Рабочая программа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Говорун».
рабочая программа по теме
Цель программы: развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценную реализацию этих целей через следующие задачи:
1.Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.
2.Расширение словаря.
3.Совершенствование грамматического строя речи.
4.Развитие связной речи ( монологической и диалогической).
5.Усилие контроля над собственной речью.
6.Знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.
7.Подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.
8.Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
9.Нравственное воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_govorun.docx | 98.57 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ШКОЛА №163
(ГБОУ Школа №163)
Рабочая программа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста
«Говорун».
Подгрупповые занятия
Срок реализации 2014 – 2015 гг. Программу составил
учитель – логопед высшей категории
Калинина О.В.
Москва 2014 год.
Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей, является возможность говорить и понимать речь. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого, это служит основой для развития диалогической речи и свидетельствует о развитии у детей познавательной активности. Они принимают участие в составлении рассказа по картинке, раскрашивают и дорисовывают отдельные фрагменты, устанавливают простейшие причинно-следственные связи. Так расширяется словарь ребенка, его представления об окружающем, закрепляются и реализуются в собственном речевом опыте полученные занятия.
Вместе с интенсивным развитием речи у детей формируется контроль за собственной речью. Поэтому они часто просят взрослых воспроизвести слова или предложения, сказанные ими. Таким образом, у детей постепенно развивается грамматический строй речи.
Наше ОУ работает по программе, основанной на Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Образовательная область « Речевое развитие» этой программы предусматривает проведение всего 2-х занятий в неделю, чего совершенно недостаточно для полноценного речевого развития ребёнка. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Поэтому мною было принято решение организовать подгрупповые занятия по развитию речи детей среднего дошкольного возраста. Данная форма работы позволяет уделять внимание развитию артикуляции. Наряду с развитием мелкой моторики уделять внимание развитию тактильной чувствительности. Словесное обозначение качества ощупываемого предмета является обязательным условием процесса его осознания. Такие занятия учитывают индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в подгруппе.
Цель программы: развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения.
Данная рабочая программа представляет систему, обеспечивающую полноценную реализацию этих целей через следующие задачи:
1.Активизация смысловой стороны речи, понимания речи.
2.Расширение словаря.
3.Совершенствование грамматического строя речи.
4.Развитие связной речи ( монологической и диалогической).
5.Усилие контроля над собственной речью.
6.Знакомство со звуками и развитие умений простейшего звукового анализа.
7.Подготовка мышц артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, дыхательной системы.
8.Развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.
9.Нравственное воспитание детей.
Этим и обусловлена значимость программы, применение которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации. Рабочая программа является авторской, составленной на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и авторских технологий Т.А. Ткаченко.
В основу данной программы положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при изучении материала, который подобран с учетом актуальности той или иной темы для детей среднего возраста.
Занятия проходят в форме игры и игровых упражнений с использованием специальных символов, наглядного материала, игрушек, сказочных персонажей, фишек карточек с условным обозначением: слово - предмет, слово- признак, слово- действие; широко используются пальчиковые игры, логоритмические упражнения.
Планирование работы
группа | количество занятий в неделю | количество занятий в месяц | продолжительность занятия |
Средняя группа | 2 | 8 | 20 мин |
Примерное календарно-тематическое планирование
занятий по развитию речи (средняя группа)
№ | краткое содержание занятия |
1 | 1.Игра-мотивация «Вспомним лето!» 2.Познавательная игра, актуализация знаний игра «Польем сади огород» 3. Знакомство с органами артикуляции |
2 | 1 Познавательная игра «Весёлый язычок» 2.Проблемная ситуация- беседа «О лете» 3..Игра «Солнце и тучка» |
3 | 1.Игра-мотивация «Кто мы?» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Весёлые лягушки» |
4 | 1.Познавательная игра-актуализация знаний «Назови одним словом» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» |
5 | 1.Познавательная игра- актуализация знаний «Назови приметы осени», 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Топ-хлоп» |
6 | 1. Артикуляционная гимнастика 2. Пальчиковая гимнастика «Топ-хлоп» 3.Проблемная ситуация- беседа «Об осени», игра «С какого дерева листок» |
7 | 1.Игра-мотивация «Урожай»(овощи) 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» |
8 | 1.Игра-мотивация «Урожай»(грибы) 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» |
9 | 1. Артикуляционная, пальчиков я гимнастика. 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Назови одним словом» 3.Проблемная ситуация-беседа «О фруктах» |
10 | 1.Игра-мотивация «Ты варись, моё варенье!» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Весёлые лягушки» |
11 | 1.Игра-мотивация«Волшебный мешочек» 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Из чего салат?» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
12 | 1.Проблемная ситуация беседа « Лук - от семи недуг» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» |
13 | 1.Игра-мотивация «Как люди готовятся к холодам» 2 .Познавательная игра- актуализация знаний «Назови одним словом» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
14 | 1.Познавательная игра «Я решил сварить компот» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Топ-хлоп» |
15 | 1.Познавательная игра, актуализация знаний. беседа «О русском доме и печке» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Замок» |
16 | 1.Познавательная игра- актуализация знаний «В магазине» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Весёлые лягушки» |
17 | 1 .Проблемная ситуация-игра « По улицам города» 2.Игра «Расшифруй» 3.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
18 | 1.Игра-мотивация«Расскажи о себе» 2.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3.Проблемная ситуация-игра «Узнай по описанию» |
19 | 1.Игра-мотивация «Где живут дикие животные?» 2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3.Проблемная ситуация- беседа «Как звери готовятся к зиме?» |
20 | 1.Игра-мотивация «Любите ли вы путешествовать?» 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Разговор по телефону» 3.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
21 | 1.Проблемная ситуация- беседа «О семье» 2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3. Игра «Назови ласково» |
22 | 1.Познавательная ситуация-беседа «Откуда хлеб пришел?» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Дружная семейка» |
23 | 1.Проблемная ситуация-игра «Испечем баранки» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Весёлые лягушки» |
24 | 1. Игра-мотивация «Каких вы птиц знаете?» 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Назови одним словом» 3.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
25 | 1.Игра-мотивация «Чьи следы на снегу?». 2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3.Проблемная ситуация- игра «Назови птиц» |
26 | 1.Проблемная ситуация беседа «Что такое гололед?» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Замок» |
27 | 1.Игра-мотивация «Чьи следы на снегу?». 2.Познавательная игра- актуализация знаний беседа «О диких животных» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
28 | 1.Познавательная игра- актуализация знаний «Какое время года?» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Топ-хлоп» |
29 | 1.Познавательная игра-актуализация знаний « О домашних животных» 2.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3. Игра «Вспомни, как звали? |
30 | 1.Проблемная ситуация игра «Назови детенышей» 2.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3. Игра «Вспомни, как звали? |
31 | 1.Игра-мотивация «Послушаем зиму» 2.Познавательная игра-актуализация знаний « О деревьях» 3.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
32 | 3.Проблемная ситуация-игра «Поймай снежинку» 2.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3.Игра «опиши, что увидел?» |
33 | 1.Игра-мотивация «Назови одним словом» 2.Познавательная игра-актуализация знаний « О сельских животных» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
34 | 1.Проблемная ситуация беседа «О профессиях в селе» 2.Игра «Назови детенышей» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
35 | 1.Игра-мотивация беседа «О пользе животных и птиц» 2.Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3. Игра « Покормим птиц» |
36 | 1.Проблемная ситуация-игра : «Опиши птицу» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Замок» |
37 | 1.Игра-мотивация «Какое время года?» 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Назови одним словом» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
38 | 1.Проблемная ситуация-беседа «О рыбе» 2.Игра-мотивация «С помощью чего рыбы плавают?» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
39 | 1.Игра-мотивация «Из чего построен дом?» 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Чем отличается город от деревни?» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
40 | 1.Проблемная ситуация беседа «О городе в котором мы живем» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Мой дом» |
41 | 1.Игра-мотивация «Путешествие по нашему городу». 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Назови одним словом» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
42 | 1.Игра-мотивация « Продолжим путешествие по городу» 2. Артикуляционная гимнастика 3. Пальчиковая гимнастика «Мой дом» |
43 | 1. Проблемная ситуация беседа «О транспорте» 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Что такое «зебра?»», 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
44 | 1.Проблемная ситуация беседа «О транспорте» Продолжение 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Светофор» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
45 | 1. Игра « Что больше, что меньше?» 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Подели на группы» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
46 | 1. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Что построил строитель?», 3.Проблемная ситуация - беседа «О доме» |
47 | 1.Игра-мотивация «Для чего нужна мебель?» 2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3.Проблемная ситуация беседа «О мебели» |
48 | 1.Артикуляционная гимнастика 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Назови одним словом» 3. Пальчиковая гимнастика «Мой дом» |
49 | 1.Проблемная ситуация - беседа «Об электроприборах» 2. Игра «Наведем порядок в доме» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
50 | 1.Игра-мотивация «Путешествие по квартире». 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Назови одним словом» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
51 | 1. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Какую обувь вы знаете?» 3.Проблемная ситуация беседа «Из чего делают обувь?» |
52 | 1.Игра-мотивация «Какое время года за окном? 2. Игра « Закончи предложение» 3. Игра « С какого звука начинаются слова…?» |
53 | 1.Игра-мотивация «Что происходит весной в природе?» 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Назови одним словом» 3. Игра « С какого звука начинаются слова…?» |
54 | 1.Игра-мотивация «Назови перелетных птиц» 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Найди птенца» 3. Игра « Закончи предложение» |
55 | 1.Проблемная ситуация- беседа «О молочных продуктах» 2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3. Игра « Назови со словом много» |
56 | 1.Игра-мотивация «Что можно купить в магазине?» 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Назови одним словом» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
57 | 1.Проблемная ситуация- беседа «О воздушном транспорте» 2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3. Игра « Летает – не летает» |
58 | 1.Игра-мотивация «Где растут овощи?» 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Назови одним словом» 3.Проблемная ситуация беседа «Об овощах» |
59 | 1.Проблемная ситуация- беседа «Для чего нужны инструменты» 2. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. 3. Игра « С какого звука начинаются слова?» |
60 | 1.Игра-мотивация «Что лежит в шкафу?». 2.Познавательная игра, актуализация знаний «Назови сказочных героев», 3.Проблемная ситуация беседа «Кому принадлежит головной убор?» |
61 | 1.Игра «Один – много» 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Назови сказочных героев» 3. Игра « Из чего сделан головной убор?» |
62 | 1.Игра-мотивация «Что растет в лесу?» 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Назови одним словом» 3. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика. |
63 | 1.Познавательная игра « Цветы» 2. Игра- актуализация знаний «Найди пару» 3. Пальчиковая гимнастика «НА скамейке…» |
64 | 1.Игра-мотивация «Где растут фрукты?» 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Назови одним словом» 3.Проблемная ситуация- беседа «О фруктах» |
65 | 1.Проблемная ситуация- беседа «Какая пища полезна?» 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Витамин» 3.Игра «Закончи предложение» |
66 | 1.Проблемная ситуация беседа «О гигиене» 2.Познавательная игра- актуализация знаний «В ванной комнате» 3.Игра-мотивация «Чистюля» |
67 | 1.Проблемная ситуация беседа «О спорте» 2.Познавательная игра- актуализация знаний «Назови одним словом», 3.Игра-мотивация «Виды спорта» |
68 | 1.Игра-мотивация «Какие профессии вы знаете?» 2.Познавательная игра-актуализация знаний «Кто работает в детском саду?», 3. Игра «Составь предложение» |
Предполагаемые результаты:
Дети умеют участвовать в беседе: понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, овладевают умением описывать предмет, картину, составляют рассказ по картине, созданной с использованием дидактического материала, умеют пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. Дети умеют различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук, имеют достаточно развитый артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих, шипящих и сонорных звуков. Дети овладевают средствами интонационной выразительности.
Литература:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы" ФГОС под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Москва, Мозаика-синтез 2014г.
Ткаченко Т.А. Программа "Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет" Москва, Ювента 2008г.
Ткаченко Т.А. «Звуковой анализ и синтез. Формирование навыков». Логопедическая тетрадь. Москва, ЭКСМО 2007г.
Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте». Москва, ЭКСИО2000г.
Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. Москва, ЭКСМО 2012г.
Морозова И.А., Пушкарева М.А, «Занятия по развитию речи в специализированном детском саду», Москва, Ювента 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.
Трудно переоценить роль хорошо развитой в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение. Д...
Развитие речи детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
Статья посвящена проблемам формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования мордовских народных сказок, а так же приобщения детей к национальной культуре и традициям....
Занятие по развитию речи детей старшего дошкольного возраста по теме «День рождения деда Мороза»
Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи: Расширять информационное пространство; обогащать словарный запас; систематизи...
Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...
Экспресс-диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Чтобы заинтересовать детей, сделать обследование интересным нужны нестандартные подходы.Данная диагностика позволяет: Сократить временные рамки диагностики, провести количественную и качественную обра...
Роль книги и иллюстраций в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Презентация разработана с целью расширить представления родителей и воспитателей дошкольных образовательных учреждений о необходимости чтения детям и познакомить с критериями выбора литературы для дет...
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 - 6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста 5 -6 лет «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч»...