровый цвет, и любой, кто видит это зрелище, никогда этого не забудет.
Тебе интересно узнать, откуда появились фламинго? Тогда слушай.
Жило – было маленькое облачко. Оно, как и каждое облачко, целый день летало по небу с другими облаками туда, куда дует ветер, и больше всего на свете оно любило смотреть на закат. Однажды мимо облачка пролетали маленькие цветные птички. Они ему очень понравились, ему захотелось полетать с ними, посмотреть на закат поближе, и оно решило поговорить с птичками.
- Куда вы летите? – спросило облако.
- Мы, птички, куда хотим, туда и летаем, - сказала одна.
- Да-да, - подтвердила другая. – Мы можем летать, куда нам хочется.
- Возьмите меня с собой, - попросило облачко.
- Ха-ха-ха, - засмеялись птички, - да ты же не умеешь летать, и у тебя это никогда не получится. Ты просто маленькое глупое облако, которое летит туда, куда дует ветер, - сказали птички и улетели.
Облаку стало очень грустно. Потянулись серые дни. Оно больше ничему не радовалось и только медленно и лениво передвигалось по небу. Оно почти ни с кем не разговаривало и все время думало: «Какое я несчастное, неуклюжее, серое облако. Я даже не умею летать». А ночью ему снилось, что маленькие разноцветные птички летают вокруг него, смеются и говорят: «Маленькое, глупое, неуклюжее серое облако».
Однажды вечером, когда приближался закат, облачко, как всегда, летало по небу и, задумавшись, не заметило, что оно давно отделилось от других облаков и его гонит уже совсем другой ветер. Когда оно это заметило, то не стало сопротивляться.
- Какая разница, - подумало облако. – Я ведь все равно не умею летать, буду одиноким серым облаком.
Солнце уже окрасило небо в розово-красные тона, как вдруг невероятно сильный ветер подхватил облачко и очень быстро понес к самой большой горе.
- Как ты посмело забраться на мою территорию? Вы, облака, только мешаетесь нам – ветрам. За это я разобью тебя о скалу, - сказал ветер.
Облачко пыталось оправдаться, сказать, что это какой – то случайный, озорной ветерок занес его сюда, но ветер не хотел ничего слушать. Облачко подумало: «Ну и пусть я разобьюсь о скалу, я все равно не смогу никогда летать».
Ветер нес его с огромной скоростью, скала была все ближе и ближе. Облачко решило последний раз посмотреть на закат. Ему показалось, что сегодня закат особенно красив.
- Неужели я его больше не увижу, - подумало облачко и испугалось. Ему очень захотелось жить и видеть закат каждый день.
- Что же мне делать? Надо попробовать улететь от ветра.
В этот момент ветер со всей силы кинул облачко в скалу. Облачко оттолкнулось и попыталось улететь, но ветер схватил его и опять швырнул в скалу. Облачко подумало: «Мне надо постараться, у меня обязательно получится». Оно опять оттолкнулось и попробовало улететь. Ветер снова схватил облачко, разогнался и кинул его на скалу. «У меня все получится. Я не сдамся», - решило облачко и почувствовало себя невероятно сильным. Оно собрало все свои силы, оттолкнулось и взмыло в небо. Оно постаралось вытянуться, как птица. Ветер сначала растерялся, но спустя секунду опять погнался за облачком. Облачко старалось лететь скорей, оно тянулось за уходящими лучами солнца. Оно подумало: «Вот бы сейчас крылья, я бы улетело прочь от ветра». И вдруг у облака появились крылья. Оно превратилось в прекрасную белую птицу и полетело очень быстро. Ветер не успевал за птицей, начал отставать, устал и перестал за ней гнаться. Произошло чудо, потому что облачко столкнулось с волшебной Скалой Желаний, о которую мечты либо разбиваются, либо становятся реальностью.
Облачко думало: «Какое же это чудо! Я – птица, я могу летать, я могу летать, я могу полететь к самому солнцу!» Ему было легко, хорошо и очень весело. Оно никогда не видело закат так близко. Вечернее солнце окрасило его перья в розовый цвет. Маленькие цветные птички, увидев его, сказали: «Какая красивая птица и как хорошо она летит!»
Маленькое серое облачко превратилось в прекрасную розовую птицу, которую люди назвали «фламинго».
Приложение № 5
Пословицы и поговорки о дружбе
Дружба — дело святое.
Дружбу за деньги не купишь.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Гору разрушает ветер, людскую дружбу — слово.
Дружба — как стекло: разобьешь — не сложишь.
Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Дружба дружбе рознь — иную хоть брось.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Не мил и свет, когда друга нет.
Нет друга — ищи, а нашел — береги.
Ищущий друга без изъяна остается без друга.
Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.
Легче друга потерять, чем найти.
Верному другу цены нет.
Верный друг — ценнейший клад.
Когда друг просит — не существует «завтра».
Сам погибай, а товарища выручай.
Друга любить — себя не щадить.
Не бросай друга в несчастье.
Друзья познаются в беде.
Без беды друга не узнаешь.
Конь познается при горе, а друг при беде.
Не тот друг, что медом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
С кем поведешься, от того и наберешься.
Недруг поддакивает, а друг спорит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
В основу программы внеурочной деятельности социального направления «Я - сам» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепци...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...
Рабочие программы внеурочной деятельности педагога-психолога
Рабочие программы по внеурочной деятельности составлены в полном соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, требованиями к результатам освоения основной ...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)
Рабочая программа внеурочного курса педагога-психолога "Занимательная психология" (2022-2023 уч.г.)...
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир» осуществляется по программе «Тропинка к своему Я» разр...
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир»
Внеурочная деятельность педагога-психолога по модулю «Мой внутренний мир» осуществляется по программе «Тропинка к своему Я» разр...