Рабочая программа кружка по развитию речи детей 3-4 лет.
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по допобразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка по развитию речи | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Развивающих логопедических занятий по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей четвёртого года жизни
на 2015-2016 уч.г.
Автор: учитель-логопед
Бурлакова О. А.
Москва, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ребёнка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды.… Но слова - речевые звуки с самого его рождения наиболее значимы. Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребёнка общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Вслушиваясь в слова, сопоставляя их звучание и пытаясь повторить их, ребёнок начинает не только слышать, но и различать звуки родного языка.
Развитие речи – её фонетической стороны, словарного запаса, грамматического строя – одна из важнейших задач воспитания в детском саду. Вместе с тем работа по развитию речи – это составная часть и логопедической работы с детьми, имеющими различные нарушения речи. Логопедическое воздействие, таким образом, оказывается педагогическим по своему характеру и коррекционно-развивающим – по своей направленности.
Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, внимания, дыхания, голосового и речевого аппарата. Все эти компоненты без специальной их ”тренировки“ часто не достигают нужного уровня развития. Чтобы предупредить закрепление речевых дефектов у школьников, пропедевтическую логопедическую работу рекомендуется начинать с младшего дошкольного возраста.
Предлагаемая программа подразумевает работу с детьми младшего дошкольного возраста в строгой последовательности с использованием разнохарактерных игр и упражнений, наглядности, при обеспечении высокой речевой активности детей на занятиях будет способствовать как восприятию речи, так и фонетическому её оформлению.
Цели программы:
Предупреждение возникновения речевых нарушений и совершенствование речи детей 3-4 лет, посредством игровых технологий.
В соответствии с этой целью ставятся основные задачи:
- расширять объём понимания речи;
- обогащать словарный запас;
- формировать и совершенствовать грамматический стой речи;
- совершенствовать фразовую речь;
- развивать навыки связной речи;
- развивать фонематические процессы;
- развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание, необходимых для успешного формирования звуко-произносительной системы языка;
- формировать слоговую структуру слова;
- развивать когнитивные функции (рече-слуховую память, слуховое внимание, словесно-логическое мышление)
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия – с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
На четвертом году жизни у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 — 300 слов, то к трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их. У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель — корабль, «не зинаю» — не знаю). Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 — 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»). Произношение детей четвёртого года жизни характеризуется рядом особенностей.
1. Согласные произносятся смягченно («лёзецька» — ложечка).
2. Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з — в («вамок» — замок), ц — ф («фыпленок» — цыпленок), с — т («тобака» — собака), з — д («дамок» — замок), ц — т («тветок» — цветок).
3. Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка», «фапка» — шапка), ж — з, в («зук», «вук» — жук), ч — ц, ть («оцки», «отьки» — очки), щ — с', т' («сетка», «тётка» — щётка).
4. Звуки пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука); заменяются звуками л' («лямпа» — лампа, «люка» — рука), («ямпа» — лампа, «юка» — рука).
Учитывая эти недостатки, необходимо готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Эффективность развивающих логопедических занятий определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов педагогического процесса: логопеда, родителей и педагогов.
Организация деятельности логопеда, воспитателей и других специалистов в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы.
Развивающие логопедические подгрупповые занятия по предупреждению возникновения речевых нарушений у детей младшего возраста проводятся с 1 октября.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходный характер речевого развития. Частота проведения занятий: 1 раз в неделю.
Количество детей: до 10 человек.
СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Содержание работы логопеда с детьми младшего дошкольного возраста, в соответствии с федеральным государственным образовательными стандартами дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), направлено на организацию профилактической работы по предупреждению возникновения речевых нарушений у дошкольников;
Вся работа по предупреждению возникновения речевых нарушений у младших дошкольников строится с опорой на ведущий вид деятельности – игровую деятельность.
Перспективный план работы
Месяц | № занятия | Лексическая тема | Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, развитие фонематического восприятия, дифференциации звуков, работа над слоговой структурой слова | Развитие просодической стороны речи, уточнение произношения звуков, воспитание общих речевых навыков | Формирование и совершенствование грамматического строя речи | Развитие речевого общения, связной речи |
Октябрь, | 1 2 | Осень. Деревья. | 1.Формирование внимания к неречевым звукам, умения узнавать и различать неречевые звуки. 2.Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками. 3.Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки, предметы. | 1.Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков [у], [а], [о], [и]. 2.Развитие длительного речевого выдоха (2—3 сек) на материале гласных и их сочетаний. 3.Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний 4. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции свистящих звуков | 1.Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: где? куда? откуда? кому? 2.Обучение правильному построению двухсловных предложений 3.Формирование умения отвечать на вопросы кто это? что делает? 4.Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с существительными в роде и числе в именительном падеже | 1.Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений 2.Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, упражнениях, стихотворениях. 3.Обучение ответам на вопросы кто это? что это? 4.Формирование умения задавать эти вопросы. 5.Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке. 6.Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку. |
3 4 | Овощи | |||||
Ноябрь | 5 6 | Фрукты | ||||
7 8 | Домашние птицы | |||||
Декабрь | 9 10 | Дикие животные | 1. Развитие внимания к неречевым звукам, совершенствование умения разлить их. 2.Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. 3.Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова. 4. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции. 5. Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: [а] — не [а], [у] - [а], [и] - [у], [э] - [о], [и] - [о], [э] - [у]. 6.Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двусложных и односложных словах (Аня, кот i. 7.Составление и заучивание двусложных слов из одинаковых слогов и разных слогов | 1.Воспитание речевого диафрагмального дыхания. 2.Формирование длительного плавного ротового выдоха (3—4 сек.) 3.Развитие речевого подражания. 4.Развитие силы и динамики голоса. 5.Пение гласных звуков [а], [о], [у], [и], [э], их слияний, слогов с согласными звуками [м], [п], [б], [д], [т], [н], [м'], [п'], [б'], [д'], [т'], [н'], звукоподражаний. 6.Развитие интонационной выразительности речи в звукоподражаниях. 7. С помощью упражнений артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции шипящих звуков 8.Активизация движений речевого аппарата. 9.Воспитание умеренного темпа речи (речь с движением). | 1. Формирование умения различать имена существительные единственного и множественного числа мужского и женского родов в именительном падеже (кот ~ коты, кукла — куклы). 2. Формирование умения образовывать родительный падеж имен существительных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста). 3. Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени (стою — стоим — стоит). 4. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении (иди, сиди). 5. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и 6. Обучение употреблению предлога у. 7. Обучение самостоятельному изменению числа существительных, глаголов, местоимений по демонстрации действия. 8. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов. | 1.Формирование простого предложения. 2.Формирование фразы с прямым дополнением. 3.Обучение ответам на вопросы по демонстрации действия и по картинке. 4.Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке со зрительной опорой и ответам на них. 5.Формирование умения заканчивать фразу. 6.Заучивание маленьких стихотворений с опорой на картинки. |
1112 | Домашние животные | |||||
Январь | 13 14 | Дикие птицы | ||||
15 16 | Зима . Новый год. | |||||
Февраль | 17 18 | Кто где живёт | ||||
19 20 | Кто что ест | |||||
Март | 2122 | Весна. Мамин день. | 1.Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3—4 звуков. 2.Развитие чувства темпа и ритма. 3.Воспитание слухоречевой памяти. 4.Воспитание зрительного внимания и памяти. Различение гласных, близких по артикуляции. 5.Сопоставление согласных в открытых слогах: [м]—[п], [м]—[н], [п]—[м], [н]-[т], [п]-[т], [т]-[к]. 6.Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком (бочка — точка, дом — ком). 7.Прохлопывание, отстукивание слогов в словах с определенной звуко-слоговой структурой | 1.Формирование правильного речевого диафрагмального дыхания и длительного ротового выдоха (4—5 сек.). 2.Развитие речевого подражания, пение гласных, их слияний, слогов с согласными. 3.Развитие интонационной выразительности, ритмичности речи, модуляции голоса. 4.Воспитание правильного умеренного темпа речи (речь с движением). 5.Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности. 6. Активизация движений речевого аппарата. 7.Уточнение произношения свистящих и шипящих звуков. | 1.Обучение образованию и использованию в речи существительных в дательном и творительном падежах и родительном падеже с предлогом у (у киски). 2.Обучение образованию и использованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами 3.Закрепление умения использования глаголов в инфинитиве, повелительном и изъявительном наклоненииях настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа 4.Обучение образованию глаголов изъявительного наклонения от повелительного путем «наращивания» звука [т] (сиди, сидит). 5.Обучение образованию и дифференциации глаголов 3-го лица единственного и множественного чисел изъявительного наклонения по демонстрации действий и по сюжетным картинкам, а также различению вопросов к этим глаголам. 6.Обучение детей употреблению возвратной формы глагола 2-го лица единственного числа настоящего времени по демонстрации действия и по картинке 7.Обучение согласованию подлежащего со сказуемым. 8.Согласование прилагательных, обозначающих признаки предметов, с существительными мужского и женского рода в именительном падеже единственного числа. 9.Согласование местоимений с существительными. (Моя книжка. Мой мяч.) 10.Правильное употребление местоимений меня, мне в родительном и дательном падежах. 11.Различение рода и числа глаголов прошедшего времени (упал, упала, упали). | 1.Обучение ответам на поставленные вопросы по простым сюжетным картинкам: кто это? что он делает? что это? 2.Подбор существительных к глаголам. 3.Развитие умения составлять предложения по небольшой сюжетной картинке с одним действующим лицом. 4.Развитие умения использовать инфинитив глаголов в словосочетаниях. 5.Совершенствование умения договаривать словосочетания в разучиваемых стихотворениях, при пересказе знакомых сказок и небольших рассказов. 6.Заучивание небольших песенок, потешек, стишков со зрительной опорой на картинки. 7.Развитие умения передавать содержание знакомой сказки по серии картин с помощью логопеда. |
2324 | Дом. | |||||
Апрель | 2526 | Мебель, посуда | ||||
27 28 | Насекомые. | |||||
Май | 29 30 | ,Грибы,. Ягоды | ||||
3132 | Лето . Цветы |
Методическая литература.
1. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – Москва, Мозаика-Синтез, 2011.
2. Н.В. Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2001г.
3. В.П. Балобанова, Л.Г. Богданова «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения», Санкт- Петербург, «Детство – Пресс», 2000г.
4. Миронова С.А. «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях», Москва, Просвещение, 1991г.
5. Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова «Логопедическая работа с дошкольниками», Москва, «Академия», 2003г.
6. А. Герасимова, О. Жукова «Уникальная методика развития речи дошкольника», СПб, «Нева», 2002г. «Просвещение», 1981г.
7. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения», Москва,
8.Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» (в 2-х частях), Москва, «Просвещение», 1995г.
9. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова «Формирование правильной разговорной речи у дошкольников», СПб, «Союз», 2004г.
10. М.Г. Генинг, Н.А. Герман «Обучение дошкольников правильной речи», Чебоксары, 1980г.
11. Т.А. Ткаченко «Учим говорить правильно» (система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет), Москва, «Гном и Д», 2002г.
12. Л.Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников», М., «Просвещение», 1981г.
13. В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», Москва, «Гном-Пресс», 1998г.
14. Н.В. Дурова «Фонематика», Москва, «Мозаика-Синтез», 2002г.
15. Н.С. Четверушкина «Слоговая структура слова» , Москва, 2001г.
16. Н.В. Новоторцева «Учимся писать, обучение грамоте в детском саду», Ярославль, «Академия развития», 1998г.
17. Лукина Н. А., Никкинен И. И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия,
18. Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелёва «Логопедическая работа в специальном детском саду», М, Просвещение, 1987 г.
19. Борисенко М.Г.,Лукина Н.А «Комплексных занятия по сказкам», М, Паритет, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская речь. Важный этап в развитии речи детей раннего дошкольного возраста.
Трудно переоценить роль хорошо развитой в жизни ребенка. С помощью слов дети общаются с окружающими, познают мир, формируется личность ребенка, развивается его мышление, поведение. Д...
"Система работы по развитию речи детей с нарушением интеллекта ( на уроках развития речи).
Матриал могут использовать учителя начальных классов школ всех видов....
Занятие по развитию речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Тема: Составление описательного рассказа по портрету, с опорной на таблицу – алгоритм.Цели: - Закрепить умение дете...
родительское собрание "Развитие речи детей 6-7 лет. Предупреждение нарушений письменной речи"
Материал собрания для родителей первоклассников по развитию речи и предупреждению нарушений....
Рабочая программа кружка по развитию речи детей 4-5 лет.
Рабочая программа кружка по развитию речи у воспитанников средней группы детского сада...
Рабочая программа кружка по развитию речи детей 5-6 лет
Рабочая программа по развитию речи воспитанников старшей группы детского сада...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотно...