Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»
консультация
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Большое значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в ранний период с 2 до 3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_vospitanii_rechi_detey.docx | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль семьи в воспитании речи детей.
Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был успешен в жизни, состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией в детском саду и школьной жизни.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи. Большое значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в ранний период с 2 до 3 лет.
В этом возрасте у детей стремительно растет словарный запас. Появляется более точное произношение слов, не только близкие, но все окружающие начинают понимать его речь. Ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — Можно?) так и предложениями из нескольких слов («Мама будет умываца» — Мама будет умываться). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» — Куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек» — Вот рубашка), не всегда употребляют союзы и предлоги («Миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает) и т. д. Звукопроизношение. Дети способны четко произносить только самые простые звуки: А О У И ; М Н П Б Т Д К Г Ф В Х. Характерно общее смягчение речи.
Своевременное развитие речи у всех здоровых, умственно полноценных детей происходит лишь в том случае, если окружающие ребенка близкие люди общаются с ним с первых месяцев его жизни. Вызвать тревогу у родителей должен малыш, который на третьем году жизни говорит мало или почти не говорит. В таком случае необходимо выяснить причины отставания развития речи.
Запаздывание речи обусловлено следующими причинами:
- во-первых, заболеванием ушей и носоглотки, а также длительными тяжелыми заболеваниями, которые приводят к физическому истощению;
- во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные поражения центральной нервной системы;
- в-третьих, недостатками воспитания, когда ребенок не получает от взрослых достаточно внимания, когда с ним не занимаются.
Нельзя забывать, что чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Поэтому постоянное внимание к речи ребенка — важная задача его воспитания: надо помогать ему расширять словарный запас, исправлять неточности в грамматическом строе его речи, учить правильно строить предложения и, конечно же, отвечать на его многочисленные вопросы.
Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях. Малыш сможет рассказывать о предмете только тогда, когда будет иметь достаточно ясное представление о нем, знать о его назначении, способе применения.
Ребенка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, и начинается пора бесконечных вопросов: «Что это? Почему? Зачем?» Родители не должны оставлять их без внимания. Получив ответ на интересующий его вопрос, малыш чаще будет обращаться к взрослым, что, в свою очередь, развивает его речь.
На третьем году жизни малыш уже знаком с многими предметами — это игрушки, одежда, посуда, продукты питания, мебель, то есть предметы, которые он ежедневно видит, которыми постоянно пользуется. Однако он не всегда знает, как некоторые из них называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Для того чтобы расширить представления малыша об этих предметах, не только называйте их, но и указывайте их назначение, некоторые свойства, качества: «Это сахарница. В ней лежит сахар. Это лопата, ей копают землю». Ребенок, конечно, не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить эти предметы среди других. И лишь при многократном повторении не только усвоит, как называются предметы, но и включит эти слова в свой активный словарь.
Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, спустя некоторое время спросите его, что это за предмет, зачем он нужен. Например, зачем нужна тарелка, чашка, блюдце; зачем нужен стол, стул. Некоторые дети старшего возраста нередко понимают назначение предмета однозначно. Например, считают, что бумага нужна только для того, чтобы на ней рисовать. Поэтому уже на данном возрастном этапе расширяйте круг представлений о предметах, имеющих разнообразное назначение.
Словарь ребенка этого возраста еще довольно беден прилагательными. Поэтому обращайте его внимание на цвет предметов, их величину, форму. Это не только обогатит речь ребенка, сделает его высказывания более развернутыми, полными, но также расширит представления об окружающем мире.
Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки яблоко, спросите малыша: «Что это?» «Яблоко», —ответит он. —«Какого цвета яблоко?» Если малыш не знает, скажите: «Красное (зеленое, желтое)». Предложите повторить это слово. А потом укажите на форму: «Яблоко круглое, как шарик, как маленький мячик» (то есть сравните его с другими предметами, которые уже хорошо знакомы ребенку). Потом вместе с малышом выньте из сумки остальные фрукты: лимон, грушу, мандарин, банан. Если он не сможет назвать их, подскажите ему, укажите цвет, форму, сравните с уже известными ему фруктами.
Рассматривая с малышом картинки в книге, комментируйте увиденное: «Вот синий шарик, он круглый, его держит мальчик» и т.д. Предложите ребенку самому назвать предмет («Кто это? Что это?») и указать действие («Что делает?»). Если малыш незнаком с предметом или названием действия, ответьте сами, а потом попросите ребенка повторить слова.
В общении с ребенком необходимо учитывать уровень его речевого развития, использовать простые и короткие фразы, употреблять слова, доступные и понятные малышу. Дети с большим удовольствием слушают сказки, рассказы (небольшие по объему и несложные по содержанию). Одни и те же произведения им можно читать и рассказывать по нескольку раз, интерес от этого к ним, как правило, не снижается. После того как книга прочитана, поговорите с ребенком о ее персонажах, об их характерах, задайте ему несколько вопросов, попросите рассказать содержание. Ребенок в этом возрасте с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки. При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребенку вставить нужное слово (получается как бы совместное чтение).
Детские книги должны всегда находиться в доступном для малыша месте, чтобы он мог самостоятельно пользоваться ими (рассматривать иллюстрации, рассказывать их содержание мишке, кукле).
Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: малыш учится правильно произносить звуки родного языка, внятно и отчетливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения, в свою очередь, формируются на основе хорошо развитого слухового восприятия (умение слышать и слушать речь окружающих) благодаря четкой работе артикуляционного аппарата. Поэтому очень важно приучать ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звучания; укреплять артикуляционный аппарат, то есть развивать подвижность мышц, которые принимают участие в образовании звуков.
Развитию слухового восприятия помогут разного рода звуковые игры, например:
- «Тишина» Определение окружающих звуков и шумов (тикают часы, едут машины, трамвай, стучит дождь).
- «Угадай, что звучит». Подберите 3—4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек); заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой «голос» у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребенок должен отгадать, какая игрушка звучала.
- «Угадай, где звучит». Ребенок отворачивается, а взрослый хлопает в ладоши, гремит погремушкой слева, справа, вверху или внизу. Малыш должен определить, откуда исходит звук.
- «Угадай, чей это голос» Посмотрим, кто говорит» (3-4 г.).
Подготовьте для занятия изображения животных и покажите ребенку, кто из них «как говорит». Затем изобразите «голос» одного из животных, не указывая на картинку. Пусть ребенок угадает, какое животное так «говорит».
- Взрослый выставляет перед детьми игрушки или картинки трех медведей - большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях (в сокращенном варианте), произносит соответствующие реплики и звукоподражания очень низким, средним по высоте и высоким голосом. Дети должны отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать.
- Перемещение предметов по заданию, например, взять со стола мишку и поставить его на диван (на стул, на полку, под шкаф).
- На столе разложены знакомые игрушки, картинки, предметы. Предложите ребенку посмотреть на них внимательно, а затем подать Вам сразу 2 предмета. В дальнейшем задание можно усложнить: попросите подать одновременно 4 предмета и т.д.
Одновременно с развитием слухового восприятия необходимо улучшать произносительную сторону речи: укреплять мышцы артикуляционного аппарата, воспитывать правильное произношение звуков (упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Окошко», «Лошадка», «Надуваем щеки», «Футбол», «Часики», «Вкусное варенье», «Чистим зубы», «Котенок лакает молоко», «Качели»).
Так, например, предложите ребенку уложить куклу спать. А для того чтобы кукла быстро уснула, ей надо спеть песенку. Протяжно произнесите звук [а] (а-а-а...). «У Ляли болят зубки» (о-о-о…), «Паровоз гудит « (у-у-у…) и т.д.
Быстрой переключаемости мышц с одного движения на другое способствует упражнение, имитирующее плач ребенка у-у-у-а-а-а (губы при произнесении звука [у] вытягиваются трубочкой, напряжены; при произнесении звука [а] расслаблены, рот открыт широко), или воспроизведение гула самолета у-у-у одновременно с имитацией ржания лошади и-и-и.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились прочными, совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут («Логопедические пятиминутки») Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.
Ребенка надо научить не только четко и правильно произносить звуки в словах, но и говорить достаточно громко, в умеренном темпе, используя интонационные средства выразительности.
Часто дети говорят тихо потому, что еще не умеют экономно и достаточно сильно выдыхать воздух, то есть управлять своим речевым дыханием. Поэтому начиная с двухлетнего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание. Сила и продолжительность выдоха обеспечивают плавность речи, своевременное формирование звуков, достаточную громкость голоса. Так, например, ребенок, нерационально использующий выдох, часто вынужден добирать воздух в середине фразы и даже слова, отчего нарушается плавность высказывания.
Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры:
- Играть на детских музыкальных духовых инструментах;
- Надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
- Дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки, выполнять упражнения: «Сдуй снежинку», «Чей одуванчик раньше улетит?», «Задуй свечу», «Забей мяч в ворота», «Шторм в стакане», «Пускание корабликов».
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов.
В процессе работы над речевым дыханием одежда малыша должна быть свободной, то есть не стеснять шею, грудь, живот; помещение хорошо проветрено. Нельзя проводить занятия сразу после еды (лучше через 1,5—2 часа).
Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
Обращается внимание на то, чтобы ребенок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть легким, плавным, длительным, экономным, без напряжения.
Следить за точностью направления воздушной струи.
Дозировать количество и темп упражнений. Интенсивное дутье проводится не более 5 раз за 1 прием, в течение нескольких секунд.
Для развития у ребенка умения менять громкость голоса предложите ему игру «Кто как кричит». Расскажите ребенку, что большая собака лает громко (произнесите ав-ав громко), а маленькая тихо (произнесите ав-ав тихо). Предложите ему показать, как лает большая и маленькая собака.
Если же малыш торопится высказать свои мысли, говорит очень быстро, то ему необходимо напоминать о том, что надо говорить медленнее, показывать, в каком темпе надо говорить, предлагать вместе произнести фразу, а также следить за своей речью.
Ребенок этого возраста может уже пользоваться и интонационными средствами выразительности речи (изменять голос по высоте и силе, правильно делать паузы, менять темп речи в зависимости от характера высказывания). Малыши обычно рано перенимают от взрослых тон и манеру их речи. Живая, эмоциональная речь взрослых служит хорошим образцом для подражания. Поэтому, рассказывая или читая ребенку сказку, не забывайте о выразительности своей речи.
Рассматривание и называние предметов, нарисованных в детских книгах, заучивание и воспроизведение небольших стихов и потешек будут способствовать обогащению словаря, развитию связной и интонационно выразительной речи, а также закреплению правильного произношения звуков, выработке внятного и отчетливого произнесения слов. Постоянные занятия с ребенком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Рекомендации
Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий:
- Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
- Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
- В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
- Не повторяете за ребенком «детские» слова, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Ни в коем случае не смейтесь над малышом. Просто повторите ту же фразу правильно.
- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
- Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
- Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь пока малыш, не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
- Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
- Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
- Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
- Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
- Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
- Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
- Играйте с ребёнком в речевые игры.
Желаем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей " Роль семьи в развитии речи ребенка "
Вовремя заметить трудности, разобраться в причине речевых нарушений - первоначальная задача молодого родителя "...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребёнка»
Консультация для родителей«Роль семьи в развитии речи ребёнка»...
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"
Содержание беседы направлено на формирование активной педагогической позиции родителей...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников»
Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и детей, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патр...
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25983631","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультацию для родителей «Роль родителей в развитии речи детей дошкольного возраста»
Читайте стихи — короткие и понятные, они полезны тем, что развивают память и ритм, формируют фонематический слух. Так что простые и хорошо рифмованные детские стихи и потешки тоже помогут налади...
Консультация для родителей: Роль семьи в воспитании здорового ребенка
Роль семьи в воспитании здорового ребенка...