Программа «Развитие речи детей 6 -7 лет с нарушением эмоционально-волевой сферы»
рабочая программа по психологии на тему
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Данная программа направлена на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abdrafikova_z.i-programma_razvitie_rechi_word_1.docx | 63.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок»
Программа
«Развитие речи детей 6 -7 лет с нарушением
эмоционально-волевой сферы»
Исполнитель:
Абдрафикова Зоя Ивановна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад «Светлячок» пгт. Промышленная Кемеровской области
Промышленная 2016
СОДЕРЖАНИЕ
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей 6 -7 лет………………………………………………………………………………...6
1.3. Планируемые результаты ………………………………………………….9
II.Содержательный раздел
2.1.Содержание коррекционно-развивающей программы «Развитие речи детей 6-7 лет с нарушением эмоционально-волевой сферы»………………...11
2.2.Описание форм, способов, методов и средств реализации программы.. 11
2.2.Планирование деятельности………………………………………………..13
III.Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы…………………………………………...14
Список литературы……………………………………………………………....15
Приложения……………………………………………………………………...16
1.1.Пояснительная записка
Новая система координат, повлиявшая на формирование ФГОС дошкольного образования, рассматривается как важная веха на пути непрерывного образования в жизни человека, как самостоятельный важный период в жизни ребёнка. Коррекционно-развивающая программа педагога-психолога «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы» разработана как составляющая часть основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад «Светлячок» в соответствии с ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 года).
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования предпосылок учебной деятельности, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Данная программа направлена на достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования. (Статья 64 ФЗ от 29 декабря 2013 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Новизна программы заключается в том, что в связи с высокими требованиями, которые предъявляет современная школа к ребенку, будущему первокласснику, возникла необходимость в составлении такой программы, которая поможет ему сформировать эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций, строить речевое высказывание, владеть коммуникативными и речевыми компетенциями. Значит, для успешной адаптации детей дошкольного возраста к обучению в школе необходима коррекционно-развивающая системная работа.
Педагогическая целесообразность. Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования.
Создание комфортной образовательной среды для общего развития детей дошкольного возраста в сложный для них период перехода из дошкольного детства к школьному обучению определяет направление коррекционно-развивающей программы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы». Данная программа составлена на основании программы «Преемственность», «Программы по подготовке к школе детей 5-7 лет» (Н.А.Федосова, Е.В.Коваленко, И.А.Дядюнова и др.).
Цель: развитие социальных и психических функций в единстве детей старшего дошкольного возраста для дальнейшей успешной адаптации в социуме.
Задачи:
- формировать и развивать психические функции познавательной и эмоционально-волевой сфер;
- развивать личностные качества детей;
- сохранять и укреплять психическое здоровье детей и их эмоциональное благополучие.
Основные принципы программы:
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста;
- принцип развивающего образования;
- принцип самоценности детства;
- принцип развития творческой деятельности;
- принцип развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;
- принцип сотворчества обучающих, обучающихся и родителей;
- принцип преемственности.
Программа рассчитана на один учебный год (с сентября по май).
Групповая организованная образовательная деятельность проводится
два раза в неделю длительностью по 30 минут.
Данная программа включает в себя представления о цикличности природных процессов, тематику занятий по всем направлениям (развитие речи, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, развитие эмоционально-волевой сферы). Занятия строятся с опорой на тематический материал: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
Работа проводится по принципу спирали: с каждым новым этапом происходит углубление и расширение уже имеющихся знаний, умений, навыков детей.
Программа по развитию речи детей с нарушением эмоционально-волевой сферы рассчитана на детей 6-7 летнего возраста.
Формы подведения итогов реализации программы «Развитие речи
детей 6-7 лет с нарушением эмоционально-волевой сферы»:
- проведение «Дня открытых дверей» для родителей;
- итоговая выставка творческих работ детей.
Способы определения результативности:
- наблюдение за детьми,
- беседы, индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями;
- формирование навыков слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста;
- взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение;
- тесты.
Экспертами в оценке уровня освоения программы, которая осуществляется с помощью метода наблюдения и метода включения детей в деятельность по освоению программы, выступают педагог-воспитатель и старший воспитатель.
1.2.Психолого-возрастные и индивидуальные особенности детей 6-7лет
Физическое развитие.
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»). Ребенок имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т.п.) и здоровье, заботится о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Социально-личностное развитие
К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию, способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Он проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности, может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребенка в эти связи во многом определяет его развитие. Педагог формирует стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, педагог обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создает ситуации, побуждающие детей активно и самостоятельно применять свои знания и умения, ставит перед ними все более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Самостоятельность ребенка проявляется в способности и без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т.п.). Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умения поставить цель (или принять ее от педагога), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений создает основу для активного овладения детьми всеми видами деятельности.
Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача программы – пробудить интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно- изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Особое внимание уделяется развитию познавательной активности и интересов детей. Педагог обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. В этом возрасте дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Главное – связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста своих достижений, с потребностью познания и освоения нового.
Педагог стремится развить внимание и память детей, формирует элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Этому помогают разнообразные игры, требующие от детей сравнения объектов по нескольким признакам, поиска ошибок, запоминания, применения общего правила, выполнения действий с условиями. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание ребенок приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создает предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
Психологические особенности детей дошкольного возраста (6-7-лет). Мышление. Элементы логического мышления развиваются на основе наглядно-образного.
Речь. Развитие внутренней речи.
Произвольность познавательных процессов. Начало формирования произвольности как умения прилагать усилия и концентрировать процесс усвоения.
Объект познания. Причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
Способ познания. Самостоятельная деятельность, познавательное общение со взрослыми и сверстниками.
Условия успешности. Собственный широкий кругозор, умелость в каком-либо деле.
Формы общения. Внеситуативно-личностные.
Отношения со сверстником. Собеседник, партнер деятельности. Отношения со взрослым. Источник информации, эмоциональной поддержки.
Эмоции. Развитие высших чувств.
Игровая деятельность. Длительные игровые объединения; умения согласовывать свое поведение в соответствии с ролью.
1.3. Планируемые результаты
Планируемые результаты освоения программы – это целевые ориентиры дошкольного образования (п. 4.1. ФГОС ДО). Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры - это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Предполагается, что в результате групповой психологической организованной деятельности у детей будут сформированы следующие умения:
- ориентироваться в строении своего тела, поддерживать регуляцию движений и действий;
- понимать, что происходит «со мной» (во внутреннем мире), дифференцировать чувства, эмоции, контролировать свои эмоциональные проявления и управлять ими;
- понимать другого ребенка, вступать с ним во взаимодействие, проявлять готовность к совместной деятельности;
- ориентироваться в окружающем социальном мире;
- анализировать и произвольно регулировать свои действия и поступки.
Предполагается, что в результате организованной образовательной деятельности по развитию речи и познавательной сферы дети должны уметь:
- использовать в самостоятельной речи распространенные фразы;
- владеть навыками пересказа;
- владеть навыками диалогической речи;
- выделять существенные признаки предметов и явлений.
II. Содержательный раздел
2.1. Содержание коррекционно-развивающей программы «Развитие речи детей 6 -7 лет с нарушением эмоционально-волевой сферы»
Содержание коррекционно-развивающей программы «Развитие речи детей 6-7 лет с нарушением эмоционально-волевой сферы» определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, основными положениями возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Содержание программы направлено на коррекционное развитие детей старшего дошкольного возраста, имеющих проблемы в эмоционально-волевой сфере, рассматривает образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», предлагает формы общения и виды деятельности детей дошкольного возраста. Особенностью является осуществление интеграции по данным образовательным областям развития личности ребенка и развития устной связной речи.
2.2. Описание форм, способов, методов и средств реализации программы
Речевое развитие предполагает использование различных форм работы: педагог – дети, педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – дети, которые связаны с анализом своей и чужой речи, с самостоятельностью выбора речевого поведения в различных ситуациях.
Конкретное содержание данных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и может реализовываться в различных видах деятельности:
-игровая (включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры),
-коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
-познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними),
-восприятие художественной литературы и фольклора.
Методы:
- Наглядные:
-непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
-опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам.).
- Словесные:
-чтение и рассказывание художественных произведений;
-заучивание наизусть;
-пересказ;
-общая беседа;
-рассказывание без опоры на наглядный материал.
- Практические:
-дидактические игры и упражнения
-игры-драматизации, инсценировки;
-хороводные игры.
Средства:
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда;
- обучение родной речи в организованной деятельности;
- художественная литература;
- изобразительное искусство, музыка, театр.
На психологических занятиях используются различные арттерапевтические материалы: краски, карандаши, вода, тесто, глина, наглядные пособия, картинки, мозаика, кубики и др., что позволяет детям проявить себя творчески.
2.3. Планирование деятельности
Коррекционно-развивающая направленность программы «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями эмоционально-волевой сферы» осуществляется в соответствии с планом, устанавливающим перечень образовательных областей, основных видов организованной образовательной деятельности и объём времени, отводимого на их проведение с детьми в МБДОУ «Детский сад «Светлячок» (Приложение 1).
III. Организационный раздел
3.1.Условия реализации программы
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию программы, учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей. Предметно-пространственная развивающая среда построена на следующих принципах:
- насыщенность;
- трансформируемость;
- полифункциональность;
- вариативность;
- доступность;
- безопасность.
Образовательная среда в детском саду – это специально созданные условия, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становление его субъективной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами. В кабинете педагога-психолога и в группах имеется достаточное количество дидактических материалов, игрушек: набор кукол, набор игрушек животных, технические игрушки, игровые строительные наборы, разные виды конструкторов, пирамидки, матрешки, книжки, книжки-раскраски. В кабинете педагога-психолога проводятся:
- Индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми
- Консультативная работа с родителями и педагогами
- Развитие психических процессов (память, внимание, мышление)
- Развитие речи детей
- Коррекция звукопроизношения
- Диагностика
- Релаксация
Список литературы
1. Адилова, Л. Ролевая игра в раннем возрасте / Л.Адилова //Дошкольное воспитание.-2008.-№ 1.-С.54-57.
2. Афонькина, Ю.А.Социальное развитие детей 2-3 лет средствами фольклора / Ю.А.Афонькина, О.М.Соколовская, З.Ф.Себрукович. - Мурманск, 2012.
3.Белова, Т.В. Готов ли я к школе? Пособие для детей 5—7 лет. [Текст] / Белова Т.В., Солнцева В.А. - М.: Просвещение, 2013 г.
4. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты / А.Л.Венгер.- М.,2004.
5. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника 5-7 лет / А.Н.Веракса.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
6. Веракса, А.Н. Практический психолог в детском саду. Пособие для психологов и педагогов / А.Н. Веракса, М.Ф.Гуторова. 2-е изд., испр. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
7. .Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду [Текст] / В.В.Гербова. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
8. Коваленко, Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе: пособие для родителей [Текст] / Е.В.Коваленко, Е.А.Новик. – М.: Просвещение, 2013.
9. Степаненкова, Э.Я. Сборник подвижных игр [Текст] / Э.Я.Степаненкова.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
10. Федосова, Н.А. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. Преемственность [Текст] / Н.А. Федосова, Е.В. Коваленко, И.А. Дядюнова, А.А. Плешаков, С.И. Волкова и др. – М.: Просвещение, 2015.
11. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника [Текст] /Т.Б.Филичева, А.Р.Соболева.- Екатеринбург: Арго, 1996.
12. Филичева, Т.Б. Коррекция нарушения речи [Текст] / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 2008.
Приложение 1
Календарно-тематический план
1 – 2 недели. Диагностика (на основе стандартных диагностических методик) Цель: определение уровня актуального развития ребенка (индивидуальные занятия 2 раза в неделю). Задачи: - составить список детей для групповой работы; - развивать любознательность, умственную активность на материале «Я и мой мир» - заполнить индивидуальные Карты развития. | ||
3 неделя. Коррекционно-развивающие занятия (групповые занятия 2 раза в неделю) Цель: развитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на материале «Осень» | ||
Лексико-грамматическая сторона речи | Познавательная сфера | Эмоционально-волевая сфера |
Слова, обозначающие предметы, действия и признаки предметов | Выделение существенных признаков предметов и явлений. Признаки осени, сравнение осени с летом и зимой. Рассказ по картинкам: лето, осень, зима. | Знакомство участников группы. Установление контакта. Введение правил работы группы. Имя ребенка, работа с именем как уникальной характеристикой каждого человека. |
Понятия «живое - неживое» | Признаки предметов. Живое – неживое. Исключение лишнего. | Дифференциация эмоциональных состояний: знакомство с возможными проявлениями эмоций и чувств (мимика, пантомимика). |
4-5 недели Цель: развитие умения слушать и вступать в диалог, формулировать вопросы на материале «Я в огороде». | ||
Уменьшительно-ласкательные слова. «Скажи ласково», «Большой – маленький». | Выбор оснований для сравнения предметов. Картинки: что общего, в чем различия? | Дифференциация эмоциональных состояний: соотнесение настроения, эмоций с определенным цветом. Пантомимические этюды на выражение эмоций. |
Рассказ (описательный) | Рассказ по картинкам | Развитие групповой сплоченности, возможности членов группы взаимодействовать между собой. Удовольствие и неудовольствие. Проработка темы «Совместный труд», умение сотрудничать, делиться. Этюд на тему «Мы в огороде» |
6-7 недели Цель: развитие умения участвовать в обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество в поиске и сборе информации на материале «Я в лесу» | ||
Умение использовать притяжательные прилагательные. «Чей хвост? Чья голова?». Рассказ с описанием животного. | Классификация. Выбор основания для классификации: грибы, ягоды, фрукты и т.д. | Развитие коммуникативных навыков: драматизация эмоциональных состояний на примере сказочной «лесной истории». Развитие способности к оценке своих действий. |
8 неделя Цель: развитие умения управлять своим поведением, функций контроля, коррекции, оценки собственных действий и действий других участников занятий на материале «Животные осенью». | ||
Количественные и порядковые числительные. «Сколько? Который?». | Мыслительные операции классификации (группы вещей, группы животных: домашние, дикие, птицы, рыбы и т.д.). | Драматизация эмоциональных состояний, развитие деятельности общения. Драматизация на примере животных. Разыгрывание сказки «теремок». |
Методика «Четвертый лишний». Счет. | Закрепление материала тем «Дифференциация эмоций», «Совместный труд». | |
9 неделя Цель: развитие умения инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации на материале «Птицы» | ||
Образование именительного и родительного падежей имени существительного ед. и мн. числа: «Один предмет – много. Много чего? Много кого?» | Мыслительные операции синтеза. Составление целого из частей. «Кубики», «разрезные картинки», «Дорисуй недостающие части картинки». Срисовывание с образцов. | Развитие навыков саморегуляции и контроля собственного поведения: упражнения на регуляцию, релаксацию. Дыхательные упражнения. |
10-11 недели Цель: развитие умения позитивного разрешения конфликта – поиск и оценка способов разрешения конфликта на материале «Одежда и обувь». | ||
Одежда и обувь, обозначающие действия, которые были в прошлом. Единственное и множественное число. Составление рассказа по серии картинок. | Установление причинно-следственных связей. Рассказ по картинке. Методика «Последовательность событий» (карточки). | Тело. Работа со схемой тела, границы (физические, психологические). |
12. неделя. Цель: совершенствование в игре умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли на материале «Игрушки» | ||
Игрушки. Игры. Приставочные глаголы. Составление рассказа. Скажи, что делаешь. Скажи, что делал? | Конструирование. Собрать поделку «Кукла», собрать мозаику по образцу и т.д. | Развитие способности к самопрезентации, понимания личностных особенностей. Игрушки (рассказ игрушек о хозяевах), сюжетно-ролевая игра. |
13-14 недели Цель: обучение навыкам социально одобряемого поведения на материале «Зимние игры и забавы». | ||
Употребление форм творительного падежа имен существительных: чем мы пользуемся? Что делают этими предметами? | Развитие слухового внимания и памяти. Прослушать рассказ о зимних играх и назвать предметы, которые были упомянуты в рассказе. | Развитие навыков взаимодействия в игре, развитие способности к самовыражению. Обучение реагированию на свое эмоциональное состояние социально приемлемыми способами. |
15-16 недели Цель: обучение формам поведения в группе сверстников на материале «Зима. Новый год» | ||
Использование предлогов на, под, за. Употребление форм предложного падежа имен существительных. | Развитие зрительного внимания и памяти. Рассказ по памяти (сюжетные картинки после рассматривания закрываются). | Работа с материалом: тесто. Развитие движений руки, мелкой моторики, навыков планирования и воплощения замысла. Подарки. Обучение умению дарить и получать подарки. |
17 неделя – праздники | ||
18 неделя Цель: обучение навыкам безопасного поведения на материале темы «Дом, в котором мы живем» | ||
Использование предлогов в, из, на, под, употребление их при составлении предложений | Развитие пространственной ориентации. Самостоятельный рассказ «Дорога к моему дому». | Работа с архетипом «Дом, безопасность» |
Работа с материалом: тесто и др. | ||
19-20 недели Цель: обучение навыкам самообслуживания на материале темы «Кухня, домашняя утварь». | ||
Использование предлога с При составлении предложений, образование относительных прилагательных | Развитие ассоциативной и долговременной памяти. Рассказ о себе и своей памяти, о семейных занятиях. | Работа с потребностями. Развивающая игра «Процесс приготовления пищи и элементы столового этикета». Зарисовка посуды (пустая и полная). |
21 неделя Цель: использование наглядных схем и моделей на материале темы «Мебель» | ||
Образование относительных прилагательных. Закрепление использования предлогов в, из, на, под. | Развитие произвольного внимания. Корректурные методики. | Развитие способности к моделированию. Схема комнаты, дома. Режим дня. |
22 неделя Цель: развитие произвольного поведения, навыков контроля, самоконтроля на материале темы «Зимняя одежда, обувь» | ||
Образование относительных и притяжательных прилагательных | Развитие координации движений и профилактика нарушений зрения. Игры и упражнения. | Развитие навыков саморегуляции. |
23 неделя Цель: произвольное и самостоятельное построение грамотного речевого высказывания в устной форме на материале темы «Животные в зимнем лесу» | ||
Обучение составлению предложений с союзом а | Развитие мышления, слухового восприятия и слуховой памяти. Игры и упражнения. | Развитие способности пользоваться вербальными и невербальными средствами общения. Сказочная история. Путешествие в зимний лес. |
24 неделя Цель: произвольное и самостоятельное построение грамотного речевого высказывания в устной форме на материале темы «день защитника Отечества». | ||
Совершенствование навыка составления простых распространенных предложений. Составление предложений по картинкам. | Развитие слуховой памяти, увеличение объема слухового внимания. Игры и упражнения. Рассказ о войне. | Развитие регуляции поведения. Сюжетно-ролевая игра «Поиграем в часового». |
25 неделя Цель: понимание эмоционального состояния другого человека: мамы, сестры, подруги – на материале темы «8 Марта» | ||
Совершенствование навыка составления и распространения простых предложений с помощью слов который, которая, которое. | Развитие умения слушать собеседника и участвовать в диалоге. Игры и упражнения. Рассказ о маме, бабушке, женских заботах. | Работа над детско-родительскими отношениями. Оптимизация семейных взаимоотношений. Коллективная работа «Наши мамы». |
26-27 недели Цель: развитие наблюдательности, внимания к существенным деталям на материале темы «Весна. Животный и растительный мир весной» | ||
Использование предложно-падежных форм существительных при составлении предложения. Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы существительных. | Развитие умения ставить вопросы и взаимодействовать в поиске и сборе информации. Игры и упражнения. Рассказ о весне. | Развитие саморегуляции. Дыхательные упражнения, упражнения на напряжения и расслабление мышц. Развитие образных представлений, креативности. |
28-29 недели Цель: оценка собственных поступков и поступков других людей на материале темы «Я на улице. Транспорт». | ||
Совершенствование умения образовывать и употреблять предложно-падежные формы существительных. | Развитие произвольности и осознанности действий и поступков. Игры и упражнения. Правила светофора. | Развитие графомоторных навыков, умения работать в группе, коммуникативных навыков. Игры с правилами. |
30 неделя Цель: оценка собственных поступков и поступков других людей на материале темы «Цветы». | ||
Составление рассказа по сюжетной картинке. | Развитие произвольности и осознанности действий и поступков. Игры и упражнения. | Развитие моторики. Работа с материалом: пластилин. Развитие творческих способностей. |
31 неделя Цель: оценка собственных поступков и поступков других людей на материале темы «Рыбы». | ||
Составление рассказа по сюжетной картинке. Образование родственных слов. | Развитие произвольности и осознанности действий и поступков. Игры и упражнения. Обсуждение планов летнего отдыха. | Развитие саморегуляции. Релаксационные упражнения. Создание мозаики из кусочков цветной бумаги «Водный мир». |
32 неделя Цель: оценка собственных поступков и поступков других людей на материале темы «Насекомые». | ||
Составление рассказа по сюжетной картинке. Образование родственных слов. | Развитие произвольности и осознанности действий и поступков. Игры и упражнения. Обсуждение поведения насекомых (пчел, бабочек, муравьев). | Развитие моральных представлений. Хорошо и плохо, полезное и вредное. Коллективная творческая работа «Бабочка». |
33 неделя Цель: оценка собственных поступков и поступков других людей на материале темы «Труд на огороде». | ||
Составление рассказа по сюжетной картинке. Образование родственных слов. | Развитие произвольности и осознанности действий и поступков. Игры и упражнения. Обсуждение дел в селе, на огороде. | Развитие уверенности в себе, создание образов предметов с применением материалов: глина, крупа. |
34 неделя Цель: оценка собственных поступков и поступков других людей на материале темы «День Победы». | ||
Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Образование сложноподчиненных предложений с использованием слов если, то, когда. | Развитие произвольности и осознанности действий и поступков. Игры и упражнения. Рассказ о героях войны. | Развитие уверенности в себе, работа с самооценкой. Образ защитника. Деятельность в группе: строим крепость. |
35-36 недели Цель: оценка собственных поступков и поступков других людей на материале темы «Лето». Подведение итогов. | ||
Составление рассказов по сюжетной картинке. Закрепление пройденного. | Развитие произвольности и осознанности действий и поступков. Игры и упражнения. Времена года. | Развитие образных представлений. Работа по поддержанию положительного эмоционального фона. Закрепление пройденного. Праздник мечты. |
Приложение 2
Рисуночные методики в коррекционно-развивающей работе
Методика «Совместное рисование»
Цель: методика в детском саду направлена на выявление взаимодействия
детей в группе детского сада. Тактики, лидерства, роли, коммуникации
между детьми.
В семье: потребность в семье, потребность в собственном пространстве,
отдыхе, в уединении. Тип взаимоотношений в семье.
В коллективе педагогов: роли, лидерство, сотрудничество,
взаимодействие, для оптимизации, для снятия агрессии, на
совместимость воспитателей.
Инструкция. На одном листе нарисуйте, пожалуйста, общую
картинку, одну на двоих. Рисовать можно только карандашом
одного цвета. Во время рисования разговаривать и общаться не
разрешается. Два ребёнка без слов рисуют одну картину всего 2
цветами.
Наблюдаем:
- было ли сотрудничество;
-- даёт ли взрослый пространство ребёнку (если ребёнок рисует с
родителем);
-- даёт ли один ребёнок пространство другому;
-- кто лидер, кто подстраивается;
-- какого цвета в рисунке больше;
-- получилась ли общая картина.
Эту методику можно использовать в рисовании, лепке из пластилина.
Методика « Точки»
Цель: взаимодействие, оптимизация, снятие агрессии, совместимость.
Материал: лист белой бумаги, два цветных фломастера.
Инструкция: Поставить как можно больше точек на общем листе.
Начинаем одновременно и заканчиваем по сигналу «стоп».
Наблюдение: как дети проявляли себя в деятельности:
- тактичность, работа на своей территории;
- было состояние конкуренции, тактика: « хочу победить»;
- тактика «просто хочу заполнить пространство»;
- что за человек со мной конкурирует?
- честно ли ставит точки или нечестно;
- техника «показать себя»;
- техника «не обидеть другого, не нарушать границ другого»;
- желание обхитрить, сделать шаг вперёд;
- методика активизирует, бодрит;
- важно, чтобы «меня заметили».
Методика «Серийное рисование»
« Я расту»
Материал: лист бумаги делим на несколько частей.
В каждой части рисуем одну тему. Можно темы рисовать каждую на
отдельном листе или на отдельном занятии.
Примерные темы:
1. Когда я был маленьким
2.Моя любимая игрушка
3.Моё самое любимое занятие
4.Я и моя семья
5.Мои друзья в детском саду
6.Я иду в школу.
7.Когда я вырасту, я хочу стать…
Методика «Полянка»
Цель: исследование эмоционального состояния, потребностей,
самооценки.
Материал: бумага, с изображением полянки, любые изобразительные
средства.
Инструкция. Нарисуй на этой полянке всё, что тебе хочется.
Смотрим, что на ней рисуют: растения, животных, людей, предметы.
Интерпретация классическая: расположение на листе, использование
цвета, размеры фигурок, качество лини, эмоциональное состояние,
перспектива в рисунке, пропорции, последовательность выполнения
рисунка.
- Где ты на этой полянке?
- Хорошо тебе здесь? Почему? Ничего не хочешь изменить?
Методика « Красивый рисунок»
Цель: снижение эмоционального напряжения, эстетическое развитие.
Материал: разнообразные изобразительные средства, бумага.
Инструкция. Нарисуй, пожалуйста, красивый рисунок.
Беседа с ребёнком по содержанию рисунка:
- что здесь нарисовано, расскажи?
- какое настроение у этих героев?
- какое настроение у тебя, почему?
- кому ты подаришь этот рисунок?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование занятий по программе «Развитие речи» 1 ступень обучения (дети 5-6 лет)
Образовательная программа "Развитие речи" реализуется в учреждении дополнительного образования с целью подготовки детей дошкольного возраста к школе....
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Рабочая программа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Говорун».
Цель программы: развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения. Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценную реализ...
Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ»
Дополнительная общеразвивающая ПРОГРАММА Развитие речи детей через театрализованную деятельность «ТЕАТРАЛЬНЫЕ СТУПЕНЬКИ» ...
Коррекционная программа дополнительного образования "Говорим правильно" по развитию речи детей 5-7 лет с ОНР
Данная рабочая программа нацелена на разностороннее развитие ребенка, его связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, внимания, памяти, лог...
Рабочая программа кружка по развитию речи детей 3-4 лет.
Рабочая программа по допобразованию...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...