Рабочая программа кружка по развитию речи детей 3-4 лет.
календарно-тематическое планирование

Бурлакова Ольга Анатольевна

Рабочая программа по допобразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Развивающих логопедических занятий по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей четвёртого года жизни

на 2015-2016 уч.г.

Автор: учитель-логопед

             Бурлакова О. А.

Москва, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум  ветра,  журчание  воды.… Но  слова -  речевые  звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь  обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.

Развитие речи – её фонетической стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим – по своей направленности.

                Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха,   внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их ”тренировки“ часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление речевых дефектов у школьников, пропедевтическую логопедическую работу рекомендуется  начинать с  младшего дошкольного возраста.

        Предлагаемая программа подразумевает работу с детьми младшего дошкольного возраста в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.

Цели  программы:

 Предупреждение возникновения речевых нарушений и совершенствование    речи детей 3-4 лет, посредством игровых технологий.

В соответствии с этой целью ставятся основные задачи:

  • расширять объём понимания речи;
  • обогащать  словарный  запас;
  • формировать и совершенствовать грамматический стой речи;
  • совершенствовать фразовую речь;
  • развивать навыки  связной речи;
  • развивать фонематические процессы;
  • развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание, необходимых для успешного формирования звуко-произносительной системы языка;
  • формировать слоговую структуру слова;
  • развивать когнитивные функции (рече-слуховую память, слуховое внимание, словесно-логическое мышление)

Достижение  поставленной цели и решение  задач  осуществляется с учётом следующих принципов:

  1. принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
  2. принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
  3. принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
  4. принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком  необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
  5. принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
  6. принцип постепенного повышения требований, предполагающий  постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
  7. принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех  анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных  и  двигательных образов детей.

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ

На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 — 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель — корабль, «не зинаю» — не знаю). Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 — 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Произношение детей  четвёртого года жизни характеризуется рядом особенностей.

 1. Согласные произносятся смягченно  («лёзецька» — ложечка).

 2. Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з — в («вамок» — замок), ц — ф («фыпленок» — цыпленок), с — т  («тобака» — собака), з — д («дамок» — замок), ц — т («тветок» — цветок).

3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка», «фапка» — шапка), ж — з, в («зук», «вук» — жук), ч — ц, ть («оцки», «отьки» — очки), щ — с', т' («сетка», «тётка» — щётка).

4. Звуки  пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука); заменяются звуками л' («лямпа» — лампа, «люка» — рука),  («ямпа» — лампа, «юка» — рука).

Учитывая эти недостатки, необходимо готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.  

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эффективность развивающих логопедических занятий определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов педагогического процесса: логопеда, родителей и педагогов.

Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.

Развивающие логопедические  подгрупповые занятия по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей младшего возраста проводятся с 1 октября.

Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходный характер речевого развития.  Частота проведения занятий: 1  раз в неделю.

Количество детей: до 10 человек.

СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Содержание  работы логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, в соответствии с федеральным государственным образовательными стандартами дошкольного образования  (далее – ФГОС ДО), направлено на организацию профилактической работы  по предупреждению возникновения речевых нарушений у дошкольников;

Вся работа по предупреждению возникновения речевых нарушений у младших дошкольников строится с опорой на ведущий вид деятельности – игровую деятельность.

Перспективный план работы

Месяц

№ занятия

Лексическая тема

Развитие слухового и зрительного внимания

и восприятия, развитие фонематического восприятия,

дифференциации звуков, работа над слоговой структурой слова

Развитие просодической стороны речи, уточнение произношения звуков, воспитание общих речевых навыков

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

Развитие речевого общения, связной речи

Октябрь,

1

2

Осень. Деревья.

1.Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки.

2.Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками.

3.Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы.

1.Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и].

2.Развитие длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний.

3.Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний

4. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков

1.Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому?
кого? у кого? чем?

2.Обучение правильному построению двухсловных предложений

3.Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает?

4.Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже

1.Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений

2.Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях.

3.Обучение ответам на вопросы кто это? что это?

4.Формирование умения задавать эти вопросы.

5.Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.

6.Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.

3

4

Овощи

Ноябрь

5

6

Фрукты

7

8

Домашние птицы

Декабрь

9

10

Дикие животные

1. Развитие внимания к неречевым звукам, совершенствование умения разлить их.

2.Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

3.Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова.

4. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.

5. Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] - [а], [и] - [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] - [у].

6.Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах (Аня, кот i.

7.Составление и заучивание двусложных слов из одинаковых слогов и разных слогов

1.Воспитание речевого диафрагмального дыхания.

2.Формирование длительного плавного ротового выдоха (3—4 сек.)

3.Развитие речевого подражания.

4.Развитие силы и динамики голоса.

5.Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [б], [д], [т], [н], [м'], [п'], [б'], [д'], [т'], [н'], звукоподражаний.

6.Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях.

7. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции шипящих  звуков

8.Активизация движений речевого аппарата.

9.Воспитание умеренного темпа речи (речь с движением).

1. Формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского родов в именительном падеже (кот ~ коты, кукла куклы).

2. Формирование умения образовывать родительный падеж имен существительных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста).

3. Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою стоим стоит).

4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди).

5. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и
женского родов единственного числа в именительном падеже
(большой мяч, маленькая груша).

6. Обучение употреблению предлога у.

7. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия.

8. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов.
союза
и.

1.Формирование простого предложения.

2.Формирование фразы с прямым дополнением.

3.Обучение ответам на вопросы по демонстрации действия и по картинке.

4.Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них.

5.Формирование умения заканчивать фразу.

6.Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки.

1112

Домашние животные

Январь

13

14

Дикие птицы

15

16

Зима . Новый год.

Февраль

17

18

Кто где живёт

19

20

Кто что ест

Март

2122

Весна. Мамин день.

1.Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3—4 звуков.

2.Развитие чувства темпа и ритма.

3.Воспитание слухоречевой памяти.

4.Воспитание зрительного внимания и памяти.

Различение гласных, близких по артикуляции.

5.Сопоставление согласных в открытых слогах: [м]—[п], [м]—[н], [п]—[м], [н]-[т], [п]-[т], [т]-[к].

6.Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком (бочка точка, дом ком).

7.Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определенной звуко-слоговой структурой 

1.Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха (4—5 сек.).

2.Развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными.

3.Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса.

4.Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением).

5.Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности.

6. Активизация движений речевого аппарата.

7.Уточнение произношения свистящих и шипящих звуков.

1.Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном и творительном падежах  и родительном падеже с предлогом у (у киски).

2.Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 3.Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклоненииях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа

4.Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелительного путем «наращивания» звука [т] (сиди, сидит).

5.Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам.

6.Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке

7.Обучение согласованию подлежащего со сказуемым.

8.Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа.

9.Согласование местоимений с существительными. (Моя книжка. Мой мяч.)

10.Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах.

11.Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали).

1.Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам: кто это? что он делает? что это?

2.Подбор существительных к глаголам.

3.Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом.

4.Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях.

5.Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов.

6.Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки.

7.Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда.

2324

Дом.

Апрель

2526

Мебель, посуда

27

28

Насекомые.

Май

29

30

,Грибы,.  Ягоды

3132

Лето . Цветы  

Методическая литература.

1. Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, Мозаика-Синтез,  2011.

2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2001г.

3. В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2000г.

4. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», Москва, Просвещение, 1991г.

5. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова «Логопедическая работа с дошкольниками», Москва, «Академия», 2003г.

6. А. Герасимова, О. Жукова «Уникальная методика развития речи дошкольника», СПб, «Нева», 2002г.  «Просвещение», 1981г.

7. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», Москва,

 8.Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» (в 2-х частях), Москва, «Просвещение», 1995г.

9. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников», СПб, «Союз», 2004г.

10. М.Г. Генинг, Н.А. Герман «Обучение дошкольников правильной речи», Чебоксары, 1980г.

11. Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет), Москва, «Гном и Д», 2002г.

12. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», М., «Просвещение», 1981г.

13. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва, «Гном-Пресс», 1998г.

14. Н.В. Дурова «Фонематика», Москва, «Мозаика-Синтез», 2002г.

15. Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова» , Москва, 2001г.

16. Н.В. Новоторцева «Учимся писать, обучение грамоте в детском саду», Ярославль, «Академия развития», 1998г.

17. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия,

18. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду», М, Просвещение, 1987 г.

19. Борисенко М.Г.,Лукина Н.А «Комплексных  занятия по сказкам», М, Паритет, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.

Трудно переоценить  роль хорошо развитой  в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается  его мышление, поведение. Д...

"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).

Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....

Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на                таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...

родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"

Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....

Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4-5 лет.

Рабочая программа кружка по развитию речи у воспитанников средней группы детского сада...

Рабочая программа кружка по развитию речи детей 5-6 лет

Рабочая программа по развитию речи воспитанников старшей группы детского сада...

Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён   с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...