Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ г. Владикавказа на тему: "Деятельность педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в поведении".
презентация к уроку по психологии
В данном материале собрана информация для педагогов-психологов по работе с детьми "группы риска".
Представлена пошаговая инструкция для работы с детьми группы риска, меры профилактики и рекомендации для классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gobaeva_i.r.pptx | 231.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Признаки в поведении школьников: стал более закрытым, вспыльчивым, подавленным; внезапно или постепенно снижается успеваемость; отказывается посещать школу; жалуется на плохое самочувствие; избегает сверстников и взрослых; стремится к рискованному поведению; наблюдаются порезы на руках и теле; проявляет физическую или вербальную агрессию. Инструкция для работы с детьми группы риска в первом полугодии. Образец ИОМ и плана сопровождения
Реализуйте пошаговые действия
ПРИЧИНЫ ПРИЗНАКИ Это могут быть проблемы во взаимоотношениях, опасные или кризисные ситуации. К дезадаптации приводит смена школы, переход из класса в класс, переживания горя, развод родителей, болезнь, смерть кого-то из близких или друзей, даже домашних животных. Также влияют чрезвычайные и экстремальные ситуации, которые наблюдает или о которых случайно узнает под- росток, ситуации, связанные с предстоящими экзаменами. Резко падает успеваемость. Школьник отказывается ходить в школу. У него появляются проблемы в межличностных отношениях, он демонстрирует нетипичные эмоциональные реакции (беспричинно начинает плакать). О дезадаптации также говорят: физиологические реакции (слабость, жалобы на головные боли, боли в живо- те); навязчивые движения и действия (накручивает волосы на палец, грызет ногти); агрессивное отношение к окружающим. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ
Дайте почувствовать ребенку, что вы заметили его состояние и готовы поддержать. В разговоре используйте фразы: «Мне кажется, что тебя что-то беспокоит (у тебя что-то происходит). Если тебе нужно поговорить, я всегда готов(а) тебя выслушать »; « Я очень беспокоюсь о том, что с тобой что-то происходит. Мы могли бы поговорить и подумать над решением ситуации»; «Возможно, тебе самому(ой) сейчас нелегко, давай вместе подумаем, что с этим можно сделать»; «Мне показалось, что в послед- нее время ты выглядишь расстроенным(ой). У тебя что-то случилось?» Используйте виды деятельности, в которых ученик сможет прожить ситуации успеха. Например, включите его в коллективно-творческую деятельность. Организуйте взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом, чтобы нейтрализовать воздействие негативных факторов. Обратите внимание родителей на проблемы ребенка. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Как помочь подростку пережить кризисную ситуацию Поговорите с учеником. Проконсультируйтесь со специалистами Поговорите с родителями. Реализуйте план поддержки. Проведите мониторинг ситуации. Памятка для классного руководителя
Причины Признаки Стремление к неизвестному, риско ванному, героическому. Поиск способов утвердить свое «Я», получить оценку от сверстников, а также новых ощущений, сложных и интенсивных занятий. Особенности поведения: инфантилизм, эгоцентризм, безответственность. Отсутствие опыта переживания и ответственности за последствие подобных поступков и действий. Самоуверенность, как следствие убежденности в своих силах, опыте и способностях Подростки говорят о рискованном досуге, размещают в социальных сетях картинки и фотографии на крышах зданий, строительных кранах, в подземных сооружениях. Используют в речи сленг, например «зацеп», «пойдем диггить », « сталкить ». Для внешнего вида характерны грязная (например, с черными следами сажи) и порванная одежда, специфический запах («запах железной дороги»), ушибы и другие травмы. Рискованное поведение
Если вы заметили хоть один из признаков или получили информацию от третьих лиц, не спешите делать выводы об экстремальности увлечений. Понаблюдайте за подростком, ненавязчиво поинтересуйтесь, что он делает в свободное время . Проведите мониторинг социальных сетей ученика, его друзей, одноклассников. Узнайте у других педагогов, наблюдали ли они у данного ученика признаки, но не сообщайте о том, с какой целью интересуетесь. Свяжитесь с родителями (законными представителями) и поделитесь своими наблюдениями. Раздайте памятку «Как повлиять на подростка, который постоянно рискует жизнью». МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Как повлиять на подростка, который проявляет рискованное поведение Спокойно поговорите . Заверьте в безопасности. Поговорите со школьником. Проанализируйте ситуацию. Привлеките родителей. Обратитесь за помощью к специалистам. Проведите мониторинг сетей. Памятка для классного руководителя
Причины Признаки Любая ситуация, которую ребенок переживает как обидную, оскорби- тельную, несправедливую. Отвержение сверстниками, травля, несчастная любовь, потеря близкого человека. Нестабильная семейная ситуация – развод родителей, конфликты, жестокое обращение. Личная неудача ученика на фоне высокой значимости и ценности социального успеха. Ссора или острый конфликт со значимым взрослым или сверстником. Переживание несчастной любви. Ощущение ненужности, одиночества. Наличие хронических заболеваний. Подавленное настроение, депрессия, порезы, закрытость, картинки в социальных сетях и записи на депрессивную, суицидальную тематику, участие в соответствующих группах. Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам. Любые резкие изменения в привычном поведении (стал неряшливым, не хочет разговаривать с друзьями, потерял интерес к тому, чем раньше любил заниматься). Рискованное, агрессивное поведение, употребление ПАВ, алкоголя. Ребенок стал раздаривать вещи. Отсутствует перспектива в будущем и пессимистически оценивает свое настроение. СУИЦИДАЛЬНОЕ, САМОПОВРЕЖДАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
Если вы обнаружили у подростка признаки депрессивного состояния, суицидальные мысли, факты нанесения себе физического вреда, незамедлительно (сохраняя конфиденциальность) сообщите о своих наблюдениях: родителям (законным представителям), а чтобы мотивировать их обратиться к специалистам; школьному психологу, социальному педагогу, замдиректора по воспитательной работе – чтобы оказать экстренную помощь ученику; администрации школы – чтобы привлечь специалистов, которые окажут помощь ученику, а также чтобы составить план психолого-педагогического сопровождения. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Ваши срочные действия, если ребенок проявляет суицидальные признаки Сообщите администрации школы. Обратитесь к педагогу-психологу. Проинформируйте родителей. Составьте план. Предпримите профилактические меры. Памятка для классного руководителя
Причины Признаки Eсли агрессивное поведение ребенка не вызвали заболевания или нарушения в организме, оно может быть фор- мой протеста на ограничения в школе, дома, желанием самоутвердиться среди одноклассников посредством конфликтов с педагогами. Кроме того, причинами агрессии могут быть социально-экономическое неравенство, влияние СМИ, фильмов, плохая компания, конфликты с одноклассниками. Безразличие и враждебность к ребенку со стороны родителей. Любое физическое насилие, направленное на других учеников, учителей, объекты (драки, удары, шлепки, толчки). Любое психологическое насилие, в том числе в интернете – оскорбления других учеников, педагогов, насмешки, коллективное игнорирование, жестокие розыгрыши, распространение слухов, угрозы. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Если вы столкнулись с непосредственным проявлением агрессии, аккуратно остановите это действие, не акцентируйте на нем внимание других учеников. Постарайтесь не переходить на крик, избегайте агрессивных действий со своей стороны. Окажите первичную помощь ученику – жертве агрессивных действий, наедине уточните, в каком он состоянии (физическом и психологическом), не является ли агрессия по отношению к нему систематической, предложите ему свою помощь . Вступите в диалог с агрессором (агрессорами) наедине. Не спешите занимать об- винительную позицию, узнайте, что с ним сейчас происходит, в какой он ситуации. Возможно, ему самому нужна помощь и его агрессия носит защитный характер. Узнайте, готовы ли стороны к примирению. По ходу беседы с детьми предложите им договориться о правилах общения друг с другом. Через неделю узнайте, насколько удалось эти правила соблюдать и что изменилось в их отношениях. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Как повлиять на поведение агрессивного ученика Получите консультацию у специалиста . Оповестите родителей. Поставьте на учет. Составьте программу . Организуйте деятельность учеников . Проверьте результаты работы . Памятка для классного руководителя
Причины Признаки Основанием отчуждения от реальности является отсутствие взаимодействия или нарушение общения в среде, в которой растет ребенок. Гормональные перестройки, развивающиеся у подростков, приводят к всплеску эмоций, появлению агрессивности. На них оказывают влияние родители, друзья, одноклассники, с которыми ребенок зачастую не может найти общий язык. Особенности личности ребенка: ранимость, восприимчивость к критике, подверженность насилию в семье, строгость воспитания Нездоровый и (или) неопрятный внешний вид (не соблюдает личную гигиену, носит грязную и (или) дырявую одежду и обувь), прогулы, странное поведение, запах алкоголя, картинки, записи и аудиозаписи в социальных сетях, посвященные алкоголю и наркотикам. Наличие у ребенка при себе крупных сумм наличных денег (возможно, воровство, вымогательство) либо постоянное выпрашивание (выманивание) денег у других. Нарушение межличностного общения, пищевого поведения. АДДИКТИВНОЕ (ЗАВИСИМОЕ) ПОВЕДЕНИЕ
Если у вас возникли подозрения в том, что ученик употребил алкоголь, какое-либо психоактивное вещество, удалите его из класса, по возможности изолируйте от других учеников . Срочно вызовите медицинского работника школы (не оставляя ученика одного). Поставьте в известность администрацию школы, педагога-психолога, социального педагога. Немедленно известите родителей или опекунов подростка, в случае если подтвердилось, что подросток находится в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. В рамках консилиума с другими специалистами разработайте программу сопровождения ученика и профилактических мероприятий в школе. Проводите классные часы, используйте это время, чтобы поговорить о личных интересах учеников, косвенно пропагандируйте здоровый образ жизни. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ
Как предупредить аддиктивное поведение учеников Сохраните контакт с учеником. Заверьте ученика в своей помощи. Создайте в классе дружескую, поддерживающую атмосферу. Проведите профилактику. Проведите тематические классные часы. П овысьте коммуникативные умения учеников. Памятка для классного руководителя
Причины Признаки Непоследовательные стратегии воспитания, вседозволенность либо заброшенность. Излишний или недостаточный контроль, авторитарность со стороны взрослых. Конфликтные взаимоотношения с близкими, опыт физического или эмоционального насилия. Конфликты в школе, пренебрежение со стороны сверстников. Отрицательная оценка способностей ребенка взрослыми. Окружение ребенка или подростка состоит в основном из ребят или взрослых с похожи- ми поведенческими проблемами. Неорганизованность детского отдыха и досуга. Влияние СМИ и социального окружения. Ущерб имуществу – мелкое во ровство, кражи со взломом, мошенничество, вымогательство, грабежи, подлоги, вандализм, поджоги, разрушение имущества. Агрессия – злобные выпады, злословие, запугивание, травля или иное насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, мелкое хулиганство, драки или нападения, жестокие действия по от- ношению к животным. Каждый ученик, который демонстрирует указанные признаки, нуждается в серьезной комплексной помощи специалистов в сотрудничестве с родителями. Чем сильнее такое поведение проявляет, тем более интенсивную работу необходимо проводить с ребенком. ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Любовь и забота в семье, доверительные отношения с родителями, поддержка со стороны значимых взрослых и сверстников с социально одобряемым поведением . Если вы увидели положительные изменения в поведении ребенка, не скупитесь на похвалу. Обсудите на школьном консилиуме сложившуюся ситуацию и выработайте план работы. При необходимости скоординируйте свои действия со специалистами. МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ
Как повлиять на школьника с делинквентным поведением Отметьте положительные стороны ребенка. Помогите ребенку совместно решить сложную ситуацию. Уделите внимание своим чувствам и эмоциям. Привлеките родителей к решению проблем ученика. Доверьтесь своей интуиции и профессиональному опыту. Проявите спокойствие. Памятка для классного руководителя
Спасибо за внимания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и формы работы с детьми, имеющими проблемы в изучении математики.
Анализ опыта работы с учащимися центра образования и используемых методов и форм педагогической работы....
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении
Алгоритм работы с детьми, имеющими проблемы в обучении и поведении...
Диагностические мероприятия и коорекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы в формировании письменной речи
Задача логопеда - выявить проблемы ребенка и помочь ему в обучении....
План работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год
лан работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год...
Методические рекомендации для педагога-психолога по проведению родительского собрания в 10 класса по теме: "Юность и ее психологические проблемы"
ДЕСЯТИКЛАССНИКИ Поступление в десятый класс открывает последний этап обучения в общеобразовательной школе. В этот период у школьников могут возникать определенные сложности в учебе, в отношениях ...